Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ. Задание 13. Огэ русский язык задание 13 тренировочные упражнения 2017


Разбор задания №13 ОГЭ по русскому языку

Разбор типовых вариантов задания №13 ОГЭ по русскому языку

Первый вариант задания

Рассмотрим 13 задание из демонстрационного варианта 2017:

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Внимательно читаем фрагмент текста и ищем предложения с двумя придаточными. В данном отрывке оно одно и с однородным подчинением - это предложение №4:

  • Ваша внучка Таня рассказала – главное предложение.
  • чтоу вас на войне убили сына – придаточное изъяснительное предложение, присоединяемое к главному при помощи союза что и отвечающее на вопрос о чем?
  • и чтоон вам писал письма.- придаточное изъяснительное предложение, присоединяемое к главному при помощи союза что и отвечающее на вопрос о чем?

[  ], (что... ) и (что...).

Ответ: 4

Второй вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 44–50 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

-  (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

При однородном подчинении придаточных каждое придаточное отвечает на вопрос главной части. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы: что, чтобы, как, потому что, так как, где, куда, когда, хотя, если, какой, который, поэтому, потому. Все это мы встречаем в предложении 48:

  • После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, - главная часть;
  • что такое конкурс красоты в нашем лагере, - первое придаточное, придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос что?;
  • что от неё требуется, - второе придаточное, изъяснительное, отвечает на вопрос что?.

Два однородных придаточных можно соединять не только запятой, но и союзом «и».

[  ], (что... ) и (что...).

Ответ: 48

Третий вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 1—8 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно испытать только тогда, когда лет тебе совсем мало. (3)Запах молотого кофе всегда наводит его на эти воспоминания...

(4)Дома у них, по правде говоря, кофе не водился. (5)Насколько Андрей помнил, ни мать, ни отец его не пили. (6)Не любили? (7)Или попросту отказывались из соображений экономии, считали, что дорого? (8)Сейчас даже в голове не укладывается, как они жили тогда, но ведь жили же как-то... (9)А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали. (10)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

При последовательном подчинении придаточных каждое следующее придаточное отвечает на вопрос предыдущего. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы. Мы встречаем такое сочетание в предложении 2.

  • Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, - главная часть;
  • которое можно испытать только тогда, - придаточное первого типа, придаточное определительное, отвечает на вопрос главной части о каком? Является главным предложением по отношению к третьей части сложного предложения;
  • когда лет тебе совсем мало– придаточное второго типа, придаточное времени, отвечает на вопрос к первому придаточному когда?

Ответ: 2

spadilo.ru

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ. Задание 13.

1. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Они молча от­да­ли ей пись­ма и по­хо­рон­ку. Анна Фе­до­тов­на ощу­па­ла каж­дый ли­сток,(1) удо­сто­ве­ри­лась,(2) что они под­лин­ные,(3) ак­ку­рат­но сло­жи­ла в шка­тул­ку и ска­за­ла:

— Маль­чик,(4) по­ставь шка­тул­ку на место. И за­двинь ящик плот­но,(5) чтобы я слы­ша­ла.

2. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Она,(1) ка­за­лось,(2) го­то­ва была бла­го­да­рить его ещё час,(3) но он по­вер­нул­ся и убе­жал.

И на пер­вой пе­ре­ме­не ока­за­лось,(4) что никто из маль­чи­ков в их клас­се ни­че­го не по­да­рил де­воч­кам. Ни один. Толь­ко перед Леной По­по­вой ле­жа­ли неж­ные ве­точ­ки ми­мо­зы.

— От­ку­да у тебя цветы? — спро­си­ла учи­тель­ни­ца.

— Это мне Витя по­да­рил,(5) — спо­кой­но ска­за­ла Лена. Все сразу за­шу­шу­ка­лись,(6) по­смот­рев на Витю,(7) а Витя низко опу­стил го­ло­ву.

3. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Все дви­ну­лись к две­рям,(1) в клас­се оста­вал­ся толь­ко Пет­ру­ха Ва­си­льев,(2) ко­то­рый спо­кой­но,(3) ни на кого не об­ра­щая вни­ма­ния,(4) что-то писáл в тет­ра­ди.

4. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Он,(1) не тор­гу­ясь,(2) за­пла­тил трид­цать руб­лей.

Звали его Три­фо­ном Пет­ро­ви­чем. Он был какой-то уют­ный,(3) весёлый и про­стой че­ло­век,(4) и хо­зяй­ка с пер­во­го же дня при­вык­ла к нему,(5) как к сво­е­му.

5. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Дет­ство у них давно за­кон­чи­лось,(1) они все сплошь были не­до­рос­шие му­жи­ки и бабы,(2) и даже те не­мно­гие,(3) кого ма­те­ри от­пус­ка­ли в школу,(4) как будто ис­пы­ты­ва­ли не­лов­кость,(5) что за­ни­ма­ют­ся глу­по­стя­ми вме­сто на­сто­я­щей серьёзной ра­бо­ты.

6. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Уви­дев Ба­буш­ки­на,(1) все су­ро­во умолк­ли,(2) и,(3) когда он кив­ком го­ло­вы,(4) улы­ба­ясь, (5) по­здо­ро­вал­ся с нами, (6) никто даже не взгля­нул на него.

7. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Стис­нув до по­бе­ле­ния губы,(1) зыр­кая ис­под­ло­бья,(2) Жека пы­тал­ся от­нять порт­ре­ты,(3) а их пе­ре­бра­сы­ва­ли с парты на парту,(4) пе­ре­да­ва­ли по кругу – на­ча­лась дет­ская игра «А ну-ка,(5) от­ни­ми!»...

8. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Когда Сеня,(1) пу­та­ясь и на­пря­га­ясь,(2) блуж­дал по ла­би­рин­там зна­ме­ни­тых чет­ве­ро­сти­ший,(3) Ваня стра­дал.

9.  В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша стан­ция. Я пла­кал,(2) не желая вы­хо­дить из ва­го­на,(3) тогда лётчик обнял меня и ска­зал:

– Ни­че­го,(4) поезд ещё долго будет идти. Мы обя­за­тель­но до­ста­нем книгу и пришлём тебе. Скажи мне,(5) где ты живёшь?

10. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Я не­пло­хо знал не­мец­кий,(1) до­маш­них за­да­ний ни­ко­гда по этому пред­ме­ту не го­то­вил,(2) но од­на­ж­ды на­стал и мой черёд,(3) когда Елена Фран­цев­на ни с того ни с сего вы­зва­ла меня к доске,(4) будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка,(5) и ве­ле­ла чи­тать сти­хо­тво­ре­ние.

11. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

3а всю войну толь­ко в гос­пи­та­ле я спал на про­сты­нях, (1) но тогда они не ра­до­ва­ли. Я ло­жусь на свою цар­скую кро­вать,(2) пах­ну­щую сеном и све­жим бельём,(3) и про­ва­ли­ва­юсь,(4) как в пух.

12. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кро­ва­ти,(2) и,(3) когда кто-ни­будь на­кло­нял­ся над ним,(4) он с гроз­ным бес­си­ли­ем вы­став­лял вперёд за­зуб­рен­ную клеш­ню.

13. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

— Я про­сто хотел узнать,(1) по­че­му она воет. Ей плохо,(2) да?

— Ты прав,(3) ей плохо. Янка при­вык­ла днём гу­лять,(4) а я на ра­бо­те. Вот при­е­дет моя жена,(5) и всё будет в по­ряд­ке.

14. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Входя в класс,(1) Илья сунул котёнка под­вер­нув­ше­му­ся Сане,(2) и тот спря­тал его в свой порт­фель. На по­след­ней пе­ре­ме­не глав­ные враги рода че­ло­ве­че­ско­го,(3) Му­ры­гин и Мутю­кин,(4) котёнка не­мно­го по­ис­ка­ли,(5) но вско­ре за­бы­ли.

15. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Он вска­раб­кал­ся на остат­ки трух­ля­во­го пень­ка,(1) чтобы быть по­вы­ше,(2) и запел. Это был свет­ля­чок – ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка,(3) и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том,(4) что видел: пре­крас­ную кар­ти­ну за­ка­та,(5) кра­си­вое небо,(6) зелёное море травы,(7) се­реб­ря­ные слёзы росы и лю­бовь.

16. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

И война с этой ми­ну­ты уже не ка­за­лась маль­чи­ку за­бав­ной,(1) ни­че­го весёлого не было в том,(2) как па­да­ли люди. Война стала серьёзной и страш­ной,(3) и он впер­вые ис­пы­тал чув­ство стра­ха за близ­ко­го че­ло­ве­ка,(4) за того че­ло­ве­ка, (5) ко­то­ро­го ему все­гда не хва­та­ло.

17. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Об этой но­во­сти нель­зя было узнать ни из газет,(1) ни из со­об­ще­ний по радио. Дво­рец пи­о­не­ров был по­ме­чен на гит­ле­ров­ских кар­тах как во­ен­ный объ­ект. Как были по­ме­че­ны и Эр­ми­таж,(2) и Рус­ский музей.

Из рай­о­на в район,(3) из дома в дом пе­ре­да­ва­ли как па­роль: «Со­брать­ся в на­зна­чен­ный час...»,(4) и по ули­цам осаждённого го­ро­да дви­га­лись дети – так на­чал­ся по­двиг пе­да­го­гов и вос­пи­тан­ни­ков ле­нин­град­ско­го Двор­ца пи­о­не­ров.

18. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Сде­лав по­след­нее уси­лие,(1) он вы­би­ра­ет­ся сам и вы­тас­ки­ва­ет Жучку. Но те­перь,(2) когда дело сде­ла­но,(3) силы быст­ро остав­ля­ют его,(4) и он па­да­ет в об­мо­рок.

19. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?

— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.

20. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Венца на моей го­ло­ве,(1) увы,(2) не было,(3) а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись,(4) и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир,(5) ни­ко­го не уни­жая,(6) а меня воз­вы­шая.

21. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

 

При­бли­зив­шись,(1) я при­оста­но­вил­ся и хотел было не­за­мет­но про­ско­чить,(2) но мать,(3) за­ви­дев меня и сразу за­све­тясь лас­ко­вой улыб­кой,(4) по­ма­ха­ла рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужас­но стыд­но перед то­ва­ри­ща­ми,(7) подошёл к ней.

22. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

У меня дочь пят­на­дца­ти лет,(1) и она це­лы­ми днями слу­ша­ет какой-то визг. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка,(2) боль­шая,(3) с ред­ки­ми кни­га­ми,(4) но она ни­че­го­шень­ки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сде­ла­ет,(6) вклю­чит маг­ни­то­фон и слу­ша­ет до ве­че­ра.

23. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Уютно бе­ле­ю­щая в зе­ле­ни хата вб­ли­зи ока­за­лась ста­рой,(1) врос­шей в землю,(2) об­луп­лен­ной до­ждя­ми и вет­ра­ми. Одной сто­ро­ной хата сто­я­ла на краю об­ры­ва,(3) и кри­вая тро­пин­ка,(4) сбе­гая вниз,(5) при­во­ди­ла к за­бро­шен­но­му ко­лод­цу.

24. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Вы­ти­рая ла­до­ни о свою майку,(1) Гоша топ­чет­ся бес­по­мощ­но,(2) мор­га­ет,(3) но Ве­роч­ка не­умо­ли­ма. И тогда,(4) отдав ей тран­зи­стор,(5) Гоша плетётся к себе в квар­ти­ру.

kopilkaurokov.ru

Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Тренировочные задания В13(подчинение придаточных)

1. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

2. Среди предложений 1 – 7 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… (3)В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой – и замер. (4)Он стоял один у стены, опустив глаза. – (5)Посмотри на него! – сказала Железная Кнопка Ленке. (6)Голос у нее задрожал от негодования. – (7)Даже глаз не может поднять!

3. Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала.

4. Среди предложений 53 – 60 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(53)Оглушительный треск, хруст, плеск – это отсечённый ствол, обнимая катамаран всеми ветвями, рушится в воду. (54)Фонтан брызг окатывает нас. (55) Освободившись, катамаран резко идёт вперёд. (56)Когда через мгновение я прихожу в себя, вижу Овечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остаётся позади. (57)А ещё через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамаран и падает грудью на корму. (58)Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. (59)Поныш несет нас дальше, свободных и очумелых. (60)Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

5. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо. (20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала.

6. Среди предложений 27 – 31 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

7. Среди предложений 41 – 54 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб... (42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. – (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая... (47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал: – (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать. (51)Море потускнело и стало словно меньше размером.

8. Среди предложений 16 - 21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. (20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.

9. Среди предложений 14 - 18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы. (17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

10. Среди предложений 23 - 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

11. Среди предложений 20 - 26 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки. – (22)Давай дальше. (23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим. – (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару... (26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.

12. Среди предложений 11 - 14 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём.

13. Среди предложений 6 - 12 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(6)Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное – умение хорошо и убедительно говорить. (7)Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии. (11)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка 'заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

14. Среди предложений 23 - 25 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно. (25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.

15. Среди предложений 1 - 3 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. (2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

16. Среди предложений 1 - 7 найдите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница. (4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. – (7)Вы знаете, – заговорила начальница, – мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат.

17. Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

18. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты. –(16)Старуха обязательно пожалуется, – говорил Лёвка. –(17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать... (20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу. – (21)Да, хорошо бы, – сказал Серёжа.

19. Среди предложений 15 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статья в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

Ответы к В13

1. 10

2. 1

3. 30

4. 56

5. 16

6. 31

7. 53

8. 20

9. 17

10. 23

11. 20

12. 12

13. 9

14. 23

15. 13

16. 5

17. 2

18. 20

19. 17

multiurok.ru

Как решать ОГЭ по русскому: задание 13

26 Июл

2012

 

Теоретический минимум к заданию 13

«Сложные предложения с несколькими придаточными»

Прежде чем браться выполнять задания В8 и В9, обязательно ознакомьтесь с теоретическим минимум заданий, связанных с тем, как находить грамматическую основу, как узнавать количество грамматических основ, а также как узнавать границы простых предложений внутри сложного (ОГЭ: задание 8, ОГЭ: задание 11, ОГЭ: задание 12).

Теперь, когда вы повторили, приступим к изучению нового. В задании 13 вам придётся искать три типа предложений: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. Чтобы облегчить задачу запомните следующее: искомое предложение будет состоять минимум из трёх частей. Простые предложения, бессоюзные, сложносочинённые и даже сложноподчинённые с одним придаточным мгновенно откидываем в сторону!

Последовательное подчинение придаточных

Обратите внимание, как расположены придаточные (овалы) по отношению к главному предложению (квадрат). Последовательно. Как цепочка. Эта цепочка может продолжаться и дальше на третий, четвёртый уровень. Давайте посторим такое предложение. Допустим…

Путники опасались заходить к Беорну все сразу. Это наше главное предложение. Придумаем для него продолжение. Просится причина.  Потому что он мог не пустить в дом гостей. И теперь придумаем ещё одну часть, но не от главного, а от этого придаточного причины. Расскажем об этих самых гостях. Число которых превышало дюжину. Теперь слепим три части в одну.  Путники опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей, число которых превышало дюжину.  Посмотрите на структуру страниц моего сайта в самом низу. Она полностью повторяет последовательное подчинение. 🙂

Внимание.  Не забывайте о том, что придаточные, словно матрёшки, любят прятаться внутри главного, особенно это касается придаточных определительных с союзным словом «который».

Однородное соподчинение придаточных

Само слово однородное наталкивает на мысль, что здесь соподчинение похоже на связь однородных членов. Что такое соподчинение? Для ответа на вопрос вспомните, в каких словах есть ещё приставка со-? Содружество, сообщество, сотрудничество. Значение близкое к «нахождению рядом», «вместе». Вот и придаточные здесь находятся рядом, вместе, на одном уровне. Сотрудничают. Посмотрим на картинку.

Как видим, главное предложение (квадрат) имеет два придаточных на одном уровне. У них один и тот же союз, одно и то же значение, зависят они от одной и той же части главного предложения. Займёмся построением.

Путники опасались заходить к Беорну все сразу. И теперь нам надо придумать два придаточных (как минимум) одного вида. Раз просится причина, создадим сразу две причины. 1) Потому что он мог не пустить в дом гостей. 2) Потому что хозяин мог сильно разозлиться. Порядок причин нам не так важен, поэтому можем конструировать наоборот.  Путники опасались заходить к Беорну все сразу, потому что хозяин мог сильно разозлиться и потому что он мог не пустить в дом гостей.

Внимание.  1) Между однородными придаточными знаки препинания сохраняются точно такие же, как и при однородных членах (отсутствие запятой перед «и», «или» и проч.), поэтому будьте внимательны при их поиске. 2) Посмотрите на наше предложение. Очень громоздкое оно получилось. Насколько красивее оно станет, если мы уберём второе «потому что», дабы избежать повтора. Обычно все так и делают. Но предложение всё равно останется с однородным соподчинением, просто второй союз будет опущен. Так что при поиске будьте внимательны вдвойне! Всегда обращайте внимание на подобные конструкции: Он рассказал, что…. и…. Если вместо многоточий будут две разные основы, смело ставьте после «и» второе «что».

Параллельное (неоднородное) соподчинение придаточных

Параллельные прямые никогда не пересекаются. А в параллельном соподчинении придаточные идут от главного и тоже не пересекаются. Посмотрите на схему.

От разных частей главного предложения отходят два придаточных с разными вопросами, видами и средствами связи. Поглядим, как будет выглядеть параллельное соподчинение.

Путники опасались заходить к Беорну все сразу. Пускай первым придаточным остаётся тот же причинный тип. Второй нам надо обязательно сделать другим, но всё-таки зависящим тоже от главного. Поясним слово «путники». Которые проделали долгий путь через горы. Здесь порядок важен, так как каждое придаточное имеет своё слово-определитель. Путники, которые проделали долгий путь через горы, опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей.

Придаточное определительное зашло в середину главного. Для параллельного соподчинения очень характерен случай, когда придаточные расположены в разных краях. Например, одно в середине или в начале, а другое — в конце.

Перед выполнением тестовых заданий обратите внимание на следующие важные моменты:

1. Главное предложение находим по отсутствию подчинительного союза. Главное предложение не всегда будет идти первым. Оно может быть очень коротким. Когда заморосил дождь, похолодало, так что хоббиту и гномам пришлось надеть плащи. Найдите здесь главное предложение.

Развернуть »

2. Слова «тот», «то», «так», «там», «туда», «такой», «столько» не являются подчинительными союзами и союзными словами. Наоборот, они указательные слова (корреляты) и являются признаками главного предложения. Даже в двойном союзе «чем…тем…» главное предложение будет со словом «тем».

3. Существуют предложения с разными видами связи, многокомпонентные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно.

Теперь предлагаю потренироваться на вариантах тестов.

ОГЭ: Задание 13 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью. Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, часть 2 глава 1 "Неожиданные гости", глава 2 "Совет" пер. Муравьев, Кистяковский.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком "Ошибка". Выводы

Количество оставшихся вопросов: 10.

 

ОГЭ: Задание 13 - Вариант 2

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью. Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, часть 2 глава 2 "Совет" пер. Муравьев, Кистяковский

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком "Ошибка". Выводы

Количество оставшихся вопросов: 10.

 

Главная → ОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 13

 

alfring.ru


Смотрите также