Урок русского языка 3 класс по теме: “Упражнение в определении падежа имени существительного”. Падежи 3 класс упражнения


Конспект урока для 3 класса "Упражнение в определении падежей имени существительного"

Урок русского языка.

3 класс.

Тема: Упражнение в определении падежей имени существительного.

Цель: Развивать умение распознавать падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:1. Ознакомить с особенностями именительного падежа.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Прививать любовь к природе.

Ход:

  1. Организационный момент (Слайд № 1)

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми и улыбающимися. Каждый день, приходя в этот класс, вы из обыкновенных мальчишек и девчонок превращаетесь в исследователей, открывателей чего- то нового, раннее вам незнакомого. И сегодняшний урок не будет для вас исключением. Готовы? Желаю вам всем успеха.

2. Проверка домашнего задания.

- Проверим ваше домашнее задание (упр.434) Взаимопроверка. Вам нужно было определить падеж имени существительного земля. Каким алгоритмом вы пользовались? Дети рассказывают алгоритм определения падежа. (Слайд №2) Далее дети читают предложения и определяют падеж слова земля. Оценивают на полях задание своего соседа.

- Ребята. О каком времени года говорится в домашнем задании? (О весне)

- Весна, весна! И всё ей радо

Как в забытьи каком стоишь…

- Так о весне писал русский поэт Иван Бунин.

3. Минутка чистописания. (Слайд № 3)

Дети прописывают соединения букв заглавных и строчных А и Л.

- В народе говорили «Где в апреле река, там в июле лужица». Как вы понимаете эту поговорку? Запишите её.

4.Письмо по памяти.

- О весне писали многие русские поэты. И А.С.Пушкин, Фёдор Тютчев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет и Алексей Толстой. Прочитайте стихотворение, написанное Алексеем Толстым.(Слайд № 4)

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

(А.К.Толстой)

- Найдите в стихотворении знакомые вам орфограммы и объясните их написание. По ходу подчёркиваются орфограммы. Далее стихотворение прочитывается орфографическим чтением, текст закрывается и произносится ещё раз. Потом дети записывают стихотворение по памяти. Учитель некоторые работы проверяет и ставит оценки.

5. Работа над новой темой.

- Здесь записано сложное предложение, оно состоит из четырёх частей, прочитайте первую часть (вторую, третью, четвёртую). Подчеркните в каждой части грамматическую основу, определите падеж имени существительного, которое является подлежащим.

Проверка.

- Что вы заметили при определении падежа у имени существительного? Сделайте вывод.

Вывод: Подлежащее в предложении выражено именем существительным в И.п. или

Имя существительное в И.П. в предложении является подлежащим.

Читается вывод в учебнике с.36

Физкультминутка (Слайд № 5)

6. Закрепление нового материала.

- Несмотря на то что, весну начинает март, открывает весну апрель, тёплое лучшее время года. Апрель-месяц неожиданностей, чудесных превращений. Он открывает двери в весну птицам, зверям, насекомым.

- Подберите для каждого предложения подходящее по смыслу подлежащее. (Слайд № 6)

1. … первой празднует весну.

2. порадовали грибников … .

3. … вывела ребятишек из тёмной берлоги в лес.

4. Дружно устремились … по каким-то очень нужным им делам.

5. Высоко в небе запел свою серебряную песенку … .

Слова для справок: Верба, муравьи, сморчки, Медведица, жаворонок.

- Напишите, подчеркните в предложениях грамматическую основу, определите падеж существительных, которые являются в предложениях подлежащими. Взаимопроверка.

7. Рефлексия деятельности.

- Вы молодцы, но я ещё хочу проверить вас, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Выполните тест. Работа по вариантам.

Тест

1 вариант.

Верба сбросила со своих цветочных почек чешуйки.

1.Какой частью речи является слово верба?

А.Им. существительным В. Глаголом

Б.Наречеем. Г. Предлогом.

2. Грамматической основой в предложении является

А. с почек чешуйки В. верба сбросила

Б. сбросила с почек Г. со своих цветочных почек

3. Имя существительное верба стоит в

А. П.п. В. Р.п.

Б. И.п. Г. Т.п.

4. Определи падеж существительного чешуйки

А. В.п. В. И.п.

Б. Р.п. Г. Д.п.

5. Определи падеж существительного почек

А. Д.п. В. Р.п.

Б. В.п. Г. Т.п.

Тест

2 вариант.

Побежали с горки по дороге весёлые говорливые ручейки.

1.Какой частью речи является слово ручейки?

А. Наречеем. В. Глаголом

Б. Им. существительным Г. Предлогом.

2. Грамматической основой в предложении является

А. побежали ручейки В. весёлые говорливые ручейки

Б. побежали с горки Г. побежали по дороге

3. Имя существительное ручейки стоит в

А. Р.п. В. И.п.

Б. П.п. Г. Т.п.

4. Определи падеж существительного с горки

А. В.п. В. И.п.

Б. Р.п. Г. Д.п.

5. Определи падеж существительного по дороге

А. Д.п. В. Р.п.

Б. В.п. Г. Т.п.

Взаимопроверка (Слайд №7)

8. Итог урока.

-Каким членом предложения является имя существительное в И.П.?

9. Оценки.

10. Домашнее задание: Составь 4-5 предложений о том, что тебе приходилось наблюдать весной в природе. Озаглавь свой текст.

doc4web.ru

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Упражнения в определении падежей имени существительн

Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России» Моу «Рыбачьевская школа» Учитель начальных классов Скателова Светлана Зиновьевна

Урок русского языка в 3 классе

УМК «Школа России»

Моу «Рыбачьевская школа»

Учитель начальных классов Скателова Светлана Зиновьевна

Сели ровно и плечи расправили, Ноги вместе все дружно поставили, Наклонив тетрадь слегка, Держит левая рука. Правой ручку надо взять, Приготовиться писать.

Сели ровно и плечи расправили,

Ноги вместе все дружно поставили,

Наклонив тетрадь слегка,

Держит левая рука.

Правой ручку надо взять,

Приготовиться писать.

Кто умеет умываться Без водички - языком? И мяукать, и ласкаться, И гоняться за клубком?

Кто умеет умываться

Без водички - языком?

И мяукать, и ласкаться,

И гоняться за клубком?

Минутка чистописания к кк ккк кошка

Минутка чистописания

к кк ккк

кошка

Орфографическая минутка . М о ро з , о днажды,п о м и дор,в о рона,м е две д ь, к а р а ндаш, п е нал,за я ц. - Определите род

Орфографическая минутка .

М о ро з , о днажды,п о м и дор,в о рона,м е две д ь, к а р а ндаш, п е нал,за я ц.

- Определите род

П А Д Е Ж И

П

А

Д

Е

Ж

И

Тема урока: «Упражнения в определении падежей имен существительных» Цель ?

Тема урока: «Упражнения в определении падежей имен существительных»

Цель ?

тест-самоконтроль ОТВЕТЫ: 1, 2, 1, 3, 1, 3, 3.

тест-самоконтроль

ОТВЕТЫ: 1, 2, 1, 3, 1, 3, 3.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

У норы добычи ждёт, Притаившись, серый _____ Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от______ А теперь и за версту Не приблизится к _ _ ____ Крыса старая - и та, Видя грозного _ _ ____ Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретится с _ _ ____ Там дрожит и в темноте Вспоминает о ______

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый _____

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от______

А теперь и за версту

Не приблизится к _ _ ____

Крыса старая - и та,

Видя грозного _ _ ____

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с _ _ ____

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______

У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот . Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота . А теперь и за версту Не приблизится к коту . Крыса старая - и та, Видя грозного кота , Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретится с котом . Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте .  

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот .

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота .

А теперь и за версту

Не приблизится к коту .

Крыса старая - и та,

Видя грозного кота ,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с котом .

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте .

 

Как определить падеж имени существительного ?

Как определить падеж имени существительного ?

Алгоритм определения падежа существительного Найди слово, с которым связано имя существительное . Поставь от него вопрос . По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Алгоритм определения падежа существительного

  • Найди слово, с которым связано имя существительное .
  • Поставь от него вопрос .
  • По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Проверь себя! Учебник с.40

Проверь себя!

Учебник с.40

Деформированный текст Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком. Она произошла от дикой кошки. Многие народы поклонялись домашней кошке. В Египте кошку считали священным животным. На Руси также дорожили кошкой. О кошке сложили много легенд и сказок.  

Деформированный текст

Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.

Она произошла от дикой кошки.

Многие народы поклонялись домашней кошке.

В Египте кошку считали священным животным.

На Руси также дорожили кошкой.

О кошке сложили много легенд и сказок.

 

Физкультминутка.  

Физкультминутка.

 

Самостоятельная работа 1 уровень Запишите. Определите падеж имён существительных. На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подлетела к дереву, от­дыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню. 2 уровень 1. Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме. 2. Укажи падежи выделенных имён существительных.   Шуршит под (ноги) опавшая листва. Желтеют листья на (берёза). Ветер срывает с (ветка) последние листочки. Готовились к (отлёт) журавли. Чудесный ковёр из (листья) покрыл (земля).

Самостоятельная работа

1 уровень

Запишите. Определите падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подлетела к дереву, от­дыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

2 уровень

1. Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме.

2. Укажи падежи выделенных имён существительных.

  Шуршит под (ноги) опавшая листва.

Желтеют листья на (берёза).

Ветер срывает с (ветка) последние листочки.

Готовились к (отлёт) журавли.

Чудесный ковёр из (листья) покрыл (земля).

Рефлексия - Сегодня на уроке я…….

Рефлексия

- Сегодня на уроке я…….

Домашнее задание. Составить 3 предложения про кота(кошку).Определить падеж существительных. Рисунок по желанию

Домашнее задание.

  • Составить 3 предложения про кота(кошку).Определить падеж существительных.
  • Рисунок по желанию

multiurok.ru

Урок русского языка 3 класс по теме: “Упражнение в определении падежа имени существительного”

УРОК РУССКОГОЯЗЫКА 3класс “ Упражнение в определении падежа имени cуществительного” Автор-составитель учитель начальных классов МБОУ ”Верейская средняя общеобразовательная школа” Орехово-Зуевского района Московской области

УРОК РУССКОГОЯЗЫКА

3класс

“ Упражнение в определении падежа имени

cуществительного”

Автор-составитель учитель начальных классов

МБОУ ”Верейская средняя общеобразовательная школа”

Орехово-Зуевского района Московской области

ветер

ветер

Чистописание вр во вм ве Ветер, ветерок, ветрище, ветреный (день) Ветер, ветерок, ветрище, Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети Или мельницы крути!

Чистописание

вр

во

вм

ве

Ветер, ветерок, ветрище, ветреный (день)

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

с подул севера ветер холодный

с

подул

севера

ветер

холодный

Отчёт 1 группы Если обратимся к словарю С.И.Ожегова, то мы найдём следующее толкование: ВЕТЕР Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Отчёт 1 группы

Если обратимся к словарю С.И.Ожегова, то мы найдём следующее толкование:

ВЕТЕР

Движение, поток воздуха

в горизонтальном

направлении.

Отчёт 2 группы Синонимы к слову «ветер» вихрь буря

Отчёт 2 группы

Синонимы к слову «ветер»

вихрь буря

Отчёт 3 группы. Антонимы к слову «ветер». Безветрие

Отчёт 3 группы.

Антонимы к слову «ветер».

Безветрие

Словарная работа п а л ь т о ф е в р ь а л о п г о д а р с н е ь г и с н а е н к ж и н о ь к и к

Словарная работа

п

а

л

ь

т

о

ф

е

в

р

ь

а

л

о

п

г

о

д

а

р

с

н

е

ь

г

и

с

н

а

е

н

к

ж

и

н

о

ь

к

и

к

Названия падежей Грамматическая сказка Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать Именительный. Родился - стал Родительный. Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он Винительный . Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный . Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный.

Названия падежей

Грамматическая сказка

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать

Именительный.

Родился - стал

Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и стал он

Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он

Винительный .

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный .

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь

Предложный.

Запоминалочка И ван (Именительный) Р одил (Родительный) Д евчонку, (Дательный) В елел (Винительный) Т ащить (Творительный) П еленку (Предложный)

Запоминалочка

И ван (Именительный)

Р одил (Родительный)

Д евчонку, (Дательный)

В елел (Винительный)

Т ащить (Творительный)

П еленку (Предложный)

Что значит просклонять слово?

Что значит просклонять слово?

Просклоняйте слово Ветер

Просклоняйте слово

Ветер

Запоминалочка И. п. (есть) кто? что? Р. п. (нет) кого? чего? Д. п. (дам) кому? чему? В. п. ( вижу) кого? что? Т. п. (доволен) кем? чем? П. п. (думаю) о ком? о чём?

Запоминалочка

И. п. (есть) кто? что?

Р. п. (нет) кого? чего?

Д. п. (дам) кому? чему?

В. п. ( вижу) кого? что?

Т. п. (доволен) кем? чем?

П. п. (думаю) о ком? о чём?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Упражнение №71, стр. 41

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Упражнение №71,

стр. 41

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потренируемся?

Потренируемся?

По дороге И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

По дороге

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

В сторожке И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

В сторожке

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Над горизонтом И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Над горизонтом

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

К опушке И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

К опушке

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

На площади И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

На площади

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Клювом И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Клювом

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

На ёлке И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

На ёлке

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

На дорожку И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

На дорожку

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

По правой стороне И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

По правой стороне

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Как определить падеж имени существительного?

Как определить падеж имени существительного?

  • Найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу.
  • Поставить от этого слова падежный вопрос.
  • По падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Как определить падеж имени существительного? Спит в берлоге Пролетел над лесом Подошёл к ёлочке Слепил из снега

Как определить падеж имени существительного?

Спит в берлоге

Пролетел над лесом

Подошёл к ёлочке

Слепил из снега

Проверим! Спит в берлоге (П. п.) Пролетел над лесом (Т.п.) Подошёл к ёлочке (Д.п.) Слепил из снега (Р.п. )

Проверим!

Спит в берлоге (П. п.)

Пролетел над лесом (Т.п.)

Подошёл к ёлочке (Д.п.)

Слепил из снега (Р.п. )

Домашнее задание Составить и записать два предложения на зимнюю тему. Указать падеж имён существительных

Домашнее задание

Составить и записать два предложения на зимнюю тему.

Указать падеж имён существительных

Источники Интернета Ветер - http://www.hohmodrom.ru/upload/23007/projimg/82218/hohmodrom_veter.gif толковый словарь - http://mukhacheva.ucoz.ru/123638.jpg ураган - http://uwd.ru/uploads/posts/2011-09/1314944202_scary_hurricane_irene_02.jpg буря - http://neformat.co.ua/images/news/shtorm_2.jpg безветрие - http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004/02/09/170904.jpg http://foto-tula.ru/files/p0073691.jpg книга - http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005092384.jpg зимний фон http://img01.chitalnya.ru/upload2/231/609016533475369216.jpg http://gotovie-prezentacii.ru/wp-content/uploads/2013/02/fon.jpg СЛАЙД ДЛЯ ФИЗМИНУТОК- http://www.v3wall.com/wallpaper/medium/1001/medium_20100116095202369756.jpg   http:// festival.1september.ru/articles/593972/presentation/11.jpg http://festival.1september.ru/articles/593972/presentation/11.jpg загадки - : http://www.chudopredki.ru/2066-detskie-zagadki-pro-pogodu.html тренажёр- http ://pedsovet.su/_ ld/404/13515811.jpg

Источники Интернета

Ветер - http://www.hohmodrom.ru/upload/23007/projimg/82218/hohmodrom_veter.gif

толковый словарь - http://mukhacheva.ucoz.ru/123638.jpg

ураган - http://uwd.ru/uploads/posts/2011-09/1314944202_scary_hurricane_irene_02.jpg

буря - http://neformat.co.ua/images/news/shtorm_2.jpg

безветрие - http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004/02/09/170904.jpg

http://foto-tula.ru/files/p0073691.jpg

книга - http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005092384.jpg

зимний фон http://img01.chitalnya.ru/upload2/231/609016533475369216.jpg

http://gotovie-prezentacii.ru/wp-content/uploads/2013/02/fon.jpg

СЛАЙД ДЛЯ ФИЗМИНУТОК- http://www.v3wall.com/wallpaper/medium/1001/medium_20100116095202369756.jpg

  http:// festival.1september.ru/articles/593972/presentation/11.jpg

http://festival.1september.ru/articles/593972/presentation/11.jpg

загадки - : http://www.chudopredki.ru/2066-detskie-zagadki-pro-pogodu.html тренажёр- http ://pedsovet.su/_ ld/404/13515811.jpg

kopilkaurokov.ru


Смотрите также