Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему 'Неологизмы'. Неологизмы 6 класс упражнения


конспект урока по русскому языку 6 класс "неологизмы"

Класс 6а

Предмет Русская речь

Тема урока неологизмы

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов;- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания 

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока

1. Орг. начало урока.2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…2) Все слова в языке называются …3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..5) словарный запас человека  - это…6) то, что обозначает слово называется….7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:Четвёртое лишнее:1. бумага2. халат3. лошадь4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно. - Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.- Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала1) знакомство с теоретическим материалом.5. Первичное закрепление изученного материала.1) работа по учебнику:Упр. – выполним это упражнение устноУпр. – записать слова по образцу:2)  Это интересно:С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп: 1) слова — экономические термины: оффшор (свободный), роуминг — «распространение;  политические термины: спикер — председатель парламента, инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны», рейтинг — «оценка», 2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой, сайт – «местоположение» ; файл -  подача какого-л. документа» 3) названия некоторых бытовых предметов. миксер —  «смешивающий аппарат или прибор»; тостер —  «приспособление для поджаривания тостов» 4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например: боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание», 5)  названия некоторых явлений музыкальной культурыхит – «популярная песня», сингл — «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) — «переделка», 6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости7) термины, употребляемые в косметологии : лифтинг — «подтяжка», пилинг — «чистка лица», скраб – «крем для отшелушивания, 

3) распределительное письмо:- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора, пара, хвост, общага, стипуха, дубак

4) поддиктовка:Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5. Подведение итога урока:- Что такое неологизмы?- Приведите примеры неологизмов.- Что удалось на уроке?- Какие трудности испытали?

7.  Домашнее задание:

Упражнение 34 стр 67

infourok.ru

Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы)"

Тема: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).

Цели урока: продолжить формирование компетенций по теме «Устаревшие слова», стимулировать познавательную активность ребят, умение формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать; развивать интерес к предмету; обобщить и углубить знания по теме «Лексика»; воспитывать бережное отношение к языку.

Оборудование: задания для групп

Тип урока: изучение нового материала

Метод: словесный, наглядный. частично-поисковый

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Повторение

1)Словарный диктант с грамматическим заданием

Учащиеся определяют склонение существительных; подчеркивают существительные на –ие, -ия, рассказывают об особенностях их склонения; проводят фонетический разбор слова акварель.

Тормоз, изобретение, резина, печатание, акварель, территория, графин, караван, акварель

3.Стадия вызова

1) «Мозговой щтурм»

1. Какой раздел русского языка изучаем? (Лексика)

2. Что такое лексика? (Все слова языка)

3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)

4. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)

5. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?

6.Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?

7. Зачем нужен человеку широкий лексикон?

8.Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?

2) Ввод в новую тему урока: послушайте стихотворение, о каких словах или о какой лексике там идет речь?

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,

Как некогда в иные времена…

В. Перкин «Старинные слова»

Основные понятия урока

1.Устаревшие слова

2.Архаизмы,

3.Историзмы

4.Новые слова (неологизмы).

5. Заимствованная лексика

4.Усвоение нового материала

Перед учащимися ставится задача: самостоятельно познакомиться с материалом об устаревших словах и неологизмах стр 61, 65

Заполните:

Я знаю Я хочу узнать Я узнал

5. Стадия осмысления. Работа в группах со словарными статьями. Учащиеся во время выступлений групп составляют кластер по теме.

1 группа. Архаи́змы

2 группа. Историзмы

3 группа. Неологи́змы

4 группа. Заи́мствование

6. Закрепление

1)Подготовить ответы на вопросы, использовать для примеров предложения из повести И.С.Тургенева»Муму».

- Как называются слова, вышедшие из повседневного употребления?

- Почему перестали употребляться некоторые слова?

- Укажите устаревшие слова в произведении И.С.Тургенева «Муму»

1. Барыня обратила внимание на его (Герасима) радение.

2. Гаврила послал на всякий случай форейтора к хожалому.

3. Через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно.

2)Словарный творческий диктант.

Устаревшие слова учащиеся заменяют синонимичными общеупотребитель-ными и записывают их.

Перст, уста, чело, сей, ветрило, ваятель, стяг, воитель, покои

3) Работа по учебнику.Стр.65, упр 233.

Выписать сначала неологизмы, затем- остальные слова. Как ты определил(а), что это неологизмы? Почему они появились в русском языке?

7.Стадия рефлексии.

Где могут пригодиться знания? Демонстрация кластеров.

Прямая соединительная линия 11Лексика

Прямая соединительная линия 6Прямая соединительная линия 8

заимствованные неологизмы

Устаревшие слова

Прямая соединительная линия 5(вышедшие из активного повседневного употребления)Прямая соединительная линия 4

Историзмы Архаизмы (синонимы)

(ушли предметы, явления – ушли слова) (предметы, явления остались – названия ) Прямая соединительная линия 2Прямая соединительная линия 3

Заменились современными синонимами)

треуголка чело - лоб

веретено ветрило - парус

кибитка рыбарь - рыбак

5. Домашнее задание:правило стр 61, 65 упр. 237

6. Итог. Написать ЭССЕ. Можно воспользоваться вопросами:

1.Что изучили на уроке?

2.Понятен ли вам новый материал?

3. В чем вы не совсем разобрались?

4. Какие вопросы по теме у вас остались?

5. Как вы оцениваете работу своей группы и других на уроке?

infourok.ru

Урок русского языка в 6 классе "Новые слова (неологизмы)"

Урок русского языка в 6 классе

«Новые слова (неологизмы)»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить новые слова (неологизмы) в тексте, использовать их в речи, расширить знания о толковых словарях, формировать познавательную активность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, толковым словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое новые слова, уметь распознавать и использовать их в тексте и речи, понимать важность грамматического анализа слов.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя:

-Ребята, я приглашаю вас в мир интересных слов:

Компьютер, видео, принтер, сайт, сканер

-Давайте с ними разбираться 

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

1) Анализ записанных на слайде слов

-Что обозначает каждое из этих слов?

-Как вы думаете, когда эти слова появились в языке? А в связи с чем?

-Составьте и запишите с ними словосочетания, разберите их (схемы)

-Предположите, как называются эти слова?

3)Запишите тему урока «Новые слова»

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

-Подберите и запишите к каждому из слов однокоренные слова (Компьютер, видео, принтер, сайт, сканер)

-Произвести морфемный и словообразовательный разбор всех записанных слов

-Всегда ли легко выделить морфемы в данных словах? Почему?

Предположите, что такое новые слова?

-Какие новые слова вы еще знаете?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

1)Чтение и анализ материалов учебника, п.26, стр.72

-рассмотрите рисунки стр.75 учебн.

-что перепутал художник?

-прочитайте материал для наблюдений и правило. Как по-другому называются новые слова? (неологизмами)

-совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали?

2)Самостоятельная работа

(Составление кластера)

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Анализ упр.129 сформулировать основную мысль, определить тип и стиль речи

1 чел.-выписать неологизмы, определить способ образования

2 чел. -синтаксический разбор последнего предложения

3 чел.- морфологический разбор слова проекты

2. Самостоятельная работа (упр.131):

- пользуясь толковым словарем, найдите соответствия (неологизм и его значение)

3.Взаимопроверка упр.129. Работа в парах. Сравнение с эталоном (на слайде правильные ответы)

4. Комментированное выставление оценок

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.26, кластер учить, правило учить, выписать из СМИ примеры употребления неологизмов

infourok.ru

УРОК 19. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ | Поурочные планы по русскому языку 6 класс

УРОК 19. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ

22.07.2013 18910 0

1. Беседа.

– Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите.

– Прочитайте эпиграф к уроку.

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н. В. Гоголь

– В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?

– Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

– Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?

2. Об архаизмах и историзмах.

1) На стр. 39 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.

– Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 38, – историзмы или архаизмы? Почему?

2) Упражнение 84.

3) Работа с текстом.

– Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

– Да, – соглашается второй.

– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.

А второй говорит:

– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.

(Ученики зачитывают записанные слова.)

– Что это за слова – историзмы или архаизмы?

– Что они обозначают?

3. Работа с термином.

– Рассмотрите формулу:

новый + слово = новое слово

– Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой.

–  Что означает термин «неологизм»?

– На стр. 41 учебника прочитайте о причине появления новых слов.

4. Упражнение 87.

– Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».

– Найдите и запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э. Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».

– Глубокоуважаемый

Глубокопродавец,

Продайте мне, пожалуйста,

Глубокоогурец!

– Глубокоуважаемый

Глубокопокупатель,

Мы продаем диваны,

Серванты и кровати.

Быть может, вы ошиблись,

Глубокогражданин,

И забрались глубоко

Не в этот магазин?

– Глубокоуважаемый

Глубокопродавец,

Ведь я же иностранец,

Поймите, наконец,

У нас, у иностранцев,

Так завелось отцами,

Диваны и серванты

Зовутся огурцами.

– Глубокоуважаемый,

Диванец-чемоданец,

Наверное, вы очень

Глубокий иностранец,

Поскольку среди наших

Обычных молодцов

Я не встречал ни разу

Подобных огурцов.

– Глубокоуважаемый

Глубокопродавант,

Я препираться с вами

Здесь не намеревант,

Я подобрал вот этот

Пружинный огурец,

И вы его на крышу

Поставьте, наконец.

– Глубокоуважаемый,

Да что же я, балбес?

Да чтобы я на крышу

С диванчиком полез?!

И хоть себя я чувствую

Отменным молодцом,

Да я свалюсь оттуда,

И вместе с огурцом.

– Глубокоуважаемый,

Я вам хочу сказать...

Не надо вам с диваном

На крышу залезать.

А шутки с продавцами

Шутить я не привык,

У нас обычно крышей

Зовется грузовик.

– Глубокоуважаемый

Глубокоиностран,

Прошу вас, забирайте

Скорее ваш диван.

И чтобы я вас видел

У нас в последний раз...

Не то возьму я гирю

И гирей тресну вас.

Он был весьма расстроен,

А иностранец рад!

У них обычно гирею

Зовется шоколад.

5. Орфографическая работа.

1. Орфографический анализ слова «глубокоуважаемый».

2. Орфографический анализ окказионализмов, начинающихся с корня «глубоко».

6. Самостоятельная работа с карточками.

Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача учеников – найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст.

Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

***

– Вы и шишку польете?

– Да.

– Чтобы выросли шишенята?

***

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

– Огонь и огонята! Огонь и огонята!

***

– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

***

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

***

– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

***

Трехлетняя Ната:

– Спой мне, мама, баюльную песню.

7. Итог урока.

– Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

– Для чего нужны неологизмы?

– Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?

Домашнее задание:

– Послушайте стихотворение Н. Кончаловской.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидоры росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

– Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.

tak-to-ent.net

Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему 'Неологизмы'

Ф.И.О.: Скобельцина Татьяна Владимировна

Класс: 6 Дата: Предмет: русский язык

Тема урока: Неологизмы (новые слова).

Цели урока:

Обучающая: сформировать понятие о неологизмах; объяснить причины появления этих слов в языке.

Развивающая: развитие умения формулировать определение понятий, развитие внимания и мыслительной деятельности, развитие коммуникативных умений, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитывать любовь к языку, усидчивость обучающихся.

Этапы урока

Ход урока

Заметки

Шестое октября

Классная работа

Неологизмы (новые слова)

На доске.

I. Орг. Момент. У.З.: настроить учащихся на работу.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

У.З.: подвести учащихся к понятию по теме урока.

2. Работа с правилом.

У.З.: познакомить учащихся с правилом.

3. Словарно-

лексическая работа.

У.З.:

Познакомить с понятием.

Расширение словарного запаса.

III. Закрепление.

1. Упражнение на закрепление.

У.З.: формировать умения находить неологизмы в тексте. Развитие мыслительной деятельности.

2. Упражнение №87.

У.З.: развитие внимательности учащихся.

3. Упражнение №88.

У.З.: развитие умения формулировать определение понятий.

IV. Итог урока.

V. Д/З.

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего нашего урока. Сегодня мы с вами познакомимся с понятием неологизмы и научимся находить новые слова в тексте.

Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления - слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления.

- Как называются такие слова? (устаревшие слова). - Какова их судьба? (данные слова выходят из активного повседневного употребления).

На прошлом уроке вы изучали устаревшие слова. Как вы уже знаете, устаревшие слова, это слова, которые постепенно выходят из активной повседневной лексики. Но словарный состав языка должен пополняться, им на смену должны приходить новые слова. Вот такие новые слова, которые появляются в языке и называются неологизмами. Неологизмы появляются в связи с прогрессом в науке, технике, искусстве и других отраслях.

- А теперь давайте прочтем правило на стр. 41 учебника.

Запишите в справочники или в тетради правило.

И словарный состав непрерывно обогащается за счет появления новых слов.

- Запишите словарные слова в справочник или в тетрадь.

- Ребята, как вы понимаете, что значит слово «ракета»? Объясните лексическое значение слова.

- А что значит «атмосфера», по-вашему, мнению? Объясните лексическое значение слова.

- А вот по словарю Ожегова эти слова обозначают следующее. Давайте запишем в справочники определения…

"Ракета" в словаре Ожегова.

1. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная р.

2. Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Боевые ракеты (стратегическая, оперативно-тактическая, тактическая). Космическая р. Геофизическая р. Р. носитель (баллистическая ~, выводящая объект в космическое пространство). Крылатая ракета.

3. Быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях. Плыть на ракете. Прил. ракетный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Ракетное оружие. Ракетное топливо. Ракетные войска стратегического назначения. Р. пуск.

"Атмосфера" в словаре Ожегова.

1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, солнце и звёзды.

2. Перен. Окружающие условия, обстановка. Товарищеская; доверия; в атмосфере дружбы.

3. Единица давления.

- Давайте выполним упражнение №87.

Спутник, искусственный, ракета, лунник, луноход, лунотрясение, корабль прилунился, межпланетные автоматические станции, венерианская атмосфера.

Появился - явь, лунотрясение - тряска, в намеченном - в каком, П.п.; в пункте - П.п.; с помощью; станций; атмосферы - словарное слово.

- Подумайте, какие ещё слова возникли в связи с полетом человека в космос? (Луноход, космодром, инопланетяне, инопланетная пыль, космонавт…)

Создайте слова.

- Сколько вы должны знать слов? (11тысяч)

- Самые последние неологизмы к какой сфере деятельности относятся? (наука, космос, компьютеры)

- Выполним следующее задание. Найди самое «новое» слово. Один учащийся работает у доски. Объясняем правильное написание орфограмм.

1) босоножки, сандалии, кроссовки;

2) кафтан, шуба, куртка;

3) арифметика, счёты, компьютер;

4) радио, фотоаппарат, магнитофон.

Задание. Соотнести понятие с определением.

Планетолог - это астроном, изучающий планеты.

Акванавт - это человек, который погружается в специальном аппарате в водные глубины для их исследования.

Ракетчик - это воин, который служит в ракетных войсках.

- Давайте подведем итог сегодняшнего нашего урока.

- Что такое неологизмы?

- В связи с чем появляются в языке новые слова?

Учитель диктует слова. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши один раз, если они слышат неологизм:

Птичка, лапти, кроссовки, веретено, микроавтобус, картина, очи, коттедж, дверь, мобильник, перстни, уста, ноутбук, зеркало, чадо, компьютер.

Упражнение №89. Комментирую домашнее задание.

«Ракета» и «атмосфера» - надо запомнить написание.

Записано на доске.

На доске.

Литература

  1. УМК по русскому языку Рамзаевой Т.Г. Русский язык. 6 класс.

  2. http://peressa2009.narod2.ru/EGE_po_russkomu_yaziku/

botana.cc

Неологизмы - русский язык, уроки

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Новые слова (неологизмы)

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов;

- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

5) словарный запас человека  - это…

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:

Четвёртое лишнее:

1. бумага

2. халат

3. лошадь

4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала

1) знакомство с теоретическим материалом.

Стр. 72

5. Первичное закрепление изученного материала.

1) работа по учебнику:

Упр. 129 – выполним это упражнение устно

Упр. 130 – записать слова по образцу:

Акванавт – это … ( воспользоваться толковым словарём)

2) Это интересно:

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп: 

1) слова — экономические термины: оффшор ( свободный), роуминг — «распространение;  политические термины: спикер — председатель парламента,

инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,

рейтинг — «оценка»,

2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,

сайт – «местоположение»; файл -  подача какого-л. документа»

3) названия некоторых бытовых предметов.

миксер —  «смешивающий аппарат или прибор»; тостер —  «приспособление для поджаривания тостов»

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,

5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,

6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости

7) термины, употребляемые в косметологии:  лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:

- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь) , залавье  (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора,

пара, хвост, общага, стипуха, дубак

4) поддиктовка:

Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) подготовимся к ГИА:

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?

А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит

Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик

В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть

Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек

2. Укажите ошибочное суждение:

А) в слове СЪЕМ четыре звука.

Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые

В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий

Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]

3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:

А) сумерки

Б) предложит

В) перебрасываюсь

Г) признаёт

6. Подведение итога урока:

- Что такое неологизмы?

- Приведите примеры неологизмов.

- Что удалось на уроке?

- Какие трудности испытали?

7. Домашнее задание:

П. 26, правило, упр.132

kopilkaurokov.ru

Урок по русскому языку в 6 классе "Неологизмы" - Методические разработки - Каталог файлов

 

Конспект урока по русскому языку

6 класс

 

«Неологизмы»

Урок с применением активных методов обучения

 

Цели урока:

 

образовательные:

 

·        познакомить учащихся с понятием неологизм;

 

·        научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

 

·        научить находить неологизмы в многообразии лексики.

 

воспитательные:  

 

·        повысить интерес учеников к урокам русского языка.

 

развивающие:

 

·        развить творческие способности и личностные качества;

 

·        способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности  и взаимовыручки;

 

·        сформировать практические знания  о неологизмах и их значении.

 

Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом;

 

Способ восприятия: зрительно-слуховой

 

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

 

Оборудование:

 

Вхождение в тему:  проектор, экран

 

Формирование ожидании: стикеры, цветные фломастеры или карандаши, магниты.

 

Интерактивная лекция: ватман, цветные карандаши, Толковый словарь.

 

Проработка содержания темы: карточки с иллюстрациями, карандаши.

 

Этапы урока:

 

1.     Инициация (1 минута)

 

2.     Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)

 

3.     Формирование ожиданий ученика (5 минут)

 

4.     Интерактивная лекция (10 минут)

 

5.     Эмоциональная разрядка (3 минуты)

 

6.     Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)

 

7.     Подведение итогов (1 минута)

 

8.     Домашнее задание (1 минута)

 

 

 

Ход урока

 

1.     Инициация (1 минута)

 

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

 

Весь класс

 

Метод «Приветствие»

 

Проведение: класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза».

 

 

 

2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)

 

Слайд-шоу (4 минуты)

 

 (4 слайда)

 

Цель: раскрытие темы урока.

 

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

 

Проведение: заранее подготовленный учителем ученик показывает слайд-шоу. Ученик раскрывает понятие неологизмы и приводит примеры.

 

 

 

Неологизмы («нео» — новый, «логос» — слово (греч.).

 

Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

 

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет

 

Создатель новых слов — народ.

 

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

 

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

 

 

 

Интеллектуальная игра «Философия жизни» или «Мир един» (5 минут)

 

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

 

Весь класс

 

Проведение:  Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

 

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…» (продолжите фразу)

 

Варианты ответов детей:

 

-это очень хорошо

 

-потому что мы должны знать русский язык

 

-она нам пригодится при сдаче экзамена

 

-она нам нужна для подготовки к контрольной работе

 

и т.д.

 

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

 

 

 

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

 

Метод «Список покупок»

 

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.

 

Весь класс

 

Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

 

 

 

4. Интерактивная лекция (10 минут)

 

Мероприятие «Лабиринт»

 

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

 

Группы

 

Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные, профессиональные, диалектизмы).

 

Например: рейтинг, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн,  глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), сериал, кварки (элементарные частицы).

 

Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить учащимся для рассмотрения.

 

Ставим перед учениками задачу: отберите  слова, которые возникли недавно. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.

 

После выполнения задания перед группами ставим вопросы:

 

1.     Почему вы отобрали именно эти слова?

 

(Учащиеся могут отобрать слова не новые, а уже устаревшие. Нужно каждое слово рассмотреть и объяснить его значение. Учащиеся могут объяснить значение слова сначала сами при помощи  Толкового  словаря).

 

2.     Зачем в речи нужны неологизмы?

 

3.     Могут ли неологизмы устаревать?

 

4.     Почему появляются новые слова?

 

5.     Являются ли слова трактор, снег, субботник новыми? Почему?

 

 

 

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

 

Игра «Ипподром»

 

Цель:  разминка класса

 

Весь класс

 

Проведение: все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут – топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям. По камням – бьем кулаками по груди. По болоту – чвакаем ладошками. Через барьер скачут – хлопаем. Два барьера – два хлопка. Трибуна джентльменов – половина круга кричит. Трибуна леди – половина круга визжит. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

 

Можно действия немного изменить.

 

 

 

6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)

 

«Жужжание» групп (10 минут)

 

Цель: доказать учащимся, что новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

 

Работа в группе

 

Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых интересные, но непонятные  иллюстрации.

 

Каждая группа должна придумать неологизм на каждую из иллюстрации.

 

 

 

Метод «Презентация» (5 минут)

 

Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с неологизмами.

 

Группа

 

Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому.

 

После презентации обсуждаем вместе вопросы по теме:

 

1.     Можно ли утверждать, что неологизмы – это иностранные слова?

 

2.     Трудно ли было придумать названия для иллюстрации? Почему?

 

3.     Смогли ли мы с вами придумать неологизмы?

 

 

 

7. Подведение итогов (1 минута)

 

Метод «Смайлики»

 

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще  раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

 

Весь класс

 

Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик J либо L и прикрепить на доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

 

 

 

8. Домашнее задание

 

Найти в газетах и журналах пять неологизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.

 

Цель: рассмотреть слова, которые нашли учащиеся в классе и определить, относятся ли они к неологизмам или нет. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы/ П.А.Лекант, К.А.Войлова, Е.В.Клобуков и др.; Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 1999. – 448с.

 

Интернет – источники:

 

1. Неологизм

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

2.Электронный курс «Технология интерактивного обучения» от образовательного портала «Мой университет»

 

http://www.moi-universitet.ru/

 

 

 

 

 

 

uchitelru.ucoz.ru


Смотрите также