ГДЗ по русскому языку 5 класс Шмелёва учебник. Ответы на упражнения


ГДЗ по русскому языку 5 класс Шмелёва 1, 2 часть ответы

ГДЗ по русскому языку 5 класс Шмелёва

ГДЗ решебник к учебнику по русскому языку 5 класс Шмелёва Флоренская Габович Шмелёв Савчук часть 1 и 2 ФГОС Вентана Граф. Ответы на упражнения и задания на сайте ЯГДЗ из учебника 5 класс Шмелёва позволят вам проверить правильность выполнения домашнего и школьного задания онлайн

Часть 1

Глава 1Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103Глава 2Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115

Глава 3Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154Глава 4Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134

Часть 2

Глава 5Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127Глава 6Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151

Глава 7Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107Глава 8Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135

yagdz.com

ГДЗ по русскому языку 5 класс учебник Разумовская

ГДЗ по русскому языку 5 класс Разумовская Львова Капинос Львов

ГДЗ решебник к учебнику по русскому языку 5 класс Разумовская Львова Капинос Львов ФГОС Дрофа. Ответы на упражнения и задания, зсп на сайте ЯГДЗ из учебника 5 класс Разумовская позволят вам проверить правильность выполнения домашнего и школьного задания онлайн

Задание: 1 2 ЗСП-1 3 4 ЗСП-2 5 6 7 8 ЗСП-3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 ЗСП-4 58 59 60 61 62 63 ЗСП-3,4 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 ЗСП-5 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 ЗСП-6 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 ЗСП-7 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 ЗСП-8 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 ЗСП-9 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 ЗСП-8,9 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 ЗСП-10 273 274 275 276 277 278 279 ЗСП-5, 7, 10 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 ЗСП-2, 4, 6 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 ЗСП-11 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 ЗСП-1, 3, 11 408 409 410 411 412 ЗСП-12 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 ЗСП-13 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 ЗСП-14 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 ЗСП-2, 6, 12 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 ЗСП-15 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 ЗСП-16 721 722 723 724 725 726 727 ЗСП-13, 14 ,15 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 ЗСП-10, 12, 16 836 837

yagdz.com

Ответы на упражнения

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 39Следующая ⇒

4.1. а. Долговременная память

б. Сенсорная память

в. Долговременная память

г. Кратковременная память

4.2. а. Метод loci.

б. Метод опорных слов.

в. С помощью метода loci Цицерон мог запомнить сколь угодно длинную речь. использование метода опорных слов наложило бы ограничения на ее длину.

4.3. а. Группа 1: психиатрия, психология, псалом, психотерапия.

Группа 2: класс, режиссер, ссора. Группа 3: лейтенант, шейка, рейсфедер.

б. Такая группировка слов поможет ученикам запомнить их правописание потому, что в группы объединены слова со сходным правописанием. При этом улучшается размещение информации о правописании каждого сло­ва в долговременной памяти.

4.4. а. 3

б. 2

в. 3

г. 1

4.5. Глобальная деменциальная амнезия.

4.6. Психологические эксперименты показывают, что в показаниях свидетелей факты могут искажаться. Искажение воспоминаний может быть вызвано тем, что свидетелю задают вопросы, характер которых оказывает влияние на ответ.

4.7. а. Проактивная интерференция

б. Проактивная интерференция

в. Ретроактивная интерференция

г. Ретроактивная интерференция

4.8. Поскольку среднюю часть материала выучить труднее, чем начало и конец, это займет больше времени. Можно просто отвести на заучивание середины речи дополнительное время. Или можно разбить текст речи на части и каж­дый раз начинать заучивание с разных частей. Таким образом, преимуще­ства, создаваемые эффектами первичности и свежести, будут способство­вать заучиванию всех частей текста.

4.9. а. План на семестр, в котором указаны основные сроки сдачи заданий, глав­ные дела по работе и семейные обязанности.

б. План на неделю, в котором отмечены часы занятий на курсах, рабочее время и родительские обязанности.

в. Планы на каждый день со списками необходимых дел.

4.10. а. Арсенио лучше сидеть на стуле с прямой спинкой, а не на диване.

б. Ему надо заниматься понемногу, но каждый день, а не зубрить весь мате­риал накануне экзамена, тем более что ему не нравится изучаемый пред­мет.

в. Во время занятий он должен устранить все отвлекающие факторы. Теле­визионная программа может увести его мысли в сторону от предмета.

г. Заметив, что он отвлекся от учебы, Арсенио должен покинуть место, где занимается, и вернуться туда только тогда, когда он будет готов продол­жить работу.

д. Он мог бы позвонить своим одноклассникам и обсудить с ними возникшие по предмету вопросы.

Ответы на вопросы

1. б; 2. а; 3. в; 4.в;5.г; 6.г; 7. а; 8. в; 9. б;10.г; 11. г; 12. в; 13. а; 14.в;15.в; 16.г; 17. а; 18. б; 19.б; 20.б;21.а;22.в; 23.б;24.г; 25. а; 26. в; 27. г.

Глава 5 мышление И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Нет более жалкого человека, чем тот,

единственной привычкой которого

является нерешительность.

У. Джеймс

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько проблем вам приходится решать в течение одного дня? Некоторые из них простые — например, что надеть или что съесть на завтрак. Но есть и более сложные проблемы. Допустим, вам надо придумать, как получить деньги в банке, если вы превысили свой кредит, или как выкроить время для занятий, когда к вам приехали гости из другого города. Некото­рые из принятых решений могут оказать сильное влияние на вашу жизнь. Решение проблем выбора специализации в колледже или первого места работы наверняка повлияет на вашу дальнейшую карьеру.

В этой главе будут рассмотрены способы развития вашего умения решать про­блемы. Сначала мы рассмотрим процесс мышления, который лежит в основе приня­тия решений. Затем мы сосредоточимся на этапах решения проблем и на творче­ском подходе к этому процессу.

МЫШЛЕНИЕ

Вспоминаете ли вы свое детство, мечтаете ли стать телезвездой, пытаетесь ли починить протекающий кран или расписываете стены фресками — вы при этом мыслите. Термин «мышление» имеет очень широкий и слож­ный смысл. К категории мышления относятся самые различные про­цессы и состояния: от озабоченности и грез наяву — до решения слож­ных проблем и рождения новых идей. Психологи часто называют процесс мышления когнитивной деятельностью. Термин когнитивная деятельность можно отнести к любой умственной деятельности, как сознательной, так и бессознательной («когнитивная» означает «позна­вательная»).

 

Когнитивная деятельность: умственный или мыслительный процесс позна­ния реальности.

Рис. 5.1. Строение мозга.

Человеческие мысли могут принимать самые различные формы. Иногда вы мыслите образами. Если, например, вам надо придумать план перестановки мебели в гостиной, чтобы там поместилось новое пианино, то нет сомнений, что вы будете мыслить образами. Но если вас попросят высказать свое мнение о новом повышении платы за элек­тричество, то вам придется полагаться в основном на слова. Такие об­щие идеи, как мир, доброта или неприветливость, представляют собой понятия. Понятия формируются на основе опыта. Большинство мыс­лей состоит из сочетаний образов, слов и понятий. Их не всегда легко отделить друг от друга. Вспомните свои последние каникулы. Можете ли вы в мыслях отделить образы от слов и понятий? Мышление кажет­ся нам столь естественным, что большинство из нас не осознает всей сложности этого процесса.

Часть мозга, в которой происходит процесс мышления, называет­ся передним мозгом. Передний мозг позволяет нам различать числа, понимать язык, пользоваться логикой, принимать решения, наслаж­даться музыкой и оперировать абстрактными понятиями. Он занимает около 85 % от общего объема мозга. Остальные 15 % составляют моз­жечок и ствол мозга. Мозжечок управляет равновесием вашего тела, а ствол мозга «отвечает» за поддержание сердцебиения и дыхания.

Передний мозг: кора больших полушарий и прилегающие к ней структуры, которым при­писывают выс­шие интеллекту­альные функции (абстрагиро­вание, анализ и Др.)

Мозжечок: небольшой участок мозга, прилегающий к стволу и «отве­чающий» за рав­новесие тела и координацию движений.

Ствол мозга: нижняя часть мозга, регули­рующая серд­цебиение и дыхание.

Мозолистое тело: нервные волок­на, соединяю­щие левое и правое полуша­рия мозга.

Рис. 5.2. Левое и правое полушария мозга.

Передний мозг, который иногда называют «мыслительной шля­пой», разделен на две части — правое и левое полушария. Полушария связаны между собой пучком нервных волокон, который называется мозолистым телом. Ученые исследовали функции каждого из полушарии, и хотя полученные ими результаты несколько схематичны, удалось определить, что левое полушарие отвечает в основном за речь, математические способности, логическое мышление и принятие решений. Правое полушарие обеспечивает восприятие рит­ма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии, а также ориента­цию в пространстве. Исследователи выяснили, что полушария тесно взаимосвяза­ны, и иногда одно из них берет на себя функции другого. Оба полушария совместно участвуют в процессе обработки информации, обмениваясь сигналами через мозо­листое тело.

Упражнение 5.1

Представьте себе, что вы сочиняете песню о своем лучшем друге. Опишите роль правого и левого полушарий вашего мозга в этом процессе. Объясните, как поддерживается связь между полушариями.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Скрипты

Иногда мы проводим большую мыслительную работу, не осознавая этого. Шанк и Абельсон (Schank and Abelson, 1983) заметили, что для того, чтобы понять даже самую схематичную и малоинтересную историю или скрипт, необхо­димо немало подумать. Скрипт — это очень сжатая сюжетная схема, которая заставляет нас додумывать недостающую информацию. Вот пример скрипта:

Джейн устроила для Кэти перед свадьбой девичник с «дождем подар­ков». Кэти получила пятнадцать утюгов и пятнадцать миксеров. На следующий день она по­шла в магазин в отдел возврата.

Этот скрипт, и правда, совсем несложная история. Тем не менее, чтобы понять даже такой простой сюжет, надо очень многое домыслить. Если вы принадлежите к другой культуре, то вам будет очень трудно разобраться в этом скрипте. Во-первых, для этого надо знать, что такое «дождь подарков» и зачем эта церемония проводит­ся. Кроме того, надо знать, что из себя представляют утюги и миксеры, а также по­нимать, что обычно человеку нужно иметь только по одному из этих предметов. Еще придется догадаться о том, что утюги и миксеры были подарками, купленными в магазине, и их можно вернуть обратно. Но если вы знакомы с этой традицией, то «домысливание» происходит в основном автоматически.

Упражнение 5.2

Прочитайте следующий «скрипт» из работы Мински (Minski, 1983) и укажите три подробности, которые необходимо вставить в рассказ, чтобы его можно было понять.

Джейн была приглашена на день рождения к Джеку. Она подумала, что, возможно, ему понравится воздушный змей. Она пошла в свою комнату, взяла копилку и потрясла ее — но ничего не услышала...

а. ___________________________________________

б. ___________________________________________

в. ___________________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Логическое мышление

Независимо от того, изучали ли вы когда-нибудь формальную логику, вы на­верняка каждый день много раз пользуетесь логическим мышлением. Но вы може­те не знать, в какой последовательности строится логическое умозаключение. Оно формируется из двух суждений, которые называются посылками, и сделанного на их основе вывода. Первое суждение называется «большой посылкой», второе— «ма­лой посылкой». Вполне логично, что вывод так и называется «выводом».

Скрипт: сжатая сюжет­ная схема, требующая дополнительной информации.

Рассмотрим последовательность построения логического суждения:

Большая посылка Если на светофоре загорится красный свет,

то я должен остановить машину.

Малая посылка На светофоре загорелся красный свет.

Вывод Следовательно, я должен остановить машину.

Ежедневно миллионы людей делают множество логических умозаключений. В большинстве случаев процесс логического мышления происходит неосознанно, и люди даже не обращают внимания на то, что пользуются логикой. Как правило, при­нятие решений требует логического мышления. Решая вопрос о том, достаточно ли плохо вы себя чувствуете, чтобы можно было не пойти на работу, вы рассуждаете примерно так:

Большая посылка Если у меня повысится температура,

то мне не следует идти на работу.

Малая посылка У меня повысилась температура.

Вывод Следовательно, мне не следует идти на работу.

И наоборот:

Большая посылка Если у меня нормальная температура, то мне надо идти на работу.

Малая посылка У меня нормальная температура.

Вывод Следовательно, мне надо идти на работу.

Если вы выносите логическое умозаключение, исходя из истинных посылок, то вы придете к верному выводу. К сожалению, иногда люди берут за основу ложные посылки. Например, большая посылка «Если у меня нормальная температура, то мне сегодня надо идти на работу» будет ложной, если сегодня воскресенье, а по вос­кресеньям у вас выходной день. Несмотря на логичность ваших рассуждений, вы получите неверный вывод.

Предикативное мышление

Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выде­лил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикатив­ным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их ав­торы могут, например, утверждать, что «Выдающиеся люди пьют ликер марки Boo­zy» или что «Хорошие матери покупают смесь для кекса Sticky», надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

• Выдающиеся люди пьют ликер марки Boozy.

• Я пью ликер марки Boozy.

• Следовательно, я — выдающийся человек.

Или:

• Хорошие матери покупают смесь для кекса Sticky.

• Я покупаю смесь для кекса Sticky.

• Следовательно, я — хорошая мать.

Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором раз­личные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого-нибудь одного общего предиката. В качестве примера можно привести следующее предикативное умозаключение: «Он меня обманул. Он музыкант. Зна­чит, все музыканты лгут».

Упражнение 5.3

Прочитайте каждое из следующих умозаключений. Если из посылок можно сделать верный логический вывод, то запишите его. Если умозаключение является примером предикативного мышления и не опирается на логику, то просто поставьте звездочку на том месте, которое предназначено для ответа.

а. Если начнется снежная буря, то колледж закроется.

Началась снежная буря. ____________________________

б. Молодые женщины носят модные прически.

Матильда носит модную прическу. _______________________

в. Умные люди читают журнал «Гений».

Хэн читает журнал «Гений». ____

г. Когда я принимаю ванну, всегда начинает звонить телефон. Я принимаю ванну. _______________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Иррациональное мышление

Случалось ли вам, обменявшись рукопожатием с какой-нибудь знаменитостью, потом клясться, что вы никогда в жизни больше не будете мыть руки? Или, быть может, попросив у «звезды» автограф или какую-нибудь вещь на память, вы потом думали, что, помыв руки, смоете «след», оставленный на них знаменитостью? В та­ком случае вы имели дело с иррациональным мышлением. Хотя вы, вероятно, и не верите в чудеса, ваше мышление под влиянием эмоций стало иррациональным. В При­ложении 5.1 описано несколько примеров иррационального мышления.

Широко распространенным примером иррационального мышления являются общественные установки по отношению к СПИДу. Многие прекрасно знают, что эта болезнь не передается при обычном контакте, но все равно стараются не подхо­дить близко к больным СПИДом. В процессе иррационального мышления человек отказывается от применения логики и полагается в основном на интуитивные реак­ции. В результате и поведение его становится иррациональным.

Критическое мышление

Для того чтобы провести различие между логическим, предикативным и ирра­циональным типами мышления, нам необходимо задействовать критическое мыш­ление. Вы должны оценить высказанные суждения и сделать на их основании обо­снованный вывод. Не так давно педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у детей. Детей, которые вступают в спо­ры со взрослыми, раньше часто считали непослушными. В Мексике и среди амери­канцев мексиканского происхождения, а также во многих других культурных тради­циях принято, чтобы дети уважали старших, не спорили с ними и не задавали вопро­сов (Greenfield, 1992). Часто таким детям трудно приспосабливаться к требованиям американской учебной программы, поскольку критическое мышление становится все более важной ее частью.

Приложение 5.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ЗАРАЗНЫЕ МЫСЛИ:

СОГЛАСНО «МАГИЧЕСКОМУ ЗАКОНУ» ДОБРО И ЗЛО ПЕРЕДАЮТСЯ, КАК ЛЮБАЯ ИНФЕКЦИЯ

Молодая женщина раздумывает, не надеть ли ей свитер, который раньше но­сил ее бывший возлюбленный, но нахо­дит, что эта вещь производит на нее от­талкивающее впечатление. «Это потому, что в нем еще присутствует его аура — ну, то есть эта вещь могла каким-то об­разом впитать в себя что-то плохое, — объясняет она психологу. — Я не говорю, что свитер плохо пахнет или на нем пер­хоть, но носить его будет неприятно, по­тому что он принадлежал неприятному человеку».

В том же эксперименте мужчина от­казывается надевать тщательно высти­ранный свитер, когда-то принадлежав­ший больному гепатитом. «Мне все вре­мя будет казаться, что он заразный, не в том смысле заразный, что я могу подце­пить гепатит, а просто какой-то он не чис­тый — и все, — говорит он эксперимента­тору. — На самом деле я, конечно, не ду­маю, что таким образом можно действи­тельно заразиться».

Можно ли считать эти случаи редкими рецидивами суеверий и иррационального мышления у разумных во всех прочих от­ношениях людей? Совсем наоборот, ут­верждает психолог Кэрол Нимерофф (Carol Nimeroff) из Государственного уни­верситета штата Аризона в Темпе. Ее ис­следования показывают, что многие взрослые готовы расписаться в том, что Нимерофф называет «магическим зако­ном вредного влияния», то есть в тради­ционных представлениях, которые антро­пологи находят во многих незападных культурах. Как у дикарей с островов Но­вой Гвинеи, так и у жителей Нью-Йорка эти представления основаны на убежде­нии, что любые источники — включая дру­зей, врагов, пищу, кровь и волосы — со­держат некую заразную субстанцию, или «сущность», через которую при прямом или косвенном контакте человека с дру­гими людьми им передаются его физи­ческие, психологические или моральные качества.

Источник: Bower, В. (1991, August 31). Contagious Thoughts: Under a «magical law», good and evil prove as infectious as germs. Science News.

Человек, не умеющий мыслить критически, может быть легко одурачен пропа­гандой или мошеннической рекламой. Эннис (Ennis, 1985) и Пауль (Paul, 1984) предлагают несколько советов по развитию критического мышления.

• Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что ба­зируются на эмоциях и чувствах.

• В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные сторо­ны, учитывайте все «плюсы» и «минусы», все «за» и «против».

• Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.

• Учитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.

• Повремените с выводами и решениями, если у вас нет достаточной инфор­мации.

Если вы будете применять эти советы, у вас будет намного больше шансов не поддаться обману.

Упражнение 5.4

Выберите, какой из вышеуказанных советов поможет вам правильно оценить каждое из следующих утверждений.

а. Существует восемь веских причин, по которым вам следует жевать резинку Gummy. ______________________________________

б. Я высказываюсь в пользу увеличения финансирования правительственных учреждений, повышения заработной платы и снижения налогов._____

в. Я не выношу маленьких детей, поэтому ни в коем случае не буду голосовать за строительство новой школы в нашем районе. _______________

г. Только глупец может усомниться в том, что нам необходимо расширить шос­се, чтобы было больше места для велосипедистов. ______________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Решение проблем

Хотя логическое мышление может играть важную роль при решении проблем, этот процесс зависит и от других факторов. Часто люди решают проблемы методом проб и ошибок, без применения какого-либо систематического подхода; они просто пытаются найти верное решение с помощью случайных догадок. Этот метод неэф­фективен, так как процесс принятия решения сильно затягивается. Психологи пред­лагают подходить к решению проблем более практично, выделяя несколько его ос­новных этапов.

Сформулируйте проблему. Для того чтобы решить проблему, надо признать, что она существует. Людям маленького роста приходится сталкиваться с проблемой, которая отражена на рис. 5.3. К сожалению, очень немногие управляющие магазинами признают существование этой проблемы, поэтому низкорослые по­купатели либо вынуждены просить продавцов или других, более высоких покупате­лей достать для них нужную вещь, либо уходят из магазина без покупки.

 

Рис. 5.3. Человек высокого роста может нс заме­тить существования подобной проблемы.

Соберите информацию. Факты часто указывают на очевидное реше­ние проблемы. Комик Норм Кросби рассказывает смешную историю, являющуюся примером того, как люди иногда игнорируют факты:

С моим знакомым недавно произошла душераздирающая история. Он захлопнул двер­цу машины, оставив ключи в замке зажигания. В течение двух часов он безуспешно пытался выудить ключи, просунув в узкую щель в окне вешалку от пальто. Это было ужасно. Его жена в это время сидела в машине и рыдала.

Шаблонное мышление:ограниченность выбора при по­иске возможных решений и тен­денция одинако­во подходить к разным проблемам.

Ищите варианты решения. После того как вы разобра­лись в проблеме и собрали необходимую информацию, начинайте по­иск возможных решений. Многие при выборе возможных вариантов решения базируются на имеющемся у них опыте. Если вы однажды уже успешно решили подобную проблему, есть шансы, что решение, выбранное тогда, сработает и сейчас. Следуя такому подходу, мы ог­раничиваем свое мышление. Этот недостаток, заключающийся в том, что человек неспособен отказаться от привычного хода мысли, обыч­но называют шаблонностью мышления. Проверьте, не страдаете ли вы этим недо­статком, на следующем примере.

Есть такая старая детская шутка; человека просят быстро и не задумываясь произнести несколько раз подряд «ню-ню-ню-ню...», а потом спрашивают: «Как на­зывается столица США?»

Если человек отвечает Нью-Йорк, значит, он мыслит шаблонно. (Столицей США, как известно, является Вашингтон.)

Можно привести и еще пару розыгрышей, на этот раз уже студенческих.

1. Есть известная шутка-задача, в которой от учащихся требуются быстрые от­веты:

— Как немой попросит воды?

Студенты характерными жестами показывают процесс питья.

— Как глухонемому объяснить, чтобы он оделся потеплее?

Студенты изображают ощущения холода и процесс одевания.

— Как глухому сказать, что на улице идет дождь?

Студенты показывают капли дождя, падающие с неба.

— Как слепой попросит ножницы?

Те, кто станет показывать ножницы жестами, мыслят шаблонно, так как сле­пой может просто попросить дать ему ножницы.

2. Не задумываясь, быстро ответьте на следующие вопросы:

— Какого цвета потолок в комнате?

— Какого цвета бумага?

— Какого цвета снег?

— Что пьют коровы?

Если на последний вопрос вы ответили «молоко», вы мыслили шаблонно. Одна из форм шаблонного мышления, также приводящая к его ограниченности, на­зывается функциональной фиксированностью, или стереотипом пове­дения. Функциональная фиксированность возникает при пользовании различными предметами. Чем чаще вы используете какую-либо вещь для одной определенной цели, тем меньше у вас шансов придумать новые способы ее применения. Предположим, например, что на ветро­вом стекле вашей машины образовалась корка льда, а у вас нет специ­ального скребка. Чем еще можно соскрести лед? Можно достать из бумажника кредитную карточку или принести из кухни лопаточку для торта. Конечно, кредитная карточка и лопаточка в основном предназ­начены не для соскребания льда. Но, сумев мысленно выйти за рамки привычного предназначения вещей, вы зачастую сможете найти альтернативное ре­шение проблемы. Любой человек, когда-либо подтягивавший болты с помощью мо­неты или прикрывавшийся от дождя газетой, в определенном смысле преодолел фун­кциональную фиксированность.

Выберите решение и оцените его эффективность. Рассмот­рев все возможные решения проблемы, выберите тот вариант, который кажется вам наилучшим. Затем проверьте это решение, чтобы убедиться, что оно действует. Если это полезное решение, то ваша проблема будет исчерпана. Если решение не сраба­тывает, то надо опять рассмотреть варианты и сделать новый выбор. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет найдено эффективное решение.

Стереотип поведения: использование вещей только по их известному назначению, неспособность изобрести другие способы их применения для решения проблемы.

Упражнение 5.5

У Мартина возникла проблема. В течение следующих трех недель ему потре­буется 200 долларов, чтобы заплатить за учебники. Он решил воспользоваться для решения этой проблемы систематическим подходом:

а. Сформулировать проблему.

б. Собрать информацию.

в. Рассмотреть варианты решения.

г. Выбрать решение и проверить его эффективность.

На рис. 5.6 приводится диаграмма, на которой показано, какие шаги он пред­принял. Разделите диаграмму на четыре части. Отметьте, какому шагу примененно­го Мартином систематического подхода соответствует каждая часть диаграммы. Первая часть диаграммы уже отмечена.

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ) — так называются разрабатываемые для решения всевозможных проблем компьютерные программы, имитирующие челове­ческое мышление. Эти программы в большинстве своем основываются на законах, аналогичных законам логического мышления. Одна из таких программ (MYCIN) была разработана для диагностики инфекционных заболеваний и работает пример­но с такой же эффективностью, как большинство врачей (Mason, 1985). В таких областях, как геология, страхование и машиностроение, программы ИИ решают проблемы значительно быстрее, чем люди.

Одним из самых интересных аспектов исследования ИИ являют­ся знания, которые были получены о процессе человеческого мышле­ния. Чтобы написать «компьютерную программу работы мышления», исследователи должны «разбить» мыслительный процесс на шаги, а это не так-то легко сделать. Поэтому человеческий ум, способный до­думывать недостающую информацию, принимать решения на основе здравого смыс­ла и точно узнавать лица старых друзей, имеет несравнимо большую ценность, не­жели современный искусственный интеллект. Этот вывод подтверждает статья из приложения 5.2.

Контрольные вопросы

В столбце слева перечислены отделы головного мозга. Найдите описание фун­кции каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву.

1. ____ Большой мозг а. Поддерживает равновесие

2. ____ Мозжечок б. Осуществляет связь

между полушариями мозга

Искусственный интеллект: компьютерные программы для решения проблем.

Рис. 5.4

Приложение 5.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

КТО ГОВОРИТ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ МАШИНА)

Уже более 40 лет прошло с тех пор, как английский математик Алан М. Тью­ринг (Alan М. Turing) разработал простой тест для ответа на вопрос «Может ли ма­шина думать?». Ученые и философы по­стоянно ведут о головоломке Тьюринга споры, порой весьма ожесточенные.

К одному лагерю принадлежат те, кто считает, что мозг — это просто биологи­ческая машина и, несмотря на его неве­роятную сложность, не существует прин­ципиальных причин, по которым соответ­ствующим образом запрограммирован­ный компьютер не сможет имитировать его работу. Их оппоненты возражают, что человеческий мозг коренным обра­зом отличается от машины и его работу невозможно свести к последовательно­сти вычислительных операций.

Специалисты по компьютерам недав­но добились значительных успехов в со­здании так называемого «естественного языка». Уже в течение ряда лет работа­ют программы, с помощью которых персональный компьютер может понимать простые предложения на английском языке. Но эти программы легко допуска­ют ошибки, будучи иногда не в состоянии понять суждения, многие из которых ясны даже ребенку. Компьютерная про­грамма может быть легко сбита с толку информацией, которую человек воспри­нимает как нечто само собой разумею­щееся: например, что ребенок всегда младше своих родителей.

Ученые пытаются разработать про­грамму, обладающую «здравым смыс­лом», на основе базы данных, содержа­щей те сведения, которыми обычно вла­деет маленький ребенок. Эта програм­ма, которая должна быть завершена в 1994 году, будет в дальнейшем содер­жать около миллиарда байт информации и около 100 миллионов суждений (байт — это ряд из единиц и нулей, с помощью ко­торого кодируется основная информа­ция, обрабатываемая цифровыми компь­ютерами).

Источник: Markoff, J. (1991, November 5). So who's talking: Human or machine? The New York Times.

3. ____ Ствол мозга в. Верхняя часть мозга, которая

занимает 85 % объема и отвечает за процесс мышления

4. ____ Мозолистое тело г. Отвечает за логическое мышление и речь

5. ____ Правое полушарие д. Отвечает за образное мышление и воображение

6. ____ Левое полушарие е. Регулирует сердцебиение и дыхание

В столбце слева перечислены одиннадцать важных терминов. Найдите опреде­ление каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву.

7. ____ Когнитивная а. Суждение деятельность

8. ____ Скрипты б. Неспособность находить

для вещей новые применения

9. ____ Логическое в. Процесс мышления мышление

10. ____ Посылка г. Поиск ответа путем случайных догадок

11. ____ Предикативное д. Проверка связи субъектов и предикатов

мышление

12. ____ Критическое е. Привычный ход мыслей мышление

13.___ Иррациональное ж. Компьютерные программы для решения проблем

мышление

14. ____ Метод проб и ошибок з. Утверждение желаемого

15.____ Мыслительная и. Короткий сюжет, который необходимо дополнить

установка

16. ____ Стереотип поведения к. Вынесение обоснованных суждений

17. ____ Искусственный л. Иррациональное мышление под влиянием эмоций

интеллект

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компь­ютеры, является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако мно­гие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мы­шлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привыч­ного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. В Приложении 5.3 описывается творческий и не лишенный юмора подход к решению проблемы. Психологи едино­душны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же. Согласно многочис­ленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ облада­ют креативностью.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно полезные результаты, как изобретения, создание произведений искус­ства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и твор­ческими способностями существует некоторая связь, поданным Бэррона и Хэррингтона (Barren and Harrington, 1981) она весьма слаба.

Креативность (от англ. creativity — способ­ность к творчеству): способность ви­деть вещи в но­вом свете и на­ходить необыч­ные решения проблем.

Упражнение 5.6

Мужчина, изображенный на рис. 5.5, очень доволен своим изобретением. Со­чли бы психологи его изобретение творческим достижением или нет? Обоснуйте свой ответ.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасб­родного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон (Andreason, 1987) обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятель­ностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений.

Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и боль­шой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan and Elwood, 1984) подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль (George de Mestral) придумал за-стежку-«липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересо­вался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микро­скопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов у него получилась «липучка».

 

Эврика! Я изобрел первое в мире осветительное устройство, работающее на солнечной энергии!

Рис.5.5

Приложение 5.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Во время Первой мировой войны, ког­да мистер Хэрриган был во Франции, жена прислала ему отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, — писала она, — и мне приходится самой вскапывать сад».

В ответ Хэрриган написал: «Не вскапы­вай сад. Там зарыто оружие».

Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопа­ли весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, — написала миссис Хэрриган мужу, — пришли солда­ты и перерыли весь наш сад».

«Теперь посади картошку», — отве­тил Хэрриган.

Источник: Baker, L. (1992, September). Simple plot. The Saturday Evening Post.

У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утвер­ждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы.

Упражнение 5.7

Прочитайте приведенный ниже список прилагательных и отметьте те из них, которые, с вашей точки зрения, характеризуют качества, присущие творческим лич­ностям.

______ Покладистый

______ Самоуверенный

______ Независимый

______ Скучный

______ Подверженный частой смене настроений

______ Умный

______ Любознательный

______ Настойчивый

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Развитие творческого мышления

Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно пред­ложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все при­ходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдви­гать только хорошие идеи, то это может привести, с одной стороны, к «удушению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой — к постоянному чувству неудов­летворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления. Дайте себе побольше времени на размышления. Некото­рые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схе­му, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разгова­ривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все эта­пы ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Папалья и Оулдс (Papalia and Olds, 1988) предлагают несколько советов для развития креативности.

• Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

• Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

• Старайтесь мыслить широко, при этом не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (например, расовые или половые предрассудки).

• Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и по­пробуйте найти новые пути.

• Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

• Ищите объяснения странных и непонятных явлений.

• Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные спо­собы применения обычных вещей.

• Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать но­вые подходы.

• Чтобы «выдать на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозго­вого штурма.*

• При оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они при­надлежат не вам, а другому человеку.

* Иначе этот метод называют «мозговой атакой» или «брейнстормингом» (от англ. brainstorming). «Мозговая атака» проходит по следующему принципу. Группа из 7-12 человек садится в круг, двое из ее членов берут на себя обязанности стенографистов. Выбранный заранее ведущий называет проблему, и участники начинают выдвигать множество идей по принципу «чем больше, тем лучше». Во время «штурма» запрещается критиковать, оценивать любым способом и обсуждать идеи. Их можно только развивать. По окончании «брейнсторминга», через 20-40 минут, «стенографисты» поочередно читают получившиеся списки идей, и только после этого дается «ход» критическому мышлению. (Прим. науч. ред.)

 

Упражнение 5.8

Мистер С. хочет повысить уровень креативности сотрудников принадлежащей ему компании по производству игрушек. С этой целью он разработал целый ряд пред­ложений. Пометьте знаком «плюс» те из них, которые могут помочь в развитии кре­ативности, и знаком «минус» — которые могут подавлять ее.

______ Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер.

______ Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей.

______ Не бойтесь мыслить необычно.

______ Обсуждайте свои идеи с коллегами.

______ Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат.

______ Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имид­жу компании по производству игрушек.

______ Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Обучение креативности

Для обучения творческому мышлению разработано много методов. Однако, по данным Майера (Мауеr, 1983), при их применении увеличивается креативность только в той области, к которой относятся примеры, используемые при обучении. Полученные навыки, по-видимому, неприменимы в других ситуациях.

Вероятно, нам необходим более творческий подход к обучению творческому мышлению!

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

18. Какие из перечисленных видов мышления, присущих человеку, недоступны для компьютера?

а. Логическое

б. Математическое

в. Творческое

г. Все вышеупомянутые виды

19. Какое из перечисленных качеств противоположно креативности?

а. Ум

б. Шаблонность мышления

в. Настойчивость

г. Оригинальность

20. Билл изобрел спортивный тренажер. Каким должно быть его изобретение, чтобы его сочли творческим достижением?

а. Новым и оригинальным

б. Привычным и приемлемым

в. Работоспособным и недорогим

г. Банальным и дорогим

21. Какова взаимосвязь между способностью к творчеству и творческими дости­жениями?

а. Прочная взаимосвязь

б. Отрицательная взаимосвязь

в. Слабая взаимосвязь

г. Взаимосвязи нет

22. Какое из следующих состояний обычно связывают с креативностью?

а. Шизофрения

б. Паранойя

в. Пристрастие к кокаину

г. Частые смены настроений

23. Какими двумя качествами часто обладают творческие личности?

а. Чувство юмора и конформизм

б. Любознательность и упорство

в. Импульсивность и несамостоятельность

г. Покладистость и робость

24. Какое из следующих утверждений, по вашему мнению, может погубить твор­ческую идею?

а. Не жалейте времени

б. Разговаривайте сами с собой

в. Выдвигайте как можно больше разных идей

г. Не делайте так, как обычно делает наш начальник

25. Питер только что закончил творческие курсы поэтического мастерства. Что произойдет с наибольшей вероятностью?

а. Его креативность в области стихосложения повысится

б. Его креативность в области стихосложения понизится

в. Его креативность в области стихосложения так и останется на прежнем уровне

г. Повысится его креативность во всех областях

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.

1. Дайте определение познанию и различите три формы мышления.

2. Расскажите об участках мозга, задействованных в процессе мышления.

3. Объясните, как пользуются «скриптами».

4. Опишите последовательность логического мышления и укажите разницу между логическим, предикативным и иррациональным мышлением.

5. Опишите критическое мышление.

6. Выделите четыре основных этапа в решении проблем.

7. Объясните, как стереотипы мышления и привычки могут повредить реше­нию проблем.

8. Определите, что такое искусственный интеллект.

9. Опишите творческое мышление и определите качества, свойственные твор­чески мыслящим людям.

10. Укажите способы повышения уровня творческого мышления.

11. Определите пределы обучения креативности.

Ответы

Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте соответствующий раздел главы, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него правильно.

mykonspekts.ru

Русский язык. 2 класс. Ответы к заданиям

Русский язык

Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Русский язык

Ответы к стр. 6 - 7. ТекстОтветы к стр. 8. Части текста.Ответы к стр. 9 - 11. Предложение.Ответы к стр. 12 - 14. Члены предложенияОтветы к стр. 15 - 19. Слово и его значениеОтветы к стр. 20 - 22. Синонимы и антонимыОтветы к стр. 23 - 26. Однокоренные словаОтветы к стр. 27 - 32. Слог. Ударение. Перенос словаОтветы к стр. 33 - 35. Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы?Ответы к стр. 36 - 38. Русский алфавит, или АзбукаОтветы к стр. 39 - 48. Гласные звукиОтветы к стр. 49 - 58. Согласные звукиОтветы к стр. 59 - 63. Мягкий знак (ь)

Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

РЯ 2 кл. 2 ч. РТ

Ответы к стр. 3 - 6. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нчОтветы к стр. 7 - 9. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щуОтветы к стр. 10 - 18. Звонкие и глухие согласные звукиОтветы к стр. 19 - 22. Разделительный мягкий знак (ь)Ответы к стр. 23. Части речи. Что такое части речи?Ответы к стр. 24 - 33. Части речи. Имя существительноеОтветы к стр. 34 - 42. Части речи. ГлаголОтветы к стр. 42 - 48. Части речи.  Имя прилагательноеОтветы к стр. 49 - 51. Части речи. МестоимениеОтветы к стр. 52 - 54. Части речи. ПредлогиОтветы к стр. 55 - 63. Повторение

 

Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. УЧЕБНИК. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Русский язык. Учебник

Упражнение 1, с. 6Упражнение 2, с. 6Упражнение 3, с. 7Упражнение 4, с. 8Упражнение 5, с. 8Упражнение 6, с. 10Упражнение 7, с. 11Упражнение 8, с. 12Упражнение 9, с. 12Упражнение 10, с.13Упражнение 11, с. 14Проверь себя с. 14Упражнение 12, с. 16Упражнение 13, с. 17Упражнение 14, с. 18Упражнение 15, с 18Упражнение 16, с. 19Упражнение 17, с.19Упражнение 18, с.20Упражнение 19, с. 21Проверь себя с.22Упражнение 20, с. 24Упражнение 21, с. 24Упражнение 22, с. 25Упражнение 23, с. 25Упражнение 24, с. 26Упражнение 25, с. 26Упражнение 26, с. 27Упражнение 27, с. 27Упражнение 28, с.28Упражнение 29, с. 29Упражнение 30, с. 29Упражнение 31, с. 30Упражнение 32, с. 30Упражнение 33, с. 31Упражнение 34, с. 31Упражнение 35, с. 32Упражнение 36, с. 33Упражнение 37, с. 34Упражнение 38, с. 34Упражнение 39, с. 35Упражнение 40, с. 35Упражнение 41, с. 36Упражнение 42, с. 36Упражнение 43, с. 37Упражнение 44, с. 37Упражнение 45, с. 38Упражнение 46, с. 39Упражнение 47, с. 39Проверь себя с. 40Упражнение 48, с. 42Упражнение 49, с. 43Упражнение 50, с. 43Упражнение 51, с. 44Упражнение 52, с. 44Упражнение 53, с. 45Упражнение 54, с. 45Упражнение 55, с. 46Упражнение 56, с. 46Упражнение 57, с. 46Упражнение 58, с. 47Упражнение 59, с. 48Упражнение 60, с. 48Упражнение 61, с. 49Упражнение 62, с. 49Упражнение 63, с. 50Упражнение 64, с. 51Упражнение 65, с. 51Упражнение 66, с. 52Упражнение 67, с. 53Упражнение 68, с. 53Упражнение 69, с. 53Упражнение 70, с. 54Упражнение 71, с. 54Упражнение 72, с. 55Упражнение 73, с. 56Упражнение 74, с. 56Упражнение 75, с. 57Упражнение 76, с. 57Упражнение 77, с. 58Упражнение 78, с. 59Упражнение 79, с. 59Упражнение 80, с. 59Упражнение 81, с. 60Упражнение 82, с. 60Упражнение 83, с. 60Упражнение 84, с. 61Упражнение 85, с. 61Упражнение 86, с. 62Упражнение 87, с. 62Упражнение 88, с. 62Упражнение 89, с. 63Упражнение 90, с. 63Упражнение 91, с. 63Упражнение 92, с. 64Упражнение 93, с. 64Упражнение 94, с. 64Упражнение 95, с. 65Упражнение 96, с. 66Упражнение 97, с. 66Упражнение 98, с. 67Упражнение 99, с. 67Упражнение 100, с. 68Упражнение 101, с. 68Упражнение 102, с. 68Упражнение 103, с. 69Упражнение 104, с. 69Упражнение 105, с. 70Упражнение 106, с. 70Упражнение 107, с. 71Упражнение 108, с. 71Упражнение 109, с. 72Упражнение 110, с. 72Упражнение 111, с. 72Упражнение 112, с. 73Упражнение 113, с. 73Упражнение 114, с. 74Проверь себя с. 75 - 76Упражнение 115, с. 78Упражнение 116, с. 78Упражнение 117, с. 79Упражнение 118, с. 79Упражнение 119, с. 80Упражнение 120, с. 80Упражнение 121, с. 81Упражнение 122, с. 82Упражнение 123, с. 82Упражнение 124, с. 82Упражнение 125, с. 83Упражнение 126, с. 84Упражнение 127, с. 84Упражнение 128, с. 84Упражнение 129, с. 85Упражнение 130, с. 85Упражнение 131, с. 85Упражнение 132, с. 86Упражнение 133, с. 86Проверь себя с. 88Упражнение 134, с. 89Упражнение 135, с. 89Упражнение 136, с. 90Упражнение 137, с. 90Упражнение 138, с. 91Упражнение 139, с. 91Упражнение 140, с. 92Упражнение 141, с. 93Упражнение 142, с. 93Упражнение 143, с. 94Упражнение 144, с. 94Упражнение 145, с. 95Упражнение 146, с. 96Упражнение 147, с. 97Упражнение 148, с. 97Упражнение 149, с. 97Упражнение 150, с. 98Упражнение 151, с. 98Упражнение 152, с. 99Упражнение 153, с. 99Упражнение 154, с. 100Упражнение 155, с. 100Упражнение 156, с. 100Упражнение 157, с. 101Упражнение 158, с. 101Упражнение 159, с. 102Упражнение 160, с. 102Упражнение 161, с. 103Упражнение 162, с. 103Упражнение 163, с. 104Упражнение 164, с. 104Упражнение 165, с.105Упражнение 166, с. 105Упражнение 167, с. 105Упражнение 168, с. 106Упражнение 169, с. 107Упражнение 170, с. 107Упражнение 171, с. 108Упражнение 172, с. 108Упражнение 173, с. 109Упражнение 174, с. 110Упражнение 175, с.110Упражнение 176, с. 111Упражнение 177, с. 111Проверь себя с. 111Упражнение 178, с. 112Упражнение 179, с. 112Упражнение 180, с. 113Упражнение 181, с. 113Упражнение 182, с. 114Упражнение 183, с. 114Упражнение 184, с. 115Упражнение 185, с.115Упражнение 186, с. 116Упражнение 187, с. 116Упражнение 188, с. 117Упражнение 189, с. 117Упражнение 190, с. 118Упражнение 191, с. 118Наши проекты. И в шутку и всерьёз с. 119Упражнение 192, с. 120Упражнение 193, с. 120Упражнение 194, с. 121Упражнение 195, с.121Упражнение 196, с. 121Упражнение 197, с. 122Упражнение 198, с. 122Упражнение 199, с. 122Упражнение 200, с. 123Упражнение 201, с. 123Упражнение 202, с. 124Упражнение 203, с. 124Упражнение 204, с. 125Упражнение 205, с. 125Упражнение 206, с. 126Упражнение 207, с. 126Упражнение 208, с. 127Упражнение 209, с. 128Проверь себя с. 128Наши проекты. Пишем письмо

 

Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. УЧЕБНИК. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Рус.яз. 2кл. 2ч.

Упражнение 1, с. 4Упражнение 2, с. 4Упражнение 3, с. 5Упражнение 4, с. 5Упражнение 5, с. 5Упражнение 6, с. 6Упражнение 7, с. 6Упражнение 8, с. 6Упражнение 9, с. 7Упражнение 10, с. 7Наши проекты. Рифма, с.8Упражнение 11, с. 10Упражнение 12, с. 10Упражнение 13, с. 10Упражнение 14, с. 11Упражнение 15, с. 11Упражнение 16, с. 12Упражнение 17, с. 12Упражнение 18, с. 12Упражнение 19, с. 13Упражнение 20, с. 13Упражнение 21, с. 14Упражнение 22, с. 14Упражнение 23, с. 10Проверь себя, с. 15Упражнение 24, с. 16Упражнение 25, с. 17Упражнение 26, с. 17Упражнение 27, с. 17Упражнение 28, с. 18Упражнение 29, с. 18Упражнение 30, с. 19Упражнение 31, с. 20Упражнение 32, с. 20Упражнение 33, с. 21Упражнение 34, с. 22Упражнение 35, с. 23Упражнение 36, с. 23Упражнение 37, с. 23Упражнение 38, с. 24Упражнение 39, с. 24Упражнение 40, с. 25Упражнение 41, с. 25Упражнение 42, с. 26Упражнение 43, с. 26Упражнение 44, с. 26Упражнение 45, с. 27Упражнение 46, с. 27Упражнение 47, с. 28Упражнение 48, с. 28Упражнение 49, с. 28Упражнение 50, с. 29Проверь себя, с. 30Упражнение 51, с. 31Упражнение 52, с. 32Упражнение 53, с. 32Упражнение 54, с. 33Упражнение 55, с. 33Упражнение 56, с. 33Упражнение 57, с. 34Упражнение 58, с. 34Упражнение 59, с. 34Упражнение 60, с. 35Упражнение 61, с. 35Упражнение 62, с. 36Упражнение 63, с. 36Упражнение 64, с. 36Упражнение 65, с. 37Упражнение 66, с. 37Упражнение 67, с. 38Проверь себя, с. 38Упражнение 68, с. 40Упражнение 69, с. 41Упражнение 70, с. 42Упражнение 71, с. 42Упражнение 72, с. 43Упражнение 73, с. 43Упражнение 74, с. 44Упражнение 75, с. 45Упражнение 76, с. 45Упражнение 77, с. 46Упражнение 78, с. 46Упражнение 79, с. 47Упражнение 80, с. 48Упражнение 81, с. 49Упражнение 82, с. 49Упражнение 83, с. 49Упражнение 84, с. 50Упражнение 85, с. 50Упражнение 86, с. 51Упражнение 87, с. 51Упражнение 88, с. 52Упражнение 89, с. 52Упражнение 90, с. 53Упражнение 91, с. 53Упражнение 92, с. 54Упражнение 93, с. 54Упражнение 94, с. 55Упражнение 95, с. 55Упражнение 96, с. 55Упражнение 97, с. 57Упражнение 98, с. 57Упражнение 99, с. 58Упражнение 100, с. 59Упражнение 101, с. 59Упражнение 102, с. 60Упражнение 103, с. 60Упражнение 104, с. 61Упражнение 105, с. 61Упражнение 106, с. 62Упражнение 107, с. 62Упражнение 108, с. 63Упражнение 109, с. 63Упражнение 110, с. 63Упражнение 111, с. 64Упражнение 112, с. 64Упражнение 113, с. 65Упражнение 114, с. 65Упражнение 115, с. 66Проверь себя, с. 67Упражнение 116, с. 68Упражнение 117, с. 68Упражнение 118, с. 69Упражнение 119, с. 69Упражнение 120, с. 70Упражнение 121, с. 70Упражнение 122, с. 71Упражнение 123, с. 71Упражнение 124, с. 72Упражнение 125, с. 72Упражнение 126, с. 73Упражнение 127, с. 73Упражнение 128, с. 74Упражнение 129, с. 75Упражнение 130, с. 75Упражнение 131, с. 76Упражнение 132, с. 76Упражнение 133, с. 77Упражнение 134, с. 77Упражнение 135, с. 78Упражнение 136, с. 78Упражнение 137, с. 79Упражнение 138, с. 79Упражнение 139, с. 80Упражнение 140, с. 80Упражнение 141, с. 81Упражнение 142, с. 81Упражнение 143, с. 81Упражнение 144, с. 82Упражнение 145, с. 83Упражнение 146, с. 84Упражнение 147, с. 84Проверь себя, с. 85Упражнение 148, с. 86Упражнение 149, с. 86Упражнение 150, с. 87Упражнение 151, с. 87Упражнение 152, с. 88Упражнение 153, с. 89Упражнение 154, с. 90Упражнение 155, с. 90Упражнение 156, с. 91Упражнение 157, с. 91Упражнение 158, с. 92Упражнение 159, с. 93Упражнение 160, с. 93Упражнение 161, с. 84Упражнение 162, с. 94Упражнение 163, с. 95Упражнение 164, с. 95Упражнение 165, с. 96Упражнение 166, с. 96Упражнение 167, с. 97Упражнение 168, с. 97Упражнение 169, с. 98Упражнение 170, с. 98Проверь себя, с. 99Упражнение 171, с. 100Упражнение 172, с. 101Упражнение 173, с. 101Упражнение 174, с. 102Упражнение 175, с. 102Упражнение 176, с. 103Упражнение 177, с. 103Упражнение 178, с. 104Упражнение 179, с. 104Упражнение 180, с. 105Упражнение 181, с. 106Упражнение 182, с. 106Проверь себя, с. 107Упражнение 183, с. 108Упражнение 184, с. 108Упражнение 185, с. 109Упражнение 186, с. 109Упражнение 187, с. 110Упражнение 188, с. 110Упражнение 189, с. 111Упражнение 190, с. 111Упражнение 191, с. 112Упражнение 192, с. 112Проверь себя, с. 113Наши проекты, с. 114 - 115Упражнение 193, с. 116Упражнение 194, с. 116Упражнение 195, с. 117Упражнение 196, с. 117Упражнение 197, с. 118Упражнение 198, с. 118Упражнение 199, с. 119Упражнение 200, с. 119Упражнение 201, с. 120Упражнение 202, с. 120Упражнение 203, с. 120Упражнение 204, с. 121Упражнение 205, с. 121Упражнение 206, с. 121Упражнение 207, с. 122Упражнение 208, с. 122Упражнение 209, с. 122Упражнение 210, с. 123Упражнение 211, с. 123Упражнение 212, с. 124Упражнение 213, с. 124Упражнение 214, с. 125Упражнение 215, с. 125Упражнение 216, с. 126Упражнение 217, с. 126Упражнение 218, с. 126Упражнение 219, с. 127Упражнение 220, с. 127Упражнение 221, с. 127Упражнение 222, с. 128Упражнение 223, с. 128Упражнение 224, с. 129Упражнение 225, с. 129

 

 

Русский язык. 2 класс. Ответы к заданиям

4.7 (93.58%) от 109 голосующих

razviwaika.ru

ГДЗ по русскому языку 6 класс Шмелёва 1 и 2 часть

гдз к учебнику 6 класс Шмелева

ГДЗ решебник к учебнику по русскому языку 6 класс Шмелёв Флоренская Савчук Шмелёва часть 1 и 2 ФГОС Вентана Граф. Ответы на упражнения и задания на сайте ЯГДЗ из учебника 6 класс Шмелёва позволят вам проверить правильность выполнения домашнего и школьного задания онлайн

Часть 1

Глава 1Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Глава 2Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140

Глава 3Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166

Глава 4Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129

Часть 2

Глава 5Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186

Глава 6Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Глава 7Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141

Глава 8Задание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105

yagdz.com

Ответы на упражнения задания 1

* * *

При использовании метода полуреакций (электронно-ионный баланс) следует иметь в виду, что в водных растворах связывание избыточного кислорода и присоединение кислорода восстановителем происходит по-разному в кислой, нейтральной и щелочной средах. В кислых растворах избыток кислорода связывается протонами с образованием молекул воды, а в нейтральных и щелочных – молекулами воды с образованием гидроксид-ионов. Присоединение кислорода восстановителем осуществляется в кислой и нейтральной средах за счет молекул воды с образованием ионов водорода, а в щелочной среде – за счет гидроксид-ионов с образованием молекул воды.

Нейтральная среда:

окислитель + Н2О = … + ОН–,

восстановитель + Н2О = … + Н+.

Щелочная среда:

окислитель + Н2О = … + ОН–,

восстановитель + ОН– = … + Н2О.

Кислая среда:

окислитель + Н+ = … + Н2О,

восстановитель + Н2О = … + Н+.

Задание 2. С помощью метода электронно-ионного баланса составить уравнения ОВР, протекающих в определенной среде.

В  н е й т р а л ь н о й  с р е д е

1. Сульфит натрия + перманганат калия + вода = ...................... .

2. Гидроксид железа(II) + кислород + вода = ............................... .

3. Бромид натрия + перманганат калия + вода = ......................... .

4. Сероводород + бром + вода = серная кислота + ...................... .

5. Нитрат серебра(I) + фосфин + вода = серебро + фосфорная кислота + .............................. .

В  щ е л о ч н о й  с р е д е

1. Сульфит натрия + перманганат калия + гидроксид калия = ...................... .

2. Бромид калия + хлор + гидроксид калия = бромат калия + ...................... .

3. Сульфат марганца(II) + хлорат калия + гидроксид калия = манганат калия + ...................... .

4. Хлорид хрома(III) + бром + гидроксид калия = хромат калия + ...................... .

5. Оксид марганца(IV) + хлорат калия + гидроксид калия = манганат калия + ...................... .

В  к и с л о й  с р е д е

1. Сульфит натрия + перманганат калия + серная кислота = ...................... .

2. Нитрит калия + йодид калия + серная кислота = оксид азота (II) + ...................... .

3. Перманганат калия + оксид азота(II) + серная кислота = оксид азота(IV) + ...................... .

4. Йодид калия + бромат калия + соляная кислота = ...................... .

5. Нитрат марганца(II) + оксид свинца(IV) + азотная кислота = марганцовая кислота + + ...................... .

Ответы на упражнения задания 2

В  н е й т р а л ь н о й  с р е д е

Задание 3. С помощью метода электронно-ионного баланса составить уравнения ОВР.

1. Гидроксид марганца(II) + хлор + гидроксид калия = оксид марганца(IV) + ...................... .

Решение

Электронно-ионный баланс:

2. Оксид марганца(IV) + кислород + гидроксид калия = манганат калия +...................... .

3. Сульфат железа(II) + бром + серная кислота = ...................... .

4. Йодид калия + сульфат железа(III) = ....................... .

5. Бромоводород + перманганат калия = ............................. .

6. Хлороводород + оксид хрома(VI) = хлорид хрома(III) + ...................... .

7. Аммиак + бром = ...................... .

8. Оксид меди(I) + азотная кислота = оксид азота(II) + ...................... .

9. Сульфид калия + манганат калия + вода = сера + ...................... .

10. Оксид азота(IV) + перманганат калия + вода = ...................... .

11. Йодид калия + дихромат калия + серная кислота = ............................. .

12. Сульфид свинца(II) + пероксид водорода = ............................ .

13. Хлорноватистая кислота + пероксид водорода = соляная кислота + ...................... .

14. Йодид калия + пероксид водорода = .............................. .

15. Перманганат калия + пероксид водорода = оксид марганца(IV) + ................................... .

16. Йодид калия + нитрит калия + уксусная кислота = оксид азота(II) + ............................... .

17. Перманганат калия + нитрит калия + серная кислота = ................................. .

18. Сернистая кислота + хлор + вода = серная кислота + ...................... .

19. Сернистая кислота + сероводород = сера + ............................. .

studfiles.net

Ответы на задания - Лайфхакер

Задание 1

Ответ: 29, 7, 18, 28, 11, 4, 3.

Задание 2

Ответ: можно, одна пара перчаток выворачивается наизнанку и надевается на другие.

Задание 3

Ответ: дождаться ночи и выйти через левый выход.

Задание 4

Ответ: если вы двигаетесь в противоположную сторону от мяча с той же скоростью, очевидно, мяч никуда не полетит и просто упадёт вниз. Но ему потребуется немного времени, чтобы упасть.

Задание 5

Стакан с водой весит 9 кг. Пусть стакан будет весить X, а вода в стакане — Y, тогда X + Y = 9. Мы знаем, что полупустой стакан весит как два пустых, следовательно, X + Y/2 = 2X. Тогда Y = 2X. Подставляем значение Y в исходное уравнение: X + 2X = 9, получаем 3X = 9. X = 3.

Ответ: 3 кг.

Задание 6

Ответ: синяя.

Задание 7

Ответ: 33.

Задание 8

Ответ: флаг Норвегии.

Задание 9

Ответ: поскольку предмет расширяется, сохраняя прежние пропорции отверстие также становится больше.

Задание 10

9 + 8 = 17;17 + 16 = 33;33 + 32 = 65.

Ответ: 65.

lifehacker.ru


Смотрите также