Одна и две Н в причастиях. Одна и две н в причастиях упражнения


Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных

Цели урока:

1. Образовательная

закрепление сведений об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;

выявление глубины понимания новой терминологии;

выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

повторение сведений о причастном обороте.

2. Развивающая

способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная

формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: проектор, учебник, раздаточный материал.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости.

ХОД УРОКА:

I. Организационный этап

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

На доске написана тема урока «ПРАВОПИСАНИЕ -Н- и -НН- В ПРИЧАСТИЯХ». В прошлом году мы с вами познакомились с такой частью речи, как причастие. Вспомните, почему причастие называется особой формой глагола?

Выберете из предложенных грамматических признаков те, которые есть у причастий (Собственное, нарицательное, одушевленное, неодушевленное, род, склонение, число, падеж, качественное, относительное, притяжательное, возвратный, невозвратный, вид, переходность, спряжение, наклонение, лицо, настоящее время, прошедшее время, будущее время, полная или краткая форма)

Перечислите глагольные признаки (время (наст. и прош.), вид (сов. и несов.), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса -ся, (-сь), особые «глагольные» вопросы Что делающий? Что сделавший?)

Соответственно оставшиеся признаки – это признаки …(прилагательного: род, число, падеж, могут иметь полную или краткую форму)

Всё правильно, давайте с вами сформулируем определение причастия, ответив на вопрос:

Как вы понимаете высказывание Владимира Ивановича Даля о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (устные высказывания учеников)

А теперь сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока (ученики формулируют цели урока и указывают необходимые для успешного выполнения действия)

Первый вариант вспоминает правописание Н и НН в прилагательных

Второй – правописание Н и НН в причастиях (правило записывается на доске)

Образец записи – смотрите документ

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных

2 вариант:

НН:

с приставкой (кроме НЕ)

с суффиксом -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

с ЗАВИСИМЫМИ словами

от глаголов СОВ.В.

Краткие причастия пишется всегда с Н.

Верно, молодцы! Раз вы так хорошо помните правило, выученное в прошлом году, объясните, пожалуйста, написание слов (на доске: ПРЕССОВАННЫЙ, КОВАНЫЙ, ЖЕВАНЫЙ, КОРЧЕВАННЫЙ) Какой частью речи они являются?

(Если ответ учеников неполный, то учитель задаёт наводящие вопросы, которые помогают объяснить написание)

III. Этап актуализации знаний с целью подготовки к восприятию новых знаний

Вставить Н или НН. (записывают по одному примеру у доски, указывая часть речи и объясняя написание Н и НН, выделяют причастные обороты)

1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К.Паустовский).

2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К.Паустовский).

3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В.Гаршин).

4) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).

5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А.Куприн).

6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К.Паустовский).

7) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А.Куприн).

8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А.Н.Толстой).

9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н.Толстой).

10) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А.Куприн).

11) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В.Гаршин).

12) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н.Толстой).

Учитель обращает внимание учащихся на выделенные слова из 11 и 12 предложений, предлагает определить часть речи. Часть ребят считает эти слова прилагательными, другие – причастием, высказываются доводы «за» и «против». После дискуссии вводится новый термин «отглагольные прилагательные».

Работа со словариком

Отглагольное прилагательное:

1) Образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченый от кипятить, жженый от жечь.

Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.

Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенный от решить, брошенный от бросить.

Исключения: смышленый, названый.

2) Без приставок: жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка НЕ-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь — негашеная известь; глаженое белье — неглаженое белье.

У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный — прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (оккупированный, эвакуированный).

IV. Применение новых знаний

Упражнения для тренировки:

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно — пиленый сахар, кованый меч — закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия — сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

V. Обобщение и систематизация знаний (распечатано)

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание:

  1. Кипяче..ая вода — вскипячё..ое молоко;
  2. краше..ый пол — покраше..ый забор – рама покраше..а;
  3. коше..ый, некоше..ый луг – скоше..ая трава – трава скоше..а

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Продолжить самостоятельно:

жжё..ый кофе — сожжё..ое письмо;

копчё..ая колбаса— закопчё..ые стены;

балова..ый ребенок — избалова..ое дитя — девочка балова..а родителями;

стриже..ый мальчик — остриже..ая голова – волосы остриже..ы;

слома..ая палка – лом..ная линия;

езже..ая дорога – изъезже..ая дорога;

стира..ое белье – выстира..ая скатерть;

сваре..ый суп – варё..ая в мундире – варё..ая картошка;

пута..ый вопрос – спута..ый клубок;

вяза..ый платок – завяза..ый узел.

Проверить по цепочке, комментируя выбор Н и НН

VII. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению) упр. 68.

VIII. Рефлексия «Рюкзак»:

Я научился…

Я разобрался…

Я, наконец, понял…

В таком случае, давайте конкретизируем тему сегодняшнего урока: «ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И -НН- В ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

«Запасное» упражнение

Назовите фразеологизм по его толкованию:

Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).

Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).

Объединены чем-либо общим, неразрывным (одной веревочкой связаны).

Суждено, предопределено (на роду написано).

По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).

Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (из другого теста сделан).

Укажите краткие причастия.

videouroki.net

Правописание одной и двух н в причастиях

страница 1 Кислова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГУО «СОШ№ 32 г.Гомеля» Тема: Правописание одной и двух н в причастиях

Тип урока: урок закрепления изученного

Форма урока: практикум с использованием презентации power point

Цели: создать содержательные и организационные условия для усвоения основных пунктов правила, регулирующего написание одной и двух н в причастиях; помочь учащимся осознать значимость материала; содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль; стимулировать интерес к самостоятельному изучению литературных произведений.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны уметь по теме сформулировать основную цель, должны дать оценку собственного усвоения, учащиеся должны запомнить основные пункты правила, регулирующего написание н и нн в причастиях (полных и кратких), должны уметь находить причастия (и отглагольные прилагательные) в тексте, должны видеть в тексте слова с изучаемой орфограммой и применять правило в различных ситуациях (в тексте, при выполнения тестовых и творческих заданий)

Оборудование: распечатки для работы учащихся, презентация power point «Правописание н и нн в причастиях», дополнительные тексты для творческого задания, словосочетания для задания с физкультминуткой Ход урока

I. Организационный момент

Объявление темы и запись фамилии, даты на листке с темой урока.

«Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке. Почему возникла необходимость сегодня снова говорить об этом? Какие цели поставим перед собой сегодня?

А текст, к которому я буду обращаться весь урок, к сожалению, проходит мимо вас в литературном изучении – Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Тем более, что приближаются рождественские праздники. Так что у меня лично есть ещё одна цель – заинтересовать тех, кто этот текст ещё не прочитал…

II. Рефлексия домашнего задания

Запишите на листке в разделе «Трудности домашнего задания» 1-2 слова из домашнего задания, которые вызывают у вас сомнения. В том месте, где вы сомневаетесь, сделайте пропуск

III. Повторение материала

1. Задание-провокация

«Хочу написать один совет на доске, о котором нам надо помнить весь урок».

Учитель записывает на доске с ошибками: «Акуратно обращайтесь и удвоеными согласнными»

«Никто ничего не хочет сказать?

Американский физик Джордж Тригг некоторое время работал редактором журнала и пытался внушить авторам, что приносимые тексты должны быть грамотными. Отчаявшись, он опубликовал 26 ехидных советов, в каждом из которых допустил ошибки, противоречащие этим советам. Совет, который я дала вам, написан по аналогии русскими лингвистами. Итак, запишем исправленную фразу и будем пользоваться этим советом.

Многое сегодня в уроке будет не так, как обычно: мы будем использовать не доску, а экран компьютера, у нас даже будет задание наоборот, но это позже, а сейчас восстановим свои знания»

2. Актуализация навыка поиска причастий в тексте

  • Дайте определение причастию?
  • Как легко найти причастие в тексте?
  • Найдём причастия, определим их залог и время, формообразовательный суффикс. Ученики отвечают устно (по цепочке)
Месяц один только заглядывал в них украдкой, как бы вызывая принаряживавшихся девушек на скрипучий снег. (действ., пр.)

Чуб очень рад был поднявшейся метели (действ., пр.)

Кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух. (дейст., наст.)

Размышляя о развращении нравов и о деревянном сердце шинкарки, продающей вино, кум набрёл на мешки и остановился в изумлении. (действ., наст.)

Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подыматься на блистательно освещенную лестницу. (страд., пр.)

С позументами человек – слуга, одетый в парадную одежду – ливрею, обшитую золотой или серебряной тесьмой (позументами) (Из сноски)

  • Аналогичное задание письменное. В следующих примерах использовано сразу несколько причастий в одном предложении
Каганец – светильня, состоящая (действ., наст.) из разбитого (страд., пр.)черепка, наполненного (страд., пр.) салом (из словаря Гоголя).

Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую (действ., наст.) перед собою небольшого росту женщину, несколько даже дородную, напудренную (страд., пр.), с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся (действ., наст.) видом, который так умел покорять себе всё и мог только принадлежать одной царствующей (действ., наст.) женщине. 3. Задание «Восстановление по фрагменту»

По суффиксам определить часть речи:

____ енн__ (причастие и прилагательное, существительное, образованное от них), ________ онн__ (прилагательное, слова, от него образованные), _______нн__ (причастие, у прилагательного это будет не один суффикс)

Сделайте вывод: с каким частями речи возникает проблема, обозначенная в теме? С каким конкретно причастиями она возникает? (страдательные, прош.)

4. Восстановление алгоритма

Разделить класс на тех, кто правило усвоил и тех, кто не усвоил.

В схему-правило вставить пропуски по шаблону (для учащихся, которые не усвоили материал – по учебнику, для усвоивших – по памяти с использованием символов.)

Устная проверка

IV. Закрепление (практикум)

1. Этап совместный (работает весь класс одновременно)

  • Присоедините к слову как можно больше приставок. Как это повлияло на написание одной-двух н? (есть приставки-подсказки)
Вязаный – перевязанный, завязанный, привязанный, вывязанный, развязанный

Путаный – запутанный, перепутанный, распутанный, опутанный

По какому ещё пункту правила можно увидеть, что в словах с приставками две нн? (в этих словах приставки ещё и преобразуют вид из несовершенного в совершенный)

  • Прочитайте слова, поставив правильное ударение:
Балованный (акцентология), блокированный, гофрированный, маркированный, новорождённый, пломбированный, премированный
  • В словах, представленных на слайде, есть примета, по которой видно, что в них пишется две буквы н. какая это примета?
  • Начинаются события с того, что чёрт крадёт Месяц с неба. «В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц». Как подписать рисунки так, чтобы в подписи к одному рисунку было слово краденый, а в другом краденный.
Краденый месяц – краденный чёртом месяц

Кованый (прил.) сундук - кованный серебром (Вакулой, в кузнице) сундук

Мазаный сапоги – намазанные (дёгтем) сапоги

  • Найдите причастия. Какая это форма? Что помните о написании кратких причастий? Какое простое правило?
«Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших?» (краткие причастия, одна н) 2. Этап индивидуальной работы (класс выбирает себе одно из заданий) = физкультминутка

«Так какие же это были черевички?

Повернитесь, посмотрите на класс. В кабинете на стенах словосочетания, содержащие причастия; подпишите ими рисунок с черевичками, решив орфографические задачи».

*Задание высокого уровня: составить связный рассказ по словосочетаниям

Дарёные черевички, путаный узор, золочёный каблук, гранённые ювелиром алмазы, клееные изнутри тканью; унизаны бриллиантами; усыпаны дорогими каменьями; невиданное зрелище, крученые шнурки

Какие трудности хотите обсудить? (Словосочетание невиданное зрелище)

4. Творческое задание «Создай проблему»

Чтение текста на слайде (дополнительно приготовить тексты на распечатках, если кому-то не будет видно или кто-то работает быстрее других).

«Подумайте, в каких словах можно сделать пропуски на изученное правило.

Спишите текст, сделав любые орфографические и пунктуационные пропуски по нашей теме»

Торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами… В то время, когда живописец писал картину на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему… Но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.

Выполнение задания

«Через несколько уроков я верну эти листы вам для выполнения самостоятельной работы по вашим же текстам!» V. Обобщение

Тест-самоконтроль

На экране появляется слово, в которое надо вставить одну или две н. Учащиеся записывают. Высвечивается вариант-подсказка. Кто ошибся, тот отмечает в схеме необходимый для доработки пункт (он тоже высвечивается на слайде)

  1. Наколядованное добро (причастие, наличие приставки)
  2. Серебряный туман (прилагательное с суффиксом –ян-)
  3. Варенные в котле галушки (причастие, зависимое слово)
  4. Огненные очи (прилагательные с суффиксом –енн-/-онн-)
  5. Крашеная стена (причастия, несовершенный вид)
  6. Ветреная красавица (исключение, прилагательные с суффиксом –енн-/-онн-)
  7. Туманное небо (прилагательное, н из разных частей слова)

VI. Рефлексия

«Обсудим тест – самоконтроль: на какие пункты правила вы допустили ошибки?

Вернёмся к «трудностям и сомнениям» домашнего задания. Решите задание. Остались ли сомнения? Если остались, поставьте знак вопроса.

Кому захотелось прочитать повесть Н.В. Гоголя?»

VI. Подведение итогов

Оценки по результатам проверки листков

VII. Домашнее задание

Задание устное и интересное – прочитать для своего удовольствия повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

страница 1

gymnazya.ru

Одна и две Н в причастиях

Карточка №1 по теме

«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

1. Объясните написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Кипяченая вода – вскипяченное молоко;

крашеный пол – покрашенный забор, рама покрашена;

кошеный или некошеный луг, скошенная трава, трава скошена;

жженый кофе – сожженное письмо;

2. Вставьте Н и НН в причастия и отглагольные прилагательные.

Груже…ая баржа, нагруже..ый вагон, груже…ый древесиной состав, беле…ая труба, комната побеле…а, выбеле…ый потолок, вяза…ый шарф, связа…ый зимой, вяза…ая мамой шаль, носки связа…ы, беше…ая собака.

Карточка №2 по теме

«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

1. Объясните написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

стреляный воробей – подстреленная птица;

балованный ребенок, избалованное дитя, девочка избалована родителями;

стриженый мальчик, остриженная голова, волосы подстрижены

копченая колбаса – закопченные стены;

2. Вставьте Н и НН в причастия и отглагольные прилагательные.

Взбеше…ый конь, моще…ая улица, моще…ая булыжниками дорога, суше…ые грибы, маслята, суше…ые на солнце, организова…ый коллектив, команда организова…а, сборы оконче…ы, вещи собра…ы и увяза…ы, поляна пусты…а, реки величестве…ы.

Карточка №1 по теме

«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

1. Объясните написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Кипяченая вода – вскипяченное молоко;

крашеный пол – покрашенный забор, рама покрашена;

кошеный или некошеный луг, скошенная трава, трава скошена;

жженый кофе – сожженное письмо;

2. Вставьте Н и НН в причастия и отглагольные прилагательные.

Груже…ая баржа, нагруже..ый вагон, груже…ый древесиной состав, беле…ая труба, комната побеле…а, выбеле…ый потолок, вяза…ый шарф, связа…ый зимой, вяза…ая мамой шаль, носки связа…ы, беше…ая собака.

Карточка №2 по теме

«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

1. Объясните написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

стреляный воробей – подстреленная птица;

балованный ребенок, избалованное дитя, девочка избалована родителями;

стриженый мальчик, остриженная голова, волосы подстрижены

копченая колбаса – закопченные стены;

2. Вставьте Н и НН в причастия и отглагольные прилагательные.

Взбеше…ый конь, моще…ая улица, моще…ая булыжниками дорога, суше…ые грибы, маслята, суше…ые на солнце, организова…ый коллектив, команда организова…а, сборы оконче…ы, вещи собра…ы и увяза…ы, поляна пусты…а, реки величестве…ы.

Упражнение 6 (1). Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины

Упражнение 6 (2). Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

infourok.ru


Смотрите также