«Первая помощь при травмах на занятиях физической культуры». Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями


«Первая помощь при травмах на занятиях физической культуры»

Министерство образование и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ)

Отделение физической культуры и спорта

Реферат

по дисциплине: «Физическая культура»

Студента гр. КТМ-32, ФСТ

Кнуренко Д. В.

Преподаватель: Арсентьева И.С.

Оглавление

Введение 2

Причины травматизма 3

Первая помощь при травмах и несчастных случаях 5

Сотрясение мозга 9

Обморожения 10

Обмороки, солнечные и тепловые удары 11

Литература 11

Введение

Физическая культура является основной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента на весь период обучения и направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В процессе обучения по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач:

- воспитание высоких моральных, волевых и физических качеств;

- сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- профессионально- прикладная физическая подготовка с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;

- воспитание, убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой;

- приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре, обеспечивающее грамотное самостоятельное использование их средств, форм, методов.

Несчастные случаи с учащимися, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.

Положение дел с обеспечением безопасности учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях является катастрофическим. Травматизм на уроках физкультуры составляет до 20%.

На занятиях физической культуры студенты входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. занятие физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Травматизм требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика травматизма - одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

Причины травматизма

Причины, при которых возникают травмы, разнообразны и зависят от различных факторов, как внешних, так и внутренних.

К внешним факторам спортивного травматизма относятся:

1. Неправильная организация и недочеты в методике проведения занятий и соревнований. Процент травм от общего количества в этом случае составляет от 55-60% всех повреждений. К неправильной организации можно отнести: проведение занятий с большим числом занимающихся под руководством одного тренера или педагога; проведение занятий с большим числом групп в зале на площадке или катке, нарушение потоков движения, неправильный обгон на велосипеде, отсутствие страховки или неопытность может привести к тяжелым травмам.

2. Ошибки в методике проведения занятий обусловлены и тем, что тренеры и педагоги не всегда придерживаются основных положений: регулярности занятии, постепенности увеличения нагрузки, последовательности обучения и овладения двигательными навыками с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Нередки случаи, когда на занятиях у начинающих физкультурников и, особенно, у детей используют средства и методы тренировки, применяемые у опытных физкультурников, что недопустимо в связи с их недостаточной физической подготовленностью. Важным фактором в профилактике спортивного травматизма является подготовка занимающегося к выполнению предстоящей работы. Разминку не следует рассматривать упрощенно. Под влиянием разминки, мышцы становятся эластичными, связки растянутыми, учащается пульс, усиливается легочная вентиляция и поглощение кислорода, повышается температура тела, повышается возбудимость организма.

3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, одежды и обуви занимающегося является причиной 15 -25% всех травм. К возникновению травм приводит неровная поверхность футбольного поля и хоккейной площадки, выбоины на беговой легкоатлетической дорожке, мокрый пол в спортивном зале, низкое качество спортивных снарядов и матов. Снаряды перед каждым занятием следует проверять. Причиной травмы может быть и несоответствие одежды и обуви для данного вида спорта или урока физической культуры, особенно в зимний период. Тесная обувь ведет к потертостям, а в зимний период может привести к отморожению. При занятиях на лыжах большое значение имеет качество креплений. Преподавателям физической культуры нельзя допускать к занятиям на лыжах школьников в перчатках, меховых шапках, пальто. Должны быть варежки, спортивные шапочки и куртки.

4. На долю неблагоприятных гигиенических и метеорологических условий в период занятий и соревнований, приходится 2-6% всех травм.

Плохая освещенность площадок и залов является причиной травм, особенно в игровых видах спорта. Повышенная влажность воздуха или высокая температура, дождь, снег, туман, ослепляющие лучи солнца, сильный ветер могут привести к травмам.

5. Нарушение требования врачебного контроля приводит к травмам 4-6%. Для профилактики спортивных повреждений важно, чтобы занимающиеся после заболевания и, особенно после травм не возобновляли преждевременно тренировки. Тренерам, преподавателям и школьным врачам следует следить, чтобы допуск детей к занятиям физической культурой был разрешен спортивным врачом. При несоблюдении рекомендаций врача об ограничении нагрузки может привести к наступлению общего утомления и вызвать травму.

3

6. Недисциплинированность занимающихся приводит к травмам от 5-15%. Большинство травм по причине недисциплинированности случается в игровых видах спорта и единоборствах.

В спортивном травматизме играют роль внутренние факторы. Ряд исследователей (В. К. Добровольский, В. И. Рокитянский, и др.) к внутренним факторам относят:

1. Состояние утомления.

Особенно опасно в этом случае нарушение координации движения, а также уxyдшeние защитных реакций и внимания.

Утомлением называется такое состояние организма, при котором его работоспособность в результате выполнения работы временно снижается. Утомление возникает в организме при различной мышечной деятельности, его возникновение обусловлено неодинаковыми причинами. В одних случаях оно возникает от уменьшения энергетических запасов организма, в других этот фактор не играет никакой роли. Причины утомления сложны и разнообразны.(Розенблан В.В. 1975).

2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.

Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что может привести к травме. После болезни нарушается координация движений, снижается гибкость, ловкость, скорость движений, это затрудняет выполнение упражнений. Допускать к занятиям можно только с разрешения врача.

3. Недостаточная физическая подготовленность занимающегося к выполнению напряженных или сложно координированных упражнений.

4. Нарушение биомеханической структуры движения.

В этом случае может быть перенапряжение мышц, связок, чрезмерные и резкие сгибания или разгибания в суставе, перегибание назад в поясничном отделе позвоночника, или скручивание, особенно в борьбе.

В профилактике спортивных травм главенствующее значение имеет выполнение таких общих мероприятий, как хорошо организованный учебно-тренировочный процесс, дисциплина занимающихся, рациональная разминка, предупреждение переохлаждения и перегревания организма, полноценное материально-техническое обеспечение и строгое соблюдение рекомендуемых врачом сроков допуска к занятиям физической культурой и спортом.

studfiles.net

для детей и взрослых » Всем » Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях во время занятий физкультурой

В процессе занятий физкультурой и спортом возможны травмы и повреждения. В медицине они подразделяются на несколько видов: рана, ушиб, вывих, растяжение связок, сухожилий и мышц, переломы костей, сотрясение мозга.

При получении раны первым делом следует остано­вить кровотечение и перекисью водорода промыть рану либо помазать вокруг нее йодом. Хорошая первичная об­работка позволит предупредить гнойное воспаление, выз­ванное заражением раны. Остановить кровотечение мож­но давящей повязкой из стерильного бинта или перевя­зочного пакета. При очень сильном, угрожающем крово­течении, когда давящая повязка не останавливает кровотечение, нужно наложить жгут или «закрутку» из бинта или крепкой ткани. Жгут накладывают выше раны, поверх одежды, чтобы не повредить кожу. Необходимо записать время наложения жгута и сообщить об этом в медпункт, куда следует срочно обратиться.

При носовом кровотечении пострадавшего усажи­вают со слегка наклоненной вперед, а не назад, как это обычно делается, головой, прижимают пальцами крылья носа к перегородке и кладут на нос Холодную примочку или кусок льда, завернутый в платок. Если кровотечение продолжается, в ноздри ввести ватные или марлевые тампоны, пропитанные перекисью водорода, и оставить на 1—2 часа.

Ушиб сопровождается припухлостью, изменением ок­раски кожи в связи с кровоизлиянием, болью. Первая помощь здесь предполагает прежде всего покой, обезбо­ливание хлорэтилом. Давящая повязка делается на сут­ки. Если хлорэтила нет, используют лед, снег, холодную воду. По истечении 24 часов после травмы согревающий компресс на ночь и тепловые процедуры.

Растяжение, надрывы связок, сухожилий и мышц происходят в подавляющем большинстве случаев под влиянием резких движений, превышающих физиологи­ческие возможности сустава, связки или мышцы. При первой помощи необходимы холод, тугое бинтование, фиксирование шиной.

Вывихи всегда сопровождаются растяжением или разрывом суставной сумки, повреждением связок и кро­воизлиянием. Первая помощь: покой поврежденной ко­нечности. При вывихе плеча или предплечья надо под­весить руку на косынку. При вывихе в бедре или голени подложить подушку или одежду под поврежденный су­став. К поврежденному суставу прикладывать холодные примочки или пузырь со льдом. Самостоятельно вправ­лять вывих нельзя.

Симптомы перелома: резкая боль, припухлость, отек, невозможность ходить, если это нога; трудно дышать, если это ребро, и т. п. При первой помощи нужно не­медленно зафиксировать пострадавшую часть тела. Если фиксируют сломанную руку или ногу, то захватывают обязательно не менее двух суставов и придают конеч­ности удобное положение. При переломе ключицы и ло­патки в подмышечную область поврежденной стороны необходимо вложить ватный валик и подвесить руку на косынку. Если повреждена кисть, в ладонь нужно вло­жить свернутый из ваты и марли или куска мягкой ма­терии валик размером с теннисный мяч. Поврежденную кисть прибинтовать к валику, а с ладонной стороны предплечья прибинтовать кусок доски или плотного картона.

Переломы костей предплечья фиксируют шинами (досками, палками, кусками картона) от пальцев кисти до плечевого сустава, а затем руку подвешивают на ко­сынку.

Перелом лодыжек голеностопного сустава и костей стопы фиксируют, не снимая обуви, шинами, а если их нет — тремя досками. Можно также фиксировать сустав бинтовой повязкой в виде восьмерки, накладывая ее поверх обуви.

Перелом костей голени требует прочной фиксации всей нижней конечности — от стопы до верхней трети бедра, используя, если нет шин, доски, лыжи и т. д. При переломе бедра шины накладываются от подмышечной области до стопы.

Сотрясение мозга обычно связано с падением и уда­ром головой. Характерный признак повреждения голов­ного мозга — потеря сознания. В дальнейшем могут быть рвота, головокружение, урежение пульса. Первая по­мощь: полный покой, холод на голову. Ни в коем случае не разрешается ходить.

Совет врача. Своевременное и грамотное оказание помощи на месте в значительной степени благоприят­ствует дальнейшему исходу лечения. После оказания первой помощи обязательно вызовите врача, «скорую помощь» или самостоятельно доставьте травмирован­ного в медпункт. Помните, что при загрязненных ранениях жизненно необходимой и обязательной мерой явля­ется своевременное введение противостолбнячной сы­воротки. При ушибах, растяжениях необходимо про­верить у врача, нет ли повреждений костей, связок или суставов. Вывихи вправлять может только врач. Поэтому не занимайтесь самолечением. Запущенную травму вылечить гораздо сложнее, чем свежую.

Старайтесь избегать травм. Поэтому внимательно перед началом занятий осмотрите место тренировки, сна­ряды, свою экипировку. Иногда плохо завязанный шну­рок на тапочках или кроссовках может быть причиной травмы. Не жалейте времени на разминку.

После лечения травмы используйте некоторое время эластичные бинты, наколенники и другие защитные приспособления. Возобновляйте занятия только с раз­решения врача. Имейте свою аптечку, в которой должны быть стерильный бинт, йод, перекись водорода, нашатыр­ный спирт, вата, эластичный бинт, лейкопластырь.

Ф. Иорданская

www.fizkultura-vsem.ru

«Первая помощь при травмах на занятиях физической культуры»

Министерство образование и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ)

Отделение физической культуры и спорта

Реферат

по дисциплине: «Физическая культура»

Студента гр. МС-32, ФСТ

Куппа Р. И.

Преподаватель: Тисков В.В.

Оглавление

Введение 2

Причины травматизма 3

Первая помощь при травмах и несчастных случаях 5

Сотрясение мозга 9

Обморожения 10

Обмороки, солнечные и тепловые удары 11

Литература 11

Введение

Физическая культура является основной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента на весь период обучения и направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В процессе обучения по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач:

- воспитание высоких моральных, волевых и физических качеств;

- сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- профессионально- прикладная физическая подготовка с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;

- воспитание, убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой;

- приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре, обеспечивающее грамотное самостоятельное использование их средств, форм, методов.

Несчастные случаи с учащимися, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.

Положение дел с обеспечением безопасности учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях является катастрофическим. Травматизм на уроках физкультуры составляет до 20%.

На занятиях физической культуры студенты входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. занятие физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Травматизм требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика травматизма - одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

Причины травматизма

Причины, при которых возникают травмы, разнообразны и зависят от различных факторов, как внешних, так и внутренних.

К внешним факторам спортивного травматизма относятся:

1. Неправильная организация и недочеты в методике проведения занятий и соревнований. Процент травм от общего количества в этом случае составляет от 55-60% всех повреждений. К неправильной организации можно отнести: проведение занятий с большим числом занимающихся под руководством одного тренера или педагога; проведение занятий с большим числом групп в зале на площадке или катке, нарушение потоков движения, неправильный обгон на велосипеде, отсутствие страховки или неопытность может привести к тяжелым травмам.

2. Ошибки в методике проведения занятий обусловлены и тем, что тренеры и педагоги не всегда придерживаются основных положений: регулярности занятии, постепенности увеличения нагрузки, последовательности обучения и овладения двигательными навыками с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Нередки случаи, когда на занятиях у начинающих физкультурников и, особенно, у детей используют средства и методы тренировки, применяемые у опытных физкультурников, что недопустимо в связи с их недостаточной физической подготовленностью. Важным фактором в профилактике спортивного травматизма является подготовка занимающегося к выполнению предстоящей работы. Разминку не следует рассматривать упрощенно. Под влиянием разминки, мышцы становятся эластичными, связки растянутыми, учащается пульс, усиливается легочная вентиляция и поглощение кислорода, повышается температура тела, повышается возбудимость организма.

3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, одежды и обуви занимающегося является причиной 15 -25% всех травм. К возникновению травм приводит неровная поверхность футбольного поля и хоккейной площадки, выбоины на беговой легкоатлетической дорожке, мокрый пол в спортивном зале, низкое качество спортивных снарядов и матов. Снаряды перед каждым занятием следует проверять. Причиной травмы может быть и несоответствие одежды и обуви для данного вида спорта или урока физической культуры, особенно в зимний период. Тесная обувь ведет к потертостям, а в зимний период может привести к отморожению. При занятиях на лыжах большое значение имеет качество креплений. Преподавателям физической культуры нельзя допускать к занятиям на лыжах школьников в перчатках, меховых шапках, пальто. Должны быть варежки, спортивные шапочки и куртки.

4. На долю неблагоприятных гигиенических и метеорологических условий в период занятий и соревнований, приходится 2-6% всех травм.

Плохая освещенность площадок и залов является причиной травм, особенно в игровых видах спорта. Повышенная влажность воздуха или высокая температура, дождь, снег, туман, ослепляющие лучи солнца, сильный ветер могут привести к травмам.

5. Нарушение требования врачебного контроля приводит к травмам 4-6%. Для профилактики спортивных повреждений важно, чтобы занимающиеся после заболевания и, особенно после травм не возобновляли преждевременно тренировки. Тренерам, преподавателям и школьным врачам следует следить, чтобы допуск детей к занятиям физической культурой был разрешен спортивным врачом. При несоблюдении рекомендаций врача об ограничении нагрузки может привести к наступлению общего утомления и вызвать травму.

3

6. Недисциплинированность занимающихся приводит к травмам от 5-15%. Большинство травм по причине недисциплинированности случается в игровых видах спорта и единоборствах.

В спортивном травматизме играют роль внутренние факторы. Ряд исследователей (В. К. Добровольский, В. И. Рокитянский, и др.) к внутренним факторам относят:

1. Состояние утомления.

Особенно опасно в этом случае нарушение координации движения, а также уxyдшeние защитных реакций и внимания.

Утомлением называется такое состояние организма, при котором его работоспособность в результате выполнения работы временно снижается. Утомление возникает в организме при различной мышечной деятельности, его возникновение обусловлено неодинаковыми причинами. В одних случаях оно возникает от уменьшения энергетических запасов организма, в других этот фактор не играет никакой роли. Причины утомления сложны и разнообразны.(Розенблан В.В. 1975).

2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.

Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что может привести к травме. После болезни нарушается координация движений, снижается гибкость, ловкость, скорость движений, это затрудняет выполнение упражнений. Допускать к занятиям можно только с разрешения врача.

3. Недостаточная физическая подготовленность занимающегося к выполнению напряженных или сложно координированных упражнений.

4. Нарушение биомеханической структуры движения.

В этом случае может быть перенапряжение мышц, связок, чрезмерные и резкие сгибания или разгибания в суставе, перегибание назад в поясничном отделе позвоночника, или скручивание, особенно в борьбе.

В профилактике спортивных травм главенствующее значение имеет выполнение таких общих мероприятий, как хорошо организованный учебно-тренировочный процесс, дисциплина занимающихся, рациональная разминка, предупреждение переохлаждения и перегревания организма, полноценное материально-техническое обеспечение и строгое соблюдение рекомендуемых врачом сроков допуска к занятиям физической культурой и спортом.

studfiles.net

10.3. Первая помощь при травмах на физкультурно-спортивных занятиях. Физическая культура. Основы знаний

10.3. Первая помощь при травмах на физкультурно-спортивных занятиях.

Как можно было убедиться из материалов, представленных в предыдущих разделах, причины возникновения травм на занятиях физическими упражнениями весьма многообразны. Ещё один важный вывод заключается в том, что прежде всего необходимо все  возможные усилия  и средства направлять на их предупреждение.  Если же травма всё же произошла, очень важно не растеряться с своевременно оказать доврачебную помощь получившему её товарищу. Для этого каждый учащийся должен быть заблаговременно осведомлён о характере возможных травм, способах и последовательности доврачебных действий.

 

 Первая помощь при травмах опорно-двигательного

аппарата.

Травмы различают по степени  тяжести:  ссадины, потёртости, ушибы, раны,  вывихи,  переломы.  Абсолютно большую часть повреждений у школьников  составляют ссадины, потёртости ушибы.

Ссадины и потёртости  -  это поверхностное  повреждение тканей тела (главным образом, кожных покровов) и мелких кровеносных сосудов.  Пользуясь медицинской аптечкой, которая обязательно должна быть в каждом спортивном зале, ссадину необходимо обработать перекисью водорода или другим антисептическим средством ( например, марганцовкой). Затем её надо обработать 2-х процентным  спиртовым раствором бриллиантовой зелени.  При необходимости следует наложить также стерильную повязку.  Наблюдаемое обычно при ссадинах капилярное кровотечение  останавливается самостоятельно.

Первая помощь при  потёртостях  ограничивается  обработкой зоны повреждения антисептиками.

 

Ушиб  -  это закрытое, сопровождающееся внутренним кровотечением повреждение тканей тела вследствие удара тупым предметом или падения.   Место ушиба, как правило, сразу же опухает, цвет кожи  становится тёмно-красным, а потом изменяется на синий и жёлтый.

В первые минуты на место ушиба воздействуют холодом - мокрой повязкой, льдом, струёй холодной воды, а потом следует наложить тугую повязку  и  отправить  пострадавшего в медпункт.

 

Рана  характеризуется повреждением целостности тканей тела и интенсивным кровотечением.  Поэтому самым главным в первые минуты является, прежде всего, остановка кровотечения. Для этого надавливают пальцем на  артерию выше раны.  Если спустя 10-15 минут кровотечение  не останавливается, накладывают жгут или закрутку сроком не более чем  на 1,5 - 2 часа. Боле длительное перекрытие кровоснабжения может привести к необратимым изменениям в тканях ниже места наложения жгута.

После прекращения кровотечения рану обрабатывают перекисью водорода и раствором бриллиантовой зелени.  Кожу вокруг раны смазывают  настойкой йода и затем накладывают стерильную  повязку.  После этого травмированный  должен быть доставлен в медпункт.

 

Вывих ,  довольно часто встречающаяся  травма, представляющая собой  смещение суставных поверхностей костей, сопровождающаяся  напуханием сустава и довольно сильными болевыми ощущениями.

Самыми уязвивыми звеньями опорно-двигательного аппарата  в этом отношении являются голеностопный и коленный суставы. Их  травмирование чаще всего  ограничивается  растяжением связочного аппарата.  В порядке первой помощи в таких случаях  на сустав накладывают фиксирующую повязку и доставляют пострадавшего в медпункт. Однако, бывают и более тяжёлые последствия : разрывы связок, появление трещин в костях и т.п.

При растяжении связок возникает острая боль, наблюдается обширная припухлость  и выраженное внутреннее кровоизлияние в сустав, окружающие его ткани и подкожную клетчатку. 

Первая помощь в таких случаях заключается в наложении давящей повязки и холода на зону повреждения. Эти меры в значительной степени препятствуют дальнейшему развитию внутреннего кровоизлияния . Через два дня уже может быть назначено  физиотерапевтическое лечение.  Возобновлять занятия разрешается  лишь после исчезновения болей и отёка при полном восстановлении функций сустава.  Первое время после выздоровления  перед занятием рекомендуется  бинтовать область сустава эластичным бинтом.

 

Перелом   - это самая тяжёлая из описанных выше травм, которая характеризуется нарушением целостности кости.  Если кожа в области перелома не повреждена, такой перелом называют закрытым.  Когда же перелом сопровождается повреждением кожи осколками и краями костей, его называют открытым.

Переломы сопровождаются сильными болями, резким ограничением двигательной функции, изменением формы костей  и конечности в целом.  С целью оказания первой помощи к месту перелома накладываются шины для фиксации двух ближних к перелому суставов.  При открытом переломе  до этого необходимо, прежде всего, остановить кровотечение, а уже затем накладывать шины.  При транспортировке пострадавшего следует принять все меры для надёжной фиксации перелома и исключения возможности изменения положения повреждённой конечности.

 

 

 Первая помощь при сотрясениях головного мозга.

 

Сотрясение головного мозга сравнительно более  редкая, но чреватая  очень тяжёлыми последствиями травма.  По клинической картине сотрясения  мозга подразделяют  на  лёгкие,  средней тяжести  и  тяжёлые.

При  лёгкой  степени  сотрясения  может наблюдаться кратковременная  потеря сознания (до 5-ти минут, а иногда этого может не быть вовсе), слабость, тяжесть в голове, помрачение сознания,  головная боль, головокружение, тошнота, шум в ушах, бледность лица, холодный пот, вялая речь.

При сотрясениях средней  степени потеря сознания может  продолжаться  более длительное время (до 1 часа и более). Все остальные симптомы бывают резче выражены, чем при легкой степени сотрясения. Отмечается рвота и расстройство памяти (ретроградная  амнезия, - когда больной не помнит событий, предшествовавших травме).

 Сотрясение  тяжёлой  степени сопровождается еще более  длительной потерей сознания (от нескольких часов до нескольких суток), выраженной повторной рвотой, затруднённым дыханием, низким артериальным давлением.  При этом зрачки бывают расширенными и не реагируют на свет, отмечается нистагм - непроизвольные дрожательные движения глазных яблок.

Следует помнить, что классификация сотрясений головного мозга по степени тяжести весьма условна. Поэтому, если  вначале имели место признаки сотрясения лёгкой степени, то это ещё не значит, что такая травма не опасна.  Через некоторое время  у отдельных пострадавших возможно резкое ухудшение состояния, вплоть до летального исхода. Это указывает на необходимость самого серьёзного отношения к сотрясениям головного мозга независимо от степени его видимой тяжести.

Процент неблагополучных последствий после сотрясений может быть существенно снижен, если пострадавшему своевременно будет оказана своевременная доврачебная помощь, которая должна заключаться в следующем.

Если у пострадавшего имеются открытые повреждения, то необходимо обработать кожу  вокруг них йодной настойкой или бриллиантовой зеленью. Затем забинтовать рану стерильным бинтом и осторожно положить больного на носилки в положении лёжа на боку. и на животе. При этом ногу, расположенную внизу,  нужно согнуть в коленном и  тазобедренном суставах.  Именно такое положение необходимо в связи с возможностью возникновения рвоты, которая при положении на спине в бессознательном состоянии грозит асфикцией -  удушьем. Затем необходимо положить на голову холод, укрыть пострадавшего и обеспечить его доставку в больницу.

Возобновить занятия физическими упражнениями после сотрясения головного мозга можно только по разрешению врача-невропатолога.

 

 

 Первая помощь при возникновении острых патологических состояний.

В процессе  физкультурно-спортивных занятий  возможно развитие различных острых патологических состояний, таких как :  гравитационный  шок, ортостатический коллапс,  травматический шок,  тепловой и солнечный удары.

Гравитационный шок и ортостатический коллапс  внешне проявляются  в возникновении обморочного состояния и серьёзной угрозы здоровью занимающихся, как правило, не представляют. Наиболее часто обморочные состояния развиваются при длительном неподвижном стоянии (ортостатический коллапс)  и при резкой остановке после интенсивного бега (гравитационный шок).

Оказывая первую помощь  при обморочных состояниях, необходимо уложить пострадавшего на спину так,  чтобы голова находилась ниже уровня  тела (ноги несколько приподняты). Затем расстегнуть воротник, ослабить пояс, дать понюхать  ватку, смоченную нашатырным спиртом. Нельзя поднимать, усаживать пострадавшего, а также  прикладывать к голове холод. Это объясняется тем, что описанные патологические состояния вызываются прежде всего недостатком кровоснабжения головного мозга. В результате прикладывания льда сосуды ещё больше сужаются и состояние ухудшается.

При  тепловом и солнечном ударах  необходимо перенести пострадавшего  в прохладное место и уложить на спину так,  чтобы голова была выше  туловища.  Затем его необходимо освободить от стесняющей одежды и положить на голову полотенце, смоченное холодной водой.  Для возбуждения дыхания дают понюхать нашатырный спирт.

Типичным примером очень опасного  патологического состояния является   травматический шок.  В его возникновении  главную роль играют  сильная боль и кровотечение. Эти причины и должны быть устранены в первую очередь  при оказании доврачебной помощи.  Для этого необходимо остановить кровотечение  и произвести иммобилизацию (обездвижение)  фиксирующей повязкой или шиной  м дать болеутоляющее средство.  Пострадавший как можно быстрее должен быть доставлен в травмотологический пункт или больницу.

 

 

 Первая доврачебная помощь при  сильных 

кровотечениях.

Причиной кровотечений являются травмы  сосудов.  В зависимости от вида повреждённого сосуда различают кровотечения артериальные и венозные, капилярные и смешанные. Самыми опасными из них являются артериальные кровотечения.

Отличительной особенностью артериальных кровотечений является пульсирующая струя крови ярко-красного цвета. При венозном кровотечении кровь изливается  медленно, равномерно,  цвет её тёмно-красный.  Этот вид кровотечения значительно менее опасен, чем артериальное.

При капилярных кровотечениях кровь выступает на  повреждённой поверхности мелкими каплями. Если нет нарушений в свёртываемости крови , то такое кровотечение  останавливается самостоятельно.

Для остановки кровотечений могут быть использованы  следующие действия:

      Приподнять над основной массой тела кровоточащую  область. Такой способ эффективен при небольших кровотечениях капилярного типа.

      Прижатие кровеносного сосуда.  При этом для остановки капилярного кровотечения  достаточно наложить обычную повязку. Венозное кровотечение, а также артериальное из мелких артерий можно остановить с помощью давящей повязки (несколько слоёв марли,  тугой комок ваты  в сочетании с тугим бинтованием). Кровотечение  из более крупных артерий останавливают, прижимая артерию  к подлежащей кости пальцами или кулаком выше места ранения. Этот метод применяется  лишь для предварительной остановки кровотечения, пока не приняты более действенные меры(наложение жгута, закрутки).

Прижать артерию можно также, фиксируя конечность в положении максимального сгибания в суставе. При этом в область сгибания подкладывается свёрнутый бинт и конечность фиксируется  в таком положении бинтом или каким-либо подручным материалом (платок, косынка и др.)

Если повреждена крупная артерия, то необходимо наложить жгут, представляющий собой эластичную резиновую полоску  или трубку.  Можно использовать также  закрутку из куска материи,  ремня или какого-либо ещё  подходящего для этого предмета.  Однако нельзя перетягивать конечность проволокой или другими слишком жёсткими предметами, так как это приводит к повреждению тканей тела и усугублению ситуации.  Под жгут или закрутку необходимо положить матерчатую  прокладку и записку с указанием времени их наложения. Жгут или закрутку накладывают не боле , чем на 1,5-2 часа. Более продолжительное сдавливание  может привести к омертвлению конечности.

 

 

 Оказание самопомощи и взаимопомощи в условиях  вынужденной автономии.

В условиях вынужденной автономии характер и последовательность действий остаются такими же как и описанные выше. Обстановка усугубляется удалённостью населённых пунктов, медицинских учреждений, ограниченной возможностью оказания помощи со стороны. В таких условиях особенно важно сохранять самообладание, а также  хорошо знать и уметь делать всё то,  чем можешь помочь себе сам.

Последовательность действий при оказании самопомощи при травмах и переломах:

*                 освободиться от воздействия внешнего фактора, нанесшего травму;

*                 остановить кровотечение;

*                 обработать и перевязать рану;

*                 зафиксировать перелом, вывих в удобном положении.

Взаимопомощь при остановке дыхания и сердечной деятельности:

*                 освободить дыхательные пути (рот, горло) от посторонних предметов;

*                 уложить пострадавшего, запрокинув голову назад и подложив под плечи что-нибудь;

*                 приступит к искусственной вентиляции лёгких способом “рот в рот” и к закрытому массажу сердца.

Взаимопомощь при укусах ядовитых змей, насекомого или животного:

*                 тщательно отсосать яд вместе с кровью, старательно выплёвывая всё содержимое изо рта;

*                 при необходимости в области укуса надо сделать надрез кожи;

*                 промыть рану большим количеством воды и наложить повязку.

 

Представленное выше  ознакомление с причинами травматизма, патологических состояний и мерами по их профилактике, свидетельствует о вполне реальной возможности их предупреждения, для чего достаточно соблюдать меры безопасности, предосторожности в процессе физкультурно-спортивных занятий. В тех же случаях, когда они все же случились, их негативные последствия могут быть существенно облегчены  благодаря хорошим знаниям и умениям по оказанию доврачебной помощи.

beauty-bodies.ru


Смотрите также