Текст книги "Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников". Обезьянка дразнится артикуляционное упражнение


Артикуляционная гимнастика для детей: упражнения

Все родители хотят, чтобы их дети не только в совершенстве овладели навыками связной речи, но и произносили звуки чётко и красиво, делали правильные логические паузы, следили за интонацией.

Гимнастика языкаОднако грамотная и красивая речь не появится у начинающего говорить малыша сама по себе. Именно поэтому занятия логопедической гимнастикой являются необходимыми для маленьких детей, их нужно проводить, начиная с полутора-двух лет.

Что включает в себя логопедическая гимнастика? Это упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляции, правильную работу  лингвистического аппарата (языка, губ, гортани) в процессе произношения звуков речи.

Артикуляционная гимнастика для детей является важной частью общего комплекса логопедических упражнений, а также предполагает  постановку правильного речевого дыхания.

Упражнения по тренировке артикуляции

Эти занятия улучшают подвижность языка и губ малыша, способствуют правильному произношению звукосочетаний и слов. Гимнастика для языка обязательна, так как язык является самым подвижным из звукообразующих органов. Наиболее подвижными является кончик языка, его верхняя и боковая части. От уровня свободной подвижности этих частей и зависит качество произносимых ребёнком звуков.

Гимнастика для язычка будет наиболее приятной для детей, если демонстрируемым заданиям будут даваться весёлые образные названия, а сами упражнения будут сопровождаться подробными родительскими комментариями.

Упражнения могут быть динамичными, когда язык или губы выполняют какие-то движения, либо статичными, когда органы фиксируются в определённом положении. Динамичные  необходимо повторять 5-7 раз.

«Домик»

Девочка показывает языкРебёнок сидит с закрытым ротиком. Объясните ему, что его ротик – это маленький домик с закрытой дверью. «Тук, тук!» – кто-то постучался в домик. Стучим по щёчке малыша пальчиком. Двери (ротик) широко открываются. «Пока, пока!» — прощается посетитель, и ротик закрывается.

«Вкусняшка»

Попросите ребёнка представить, что он есть что-то очень вкусное, например, любимую конфетку. При этом он должен чуть приоткрыть ротик и облизнуть языком сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Проделайте эти упражнения несколько раз.

«Окошко»

Необходимо, чтобы малыш широко открыл ротик и произнёс на выдохе букву «О». Ротик должен оставаться открытым в течение 5 секунд.

«Лопатка»

Ребёнок высовывает язычок как можно дальше, кладёт его на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5-7 секунд.

«Надуваем пузыри»

Делаем вдох, закрываем ротик и надуваем щёки. Затем малыш должен чуть пристукнуть себя пальчиками по надутым щёчкам и выдохнуть, имитируя звук «пф-ф-ф».

«Удивлённая мартышка»

Удивлённый ребенокПокажите ребёнку его губки. Затем предложите ему по счёту «раз, два, три» широко растянуть их в улыбке, как делают маленькие обезьянки. Затем обезьянка, увидев что-то, удивляется – тогда малыш должен, округлив губы, громко произнести  «О-о-о».

«Прыг-скок»

В этом упражнении язычок как бы «подпрыгивает», высовываясь из ротика. Кончик языка попеременно тянется к носику и к подбородку. Упражнение повторяется несколько раз.

«Прятки»

Широко открыв рот, ребёнок кладёт кончик языка за нижние зубки, таким образом, «спрятав» его. Следующее движение – язычок «нашёлся». Кончик языка поднимается, закрывая собой верхние зубки.

«Чистим зубки»

Все малыши знают, что для чистки зубов необходима зубная щётка. Предложите им попробовать почистить зубки язычком. Как это сделать? Ребёнок должен приоткрыть ротик провести кончиком языка сначала по нижним зубам и дёснам, затем – по верхним.

«Мартышка-забияка»

Ребёнок тренирует мимикуЭти упражнения содержат элементы мимической гимнастики, им можно заканчивать артикуляционную разминку для детей. Все дети любят строить рожицы, показывать язык и дразниться, поэтому с удовольствием  выполняют эти задания.

Мартышка  улыбается –  широко улыбаясь, дети прикладывают раскрытые ладошки к ушам и качают головой из стороны в сторону.

Мартышка дразнится –  сохраняя предыдущее положение ладошек, ребёнок время от времени быстро высовывает и прячет кончик языка.

Мартышка украла мандаринку – малыши набирают в ротик воздух и перекатывают его с одной щеки в другую, имитируя, таким образом, «украденную» мандаринку.

Логопедические змейки

Этот вид работы над произношением позволяет хорошо отработать постановку звуков «л», «с», «ш», «з», «ц». Вырежьте из толстого картона контур змейки, нарисуйте ей глазки и язычок.

Выберите картинки из детского лото (можно также использовать детские журналы или газеты), на которых изображены предметы, содержащие нужную букву.

Например, отрабатывается произношение буквы «С». Выберете картинки тех предметов, которые начинаются или заканчиваются на букву «С» либо содержат эту букву посередине слова.

Это могут быть следующие слова:

сумка, стакан, сова, самолёт, ананас, пистолет, солдат, собака, и т.д.

Ребёнок тренирует речьРасположите карточки с изображёнными предметами по телу змейки. В целом необходимо выложить на змейку около 15 карточек. Затем, приговаривая, «ползёт змейка, извивается, звук «С» выговаривать старается», предложите назвать выложенные на змее предметы, не останавливаясь и не делая долгих пазу между словами.

Во время выполнения этого упражнения необходимо следить за чистотой и качеством произношения нужного звука. Ребёнок должен произносить называть нужные предметы быстро, но при этом чётко, не допускайте образования во рту «каши».

Регулярное проговаривание слов, в составе которых есть нужная буква (при условии постепенного наращивания скорости произношения) отлично способствует постановке трудных звуков.

Отработка произношения согласных: мягкие и твёрдые звуки

Большое значение имеет правильное произношение дошкольником твёрдых и мягких согласных. Дело в том, что когда произносится  мягкий согласный звук, язык сильнее поднимается к нёбу, и проход, по которому проходит воздух, сужается. Согласный звук считается мягким, если за ним в слове идут гласные «е»,  «ё», «ю», « я», «и» либо мягкий знак «ь».

Необходимо следить за тем, чтобы в процессе речи ребёнок отличал произношение мягких и твёрдых согласных, для тренировки этого навыка можно использовать скороговорки и стихи.

Котик Тимка укатил клубок в уголок.

Прыг-скок  под плетень, прямо в тень!

Топор в пень – дзень!

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Попросите ребёнка повторить скороговорки сначала медленно, потом чуть быстрее. Проанализируйте вместе, какие согласные звуки встречаются в них чаще? Как они звучат?  Соберите логопедическую змейку, используя слова на определённую согласную, которая находится в слове в мягкой позиции.

Например, слова, которые включают звук (C‘):

селёдка, седло, василёк, беседка, сито, лисичка, наседка, сердце, поросёнок.

Развиваем речевой слух

Дети играютРазвитый речевой слух является залогом хорошего восприятия ребёнком текстов, произносимых вслух. Именно этот навык позволит делать ему меньше ошибок в школьных диктантах, позволит лучше усваивать речь преподавателя на уроках.

«Весёлая семейка»

Расскажите детям о весёлом семействе маленьких лягушат, проживающих на болоте.

Лягушачий папа был самым большим и зелёным и квакал вот так: ква-а-ква-а-ква-а. Лягушка-мама была меньше и поэтому квакала тоненько и не так громко, вот так: ква-ква, ква-ква. А их маленький лягушонок сынок был очень шаловливым и любил петь песенки вот так: ква-ква, ква-ква-ква!

Затем попросите малышей угадать, кто квакает? Взрослый изображает кваканье членов лягушачьей семьи – мамы, лягушонка и лягушки-папы, а дети отгадывают. Если они путаются и не могут отгадать сразу, попросите их не спешить, и ещё раз внимательно прослушать, как квакает лягушиная семья. При этом маленькие участники игры должны постараться зафиксировать отличия.

В конце игры предложите детям  проквакать самостоятельно, тщательно воспроизведя  особенности кваканья членов лягушачьей семьи.

Развиваем слуховое внимание

Дом – Том – Ком

Для этого упражнения понадобится картинка, на зимнюю тематику, на ней должны быть изображены домик, занесённый снегом, и маленький мальчик, который лепит снеговика.

Покажите ребёнку, что изображено на картинке, объясните, «Это – дом, это – мальчик Том, который лепит снежный ком». Попросите его показать, где Том, а где дом и ком. Затем указывая пальцем на нужные картинки, быстро называйте «дом», «ком», «Том».

Через некоторое время ребёнок должен самостоятельно называть нужные слова, показывая на картинки и не путаясь. Постепенно увеличивайте скорость, с которой он произносит нужные слова, следите, чтобы слова называли предметы верно.

Занимаемся с удовольствием

Какие бы упражнения по развитию речи вы ни выполняли с детьми, старайтесь, чтобы они получали от их выполнения только положительные эмоции. Дошкольники не способны полностью осознать необходимость логопедических занятий и ту пользу, которую они приносят. Поэтому не настаивайте, если видите, что ребёнок устал или у него нет настроения. И обязательно отмечайте маленькие «победы» в освоении трудных для него звуков, стимулируйте его желание добиться успеха в этом нелёгком деле.

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Передача на тему: Нужен ли вам логопед. Артикуляционная гимнастика для детей:

marypop.ru

Читать онлайн книгу Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников

сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Назад к карточке книги
Комплекс упражнений для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)

Для детей среднего дошкольного возраста артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с теми конкретными дефектами звукопроизношения, которые отмечаются у данного ребенка.

Правила выполнения остаются прежними – заниматься нужно, сидя перед зеркалом. Все упражнения выполняются под счет взрослого.

Игровая форма по-прежнему важна для маленького ученика. Предложите ему, например, поиграть в смешную обезьянку, которая умеет показывать самые разные рожицы.

Упражнения для постановки звуков [к], [г] и [х]

Описание правильной артикуляции звуков

Рот чуть приоткрыт. Губы в положении легкой улыбки. Кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов внутрь ротовой полости. Задняя часть языка выгнута дугой кверху и своей верхней поверхностью (спинкой) смыкается с нёбом.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [к], [г] и [х], надо научить ребенка делать легкую улыбку, а широкий язык выгибать и задвигать внутрь ротовой полости как можно глубже.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Все их можно выполнять, рассказывая ребенку, как любит гримасничать веселая обезьянка. Итак, история про веселую обезьянку…

Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как обезьянка строит рожицы. Сначала вытяните губы вперед «хоботком» (как при утрированном произнесении звука [у]), а затем растяните их в широкой улыбке так, что становятся видны сомкнутые зубы.

Каждую артикуляционную позу надо удерживать по 2–3 секунды.

Предложите ребенку повторить упражнение.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе, повторяя их 6–10 раз.

Обезьянка дразнится (статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу – так обезьянка высовывает язык и дразнится. Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Если язык ребенка слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Вкусная ягодка (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как язык может менять форму – так умеют делать все обезьянки. Сначала положите на нижнюю губу широкий, расслабленный язык (поза «Лопатка») – обезьянка дразнится. Удерживайте язык в таком положении в течение 3–5 секунд.

Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка») – так обезьянка старается дотянуться кончиком языка до вкусной ягодки винограда на ветке. Удерживайте язык в таком положении тоже 3–5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку» несколько раз подряд.

Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка – так обезьянки делают после еды. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы (резцы) с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, повторяя их в спокойном темпе 6–10 раз.

Сочные фрукты (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно «покачать» язычок вверх-вниз. Возможны следующие варианты данного упражнения:

1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку – так делают обезьянки, когда облизывают сок со спелых фруктов. Пусть малыш придумает, какие это фрукты.

2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов – так обезьянки чистят зубки, когда там застряли зернышки от фруктов. Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вот как много! (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как языку можно придать форму горки, которая то вырастает, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю и заднюю часть языка вверх – горка появляется, затем опустить язык вниз – горка пропала. Так обезьян ка показывает, какой большой кусок банана она откусила.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Вот как быстро! (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее. Так обезьянка показывает всем, какой большой кусок банана она откусила и как быстро она его съела.

Движения выполняются по команде: «Есть-нет, есть-нет…» или «Вперед-назад, вперед-назад…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Упражнения для постановки звуков [с], [з] и [ц]

Описание правильной артикуляции

Рот чуть приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и упирается в нижние зубы (резцы). Средняя часть языка выгнута, посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [с] и [з], а затем и звука [ц], надо научить ребенка широко улыбаться, а широкий кончик языка прижимать к нижним зубам. Кроме того, надо учить дошкольника делать глубокий вдох и мед ленный, целенаправленный выдох. Для прохождения воздушной струи необходимо научиться делать желобок посередине языка.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Упражнения по-прежнему можно выполнять, играя в забавных обезьянок. Итак, начинается история про двух обезьянок.

Веселая и грустная обезьянки (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «К нам пришли две обезьянки. Одна веселая, а другая грустная. Давай покажем, какие они. Вот веселая, – растяните губы в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. – А вот – грустная», – вытяните вперед губы хоботком, как при произнесении звука [у]. Каждую артикуляционную позу нужно удерживать по 2–3 секунды.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Веселая-грустная, веселая-грустная…» в спокойном темпе. Повторить движение нужно 5–10 раз.

Кактус (дыхательно-артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что одна обезьянка потрогала кактус и укололась. Оттого и стала грустной – больно ей. Предложите малышу поучить обезьян ку дуть на пальчики. Подует обезьянка на каждый пальчик, и они перестанут болеть.

Покажите ребенку, как можно подуть на пальцы: сначала на большой, потом на указательный, средний, безымянный и наконец на мизинец. При этом губы надо сложить в легкую улыбку. Дуть на каждый пальчик следует на одном выдохе.

Важно следить за тем, чтобы щеки ребенка при выдохе не надувались (в случае необходимости можно слегка придержать щеки малыша своими ладонями).

Угощенье-1 (прием самомассажа)

Скажите малышу, что обезьянку нужно утешить: «Давай угостим ее бананом!» Покажите, как обезьянка его жует.

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Т а-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Две подружки (артикуляционно-голосовое упражнение)

Продолжим историю:

«Обезьян ка съела свой банан, а теперь показывает на свою по дружку-обезьянку и просит, чтобы и ей дали банан».

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот и с силой произносить звукосочетание «И-ЕЙ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Предложите ребенку вместе с вами изобразить двух подружек-обезьянок. Показывая пальцами друг на друга, произносите:

– И ей!

– И ей!

Обезьянка просит (статическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «Смотри, как обезьянка просит банан – даже язык высовывает!»

Покажите малышу, как положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд.

Затем убрать язык, закрыть рот.

Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Угощенье-2 (прием самомассажа)

Предложите ребенку: «Дадим банан и второй обезьянке. Покажи, как она его жует».

Нужно еще раз улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Облизали губки (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «Смотри, какие обезьянки аккуратные – съели бананы и губки облизывают. Вот так!» – язык высунуть изо рта, широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Облизали зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «А теперь обезьянки облизывают зубки. Вот так!» – рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости.

Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем к внутренней стороне нижних зубов.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Чистим зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянки решили почистить зубы. Зубных щеток у них нет, но зато они умеют это делать языком. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз.

Движения выполняются в спокойном темпе под счет: «Раз-два, раз-два…» 6–10 раз.

Горка (динамическое артикуляционное упражнение)

А что же еще умеют обезьянки делать своим языком? Вот такую горку! Покажите ребенку, как с помощью языка можно изобразить горку, которая то вырастает, то исчезает.

Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю часть языка вверх – горка появляется, затем опустить ее вниз – горка пропадает.

Все движения выполняются под счет в спокойном темпе 6–10 раз.

Катушка (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «А еще обезьяны умеют катать язычок во рту, как катушку. Вот смотри!» Так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть язык вперед изо рта, а затем вновь убрать ее вглубь рта.

Движения выполнять под счет в спокойном темпе 6–10 раз.

Бантик (статическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянки показывают бантик. Совсем как настоящий!

Чтобы показать бантик, нужно открыть рот и широким кончиком языка упереться в основания нижних резцов. Затем, как в упражнении «Катушка», выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.

В тот момент, когда средняя часть язык «выкатится» изо рта наружу, слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что согнутый пополам язык будет иметь посередине желобок. Удерживать язык в таком положении под счет нужно в течение 5–10 секунд.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Трубочка (дыхательно-артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «А это трубочка». Сверните язык трубочкой и высуньте его изо рта. Для этого боковые края языка надо поднять вверх и постараться сомкнуть их. Предложите ребенку самому сделать трубочку из языка и подуть в нее.

Предложите ребенку повторить упражнение 3 раза.

Упражнения для постановки звуков [ш], [ж], [ч] и [щ]

Описание правильной артикуляции

Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме рупора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами, на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [ш] и [ж], а затем и звуков [ч] и [щ], надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верхними зубами. Кроме того, надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Выполняя их, ребенок может продолжать уже знакомую ему игру. Теперь будем предлагать веселой обезьянке конфету.

Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как обезьянка строит рожицы. Сначала вытяните губы вперед хоботком (как при утрированном произнесении звука [у]), а затем растяните их в широкой улыбке так, что становятся видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживайте по 2–3 секунды. Предложите ребенку повторить упражнение.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе, повторяя их 6–10 раз.

Песенка (артикуляционно-голосовое упражнение)

Скажите малышу: «Обезьянка хочет, чтобы на нее обратили внимание, – вот как она нас зовет!» Нужно открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед, и произносить звук [о]. Затем молча подержать губы в таком положении 5–10 секунд.

Угощенье (прием самомассажа)

Обезьянка так старалась, что ее обязательно надо угостить. Мы дадим ей конфетку. А теперь покажем, как обезьянка ее жует. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Нет конфетки! (статическое артикуляционное упражнение)

Обезьянка съела конфетку и показывает нам свой язычок, чтобы мы убедились в том, что во рту больше ничего нет. Покажите ребенку, как откры ть рот и положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Облизали губки (динамическое артикуляционное упражнение)

Съела обезьянка конфету. Очень она ей понравилась. Стала она губки облизывать.

Нужно высунуть язык изо рта, широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Облизали зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянка облизывает зубки.

Вот так: рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Где конфетка? (динамическое артикуляционное упражнение)

Конфетка обезьянке очень понравилась, но так быстро кончилась, что решила обезьянка поискать, не осталось ли еще кусочка во рту.

Покажите ребенку, как языком можно проводить по нёбу.

Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка не сколько раз погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вкусная конфетка (динамическое артикуляционное упражнение)

Конфету обезьянка не нашла. Но зато заметила, что верхняя губа у нее стала сладкая, и давай ее облизывать – вот так!

Покажите ребенку, как надо облизывать верхнюю губу: открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Предложите ребенку выполнить движение 5–10 раз подсчет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе.

Чашечка (статическое артикуляционное упражнение)

Захотелось обезьянке еще одну конфетку получить. Вот она и просит конфетку. Высунула язык, сложила его, как чашечку, чтобы случайно не уронить.

Покажите ребенку, как можно сложить язык «чашечкой».

Для этого надо открыть рот, высунуть изо рта язык и придать ему форму, напоминающую чашу: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу.

Изобразите, что вы кладете ребенку в его «чашечку» конфетку.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 3–5 раз.

Ах, как вкусно-1 (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «Чмокает обезьянка губами – ах, какая вкусная конфетка!»

5–10 раз причмокните губами.

Ах, как вкусно-2 (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «Цокает обезьянка языком – ах, какая вкусная конфетка!»

Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его.

Язычок приклеился (статическое артикуляционное упражнение)

Ой, что это? У обезьянки язычок приклеился кверху! Наверное, он стал сладкий и липкий от конфетки и теперь прилип!

Предложите ребенку показать, как у обезьянки приклеился к нёбу язычок.

Для этого надо открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5–10 сек.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Комплекс упражнений для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
Упражнения для постановки звука [л]

Описание правильной артикуляции

Рот чуть приоткрыт. Губы в нейтральном положении. Кончик языка поднят и упирается в основания верхних резцов. Задняя часть языка (корень языка) приподнята, в результате язык по форме напоминает седло. Выдыхаемая струя воздуха направляется в стороны и выходит между нёбом и боковыми краями языка.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звука [л], надо научить ребенка напрягать кончик языка и плотно прижимать его к верхним зубам.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы.

Помассируй язычок

Напомните ребенку, как можно выполнить самомассаж языка.

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5–10 секунд.

Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пяпя-пя».

Лопатка (статическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как правильно положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд.

Затем убрать язык, закрыть рот.

Если язык ребенка слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Лопатка – иголочка (динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как язык может менять форму. Сначала положите на нижнюю губу широкий, расслабленный язык (поза «Лопатка»).

Удерживайте язык в таком положении в течение 3–5 секунд. Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка»).

Удерживайте язык в таком положении тоже 3–5 секунд, после чего вновь расслабь те, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение несколько раз подряд, изображая то «Лопатку», расслабляя язык, то «Иголочку», напрягая его.

Качели (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как «покачать» язычок на маленьких качелях.

Для этого надо открыть рот и двигать язык внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается сначала ко внутренней стороне верхних резцов, а затем ко внутренней стороне нижних резцов.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Маляр (динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите ребенку, как языком-«кисточкой» можно покрасить в «доме»-ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно).

Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вкусное варенье (динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку облизать с губ воображаемое (а можно и настоящее) варенье. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5–10 движений.

Лошадка (динамическое артикуляционное упражнение)

1. Изобразите, как скачет по дороге лошадка, как она цокает копытами по асфальту или камням.

Для этого приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Сначала цокайте в медленном темпе, затем постепенно ускоряйте его.

Предложите ребенку «поскакать на лошадке» вместе с вами. Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Выполняйте упражнение в течение 10 секунд.

2. Затем беззвучно пощелкайте кончиком языка. (Выполнять так же, как предыдущее упражнение, но без звука.)

Скажите ребенку, что теперь лошадка свернула с дороги и скачет по траве, поэт ому и звук стал намного тише. Предложите ребенку «поскакать на лошадке» вслед за вами. Сначала делайте движения языком медленно, затем ускоряйте темп.

Выполняйте упражнение в течение 10 секунд.

Индюк (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить индюка.

Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее поглаживать губу.

Сначала нужно производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…»

Попросите ребенка тоже изобразить индюка.

Упражнение выполнять в течение 10 секунд.

Пароход (артикуляционно-голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как гудит большой пароход, подплывая к пристани. Для этого приоткройте рот и длительно, на одном дыхании произносите звук [ы]. (Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине ротовой полости.)

Чистим верхние зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить верхние зубы с помощью языка.

Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны.

Движения языком следует совершать влево-вправо.

Движения выполнять в спокойном темпе 6–10 раз.

Поймай язычок (артикуляционно-голосовое упражнение)

Предложите ребенку поймать зубами свой язычок.

Для этого во время произнесения звука [а] надо выдвинуть изо рта широкий кончик языка и зажать – слегка прикусить его зубами.

Повторите упражнение несколько раз подряд. При постепенном ускорении темпа будет слышен звук [л].

Назад к карточке книги "Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников"

itexts.net

Читать книгу « Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольниковонлайн » Страница 5

Обезьянка дразнится (статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу – так обезьянка высовывает язык и дразнится. Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Если язык ребенка слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Вкусная ягодка (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как язык может менять форму – так умеют делать все обезьянки. Сначала положите на нижнюю губу широкий, расслабленный язык (поза «Лопатка») – обезьянка дразнится. Удерживайте язык в таком положении в течение 3–5 секунд.

Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка») – так обезьянка старается дотянуться кончиком языка до вкусной ягодки винограда на ветке. Удерживайте язык в таком положении тоже 3–5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку» несколько раз подряд.

Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка – так обезьянки делают после еды. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы (резцы) с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, повторяя их в спокойном темпе 6–10 раз.

Сочные фрукты (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно «покачать» язычок вверх-вниз. Возможны следующие варианты данного упражнения:

1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку – так делают обезьянки, когда облизывают сок со спелых фруктов. Пусть малыш придумает, какие это фрукты.

2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов – так обезьянки чистят зубки, когда там застряли зернышки от фруктов. Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вот как много! (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как языку можно придать форму горки, которая то вырастает, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю и заднюю часть языка вверх – горка появляется, затем опустить язык вниз – горка пропала. Так обезьян ка показывает, какой большой кусок банана она откусила.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Вот как быстро! (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее. Так обезьянка показывает всем, какой большой кусок банана она откусила и как быстро она его съела.

Движения выполняются по команде: «Есть-нет, есть-нет…» или «Вперед-назад, вперед-назад…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Упражнения для постановки звуков [с], [з] и [ц]

Описание правильной артикуляции

Рот чуть приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и упирается в нижние зубы (резцы). Средняя часть языка выгнута, посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [с] и [з], а затем и звука [ц], надо научить ребенка широко улыбаться, а широкий кончик языка прижимать к нижним зубам. Кроме того, надо учить дошкольника делать глубокий вдох и мед ленный, целенаправленный выдох. Для прохождения воздушной струи необходимо научиться делать желобок посередине языка.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Упражнения по-прежнему можно выполнять, играя в забавных обезьянок. Итак, начинается история про двух обезьянок.

Веселая и грустная обезьянки (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «К нам пришли две обезьянки. Одна веселая, а другая грустная. Давай покажем, какие они. Вот веселая, – растяните губы в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. – А вот – грустная», – вытяните вперед губы хоботком, как при произнесении звука [у]. Каждую артикуляционную позу нужно удерживать по 2–3 секунды.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Веселая-грустная, веселая-грустная…» в спокойном темпе. Повторить движение нужно 5–10 раз.

Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников - i_017.jpg

Кактус (дыхательно-артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что одна обезьянка потрогала кактус и укололась. Оттого и стала грустной – больно ей. Предложите малышу поучить обезьян ку дуть на пальчики. Подует обезьянка на каждый пальчик, и они перестанут болеть.

Покажите ребенку, как можно подуть на пальцы: сначала на большой, потом на указательный, средний, безымянный и наконец на мизинец. При этом губы надо сложить в легкую улыбку. Дуть на каждый пальчик следует на одном выдохе.

Важно следить за тем, чтобы щеки ребенка при выдохе не надувались (в случае необходимости можно слегка придержать щеки малыша своими ладонями).

Угощенье-1 (прием самомассажа)

Скажите малышу, что обезьянку нужно утешить: «Давай угостим ее бананом!» Покажите, как обезьянка его жует.

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Т а-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Две подружки (артикуляционно-голосовое упражнение)

Продолжим историю:

«Обезьян ка съела свой банан, а теперь показывает на свою по дружку-обезьянку и просит, чтобы и ей дали банан».

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот и с силой произносить звукосочетание «И-ЕЙ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Предложите ребенку вместе с вами изобразить двух подружек-обезьянок. Показывая пальцами друг на друга, произносите:

– И ей!

– И ей!

Обезьянка просит (статическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «Смотри, как обезьянка просит банан – даже язык высовывает!»

Покажите малышу, как положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд.

Затем убрать язык, закрыть рот.

Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Угощенье-2 (прием самомассажа)

Предложите ребенку: «Дадим банан и второй обезьянке. Покажи, как она его жует».

Нужно еще раз улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

mir-knigi.org

Упражнения для постановки звуков [к], [г] и [х] - РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА - ЛОГОПЕД - Каталог статей

Описание правильной артикуляции звуков 

Рот чуть приоткрыт. Губы в положении легкой улыбки. Кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов внутрь ротовой полости. Задняя часть языка выгнута дугой кверху и своей верхней поверхностью (спинкой) смыкается с нёбом.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [к], [г] и [х], надо научить ребенка делать легкую улыбку, а широкий язык выгибать и задвигать внутрь ротовой полости как можно глубже.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Все их можно выполнять, рассказывая ребенку, как любит гримасничать веселая обезьянка. Итак, история про веселую обезьянку…

Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение) 

Покажите ребенку, как обезьянка строит рожицы. Сначала вытяните губы вперед «хоботком» (как при утрированном произнесении звука [у]), а затем растяните их в широкой улыбке так, что становятся видны сомкнутые зубы.

Каждую артикуляционную позу надо удерживать по 2–3 секунды.

Предложите ребенку повторить упражнение.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе, повторяя их 6–10 раз.

Обезьянка дразнится (статическое артикуляционное упражнение) 

Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу – так обезьянка высовывает язык и дразнится. Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Если язык ребенка слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Вкусная ягодка (динамическое артикуляционное упражнение) 

Покажите ребенку, как язык может менять форму – так умеют делать все обезьянки. Сначала положите на нижнюю губу широкий, расслабленный язык (поза «Лопатка») – обезьянка дразнится. Удерживайте язык в таком положении в течение 3–5 секунд.

Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка») – так обезьянка старается дотянуться кончиком языка до вкусной ягодки винограда на ветке. Удерживайте язык в таком положении тоже 3–5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку» несколько раз подряд.

Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение) 

Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка – так обезьянки делают после еды. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы (резцы) с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, повторяя их в спокойном темпе 6–10 раз.

Сочные фрукты (динамическое артикуляционное упражнение) 

Покажите ребенку, как можно «покачать» язычок вверх-вниз. Возможны следующие варианты данного упражнения:

1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку – так делают обезьянки, когда облизывают сок со спелых фруктов. Пусть малыш придумает, какие это фрукты.

2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов – так обезьянки чистят зубки, когда там застряли зернышки от фруктов. Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вот как много! (динамическое артикуляционное упражнение) 

Покажите ребенку, как языку можно придать форму горки, которая то вырастает, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю и заднюю часть языка вверх – горка появляется, затем опустить язык вниз – горка пропала. Так обезьян ка показывает, какой большой кусок банана она откусила.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Вот как быстро! (динамическое артикуляционное упражнение) 

Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее. Так обезьянка показывает всем, какой большой кусок банана она откусила и как быстро она его съела.

Движения выполняются по команде: «Есть-нет, есть-нет…» или «Вперед-назад, вперед-назад…» в спокойном темпе 6–10 раз.

tetradkin-grad.3dn.ru

Артикуляционная гимнастика и тренировочные упражнения

Слайд 1

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000

Слайд 2

ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево , направо . Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Слайд 3

ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

Слайд 4

МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить !» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

Слайд 5

ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки . Сказал «Спасибо».

Слайд 6

ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

Слайд 7

ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор . Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

Слайд 8

Маляр Веселый маляр красил забор.

Слайд 9

ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок .

Слайд 10

Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

Слайд 11

Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

Слайд 12

ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке . Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

Слайд 13

ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход : «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

Слайд 14

ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Справшивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

Слайд 15

СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

Слайд 16

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк . Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

Слайд 17

ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками .

Слайд 18

КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях . Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

Слайд 19

ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

Слайд 20

БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики .

Слайд 21

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья .

Слайд 22

ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик ? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

Слайд 23

ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку

Слайд 24

БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Слайд 25

ПАРАШЮТИК

Слайд 26

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Слайд 27

КОНЕЦ

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика Крупенчук О.И. страница 5

Обратите внимание!

1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покуса­ем язык» (№ 19 и 20).

2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

11. «Обезьянка»

hello_html_m1cffccf9.jpg

За нижнюю губку заложен язык —

Из зеркала смотрит

мартышкин двойник.

Цель: Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зуба­ми. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

Обратите внимание!

Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, вы можете прове­сти между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо «спрятать» язык.

12. «Бульдог»

hello_html_mcc7ff2.jpg

За верхнюю губку заложен язык —

Бульдог уступать никому не привык.

Цель:

Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движе­ний. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зуба­ми. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обратите внимание!

Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верх­нюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

13. «Прятки»

(Чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

hello_html_6b83846f.png

Обезьянка и бульдог —

Всех покажет язычок.

Цель:

Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способ­ность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).

Описание:

Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» (№ 11 и 12).

Обратите внимание!

Двигается только язык. Старайтесь избегать дополнительных дви­жений (не морщите нос, не хмурьтесь).

14. «Хомяк»

hello_html_79c8ad79.jpg

Языком давить стараюсь,

В щёку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель:

Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

Описание:

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Обратите внимание!

1. Рот закрыт.

2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно:

а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороны сначала в одну, а затем в другую щёку;

б) конт­ролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.

15. «Кружок»

hello_html_58bbb0c.png

Мой язык совсем не глуп —

Ходит кругом возле губ.

Цель:

Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.

Описание:

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Обратите внимание!

1. Если ребёнку трудно выполнить данное упражнение, то нужно повторить

упражнение: «Обезьянка» (№ 11), «Бульдог» (№ 12), «Прятки» (№ 13), «Хо­мяк» (№ 14).

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое — артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1.    пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2.    активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

Правила занятий:

•    в течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

•    продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

•    одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

•    если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

•    начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

•    на каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1.    развить подвижность языка;

2.    развить подвижность губ;

3.    закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

•    статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

•    динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1.    Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2.    «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3.    Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4.    Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5.    «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6.    Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7.    Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8.    «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9.    «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10.    «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11.    «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12.    Свернуть язычок в трубочку.

13.    «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14.    Показать «бублик», округлив губы.

15.    Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1.    «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2.    «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3.    Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4.    «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5.    Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6.    «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7.    Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8.    Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1.    «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2.    «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3.    «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1.    «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2.    «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3.    «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

Источник: zhenskoe-mnenie.ru

beic.ru


Смотрите также