Упражнение в написании безударных окончаний -е, -и имён существительных. Окончания существительных упражнения


Упражнение в написании безударных окончаний -е, -и имён существительных.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Романко Валентина Афанасьевна

Место работы

Г. Тайшет, школа-интернат №24

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема урока

“Правописание безударных падежных окончаний е, и имен существительных 1,2,3 склонения”.

Цель урока: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний е, и имен существительных 1,2,3 склонения .

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания о написании окончаний имен существительных.

2. Сформировать представление о правилах написания окончаний е, и имен существительных.

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в различных падежах. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже, дательном и предложном падежах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Проверить готовность обучающихся к уроку. Создать эмоциональный настрой на урок.

-Улыбнитесь. Пришли гости – для них всё самое лучшее. Покажем, как мы умеем работать.

Проверяют своё рабочее место

Актуализация

Каллиграфическая минутка

е и ее ии еее иии

Что общего между ними?

Установить закономерность, продолжить до конца строку.

Работа по уточнению и конкретизации знаний об им. сущ., как о части речи.

Словарная работа.

Вставить непроверяемые безударные гласные:

Т.традь

С.рень

Б.реза

Б.блиотека

Учит. ль

Что общего в словах?

Чем отличаются?

Записать в 3 столбика (по склонениям)

Проверка выполнения упражнения

Называют общие свойства букв. (обозначают гласные звуки, обозначают мягкость предыдущего согласного, могут быть ударными и безударными)

Записывают, установив закономерность

(В это время

3 человека работают индивидуально на карточках.)

Проговаривают полученные знания об имени существительном.

Выполняют задание в тетради, один ученик выполняет задание у доски. (обратная доска)

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Слайд1(проверка словарных слов)

Регулятивные, познаватель- ные, коммуникативные.

3

Физкультминут- ка

(гимнастика для глаз)

Гимнастика для глаз

Выполняют упражнения.

4

Постановка учебной пробле- мы

Проблемная ситуация, тип – «С удивлением», с целью столкнуть разные точки зрения учеников при выполнении практического задания.

На доске запись

Из реки

Из избушки

По воде

По комнате

На стекле

На дереве

В степи

В постели

Сформулировать тему урока, обсудив в парах.

.

Ставят ударения в словах.

.

Слайд 2

Ответы детей: в первом столбике имена существительные имеют ударные окончания, во втором – безударные окончания.

Высказывают свои предположения в паре.

Объясняют свой выбор.

Написание окончаний и и е имен существительных 1,2, 3склонения

Регулятивные, познава-тельные, коммуни- кативные.

5

Целеполагание

Через организацию подводящего диалога организую поисковую работу обучающихся по формулированию цели и задач урока.

Вступают в диалог. Под руководством учителя формулируют цель и задачи урока.

Слайд 3 (цели урока)

Регулятивные.

6.

7.

Открытие нового знания.

Физминутка

Актуализация знаний об им. сущ. Подвести детей к открытию нового знания о правописании безударных окончаний этих им. сущ.

Вставить окончания:

Вышел из библиотек., подошёл к берёз., отходил от сирен., списал с тетрадк., прочитал в книг. .

Если окончание

И – хлопать

Е - топать

Вспомните на какие вопросы отвечают им. сущ.. Р.п, П.п, Д.п

Определите склонение и падеж имен сущ., определяют окончание.

(слайды 4, 5 способы проверки написания окончаний)

Индивидуальная работа (обр. доска)

Задание на доске:

Рассказал об автор., о фабрик., о дочер..

Приехали из Рязан., из Астрахан., из Калуг..

Пели о мам., о Родин., о дружб.

Выполнение заданий

На сосне, к кровати, к кроватке, в деревне, по лестнице, из рыбки.

Познава- тельные, коммуни- кативные.

8.

Проговаривание нового знания:

Работа с учебником на стр.138 упр.140 (устно)

Объяснить слово ермолка

Побуждает учащихся к формулированию вывода о правописании безударных окончаний им. сущ.

- Как проверить написание окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения?

Работа с учебником.

Работают со словарём

Формулируют вывод о написании окончаний е, и

Регулятивные, коммуникативные.

9.

Закрепление нового материала

Запись предложения с комментированием в тетради.

Проверка выполненного задания.

Работа с сигнальными карточками (на карточках Е И)

Выполнение в тетради с комментированием. (подчеркнуть грамматическую основу, объяснить написание окончаний)

Дятел долбит шишки на верхушке ели.

О собаке, в тетради, в тетрадочке, из коробки, из песни, о зайце, о брате, по комнате, к ночи, по указке, при деле, в школе.

Регулятивные, коммуникативные

9

Творческая индивидуаль-ная работа

Разноуровневые задания на карточках.

Выполните задания на карточках. Работайте в парах.

Вспомните правила работы в парах.

Самое главное правило.

Работа в парах

Выполнение задания на карточках.

-Работать дружно.

1группа: Определить склонение и падеж, вставить окончания.

На площад., в трактор., в библиотек., на лошад., на ветк., в Астрахан.

2группа: Дописать окончания, определяя склонения и падеж.

На земл. сидела кошка.

На деревц., на низкой ветк. щебетала синичка. Хвостатый хищник подполз по тропинк.

-Что случилось дальше?

-Дописать 1-2 предложения.

Регулятивные.

10

Обобщение.

Итог урока

Беседа. Связать результаты урока с его целями и задачами.

Вернуть учащихся к началу урока. Сделать вывод о написании окончаний е, и им. сущ.1,2,3скл.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Проверяют результат выполнения задания на карточке.

Регулятивные.

11

Рефлексия

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Я работал(а) с … настроением.

Хочу похвалить себя за …

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Коммуникатив- ные.

12

Домашнее задание

Комментарий к домашнему заданию упр. №141, с.138-139

Записывают домашнее задание.

Познавательные.

infourok.ru

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

Обучающая: научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок.

Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях. (Слайд 1. Презентация)

1 этап. Целеполагание

- Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

1. Минутка чистописания.

(На доске написаны слова) Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (Слайд 2)

Учитель:

первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;

вторая – гласная , находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;

третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.

О у д

Вода, воздух, одуванчик

В воздухе кружились легкие семена одуванчика (разбор предложения по составу).

2. Словарная работа. (Слайд 3)

(На доске таблица)

 

а

б

в

г

1 паль же да кар
2 фель го мор лать
3 ковь се то ри
4 зонт по да бе

Учитель:

Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)2в 3а (морковь)1г 3в 2а (картофель)1б 2г (желать)4г 3б1в (беседа)2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение4б 2б 4в (погода)

Учитель:

Какое слово лишнее? (Желать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

А можно ли его преобразовать в имя существительное?

- Что вы знаете об именах существительных?

3. Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).
  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
  4. Постоянный признак имён существительных… (род).
  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)

Склонение Падежи Окончания

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5)

Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.

- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

- Согласны?

2 этап. Содержание

Повторение. (Алгоритм работы - 2способа определения падежных окончаний). (Слайд 6, 7)

4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.

1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

Сравни окончания. Что вы заметили?

Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

Какое слово лишнее?

Сделайте вывод.

Задание

Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...

Проверка .

Зачитайте слова с окончанием – И.

Почему в этих словах вы написали окончание – И?

Какое слово лишнее?

5. Буквенный диктант. (Сигнальные карты)

На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .

Вывод.

6. Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши) Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях) По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую) Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу) Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки) Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

7. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк… помог старушк… скрипит на дерев… махал флажк… рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием -е.

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

Р. п. Д. п. П. п.

4-я группа: У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл.  2 скл.  3 скл.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

7. Упражнение на развитие зрительной памяти. (На доске записаны словосочетания)

Дохнула хол.д.. запушила сне.к.. (за)т.нула ле.к.. л.тят по льду (по)серебрила ине.. нар.дила в шу.к.. пр.т.нулся у опушк… появились (у) кормушк… пр.б.жал по ветк..

Учитель:

Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание)

Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка.

Учитель:

какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Составьте рассказ, используя данные словосочетания.

(Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)

9. Итог урока/

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Заполните карточку:

Я работал с ___ настроением.

Я ___ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ___ .

Оцените как вы работали (5 - активно работал, 4 - не очень активно).

Кто хочет поделиться дома своей радостью и знаниями, возьмите лучики солнышка.

Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №12»Конспект урока русского языка в 4 классе, по программе «Школа России»

Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»

Разработала учитель начальных классов

Королева Маргарита Алексеевна

г. Ржев

Тверская обл.Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»Цели:

Образовательные: систематизировать и углубить знания об имени существительном;

контролировать качество усвоенных знаний по данной теме;

Развивающие: продолжать формировать у учащихся способы проверки безударных окончаний имен существительных;

Формулировать несложные выводы, самостоятельно строить рассказ;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного;

Ход урок

  1. Мотивация к учебной деятельности.
Разминка (учащиеся в парах задают вопросы друг другу)

Тема разминки: «имя существительное».Итог этапа: Дайте определение имени существительного как части речи.

Как изменяется имя существительное?

  • Словарная работа.
-По каким признакам можно определить склонение имен существительных?
Класс (работа на доске) Командир
-разделите слова на группы, определите склонение каждого слова:

тарелка, железо, мебель, посуда, костер, газета, учитель.

Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

Придумайте слова того же склонения
Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.

-Проверка: командиры обмениваются тетрадями.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Тест (бланк выдается каждому ребенку)
  1. -Имена существительные изменяются по родам
- Имена существительные не изменяются по родам
  1. Первое склонение имен существительных зависит от рода и окончания
-- Склонение имен существительных не зависит от рода и окончания

3. - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода

- К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я

4. -Ко второму склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода

-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -О, -Е

5. –Все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению

- не все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению

6. –У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -И

–У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -Е

7. -У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -И

-У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -Е

8. –Только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И

–Не только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И

9.–Безударные окончания имен существительных можно проверить ударным

–Безударные окончания имен существительных нельзя проверить ударным

Проверку теста выполняют по эталону. Производят устный анализ работы группы.

  1. Выявление причины затруднения.
- Какая возникла проблема.Физкультминутка (упражнение для пальцев)

«В одном чудесном месте протекала река (изображаем реку).

В ней жила маленькая рыбка (изображаем рыбку).

Как-то по реке проплыл маленький пароход (упражнение ПАРОХОД).

Он сильно гудел и рыбка (изображаем рыбку)

испугалась и уплыла.

  1. Построение проекта выхода из затруднения
Определить тему и цель урока (дети в группах определяют тему и цель урока для каждой группы).

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончания имен существительных?

  1. Реализация проекта.

К лис.., без книг.., о сирен.., по дорог…

Работа в группах.-Давайте установим порядок работы над этой орфограммойСоставление алгоритма.

1 шаг: Какой частью речи является проверочное словоСуществительное Другая часть речи

2 шаг: Ударные и безударные окончания

Безударное Ударное (проверять не нужно)

3 шаг: Поставить вопрос к проверяемому существительному.

Определи склонение и падеж.

4 шаг: По таблице склонение определи падежное окончание

  1. шаг: Напиши и проверь.

-Командиры представляют полученный алгоритм (правильный вариант высвечивается на компьютере).

  1. Первичное закрепление с проговариванием о внешней среде.

-Мы должны уметь применять полученные знания на практике.

  • Игра: «Определи склонение и падеж» (дети в четверках
составляют словосочетание глагол+существительное, указывают склонение и падеж существительного).
Составить предложение из данных слов, выполнить синтаксический разбор. Осложнить это предложение однородными сказуемыми (работа на доске)
Скачет, синичка, весёлая, по ,ветке, еловой

Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку. Далее командир проверяет работу каждого члена группы.Карточка №1. Звукобуквенный разбор слова СИНИЧКА

Проверка сигнальными карточками.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Звучит музыка. Дети выполняют движения.
Выписать из текста словосочетания, где зависимое слово выражено существительным с безударным окончанием (работа у доски) Составляют рассказ со словом БЕРЁЗА, употребив его во всех падежах.
Выросла на лесной полянке кудрявая берёзка. В гуще её ветвей поселились птицы. Однажды шли по полянке ребята. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка. Упали на землю прозрачные капли душистого сока. Далеко до осени, а на берёзке появились жёлтые листья.
-Что станет с этой берёзкой? (за минуту на Земле вырубают 20 гектаров леса). Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.-Командиры читают свои сочинения.Карточка №2. Выполнить разбор имени существительного как части речи (на лесной полянке).

Проверка сигнальными карточками

Итог этапа: -Как проверить безударные окончания имен существительных?

  1. Обобщение знаний.
Эстафета (вписать окончания).
На Волг.. На ослик..
На пристан.. На лошад..
По алле.. В Сибир..
На ел.. На Кавказ..
В деревн.. В ладон..
На площад.. На пальц..
В книг.. На сирен..
В тетрад.. На осин..
По дорог.. В скатерт..

Проверка выполняется командирами. Несколько работ берёт учитель и оценивает.

  1. Домашнее задание (если оно не понятно, члены группы задают вопросы командирам).
класс командир
Упражнение 254 (по заданию) Продолжить рассказ (2-3 предложения).
  1. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
  1. Итог урока.
-В каждой группе командир подводит итог работы на уроке.

-Добились ли вы поставленной цели на уроке?

-Над чем нужно поработать на следующем уроке?

psiholik.ru


Смотрите также