Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны. Правописание союзов упражнения


Правописание союзов (упражнения)

Правописание союзов (упражнения)

Упражнение 1. Упражнение. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

Упражнение 2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

Упражнение 3. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.).

Упражнение 4. Объясните написание выделенных слов.

1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, били по чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк.

Упражнение 5. Перепишите, раскрывая скобки

1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома (Арс.). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш.). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 8. Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Д. О). 9. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл (посл.).

Упражнение 6. Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.

1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.

Упражнение 7. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов

1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)

Упражнение 8. Напишите текст под диктовку.

ПОСЛЕ ВИХРЯ

Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушало это спокойствие природы.

Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. Отойдя немного, я сел на камень и стал слушать. Шум ручья, который обыкновенно не замечаешь днем, вечером кажется сильнее. Внизу под обрывом плескалась рыба, поблизости тоскливо кричала птица. Я так увлекся созерцанием природы, что не заметил, как прошло время. Одежда моя стала мокнуть от росы. Я вернулся, лег к огню и тоже уснул как убитый.

(По В.К.Арсенъеву)

Главная > Школьнику > 7 класс > Правописание союзов (упражнения)

aret.ru

Разработка системы упражнений по теме "Правописание союзов в русском языке"

Упражнения по теме «Правописание союзов»

Упражнение 1

Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 

Упражнение 2 

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же)самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же)(Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же)сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

 

Упражнение 3 

Объясните написание выделенных слов.

1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 5. Непонятно, почемудо сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почемсейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, били по чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притомучится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк.

 

Упражнение 4.

Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.

1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

Упражнение 5.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.

2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.

3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.

4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.

 

intolimp.org

Союзы упражнения для тренировки | Правила русского языка · Правила русского языка

Приводим упражнения для тренировки.

1. В следующих предложениях, где можно, союзы тоже и также заменить союзом и: Мы тоже писали контрольную работу по алгебре.— И мы писали контрольную работу по алгебре.

1) Я то (же) советую тебе уехать.

2) В продолжение всего дня небо так (же) хмурилось, как и накануне.

3) Мы так (же) отправились домой.

4) Мы так (же) имели в виду сводки, полученные в течение недели.

5) Я читаю то (же), что и ты.

6) Знать и уметь не одно и то (же).

2. Придумать по 3 пары предложений со словами тоже, также, и то же, так оке.

3. Переписать, раскрывая скобки.

1) В его словах чувствовалось то (же) упорство, та (же) неукротимая страстность.

2) Выйдя на палубу, она невольно села на то (же) самое место, где сидела раньше.

3) Да, все было то (же):, все так (же), как запечатлелось в ее памяти.

4) Он всегда появлялся внезапно и так (же) внезапно исчезал, что (бы) через год-полтора снова появиться.

5) Десятки раз ему объясняют одно и то (же).

6) Все торопились, и я то (же) ускорил шаги.

4. Написать под диктовку и разобрать.

1) Во всем Краснодоне не было людей, настроенных так же спокойно и в то же время торжественно, как эти двое (Фад.).

2) Снизу лестница наверх была тоже заперта (Г.-М.).

3) Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни (Ч.).

4) Он говорил начистоту, так же, как он говорил со своими друзьями (Гран.).

5) Чтение как-то тоже не шло на ум (Г.-М.).

Союз зато учащиеся смешивают с сочетанием предлога за и указательного местоимения то.

Эти ошибки нетрудно преодолеть, так как союз почти всегда можно заменить синонимичным словом но (Дорого, зато мило.— Дорого, но мило).

В сочетании за то указательное местоимение изменяется по числам, родам, может быть заменено другим местоимением: спрятался за то дерево (за те деревья, за ту сосну, за это дерево).

Теперь переходим к союзам, которые смешиваются с сочетаниями «предлог + указательное + местоимение»: потому — по тому, оттого — от того, поэтому — по этому, притом — при том и др.

Здесь также можно использовать несколько приемов отграничения союзов от сходных сочетаний:

1) Если это союзы, то один союз всегда можно заменить другим (союзы оттого и потому синонимичны): Он торопится потому, что боится опоздать (Он торопится оттого, что боится опоздать).

2) Если это сочетание предлога с указательным местоимением, то проще всего (как мы уже делали это раньше при отграничении местоимения то в сочетаниях за то и то же) заменить одно местоимение другим или изменить число и род местоимения: Это семечко от того цветка (от этого, от тех цветов, от той яблони).

Закрепление этого правила потребует нескольких тренировочных работ.

1. Составить парные предложения со всеми данными выше союзами и сходными словосочетаниями.

2. Выделенное существительное заменить существительным другого рода или числа: За то письмо я очень вам благодарна (за ту открытку, за те письма).

1) По этому вопросу было много споров.

2) По тому мосту — ходить опасно.

3) От того леса мы шли пешком.

4) При том заводе есть вечерняя школа.

5) В то же мгновение раздался выстрел.

Для диктанта и разбора можно использовать такие предложения.

1) Вы не должны судить меня по тому, что я делаю (Т.).

2) Никакая сила не могла удержать Сережу Тюленина от того, что он задумал (Фад.).

3) По этому признаку и по тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

4) Я не мог заснуть не потому, что не устал от охоты, и не потому, что испытанная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами нам приходилось ехать (Т.).

5) Мне стало грустно и досадно не потому, что гунны вымерли, а оттого, что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.).

6) Мне грустно оттого, что весело тебе (Л.).

7) С кем поведешься, от того и наберешься (поел.).

В процессе итогового повторения полезно составить сводную таблицу.

Учащиеся ошибаются и в правописании составных союзов, состоящих из двух и более слов. Такие союзы нужно выписывать в словарики.

Затем к составным союзам учащиеся подбирают синонимичные простые союзы и составляют таблицу.

Потому что — оттого что — так как — ибо

как будто — будто бы – будто — словно

как только — лишь только — когда

с тем чтобы — для того чтобы — чтобы

вследствие того что- ввиду того что — из-за

однако же – зато — но

несмотря на то что — хотя

так что — поэтому

то есть — или

Для того чтобы учащиеся научились подбирать синонимичные союзы, предлагаем выполнить несколько упражнений.

1. В следующих предложениях заменить выделенные союзы и сочетания слов другими, близкими по смыслу.

1) Ввиду того что времени мало, надо торопиться.

2) Мы устали, потому что много прошли, зато все были довольны прогулкой.

3) Я его узнал, как только увидел, хотя раньше с ним не встречался.

4) Брат не умел плавать, но хорошо ходил на лыжах.

5) Я устал, так что гулять больше не хотелось.

6) За тем лесом показался какой-то хутор, а затем все скрылось, так как мы спустились в овраг.

2. Найти ошибки в данных предложениях и исправить их.

1) Ученик плохо отвечал, потому что не умел излагать мысли, потому что мало читал.

2) Мама тоже хотела пойти в лес, чтобы набрать черники, чтобы сварить варенье.

3) Я опоздал к поезду, так что не поехал на дачу, так что решил пойти к товарищу.

Приведенные ниже предложения можно использовать для диктанта и разбора.

1) Была та же страшная тишина. И так же неподвижно светил месяц (Вер.).

2) Для тебя десятирублевый сюртук так же хорош, как и сторублевый, одна комната для тебя то же, что для другого несколько этажей (Г.-М.).

3) Тот же разводной мост через реку, та же пристань, тот же берег с родниками— ничего не изменилось (Тендр.).

4) Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то же лицо (П.).

5) Мать усмехнулась, Николай тоже сконфуженно улыбнулся -(Ж Г.).

6) Так же, как и час назад, свистел ветер в оглоблях, так же сыпался снег (Л. Т.).

7) Отец был также печален, ему так же, как и мне, жалко было покинуть Багрово (Акс ).

8) Я открываю глаза, вижу те же кусты, то же небо, только при дневном освещении (Гарш.)

pack-me.ru

Правописание союзов

СОЮЗЫ

Чтобы,

будто,

тоже,

также,

зато,

причем,

притом

то есть, а именно,

а то, а не то,

если бы, пока не,

для того чтобы, после того как, потому что, оттого что,

как будто, однако же,

куда бы ни, с кем бы ни,

лишь только, при этом и т.д.

2) Омонимия союзов и предлогов с самостоятельными частями речи

Служебные части речи

Самостоятельные части речи

СОЮЗЫ

Зато

За (предлог) + то (местоимение)

Чтобы

Что (местоимение) + бы (частица)

Тоже

То (местоимение) + же (частица)

Также

Так (наречие) + же (частица)

Притом

При (предлог) + том (местоимение)

Причем

При (предлог) + чем (местоимение)

Оттого

От (предлог) + того (местоимение)

Потому

По (предлог) + тому (местоимение)

Поэтому

По (предлог) + этому (местоимение)

Итак

И (союз) + так (наречие)

Упражнение №1. Перепишитe, раскрывая скобки, указывая частеречную принадлежность выделенных слов.

1.1.Что (6ы) там ни говорили, никуда от этого не деться.(Сим.) 2.То (же) впечатление производило и её лицо.(Кор.) 3. Был он известентак (же) и своим замечательным знанием строевой службы.(Купр.) 4. Оказалось, что и эти людито (же) из их дивизии.(Сим.) 5. И(по) чемуже, собственно, мама не могла чувствоватьто (же), что он?(Сим.) 6. Она [Маша] думала о том, что если попадётся в руки к немцам, то её будут пытать, и она,что (бы) с ней ни делали, должна молчать.(Сим.) 7. Там были болота и тьма,(по) тому (что) лес был старый.(М.Г.) 8. Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и(от) тогожилось веселее и лучше...(М.Г.) 9. Когда начался обстрел, Синцов и Баюков немножко потянули пулемёт из амбразуры назад; на себя,что (бы) случайным осколком не ударило в дуло.(Cuм.) 10. В лощине, на пустом месте,то (же) рвались снаряды.(Сим.) 11. Мы решили ехать на такси,что (бы) не опоздать к началу спектакля. 12.При (том) заявлении приложены все необходимые справки. 13. Мы очень спешили,при (том) всё равно опоздали. 14. Нужно действовать быстро ипри (этом) безошибочно. 15.(И) так, рассмотрим конкретные примеры.

2.1. Он [Челкаш] постепенно увлёкся и вместо того,что (бы) расспрашивать парня о деревне и её делах, незаметно для себя сам стал рассказывать ему.(М.Г.) 2. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидитто (же), что и ты.(М.Г.) 3. Он [парень] быстро оглянулся вокруг и, робко моргая,то (же) вскочил с земли.(М.Г.) 4. Малинин испытывалто (же) чувство, что и многие люди, сражавшиеся в те дни под Москвой.(Сим.) 5. Баюков мог быть и молчаливым, и разговорчивым в зависимости(от) того, нравились или не нравились ему люди.(Сим.) 6. Я убил её(по) тому, мне кажется, что меня оттолкнула она.(М.Г.) 7. Ещё одна деревня впереди, как говорили, то(же) взята ито (же) перед тем сожжена.(Cuм.) 8. Но никогда не говорил ничего такого,что {бы) могло быть пересказано ко вреду его [Вадима].(Л.) 9. Погода(как) будтоулучшается. 10. Я пришёл,что (бы) поговорить с тобой. 11.(И) так, начнём урок. 12. (По) томупути идти ближе. 13. Экскурсия небольшая,(за) тоочень насыщенная. 14. Он человек образованный и(при) томочень интеллигентный.

3.1. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей,что (бы) успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору(М.Лермонтов). 2. Ичто (бы) она ни делала, зачто (бы) ни принималась – все выходит у нее красиво(И. Тургенев). 3. На то вам и красное лето дано,что (б) вечно любить это скудное поле,что (б) вечно вам милым казалось оно(Н. Некрасов). 4. Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение,что (бы) получше рассмотреть его(А. Чехов). 5. Надо было дождаться мулов вочто (бы) то ни стало(В. Арсеньев). 6. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрелянный, продымленный, только, пожалуй, слишком часто думает о том,что (бы) такое особенное придумать,что (бы) стать настоящим героем(К. Симонов).

4.1. Ты жил - ятак (же)мог бы жить(М.Лермонтов). 2. Онато (же)подошла к Павлу и, крепко стиснув его руку, заплакала(М.Горький). 3. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попаласьтак (же) одна очень странная, не виданная мною доселе рыбка(А.Куnрин). 4. Теплая небесная вода для растенийто (же)самое, что для нас любовь(М.Пришвин). 5. ъся в разные часы утра и точнотак (же)закрываются к вечеру(К. Паустовский). 7. Я решил пойти один на болото караулить - пошел нато (же)место и всетак (же)сделал, как тогда(В. Бианки).

Упражнение №2. Cпишите, объяснив слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им частей речи.

1.1. 3акончилась эта ссора тем, что обе стороны, устав ругаться, обратились к моему третейскому суду,(при) чем старались перекричать друг друга(Д.Мамин-Сибиряк). 2. Вода была тепла, но не испорчена, и(при)том ее было много(В. Гаршин). 3. Ссылка на домашние обстоятельства здесь ни(при) чем. 4. Работа будет выполнена в намеченный срок(при) том условии, что все необходимые детали поступят своевременно.

2.1. Не

\(за) то волка бьют, что он сер, а(за)то, что овцу съел(Н. Крылов). 2. Ему вдруг стало досадно на самого себя,(за)чем он так распространился перед этим барином(Н. Гоголь). 3. Прибыл он(за)тем, чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей(М. Салтыков-Щедрин). 4. Нельзя назвать бунтовщиками крестьян(за)то только, что они хлеб по шести гривен отдать не соглашались(М. Салтыков-Щедрин). 5. Вслед(за) тем он встал с постели, взял скрипку и начал строить(Л. Толстой). 6. И когда я поняла это, во мне действительно не осталось и тени кокетства нарядов, причесок, движений, но(за)то явилось белыми нитками шитое кокетство простоты(Л. Толстой). 7. Он жалел своих, скорбел о тяжкой мужичьей доле, спрашивалсебя, (от)чего бог не ко всем милостив, и снова задумывался(К. Станюкович). 8. Нельзя гнать человека только(по)тому, что вы подозреваете его в чем-то(А. Чехов). 9. Честолюбив, неудачник и(по)этому озлоблен(М. Горький). 10.(От)того ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало(А. Куприн). 11.(По)тому, что говорил "дед", ясно было, что Витька сдержал слово(А. Фадеев). 12. Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность,(по)чему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море(К. Паустовский). 13. Однажды Варюша проснулась(от)того, что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом вокно (К. Паустовский). 14.(По)чему вы судите о характере человека: по его поступкам, по манере держаться или по его словам? 15.(От)чего вам легче отказаться: от куренья или от сладостей? 16.(За)чем пойдешь, то и найдешь(Пословица).

Схема морфологического разбора ЧАСТИЦЫ

Схема анaлиза

1. Слово в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

З. Разряд частицы по функции (смысловая; эмоционально-экспрессивная; словообразующая; формообразующая).

4. Подразряд частицы по значению (отрицательная, вопросительная и др.).

5. Морфологические свойства частицы.

6. Структура частицы (простая/составная; производная/непроизводная).

7. Функция частицы в тексте.

studfiles.net

Упражнения по теме правописание союзов

Упражнения по теме «Правописание союзов» Упражнение 1Упражнение. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно. 1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). Упражнение 2 Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания 1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).Упражнение 3 Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов 1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.). Упражнение 4 Объясните написание выделенных слов. 1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, били по чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк. Упражнение 5 Перепишите, раскрывая скобки 1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома (Арс.). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш.). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 8. Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Д. О). 9. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл (посл.). Упражнение 6 Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов. 1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали. Упражнение 7 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов. 1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов) Упражнение 8 Напишите текст под диктовку. ПОСЛЕ ВИХРЯ Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушало это спокойствие природы. Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. Отойдя немного, я сел на камень и стал слушать. Шум ручья, который обыкновенно не замечаешь днем, вечером кажется сильнее. Внизу под обрывом плескалась рыба, поблизости тоскливо кричала птица. Я так увлекся созерцанием природы, что не заметил, как прошло время. Одежда моя стала мокнуть от росы. Я вернулся, лег к огню и тоже уснул как убитый. (По В.К.Арсенъеву) Упражнение 9 Напишите текст под диктовку. НА ВОЛГО-ДОНЕЗдесь берет начало Волго-Донской судоходный канал... Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. У города Калача канал достигает Дона. Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек! На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. В народе этот участок зовется «переволокой». С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон. Труд русских бурлаков был не легок. Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется— то бурлаки идут бечевой!..» Упражнение 10 Прочитайте текст. Обратите особое внимание на выделенные слова и в числе их укажите союзы. Объясните слитное написание союзов в отличие от раздельного написания местоимений с предлогами и частицами. РАБОЧИЙ ДЕНЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО Мы знаем Льва Николаевича Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала его совесть, его гуманистические взгляды на мир. В конце XIX века Толстой с семьей проводил зимние месяцы в Москве. Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал Толстой, старался заполнить свой день самыми различными занятиями затем, что считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда. Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на. это, аккуратно занимался гимнастикой. Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, зато полезной. И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом. После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня. После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений. В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 67 лет за два дня выучился ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и еще дальше. В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех их принимал. У него бывали как простые крестьяне, рабочие, так и прославленные его современники — писатели, артисты, ученые. Бывали у Толстого и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями. Всем он щедро дарил свое время, да и не только время, а и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников. Тесты по теме «Правописание союзов» 1. В каком варианте необходимо слитное написание? 1) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу. 2) У правды язык суров, за(то) душа добрая. 3) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери. 4) Лицемерие и ложь одно и то(же). 2. В каком варианте необходимо раздельное написание? 1) (За)чем пойдешь, то и найдешь. 2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. 3) Он был неправ, (при)чем еще спорил. 4) (И)так, она звалась Татьяной. 3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала». 1) тоже — всегда пишется слитно; 2) то же — всегда пишется раздельно; 3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно. 4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома, (по)чему я и оставил записку». 1) почему — всегда пишется слитно; 2) почему — здесь союз, пишется слитно; 3) почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно; 4) по чему — здесь предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно. 5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей. 1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно; 2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно; 3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно. 6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно. 1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно; 2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно; 3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно. 7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь. 1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно; 2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно; 3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно; 4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно. 8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара. 1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно; 2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно; 3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно. 9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой. 1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно; 2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно; 3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно. 10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами. 2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка. 3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать. 4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями. 11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной. 2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь. 3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось. 4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ. 12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера. 2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам. 3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно. 4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает. 13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни. 2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм. 3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит. 4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ. 14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис? 1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик. 2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент. 3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой. 4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале. С Сайта: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/162-pravopisaniesoyuzovupragneniyaitest.htmlОтветы: 1. - 2)2. - 1)3. - 3)4. - 2)5. - 3)6. - 3)7. - 3)8. - 4)9. - 4)10. - 2)11. - 1)12. - 3)13. - 2)14. - 4)

educontest.net

Персональный сайт преподавателя литераты - Упражнения по теме «Правописание союзов»

         Упражнение 1

 

Упражнение. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)тогоместа, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

 

Упражнение 2

 

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно(Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь(Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то(же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

 

Упражнение 3

 

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом(П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при(чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.).

 

Упражнение 4

 

Объясните написание выделенных слов.

1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому,что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, билипо чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк.

 

Упражнение 5

 

Перепишите, раскрывая скобки

1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома (Арс.). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш.). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 8. Из пяти человек бюро трое были за(то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Д. О). 9. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл (посл.).

 

Упражнение 6

 

Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.

1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.

 

Упражнение 7

 

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.

1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попаласьтак(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5)Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)

 

Упражнение 8

 

Прочитайте текст. Обратите особое внимание на выделенные слова и в числе их укажите союзы. Объясните слитное написание союзов в отличие от раздельного написания местоимений с предлогами и частицами.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Мы знаем Льва Николаевича Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала его совесть, его гуманистические взгляды на мир.

В конце XIX века Толстой с семьей проводил зимние месяцы в Москве.Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал Толстой, старался заполнить свой день самыми различными занятиями затем, что считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда.

Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на. это, аккуратно занимался гимнастикой. Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, затополезной. И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.

После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.

После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал затем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве,потому что в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться,насколько напряженно в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 67 лет за два дня выучился ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и еще дальше.

В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех их принимал. У него бывали как простые крестьяне, рабочие, так и прославленные его современники — писатели, артисты, ученые. Бывали у Толстого и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями.

Всем он щедро дарил свое время, да и не только время, а и самого себя.Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

filologpu15.ucoz.ru

Персональный сайт преподавателя литераты - Упражнения по теме «Правописание союзов»

 Упражнение. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.

1. Природе надо, что(бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы (Арс.). 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) (Л.Т.). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе (Арс.). 5. (И)так, все осталось по-прежнему. (И)так изо дня в день (З.Кур.). 6. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали (С.Ц.). 7. За что купил, (за)то и продаю. 8. Ты произнес свои слова так, (как)будто ты не признаешь теней, а так(же) и зла (Булг.). 9. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.). 10. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги (Кож.). 11. Он хорош собой, (при) том умен. 12. В пяти верстах (от)тогоместа, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.). 13. Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.). 14. Собаки притихли (от)того, что никто посторонний не потревожил их. 15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую (не)то высокими тополями, (не)то минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.). 16. Грянул выстрел, (за)тем все стихло. 17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, потому(что) леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.). 18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, (за)чем он так распространился перед этим барином (Г.). 19. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 20. (За)чем пойдешь, то и найдешь (Посл.). 21. (По)чему судят о людях: по уму, трудолюбию или по житейской хватке? 22. Василек во что(бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 23. (По)чем сейчас свежие помидоры? 24. (По)этому признаку и (по)тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

 

Упражнение 2

 

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно(Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь(Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то(же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

 

Упражнение 3

 

Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом(П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при(чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.).

 

Упражнение 4

 

Объясните написание выделенных слов.

1. Причем здесь старший брат, когда проступок совершил младший? 2. При том доме находится большой сад. 3. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке? 4. О человеке нужно судить по тому,что он делает для других. 5. Непонятно, почему до сих пор его нет. 6. По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра, по полету птиц или по другим признакам? 7. Один рассказывал разные небылицы, другой повторял то же. 8. Старший брат занимается хорошо, младший учится так же. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь, билипо чем попало. 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, все ясно. 14. Поступали и так и сяк.

 

Упражнение 5

 

Перепишите, раскрывая скобки

1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 2. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома (Арс.). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш.). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7, Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату (Н.О.). 8. Из пяти человек бюро трое были за(то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Д. О). 9. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл (посл.).

 

Упражнение 6

 

Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.

1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.

 

Упражнение 7

 

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.

1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попаласьтак(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5)Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)

 

Упражнение 8

 

Прочитайте текст. Обратите особое внимание на выделенные слова и в числе их укажите союзы. Объясните слитное написание союзов в отличие от раздельного написания местоимений с предлогами и частицами.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Мы знаем Льва Николаевича Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала его совесть, его гуманистические взгляды на мир.

В конце XIX века Толстой с семьей проводил зимние месяцы в Москве.Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал Толстой, старался заполнить свой день самыми различными занятиями затем, что считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда.

Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на. это, аккуратно занимался гимнастикой. Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, затополезной. И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.

После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.

После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал затем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве,потому что в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться,насколько напряженно в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 67 лет за два дня выучился ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и еще дальше.

В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех их принимал. У него бывали как простые крестьяне, рабочие, так и прославленные его современники — писатели, артисты, ученые. Бывали у Толстого и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями.

Всем он щедро дарил свое время, да и не только время, а и самого себя.Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

filologpu15.ucoz.ru


Смотрите также