Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями. Пособие слоговые упражнения


Травкина Ж.А. «Звукоподражание». (Приложение к пособию «Слоговые упражнения»).

Травкина Ж.А. «Звукоподражание». (Приложение к пособию «Слоговые упражнения»).

hello_html_42d49e32.png

hello_html_1fdde516.jpg

hello_html_d9faf5f.png hello_html_m43708d17.jpg

hello_html_m23ecf0d2.jpghello_html_m216e5c8c.jpg

Травкина Ж.А. «Звукоподражание». (Приложение к пособию «Слоговые упражнения».)

hello_html_1bb48399.jpg

hello_html_m2cb935e6.jpg

hello_html_m1bfce03d.gif

hello_html_6491b64c.jpg

hello_html_18e4d94b.jpg

hello_html_6f50dc05.jpghello_html_6f50dc05.jpg

Травкина Ж.А. «Звукоподражание». (Приложение к пособию «Слоговые упражнения».)

hello_html_651a6b3f.jpghello_html_m1a8349fc.jpg

hello_html_5308d8b3.jpg

hello_html_1b046d1f.jpg

hello_html_511c6e2f.jpg

hello_html_540adae8.gif

Травкина Ж.А. «Звукоподражание». (Приложение к пособию «Слоговые упражнения»)

hello_html_55bbbda9.jpg

hello_html_79b0d4fe.jpg

hello_html_m273fc3cb.jpg

hello_html_2f02ec23.jpghello_html_503c9112.jpg

Травкина Ж.А. «Звукоподражание». (Приложение у пособию «Слоговые упражнения»).

hello_html_m1624c9e1.jpg

hello_html_549cde94.jpg

hello_html_m750ed6fb.jpg

hello_html_m3decb687.jpg

hello_html_6ab45794.pnghello_html_m10c36172.jpg

Травкина Ж.А. «Звукоподражание». (Приложение у пособию «Слоговые упражнения»).

hello_html_6efe7622.jpg

hello_html_m175fc4a4.jpg

hello_html_3ec95c4f.jpghello_html_1e5b91c2.jpg

hello_html_m34dfadef.jpghello_html_m2b7948cb.jpg

Уважаемые коллеги и родители!

Картинки – звукоподражания предназначены для использования в качестве приложения к пособию «Слоговые упражнения» - часть 1 на стадии вызывания звуков у неговорящих детей, также в работе по коррекции слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Рекомендуется картинки ламинировать, разрезать, разложить на три стопки. Первая – открытый слог, используем картинки с одинаковыми гласными (му-му, ту-ту, ду-ду), или с одинаковыми согласными (му-му, ме-ме). Затем – с разными гласными и согласными(му-му, пи-пи). Вторая стопка – закрытый слог (ап-оп), третья стопка – закрытый слог, состоящий из трех звуков (кап-кап, гав-гав).

Для тех, кто работает по системе Новиковой Т.Н. данный материал может быть использован для пения под Мелодию №2 (два слога второй ударный).

О других пособиях Вы можете узнать на сайте http://logopedbutovo.ru/

С уважением. Травкина Ж.А.

infourok.ru

Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

Занятия по коррекции слоговой структуры  слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.

В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала  бывает  недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка   нет совсем или он только начал говорить.

Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми  диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и  синдроме Дауна, задержка речевого развития,  общее недоразвитие речи) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.

Логопедами  Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко  за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода  в подборе речевого материала и  классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов,  мною подобран  лексический материал   по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности  слов.

Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к  подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли  в речи окружающих и на неречевых звуках.

Чаще всего у детей с нарушениями  слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.

Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.

При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры  слова.

Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:

«начало», «середина», «конец»;

«перед», «за», «после», «между»;

«последний», «первый».

Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи  долго не могут понять и  запомнить эти  понятия, а без  их усвоения невозможно приступить к обучению звуковому  и слоговому анализу и синтезу слов.

Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Начинается работа с  уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.

Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е.  фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа  (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной  и полезной.

Далее постановка и автоматизация  нарушенных звуков ведется параллельно формированию ритмико-слоговой структуры слов.

В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается  произнесения  слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/Согласный + гласный /ба-ба-ба/;Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

Когда данные упражнения ребенку  становятся доступными, можно  проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми  словами.

1.    Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима,  лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Предложения.

Мою руки.Веду Галю.Машу Коле.Несу мыло.Даю маме.Вижу рыбу.Беру вещи.Несу вату.Хочу дыню.Еду к морю.Бегу к маме.Лиса в лесу.Ежи в норе.Часы в доме.Жарю рыбу.Лиса в яме.Нога в луже.Рыба в воде.Щука в реке.Сомы в тазу.Маки в вазе.

Составить предложения:

Пью кофе, воду, соки.Ем кашу, мясо.Несу рыбу, вещи, ноты.Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.Ношу  шубу, боты, бусы.Чищу зубы, полы, шубу, сани.Даю кашу маме, козе, Тане, папе.Даю маме вазу.Несу Кате вещи.Мама Милу в ванне мыла.

Чистоговорки:

Са-са -са на носу оса.Ло-ло-ло еду я в селоКа-ка-ка у меня рукаГа-га-га у меня ногаВа-ва-ва, на суку сидит соваВа-ва-ва, вот вода.Гуси.гуси Га-Га-ГаУ Бобы были бобы

2.    Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

ОНА  ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

ОНИ  летали, читали, бегали, носили,

Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

Хорошо, весело.

Предложения.

Машина гудела.Ворона летала.Бараны бодали.Собаку ругали.Полено рубили.Корову доили.Канаву вырыли.Марина бегала.Наташа купила бананы.Я сажаю розы,Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.Мы  носили  овощи /бумагу, сапоги/.Я купаю собаку.Я читаю газету.Я катаю колесо.Я кидаю монету

Упражнение «Что из чего?»

Дом из соломы.Газета из бумаги.Лопата из железа.Ракета из металла.Ворота из дерева.Сыр из молока.Мяч из резины.

Мету, мету, не вымету.Несу. Несу, не вынесу.

Чей предмет?

Мамина монета.Папина машина.Катина панама.Мишина газета.Васина бумага.Тетина бусина.Валины сапоги.

Добавить слог:

КАмака..ата..соба..соро..ДАпома..побе..пого..шара..ДЫпохо..наря..пара..ТАпала..ребя..каю..защи..рабо..забо..газе..высо..боло..лопа..воро..охо..копы..раке..галле..ГАбума..вата..теле..доро..раду..кура..белу..НАкоро..воро..ВАзаба..ана..оро..МАпижа..пана..ШАкопу..кало..поро..афи..

Чистоговорки:

Воду, воду, воду, воду лили, наливали.Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.Ко, ко, ко, не ходите далеко.Наша река широка, как ОкаМу, му, му, молока кому?

Муха-горюха села на ухо.Уха была неплоха, хороша была уха!

Катя упала в канаву.Около кола колокола.Дарики-дарики,Летели комарики

Один – много

Лошадь – лошадиЛебедь –Завод –Лопата –Халат –Салат –Дорога –Жираф –Чудо –Котёнок –лисёнок –утёнок –ежонок –ужонок –

3.    Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Предложения:

Вот Вася.  Вон Таня. Нет Веры.  Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад.  Там пень. Как дела? Вон лес.  Дай чай /суп, мяч, лук/.

Упражнение «Так бывает?»

У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.У кота зубы? – Да, у кота зубы.У кита ноги? – Нет у кита ног.У деда сани? – Есть у деда сани.У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.У дома ухо? – Нет у дома уха.

4.    Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф,  пенек, денек, тенек,  салон,  диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

Вадим, Тимур, Данил, Семен…

Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

Добавляем слог:

Был – за…былБил – за…былПел – за…пелДул – по…дулМёл – вы…мелПил – вы…пилНес – вы…несШел – у…шелДал – по…дал

Назови ласково:

Пень – пенекДень – денекТень – тенекДом – домикКот – котикСад – садикНос – носикШар – шарик

Лес – лесокМёд – медокЛёд – ледокДым – дымокЧас – часокВоз – возок

Чистоговорки:

Гу – гу – гуГудит гудокДы-ды-дыИдет дымокЗу-зу-зуЕдет возок

Тук, тук, тукТук, тук, тук.Это кто был тут?Это бык — бычок.Это кот -  коток.Это рак – рачок.

Мяу, мяу кот пищитУ него живот болит

Лю – ли, лю – ли, лю – лиПолетели гули.

За-за-за  Вот идет козаЗу-зу-зу  Вижу я козу.Са-са-са  Вот летит осаСы-сы-сы  Нет осыЖи-жи-жи Вот бегут ежиЩу-щу-щу Я тебя ищу.Да-да-да Вот у нас вода

Би, би, би – Гудит машина.Не поеду без бен-зина.

Ахи, ахи, ахи – ОХ!Маша сеяла горох!

Вот гудит паровоз,Он вагоны повезЧох, чох – чох!Чу – чу – чу !Далеко я качу!

Жу – жу — жу. На лужок хожу.Жу – жу – жу. На жуков гляжу.

Гуси, гусиГа – га – гаПить хотите?Да – да – да.Гуси гуси, вот вода!Так бегите вы сюда!

Укусила кису мухаИ болит у кисы ухо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Чей предмет?

Мамина сумка.Папина полка.Надина булка.Петина майка.Васин замок.Танин мячик.Любин чулок.Катин бидон.Дашин талон.Дядин топор.Васин забор.

Предложения:

Жираф ходит.Камень лежит.Козел бежит.Ветер дует.Сахар лежит.Захар рубит щепки.Толик машет рукой.Иван хочет воды.Заяц бежит.У Пети болит бок.У Коли болит нос.У Симы болит рука.Дима несет воду.Петя лечит Люду.Катя лепит пенек.

Что буду делать?

Пилю – буду пилить.Варю –Дарю –Жарю –Хожу –Ношу –Чиню –Бужу –Ношу –Верю –Думаю –Пишу –Делаю –Читаю –Нюхаю –Копаю –

Я и ты:

Я веду – и мы ведемЯ пою – и мы поемЯ несу  — и мы несемЯ беру – и мы беремЯ иду – и мы идемя сижу – и мы сидим

5.    Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Чистоговорки:

Ву-ву-ву,  я вам букву назову.Су-су-су , я вам тыкву несу.Су-су-су, киске миску несу.

Киска, киска, где твоя миска?Ест киска суп из миски.Сыта киска – пуста миска.

В гости  к Вове,В гости к Вале,В гости к Васе,В гости к Ване.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

Чистоговорки:

На окошке – кошка, под окошком клумба.

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.Вы, вы, вы, у Вовы сливы.Ил-ил-ил, я вам санки купил

В коробке – гвозди,в корзине – грозди,в кузове – грузы,в лукошке – грузди.

Ан, ан, ан, папа чинит кран.Уп, уп, уп, мама варит суп.Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

Наш Полкан попал в капкан.

Клава купила какао.Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!Прохор и Пахом ехали верхом.

У Кати колпак.

Если бы да кабы, во рту выросли грибы.Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»

Я бегу, бегу, бегуЯ на месте не стою.

Мы бежим, бежим,Мы на месте не стоим

Я по улице идуИ флажок в руке несу.

Мы по улице идемИ флажок в руке несем.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазинпеликан, пирожок, самолет, ледокол,Чистоговорки:

Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

Говорит великан великану:Головой я до неба достану!Великану в ответ великан:Выпить весь я могу океан!

На горе гогочут гуси,Под горой огонь горит.

8.    Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Назови ласково:

Оля – ОлечкаКоля – Коленька,Таня – ТанечкаМиша – МишенькаВася – ВасенькаПетя – ПетенькаСвета – СветочкаНина – НиночкаВетка – веточкаСетка – сеточкаЛента – ленточкаЛодка – лодочка

Кот – котенокУтка – утенокЛиса – лисенокЛось – лосенокВолк – волчонокЕж – ежонокУж – ужонокБелка – бельчонок

Чистоговорки:

Где мед, там и мухи.Была бы охота, закипит работа.

Лапкой Полкан палку толкал.

Покатил Костя в Кострому в гости.

У Фани фуфайка у Феди туфли.

У Вани свекла,у Вали брюква,у Васи тыква,у Вовы клюква.

Свёкла у ФёклыСохла и мокла,Мокла и сохла,Пока не засохла.

Метил в ворону, попал в корову.

Дарья дарит Дине дыни.

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.Будут все играть в футбол и забьют в ворота  гол!Ду -ду -ду, растут яблони в саду.

Спит спокойно сытый сом,Сладко смотрит сотый сон.

«Кукушка»

У леса на опушке, высоко на сукуС утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!Внизу бежит речушка по желтому песку,Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

9.    Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

«Считалка»

В небе паровоз летает,В море плавает вагон,Волк по воздуху шагает,Кто не верит – выйди вон!

Чистоговорки:

Бегемот разинул рот,булки просит бегемот.

Охотник поехал на охоту.

Говорит попугай попугаю:- Я тебя, попугай, попугаю!Попугаю в ответ попугай:Попугай! Попугай! Попугай!

Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

Что рисуют дети?

Стас рисует глобус,А Света – автобус.Стас рисует квас,А Света – ананас.Стас рисует маску,А Света – колбаску.Стас рисует сыр,А Света – сувенир.Стас рисует нос,А Света – пылесос.Стас рисует сок,А Света – поясок.(Смирнова Л.Н.)

10.     Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

Предложения и чистоговорки:Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.Кораблем управляет капитан.На клумбе цветут красные маки.В конюшне стоят кони.Катя и Коля слепили снежный ком.У Кондрата куртка коротковата.Няня нянчит Надю с Ниной.У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.

Кот копеек накопил, кошке козочку купил.А козе – капустки кочанчик хрусткий.

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зныгна – гно – гну – гныкля – клё – клю – клитля – тлё – тлю – тлинта – нто – нту – нтыста – сто – сту – стыдна – дно – дну – дныфта – фто –фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Чистоговорки:

Тетя Катя ткет ткань.Та, та, та, хвост пушистый у кота.Наш гость купил трость.Ткач ткет ткани на платье Тане.

13.    Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Стихи:

Лед да лед,Лед да лед.А пингвин по льду идет.Скользкий лед,Скользкий лед.А пингвин не упадет.

Сидит сокол в гнезде.А около – соколята этого сокола.Соколята, смирно сидите,Со скалы вниз не соскользните.

14.    Четырехсложные слова из открытых слогов:

пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Чистоговорки и стихи:

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.Кукушка кукушонку купила капюшон.Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.Водовоз вез воду из водопровода.Белые бараны били в барабаны.Надо на ножки надевать босоножки.На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит:

- Барабанить не стану!Нет настроения,Нет обстановкиНет подготовки,Не вижу морковки. (В. Берестов)

Марфина Ольга Владимировна,учитель-логопед ГБУ  «Областной реабилитационный центрдля детей и подростков с ограниченными возможностями»,г. Астрахань

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Картотека по формированию слоговой структуры слова

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Двухсложные слова из открытых слогов

( 1-ый тип слоговой структуры.)

1. 1. Упражнение «узнай, кто это?» Цель:

  1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

  2. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

  3. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

1.2. Упражнение «конец слова за тобой». Цель:

  1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

  2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

  3. Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование:мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Но нота ба баня

Ва вата ня няня

Да дата ды дыня

Ха ТА хата То НЯ Тоня

Мя мята А Аня

Би бита Ва Ваня

Фа фата Та Таня

Ка Катя и иди

Пе ТЯ Петя бу ДИ буди

Ви Витя ве веди

Ми Митя хо ходи

( Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

studfiles.net

Курдвановская н.В., Ванюкова л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания

М.: ТЦ Сфера, 2007.

В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Материал подобран таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведенный иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9

ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 9

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 10

Пропедевтический этап 11

Особенности работы с неговорящими детьми 11

Развитие понимания речи у неговорящих детей 12

Активизация речевого подражания 13

Формирование первых форм слов 15

Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных 17

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи 18

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 19

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 19

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 21

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 24

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 27

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 29

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 33

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 36

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 39

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 42

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 44

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 47

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 49

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА 50

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 52

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 53

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 54

ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 56

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 58

ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 60

СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ (ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ) 62

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 64

Приложение 71

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 71

Введение

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

— звукоподражания;

— двухсложные слова из открытых слогов;

— трехсложные слова из открытых слогов;

— односложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

— трехсложные слова с закрытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

— двухсложные слова с двумя стечениями;

— трехсложные слова с двумя стечениями;

— четырехсложные слова из открытых слогов;

— пятисложные слова из открытых слогов;

— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

— слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [р], [р']. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.

Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.

studfiles.net


Смотрите также