Конспект урока "Предложения с обращениями, вводными словами, вставочными конструкциями" ( 8 класс). Обращения вводные слова и вставные конструкции урок в 9 классе упражнения


Обобщение знаний по теме «Обращения, вводные слова, вставные конструкции»

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Закрепление умения оформлять на письме данные синтаксические конструкции.
  • Орфографический контроль.

Задачи:

Образовательные:

- актуализация и расширение знаний учащихся об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях;

- обобщение и расширение знаний о данных группах слов, словосочетаний, предложений;

- отработка умения составлять лингвистические рассказы по заданной теме.

Воспитательные:

- воспитание у школьников культуры общения;

- развитие интереса к родному языку.

Развивающие:

- развитие у учащихся коммуникативных качеств, умений выполнять разные социальные роли;

- формирование у учащихся умений социальной оценки своей деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования.

Тип занятия: закрепление и обобщение изученного.

Форма занятия: урок-зачет.

Оборудование, наглядность:

1) ПК, проектор, интерактивная доска;

2) презентация PowerPoint

Ход урока

1. Целеполагание. (СЛАЙД)

Сравните предложения:

К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.

Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.

Мой друг, отчизне посвяти души прекрасные порывы.

- Чем отличаются эти предложения?

- Какой существует функциональный критерий разграничения этих предложений?

(ответы: для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).

- Для какой цели мы вспоминали о вводных словах, обращениях, вставных конструкциях?

Мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и вводных предложениях, обращениях

- Как можно сформулировать тему урока?

(СЛАЙД) Урок имеет подзаголовок “Тема пройдена, но ...” Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по - своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

Чтобы вам было легче оценить себя, я предлагаю вам лист самооценки. На столе у каждого лежит “Карта мысли”. Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.

(СЛАЙД) Цель: Систематизирование и обобщение знаний о вводных словах, вводных конструкциях и вводных предложениях; углубление понятия об изучаемом явлении. Закрепление умения оформлять на письме данные синтаксические конструкции

Итак, за работу.

2. Повторение теоретических сведений. (СЛАЙД)

Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру “Дерево мудрости”.

Задание: Теперь каждый должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки. Ребята, было бы неплохо, если бы вы при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания использовали следующие вводные слова и выражения (на столах):

  • На мой взгляд. .
  • Как мне кажется ...
  • По-моему...

Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике. В общем - то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.

3. Практическая часть.

1. Сравните предложения и сделайте вывод. (Слайд ):

Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:

Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.

Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.

Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?

Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?

Ответы: Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

2. Задание: в текст, написанный на доске, вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Определить их значение. Составить свои 4-5 предложений на тему “А что для меня счастье?” (использовать вставные конструкции).

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю...

Над какой задачей работали, какое действие отрабатывали?

(Слайд)

3. “Ромашка”. Различение вводных слов и омонимичных конструкций.

(Учащиеся тянут листы с предложениями. Их задача – определить, являются ли названные слова вводными, аргументировать ответ – знаки не расставлены).

  1. Эта безлунная ночь казалось была все так же великолепна, как прежде.
  2. В подземелье все казалось темным, таинственным.
  3. Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает.
  4. Вы верно недавно на Кавказе.
  5. Вы не совсем верно понимаете практический свой век.
  6. К вечеру однако ветер утих.
  7. Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих.
  8. Право глядя на звезды, мы чувствуем стремительный свой век.
  9. Право на образование имеет каждый в нашей стране.
  10. Почти напротив его дома простирался огромный пустырь.
  11. Дорога была грязная, залитая водой, а он напротив с удовольствием перепрыгивал лужи, помахивая прутиком.

Учитель:

- Какой вывод напрашивается в результате этой работы?

- Как отработка практического умения применять полученные знания?

Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

- Как правильно использовать в речи и как узнавать вводные слова, вставные конструкции.

4. Подведение итогов урока.

- Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но...”

- Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)

- О чем мы с вами успели вспомнить сегодня на уроке?

- Какие моменты в данной теме оказались для вас сложными, непонятными?

5. Рефлексия: Озвучивание “Карты мысли”

- Продолжите предложение:

  • “Сегодня на уроке я узнал, что...”
  • “Мне понравилось .................”
  • “Мне не понравилось .................”

6. Завершение урока

Подведение итогов урока, оценка работы учащихся на уроке (по зачетным листам).

Приложение 1.

Приложение 2.

7. Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру на тему “Зачем нужны в речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Обращения, вводные слова и вставные конструкции (§ 6)

Цели урока: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация вводности) и на письме; вспомнить, что такое вставные конструкции, их назначение, правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; 2) уметь находить обращение в предложении, определять способ его выражения, находить вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, выделять на письме обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, объяснить устно и графически условия их выделения; 3) упрочить навыки правописания орфограмм, изученных в 5—7 классах.

I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик записывает на доске предложения с обособленными членами из упр. 35, обозначает графически обособленные члены предложения, подчёркивает грамматические основы в сложных предложениях, выписывает из третьего отрывка словосочетания с подчинительной связью — примыканием.

Учащиеся читают составленные дома тексты по заданию в упр. 37, указывают обособленные члены предложения, объясняют условия их обособления, называют языковые средства, которые обеспечивают связность текста, особенности соотношения начала и конца текста.

II. Повторение необходимых теоретических сведений по теме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции». Учащиеся отвечают на вопросы:

— Что такое обращение и для чего оно служит?

— Какими знаками препинания выделяется обращение?

— Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.

— Являются ли обращения членами предложения?

— Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

— Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.

— Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Какое значение имеет интонация вводности?

— Какие вы знаете виды вводных предложений?

буквы и раскрывая скобки.

— Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?

— В каких случаях вводные предложения и вставные конструкции выделяются с помощью тире?

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на способы выражения обращения, правила выделения их в устной речи и на письме, правила выделения вводных слов и предложений в устной речи и на письме, научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение вставных конструкций, выделять вставные конструкции в устной речи и на письме, находить в тексте обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, объяснять устно и графически условия их выделения.

В классе со слабой подготовкой можно использовать та блицы 8, 9, 10.

Таблица 8

Особенности обращения

Примеры

1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией

Пётр, не забывайте нас.

2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения

Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.

Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Д. Бальмонт)

3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных), В художественной речи возможно использование неодушевлённых существительных

Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин)

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)

4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения

Папа, приезжай скорей.

Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

Сегодня, дети, пойдём в музей.

Таблица 9

Знаки препинания при обращении

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы:

Москва! Москва!

Люблю тебя как сын.

(М. Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:

Как хорошо ты, о море ночное!

(Ф. И. Тютчев)

Таблица 11

Группы вводных слов по значению

1. Различная степень уверенности:

большая: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.;

меньшая: возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.

Конечно, поездка понравилась всем.

Кажется, вы уже приходили вчера?

2. Различные чувства: к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению и др.

Как нарочно, дождь льёт вторые сутки.

3. Порядок мыслей и их связь: во-первых, далее, стало быть, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.

Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали. (Ф. М. Достоевский)

4. Источник сообщения (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.

По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться.

5. Замечание о способах оформления мыслей: одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать и др.

Как говорится, дело мастера боится.

III. Работа по учебнику.

1. В упр. 38 девятиклассники записывают поэтические строки А. С. Пушкина, вставляя пропущенные слова и словосочетания, а также знаки препинания. Учитель делает акцент на постановке знаков препинания при обращении, ученики указывают обращения, рассказывают о знаках препинания при них.

2. В упр. 39 идёт поиск вводных слов и вставных конструкций. Учитель обращает внимание на интонацию вводности в устной речи, признаки отличия вводных и вставных конструкций. Далее учащиеся списывают текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

IV. Закрепление материала и контроль за пониманием темы.

1. Самостоятельная работа.

Проецируются предложения из произведений А. С. Пушкина. Учащиеся списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания, указывают обращения.

1) Прощай красавица моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя увижу?

2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости как не воспоминаниями?

3) Поэта дом опальный О Пущин мой ты первый посетил.

4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?

2. Текстовый диктант на разграничение вводных и вставных конструкций по вариантам.

Задания:

1. Перепишите тексты, вставляя, где нужно, пропущенные

2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, укажите вводные и вставные конструкции.

Вариант I

Так или иначе постоян..ые и длительные б..седы с ним были инт..ресны. Как всегда пр..вл..кала лё..кость взаимоп..нимания иногда с (полу)слова (с)намёка позволяющая свободно отдават..ся течению мысли. И всё же порой он остро сож..лел о своём одиноч..стве о своих мучит..льных и гор..стных раздум..ях пусть столь д..лёких от его логики и яс..ности. Особен..о (н..)пр..ятно было чу..ствовать давление даже какое(то) пос..гательство по всей вероятности (не)осознан..ое на свою духовную самостоятельность. (Н..)потому ли в б..седах и спорах всё чаще прорывалось р..здр..жение иногда даже по мелкому поводу?

(Д. Д. Брегова)

Вариант II

Лошади мои сб..жав с пр..горка маленькою рысью продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезд.. из станц.. . Углублён..ый в размышления о скорой и исправной нашей русской езде коей как гл..сят многие п..чатные книги нет подобной в целой (Е, е)вроп.. я было забыл о тучах надо мною в..севших, как вдруг полившийся крупный дождь выв..л меня из задумчивости. Верх моей к..ляски пр..знат..ся (не)много подерж..ной поднять было (не)возможно, и потому я закутавшись крепко в шинель должен был для охр..нения себя от дождя ограничиват..ся ж..ланием, что(б) (не)погода пр..кратилась.

(А. Погорельский)

Тестовые задания

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Пусть для вас сияет солнце.

б) Шумит шумит высокая пшеница.

в) Ты помнишь ли былое Неман?

г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.

Ответ: в.

2. Найдите лишнее значение вводных слов.

а) большая или меньшая степень уверенности

б) порядок мыслей и их связь

в) источник сообщения

г) сравнение

Ответ: г.

3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) Дождь, казалось, зарядил надолго.

б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.

в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

Ответ: б, в, г.

V. Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся):

а) написать письмо, используя обращения, вводные и вставные конструкции;

б) выполнить упр. 40 на с. 22;

в) написать рецензию на какую-нибудь статью или брошюру, включая в текст вводные и вставные конструкции.

kopilkaurokov.ru

Повторительно-обобщающий урок по теме «Обращение, вводные слова, предложения и вставные конструкции»

Повторительно - обобщающий урок по теме

«Обращение, вводные слова, предложения и вставные конструкции»

8 класс

Методический комментарий

Данный урок – повторительно-обобщающий, который направлен на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметный: закреплять умения оформлять при письме данные синтаксические конструкции;

Формировать умения интонационно правильно произносить.

Метапредметный: пользоваться в речи синонимичными вводными словами; употреблять их как средство связи предложений.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение цели урока. В тетрадь тему, эпиграф.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Целеполагание; контроль в форме сличения с эталоном

Анализ объектов с целью выделения признаков

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Словарный диктант.

-Вспомним правила правописания. Объяснение, называете части речи.

(В)течени_ дня, (за)то дерево, виднеется (в)дали, (в)последних, (на)счет встречи, (в)начале подумай,(в)течени_ реки, (по)этому берегу, улетел (в)высь, (на)счет в банке.

Проверка: в течение дня (предлог), за то дерево (местоимение), виднеется вдали (наречие),

В-последних (вводное слово), насчет (предлог) встречи, вначале (наречие) подумай, в течении (сущ) реки, по этому (мест.) берегу, улетел ввысь (нареч), на счет(сущ) в банке.

Встреча короткая, зато деловая.(=но)

Блиц-опрос:

-Что такое обращение?

-Дайте понятия распространенного и нераспространенного предложений.

-Как выделяются вводные слова в устной и письменной речи?

-Что выражают вводные слова?

-Какими знаками выделяются вводные предложения и вставные конструкции?

Послушайте сказку (№1)

Проснулись как-то члены предложения в своем уютном домике и видят: стоит у стены группа незнакомцев.

-Кто вы? Откуда? – подбежали к пришельцам обитатели домика.

-Мы такие же слова, как и вы, - ответил один из незнакомцев. – Нас привели сюда и оставили.

-Нет, вы не такие же, как мы, - важно сказало подлежащее. – Вот я, например, здесь главное: обо мне говорится в предложении.

-Я тоже главное,- присоединилось к нему сказуемое,- я говорю о том, что делает подлежащее.

-И мы все в предложении связаны: зависим от главных членов или друг от друга,- загалдели второстепенные члены.

-А от каких членов предложения зависите вы, на какие вопросы отвечаете?- строго спросили гостей подлежащее со сказуемым.

-Мы ни от чего не зависим,- растерянно ответили пришельцы.

-Тогда вам не место у нас в предложении!- воскликнули главные и второстепенные члены.

-Подождите, пожалуйста,- попросили чужаки,- не выгоняйте нас. Мы все-таки приносим какую-то пользу.

-Например, я указываю на связь мыслей в высказывании,- проговорило слово например.

-А при нашей помощи говорящий выражает уверенность или неуверенность в том, о чем он сообщает,- заметили слова конечно, безусловно, возможно, вероятно.

-Ну а мы указываем на источник сообщения,- произнесли слова говорят, по-моему, по…мнению.

-А мы, видите ли, привлекаем внимание собеседника к сообщаемому,- сказали слова видите ли, согласитесь, пойми.

-А мы, а мы…- заторопились слова к счастью, к сожалению, странное дело.

-Довольно,- остановило их слово итак.- Надеюсь, вы убедились в том, что мы небесполезны в предложении?- спросило оно у хозяев.

-Разумеется,- откликнулись члены предложения,- мы поняли, что вы выражаете отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Без сомнения, вы имеете право оставаться с нами. Но вас нужно как-то назвать и вставить в определенные рамки. Давайте назовем вас вводными словами,

а на письме будем выделять с двух сторон запятыми, чтобы было видно, что вы введены, вставлены в предложение.

-Значит, договорились!- радостно воскликнули вводные слова.- Мы занимаем свое законное место в предложении и будем помогать собеседникам точнее выражать свои мысли.

Надеюсь, теперь вы прочно запомнили значение вводных слов.

Работа со стихотворением В.Бокова «Неизвестный солдат».

Ночь покрыла всю землю орлиным крылом.

Отступила она перед Вечным огнем.

У огня тополя часовыми стоят,

В честь тебя он горит, неизвестный солдат.

Где-то Волга волнуется у берегов,

Не забыла она, как мы били врагов,

Как дрожала земля от стальных канонад,

Как кричал ты «ура», неизвестный солдат.

Незакатный огонь днем и ночью горит,

Пламя трепетно - нежно со мной говорит,

Разговор этот слышит ночной Волгоград.

Лучший памятник – жизнь, неизвестный солдат!

-Какая тема стихотворения? Идея? С какой датой связано?

-Чем осложнено? Роль обращений. Объясните знаки препинания.

-Какие слова употреблены в переносном смысле?

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Логика рассуждения

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-Выполните следующие виды разборов:

Орлиный- орфографический разбор;

Слышит – морфемный разбор;

Лучший памятник – жизнь, неизвестный солдат! – синтаксический разбор предложения.

Запись в справочник:

Старая звательная форма: отче, Боже, господи, человече, княже, друже.

В современном русском языке – нулевое окончание: мам. Оль.

-Запишите слова в 2 столбика: могут употребляться как вводные и никогда не употребляются как вводные: к сожалению, как будто, пожалуйста, неожиданно, в-третьих, взволнованно, по-моему, едва ли, следовательно, вдруг, разумеется, словно.

-Для чего изучаем эти темы?

-Какое вводное слово употребляется в разных стилях? (Наверно – книжный стиль, наверное – разговорный стиль)

-Какой частью речи являются вводные слова? (Это особая группа модальных слов)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Контроль в форме сличения с эталоном; оценка; коррекция

Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; самостоятельное достраивание; восполнение недостающих компонентов

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

Заполните таблицу:

Есть обращения

Есть вводные слова

Есть вводные предложения

Нет 1, 2, 3

1) Люблю твою, Россия, старину.

2)К счастью по кривой дороге не пойдешь.

3) На праздник великий – обычай таков – далеких и близких зовем земляков.

4) Во-первых, дождь, во-вторых, дорога плохая, в-третьих, скоро стемнеет, наконец, все устали. Привал!

5) Не откладывай трудных дел на конец дня.

6) К счастью, небо стало проясняться.

7)Одуванчик белоголовый, хорошо ли тебе в лесу?

8) Около нашего автомобиля ( тень от леса как раз подбиралась к нему) струился в небо тонкий синий дымок.

9) Пусть Сережа принесет тетрадь.

10) О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?

Проверка:

Есть обращения

Есть вводные слова

Есть вводные предложения

Нет 1, 2, 3

1, 7, 10

4, 6

3, 8

2, 5, 9

В справочник:

НЕ обращение: при повелительном наклонении в значении пожелания.

Сказка (№2)

Однажды вышло вводное слово казалось в сад на прогулку. И запятые при нем: оно носило их, как варежки, на резиночках, пропущенных в рукава. Вдруг видит: навстречу ему идет его брат-близнец, тоже слово казалось, только без запятых.

Вводное слово подбежало к брату и с тревогой воскликнуло:

-Братец, ты забыл свои запятые, сейчас же вернись и возьми их, а то тебя могут выставить из нашего дома. Мы же должны подчиняться правилам, иметь с двух сторон запятые.

-А я не вводное слово,- спокойно сказал брат-близнец,- и не должен выделяться запятыми. Я являюсь членом предложения.

Вот, оказывается, как бывает: одно и то же слово в разных высказываниях может употребляться то как вводное (то есть не член предложения), то как член предложения. Чтобы решить, что перед вами, необходимо прочитать все предложение, понять роль интересующего вас слова и только потом ставить или не ставить знаки препинания.

Комментированное письмо.

По-твоему, по твоему мнению, по мнению, в-последних, в последних рядах, по словам.

-Причина разного написания одинаково звучащих слов. Как синтаксис связан с морфологией?

-Составьте предложения, чтобы слово…

-Составьте схему предложения с вводным словом.

Подготовка к ЕГЭ. Найти правильный вариант.

Куда (1) по-вашему (2)ведет эта тропинка? Мы обещаем все сделать (3) по-вашему.

  1. 1 2) 2 3) 1, 2 4) 3

Ответ: 3) 1,2

Откуда (1) умная (2) бредешь ты (3) голова? Здравствуй (4) солнце (5) да утро веселое!

  1. 1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,2 4) 3

Ответ: 1) 1,2,3,4

-Чем интересно предложение?

-Какая часть речи никогда не бывает обращением? (местоимение)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Составление плана и последовательности действий; оценка; контроль

Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Подготовка к ГИА. Напишите сочинение-рассуждение «Что общего между обращениями и вводными словами и чем они различаются?» Используйте вводные слова и предложения.

План: тезис

Аргументы

Вывод

1 вариант – Общее (не члены предложения, выделяются запятыми, стоят в любом месте)

2 вариант – Различие ( Обращение называет того, кому адресовано, а вводное слово – выражает отношение)

Слабым учащимся - карточки .

Домашнее задание: упр.224, подготовиться к контрольной работе.

Итог урока.

-Систематизируйте правила письма предложений с вводными словами, вставными конструкциями, обращениями?

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Рефлексия

Учитель русского языка и литературы: Фатун Л.В.

9

kopilkaurokov.ru

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

·                   Мы повторим общую информацию об обращениях и вводных словах.

·                   Вспомним все, что мы знаем об обособлении обращений и вводных слов.

·                   Обновим знания о вставных конструкциях.

Обособляться могут не только члены предложения. Обращения, вводные слова и вставные конструкции не являются членами предложения. Они осложняют предложение и потому в речи выделяются интонацией, а на письме – знаками препинания.

Для чего нужны обращения?

При помощи обращений мы устанавливаем контакт с окружающими. Зинаида Павловна, вы хотели меня о чем-то спросить?

Мы привлекаем внимание. Мальчик! Мальчик, оглянись, ты оставил учебник!

Передаем отношение к адресату. Лентяй, возьмись наконец за дело!

Для обращений обычно служат собственные и нарицательные существительные в форме именительного падежа.

Это может быть имя. Алексей, ты выполнил задание?

Или ФИО. Семёнов Семён Семёнович, немедленно подойдите к администратору!

Чтобы подозвать своего питомца, мы воспользуемся кличкой.  Шарик, Шарик, ко мне!

Для обращения может послужить название любого предмета или явления. Лето, ты невыразимо прекрасно!

Обращения могут распространяться.

Рассмотрим и сравним распространенные и нераспространенные обращения.

В предложении может также быть несколько обращений, в том числе распространенных.

В качестве примера рассмотрим хорошо знакомые нам строки из стихов Александра Сергеевича Пушкина: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» Все предложение состоит из двух распространенных обращений.

В тексте обращения часто выделяются запятыми.

Улыбнись, серьезный ты человек. Нужно заметить, что обращения выделяются запятыми со всеми словами, которые к ним относятся.

И вот, уважаемые гости столицы, наша экскурсия подходит к концу. В середине предложения обращения выделяются с двух сторон.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? Если части обращения разделены, то выделяется каждая часть.

Междометия отделяются от обращения запятой.

Эх, зима, ты опять пришла неожиданно! Запятой отделяется междометие «эх».

Катя, а Катя! Пойдем в кино? При повторе обращения частица «а» не отделяется.

О родная земля! Ты книга вечной жизни. Частица «о» запятой не отделяется.

При усилении интонации обращения выделяются восклицательным знаком.

Теперь, когда мы обновили знания об обращениях, обратимся к вводным словам.

Вводные слова служат для передачи авторских суждений, оценок высказывания.

Сегодня будет жарко. В предложении никаких оценок или суждений не присутствует – это констатация факта. Сравним это предложение с другими:

Конечно, сегодня будет жарко.

Думаю, сегодня будет жарко.

Говорят, сегодня будет жарко?

К счастью, сегодня будет жарко.

Одним словом, сегодня будет жарко.

Без вводных слов нам было бы затруднительно высказывать свое мнение.

Что могут выражать вводные слова?

Уверенность. Это такие слова, как безусловно, несомненно, правда, бесспорно, естественно, разумеется, в самом деле, конечно.

Сегодня, бесспорно, будет дождь.

Вводные слова также могут выражать неуверенность.

Это такие слова, как видимо, может быть, кажется, возможно, наверное, пожалуй, очевидно, должно быть и другие.

Сегодня, возможно, будет дождь.

При помощи вводных слов могут выражаться разные чувства говорящего. Чувства выражают такие слова, как к досаде, к счастью, к несчастью, к радости, к удивлению, чего доброго, странное дело и т. д.

Сегодня, чего доброго, будет дождь.

Вводные слова могут выражать и источник сообщения. Это такие слова, как по-моему, говорят, помнится, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд, по словам кого-либо, и т. д.

Сегодня, по словам бабушки, будет дождь.

Вводные слова также применяются для выражения последовательности явлений, связи между ними. Это такие слова, как во-первых, во-вторых, в частности, однако, наконец, значит, стало быть, например и др.

Стало быть, сегодня будет дождь.

Вводные слова могут указывать на способ выражения, оформления мыслей. Это такие слова, как короче говоря, иначе говоря, одним словом, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь и др.

Сегодня будет, так сказать, дождь.

Также вводные слова могут использоваться для привлечения внимания слушателей. Для этого используются такие слова, как видите ли, согласитесь, извините, знаете ли, пожалуйста, позвольте, представьте себе и т. д.

Сегодня, представьте себе, будет дождь.

Вместо вводных слов могут также использоваться вводные предложения. По значению они равны вводным словам или похожи на них.

Мне кажется, я думаю, ей казалось, она говорит – все эти предложения могут быть вводными.

Сегодня, мне кажется, будет дождь.

Вводные слова выделяются запятыми.

Наверное, мы будем скучать по детству.

Они, как всегда, будут отдыхать в деревне. В середине предложения вводные слова выделяются с двух сторон.

Погода будет хорошей, а может, великолепной.

Союз «а» от вводных слов не отделяется.

Будьте внимательны! Не путайте вводные слова с членами предложения или союзами!

 Рассмотрим три слова: кажется, возможно и однако. Эти слова могут быть вводными, а могут и не быть.

Эта задача кажется очень сложной. Кажется в данном случае – часть составного именного сказуемого.

Кажется, эта задача очень сложная. Кажется – вводное слово. Мы можем убрать его из предложения, и смысл не особенно изменится.

Выполнить это задание вполне возможно. Возможно – часть главного члена в бессоюзном предложении.

Возможно, я смогу выполнить это задание. Возможно – вводное слово, и его можно удалить из предложения.

Мы друзья, однако пишем друг другу редко. Однако – союз. Его можно заменить противительным союзом но.

Однако, как можно так редко писать другу! Однако – вводное слово. Его можно удалить из предложения.

Во многих случаях вводные слова можно удалить из предложения, поскольку они не являются членами предложения.

Теперь поговорим о вставных конструкциях. Вставные конструкции содержат дополнительные сведения, поправки, замечания, пояснения к сказанному.

Вводные предложения и вставные конструкции нужно различать.

Вводные предложения содержат оценку сообщения, указание на его источник, на связь с другими сообщениями.

Как мы уже знаем, Марина Цветаева родилась восьмого октября.

В отличие от них, вставные конструкции используются для дополнения, уточнения информации, поправок, замечаний, пояснений к сказанному.

Марина Цветаева родилась восьмого октября (православная церковь считает этот день днем памяти Иоанна Богослова).

Вставные конструкции выделяются тире или скобками. При этом внутри вставной конструкции сохраняются все необходимые знаки препинания.

 Это село медленно приходило в запустение (приходить в запустение оно начало лет тридцать назад, но так было принято говорить). Заметим, что точка в конце предложения ставится за закрывающей скобкой.

Это село – а оно начало приходить в запустение уже давно – и сейчас смотрелось уныло.

videouroki.net

Конспект урока по подготовке к ГИА по русскому языку "Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции"

Конспект урока по подготовке к ГИА

по русскому языку

Тема: Вводные слова, вводные предложения

и вставные конструкции

Учитель Спиридонова Нина Михайловна

МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная

школа имени Н.В. Архангельского»

Цель урока: закрепить умение находить вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, закрепить навыки интонации в предложениях с вводными конструкциями, пополнить теоретический минимум к заданию В5 «Вводные слова». ГИА.

  1. Лингвистическая разминка

Словосочетание: найдите примеры со связью примыкание:

  1. Твердо решил; 2) решили задачу; 3) трудное предложение;

4) читать лежа; 5) очень хорошо; 6) дверь на балкон.

Ответ: 1,4,5

  1. Проверка домашнего задания

  1. Теоретические вопросы. (Вопросы составили сами ученики, они по очереди задают их друг другу)

- Какие слова в предложении называются вводными?

- Какова роль вводных слов в предложении?

-Какие значения могут иметь вводные слова и вводные предложения?

- Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?

- Какие конструкции в предложении называются вставными?

III. Итак, обобщим все сказанное.

  • Вводные слова – это слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.

  • Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. При этом они выражают противительные (впрочем), уступительные (правда), разделительные (может) и другие виды отношений.

  • Как правило, но не всегда, вводные слова выделяются знаками препинания с обеих сторон. Например: «Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать» запятая перед вводным словом следовательно не ставится, поскольку его невозможно убрать из предложения или переставить.

  1. Для выполнения практических заданий по теме вы можете воспользоваться опорными картами «Знаки препинания при вводных словах и предложениях». (Раздаточный материал для каждого учащегося).

ВС - вводные слова

ВП – вводные предложения

  1. Практическая часть.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

  1. Выполнение тестов. (Раздаточный материал - тесты)

Знаки препинания при вводных словах и предложениях

  1. Вводные слова – особые слова, с помощью которых мы:

  • а) выражаем свои мысли;

  • б) свои чувства;

  • в) свою точку зрения;

  • свое отношение к тому, что мы сообщаем.

  1. Всего существует разрядов вводных слов:

  • а) три;

  • б) пять;

  • в) два;

  • г) один.

  1. Найдите в предложении вводные слова, выражающие большую или меньшую степень уверенности:

  • а) Он, к сожалению, не приехал вовремя.

  • б) Швабрин, по-моему, не ожидал такого поворота событий.

  • в) Пугачев, без сомнения, готов был защитить сироту.

  • г) Итак, решение было принято.

  1. Являются ли вводные слова членами предложения:

  1. Какими знаками препинания выделяются вводные слова:

  1. Какую информацию вносят в предложение вводные предложения:

  • а) дополнительные сведения;

  • б) замечания;

  • в) дополнительные замечания;

  • г) связывают мысли.

  1. Может ли одно и то же вводное слово становиться членом предложения в другом предложении:

  • а) да;

  • б) нет;

  • в) никогда.

  1. В каком предложении одно и то же слово является вводным и нет:

  • а) Мы скажем еще свое слово, скажем смело.

  • б) Мы, скажем, не очень разобрались в этом деле и об этом скажем.

  • в) Скажем друг другу добрые слова.

  1. В каком предложении использованы вводные слова:

  • а) Школьники вероятно вернутся из лагеря поздно.

  • б) К сожалению погода совершенно испортилась.

  • в) К сожалению брата прибавилось чувство стыда.

  • г) Было видно, что работа не клеилась!

  1. Проверка. Ответы: 1-г, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-а,б,в, 7–а, 8-б, 9-а,б.

  1. Знание этой темы необходимо для подготовки к ГИА. Одно из тестовых заданий В5 требует знания этой темы.

  1. Обратимся к типовым тестовым заданиям.

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых, (4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей.

  1. Проверка выполнения задания

  1. Теоретический минимум к заданию В5 «Вводные слова»

Слова называются вводными, так как введены в состав предложения. Предложение несет в себе информацию, смысл. Вводные слова ничего к этому смыслу не добавляют. За вводными словами скрывается тот человек или группа лиц, которые являются авторами речи. Рассмотрим на примерах.

Они угодили в ловушку, но не потеряли присутствия духа. Они угодили в ловушку, но, к счастью, не потеряли присутствие духа. Второе предложение равнозначное по смыслу с первым. Личность автора проступает через его отношение к событиям: он сопереживает героям, выражает свои чувства.

Вводные слова и предложения не несут в себе новой информации, значит, они не входят в состав предложения. А что это значит?

  1. К ним не задать вопрос ни от какого члена предложения и от них нельзя задать вопросы к членам предложения.

  2. Они не могут быть связаны союзами с членами предложения.

  3. Они легко могут быть удалены из предложения.

  1. Итог урока.

  1. Найдите предложения, где неверно расставлены знаки препинания. Выпишите номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Объясните ошибку. Чем осложнены эти предложения?

  1. К счастью, невозможно, привыкнуть.

  2. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

  3. Приближение весны, кажется чудом.

  4. Утки их было десять каждое утро кажется дружно шагали к пруду.

  1. Приведите примеры предложений с вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.

  1. Домашнее задание

§33, 34, упр. 377.

Использованные ресурсы.

  • 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко] – 34 – е изд. – М.: Просвещение, 2011г. – 239 с.

  • Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - М.: Н.В. Егорова.

  • Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты) – М.: «Материк – Альфа», 2008 г. – с. 80.

  • Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.

doc4web.ru

Конспект урока "Предложения с обращениями, вводными словами, вставочными конструкциями" ( 8 класс)

ТЕМА: Обобщающий урок по теме

«Обращение, вводные  слова, предложения и вставные конструкции»

8 класс

ЦЕЛИ: закрепить умения оформлять при письме обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции.

формировать умения интонационно правильно произносить данные конструкции.

развивать умения пользоваться в речи синонимичными вводными словами; употреблять их как средство связи предложений.

                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели урока.

3. Словарный диктант.

-Вспомним правила правописания. Объяснение, называете части речи.

(В)течени_ дня, (за)то дерево, виднеется (в)дали, (в)последних, (на)счет встречи, (в)начале подумай,(в)течени_ реки, (по)этому берегу, улетел (в)высь, (на)счет в банке.

Проверка: в течение дня (предлог), за то дерево (местоимение), виднеется вдали (наречие),    

В-последних (вводное слово), насчет (предлог) встречи, вначале (наречие) подумай, в течении (сущ) реки, по этому (мест.) берегу, улетел ввысь (нареч), на счет(сущ) в банке.

Встреча короткая, зато деловая.(=но)  

4. Блиц-опрос:

-Что такое обращение?

-Дайте понятия распространенного и нераспространенного предложений.

-Как выделяются вводные слова в устной и письменной речи?

-Что выражают вводные слова?

-Какими знаками выделяются вводные предложения и вставные конструкции?

5.Послушайте сказку (№1)

Проснулись как-то члены предложения в своем уютном домике и видят: стоит у стены группа незнакомцев.

-Кто вы? Откуда? – подбежали к пришельцам обитатели домика.

-Мы такие же слова, как и вы, - ответил один из незнакомцев. – Нас привели сюда и оставили.

-Нет, вы не такие же, как мы, - важно сказало подлежащее. – Вот я, например, здесь главное: обо мне говорится в предложении.

-Я тоже главное,- присоединилось к нему сказуемое,- я говорю о том, что делает подлежащее.

-И мы все в предложении связаны: зависим от главных членов или друг от друга,- загалдели второстепенные члены.

-А от каких членов предложения зависите вы, на какие вопросы отвечаете?- строго спросили гостей подлежащее со сказуемым.

-Мы ни от чего не зависим,- растерянно ответили пришельцы.

-Тогда вам не место у нас в предложении!- воскликнули главные и второстепенные члены.

-Подождите, пожалуйста,- попросили чужаки,- не выгоняйте нас. Мы все-таки приносим какую-то пользу.

-Например, я указываю на связь мыслей в высказывании,- проговорило слово например.

-А при нашей помощи говорящий выражает уверенность или неуверенность в том, о чем он сообщает,- заметили слова конечно, безусловно, возможно, вероятно.

-Ну а мы указываем на источник сообщения,- произнесли слова говорят, по-моему, по…мнению.

-А мы, видите ли, привлекаем внимание собеседника к сообщаемому,- сказали слова видите ли, согласитесь, пойми.

-А мы, а мы…- заторопились слова к счастью, к сожалению, странное дело.

-Довольно,- остановило их слово итак.- Надеюсь, вы убедились в том, что мы небесполезны в предложении?- спросило оно у хозяев.

-Разумеется,- откликнулись члены предложения,- мы поняли, что вы выражаете отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Без сомнения, вы имеете право оставаться с нами. Но вас нужно как-то назвать и вставить в определенные рамки. Давайте назовем вас вводными словами,

а на письме будем выделять с двух сторон запятыми, чтобы было видно, что вы введены, вставлены в предложение.

-Значит, договорились!- радостно воскликнули вводные слова.- Мы занимаем свое законное место в предложении и будем помогать собеседникам точнее выражать свои мысли.

Надеюсь, теперь вы прочно запомнили значение вводных слов.

6. Работа со стихотворением В.Бокова «Неизвестный солдат».

Ночь покрыла всю землю орлиным крылом.

Отступила она перед Вечным огнем.

У огня тополя часовыми стоят,

В честь тебя он горит, неизвестный солдат.

Где-то Волга волнуется у берегов,

Не забыла она, как мы били врагов,

Как дрожала земля от стальных канонад,

Как кричал ты «ура», неизвестный солдат.

Незакатный огонь днем и ночью горит,

Пламя трепетно - нежно со мной говорит,

Разговор этот слышит ночной Волгоград.

Лучший памятник – жизнь, неизвестный солдат!

-Какая тема стихотворения? Идея? С какой датой связано?

-Чем осложнено? Роль обращений. Объясните знаки препинания.

-Какие слова употреблены в переносном смысле?

7. Выполните следующие виды разборов:

Орлиный- орфографический разбор;

Слышит – морфемный разбор;

Лучший памятник – жизнь, неизвестный солдат! – синтаксический разбор предложения.

8. Запись в справочник:

Старая звательная форма: отче, Боже, господи, человече, княже, друже.

В современном русском языке – нулевое окончание: мам. Оль.

-Запишите слова в 2 столбика: могут употребляться как вводные и никогда не употребляются как вводные: к сожалению, как будто, пожалуйста, неожиданно, в-третьих, взволнованно, по-моему, едва ли, следовательно, вдруг, разумеется, словно.

-Для чего изучаем эти темы?

-Какое  вводное слово употребляется в разных стилях? (Наверно – книжный стиль, наверное – разговорный стиль)

-Какой частью речи являются вводные слова? (Это особая группа модальных слов)

9. Заполните таблицу:

Есть обращения

Есть вводные слова

Есть вводные предложения

Нет 1, 2, 3

1) Люблю твою, Россия, старину.

2)К счастью по кривой дороге не пойдешь.

3) На праздник великий – обычай таков – далеких  и близких зовем земляков.

4) Во-первых, дождь, во-вторых, дорога плохая, в-третьих, скоро  стемнеет, наконец, все устали. Привал!

5) Не откладывай трудных дел на конец дня.

6) К счастью, небо стало проясняться.

7)Одуванчик белоголовый, хорошо ли тебе в лесу?

8) Около нашего автомобиля ( тень от леса как раз подбиралась к нему) струился в небо тонкий синий дымок.

9) Пусть Сережа принесет тетрадь.

10) О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?

Проверка:

Есть обращения

Есть вводные слова

Есть вводные предложения

Нет 1, 2, 3

1, 7, 10

4, 6

3, 8

2, 5, 9

В справочник:

НЕ обращение: при повелительном наклонении в значении пожелания.

Сказка (№2)

Однажды вышло вводное слово казалось в сад на прогулку. И запятые при нем: оно носило их, как варежки, на резиночках, пропущенных в рукава. Вдруг видит: навстречу ему идет его брат-близнец, тоже слово казалось, только без запятых.

Вводное слово подбежало к брату и с тревогой воскликнуло:

-Братец, ты забыл свои запятые, сейчас же вернись и возьми их, а то тебя могут выставить из нашего дома. Мы же должны подчиняться правилам, иметь с двух сторон запятые.

-А я не вводное слово,- спокойно сказал брат-близнец,- и не должен выделяться запятыми. Я являюсь членом предложения.

Вот, оказывается, как бывает: одно и то же слово в разных высказываниях может употребляться то как  вводное (то есть  не член предложения), то как член предложения. Чтобы решить, что  перед вами, необходимо прочитать все предложение, понять роль интересующего вас слова и только потом ставить  или не ставить знаки препинания.

Комментированное письмо.

По-твоему, по твоему мнению, по мнению, в-последних, в последних рядах, по словам.

-Причина разного написания одинаково звучащих слов. Как синтаксис связан с морфологией?

-Составьте предложения, чтобы слово…

-Составьте схему предложения с вводным словом.

Подготовка к ЕГЭ. Найти правильный вариант.

Куда (1) по-вашему (2)ведет эта тропинка? Мы обещаем все сделать (3) по-вашему.

  1.  1             2)   2              3)    1, 2                      4)     3

Ответ: 3)  1,2

Откуда (1) умная (2) бредешь ты (3) голова? Здравствуй (4) солнце (5) да утро веселое!

  1.  1,2,3,4          2) 2,4                      3)  1,2              4) 3

Ответ: 1) 1,2,3,4

-Чем интересно предложение?

-Какая часть речи никогда не бывает обращением? (местоимение)

10. Домашнее задание: упр.224, подготовиться к контрольной работе.

11. Итог урока.

infourok.ru

Презентация "Обращения, вводные слова и вставные конструкции" 9 класс

Обращения, вводные слова и вставные конструкции Что такое обращение и для чего оно служит?
  • Что такое обращение и для чего оно служит?
  • Какими знаками препинания выделяется обращение?
  • Являются ли обращения членами предложения?
  • Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.
  • Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?
  • Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?
Обращения
  • Особенности обращения
  • 1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией
  • Пётр, не забывайте нас.
  • 2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения
  • Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.
  • Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым... (К. Д. Бальмонт)
  • 3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных). В худ. речи возможно использование неодушевлённых существительных
  • Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин)
  • Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)
  • 4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения
  • Папа, приезжай скорей.
  • Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.
  • Сегодня, дети, пойдём в музей.
Знаки препинания при обращении
  • Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы:
  • Москва! Москва!
  • Люблю тебя как сын.
  • (М. Ю. Лермонтов)
  • Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:
  • Как хорошо ты, о море ночное!
  • (Ф. И. Тютчев)
Группы вводных слов по значению
  • 1. Различная степень уверенности:
  • большая: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.;
  • меньшая: возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.
  • Конечно, поездка понравилась всем.
  • Кажется, вы уже приходили вчера?
  • 2. Различные чувства: к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению и др.
  • Как нарочно, дождь льёт вторые сутки.
  • 3. Порядок мыслей и их связь: во-первых, далее, стало быть, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.
  • Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали. (Ф. М. Достоевский)
  • 4. Источник сообщения (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.
  • По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться.
  • 5. Замечание о способах оформления мыслей: одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать и др.
  • Как говорится, дело мастера боится.
Работа по учебнику
  • 1.В упр. 38 записать поэтические строки А. С. Пушкина, вставляя пропущенные слова и словосочетания, а также знаки препинания. Указать обращения, рассказать о знаках препинания при них.
  •  
Самостоятельная работа
  • Списать, расставляя пропущенные знаки препинания, указать обращения.
  •  
  • 1) Прощай красавица моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя увижу?
  • 2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости – как не воспоминаниями?
  • 3) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
  • 4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?
  • Так или иначе постоян..ые и длительные б..седы с ним были инт..ресны. Как всегда пр..вл..кала лё..кость взаимоп..нимания иногда с (полу)слова (с)намёка позволяющая свободно отдават..ся течению мысли. И всё же порой он остро сож..лел о своём одиноч..стве о своих мучит..льных и гор..стных раздум..ях пусть столь д..лёких от его логики и яс..ности. Особен..о (н..)пр..ятно было чу..ствовать давление даже какое(то) пос..гательство по всей вероятности (не)осознан..ое на свою духовную самостоятельность. (Н..)потому ли в б..седах и спорах всё чаще прорывалось р..здр..жение иногда даже по мелкому поводу?
Тест
  • 1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
  • а) Пусть для вас сияет солнце.
  • б) Шумит шумит высокая пшеница.
  • в) Ты помнишь ли былое Неман?
  • г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди
Тест
  • 2. Найдите лишнее значение вводных слов.
  • а) большая или меньшая степень уверенности
  • б) порядок мыслей и их связь
  • в) источник сообщения
  • г) сравнение
Тест
  • 3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
  • а) Дождь, казалось, зарядил надолго.
  • б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.
  • в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.
  • г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.
Проверим
  • 1 в, 2 г, 3 б, в, г.
Литература
  • Тростенцова, Л.А., Ладыженская Т.А. Учебник «Русский язык» в 9 классе, — М.: Просвещение, 2011
  • Тростенцова Л. А.
  • Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011.

uchitelya.com


Смотрите также