Литературное Приамурье. Падалко а е задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся


В поисках идеи - 2

Работа, направленная на развитие творческого мышления, предполагает воспитание в школьнике потребность фантазировать, познавать, творить, думать смело и оригинально, видеть то, мимо чего многие проходят, не замечая, любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и не сдаваться.

Вот некоторые упражнения, направленные на формирование этой потребности, представленные в книге А.Е.Падалко "Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся".

Нужно завершить незаконченные рисунки.

Завершить незаконченные рисунки Пример. Завершить незаконченные рисунки 2

Здесь можно пофантазировать над всеми буквами алфавита и изобразить то, что они напоминают.  Вот пример с буквой А.

Фантазии с буквами алфавита Хорошо бы составить последовательный, связный, не лишенный смысла рассказ из двух предложений с использованием следующих слов и словосочетаний: зонт, красивое дерево, группа школьников, мост через речку. Предложения могут получиться сложными. Окончания слов при этом должны оставаться неизменными (пример выполнения подобного задания представлен в статье "Учение с развлечением" категории "Развиваем способности" раздела "Для учителей").

Сформировать интерес к творческому мышлению у школьников младшего подросткового возраста можно, например, методом сказкотерапии. Они очень внимательно и с удовольствием на классном часе слушают поучительные сказки. А если еще после обсуждения интересной сказки задать ребятам конкретные вопросы, например, "Почему нужно дружить с творческим мышлением?" и т.д., а затем вместе выполнить несколько увлекательных творческих упражнений - педагогическая цель непременно будет достигнута. Вам предлагается сказка из книги Н.Н.Амбросьевой "Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников"

"Как Вася поссорился с Творческим Мышлением"

В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами. Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей. Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон. Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения. А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила: - Нельзя часами смотреть телевизор и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится. Папа добавлял: - Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал. - Ну, вот еще... Больно надо напрягаться, - ворчал Вася. - Все уши прожужжали: «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления. Мама с папой только качали головой. - Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама. - Ну что за сынок! - расстраивался отец. Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось на Васю и решило его проучить. Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда ни возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать: - Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю!.. И запутала. Понял Вася, что заблудился. - Где же дорога домой? - думает. - Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю. Сел он на пенек и горько заплакал. Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления - Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать. - Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость. - Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно. И тут же куча идей закружилась у Васи в голове. - Как же я раньше не сообразил, - думает Вася. - Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит, там север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит, там восток. Там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость! Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания. Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков. Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать. - Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее. - И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело. И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться: - Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело? И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали. - Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, они для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. И всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон. Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание. Откуда ни возьмись - волшебница Мудрилка: - Куда путь, Васенька, держишь? - Домой, к папе с мамой иду. - Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь - навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не встряхивая и не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки. - Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит. - Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что встряхивать бутылку нельзя. - Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать. Ничего, однако, у Васи не получилось. - У тебя осталась последняя попытка, Вася, - предупредила Мудрилка. Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться. - Думай, Вася, думай! - приговаривала Оригинальность.- Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное. И закрутились у Васи в голове мысли, забегали. - Знаю, знаю, как достать колпачок, - радостно воскликнул Вася. - Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет. - Правильно, молодец. Что ж, иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой. - До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ. - Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать. - Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила смотреть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться. - Прости меня, Творческое Мышление, - раскаялся Вася, - я все понял и хочу с тобой дружить. С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.

Успехов!

www.zanimatika.ru

Практическое пособие по развитию творческих способностей для детей и взрослых

Буть креативным!

Практическое пособие по развитию творческих способностей для детей и взрослых

Бирюкова Е.Н. учитель технологии

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ№100» города Саратова

Что такое креативность? В переводе - творчество. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении любых жизненных проблем.

Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление – противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционном и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие. Что отличает творческого человека от обычных людей? У креативной личности замечательно развиты следующие качества:

оригинальность любознательность воображение интуиция творческое мышление эмоциональность творческое отношение к профессии чувство юмора

Креативность можно и нужно развивать в любом возрасте. Это доказано практикой. Создание технологий развития творческого мышления – одно из самых ярких достижений 20 века. Но стоит иметь ввиду: творческое мышление не формируется от случая к случаю. Его необходимо целенаправленно, последовательно развивать и применять в решении практических задач. Иначе оно просто угаснет.

Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка. Очень важно помогать малышу, с раннего возраста проявлять и развивать свои творческие способности.

- Во - первых, творческая деятельность стимулирует развитие индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру. – Во – вторых, творческие способности необходимы именно в современном, так быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому активно изменять этот мир.

Исследователи выделяют такие компоненты креативности:

-персептивный (наблюдательность, особая концентрация внимания),

-интеллектуальный ( интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.),

- характерологический ( стремление к открытиям, обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность).

Вопрос о роли наследственности и природных задатков в развитии творческих способностей остается открытым. Выдающийся психолог Э.П.Торренс считает: развитие креативности не зависит от наследственности, а от культурной среды, в которой растет ребенок. Среда влияет на тип креативности, и на процесс ее развития.

Что делают родители, раскрывая, поддерживая и развивая творческие задатки малыша:

-развивают воображение,

-развивают мышление (но, не в ущерб воображению),

-создают положительный эмоциональный фон для занятий,

-создают условия для взаимодействия с окружающим миром,

-интересуются возможностями развития возможностей своего малыша, с помощью специально подготовленных педагогов.

Главное, что требуется от родителей дошкольника - создать условия для творческого самовыражения и развития. Тогда естественное творческое отношение ребенка к себе и окружающему не угаснет, а будет поддерживаться и закрепляться:

- поощряйте самостоятельность ребенка,

- предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы,

- уважайте точку зрения малыша,

- старайтесь придерживаться безоценочности в отношении к детскому творчеству,

- большое внимание уделяйте организации творческого процесса, создания чего-то, поддержанию атмосферы творчества, а не его результатам,

-творите и играйте вместе с детьми,

- не навязывайте при этом свою программу действий и образов,

- развивайте чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности,

- используйте игры и занятия, направленные на развитие самых разных сфер психики вашего ребенка,

- используйте награды за необычные ответы,

- поддерживайте на занятиях положительный настрой у ребенка.

Креативное мышление для взрослых

Творчество каждый день? Это возможно!

Попробуйте в течение недели или месяца:

-Каждый день вставать с постели, таким образом, какой еще никогда не использовали,

-Каждый день изобретать новое слово и придумывать для него значение,

-Каждый день давать новое название своему дому,

-Каждый день давать нагрузку своему интеллекту (это может быть что угодно: разгадывание кроссвордов, заучивание стихов и т.д.),

-Каждый день что-то рисовать, используя разные изобразительные техники,

-Каждый день формулировать мысль и сочинять афоризм,

-Каждый день задавать себе какой-нибудь интересный вопрос и находить на него ответ.

Какие это могут быть вопросы? Да какие угодно! Например:

-Существуют ли млекопитающие, которые никогда не спят?

-Сколько у человека волос на голове?

-Сколько человек съедает в течение жизни?

-Почему млечный путь так назван?

-Горилла больше человека или нет?

Три вопроса.

Попробуйте составить три вопроса и предложите сделать это своему ребенку – по каждому из перечисленных явлений или областей знаний:

Сновидения, Европа, осьминоги, экономика, острова, политика, боги и богини, психология, жизнь на других планетах, правши и левши, архитектура, память и т. д.

Кто похож на ананас?

Стоит ли лишний раз объяснять, что креативная личность должна не только иметь развитое воображение, но и постоянно его стимулировать? Возьмите себе за правило время от времени проделывать такое упражнение.

Сосредоточьтесь и представьте, что вы держите в руках ананас. Ваша задача – создать максимально яркий и четкий образ. Ощутите его приятную тяжесть. «Переложите» его из одной руки в другую. Мысленно проведите рукой по поверхности плода. Потрогайте его лиственную макушку. Что вы чувствуете? «Положите» ананас на стол и представьте, что вы берете нож, вонзаете его в корку и разрезаете плод на дольки. Ощутите аромат мякоти, поднесите дольку к глазам и внимательно рассмотрите ее. Что вы видите? Мысленно положите кусочек ананаса в рот. Опишите собственные вкусовые ощущения. Потом попробуйте поразмышлять о том, что вы знаете и чего не знаете об этих южных плодах. Как его используют? Чем он может быть полезен, а чем вреден? Едят - ли ананасы какие-либо животные? Можно ли вырастить ананас в домашних условиях? И так далее. Вопросы могут быть самыми разнообразными и неожиданными. Каково латинское название растения и что оно означает, откуда взялось то название, которым пользуемся мы? Попробуйте подобрать рифму к названию плода и сочинить про него небольшой стишок… . Задайте себе вопрос: кого из знакомых вам людей вы могли бы сравнить с ананасом и почему? В следующий раз сделайте предметом изучения другой объект.

Чем дольше изучаем предмет, чем больше задаем себе вопросов, тем больше идей возникает в нашем сознании. При этом тренируются не только наши воображения и память, но и самые разные стороны нашего мышления. Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышления. Работая совместно, все эти «мышцы», создают основу для творческого процесса.

Новое можно открыть для себя в любом деле, даже самом обыденном и рутинном, даже в самом трудном и пугающем, при решении любых задач и проблем. Попробуем? Для начала выберите одно занятие из предложенного списка:

-каждодневное мытье посуды,

-ежедневная дорога на работу и обратно,

-выгуливание собаки,

-составление отчета о работе,

-ежедневное приготовление завтрака или ужина,

Список можете продолжить сами. Следующий шаг: скажите себе, что любое из этих дел вы можете сделать интересным и творческим. Ваша задача – найти нестандартный подход и изменить свое отношение к делу, выйти из своего привычного негативного эмоционального состояния.

Вы на скучном и утомительном совещании. Попробуйте и этот не слишком содержательный момент вашей жизни использовать для тренировки своих творческих способностей. Представьте, что вы смотрите на происходящее глазами индейца племени Наваха из 19 века, или превратитесь на время в 4 – летнего малыша. Что вы слышите и видите, что вызывает у вас удивление? Как бы этот человек описал увиденное и услышанное своим сотоварищам?

Приступая к делу.

Когда вы приступаете к выполнению, какого – либо задания или решению проблемы, задайте себе несколько вопросов. Они помогут пробудить ваше воображение и привлечь к делу ваш креативный потенциал. Том Вуджек предлагает каждый раз использовать такой набор вопросов:

Что меня привлекает в этом деле? А что в нем такого ужасного? Чему меня может научить эта работа? Как я могу получать удовольствие, выполняя это задание? Что в этой работе интересного? Насколько я хочу увлечься этой работой? Вы можете придумать и другие вопросы, главное – чтобы они открывали все новые творческие стороны дела, которым вы занимаетесь. Прекрасный способ стимулировать свое воображение – сменить привычные источники и области получения информации, выйти из рамок устоявшихся интересов. Например, возьмите в библиотеке книгу по совершенно вам незнакомой вам специальности – физика плазмы, социальная антропология, вулканология…, а может вязание крючком?.. Купите специализированный журнал, в который никогда не заглядывали, например, для любителей рыболовства или для желающих обучиться искусству живописи. Посетить незнакомый сайт или форум в интернете, на котором собираются люди, увлеченные незнакомым вам делом, даже если это будет, допустим, клуб любителей домашних хорьков. «Если бы я…» Эта игра может стать для вас прекрасным источником новых идей. Попробуйте придумать продолжение для этих незаконченных предложений:

Если бы я был (а) животным, то это было бы… Если бы я был (а) растением, то это было бы… Если бы мне дали тысячу евро, чтобы устроить незабываемый новогодний праздник, то я бы сделал (а)… Если бы я мог (ла) попасть в любое место в любой отрезок прошлого, я бы хотел(а) попасть в… Если бы я снимал(а) кино, то этот фильм был бы о… Если бы я написала (л) книгу, то эта книга была бы о… Если бы я рисовал (а), сюжет картины был бы… Если бы я писал (а) песню, то написал (а) бы о… Если бы я готовил (а) для компании друзей, то я бы приготовил(а)… Если бы я проектировал(а) дом своей мечты, он выглядел бы.… Если бы я мог жить в любой точке планеты, я бы жила (л)…. После того, как вы «поработаете с каждым из этих предложений, выберете то, которое вызвало в вас самый высокий творческий порыв. Продолжайте развивать возникшую у вас идею-имея в виду, что в дальнейшем вы сможете применить что-то из придуманного вами для решения ваших насущных проблем.

Куда направить креатив?

Нет такой области, таких занятий и предметов, к которым нельзя применять креативный подход. Придумайте сами пять интересных вариантов устройства гостиничных номеров. Вообразите, как могли бы выглядеть пришельцы с пяти разных планет. Назовите пять эффективных способов, как заставить ребенка полюбить классическую музыку. Придумайте пять новых туристических маршрутов. Создайте рецепты для пяти новых салатов. Придумайте пять оригинальных способов сыграть свадьбу. Введите в школьную программу пять предметов, которых до сих пор там не было. Придумайте для себя пять новых хобби. Придумайте пять новых праздников. Разумеется, не стоит ограничивать свою фантазию числом «5». Придумайте как можно больше нетривиальных способов, как: - сбросить лишний вес; - избавиться от застарелой никотиновой зависимости; - познакомиться с интересным человеком; - справиться с избыточным стрессом; - помочь ребенку увлечься ненавистным для него школьным предметом ….

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет…»

Представьте себе в роли креатив – менеджера крупной фирмы или учреждения. Вам поручено придумать эффективное название для нового товара или проекта. Попробуйте найти по пять оригинальных названий для:

- астрологической конторы; - вегетарианского ресторана; - модного ателье; - ночного телеканала; - стоматологической клиники; - магазина подарков; - клуба «Для тех, кому за …»; - гостиницы; - детского сада; - ветеринарной лечебницы; - новой рок – группы; - новой улицы; - брачного агентства ; - туристической фирмы для пенсионеров; - нового вида конфет; - нового корабля; - нового города; - новой политической партии.

«Карта идей»

Этот метод называют по – разному – «карта идей», «дерево», «паучок», «метод грозди»…. Он упоминается во многих книгах по развитию интеллекта и креативности. Кто автор – установить уже довольно трудно, да и так ли это важно? Главное, что метод этот прекрасно работает во многих ситуациях. Например, в ситуации принятия решения или поиска идей, или как прием активной переработки новой информации, как способ эффективного запоминания. С его помощью вы можете размышлять о чем – то личном. Можете использовать его как способ организации мысли, когда хотите принять решение, спланировать свою работу, начать новое дело, дать оценку какому – то событию. Когда вы создаете карту идей, ваша мысль свободно переходит от одного понятия к другому. В любом месте можно добавить пришедшую в голову новую идею. И ваше дерево будет развиваться, ветвиться, давать новые побеги. Вы будете гибко и без усилий менять направление мысли, карта идей не дает вам «застревать» на непродуктивном образе мыслей. В середине листа запишите исходное понятие, с которым вы хотите поработать. Обведите его кружком и вокруг записывайте идеи, понятия, которые у вас возникают в связи с этим словом. Также обводите их кружками и позвольте вашей мысли свободно ветвиться в любых, даже самых неожиданных направлениях. Продолжайте записывать, пока идеи не иссякнут.

«Новое имя для старой вещи»

Оглядитесь в комнате и выберите любые 5 предметов. Дайте им какие- нибудь шуточные названия. Например, ножницы – «резалки», зеркало – «консультант по красоте» и так далее. Можно усложнить задание – например, чтобы даваемые названия по своей грамматической форме соответствовали форме предмета.

«Всего один день»

В основе этого упражнения – прием изменения временных связей. Например, резкое сокращение привычных временных интервалов, между какими – то событиями жизни. Представляем себе, что от рождения до смерти человека проходит всего один день, и сочиняем соответствующий сюжет. Попробуйте представить, что у вас есть прекрасная возможность осуществить какую-то свою заветную мечту – но всего на один день. Вы мечтали: - побывать в Париже, - встретиться с важным для вас человеком – из далекого или близкого прошлого – и поговорить с ним о многом, - посетить Эрмитаж, - побывать в экспедиции с известным путешественником, - посетить незнакомую населенную планету. Расскажите, как вы проведете день, в котором осуществиться ваша мечта?

Смена полюса

Уже говорили о том, как важна для творческого процесса критичность мышления. Та самая способность преодолевать психологическую инерцию, менять устоявшиеся представления о причинно- следственных связях в окружающем нас мире. Критически мыслить – значит учитывать самые разные факторы и условия, влияющие на ход событий или на факты. Критически мыслить – значит выделять неочевидное, то, что необходимо иметь в виду, чтобы выйти из – под власти предубеждений и не застрять в распространенных заблуждениях. Иногда результат рассуждений может показаться парадоксальным, но в итоге оказаться очень логичным и убедительным. Попробуйте поразмышлять над утверждениями, которые приведены ниже. Сначала вам нужно предположить, что данное конкретное утверждение верно. Обоснуйте свою точку зрения, сформулировав три доказательства своей правоты. Затем предположите, что эти тезисы несут ложную информацию, и приведите три аргумента, подтверждающих это.

Много читать – вредно Красный цвет негативно влияет на наше эмоциональное состояние. Можно научить человека плавать, если бросить в воду и предоставить выплывать самому. При опасности страус всегда прячет голову в песок. У людей с лысиной доходы в среднем выше, чем у людей с большим количеством волос. Любимая пища мышей – сыр.

«Навстречу удаче»

Это один из вариантов упражнения «смена полюса». Мы будем учиться менять установки по поводу важных сторон жизни с негативных на позитивные. Запишите несколько самых распространенных мыслей относительно: - жизни, - людей, - любви, - денег, - противоположного пола. Выберите по одному известному вам тезису на каждое понятие (или сочините его экспромтом). Например, «Как страшно жить!». Теперь с чувством перечеркните каждое убеждение и напротив напишите позитивное утверждение – «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!». Или «Хочешь быть счастливым – будь им!».

«Это хорошо, потому, что… и это плохо, потому что…»

Понятно, что это упражнение помогает выработке гибкости мышления. У всего в мире есть обратная сторона. В любом предмете или явлении можно видеть самые разные аспекты, включая и позитивные, и негативные моменты. Народная мудрость закрепила значимость этого умения в поговорках и пословицах. Например, «Палка о двух концах», «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Нет худа без добра» и др. Итак, для примера можно взять часто встречающуюся ситуацию из школьной жизни: известный всей школе хулиган и двоечник Вася Бякин вторую неделю прогуливает уроки. Представим себе, что это неодобряемое обычно поведение позитивно отразилось на жизни школы: «Это хорошо, потому, что уроки проходят в более спокойной обстановке». Но ведь и более спокойная обстановка имеет, в свою очередь, негативную сторону. Уроки проходят в более спокойной обстановке, и это плохо, потому что и учителя, и дети расслабились и даже размечтались, что Вася покинул школу навсегда, а затем им пришлось срочно перестраиваться – школьная знаменитость вновь третирует всех вокруг». Теперь пришла очередь позитивно взглянуть на происходящее. «Учителям и ученикам пришлось срочно перестраиваться, и это хорошо, потому что…». Цепочку продолжаем выстраивать дальше. Как правило, наша склонность вешать на все события ярлык «плохого» или «хорошего» приводит к тому, что наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Попробуйте отказаться от этих ярлыков и оценить некоторые события с другой точки зрения.

«Выдвигаем и проверяем гипотезы»

Что мешает нам жить и работать продуктивно? Склонность видеть в происходящем только те факты, те стороны, которые соответствуют нашим гипотезам о том, что происходит. Гораздо продуктивнее позиция исследователя. Он не ограничивает себя рамками одной идеи. Он рассматривает предмет или ситуацию с разных сторон, задает себе как можно больше вопросов, потом формулирует гипотезу (или несколько) и проверяет ее. Существует мнение, что среди левшей гораздо больше людей, одаренных в какой – либо области искусства, в частности в области изобразительного искусства. Ведь у них особое восприятие мира, преобладает образный тип мышления. Как проверить утверждение, что среди правшей меньше тех, кто обладает художественными способностями? Глубоко укоренилось представление о том, что Лондон – чуть ли не самый дождливый город в мире. Так ли это на самом деле? Попробуйте предложить как можно больше способов проверки этих идей. Придумайте эксперименты, которые могут подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы. При этом не настраивайте себя заранее ни на успех, ни на провал ваших экспериментов.

«Свежие стимулы»

Если вы чувствуете, что завязли, ваша работа не продвигается, проблема не решается, этот прием поможет вам вернуться в творческое состояние. Вам необходимо найти слова, которые протянут ниточки к вашему прежнему опыту и вызовут свежие ассоциации. Возьмите толковый или орфографический словарь и просматривайте его, пока не натолкнетесь на слово, которое, как вспышка, озарит проблему, над которой вы работаете. Можно поступить и по – другому. Открыть книгу на любой странице и ткнуть пальцем в первое попавшееся слово. Неважно, что оно может показаться совершенно далеким от ваших поисков способов решения проблемы. Заставьте себя связать это слово с вашей идеей. Можно заглянуть и во фразеологический словарь, а то и в сборник пословиц и поговорок.

«Смотреть, слушать, осязать…»

Интересный способ пробудить в себе креативное начало – попробовать при взгляде на привычные вещи подключать все свои ощущения и чувства, все каналы восприятия. Ведь обычно, каждый человек воспринимает мир в основном, через какой – то один канал. Так называемые «визуалы» большую часть информации о том, что происходит вокруг, получают с помощью зрения, зрительных образов. «Аудиалы» пользуются преимущественно слуховым каналом, они воспринимают мир через звуки. «Кинестетики» - с помощью обоняния, осязания. Для них мир – это запахи, вкусовые ощущения, прикосновения, движения, чувства…. Как распознать, к какой из этих групп человек принадлежит? В основном по наблюдениям за его поведением, речью, но и специальные опросники. Хотелось бы упомянуть еще об одной замечательной области развития творческого мышления – это ТРИЗ, или теория решения изобретательных задач. Это технология развития креативности возникла у нас в стране еще в 50-е годы прошлого века – для эффективного решения технических проблем, но постепенно область применения ТРИЗ заметно расширилась. Сейчас с ее помощью решаются изобретательские и исследовательские задачи в области биологии, социального взаимодействия в самых разных областях человеческой деятельности.

Чувство юмора и креативность

Смех отличает человека от животного, а чувство юмора – креативную личность от заурядной. Фантазия, воображение, нестандартность мышления, чувство юмора – все эти качества начинают развиваться в детстве. А что помогает ребенку их развивать? Всевозможные нелепицы, небылицы, перевертыши и путаницы. Когда жизнь идет привычным, заведенным порядком, то и спрашивать ни о чем не хочется. Но как только случается что – то необыкновенное, невозможное, сразу возникают вопросы. И если взрослые не вставляют палки в эти колесики, то они приучаются двигаться очень быстро. Не успели мама или папа прочесть веселый стишок ребенку, а в голове у него уже целая куча вопросов: Что это такое? И может ли такое быть? и т. д. Ответы получены в одну секунду. Ребенок понял, в чем суть этого беспорядка – и испытывает от этого интеллектуальную радость, и начинает смеяться. Если вы хотите вырастить творческую личность, а не бездумного и унылого исполнителя чужих распоряжений, обязательно, с раннего детства, знакомьте его с книжками, наполненными юмором, парадоксами, небывальщиной. Чувство юмора – это, прежде всего способность воспринимать и запоминать смешное и воспроизводить его в нужное время и в нужном месте. Замечать его в реальных ситуациях жизни, в прочитанном, в увиденном на экране телевизора, в речевых «перлах» взрослых и детишек, в коряво сформулированных документах и объявлениях и т. д.. Между прочим, и профессиональные юмористы черпают материалы для своих книг и выступлений именно из этих источников.

Мини – практикум

Многие приемы развития творческого мышления можно применять и для тренировки чувства юмора. Ведь мы уже убедились, что креативность и чувство юмора неотделимы друг от друга. Для начала попробуем войти в роль автора кратких, но емких и смешных высказываний. Нужно восполнить пробелы в приведенных афоризмах, опираясь на свое видение проблемы. Можно сделать это, одним словом или словосочетанием. Записывайте все пришедшее вам в голову варианты. Когда они иссякнут, выберите самый подходящий. Когда работа будет закончена, сравните свою «продукцию» с точными формулировками авторов этих сенсаций. – Не борись собой – все равно… - В двух случаях нет смысла злиться: когда дело еще можно поправить и когда дело … - Не придавай значения сегодняшним огорчениям. Завтра у тебя… - Не бей слабого, а тем более… - Первоочередное - в первую очередь, второочередное - … - Не отчаивайся, худшее… - Простейший способ что – либо найти - … -Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и … Готово? Попробуем сравнить. – проиграешь - уже нельзя поправить - будут новые - сильною - никогда - еще впереди - начать искать что – нибудь другое - окончательно развеять сомнения Попрактиковавшись, можно попробовать себя уже в создании собственных афоризмов. Сразу не получается? Не огорчайтесь – учитесь у признанных мастеров. Почаще заглядывайте в сборники юмористических фраз, анекдотов, смешных историй из жизни известных людей. В любом случае вы останетесь в выигрыше, даже если не создадите в скором времени что-то самостоятельно. Разумеется, юмористическое творчество, как и творчество, научному анализу поддается с трудом. Моменты «озарения» играют здесь первостепенную роль. И все же даже в такой тонкой материи удается иногда разглядеть следы применения кое – каких специальных приемов. Дальше можно попробовать опросник креативности Джонсона и творческие задания и тесты Торренса, но это для тех, кто по настоящему хочет стать креативной личностью.

Используемые источники:

Вуджек Т. Как создать идею. - СПб, 1991 год.

Вуджек Т. Тренировка ума - СПб, 1997 год.

Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М, 1985 год.

Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. – СПб, 1999 год.

Тест Торренса СПб. Иматон,2006 год

doc4web.ru

Падалко, Алексей Егорович - Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся (IV - V классы) : Кн. для учителя

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Падалко Алексей Егорович | Литературное Приамурье

Алексей Егорович родился 13 июля 1938 года в городе Свободном. В 1953 году окончил семилетку и поступил в педагогическое училище, после окончания которого учительствовал в селе Загорная Селитьба, откуда был призван на военную службу. После армии женился и уехал в Комсомольск-на-Амуре, где трудился на закрытом заводе слесарем по наладке станков и интраскопистом. В 1962 году работал корреспондентом газеты «Шахтер» в городе Артеме Приморского края. В 1969 году заочно закончил Благовещенский педагогический институт, получив профессию преподавателя биологии. В 1960-х годах много путешествовал по стране, объехал и обошел почти весь Советский Союз, побывав в горах и лесах почти всех его республик (Кавказ, Памир, Алтай, Сихотэ-Алинь, Туран, Тукурингра). Работал учителем в школе села Новомихайловка Октябрьского района, а затем, возвратясь в родной Свободный, десять лет учительствовал в школе-интернате № 7, где создал кружок РТФ (Развитие творческой фантазии). Следующие десять лет руководил кружком РТФ уже в городском Доме пионеров. На основе разработанных им задач и упражнений в Москве вышли книжка-брошюра, изданная в 1981 году Госкомитетом по профтехобразованию России, и книга «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся 4-5 классов», изданная московским издательством «Просвещение» в 1985 году тиражом 70 тысяч экземпляров. Эта книга не художественная, а учебно-методическая, познавательная. Её созданию способствовала педагогическая деятельность и увлеченная изобретательская активность автора, запатентовавшего и засвидетельствовавшего более 15 изобретений, а также работа в созданном им в 1969 г. кружке развития творческой фантазии. В книге автор ставит перед собой задачи, направленные на всестороннее развитие творческих способностей детей. Нашлось место среди заданий и литературным упражнениям. В 2001 г. Падалко А. Е. издает вторую подобную книгу под названием «Букварь изобретателя». К этому времени он уже автор нескольких сборников художественных произведений.

В их числе – две книги для самых юных читателей с общим подзаголовком «Стихи и не только»: «Как тебя зовут» (1997) и «Чудо-Юдо» (1999). Для этих книг основная направленность – педагогическая. Литературное творчество воспринимается А. Е. Падалко как средство популяризации знаний, как форма объяснения действительности и способ развития познавательных способностей. В сборниках помещены стихотворения, загадки, упражнения на развитие фантазии, а также дельные советы для родителей.

Ведущая тема большинства произведений Алексея Егоровича Падалко – изобретательство. Герои его книг проводят опыты и эксперименты, изобретают и открывают что-то новое; они смелы, пытливы, но при этом добры и открыты. Нередко в книгах А. Е. Падалко герои воспроизводят эксперименты самого автора.

А. Е. Падалко известен еще и как художник-оформитель, изобретатель, коллекционер, геральдист. У него 15 авторских свидетельств и патентов на изобретения, он один из авторов гербов города Свободного и Свободненского района.

С 1950-х годов активно занимается литературным творчеством. Он член Свободненского литературного объединения с 1958 года,  с 1985– 2008 гг. практически бессменный (за исключением небольшого периода) председатель Свободненского литературного объединения имени Петра Комарова. В 2000 году Алексей Егорович принят в члены Союза российских писателей. Он автор девяти книг стихов и прозы (в т. ч. Для детей). В 2001 году в Москве вышла еще одна его книга для детей – «Букварь изобретателя». Лауреат Комаровской премии 1998 года.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. Е. ПАДАЛКО

 

Отдельные издания

Падалко, А. Е. Букварь изобретателя / Алексей Падалко. – Москва : Айрис-пресс ; Рольф, 2001. – 205, [1] с. : ил. – (Внимание: дети!).

Падалко, А. Е. Восемнадцатый брат : детектив, роман с элементами фантастики / Алексей Падалко, Александр Сивуда. – Свободный : Дизайн–Принт, 2012. – 202 с. – (Народная книга). 

Падалко, А. Е. Задачи и упражнения для развития творческой фантазии учащихся 4-5 классов / А. Е. Падалко. – Москва. – 1985. – 127 с.

Падалко, А. Е. Как тебя зовут : стихи и не только / Алексей Падалко . – Свободный : Ред. газ. «Зейские огни». – 1997. – 55 с. : ил., портр.  

Падалко, А. Е. Ладушки, ладушки… : стихи и не только / Алексей Падалко. – Свободный : Дизайн-Принт, 2010. – 52, [1] с. : ил.

Падалко, А. Е. Лодочка зеленая / Алексей Падалко ; [худож. : А. Падалко, Н. Кузнецова]. – Свободный : [Б. и.], 2008. – 54, [2] с. : ил.

Падалко, А. Е. Пока лечат – покалечат : (житейские ситуации в стихах и прозе) / Алексей Падалко. – Свободный : [Б. и.]. –2001. – 105, [1] с. : портр.

Падалко, А. Е. Поэмы / Алексей Падалко. – Свободный : [Б. и.], 2001. – 74, [1] с. : ил., портр.

Падалко, А. Е. Самое-самое о растениях / Алексей Падалко и Многознай. – Свободный : [Б. и.], 2002. – 123, [1] с.

Падалко, А. Е. Страшная тайна подземелья : приключен. повесть / Алексей Падалко. – Свободный : [Б. и.], 2000.– 96, [1] с. : портр.

Падалко, А. Е. Сценарии / Алексей Падалко. – Свободный : [Б. и.], 2001. – 203, [1] с. : портр.

Падалко, А. Е. Чудо-юдо : стихи и не только – Алексей Падалко. – Свободный : [Б. и.], 1999. – 75, [2] с. : портр.

 

Из публикаций в периодической печати и сборниках

Падалко, А. Гимн города Свободный / А. Падалко // Зейс. огни. – 2018. – 7 февр. (№ 6). – С. 29. Гимн
Падалко, А. Стихи / А. Падалко // Зори над Амуром : лит.-худож. сборник. – Благовещенск : Амур. кн. изд., 1963. – С. 90 – 92. Стихи
Падалко, А. Рассказы и стихи / А. Падалко // Свободный город : сборник / сост. А. Падалко. – Свободный, 1993. – С. 51 – 57, 110 – 120. Рассказы
Падалко, А. Стихи / А. Падалко // Свободный поэтический : малая антология поэзии : сборник / отв. ред.-сост. А. Е. Падалко ; редкол. : Е. Г. Короткова ; Е. Е. Паршин ; Л. И. Погодаева и др. – Свободный, 1997. – С. 72 – 74. Стихи
Падалко, А. Бунт оружия : притча А. Падалко // Первая ночь от сотворения мира : сб. прозы, публицистики и мемуаров / [Ред.-сост. А. Падалко]. – Свободный :Зея, 2002. – С. 82 – 87.   
Падалко, А. Филантроп : рассказ / А. Падалко // Приамурье : лит.-худож. альманах № 6 (24) : 2003 / Амур. обл. обществ. писат. орг. ; Ред.-сост. Е. Г. Лецик. – Благовещенск. : РИО, 2003. – С. 105 – 106. Филантроп
Падалко, А. Температура : стихи для детей / А. Падалко // Русский берег. – 2010. – нояб. – С. 7. Температура
Падалко, А. Как тебя зовут ; Нина лепит : стихи / А. Падалко // Амур. неделя. – 2005. – 21 июля. – С. 10. Как тебя
Падалко, А. Отец : стихи / А. Падалко // Проспект Пушкина. – 2003. – 29 окт. – С. 9. Отец
Падалко, А. Россия как 51–й штат США? Или просто колония… : публицист. ст. / А. Падалко // Амур. правда. – 2003. – 26 июня. – С. 9. Россия как
Падалко, А. Филантроп : рассказ / А. Падалко // Приамурье. – 2003 : лит.-худож. альм. – Благовещенск, 2003. – С. 105–106.  
Падалко, А. Филантроп : рассказ / А. Падалко // Зейс. огни. – 2003. – 24 янв. – С. 3. Филантроп
Падалко, А. «Лай, Жучок, лай…» ; В палате смертников : рассказ / А. Падалко // Амур. правда. – 2002. – 23 нояб. – С. 11. Лай Жучок
Падалко, А. В гостях : рассказ / А. Падалко // Зейс. огни. – 2002. – 20 нояб. – С. 4. В гостях
Падалко, А. Замуж по ошибке : рассказ / А. Падалко // Амур. правда. – 2002. – 12 окт. – С. 9. Замуж по
Падалко, А. Голубь : стихи / А. Падалко // Амур. правда. – 2002. – 6 июля. – С. 9.   Голубь
Падалко, А. Земля и люди : стихи / А. Падалко // Свободн. вест. – 2001. – 18 июля. – С. 3. Земля и
Падалко, А. Холодная луна ; Пещерная живопись ; Томогочи ; Слабый иммунитет ; Гормон роста : стихи / А. Падалко // Молодежка. – 2000. – 26 янв. – С. 10. Холодная луна
Падалко, А. Жизнь прожить : рассказ / А. Падалко // Самовар. – 1999. – 4 нояб. – С 11. Жизнь прожить
Падалко, А. Велес : стихи / А. Падалко // Амур. правда. – 1999. – 6 нояб. – С. 5. Велес
Падалко, А. КРК ; На Ядранском море ; Турецкий базар в Сараево ; «Казачок» : стихи / А. Падалко // Свободн. вест. – 1999. – 6 мая. – С. 4. КРК На
Падалко, А. Е. Ева : отр. из поэмы / А. Е. Падалко // Благовещенск. – 1998. – 24 июля. – С. 6. Ева
Падалко, А. Замуж по ошибке : рассказ / А. Падалко // Благовещенск. – 1998. – 30 апр. – С. 10. Замуж
 Падалко, А. Долгожданная радость : стихи / А. Падалко // Благовещенск. – 1997. – 11 дек. – С. 9. Долгожданная
Падалко, А. Изобретатель : Сказка / А. Падалко // Амур. правда. – 1997. – 19 июля. – С. 5. Изобретатель
Падалко, А. Возвращаясь в семью из любой поездки : стихи / А. Падалко // Амур. газ. – 1995. – 6 янв. – С. 6. Возвращаясь в
Падалко, А. Мать ; Отец : стихи / Амур. газ. – 1994. – № 36 (27 авг. – 3 сент.) – С. 9. Мать Отец
Падалко, А. Дождик : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1989. – 29 дек. – С. 3. Дождик
Падалко, А. К нам в дом война постучалась под утро : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1983. – 6 дек. – С. 3. К нам в дом
Падалко, А. Американскому рабочему : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1983. – 8 окт. – С. 4. Американскому
Падалко, А. Учитель : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1982. – 11 авг. –С. 3. Учитель
Падалко, А. К Ленину : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1982. – 10 июля. – С. 4. К Ленину
Падалко, А. Мой старый город : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1982. – 3 июля. – С. 4. Мой старый
Падалко, А. Зея : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1982. – 9 июня. – С. 3. Зея
Падалко, А. Энтомолог : стихи / А. Падалко // Зейс. огни. – 1977. – 12 февр. – С. 3. Энтомолог
Падалко, А. А ведь подумать  - сколько было войн ! : стихи  / А. Падалко // Зейс. огни. – 1975. – 22 февр. – С. 4. Когда пришел
Падалко, А. В тайге : стихи / А. Падалко // Амур. комсомолец. – 1975. – 6 апр. – С. 6. В тайге
Падалко, А. Луису Корвалану и другим чилийским патриотам, томящимся в застенках на острове Досон : стихотворение / А. падалко // Амур. комсомолец. – 1974. – 10 апр. – С. 3. Луису
Падалко, А. Расплавленный солнцем асфальт : стихи / А. Падалко // Амур. комсомолец. – 1972. – 12 янв. – С. 2. Расплавленный
Падалко, А. Я – комсомол ; Ночная сказка ; Долго россияне ; Вода за плоскодонкой бурунами ; Солнце до малиновой зари : стихи / А. Падалко // Амур. комсомолец. – 1971. – 10 окт. – С. 3. Я комсомол

 

 

Литература о жизни и творчестве

Амурская писательская организация. 1977 – 2007 / Союз писателей России. – Благовещенск : РИО, 2007. – 77, [1] с. : ил., портр. – С. 41 – 42.  
Бобошко, А. Писатель – изобретатель : [об А. Падалко] / А. Бобошко // Амур. правда. – 2007. – 13 янв. – С. 3. Писатель изобретатель
Борисова, Ю. «Амурская лира» собрала поэтов : [об антологии амур. поэзии «Амурская лира» сост. А. Падалко] / Ю. Борисова // Амур. правда. –2012. – 14 янв. – С. 5. Амурская лира собрала
Воронков, А. Ломоносовым в России трудно всегда : очерк о творчестве А. Падалко / А. Воронков // Благовещенск. – 1996. – 31 мая. С. 5. Ломоносовым в России трудно
Гуськов, В. В. Падалко Алексей Егорович : [биогр. справка и список лит.] // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX – XX веков / сост., вступ. ст. А. В. Урманова. – Благовещенск : издзво БГПУ, 2013. – С. 296 – 297. Падалко Алексей
Добржанская, Л. Поэзию собрали воедино : [об антологии амур. поэзии «Амурская лира» сост. А. Падалко] / Л. Добржанская // Аргументы и факты. – 2012. – 8–14 февр. (№ 6). – Прил. : с. 14. – (АиФ – Дал. Восток).  
Жугина, Н. Колоритная фигура нашего города : [о творческом пути А. Е. Падалко – прозаика, поэта, учителя-новатора, краеведа, художника] / Н. Жугина // Свободн. газ. – 2010. – 10 февр. – С. 4. Колоритная фигура
Климычева, Ю. Свет далекой звезды : [о поэте А. Падалко] // Амур. правда. – 1997. – 14 нояб. – Прил. : с. 1. – (Старая мельница). Свет далекой звезды
Колесникова, Г. Диплом за стихи для детей : [диплом лауреата конкурса «Золотой листопад», проведенного журн. «Сибирячок» г. Иркутска получил А. Падалко] / Г. Колесникова // Зейс. огни. – 2008. – 19 нояб. – С. 3. Диплом за стихи
Куртина, В. «Пусть голос ваш не оборвется»… : [о новой кн. «Амурская лира», сост. А. Падалко] / В. Куртина // Амур. дилижанс. – 2012. – 4 янв. (№ 11). – С. 6. Пусть голос ваш
Назарова,  И. Книжная лавка : обзор книжных новинок (2008-2009) // Амур : литературный альманах БГПУ. № 8. – Благовещенск : изд-во БГПУ, 2009. – С. 81 – 82. Книжная лавка обзор
Соболев, В. Бунт, но справедливый : [беседа с чл. Союза рос. писателей, почет. жителем г. Свободного А. Падалко об изобретениях авт., лит.] / А. Е. Падалко // Аргументы и факты. – 2013. – 10-16 июля (№ 28). – Прил. : с. 3. (АиФ – Дал. Восток). Бунт, но справедливый
Падалко, А. Генератор идей : [интервью с амурским писателем А. Падалко] / провел А. Волков // Зейс. огни. – 2003. – 11 июля. – С. 2. Генератор идей
Падалко, А. Пращуры : [о своих предках] / А. Падалко // Зейс. огни. – 2008. – 11 июля. – С. 12. Пращуры
Падалко, А. Как заменить классную доску : [интервью с писателем, педагогом А. Падалко] / провел Геннадий Фролов // Рус. берег. – 2002. – № 3 (авг.). – С. 13. Как заменить классную доску
Романов, В. Учите своих детей думать : [о кн. А. Падалко «Букварь изобретателя»] // Комс. правда. – 2002. – 15 февр. – Прил. : с. 36. – (Комс. правда в Приамурье).  
Самородок из Свободного : к 70-летию со дня рождения А. Е. Падалко : [буклет] / межпоселенч. б-ка Свободн. р-она ; сост. Л. Л. Сандырёва. – Свободный, 2008. – 6с. : ил.  
Самородок из Свободного : [К 65-летию А. Е. Падалко] // Мое Приамурье. – 2003. – 14 авг. – С. 2. Самородок из Свободного
Самородок из Свободного : [о поэте А. Е. Падалко] // Благовещенск. – 1998. – 24 июля. С. 6. Самородок из Свободного
Стельмахов, О. Талант оценят в рублях : [о претендентах на премию губернатора в обл. лит. И искусства писателе из г. Свободного А. Падалко, худож. из пос. Ерофей Павлович С. Власове и артистах из белогор. студии «Властители слова»] / О. Стельмахов // Попутчик, – 2013. – 22 марта (№ 21). – Прил. : с. 4. – (Амур. обл. : день за днем). Талант оценят в
Уракова, Н. За достижения в культуре : [А. Е. Падалко награжден знаком «За достижения в культуре»] / Н. Уракова // Зейс. огни. – 2002. – 24 дек. С. 1. За достижения в
Фадеева, Н. Талантливые амурчане получили сто тысяч от губернатора : [о вручении премии губернатора Амур. обл. в обл. лит. И искусства писателю А. Падалко, реж. Л. Мицай, худож. С. Власову (посмертно) ] / Н. Фадеева // Амур. правда. – 2013. – 11 июня. – С. 2.  
Федотов, С. Не продается вдохновенье : [о поэте и прозаике, изобретателе А. Е. Падалко] / С. Федотов // Благовещенск. – 1997. – 5 дек. С. 15. Не продается вдохновенье
Фролов, Г. Духовное родство душ : [о кн. А. Падалко «Как тебя зовут»] / Г. Фролов // Зейс. огни. – 1998. – 27 янв. С. 3. Духовное родство
Шкурат, А. Знатокам и любителям поэзии : [о сб. А. Е. Падалко «Амурская лира : антология амур. поэзии», вышедшем в 2011 г., в этом же году была выдвинута на губернаторскую премию] / А. Шкурат // Зейс. огни. – 2012. – 11 янв. – С. 4.  
Черных, Б. Живет чудак на свете : [о поэте А. Падалко] / Б. Черных // Амур. неделя. – 1998. – 26 марта. – С. 13. Живет чудак

Ярошенко, А. Момент поиска : [из биогр. А. Падалко] / А. Ярошенко // Маршрутка. – 2017. – 27 июля (№ 29). – С. 10. 

Момент

priamure.libamur.ru

Развитие творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа

В настоящее время, когда единственным постоянным фактором являются перемены, проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в современных непростых условиях зачастую требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск. А на это способны только творческие личности. И, конечно же, особое значение имеет развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте. Именно в этот период, когда начинают формироваться способы учебной работы, многое можно исправить, многое заложить вновь. Надо только знать, что и как можно делать, чтобы помочь каждому ребенку вырасти творческой личностью.

Известно, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности, но только в деятельности, требующей проявление творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании чего-либо субъективно нового, без опоры на образец. Дивергентное (творческое) мышление, которому свойственны оригинальность и самостоятельность, уход от известных и знакомых ответов, полет фантазии и идей, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях “открытого типа”. Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и дают возможность предлагать любые разумные решения проблем.

В “Школе Сотрудничества”, где я работаю, проблеме развития творческих способностей уделяется большое внимание. При этом основное значение отводится содержанию программ обучения, методике преподавания и подбору творческого коллектива.

В своей работе я систематически использую различные творческие учебные задания, стимулирующие исследовательскую активность учеников. Предоставляю детям возможность активно задавать вопросы, поощряю высказывание оригинальных идей, провожу мониторинг динамики развития творческих способностей учеников (методика П. Торренса, в модификации О.М. Дьяченко (№1), методики “Применение” (№2) и “Составление предложений по трем заданным словам” (№3)). А в этом году в программу первого класса был включён факультативный развивающий курс “Моя вообразилия”, который предоставляет новые возможности для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребёнка. Данные следующей таблицы позволяют проследить динамику такого показателя творческого мышления, как оригинальность учащихся, посещающих этот курс:

  % учащихся, давших оригинальные ответы
Методика № 1 Методика № 2 Методика № 3
I срез (сентябрь) 8% 24% 24%
II срез (январь) 60% 56% 68%

Данные об изменении среднего показателя гибкости мышления представлены в следующей таблице:

  % учащихся, давших оригинальные ответы
Методика № 1 Методика № 2
I срез (сентябрь) 46% 30%
II срез (январь) 64% 48%

В данном материале предлагается система специально подобранных и разработанных учебных заданий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников. Предусмотрены упражнения для уроков русского языка (Приложение, задания № 1-20), математики (Приложение, задания № 21-79). К заданиям творческого характера относятся и задачи-шутки (Приложение, задания № 35-38). Эти задачи являются новыми для учеников и для их решения нужно найти новый способ.

На развитие у учащихся умения нешаблонно анализировать ситуацию были направлены такие задания как решение задач, в условии которых уже содержится ответ на вопрос, например, задание № 29 Приложение). С этой же целью детям предлагаются нерешаемые задачи (Приложение, задания № 68-70). Проявление сообразительности при выполнении подобных заданий, как показал опыт, способствует формированию такого качества дивергентного мышления, как гибкость.

Для развития фантазии на уроках чтения предлагается использовать темы, содержащие в себе элемент необычности, который бы сам по себе провоцирует учеников на фантазирование (Приложение, задания № 80-92). Также предусмотрены задания для уроков природоведения (Приложение, задания № 93-96) и уроков ИЗО и труда (Приложение, задания № 97-101).

В заключении необходимо отметить, что только в сочетании с чутким отношением учителя ко всем проявлениям детского творчества, с личным примером творческого подхода к решению проблем и с постоянным включением детей в сотворчествово данная система творческих заданий способствует развитию творческих способностей школьников. Как показали наблюдения, только креативный (творческий) учитель способен правильно воспринимать самые неожиданные идеи детей, поощряя тем самым и в дальнейшем проявление их творческой активности, а, не подавляя ее.

Приложение. Упражнение для уроков.

При подборе материала была использована следующая литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
  2. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Педагогика, 1988.
  3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Сост. Л.Н. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Важнейшая задача образования - научить школьника творчески мыслить.

И жизнь школьника обедняется без его постоянного стремления искать новое, необычное, удивляться и удивлять, экспериментировать, изобретать... Творчество для человека - это всегда праздник души. Велика роль творческих способностей в жизни и в обучении. Усвоение - творческое преобразование имеющихся знаний. Знания, полученные учащимся, необходимы ему, в первую очередь, для творческой обработки информации, для приобретения новых знаний. Умение творчески использовать свои знания в практике и креативность выступают как критерий интеллектуального развития личности. Креативность - творческие способности - способности порождать нечто качественно новое, необычные идеи, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью.

В первую очередь, это и способность ощущать неопределенные, сложные особенности окружающего мира, и беглость - способность генерировать большое количество различных идей в данных условиях.

Важнейшей характеристикой креативности является гибкость - способность предлагать разные виды, типы, категории идей. От гибкости мышления зависит быстрота переключения, генерирование разных идей с учетом любых обстоятельств, а определяется она количеством данных ответов.

Своеобразие, необычность подхода к проблеме определяется оригинальностью и характеризуется числом редко приводимых ответов, необычностью структуры ответа.

Чтобы научиться творчески мыслить, нужно прежде всего научиться побеждать психологическую инерцию – главного врага всякого творчества, препятствующего нахождению оригинальных решений. Психологическая инерция заставляет мозг «двигаться в прежнем направлении», применяя привычные, стереотипные способы обработки информации.

Когда мы пытаемся решить творческую задачу, мозг то и дело норовит по привычке применить готовые, не раз себя зарекомендовавшие приемы, использовать прежние формулы-алгоритмы… Но ведь творческая-то задача потому и является творческой, что предполагает не готовые рецепты-решения, а необычные, оригинальные, нестандартные подходы! Тут нужно идти не по проторенной дорожке, а выбирать неизведанные пути, иногда даже выходить за "рамки",  в "другое измерение"."На протяжении всей эволюции человеческий мозг приспосабливался оперировать привычными представлениями. Нужны сотни и тысячи попыток, чтобы мысль, скованная этими представлениями, преодолела психологические барьеры," - разъяснял  Г.С.Альтшуллер.

Для эффективного развития творческого мышления необходимо активизировать  поисковую деятельность, развивать творческую фантазию, обучаться приемам фантазирования. Мало сказать школьнику: "Придумай то-то и то-то" — надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. Для начала можно предложить ребятам заняться рисованием предметов только окружностями или только треугольниками, либо на основе этих геометрических фигур изобразить, например, понятие "дружба". Необходимо выработать у школьников стремление, тягу ко всему необычному,  направлять их на поиски нестандартного решения и поощрять любую выдумку. "Если вы не ожидаете неожиданного, то и не найдете его", - утверждал философ Гераклит. Это они должны помнить.

Для развития гибкости ума можно предложить учащимся придумать разные способы применения книги в качестве обычного предмета, обсудить с ними такие, например, проблемные ситуации:

  • Необходимо достать теннисный мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но есть и другие варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?
  • Человек схватил рукой, совершенно не поранившись, летящую пулю. Как такое возможно?
(В конце статьи приводятся некоторые решения). Подобные задачки можно встретить на страницах всех разделов этого сайта. Успехов!

Некоторые решения.

1. Можно, например, очень сильно дунуть в цилиндр, если хватит объема легких, если же нет - воспользуйтесь пылесосом. Струя воздуха выбросит шарик наружу.

2. А.Е.Падалко в своей книге "Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся" описал такой выход из ситуации с пулей. Во время первой мировой войны, летая на высоте двух километров, французский летчик заметил, что рядом с его лицом движется какой-то мелкий предмет.  Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Каково же было его изумление, когда он увидел, что поймал... германскую боевую пулю. Оказывается, если начальная скорость пули 800-900 метров в секунду, к концу полета она достигает всего 40 метров в секунду. А с такой скоростью тогда летел и самолет. Друг относительно друга в тот момент времени летчик и пуля были неподвижны. Относительность движения это подтверждает.

Продолжение следует...

www.zanimatika.ru


Смотрите также