"Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов". Общеразвивающие упражнения с предметами


Общеразвивающие упражнения с предметами как средство повышения эффективности учебных занятий

В данной статье представлено описание общеразвивающих упражнений с предметами как средство повышения эффективности учебных занятий.

Общее физическое развитие и подготовка обучающихся к освоению технически сложных двигательных действий — есть главная цель общеразвивающих упражнений (ОРУ). Под этим термином понимаются общедоступные и незатейливые в техническом плане движения телом и конечностями тела, выполняющиеся с целью поддержания здоровья, воспитания физических качеств и умений, а также для проведения спортивной разминки, которая является необходимым атрибутом на занятии физической культурой. ОРУ являются фундаментом практических занятий и их подготовительной части.

С помощью них можно выборочно оказывать влияние на различные (единичные и сборные) группы мышц занимающихся, что способствует правильному и верному развитию и становлению двигательного аппарата, и подготовки к решению задач основной части учебного занятия.

Основные задачи ОРУ:

  1. Развить умение выполнять двигательные действия с различными установленными параметрами.
  2. Развитие коренных умений и навыков.
  3. Развитие умения совмещать движения различными частями тела.
  4. Функциональная подготовка организма к предстоящей деятельности
  5. Совершенствование телосложения.
  6. Обучение технике дыхания.
  7. Умение правильно напрягать и расслаблять отдельные мышцы и группы мышц.
  8. Формирование гибкости тела и подвижности суставов занимающихся.
  9. Воспитание силы.

Благодаря ОРУ можно корректировать физическую нагрузку, на которую, в свою очередь, сильно влияет количество упражнений в одном занятии. Степень сложности, обуславливается прилагаемыми усилиями и напряжением задействованных в работе мышц.

Каждое упражнение по-своему нагружает мышцы тела и его конечности, и именно этим и объясняется многообразие упражнений. Перемена быстроты, размаха и направления движений — все это прямо влияет на мышечную нагрузку занимающегося. Равным образом расширяются границы применения упражнений благодаря смене исходного и конечного положений, применения различных отягчений, предметов и снарядов. Легкость и возможность поэтапного усложнения упражнений делают их понятными и доступными для занимающихся любого возраста и любого уровня физподготовки.

Выделяют ОРУ для мышц рук и мышц плечевого пояса, мышц корпуса, мышц ног и тазового пояса, мышц шеи и для мышц всего тела. Помимо этого, в каждом блоке принято выделять упражнения более местного характера. В частности, в упражнениях для рук можно выделить упражнения для кистей и пальцев, а упражнениях для ног упражнения для стоп (вращения стопой, ходьба на внешней и на внутренней стороне стоп, перекатывание с пяток на носки).

Для каждого из блока характерно большое количество разных движений.

Рывки, круговые движения (вращения), упражнения для кистей и пальцев, предплечий и плеча характерны для первого блока.

Наклоны, повороты, круговые движения, упоры лежа (отжимания) характерны для второго блока.

Для третьего применяются приседы, выпады ногами, махи ногами, упоры присев.

Наклоны головы, повороты, круговые движения используются для четвертого блока.

А выпады с наклонами, упоры лежа и прыжки относят к упражнениям для пятого.

На занятиях в общеразвивающих упражнениях используются такие предметы как: скакалка, разнообразные мячи (набивные, резиновые, теннисные), гантели, гимнастические палки, а так же могут использоваться стандартные гимнастические снаряды (скамейка, стенка, шест, длинная планка).

Все вышеперечисленные предметы могут применяться со всевозможными целями: отягощение, воспитание точности движения (метание мячей), а так же и как средство привлечения внимания к учебному процессу и повышения интереса к занятиям у занимающихся.

Скакалка используется для перескакивания на двух и на одной ноге, также ее можно сложить несколько раз и использовать как палку. Большая скакалка может использоваться в групповых играх и занятиях.

Мячи применяются для совершения бросков и ловли, для оттачивания их точности, используются в индивидуальных, парных, а также в групповых занятиях.

Гимнастическую палку можно использовать в качестве опоры для упражнений в упорах и висах при занятиях в паре с партнером.

Разновесные гантели применяются для отягощения, и направлены на усиление эффекта при различных динамических упражнениях силового и скоростно-силового характера.

Уместно проведение ОРУ в паре, что расширяет возможности их использования и повышает настроение занимающихся.

Классическая схема проведения упражнений для первой серии занятий:

  1. Для мышц шеи.
  2. Для мышц рук и плечевого пояса.
  3. Для мышц туловища.
  4. Для мышц ног.

Последующие серии занятия идут в том же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такой порядок выполнения упражнений объясняется необходимостью чередования нагрузки на различные части тела, что в свою очередь увеличивает эффективность проводимых занятий и повышает эффективность прилагаемых мышечных усилий для активного отдыха работающих мышц.

Так же необходимо включить в серию пару упражнений, наиболее интенсивных и сложных для всех частей тела. И в завершении занятия выполняются упражнения умеренной интенсивности. В занятие можно включать по 10-30 упражнений, целесообразно повторять каждое упражнение от 4-х до восьми раз. С количеством упражнений возрастает нагрузка на мышцы занимающихся.

Требования, предъявляемые к проведению общеразвивающих упражнений:

  1. Одновременный показ и объяснение ОРУ.
  2. Использование правильной гимнастической терминологии.
  3. Зеркальный показ упражнения.
  4. Идеальный показ упражнения.
  5. Наличие замечаний и указаний по ходу выполнения упражнения.
  6. Налаженный контакт с занимающимися.

Существует 4 способа проведения ОРУ:

  1. Раздельный способ.
  2. Поточный способ.
  3. Игровой способ.
  4. Комбинированный способ.

В первом способе упражнение выполняется раздельно, при этом начало и конец упражнения идентичны.

Сущность второго способа заключается в последовательном и непрерывном выполнении блока упражнений.

В третьем способе во время выполнения ОРУ присутствует момент игры.

Четвертый же представляет собой сочетание вышеперечисленных способов в одном занятии.

Таким образом, систематическое выполнение общеразвивающих упражнений содействует усилению и развитию отдельных мышц, а так же мышечных групп костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, что крайне положительно отражается на улучшении физического развития, выносливости организма и здоровье занимающихся, а также повышает мотивацию к занятиям физической культурой.

novainfo.ru

"Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов"

План-конспект проведения открытого урока по физической культуреУчитель: Халметова С.МДата и время проведения: 30.10.14 в 12.00-12.45Класс: 4 «А» (27чел) Место проведения: «Спортивный зал».

Тема урока

«Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов».Инвентарь

Шведская стенка, гимнастические маты, скамейка, обручи, скакалки, гантели, турник, свисток.

Задачи урока

1.Развитие скоростно-силовых способностей. 2.Развитие силы, ловкости, гибкости, выносливости, быстроты. 3.Развитие всех двигательных качеств. 4. Закрепить навыки учащихся о выполнении ОРУ.

Цели урока

1.Воспитание морально волевых качеств: дружбы, взаимопомощи, ответственности за свою команду. 2.Формирование интереса и инициативы учащихся на занятиях с помощью упражнений, направленных на развитие всех двигательных качеств. 3. Научить правильно выполнять упражнения.

Содержание

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть 15 минут

1. Построение, рапорт, сообщение задачи урока

2. Строевые упражнения 3. Разминочная ходьба, бег

4. Перестроение в 3 колонны 5. ОРУ на месте

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1-4 круговые вращения головой вправо 5-8 влево

И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам 1-4 круговые вращения в плечевом суставе вперед 5-8 назад

И.п. – стойка ноги врозь, на вытянутые руки 1-4 махи прямыми руками вперед на 5-8 назад И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс1-4 наклоны корпуса вправо на 5-8 влево

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1-4 круговые вращения тазом вправо на 5-8 влево

И.п. – стойка ноги на ширине плеч 1-4 наклоны к ноге и 5-8 И.п. – стойка ноги на ширине плеч руки вытянуты перед собой махи ногами

И.п. – стойка ноги врозьвыпады, растяжка 1-4 выпад на правую ногу на 5-8 на левую

И.п. – стойка ноги вместе руки перед собой приседания И.п. – стойка ноги вместе руки на пояс всевозможные прыжки на месте

2 круга

6-8 повторов

6-8 повторов

6-8 повторов

6-8 повторов

6-8 повторов

6-8 повторов6-8 повторов

6-8 повторов

10-15 раз

20-25 раз

Спортивная форма

Спина прямая

Выполнять с большой амплитудойКолени не сгибать

Правильность и четкость выполнения

Выпад глубже, растяжку лучше. Сзади стоящая нога выпрямлена. Делать под счет сохранять равновесие

Основная часть 25 минут

Комплексы упражнений«Пресс, Спина»Пресс - Закачка пресса на гимнастическом мате. Вначале от мата отрываются плечи и голова, затем верх спины. Подниматься вверх исключительно за счет мышц пресса. Спина- Вначале от мата отрываются плечи и живот.«Гантели, Приседания»Одновременный жим гантелей стоя. Попеременно поднимать гантели вверх. Упражнения для сгибания рук. «Скакалки,Обручи»Прыжки на скакалке. Начав медленно вращать скакалку, прыгать отталкиваясь носками. Немного сгибать колени при приземлении. Ноги на ширине плеч, спина прямая, движения плавные. «Подтягивание на висе, отжимания» Ладони на перекладине расположены немного шире, чем ширина плеч. Во время подтягивания работают только руки. Тело остается неподвижным. Упор лежа на полу. Руки согнуты в локтях, опустив тело до параллели с полом, после чего, напрягая тело, медленно разогнуть руки.«Скамейка» Прыжки на скамейку и соскоки. Боковые прыжки через скамейку, ноги согнуты приземление на носки.

5минут 20 раз20 раз5 минут 20 раз 20 раз

5 минут

20 раз

5 минут 10 раз 15 раз

5 минут 20 раз

Спина прямая. Ноги согнуты, руки за головой. Ноги выпрямлены, руки за спиной.Спина прямая Правильно выполнять упражнения.

Ноги на ширине плеч

Спина прямая. Руки согнуты в локтевом суставе.

Соблюдать правильность и четкость выполнения.

Заключительная часть 5 минут

5 минут

«Игра на внимание3,13,33»Игрокидолжны на команду «3» поставить руки на пояс, на «13» руки к плечам, на 33 руки вверх. Если игрок выполняет движение не правильно, то он делает шаг вперед. Таким образом, выйдут самые невнимательные игроки. 1. Построение, подведение итога урока.

2. Домашнее задание.

3. Выставление оценок.

4. Организованный уход.

5 минут

Определить команду победителя всех игр.

videouroki.net

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами.

Комплекс № 1

ОРУ с гимнастической палкой (Т.Б)

  1. И.п. – о.с. палка вперед.

1 - 4 – круговые вращения головой (руки не опускать)

повтор 3-4 раза в каждую сторону

  1. «Прогнись»

И.п. – о.с. палка внизу.

1 – палку вверх-назад, правую ногу отставить (посмотреть вверх)

на носок, назад.

2 – вернуться в и.п.

3 - 4 – то же с левой ноги.

повтор 6-8 раз

  1. «Вертушка»

И.п. – о.с. палка вперед.

1 - 8 – вращение палкой на 180 С.

повтор 3-4 раза

  1. И.п. – стойка: ноги врозь, палка за плечи

1 - 2 – наклон вправо. (наклон точно в сторону)

3 - 4 – наклон влево. (голову держать прямо)

повтор 6-8 раз в каждую сторону

  1. «Гусь»

И.п. – стойка: ноги врозь, палка за спиной.

1 - 3 – наклон вперед, палку до отказа вверх. (смотреть вперед)

4 – вернуться в и.п.

повтор 5-7 раз

  1. «Приседания»

И.п.– о.с. палка внизу.

1 – присесть, палку вперед.

2 – и.п. (спину держать ровно, пятки не отрывать)

повтор 6-8 раз

  1. «Перешагивание»

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, палка внизу.

1 - 2 – перешагнуть ч/з палку вперед, выпрямиться.

3 - 4 – то же назад.

повтор 4-6 раз

  1. «Выпады»

И.п. – то же (узкая стойка, ноги врозь, палка внизу).

1 - 2 – выпад правой ногой вперед,

палку вверх, прогнуться. (левая нога прямая)

3 - 4 – вернуться в и.п.

5 - 8 – то же выпад левой.

повтор 4-6 раз

  1. « Прыжки»

И.п. – о.с. палка на полу у стоп. (осторожно не

1 - 10 – прыжки ч/з палку вперед-назад. наступив на палку)

1 - 10 – прыжки ч/з палку боком вправо-влево.

повтор 2 раза

+ дополнительные упражнения для замены

  1. И.п. – узкая стойка, ноги врозь, палка внизу.

1 - 2 – отвести правую ногу назад, присесть на левой,

наклониться коснуться палкой пола.

(упор присев на левой, правая прямая назад на носок)

3 - 4 – вернуться в и.п.

5 - 8 – то же присесть на правой.

повтор 4-6 раз

  1. И.п. – сед на полу, палка спереди.

1 - 2 – сгибая правую, продеть её над палкой,

выпрямить вперед-вверх.

3 - 4 – вернуться в и.п.

5 - 8 – то же левой ногой.

повтор 4-6 раз

  1. И.п. – стойка на коленях, палка спереди.

1 – сесть справа от пяток, палку вперед.

2 – вернуться в и.п.

3 - 4 – то же с левую сторону.

повтор 4-6 раз

Комплекс № 2

ОРУ с большими мячами (Т.Б)

  1. «Потянись»

И.п. – о.с. мяч внизу.

1 – мяч к груди.

2 – мяч вверх, подняться на носки. (посмотреть вверх)

3 – мяч к груди, опуститься на всю стопу.

4 – и. п.

повтор 6-8 раз

  1. «Колесо»

И.п. – о.с. мяч внизу.

1 - 4 – круговые вращения мячом по часовой стрелке.

5 - 8 – то же против часовой стрелки.

повтор 3-4 раза

  1. «Гимнаст»

И.п. – стойка: ноги врозь, мяч внизу.

1 – наклон вправо, мяч вверх, ногу в сторону на носок.

2 – вернуться в и.п. (точно в сторону)

3 - 4 – то же с левую сторону.

повтор 4-6 раз в каждую сторону

  1. И.п. – стойка: ноги врозь, мяч внизу.

1 – наклон назад, мяч вверх. (посмотреть вверх)

2 – вернуться в и. п.

3 – наклон вперед, мяч положить возле стоп (ноги в коленях не

4 – вернуться в и. п. без мяча. сгибать)

5 – наклон вперед, взять мяч.

6 – вернуться в и. п.

7 - 8 – как 1-2.

повтор 4-6 раз

  1. И.п. – сед, упор сзади, мяч на голеностопах.

1 – поднять ноги до угла, перекатив мяч на бедра.

2 – взять мяч, ноги опустить.

3 – наклон вперед положить мяч у голеностопа.

4 – вернуться в и. п.

повтор 4-6 раз

  1. «Приседания»

И.п.– о.с. мяч вперед.

1 – присесть, выпустить или подбросить мяч.

2 – и.п. поймать мяч, вернуться в и.п.

(спину держать ровно, пятки не отрывать).

повтор 6-8 раз

  1. «Мяч под ногой»

И.п. – стойка: ноги врозь, руки в стороны,

мяч справа.

1 – удар мяча о пол, махом перенести правую ногу ч/з мяч.

2 – вернуться в и.п. мяч в левой руке. (ногу в колене не сгибать)

3 - 4 – то же с другой стороны.

повтор 4-6 раз с каждой стороны

  1. «Выпады»

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, мяч внизу.

1 –шаг правой ногой вперед, левую опустить на колено,

мяч вверх, прогнуться.

2 – вернуться в и.п.

3 - 4– то же выпад левой.

повтор 6-8 раз

  1. «Прыжки»

И.п. – о.с. мяч в правой руке.

1 - 10 – прыжки отбивая мяч правой рукой.

1 - 10 – прыжки отбивая мяч левой рукой.

1 - 10 – отбивая двумя руками.

повтор 2 раза

+ дополнительные упражнения для замены

  1. И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки в стороны,

мяч в правой руке.

1 – руки вперед, переложить мяч в левую руку.

2 – вернуться в и.п. мяч в левой руке.

повтор 4-6 раз

  1. «Восьмерка»

И.п. – широкая стойка, ноги врозь.

1 - 10 – наклон вперед, переложить мяч из руки в руку.

вокруг ног восьмеркой.

Комплекс № 3

ОРУ со скакалкой (Т.Б)

  1. «Прогнись»

И.п. – о.с. скакалка внизу (сложенная вчетверо).

1 – правую ногу отставить назад. (посмотреть вверх)

на носок, скакалку вверх-назад.

2 – вернуться в и.п.

3 - 4 – то же с левой ноги.

повтор 6-8 раз

  1. «Координация»

И.п. – о.с. скакалка перед грудью.

1 – скакалку вперед, 2 – и.п.

3 – скакалку вверх, подняться на носки, 4 – и.п.

повтор 3-4 раза

  1. И.п. – о.с. скакалка внизу.

1 – наклон вправо, скакалку вверх, ногу в сторону на носок.

2 – вернуться в и.п. (точно в сторону)

3 - 4 – то же с левую сторону.

повтор 4-6 раз в каждую сторону

  1. «Гусь»

И.п. – стойка: ноги врозь, скакалка за спиной.

1 - 3 – наклон вперед, скакалку до отказа вверх. (смотреть вперед)

4 – вернуться в и.п.

повтор 5-7 раз

  1. «Приседания»

И.п.– о.с. наступить на скакалку, руки в стороны.

1 – присесть, руки вперед. (скакалка натянута)

2 – и.п. (спину держать ровно, пятки не отрывать)

повтор 6-8 раз

  1. «Ласточка»

И.п. – ноги на скакалке, руки в стороны.

1 – правую ногу на носок, руки в стороны.

2 - 5 – поднять правую и наклониться,

удерживая положение «ласточка».

1 - 5 –то же с левой ноги. повтор 3-4 раза

  1. « Прыжки»

И.п. – о.с. скакалка сзади.

1 - 30 – прыжки ч/з скакалку с вращением вперед или стоя на скакалке.

Комплекс № 4

ОРУ с битами, гантелями (Т.Б)

  1. И.п. о.с. руки с битами в стороны.

1 - 4 – круговые вращения головой по часовой стрелке.

5 - 8 – то же против часовой.

повтор 3-4 раза в каждую сторону

  1. «Потянись»

И.п. – о.с. руки опущены.

1 – руки в стороны.

2 – руки вверх, подняться на носки, «стук».

3 – 4 руками ч/з стороны, вернуться в и.п.

повтор 6-8 раз

  1. И.п. – о.с. руки вперед, биты одним краем касаются.

1 – поворотом рук, стукнуть биту о биту другим краем.

2 – поворот в и.п. «стук».

повтор 6-8 раз

  1. «Рывки»

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, правая рука вверх.

1 - 2 – рывки руками назад.

3 – 4 – то же, со сменой рук.

повтор 6-8 раз

  1. И.п. – стойка: ноги врозь, руки на пояс.

1 - 2 – наклон в правую сторону, левая рука вверх. (наклон за рукой)

3 - 4 – то же в другую сторону, за правой рукой.

повтор 6-8 раз

  1. И.п. – широкая стойка, ноги врозь, руки вниз или сед упор сзади.

1 - 3 – наклон вперед, касаясь битами пола,

одним краем, другим, поперек. (ноги в коленях не сгибать)

4 – вернуться в и.п., руки вниз-назад.

повтор 4-6 раз

  1. «Приседания»

И.п. – о.с. руки на пояс.

1 – присесть, руки вперед «стук».

2 – вернуться в и.п.

повтор 6-8 раз

  1. «Махи»

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки опущены.

1 – мах правой ногой, соединить биты под ногой «стук».

2 – вернуться в и.п.

3 - 4 – тоже с левой ноги. (нога прямая)

повтор 6-8 раз

  1. «Прыжки»

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки на пояс.

1 - 4 – прыжки на двух ногах, руки на пояс.

4 – 8 – прыжки на правой ноге, руки в стороны.

9 – 12 – прыжки на левой ноге, руки вверх, «стук».

повтор3-4 раза

Комплекс № 5

ОРУ с сосновой шишкой

У каждого ученика по 1 шишке

- На руках много активных точек отвечающие за органы нашего тела, мы при помощи массажа будем оздоравливать наш организм.

- Шишка может забирать плохую энергию и улучшать настроение.

  1. «Массаж»

И.п. – о.с. шишка в левой руке

В: катать шишку м/у ладоней 30 сек.

2. «Потянись»

И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки вдоль туловища, шишка в левой руке.

1 – руки вверх, передать шишку в правую руку, посмотрев вверх

2 – вернуться в и.п.

3 - 4 – то же с правой руки

В каждом упражнении, опуская руки, сжать шишку в кулаке.

3. «Рывок назад»

И.п. – тоже, руки вперед

1 – руки отвести назад с силой

2 – руки вперед предать шишку в правую руку

3 - 4 – то же

4. «Маятник в стороны»

И.п. – стойка: ноги врозь, руки вдоль туловища, шишка в левой руке.

1 - 2 – наклон вправо, руки вверх, передать шишку в правую руку

3 - 4 – тоже в др сторону

5. «Маятник назад –вперед»

И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вдоль туловища, шишка в левой руке.

1 – наклон назад, руки вверх

2- наклон вперед положить шишку на пол

3 - наклон назад, руки вверх

4 - наклон вперед, взять шишку правой рукой

6. «Приседания»

И.п.– узкая стойка ноги врозь, руки вдоль туловища, шишка в левой руке.

1 – присесть, руки вперед, предать шишку в правую руку

2 – и.п. сжать шишку в кулаке

3-4 тоже

7. «Прыжки»

И.п. упор присев,

1 – прыжок вверх прогнувшись, передать шишку в др. руку

2 – и.п.

Упражнения на дыхание: Приоткрыть ладони с шишкой, поднеся к лицу- вдох(ароматерапия), руки опустить вниз -выдох

infourok.ru


Смотрите также