Арт-терапия для детей: лепка из пластилина. Пластилиновая терапия упражнения


Арт терапия лепка из пластилина -

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Мы с Вами уже рассматривали несколько видов арт-терапии для детей, такие как: песочная терапия, сказкотерапия, оригами. Сегодня будем рассматривать еще одно направление в арт терапии  лепка из пластилина. Арт-лепка из пластилина — хорошая возможность развить у ребенка творческие способности и логическое мышление. Для создания различных геометрических фигур лучше всего подходит пластилин, поскольку работать с этим материалом смогут маленькие детки, у которых ручки еще слабы.

Упомянутый материал хорошо продавливается даже под небольшим усилием. В отличие от рисования, где рисунок нельзя исправить, поделку из обработанной глины можно в любой момент исправить. В свою очередь это хорошо влияет на психику ребенка, ведь в этом случае малыш не боится сделать ошибку.

Пример для подражания

Во время сеанса «исцеления творческой лепкой» ребенок может создавать любые фигуры, которые ему нравятся больше всего. Такой подход не сдерживает детскую фантазию, позволяя малышу само выражаться. Однако все дети разные, поэтому часто многим деткам нужен пример, на который они могли бы равняться. В этом нет ничего плохого, это совершенно нормальная модель детского развития.

Учитывая необходимость обозримого примера для копирования, психолог-терапевт любезно позволит ребенку выбрать готовую пластилиновую скульптуру. Какую вылепленную модель предоставит специалист? Это зависит от поставленных целей: справится со стрессом, развить моторику, улучшить абстрактное мышление и пр.

Работа с цветом

 В процессе увлекательной лепки ребенку приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Это способствует развитию у детей творческого мышления, восприятие прекрасного. Происходит своего рода «лечение цветом». Всем известно, что различные цвета способны влиять на психику. Например, зеленый — успокаивает, в то время как горячий оранжевый — побуждает к активным действиям. Цветовая терапия подсознательно успокаивает, делает жизнь более яркой/интересной и позволяет отвлечься.

Какие положительные качества развивает лепка арт терапия у детей?

  • Улучшает мелкую моторику — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;
  • Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;
  • Учит успешно справляться со стрессовыми/тупиковыми ситуациями — взращивает у детей самостоятельность и ответственность, которые необходимы для дальнейшего развития в детском саде и обучения в общеобразовательных школах;
  • Повышение самооценки — у ребенка получается достигать своей цели, благодаря чему у ребенка возникает желание ставить новые достижимы цели;
  • Улучшение внутреннего состояния/настроения — после сеанса арт-терапии, дети ощущают внутреннее удовлетворение.

Консультация у арт-терапевта

 Обязательное мероприятие проходящее непосредственно перед началом «лечения лепкой». В ходе диалога длящегося от 1 часа до 1 ч 30 мин, специалист выяснит что Вас к нему привело. С помощью наводящих вопросов, терапевт постарается выяснить в каком направлении двигаться, на основании чего определит какие методы действительно помогут ребенку. Вся информация — полностью конфиденциальная, о ней не узнают посторонние люди и даже близкие родственники.

Сколько длится арт терапия пластилин?

Количество и частота посещений сеансов во многом зависит от потребностей ребенка и глубины проблемы. Для родителей и психолога главной целью является — улучшение внутреннего состояния малыша, приобретение стойких положительных эмоций. Обычно встречи «художественной лепки» проводят 1 раз в неделю, в особых случаях частота посещений может быть увеличена до 2—х раз. Важно понимать, что хороший эффект достигается в случае соблюдения регулярности.

 Какие техники используются при работе с пластилином?

  • Рисунок на пластмассовой основе;
  • Лепка геометрических фигур;
  • Пластилиновая аппликация;
  • Барельеф — лепка на плоскости с выступающими фигурами;
  • Работа с дополнительными материалами — нитки, ленты, солома, проволоки, пуговицы и пр.

Арт-терапия как способ развить творческие способности ребенка

 Не обязательно дожидаться пока у ребенка проявятся какие-либо отклонения, чтобы повести его на «лечение лепкой». Можно смело вести своего малыша на сеансы «знакомства с пластилином» уже в трехлетнем возрасте. Кстати, в Японии очень много талантливых людей, а все потому, что ребенка с младенчества постоянно водят на сеансы развивающие творческие способности.

Маленькие японцы скорее что-то вылепят или нарисуют, чем скажут фразу на родном языке. Такой подход уже показал свои положительные результаты, почему бы Вам не последовать этому примеру. Когда Ваше чадо еще только учится нормально говорить, у него будут заложена тяга к саморазвитию через творчество.

Лечение детей арт-терапией

Мы уже говорили о том, что пластилиновая лепка помогает ребенку подавить негативные настроения и самоутвердиться. Много деток выросших в нелегких семьях, успешно проходят «лечение пластилином» обретая душевное равновесие и желание развиваться. Возможно ребенок испытал в ранние годы сильный испуг, в таком случае арт-лепка из пластилина, поможет приобрести уверенность в себе.

 Похожие темы:

Используйте мои уроки по пластилину в арт-терапии:

 

С Уважением, Екатерина Богданова

P.S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.

semya-i-detstvo.ru

— Арт-терапия -

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, задействующий творчество и различные художественные приёмы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно и диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит, и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. С её помощью человек способен осознать свои переживания, научиться доверять себе и давать полную свободу своим действиям. В процессе занятий участник может избавиться от нежелательных эмоций, высвободить внутренние переживания, выплеснуть агрессию, творчески раскрыться и укрепить своё психологическое здоровье.

Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаённое, всё то, что мы не осознаём, но что нас «грызёт» и «душит» изнутри. Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен, даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Ещё одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и даёт изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арт-терапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.

Фразы наподобие «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить своё психическое и физическое здоровье.

Арт-терапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом ещё и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем необязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ

К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изо-терапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драма-терапию, библио-терапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединённых в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.

УПРАЖНЕНИЯ

«Работа с творческим мусором»

Для выполнения упражнения понадобится всё, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите её.

«Сказка о герое»

Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги. Усаживаемся поудобнее. Если хочется, можно включить приятную музыку. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на своё внутреннее состояние. После этого приступаем к созданию сказки. Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/её особенностями характера и образом жизни. Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия. В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение. А в финале он обретает всё то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему. Закончив написание сказки, перечитываем её ещё раз и ищем наше сходство с Героем, определяем, на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и что может нам помочь преодолеть сложности.

Упражнения с чернильными пятнами

Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции. Берём чернила, тушь, жидко разведённую гуашь и всем этим капаем посередине листа ватмана. Складываем бумагу пополам, сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен Роршаха» необходимо сделать целую серию. Когда всё будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.

Упражнение с каракулями первое

Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определённые краски, выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.

Упражнение с каракулями второе

В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведём его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.

Упражнение с каракулями третье

Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаём каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.

Упражнение с пластилином

Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно всё, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем её в то, во что захотим.

Упражнения с глиной

  • Создаём скульптурные изображения с закрытыми глазами.
  • Создаём и разрисовываем фигуры из глины.
  • Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
  • Создаём глиняные амулеты и обереги.
  • За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

"Позволяю себе играть, как ребёнку"

Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки. «Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?

Автопортрет в натуральную величину

Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнёр. Ложимся на лист, чтобы партнёр обвёл контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем всё, что сочтём нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.

Коллаж

Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д. Подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно всё, что вздумается, работу можно

Источник

sites.google.com

Практический мастер-класс (пластилино - терапия) "Сотворение мира"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации Чеховского муниципального района  Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Столбовская средняя общеобразовательная школа

*142350, Чеховский район,

п. Столбовая, ул. Школьная, д.1

е-mail [email protected]

( (8) – 49672-42-243, (8) – 49672-42-279

Педагог-психолог высшей

 квалификационной категории:

Богачева Ольга Васильевна

"Сотворение мира"

2х часовой практический мастер-класс (пластилина - терапия)Цель мастер - класса:Снижение общего уровня тревожности, гармонизация внутреннего состояния, повышение адаптивности к новым, быстро меняющимся условиям социальной и окружающей среды (переезды в другие города и страны, смена работы, расставание с людьми и.д.), а так же во внутреннем состоянии.

Способствует реабилитации людей, которые испытывают последствия стресса, при профессиональном и эмоциональном выгорании, пробуждению творческой энергии и позитивного настроя.

Название мастер - класса, выражает основной процесс занятия, в течение которого участницами из пластилина создается Мир, а затем человек. Сам процесс является терапевтическим.

В процессе мастер - класса развивается стрессоустойчивость, и способность безболезненно справляться с жизненными переменами и внутренними трансформациями. Так, как в быстро меняющихся условиях социальной и окружающей среды, многим сложно приспосабливаться к этим переменам самостоятельно. Вследствие чего, возникают стрессы, повышенная тревожность, ухудшение общего эмоционального состояния, а так же профессиональное и эмоциональное выгорание.

В течение занятия, при создании и сворачивании Мира и человека, участницы понимают:

  1. какое, из 4 состояний по стихиям, преобладает на данный момент, на сколько, сложно менять свое социальное окружение, города, работу и т.д., и одновременно, прорабатывают свои страхи и установки связанные с переменами
  2. на сколько человек целостен, прорабатывается внутренняя раздробленность
  3. в процессе дарения подарков, понимают, сколько отдают, а, сколько берут от других людей, как отдают и берут
  4. на сколько, тяжело менять свое окружение и меняться самим, прорабатываются страхи перемен, новых этапов в жизни и внутренней трансформации

После мастер - класса, участники получат простой инструмент, благодаря которому, легче будет происходить внутренняя трансформация, адаптация к новым, быстро меняющимся условиям социальной и окружающей среды.

"Сотворение мира"Расположитесь в кругу и тихо включите спокойную музыку. В центр круга можно поставить столик с пластилином и картоном. Для проведения занятия Вы можете использовать следующий текст.«Для того чтобы команда работала эффективно, важно, чтобы каждый из нас постоянно Созидал самого себя. Каждый из нас — Творец. Мы все — творим миры. И сейчас пришло время вспомнить об этом и пережить это.А знаете ли вы, как был сотворен мир? Множество легенд и мифов повествуют об этом. И вот один из них.Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь огромная черная бездна. Царство Хаоса. К северу от нее лежало царство туманов, к югу — царство огня. Тихо, светло и жарко было в царстве огня, так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить. В царстве туманов, напротив, господствовали вечный холод и мрак.Но вот в царстве туманов забил родник. Двенадцать мощных потоков взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих потоков в лед, но родник бил не переставая, ледяные глыбы росли и все ближе и ближе подвигались к царству огня. Наконец, лед подошел так близко к царству огня, что стал таять.Из таявшего льда возникла гигантская корова. Четыре мо¬лочные реки потекли из ее вымени. Зеленых пастбищ еще не было, и корова паслась на льду, облизывая соленые ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день — целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант. Прародитель богов.Шло время, мир менялся, огромные силы царства хаоса должны были быть обузданными. Эту задачу выполнили боги. Они брали из хаоса, царств огня и туманов вещество и создавали землю, воду, огонь и воздух. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того что¬бы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.Сотворив мир, боги надумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди.Так это было или иначе, неизвестно. Но ясно одно — каждый из нас имеет внутри себя Творца. И у каждого из нас он проявляется по-своему. Каждый день мы создаем внутри себя и вокруг себя новый мир, часто даже не замечая этого. Мудрецы говорят, что мы несем в себе частицу Бога, создавшего мир. И сегодня нам предстоит создать свой собственный мир.

Вы видите перед собой разноцветный пластилин. Разнообразные вещества в руках богов подобны пластилину или глине, они легко воплощают любую идею богов.Итак, сначала создали боги землю. Давайте возьмем пластилин, который поможет нам создать землю. Подержим его в своих руках. И, разминая его и придавая ему форму, создадим землю.

Создавая землю, — комментируете Вы в процессе игры, — боги думали о том, какой плодородной она будет. Они знали, что земля даст будущему человеку ощущения уверенности, прочности, научит его создавать предметы материального ми¬ра, строить дома, обустраивать свой быт. Они знали, что земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие. Они знали, что земля даст человеку богатство и научит пра¬вильно им распоряжаться... Итак, боги создали землю.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусством каждого. Но затем боги подумали: надо чем-то удобрить землю, и пусть этим станет вода. Они отложили созданную ими землю. Взяли другой кусочек вещества (пластилина) и начали создавать воду.

Создавая воду, — комментируете Вы, пока все заняты созданием воды, — боги думали о том, какой живительной и чистой она будет. Они знали, что вода напитает землю, и та даст богатый урожай. Они знали, что вода будет дарить человеку очищение; она напитает его внутренний мир разнообразными переживаниями и разовьет его чувствительность... Итак, боги создали воду.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусством каждого. Затем боги соединили землю и воду в чудесную композицию... и показали ее другим богам.Затем боги отложили землю и воду для того, чтобы посвятить себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества (пластилина) и начали создавать огонь...

Создавая огонь, боги думали о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Они знали, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека и помогать ему жить и творить. Они знали, что огонь укрепит дух человека и напитает его высокими устремлениями... Итак, боги создали огонь.

Они любовались своим творением, и показывали его другим богам. Огонь нисколько не обжигал божественные руки. Они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир создан... Но нет, для жизни необходим еще один элемент — воздух. Боги отложили свои композиции и взяли по кусочку вещества {пластилина}, необходимого для создания воздуха.

Создавая воздух, боги думали о том, что он будет связы¬вать все элементы. Они знали, что он подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Они знали, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит, поможет им учиться и узнавать новое... Итак, боги создали воздух.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам. А потом они соединили воедино землю, воду, огонь и воздух.

Так были созданы эти миры, и боги любовались ими и показывали их друг другу. Они поражались и восхищались тем, насколько разными были сотворенные ими миры».После небольшого спонтанного обмена впечатлениями, можно переходить ко второму сюжету. Для этого Вы можете использовать следующий текст.

«Итак, боги полюбовались созданными мирами. Теперь пришло время населить их. И задумали боги создать человека. Им хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который они сотворили. Поэтому они решили создать человека из того вещества, из которого создали мир.Боги не привязывались к результатам своего труда. Они хотели, чтобы созданный ими мир был внутри человека. Поэтому они взяли тот мир, который только что создали, в свои руки. Согрели его своим божественным теплом, и... скатали в шар.

(Справится с сопротивлением помогут фото сделанных миров).

В руках богов оказался разноцветный шар, в котором теперь перемешались и земля, и вода, и огонь, и воздух. „Из этого теперь можно создать человека!", — решили боги.Они разделили шар на две части: одну чуть больше, другую чуть меньше. И скатали два шара. Но этого было недостаточно для создания человека. Тогда они взяли больший шар и опять разделили его на две части: одну побольше, другую поменьше. Теперь у них было уже три шара, но и этого было недостаточно. „Жизнь размножается делением", — подумали боги и разделили тот шар, который побольше, еще на две неравные части и скатали из них шары поменьше. Теперь у бо¬ов было уже четыре шара.„Но этого мало", — решили боги и разделили больший шар еще на две части, превратив их в шары. Теперь у них было уже пять шаров. Но богам так понравилось заниматься делением, что они разделили больший шар еще на две части.Теперь перед ними лежали шесть шаров. „Надо знать меру", — подумали боги и напоследок отщипнули от большего шара маленький кусочек, скатав шары...

Перед богами лежали семь шаров разной величины. „Это хорошее число", — решили боги и слепили из шаров человека. Самый большой шар стал туловищем, самый маленький — шеей, остальные шары стали руками, ногами и головой.Человек, слепленный из шаров, развеселил богов. „Он должен быть подобен нам", — решили боги и стали вытягивать части тела человека, прочно соединяя их друг с другом, Так появился первый человек...„Главное, он должен стоять на своих ногах", — решили боги и долепили своих человечков так, чтобы они прочно стояли на своих ногах.

Потом боги поставили своих человечков в круг и долго рассматривали их».После небольшого спонтанного обсуждения и обмена впечатлениями можно переходить к третьему сюжету. Текст для его проведения может быть таким.

«В каждом этом человечке — весь мир, который мы также создали своими руками. Но все эти человечки — новорожденные. А новорожденным боги обычно дарят подарки. Подарки богов непросты, в каждом из них скрыт особый смысл. Главный подарок — подарок от бога-творца. Поэтому подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку, какими каче¬ствами его наделить, какой судьбы пожелать. Потом возьмите кусочек пластилина и вылепите символ вашего подарка, а за¬тем подарите его вашему человечку».

Когда каждый подарит своему человечку подарок, Вы мо¬жете продолжать (только не забудьте подарить подарки своему человечку).«Пожалуйста, внимательно рассмотрите человечков, найдите среди них того или тех, кому вам хочется сделать подарок. За¬метьте, подарок делается не богу-создателю, а человечку. Вы мо¬жете даже не знать, творенью рук какого бога принадлежит человечек. Подумайте о смысле своего подарка, потом изготовьте из пластилина символ этого подарка. И когда все будут готовы, мы снова соберемся вокруг наших человечков».Обычно время, необходимое на изготовление подарка, занимает 5-7 минут. Далее, все собираются вокруг человечков с подарками в руках.

«Пришло время дарить подарки, — говорите Вы. — Мы будем дарить подарки со словами: „Я хочу подарить этому человечку нечто (вы называете свой подарок), что будет, на мой взгляд, для него полезным. Мой подарок принесет в жизнь человечка... {вы говорите, что принесет ваш подарок). Как ты смотришь на это, бог-создатель?" И бог-создатель этого че¬ловечка должен сказать свое решение. Оно может быть положительным — тогда подарок с благодарностью принимается, или отрицательным — тогда подарок с благодарностью не принимается. Если подарок отвергается, бог-создатель должен найти форму корректного и достойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя. Итак, давайте подарим наши подарки!»

В обсуждении важно проговорить впечатления от творчества, подарки, подаренные своим человечкам и другим, а также понимание смысла даров. В заключение Вы предлагаете человечков всех членов команды поставить в круг так, чтобы они поддерживали друг друга. Пока все рассматривают эту композицию, Вы можете сказать:«Сегодня нам удалось убедиться в справедливости выражения: „Внутри человека — целый мир". Ибо мир, созданный нашими руками, мы поместили внутрь наших первых людей. Но давайте зададим себе вопрос: кого же мы лепили на самом деле? Конечно, самих себя, свой мир. Так появилась наша команда. В этих человечках частичка нас. Давайте, чтобы сохранить все ощущения, скатаем своих человечков и все подарки в шар. А потом создадим из наших шаров красивую композицию!»

nsportal.ru

Методы арт-терапии: лепка (глина и пластилин)

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП-тренер, арт-терапевт - Логинова Ольга Иосифовна Контактный телефон: 8(916) 555-98-10   E-mail: [email protected]      г. Москва

Статьи  по психологии Логинова О.И. Метод арт-терапии: лепка (работа с глиной и пластилином)

Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых - глина.

Глина

Работа с глиной возможна как при индивидуальной работе так и при семейной терапии, а так же при трудностях в детско-родительских отношениях и в групповой работе.

Работу с глиной используют в психотерапии при потере близкого человека, при работе с такими  чувствами  как чувство вины, подавленности, агрессии, экзистенциальном кризисе, остром стрессе и различных психических расстройствах.

Глина. Метафорический образ себя. ФотоВопрос: Что можно лепить из глины?

Ответ. Из глины можно лепить метафорические образы своей проблемы, своих эмоций и чувств, свое настроение, свою болезнь, образ себя, своего обидчика и т.д.

В ходе терапии чаще всего из глины лепят в символической форме такие чувства как обида, гнев и ярость, страх и тревожность и т.д. Важно то, что все эти образы в процессе лепки можно трансформировать в другие символические образы, которые позволят справиться с сильными чувствами, посмотреть на проблему с разных сторон и найти нужное решение, для того чтобы выйти из проблемной ситуации. Болезнь можно трансформировать в здоровье, тревогу - в спокойствие. И не так уж важно, что человек совершенно не умеет лепить.

Подготовительный этап 2. Замешивание глины. Фото

Глина, готовая к лепке. ФотоВопрос: Где можно купить глину для терапевтической и творческой работы?

Ответ. Глина продается в крупных книжных магазинах, в отделах для творческого развития, в канцтоварах, в магазинах "Художник" и других специализированных магазинах. Глина продается в брикетах в виде порошка или пластической массы, готовой к использованию. Если глина находится в виде сухого порошка, то ее необходимо размешать водой до такой консистенции, когда она не будет прилипать к рукам. Если глина подсохла, ее можно размочить немного водой. В терапевтической работе можно использовать  как белую так и голубую глину. Глина является метафорой земли.

Гончарный круг

Гончарный круг. Глина. Создание кувшина. Фото. Логинова О.И., арт-терапевт С глиной можно работать и на гончарном круге. Для этого можно  найти у себя в городе гончарные мастерские для детей и взрослых, где профессиональные керамисты и гончары помогут на начальном этапе ощутить свойства глины и познакомить с гончарным кругом. Это прекрасные ощущения, когда с помощью рук зарождается нечто новое.

 

 

Гончарный круг. Глина. Арт-терапия. Фото Логинова О.И., арт-терапевт Конечно, вначале помогает профессионал, а затем через некоторое время каждый может сотворить свой шедевр, который можно затем расписать и покрыть глазурью. Познакомиться с глиной можно как ребенку с 5-6 лет, так и взрослому любого возраста. Глина завораживает, притягивает, успокаивает.

 

 

 

Видео

Пластилин

В психологическом консультировании наряду с глиной используют цветной пластилин. Он имеет большое количество оттенков, что позволяет при работе  с чувствами и эмоциями для каждой эмоции и чувства выбрать свою цветовую гамму. Работу с пластилином можно использовать в сказкотерапии. С помощью пластилина можно лепить любых сказочных персонажей, свою сказочную страну, свои страхи. На картоне создать картину "Мой жизненный путь". Можно применять миниатюрные игрушки, которые используют в песочной терапии. В работе можно отталкиваться от рассказа ребенка или взрослого клиента, создавать метафоры под ту или иную проблему.

Пластилиновые картины. Совместные работы детей и их родителей.

           

Оказание психологической помощи  при страхе, тревожности, нарушении сна, семейных проблемах, стрессе.

© ЛОГИНОВА О.И. "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ", 2005-2016.   ® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта      допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.      Гиперссылка на сайт www.olga2901L.narod.ru обязательна.

olga2901l.narod.ru

Арт-терапия

Фото с сайтаamagicmomandhermandalas.blogspot.com

Арт-терапия  — одно из направлений практической психологии, и, своего рода, способ лечения некоторых психологических  проблем и  личностных расстройств, в которой  кисти, краски и карандаши заменяют антидепрессанты, успокоительные и другие лекарства. На чем же основан благотворный эффект творческого процесса, который находится в основе этого типа лечения?

Арт-терапия совмещает в себе традиционные психотерапевтические теории и техники, и последние открытия в области физиологических аспектов творческого процесса, а в особенности – аффективные свойства цвета и формы.

Являясь отраслью психотерапии, она активно используется в зарубежных клиниках для лечения таких заболеваний как депрессия, алкогольная и наркотическая зависимость, панические атаки, аутизм.

Арт-терапия: задачи

С помощью этого направления практической психологии можно решать следующие задачи, которые человеку  бывает сложно решить традиционными способами:

  • давать адекватный  и экологичный «выход» своим чувствам, которые человек обычно подавляет; научиться выражать отрицательные эмоции с помощью кисти, бумаги, фломастеров, пластилина;
  • увеличить эффективность классической психотерапевтической практики для людей с различными расстройствами;
  • получить физическое оформление чувств, мыслей и желаний, которые подавлены  и находятся глубоко внутри: это дает возможность осознать их,встретиться с ними лицом к лицу;
  • активное развитие самоконтроля:пациенты учатся управлять своим гневом, тоской, болью, преобразуя эти отрицательные эмоции и превращая их в творчество;
  • прочувствовать свой внутренний мир, внутреннее пространство, сконцентрироваться на внутренних ощущениях;
  • увидеть и ощутить  в себе творца, найти в себе нераскрытые таланты и развивать их;
  • получить конструктивный материал для диагностики психологического состояния человека.

Что лечит арт-терапия?

Помимо применения в психотерапии для лечения серьёзных расстройств, существует ряд общих показаний  для этого «лекарства». Среди них:

  • сильные стрессы;
  • апатия, плохое настроение, синдром хронической усталости;
  • эмоциональная нестабильность;
  • заниженная самооценка;
  • внутренние и межличностные конфликты;
  • ревность, раздражительность,  проблемы в семейных отношениях;
  • повышенная тревожность, фобии.

Арт-терапия может  практиковаться как в группе, так и индивидуальным образом. Существуют школы арт-терапии, где людям разного возраста и статуса предлагается ряд  упражнений, которые значительно влияют на их настроение и состояние. Кстати, арт-терапия очень показана детям, так как она способна правильно, а главное ,– вовремя раскрыть возможности вашего малыша.

Упражнения для самостоятельных занятий

Самостоятельные занятия являются отличным способом побороть чувство печали, тревоги, одиночества.  Предлагаем вашему вниманию несколько простых, но очень эффективных упражнений, выполнение которых заметно повысит ваше настроение, а при долгосрочных занятиях – и самооценку.

1.Для выполнения этого упражнения вам понадобится пластилин, при желании – набор для работы с пластилином. Выберите цвет (или цвета), которые вам на данный момент больше всего приглянулись. Начните придавать ему форму. Во время работы с материалом  проговаривайте то, что наболело, отведите душу.  Когда ваше изделие готово, попрощайтесь с ним, и со всем отрицательным, которое было вложено в него.  Далее, скатайте из него шар, который станет основой для новой, но уже – позитивной работы с пластилином.

2.Для второго занятия вам нужен лист бумаги, ручка или карандаш. Сядьте за стол,  возьмите лист, и водите ручкой по бумаге в хаотичном порядке, так, будто вы ребенок в детском саду, еще не умеющий рисовать, но которому безумно  хочется выразить  себя  с помощью рисунка. Когда вы закончите, постарайтесь рассмотреть свои страхи, обиды и неудачи в этом рисунке. Потом сожгите или разорвите этот лист на мелкие кусочки. Избавившись от него, вы почувствуете себя лучше.

Также вы можете просто рисовать гуашью, маслом, абстрактные картины или вполне реалистичные пейзажи, работать с глиной, бумагой. Коллажи, оригами – всё что угодно! Это  — не затратное и очень эффективное времяпрепровождение. Через неделю таких занятий вы почувствуете внутренний рост, ведь арт-терапия способна пробудить в каждом человеке его скрытые возможности. Творите и будьте счастливы!

mirna360.com

Сирюшева Л.А. Пластилиновая терапия - Слово учителю

Сирюшева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ г. Москвы «Школа № 2089»,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Арт-терапия или «лечение искусством» – достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе с детьми и активно применяется в школах. Используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя, развить свою индивидуальность, восстановить гармонию разума и чувств. Существует несколько видов арт-терапии, такие как: песочная терапия, сказкотерапия, оригами, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, фототерапия и еще одно направление – лепка из пластилина. Лепить можно и из других материалов, таких как глина, тесто, воск и многие другие, но у пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет, сохраняет гибкость, нетоксичен, не прилипает к рукам, не оставляет жирных следов.

В ходе занятий с использованием пластилина у детей улучшается мелкая моторика, развивается глазомер, позволяющий развивать чувство пропорции,определять размер, расположение и форму предметов.  Оказывая влияние на уровень развития моторных навыков, пластилиновая терапия, положительно влияет на умения детей в написании буквы и цифры по образцу, в начертании прямой линии, на умение аккуратно вырезать, клеить и рисовать, а также на развитие сенсорных способностей. Одним из самых эффективных упражнений формирования мелкой моторики является создание работ, состоящих из множества скатанных (иногда еще и слегка сплющенных) небольших пластилиновых деталей.

 

Фотографии 1–2

В отличие от рисования, где рисунок трудно исправить, «пластилиновая работа» вдохновляюще легка в корректировке и способствует развитию детской фантазии, индивидуальности. Лепка улучшает мышление, формирует навыки работы с плоскостью, развивает способность у обучающихся самостоятельно выстраивать план действий, творчески достигать поставленной цели, побуждает к самовыражению, к желанию экспериментировать и создавать что-то новое; происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира – мыслей, чувств, желаний, что способствует повышению самооценки, улучшению душевного состояния, настроения. После занятий дети ощущают внутреннее удовлетворение, исчезают неадекватные формы поведения. В процессе увлекательной лепки детям приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Происходит своего рода «лечение цветом». Всем известно, что различные цвета способны влиять на психику, обусловленную излучением электромагнитных волн, обладающих целебными свойствами. Они могут помочь восстановить душевный баланс личности и даже некоторые аспекты физического здоровья. Подобрав «правильные» цвета конкретно для себя, человек может почувствовать себя более здоровым и веселым. В связи с этим можно комбинировать тона и улучшать настроение, общее самочувствие, делая жизнь более интересной и яркой. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.

Выделяют следующие виды техник работы с пластилином: рисунок, аппликация, создание барельефов, создание мозаик, витражей, работу с дополнительными материалами (проволоки, стекла, нитки, крупы, природных материалов и т.д.). К основным приёмам лепки относят раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, вытягивание, заглаживание, соединение, разрезание.

С помощью пластилина ребятам под силу создать интересные творческие работы. Во время очередной пластилиновой арт-терапии в декабре 2017 года ребятам ГБОУ Школы № 2089 удалось создать удивительные пейзажи! Для этого на картоне (можно использовать и другую плотную основу) нужно предварительно сделать эскиз картины, а затем, разминая в ладонях пластилин, размазать его пальчиками по эскизу картины, заполняя выделенные области, после чего дополнить объемными элементами в виде жгутиков, шариков и т.д.

 

 

 

Фотографии 3–9

Второклассники ощущали психологический комфорт, защищенность, радость, успех, внутреннее удовлетворение. Среди них пока нет великих художников, актеров или поэтов. Но, как оказалось, в каждом ребенке уже есть большое желание создавать что-то уникальное и прекрасное!

Занятия лепкой организуются на многих уроках изобразительного искусства, на технологии, что позволяет обучающимся более эффективно познать объемно-пространственные свойства действительности, расширить свой художественный кругозор. Можно создавать не только «пластилиновые картины», но и объемные фигуры, составлять оригинальные декоративные композиции или использовать пластилин в технике папье-маше.

Например, в 3 классе на уроке  изобразительного искусства программы Б.М. Неменского по теме: «Посуда у тебя дома» в процессе изготовления посуды из пластилина удалось на практике познакомить детей с проектированием предметов по принципу стилевого единства, с понятиями «гармония», «колорит», а такженаучить создавать ансамбль предметов в их единстве.

Фотография 10

Иногда готовые работы из пластилина сверху дополнительно раскрашивают гуашью или дополняют различными природными материалами.

Подарить радость творчества в работе с пластилином можно на уроках окружающего мира, что содействует формированию творческого отношения к действительности, способствует знакомству с миром в процессе частичного использования разных его предметов. Например, при знакомстве с насекомыми предлагалось обучающимся создать стрекозу. Тело стрекозы приемом вытягивания выполнялось из пластилина, а вместо крыльев были использованы семена клёна. Получилась быстрая и простая поделка с использованием природного материала, в процессе изготовления которой идет знакомство с описанием обозначенного представителя насекомых, его внешними характеристиками, а также описанием клена, семена которого дополнили образ стрекозы. При изучении рыб ребята с удовольствием изготавливали свои аквариумы. В таких работах благодаря пластилиновой основе, легко было закрепить не только семена, но и небольшие камешки, крупу, стебли растений и т.д.

Используя пластилиновую терапию на уроках математики, проще всего получается объяснить разницу между кругом и шаром, квадратом и кубом, познакомить с такими геометрическими телами, как эллипсоид, полусфера, конус. Выполняя деление кусочка пластилина, дети легко осваивают понятие «часть-целое».

В 1 классе в период обучения грамоте пластилиновая терапия была актуальна при выполнении такой проектной работы как «Алфавит». Также первоклассникам  предлагались и другие работы с пластилином, например, составить звуковые схемы слов, обозначая звуки в виде синих (твердые согласные), зеленых (мягкие согласные), красных (гласные звуки) пластилиновых шариков. Полученные трехцветные пластилиновые бусы можно было продолжать использовать при украшении поделок на технологии или дополнить ими предстоящую работу по изобразительному искусству.

Игры и сказки на уроках литературного чтения также позволяют мне включать в занятия детей лепкой, что способствует не только повышению их творческой активности, но и общему всестороннему развитию личности. В создании пластической композицию по мотивам литературного произведения ребята учатся показывать свой эмоциональный отклик, определять внешние узнаваемые черты героев.

Пластилиновая терапия имеет широкие возможности при работе с обучающимися любой возрастной категории, а также  является одним из способов взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и поиска для них наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания. Пластилиновая арт-терапии лежит в основе многих авторских коррекционно-развивающих программ, проектных работ, а также находит широкое использование во внеурочной деятельности (конкурсы, мастер-классы, создание мультфильмов).

Список литературы:

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

slovo.mosmetod.ru

Лепка из пластилина | Развитие детей. Арт-терапия через творчество

Сегодня, мы поговорим о таком арт-терапевтическом методе работы с детьми, как лепка из пластилина. На самом деле лепить можно и из других материалов, таких как глина, тесто, воск и многие другие.

И так в чем же плюс лепки из пластилина:

Любой арт-метод и лепка не исключение позволяет работать с бессознательным. Т.е. те чувства и переживания, которые ребенок не выражает вербально, и соответственно родитель не имеет к ним доступа, арт-терапия делает осознанными и  поддающимися коррекции. Помимо этого пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Не маловажным является и то, какого цвета пластилин выбирает ребенок. Этот параметр может много рассказать о его настроении и внутреннем эмоциональном состоянии. Так же пластилин служит для развития мелкой моторики и является увлекательным занятием, на которое ребята всегда откликаются с удовольствием и интересом. Сегодня мы представим Вам один из методов работы с пластилином, а именно - метод пластилиновой анимации. На ваших глазах двое подростков создадут свой сказочный мир, а затем и героев, которые будут там жить. В конце мы снимем мультфильм, по тому сценарию, который придумают ребята, а после проинтерпретируем весь процесс с точки зрения психологии. Принять участие в подобном мероприятии с собственными детьми, вы можете в нашем анимационном  клубе «УхТы Студия», подробную информацию о нас можно получить, перейдя по этой ссылке У ребят было задание придумать, а затем и слепить сказочный мир, в котором им хотелось бы жить. Алеша и Никита, подростки 12-ти лет, создали сказочный остров, населенный необычными  существами. Вот что, ребята рассказали про свой остров:

Необитаемый остров

Это необитаемый остров, которого нет на карте и который может становиться невидимым. Он очень далеко в океане, туда мало кто заплывает, его очень тяжело найти. Он не хочет, что бы его кто-то видел, потому становиться невидимым, когда приближается кто-то чужой.Там всегда хорошая погода и не бывает зимы. На острове тихо, спокойно и нет никаких опасностей. Единственная опасность – это люди, которые могут прийти извне и разрушить остров. Там живут животные, они выглядят так же, как и в обычной жизни, но обладают необычными способностями. Обезьяна – очень веселая, она умеет лазать по деревьям, стоять на голове и много ещё чего. Она очень любит сидеть на пальме и высматривать приближающие корабли. Её особенность в том, что она очень зоркая и видит корабли задолго до того, как они подойдут слишком близко. Краб – он любит ползать, у него острые клешни и он может перерезать ими все что угодно, даже метал. Но он очень добрый, со всеми дружит и никого не обижает. А клешни использует, когда нужно что-то построить. Змея – она очень любит сидеть в тени, и все время заползает под пальму. Она самая умная и рассказывает интересные истории. Её все за это любят. Попугай – он очень важен. Так как он умеет летать и часто улетает с острова на материк, что бы принести что-то вкусненькое и угостить всех жителей острова. Он умеет ускоряться, когда летает, потому легко преодолевает большие расстояния. Еще на острове есть сундук, он тоже не простой, он волшебный. У него своя история. Это сундук попал на остров после кораблекрушения. После этого остров приобрел способность исчезать. Как раз для того, что бы сундук никто не мог найти. Но где-то в мире живет человек, который может найти этот сундук. Он избранный и от него сундук не будет прятаться. В сундуке находятся сокровища, но не только драгоценные камни, а так же разные умения и способности. Там есть храбрость, сила, ум, любовь и радость. Тот, кто его получит, всегда будет счастливым.

Интерпретация:

Тема острова, была выбрана не случайно, дело в том, что остров можно наделить любыми качествами и разместить в любой точке земли, можно сделать его волшебным и населить разными существами. Т.е. остров лишь заданный вектор, от которого отталкивается фантазия участников. В способности острова исчезать, в его недосягаемости, а также в прячущемся сундуке виден мотив потребности в уединении, в личном пространстве - та потребность, которая отличает подростковый возраст. Ведь именно в подростковом возрасте у ребенка начинают появляться первые секреты от родителей, желание побыть одному в своей комнате, желание иметь личное пространство, которое никто не может нарушить.Здесь же может быть потребность научиться выстраивать границы от назойливости посторонних людей. На острове наши участники расселили обычных на первый взгляд животных, но наделили их необычными способностями. Это может говорить о желании выделиться на фоне других. С виду вроде как все, но обладают незаурядным способностями.Все животные на острове очень полезны, за каждым закреплены функции, как должность. Никто не бездельничает и никто не строит козни. Может быть, за этим стоит желание понравиться.

Особенности

Примечательно, что нет ярко-выраженных агрессивных образов, только исчезновение (изоляция) в качестве самообороны. Это может говорить о желании разрешать конфликты мирным путём. Хотя присутствует персонаж, который может быть опасным – это краб. Очень интересная метафора – это сундук с сокровищами - метафора ценностей. Ребята, практически прямым текстом назвали свои ценности. Внутреннее оказалось более ценным, чем материальное. Это может говорить об определенной взрослости и глубине ребят. Быть счастливым - ключевая фраза. Потребность, которая наиболее важна для участников. В период подросткового возраста дети сталкиваются с трудностями, которые переживаются довольно тяжело. Речь не только об эмоциональных трудностях, но в том числе и о физиологических. Быстрый рост, неуклюжесть, смена голоса, гормональные изменения и связанные с ними эмоциональные перепады. Все это действительно обостряет потребность быть счастливым. Дети ввели такого персонажа как избранный, который может завладеть сокровищами. Это так же может говорить о поиске своей уникальности, потребности быть ценным, значимым, особенным. Вся эта интерпретация, могла бы быть более полной и точной, если бы у нас была возможность пообщаться с родителями и получить больше фактов о поведении ребенка в обычной повседневной жизни. В нашу следующую встречу, мы обсудим тех персонажей, которых сделают ребята, придумаем сценарий и снимем мультфильм.

semya.tv


Смотрите также