Как восстанавливать речевые функции дома? Практические упражнения для восстановления речи после инсульта


Восстановление речи после инсульта книга ⋆ Лечение Сердца

Профилактика инсульта. Геморрагический и ишемический инсульт. Что делать после инсульта.

Архив статей и новости на темы: Инсульт, Профилактика инсульта, Улучшение памяти после инсульта, Реабилитация инсульта, Ишемический инсульт.

Фактор риска. Холестерин

Что такое холестерин? От чего зависит уровень холестерина, и чем может окончиться для вас превышение этого уровня? Какова вероятность инсульта?

Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Успех лечения больных с ишемическим инсультом зависит от хорошей организации оказания медицинской помощи от начальных этапов до восстановительного лечения после инсульта. Поэтому, с книгой следует не просто ознакомиться, а тщательно ее проработать.

Скачать книги об инсульте: Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Новый терапевтический справочник

(С подробным описанием эпидемиологии, скрининга и профилактики инсультов. Классификация инсультов и микроинсультов. Диагноз, лечение и профилактика повторного инсульта. Что делать после инсульта ?)

Неотложные состояния

Главная цель учебника «Неотложные состояния» — изложить правила оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи при неотложных состояниях.

Скачать книги об инсульте: Неотложные состояния

Как вернуть речь

В результате инсульта, опухоли или черепно-мозговой травмы может возникать афазия (расстройство речи). Чтобы устранить или хотя бы уменьшить последствия инсульта. необходимы усилия различных специалистов.

Скачать книги об инсульте: Как вернуть речь

Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

Сердечно-сосудистые болезни становятся главной причиной смерти человека, поражая в равной степени и бедных, и богатых. Люди, перенесшие инфаркт или инсульт, часто нуждаются в длительном лечении. И часто после инсульта восстанавливаются не полностью.

Скачать книги об инсульте: Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Инсульт — причины, профилактика, самопомощь. Исключительно наглядный и подготовленный для совершенно далеких от медицины людей, где популярно излагаются ответы на основные вопросы по заболеванию.

Скачать книги об инсульте: 36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Реабилитация после инсульта

Авторы раскрывают основные принципы реабилитации больного после инсульта, рассказывают, как ухаживать за больным, подробно описывают упражнения лечебной физкультуры на разных стадиях заболевания. Кроме того, читатели ознакомятся со специальными приемами восстановления утраченных навыков и >>>

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта

Пособие предназначено для преодоления речевых расстройств у больных с различными формами афазии после геморрагического и ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний. >>>

Восстановление речи после инсульта

Скачать книгу Оппель В.В. — Восстановление речи после инсульта

Автор: Оппель В.В.

Издательство. «Медицина», Ленинградское отделение

Формат. PDF

Язык: русский

Размер. 12 МБ

Cтраниц: 152

Год издания: 1972

Из предисловия: «Когда мы впервые предприняли попытку организации систематической работы по восстановлению речи в неврологическом отделении Ленинградской городской больницы большинство больных доставлялось в больницу с квартиры через три недели после наступления острого нарушения мозгового кровообращения. Занятия по восстановлению речи начинались с больным не ранее шестой недели заболевания, когда у больного уже закрепилось отношение к себе как человеку, который не может общаться с окружающими звучащей речью. С тех пор прошло около пятнадцати лет. В настоящее время большинство больных доставляется в стационар по поводу острого нарушения мозгового кровообращения в первые 3—12 часов заболевания, после оказания на дому дифференцированной патогенетической врачебной помощи. В больнице они получают энергичное патогенетическое лечение. В связи с этим восстановительные возможности больных заметно возросли.

Из сказанного вытекает и другой вывод: если в прошлом логопед имел дело в первую очередь с остаточными явлениями, пусть недавно, но все же уже перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, в настоящее время восстановительные занятия начинаются (в зависимости от тяжести общего состояния больного) с первой-третьей недели от начала заболевания, т. е. до завершения процессов, возникших в головном мозгу в момент инсульта. Следовательно, и методика работы не может быть той же, которой она была 10—15 лет тому назад.

За последние десятилетия огромный культуру рост населения значительно изменил уровень речево развития заболевающих, что в свою очередь измени, требования к методике восстановительных занятий перспективы восстановления речи.

Работа по восстановлению речи с больными, стр; дающими афазией, развертывается по всей стране, есть необходимость дать логопедам методическс пособие, которое помогло бы им работать сегодня.

Мы попытались осветить только несколько основных разделов восстановительной работы. При этс мы стремились выбрать те из них, которые, во-пе вых, выкристаллизовались после опубликования на! в 1963 г. книги «Восстановление речи при афазии». Во-вторых, мы осветили те разделы, которые претерпели самые значительные изменения и отработаны за последние годы.

Ссылки для ознакомления:

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

Восстановление речи после инсульта

Автор: Оппель В.В.

Название. Восстановление речи после инсульта

Издательство: «Медицина», Ленинградское отделение

Год издания: 1972

Формат. PDF

Язык: русский

Cтраниц: 152

Размер. 12 МБ

Описание: Из предисловия: «Когда мы впервые предприняли попытку организации систематической работы по восстановлению речи в неврологическом отделении Ленинградской городской больницы большинство больных доставлялось в больницу с квартиры через три недели после наступления острого нарушения мозгового кровообращения. Занятия по восстановлению речи начинались с больным не ранее шестой недели заболевания, когда у больного уже закрепилось отношение к себе как человеку, который не может общаться с окружающими звучащей речью. С тех пор прошло около пятнадцати лет. В настоящее время большинство больных доставляется в стационар по поводу острого нарушения мозгового кровообращения в первые 3—12 часов заболевания, после оказания на дому дифференцированной патогенетической врачебной помощи. В больнице они получают энергичное патогенетическое лечение. В связи с этим восстановительные возможности больных заметно возросли.

Из сказанного вытекает и другой вывод: если в прошлом логопед имел дело в первую очередь с остаточными явлениями, пусть недавно, но все же уже перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, в настоящее время восстановительные занятия начинаются (в зависимости от тяжести общего состояния больного) с первой-третьей недели от начала заболевания, т. е. до завершения процессов, возникших в головном мозгу в момент инсульта. Следовательно, и методика работы не может быть той же, которой она была 10—15 лет тому назад.

За последние десятилетия огромный культуру рост населения значительно изменил уровень речево развития заболевающих, что в свою очередь измени, требования к методике восстановительных занятий перспективы восстановления речи.

Работа по восстановлению речи с больными, стр; дающими афазией, развертывается по всей стране, есть необходимость дать логопедам методическс пособие, которое помогло бы им работать сегодня.

Мы попытались осветить только несколько основных разделов восстановительной работы. При этс мы стремились выбрать те из них, которые, во-пе вых, выкристаллизовались после опубликования на! в 1963 г. книги «Восстановление речи при афазии». Во-вторых, мы осветили те разделы, которые претерпели самые значительные изменения и отработаны за последние годы.

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

heal-cardio.ru

практические упражнения которые можно выполнять в домашних условиях

К сожалению, по данным статистики, процесс восстановления речи у людей самостоятельно занимающихся реабилитацией после инсульта происходит несколько медленнее, нежели восстановление функций движения или иных.

Так процесс предполагающий определенные практические упражнения, позволяющие первично растормозить речевые центры в головном мозге, а затем и восстановить былую функцию речи может затягиваться на годы.

Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия», где проводится реабилитация после перенесенного инсульта, травм позвоночника и хронических болей.

Проблемы с речью после апоплексии

Речевая афазия после удара

Реабилитационные сложности обычно возникают, когда у того или иного пациента после инсульта нет возможности пройти реабилитационный период в специализированных восстановительных центрах или санаториях, где к процессу возвращения, утраченных после инсульта, функций подходят комплексно.

Еще сложнее дело обстоит, когда у конкретного пациента нет возможности заниматься с логопедом в домашних условиях и его родственникам приходится осваивать новые для них техники и восстановительные методики.

Тем не менее, конечно же нельзя недооценивать роль семьи, домашних стен, любви и родственного участия в процессе восстановления речи у больных после инсульта, поскольку иногда активные практические упражнения проводимые такими пациентами дома позволяли полностью восстановить утраченные ранее функции.

ВНИМАНИЕ! Читатели рекомендуют

Для восстановления организма после перенесенного инсульта, а также для профилактики повторных ИНСУЛЬТОВ наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании 16 лекарственных трав и натуральных компонентов — Сбор Отца Георгия. Сбор Отца Георгия помогает улучшить глотательный рефлекс, восстанавливает пораженные клетки в головном мозге, речь и память. А также проводит профилактику рецидивов инсульта.

Читать о новой методике Малышевой ...

Но, чтобы восстановление речи у пострадавшего после инсульта было именно таким (быстрым и полным) важно знать и помнить несколько принципов правильной речевой реабилитации:

  • Во-первых, категорически запрещено допускать речевую изоляцию постинсультных больных! Согласитесь, крайне трудно рассчитывать на полное восстановление у пациента речи, если такой больной будет предоставлен сам себе, если с ним будут мало разговаривать, не стимулируя его ответы или участие в некой общей беседе.
  • Во-вторых, родные люди должны всегда помнить, что нельзя отчаиваться и прекращать логопедические упражнения с пациентом, даже если он упорно отказывается заниматься, не отвечая на поставленные вопросы, не участвуя в собственном восстановлении. Данный процесс хоть и невероятно сложен с психологической точки зрения, тем не менее, способствует активному восстановлению у пострадавшего после инсульта полноценного понимания внешней речи, что также немаловажно. Надо заметить, что части постинсультных больных бывает свойственно совершенно безразличное отношение к происходящему и собственному здоровью, в частности. Это не должно пугать, родственников, скорее, это должно стимулировать на еще более мягкое, но не менее активное отношение к восстановительным мероприятиям.
  • И в-третьих, выполняя любые логопедические упражнения, с постинсультным больным важно навсегда забыть, что такое агрессия. Даже некие капризы пострадавших не должны выводить его родственников из равновесия, иначе процесс реабилитации может затянуться на годы.

Универсальные логопедические приемы, для применения на дому

Не имея возможности регулярно заниматься с логопедом, важно все-таки найти возможность периодически (хотя бы один раз в месяц) приглашать такого специалиста к пострадавшему после инсульта, для контроля общего состояния и возможной коррекции специализированных упражнений.

Нужно отдавать себе отчет, что как бы активно и правильно вы не занимались с постинсультным больным, иногда ему может быть необходимо профессионально откорректировать те упражнения, которые были первично оптимальными, но которые совершенно недостаточны на сегодняшний момент времени.

Тем не менее, далее мы приведем те приемы, восстанавливающие речь постинсультных больных, которые уместны в любой ситуации, в любой момент времени и при любом поражении мозга, которые могут прекрасно дополнить специфические рекомендации врача логопеда, которые больной получит в стационаре. Итак:

Консультация врача - специалиста

Занятия с логопедом-афазиологом

  1. Важно постоянно стараться вовлечь больного в самые простые пусть даже неречевые варианты деятельности, которые будут вызывать позитивные эмоции. К примеру, можно заниматься конструированием кубиков, складыванием пазл-картинок, неким срисовыванием, рисованием предметов или сюжетов. Прекрасно подойдут игры в домино, лото и прочие, лишь бы пациент сам захотел поучаствовать в обсуждении проводимых действий.
  2. Необходимо постоянно давать пациенту простые задания, предполагающие четкое понимание вашей речи. Это может быть показ и последующее называние частей тела, бытовых предметов, неких действий на подобранных картинках и пр. В последующем важно мягко подвести больного к тому, что и ему придется называть его части тела, бытовые предметы и так далее.
  3. Невероятно важно практически постоянно стимулировать простейшие речевые диалоги, которые требуют однозначных простейших ответов, путь даже первоначально, ответов кивком головы или жестами.
  4. Необходимо также пытаться стимулировать функцию чтения и письма, предлагая пострадавшему после инсульта простейшие задания, с раскладыванием подписей под соответствующими им картинками, называние (либо хотя бы выбор) конкретных букв, цифр, предметов.

Несколько важных советов родственникам больных с афазией

Всегда важно помнить, что афазия не является психическим заболеванием, даже тогда, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла. При занятиях с такими больными категорически не допустимо повышать голос, поскольку это может напугать пострадавшего, и усугубить состояние.

Последствия удара - речевая афазия

Восстановление речевого общения

Больные с афазией невероятно чувствительны к внешнему раздражению и шуму, что означает, что с пациентом следует заниматься индивидуально, не привлекая большого количества знакомых или родственников. Такие больные значительно сложнее понимают длинные и быстро произносимые предложения, что говорит о том, что родственникам придется научится изъясняться короче и медленнее.

Категорически недопустимо прерывать таких больных во время их попыток, что-то сказать, равно, как и нежелательно заранее заканчивать фразы, начатые пациентом, как бы помогая ему.

Подобная помощь, конечно, облегчит ваше взаимопонимание, но, в итоге, окажется «медвежьей услугой» больному, который так и не научится изъясняться самостоятельно. И последнее – нельзя не сказать, что первоочередной задачей родственников может считаться не только обучение больных правильному произношению слов, но и поддержание желания самих пациентов к нормальному речевому общению.

Мы рекомендуем!

Для профилактики и восстановление после ИНСУЛЬТА наши читатели успешно используют метод от ЕЛЕНЫ МАЛЫШЕВОЙ. Внимательно изучив этот метод мы решили предложить его и Вашему вниманию.

Читать подробнее...

Вы все еще думаете что восстановиться от ИНСУЛЬТА и сердечно-сосудистых патологий невозможно!?

Вы когда-нибудь пытались восстановить работу сердца, мозга или других органов после перенесенных патологий и травм? Судя по тому, что вы читаете эту статью - вы не по наслышке знаете что такое:

  • часто возникающие неприятные ощущения в области головы (боль, головокружение)?
  • внезапное чувство слабости и усталости...
  • постоянно ощущается повышенное давление...
  • об одышке после малейшего физического напряжения и нечего говорить…

А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве ВСЕ ЭТИ СИМПТОМЫ можно терпеть? А сколько времени вы уже "слили" на неэффективное лечение? Ведь рано или поздно СИТУАЦИЯ УСУГУБИТЬСЯ.

Правильно - пора начинать кончать с этой проблемой! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивную методику от Елены Малышевой, в которой она раскрыла секрет лечения и профилактики ИНСУЛЬТОВ, и сердечно-сосудистых заболеваний. Читать дальше...

Рекомендуем прочитать:

загрузка...

proinsultmozga.ru

Читать книгу Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому! Сергея Кузнецова : онлайн чтение

Глава 4Практика восстановления функций организма
Некоторые рекомендации по развитию речи
Несколько слов о психологических проблемах после инсульта

Адаптация человека, восстанавливающегося после инсульта, чрезвычайно зависит от возможности вербального контакта с окружающими. У одних речь и движение восстанавливаются в первые же недели и месяцы после инсульта, у других остаются слегка затрудненными, а у третьих могут быть значительно ограниченными. Степень восстановления речи и движения во многом зависит от степени поражения зон мозга, отвечающих за движения или речь. Чем сильнее поражение, тем медленнее и дольше восстанавливаются нарушенные функции.

Вначале остановлюсь на возможных психологических проблемах восстановления здоровья после инсульта, которые также непременно должны учесть близкие пострадавшего.

У человека, перенесшего инсульт, могут возникать проблемы, связанные с контролем над эмоциями. Это выражается в повышенной возбудимости и быстрой смене настроения (злость, слезы, смех, крик). Пострадавший может быть угнетенным или легко приходить в состояние замешательства. Он может говорить очень грубо и вульгарно, чего никогда не случалось прежде.

Депрессия, тревога, страх, разочарование, злость, враждебность, негативизм – все эти чувства могут препятствовать восстановлению здоровья. В связи с этим окружающим не следует обращать внимание на неадекватное поведение и, наоборот, всячески поощрять адекватное и рациональное поведение. Человека, находящегося в состоянии депрессии, нельзя оставлять надолго без внимания, предоставлять самому себе. С ним необходимо разговаривать, даже если кажется, что он не слышит или не понимает вас. Его следует привлекать к выполнению повседневных бытовых дел, побуждать чаще выходить из дома, приглашать в гости знакомых и друзей. Весьма полезно общение людей, перенесших инсульт, друг с другом, включая членов их семей.

Особенности нарушения речевых функций

Нарушенный слух обычно восстанавливается через один-два месяца после развития инсульта.

При выпадении половины поля зрения одного или обоих глаз на первых порах, если потерпевший это осознает, его легко научить поворачивать голову в целях компенсации имеющегося нарушения.

После инсульта могут возникать два типа нарушений речи.

1. Расстройства, обусловленные повреждением центров речи в головном мозге.

Они выражаются в виде трудностей в подборе, произнесении или написании подходящих слов и в понимании слов, сказанных или написанных другими.

В первом случае человек способен понимать смысл обращенной к нему речи, но сам не в состоянии найти нужные слова для ответа. Пытаясь говорить, человек может повторять одно и то же слово много раз подряд или произносит казалось бы лишенные смысла фразы. При менее тяжелых повреждениях пострадавший в состоянии разговаривать, используя простые слова и короткие фразы, но при этом временами затрудняется в выборе правильных слов. Во втором случае человек может понимать только очень малую часть того, что ему говорят, а потому сам не в состоянии отвечать правильно.

2. Нарушения артикуляции в результате слабости речевых и дыхательных мышц.

В этом случае имеются нарушения произнесения слов вследствие слабости мышц губ, языка, нёба и гортани. Речь в этом случае медленная, монотонная и невнятная. Неправильно произносятся звуки или целые слова.

Различают сенсорную афазию, когда распадается представление о звуках, умение различать их на слух, и моторную афазию, когда пострадавший от инсульта теряет способность говорить, то есть не может произносить звуки речи и слова.

В первом случае пострадавший от инсульта может принять один звук за другой, спутать их и в результате не разобрать звучания слова. В русском языке особенно легко смешиваются между собой такие сходные звуки, как «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т. д. Например, слово «почка» пострадавший от инсульта воспринимает как «бочка», а слово «дочка» – как «точка». Физический слух, то есть способность слышать вообще, при этом сохраняется. В результате страдает понимание речи: пострадавший от инсульта слышит одно, а воспринимает другое.

В случае моторной афазии пострадавший от инсульта либо совсем не говорит, либо искажает звуки речи, либо заменяет один на другой из-за того, что органы артикуляции принимают неправильное положение в полости рта. Его речь прерывается паузами, в ней много ошибочных звуков, затрудняющих понимание того, что человек говорит. В результате вместо слова «стол» получается «слот», вместо «папа» – «мапа». Иногда, замечая свои ошибки, пострадавший от инсульта либо резко сокращает попытки говорить, либо вовсе отказывается от речи.

Может иметь место и смешанная форма сенсорной и моторной афазии – сенсомоторная афазия.

От этих видов афазии следует отличать дизартрию. При дизартрии пострадавший от инсульта не теряет представления о звуках речи, буквах, словах, может составлять предложения. Ему мешает говорить парез (неполный паралич) органов артикуляции: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, дыхательной мускулатуры (диафрагма, бронхи, легкие). Он может читать и писать, хорошо понимает речь. Просто для такого пострадавшего характерны замедление темпа речи, нечеткость, а иногда и неразборчивость произнесения, снижение выразительности речи (однообразная интонация, бедная сопроводительная мимика), наличие носового оттенка в речи (назализация). Часто к этому присоединяются такие неречевые симптомы, как поперхивание.

Способы восстановления речи
Подготовка к занятиям

Очень детально методики восстановления речи при разных формах афазии и дизартрии даются в книгах замечательных специалистов в этой области Т. Г. Визель, Н. Н. Амосовой, Н. И. Каплиной. Книги этих авторов я рекомендую обязательно почитать тем, кого затронула проблема речи при инсульте. В них даны пошаговые, чуть ли не ежедневные инструкции по восстановлению речи, сопровождаемые рисунками и упражнениями.

Информация, данная здесь, необходима для сведения и общего понимания проблемы. Я опишу лишь общие подходы специалистов, поскольку в каждом конкретном случае методику восстановления речи пациента должны отработать невролог и логопед. Найдете вы в этом разделе и мои собственные советы, а также рекомендации других людей, как и я прошедших горнило инсульта.

В первую очередь перед занятиями по восстановлению речи, надо объяснить пострадавшему, что его интеллект и понимание всего окружающего по сути не пострадали в результате перенесенного и в дальнейшем обязательно восстановятся. Чтобы не возникало чувство разочарования, человека, пережившего инсульт, нельзя торопить в разговоре или побуждать повторять слова и предложения. Лучше дать ему время найти нужные слова самостоятельно.

Следует задавать вопросы, требующие простых ответов – «да» или «нет». При этом говорить надо медленно и отчетливо. Можно прибегать к языку жестов и мимики. Хорошим вспомогательным средством является так называемая «доска для общения». Это доска, которая состоит из множества отдельных гнезд, содержащих рисунки, иллюстрирующие повседневные потребности человека. Пострадавший в первое время сможет выражать свои желания, показывая на соответствующий рисунок в гнезде доски. Правда, если есть зрительные расстройства и нарушения процессов мышления, то этот способ неприменим.

Простые мимические упражнения

Тем, кто имеет нарушения речи из-за слабости мышц губ, языка, нёба и (или) гортани, можно помочь, используя специальные упражнения для повышения тонуса мышц языка, губ, челюстей. Дыхательные упражнения и тренировка в произнесении слов и фраз также будут способствовать улучшению речи.

Начинать надо с разучивания упражнений для улучшения двигательных функций бровей, глаз, носа, рта, языка, губ, челюстей, с выполнением сопутствующих жестов.

Например, для выражения удивления предложите больному повыше поднимать брови, чтобы образовались горизонтальные складки на лбу, после чего глаза нужно плотно зажмуривать. Для нахмуривания нужно стараться свести брови вместе, чтобы при этом образовались вертикальные складки на лбу. Полезно сжимание губ и надувание щек. Используется и надувание губ (выражение недовольства), когда вы поднимаете подбородок и вытягиваете нижнюю губу, опускаете углы рта вниз. При имитации выражения отвращения поднимайте крылья носа, образуя диагональные складки вдоль спинки носа, и раздувайте ноздри после того, как они были сдавлены. Имитируя улыбку, поднимите углы рта вверх и в стороны. Полезно и гримасничание – например, когда вы сводите губы вместе и оттягиваете углы рта в стороны.

Для развития мышц лица рекомендуется тренировать движения глаз в направлении вверх и вправо, в направлении вниз и влево. Также полезно дышать носом, преодолевая легкое сопротивление от закрытия носа большим и указательным пальцами.

Показаны и движения языком с противодействием сопротивлению, оказываемому деревянным шпателем. Можно также плотно сжимать челюсти, а затем двигать нижней челюстью вперед и из стороны в сторону. Рекомендуется пить через трубочку, плотно сжатую губами во рту, а также делать массаж пораженных мышц лица маленьким кусочком льда.

«Гримасотерапия»

Для восстановления лицевых мышц и речи специалисты также рекомендуют несколько необычные упражнения – кривляние, гримасы перед зеркалом, вырабатывание привычки подолгу жевать пораженной стороной твердую пищу, яблоко например. Пробуйте петь, используйте для этого возможности караоке.

Тренировка слухового внимания

У тех, кто после инсульта не говорит, следует регулярно тренировать слуховое внимание, устную речь, чтение и письмо. Для таких тренировок можно использовать лото для детей младшего школьного возраста или букварь. Медленно, четко произнося слова, попросите пострадавшего показывать сначала по одному предмету, а через некоторое время по два и, наконец, по три.

Например: «Покажи ложку, покажи тарелку и хлеб, покажи чашку, сковороду, нож». За один раз предлагают показать не более 10–15 предметов, делая небольшую паузу после каждой просьбы. Например: «Покажи то, чем режут (пауза), покажи то, из чего пьют (пауза), покажи яблоко (пауза)…»

Пострадавшие от инсульта обычно лучше понимают задания, когда речь идет о названиях предметов, чем о действиях. Поэтому во время занятий приходится настойчиво повторять, какие действия совершаются с предметами: «Застегни… положи на… положи перед стаканом… в стакан… за стаканом… около стакана». Если обучаемый неточно сделал то, о чем его просили, подскажите ему, о каких действиях шла речь, или покажите, при этом еще раз озвучивая задание, как правильно надо сделать.

Иногда человек с трудом различает близкие по звучанию слова. В таком случае рекомендуется сделать схематические рисунки и подписать их: «дом», «том», «бочка», «почка», «дачка», «тачка», «трава», «дрова». Попросите потом его показать тот или иной рисунок или подпись.

По ходу занятия пострадавшему от инсульта предлагают выписывать из книги или газеты слова, начинающиеся на сходно звучащие буквы: на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так постепенно тренируется восприятие звуков речи.

Страдающие нарушением речи, даже незначительно выраженным, испытывают трудности, если около них одновременно говорят два или три человека, – больные иногда не в состоянии понять их.

Надо помнить об этом, проявлять такт, говорить медленно и не всем сразу.

Понимание речи тренируется во время произнесения слов. Чем лучше обучаемый научится их произносить, тем лучше он начинает понимать речь окружающих.

Упражнения для восстановления устной речи

Если он не в состоянии повторить отдельные слова, то следует видоизменить занятия: пусть он произносит вместе с обучающим, смотря на его губы, названия чисел от одного до десяти, названия дней недели, месяцев. В течение одного занятия эти названия повторяют не более 5–6 раз. Попробуйте петь вместе песни, которые желающий восстановиться после инсульта знает. При этом он также должен смотреть на губы поющего.

Как только он начнет правильно выговаривать слова, попросите его повторять простые, обиходные предложения: «закрой дверь», «дай носовой платок», «принеси стакан воды».

Желательно показать ему сюжетные рисунки, картинки из книг для детей, юмористических журналов. Попробуйте, чтобы он в тетради простыми предложениями, если может писать, описал сюжет картинки. Сначала он должен несколько раз услышать от вас то или иное предложение, после чего пусть напишет и прочтет в тетради подписи к картинке (например: «На улице холодно. Листья падают с деревьев. Дети идут в школу»).

Если желающий восстановиться после инсульта с трудом читает эти предложения, можно сделать так: пусть он читает каждое слово вслух, закрывает написанное листом бумаги, а затем записывает его по памяти. После чего вновь читает и исправляет допущенные ошибки. Раз от раза списывание и произнесение становятся более точными. Одновременно улучшаются понимание речи, чтение и письмо под диктовку.

Можно помочь пострадавшему от инсульта вспомнить необходимые слова, подсказывая ему эпитеты. Например: «Я мою руки туалетным… (мылом)». Так, подсказывая слово за словом, помогайте близкому человеку составить по картинкам предложение.

В более тяжелых случаях приходится показывать артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п» и других. Из них затем составляют простейшие слова. А со временем осваивают более сложные слова и из них уже строят вместе с больным отдельные фразы.

Восстановление навыков письма

Если полностью нарушена способность писать, больному предлагают воспроизвести лишь часто употребляемые слова (дом, суп, чай, рука, каша, очки, окно), имена близких людей. Он должен видеть каждое из этих слов написанным, а затем сложить их из букв разрезной азбуки. Со временем он научится складывать более сложные слова.

Если неправильно произносятся окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги, то рекомендуется поставить наводящие вопросы, например: «Кто пишет письмо? (Сын). Что сын пишет? (Письмо). Кому он пишет письмо? (Отцу)».

Строить предложения помогает нарисованная в тетради схема, хорошо известная всем со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение.

Побуждайте пострадавшего заниматься самостоятельно. Дайте ему 5–6 упражнений на заполнение пропущенных букв и слов. Например: «Дети идут… школу. Дерево стоит около… Птица… из клетки. Школьники возвращаются из…»

Восстановлению устной речи способствует чтение вслух небольших (6-12 строчек) рассказов. Их предлагается пересказать сначала с помощью наводящих вопросов, а позже самостоятельно. Чем лучше больной говорит, тем сложнее должен быть текст для чтения и пересказа.

Относительно хорошо говорящие могут писать сочинения по сложным рисункам, репродукциям картин, пересказывать содержание телепередач, статей из журналов, затем с помощью родственников исправлять свои ошибки.

Общие рекомендации

Телепередачи восстанавливающемуся после инсульта рекомендуется смотреть не более двух часов в день, так как они забиты словами, объем которых трудно вначале переработать потерпевшему после инсульта. Лучше выбирать те передачи, что вызывают положительные эмоции, а любителям спорта – репортажи со спортивных соревнований. Желающий восстановиться после инсульта невольно их комментирует, и это, несомненно, приносит пользу.

Занятия требуют терпения и такта, иногда даже немного обмана «во благо». Не исправляйте сразу все ошибки обучаемого, а лишь часть из них (из десяти ошибок – три или четыре). Одобряйте, хвалите за самые малые успехи.

Улучшают артикуляцию скороговорки. Для тренировки губ подходят скороговорки со звуками «б» и «п», а для улучшения работы языка лучше всего использовать скороговорки с акцентом на звуки «л» и «в». Например:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась.

В чистом поле – холм с кулями. Выйду на холм, куль поправлю.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковатъ да перевыколпаковатъ. Надо колокол переколоколоватъ да перевыколоколоватъ.

Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

При поражении мышц лица также назначают массаж с элементами поглаживания, разминания, растирания, вибрации.

Сам я, помимо всего прочего, строил рожицы, кривлялся, в том числе во время подготовки к врачебным процедурам в закрытых кабинках, при одевании и раздевании в закрытых кабинках, а также когда ехал за рулем автомобиля. Жевал жевательную резинку, яблоки и пищу преимущественно пораженной стороной. Пел громко с разной силой громкости и с различной интонацией, различными голосами в период поездок за рулем автомобиля, а дома – с использованием караоке.

Поскольку я плохо произносил звук «ч», я придумывал предложения с большим количеством слов, включающих этот звук, и часто их произносил. Получилась в итоге очень смешная многоговорка, которой я веселил своих близких. Также я использовал для бритья электрическую вибробритву, чтобы одновременно проводился массаж поврежденной стороны лица.

В общем, кто готов работать над собой, тот всегда найдет способы и пути восстановления поврежденных функций речи. В противном же случае человеку остается лишь искать причины, оправдывающие его ничегонеделание.

Но я уверен, что вы, мой читатель, – человек целеустремленный и ищущий, я знаю, что вы во что бы то ни стало хотите восстановить свое здоровье после инсульта. Думайте, ищите и находите новые приемы и способы. Удача обязательно будет сопутствовать вам, и радость выздоровления окажется не за горами.

Рекомендации по развитию функций конечностей
Можно ли предотвратить послеинсультные проблемы?

К сожалению, мне пока не приходилось встречать людей, перенесших инсульт, к которым с первых же дней применяли бы лечение положением, стараясь отслеживать состояние неврологических контрактур. Кого из вас контролировали, например, на предмет положения руки или ноги, кому предлагали спецвалики при лежании или ходьбе? Обычные наши мучения с ногой или рукой – результат отсутствия лечения положением с первых дней и запущенности контрактур, развившейся спастичности конечностей. А ведь их можно было бы предотвратить практически с самого начала нашей постинсультной эпопеи! Мы долго восстанавливаемся после удара именно потому, что специалисты не делали то, что должны были делать. В результате мы вынуждены сами, зачастую путем проб и ошибок, долго и нудно «выруливать» из искусственно созданной ситуации.

Но не будем о грустном, давайте лучше перейдем к практическим действиям.

Борьба с контрактурами

Начнем с того, что нога обычно выполняет меньше функций, чем рука. От нее не требуют писать письма, держать вилку, костяшки домино, чесать затылок, ковыряться в носу и т. д. Основные требования – твердая опора и уверенное выполнение одних и тех же движений. Рука же – более сложный орган, который требует значительно большей настойчивости для восстановления всех его функций.

Давайте еще раз обратимся к теории, которая, скорее всего, вам уже известна.

Представим себе, что инсульт вызвал омертвение участка головного мозга, где расположены нервные клетки (нейроны), посылающие импульсы – приказы мышцам правой руки. Наступающая в результате этого полная обездвиженность данной конечности носит название паралича, а частичная – пареза. Параличи и парезы бывают спастическими и вялыми. Отсутствие или ограничение двигательных функций в правой руке и ноге, например, носит название правостороннего гемипареза (или паралича).

Остановлюсь на более распространенных случаях спастических параличей и парезов.

Спастический парез характеризуется напряженностью мышц. При этом сгибатели на конечностях мощнее разгибателей, поэтому пальцы, например, паретичной руки, обычно согнуты, собраны в кулак, и разогнуть их пострадавший не в состоянии или делает это с большим трудом. Приходится прилагать силу, и порой значительную, чтобы выпрямить парализованные пальцы или разогнуть руку в локтевом суставе. На ноге, напротив, мощнее разгибатели, поэтому нога разогнута во всех суставах, носок стремится упереться в пол.

У меня была именно такая картина, и я долго хлопал ступней при движении вперед. При этом наружная поверхность моей стопы западала вниз и внутрь. Таким образом, одна часть мышц (в частности, руки) постоянно находится в состоянии максимального сокращения, а другая (в частности, ноги) – в состоянии максимального растяжения. И в тех и в других мышцах со временем, если активно не восстанавливаться, наступает реакция перерождения, они сильно утрачивают свою сократительную способность. Перерождению подвержены и бездействующие суставы, движения в них становятся невозможными (анкиллоз), появляются мучительные суставные боли.

Аналогичным образом расстраивается чувствительность мышц конечностей, лица, органов артикуляции. Различие состоит в том, что очаг поражения охватывает в этих случаях не двигательные, а чувствительные нервные пути. Нарушение чувствительности в одной из половин тела ощущается как онемение. Оно может быть выражено только на одной половине лица или какой-нибудь его части, только в руке (или отдельных пальцах), только в ноге (или ее части), а может распространяться на всю половину тела.

Методы восстановления гемипараличей и гемипарезов сложны и в значительной мере отличаются от методов, направленных на разработку движений вообще. Следует учитывать, что все, что вы прочитаете ниже, носит скорее познавательно-рекомендательный характер. Перед тем как приступить к действиям, обязательно проконсультируйтесь со специалистами – какие именно упражнения вам надо выполнять, с какой частотой и дозировкой.

Упражнения на предупреждение и устранение суставно-мышечных контрактур и тугоподвижности в суставах приводят к полноценному увеличению объема движений в суставах. Упражнения начинаются с активных движений пациента в доступных для него объемах, затем объем активных движений постепенно увеличивается.

iknigi.net


Смотрите также