Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Не с причастиями слитно и раздельно упражнения


Урок по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (7 класс)

Урок по русскому языку для 7 класса

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Учитель: Захарова А.Я.

Тип урока: закрепление.

Цели урока:

  1. Закрепить навыки написания НЕ с причастиями;

  2. Формировать прочные  осознанные знания по выбору слитного или раздельного написания НЕ с причастиями;

  3. Развивать речь воспитанников, учить связному монологическому ответу на поставленный вопрос.

Оборудование: учебник по русскому языку для 7 класса (автор М.Т. Баранов), карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Структура и ход урока:

Этап урока

Характеристика этапа урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Оргмомент. Определение цели урока

Цель урока: формировать умение пользоваться языковым понятием в процессе практической деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня мы продолжаем изучать слитное и раздельное написание не с причастиями.

Приветствуют учителя, садятся на свои места, записывают в тетрадях число.

2. Проверка домашнего задания

1)Фронтальный опрос;

2)Словарный диктант.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного и необычного стихотворения С. Бондаренко:

Побывал я однажды в стране,Где исчезла частица НЕ.Посмотрел я вокруг с доумением:Что за лепое положение!Но кругом было тихо-тихо,И во всём была разбериха,И на взрачной клумбе у будкиГолубые цвели забудки.И погода стояла настная,И гуляла собака счастнаяИ, виляя хвостом, уклюжеПробегали пролазные лужи.Мне навстречу без всякого страхаШёл умытый, причёсанный ряха,А за ряхой по травке свежейШли суразные дотёпа и вежа.А из школы, взявшись за ручки,Чинным шагом вышли доучки.И навстречу им утром раноУлыбалась царевна Смеяна.Очень жаль, что только во снеЕсть страна без частицы НЕ.

- Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения С.Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ- и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы! Но мы не будем неучами и недотёпами и сделаем всё по правилам.

Для начала приступим к проверке домашнего задания, итак:

1) какую часть речи мы называем причастием?

2) каких видов бывают причастия?

3)что такое причастный оборот?

4) при каких условиях причастный оборот выделяется запятыми?

5) какие причастия имеют полную и краткую форму? приведите пример краткого причастия, чем краткие прич. отличаются от полных?

6) от чего зависит написание не с прич.?

- Молодцы, ребята, вижу, вы все помните. А теперь давайте напишем небольшой словарный диктант (проверка по цепочке):

непредъявленная претензия, не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки, план не продуман, не бояться неожиданного путешествия, кованый меч, неосознанный поступок, не приученный к труду ребенок, ненавидеть неприятеля, священный силуэт, трава не скошена, невспаханное поле.

Быстро с поднятой рукой отвечают на вопрос учителя:

1)причастием мы называем самостоятельную часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое?

2)причастия бывают совершенного и несовершенного вида

3)причастный оборот – это причастие с зависимыми словами

4)если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми

5)страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; в краткой форме причастия изменяются по числам и по родам звук услышан – звуки услышаны, и в предложении являются сказуемыми.

6) - Зависит от того, какую форму имеет прич., имеет ли оно зависимые слова и есть ли противопоставление с а.

Не пишется слитно с полными прич.: 1) если без не они не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.

Не пишется раздельно: 1) с краткими прич.; 2) с полными прич., при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.

Записывают в тетради словарный диктант, потом по цепочке проверяют.

3.Закрепление новых знаний

Выполнение упр.137, работа с карточками, с тестом.

- Теперь приступим к выполнению упр.137 учебника на стр. 69. Один ученик у доски, другие – в тетради. Списываем упражнение, раскрывая скобки и объясняя написание не с частями речи.

- Хорошо, теперь работаем с карточкой №1. Здесь два задания, поэтому к доске выходят 2 ученика. Остальные выполняют работу в тетради, потом мы все проверим и обсудим.

-Задания во второй и третьей карточках вы должны выполнить самостоятельно в тетради. Потом проверим по цепочке, какие словосочетания вы придумали и как они пишутся и какие предложения вы придумали со словосочетаниями.

- Теперь поработаем с сигнальными карточками. Я говорю слово, а вы, если не с этим словом пишется слитно, поднимаете красную карточку, если же раздельно – зеленую. Все поняли? Тогда начнем:

  Не ослабевающие , а крепнущие связи , неустаревшее оборудование, результат не выверен, не избалованный родителями ребёнок, неподготовленное выступление, не потускневшая от времени фотография, издание не переработано, неоконченная рукопись, незаконченный портрет, нескрываемая симпатия, незабываемый подвиг, нескошенный луг, невыполненное поручение, сказать неправду, некого расспросить, не с кем поделиться, экскурсия не состоялась, ошибка не отмечена, задача не решённая, а только начатая, неприятель не обнаружен.

-Молодцы, ребята! Я вижу, что вы уже хорошо разбираетесь в этой теме, и поэтому, я думаю, готовы написать проверочный тест по теме «Правописание не с причастиями», который поможет вам подготовиться к контрольному диктанту.

Решите тест:

1.В каком примере не пишется слитно?

   1) (не)спавший от усталости

2) телеграмма (не)отправлена

   3)(не)расчищенные дорожки парка

   4) еще (не)выкрашенные стены

2.В каком ряду все слова с не пишутся раздельно?

    1)еще (не)решенная задача; (не)глубокая, но широкая речка;  статья (не)написана

    2)  (не)исправленная вовремя; вовсе (не)спавший; (не)потревоженные утки

     3)(не)исследованная геологами; дорожки (не)расчищены; (не)скошенная, а вытоптанная трава

    4) очень (не)красивый поступок; книга (не)прочитана; далеко (не)легкое дело

3. В каком ряду все слова с не пишутся раздельно?

   1)(не)знавшие страха; (не)взошедшее солнце; (не)большой, а глубокий пруд

   2) калитка (не)закрыта; (не)погасший костер; (не)останавливающийся ни на минуту

   3) (не)решенная, а только начатая задача; (не)остывший от зноя; местность (не)исследована

   4) вовсе (не)интересный фильм; ничем (не)оправданный поступок; (не)затворенная дверь

4.В каком ряду оба слова пишутся с не раздельно?

    1) чай (не)заварен; (не)настная погода

    2) (не)могу дождаться; еще (не)накормленный пес

    3)(не)напечатанные документы; (не)высокие кусты

    4) (не)сколько листов бумаги; (не)было этого.

На выполнение теста вам дается 10 мин., распечатки сдаете мне.

Выполняют упражнения, задания на карточках и контрольный тест.

4.Итог урока

- Итак, от чего же зависит слитное и раздельное написание не с причастиями?

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, что все усвоили новый материал и ни у кого не возникнет проблем с написанием контрольного диктанта.

- Зависит от того, какую форму имеет прич., имеет ли оно зависимые слова, и есть ли противопоставление с а.

5.Задавание на дом

-На дом упр. 136, 132, выполнять по заданию.

Записывают упр. в дневник.

infourok.ru

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: изучение правила написания не с причастиями, формирование умения правильно писать не с причастиями , поиск и выделение необходимой информации, построение устного высказывания.

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, развивать умения самоконтроля; взаимопроверки

Воспитательный аспект: умение работать в парах, совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

Учебник (Русский язык: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.), презентация, карточки с заданиями, карты оценивания

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

2.Закрепление изученного о причастии: а) учащиеся задают друг другу вопросы по теме "Причастие" б) синтаксическая роль причастия в разборе предложения Детали изготовлены лучшими специалистами, приехавшими на конкурс.

3.Изучение нового материала. Исследовательская работа.

Прежде чем мы изучим правило написания НЕ с причастиями, давайте вспомним, как пишется НЕ с прилагательными. Формулируя правило, приводите примеры. Ребята, я предлагаю вам записать словосочетания в парах и сравнить написание прилагательных и причастий с НЕ:

неяркий свет - несказанные слова

небрежный почерк - ненавидящий взгляд

далеко не близкий путь - ещё не политые цветы

не маленький, а большой бант - не открытая, а закрытая книга

После сравнения написаний учащиеся делают выводы о схожести написания НЕ.

4. Работа с учебником

Давайте посмотрим, как сформулировано правило в учебнике. Откройте страницу 68, прочитайте правило. О чём мы не сказали? Как пишется НЕ с краткими прилагательными? А с причастиями? Прочитайте образец рассуждения. Ещё раз вспомните, когда НЕ с причастиями пишется слитно и раздельно. Теперь переходим к упражнениям.

Закрепление изученного: выполнение упражнения 154

5.Физкульминутка. Гимнастика для глаз.

6.Творческое задание.

Перестройте данные словосочетания, чтобы Не стало частицей.

Ненапечатанный листок, неподметённый пол, невыполненная работа, невыученные слова, непроверенное задание

7.Комментарий домашнего задания.

В домашнем упражнении 153 вам также придется переделывать предложения, заменяя глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями. Например: песок не привезли, произведите замену: песок не привезён. Не пишется раздельно. Откройте дневники. Запишите задание. Правило на странице 68 выучите.

8.А теперь поработаем в парах. Запишем диктовку на написание НЕ и произведем взаимопроверку.

Русскую зиму нельзя не любить. Люди, не знающие её, не налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. Скромная, не раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Такая прелесть нигде и никем не видана.

После проверки диктанта возьмите карту оценивания и выставьте оценку товарища. Я проверю, насколько грамотно вы сумели проверить работу и справедливо ли оценили её.

9.Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? Своё рассуждение начните так: Я понял, что...

infourok.ru

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Для каждой части речи есть правило слитного или раздельного написания с частицей НЕ. Причастие содержит одновременно признаки глагола и прилагательного, поэтому правило его написания с НЕ является одним из самых сложных. На уроке вы разберете все особенности написания причастий с НЕ, а также научитесь различать причастие от отглагольного прилагательного.

Тема: Причастие

Урок: Слитное и раздельное написание НЕ  с причастиями

Частица НЕ пишется раздельно:

1. При противопоставлении с союзом а.

Например: Не прочитанная книга, апросмотренная.

2. С зависимыми словами кроме слов наречий меры и степени

Например:  Не прочитанная мной книга.

3. При подчеркнутом  отрицании

Например: Нет, это книга не прочитанная.

4. С причастиями в краткой форме

Например: Книга не прочитана.

Частица НЕ пишется слитно:

1. Если слово без "не" не употребляется. Например: ненавидящий, негодующий.

2. Если образуется новое понятие, т.е. можно заменить синонимом без не- или близким по значению выражением.

Например: непрочитанная книга = «новая для меня книга»

3. Со словами наречиями меры и степени (очень, весьма, почти...= сближение с прилагательными).

Например: совершенно непродуманный.

1 шаг -  определить, в полной или краткой форме употребляется причастие

а) если в краткой – пишем раздельно,

б) если в полной – смотри п.2

2 шаг - употребляется ли причастие без не-

а) если не употребляется – пишем слитно,

б) если употребляется – см. п.3

3 шаг -  есть ли противопоставление с союзом «а»

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.4

4 шаг -  есть ли подчёркнутое отрицание

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.5

5 шаг -  есть ли у причастия зависимые слова

а) если нет – пишем слитно,

б) если есть – определяем, что они называют:

6 шаг – есть ли наречия меры и степени 

а) если есть  – пишем слитно,

б) если нет  – пишем раздельно.

1. Общим отличием причастий от прилагательных является то, что причастие обозначает временный признак предмета, создаваемый действием самого предмета (действительные причастия) или действием, осуществляемым над этим предметом (страдательное причастие), тогда как прилагательное обозначает постоянный признак предмета.

 Например: летящие семена — это семена, которые летят, находятся в движении; летучие семена — семена, имеющие особенности в строении, благодаря которым они легко летают, переносятся ветром.

ЗАПОМНИ! Причастие указывает только на состояние и не характеризует самого предмета.  Прилагательное, наоборот, только характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится.

2. Причастие обычно имеет прямое значение и может сочетаться с теми же зависимыми словами, что и глагол, от которого образовано; прилагательное имеет переносное значение и не может сочетаться с зависимыми словами глагола.

Причастия: (взволновать мать) взволнованная мать;  (измучить путника) измученный   путник;  (утомить человека) утомленный человек.

Прилагательные:  взволнованный голос, измученный вид,  утомленное лицо.

3. Причастие можно заменить сочетанием слова «который» с глаголом, от которого образовано причастие; прилагательное можно заменить синонимичным прилагательным

 

Домашнее задание

Упражнение № 133-135. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

Задание. Напишите не слитно или раздельно. Вставьте н или нн.

1.  Разнообразие трав в лугах (не) слыха...ое.

2.  (Не) скоше.ые луга так душисты, что тяжелеет голова.

3.  Птицы летели к (не) замерзающим берегам.

4.  Пехота покрыла себя (не) увядающей славой.

5.  Кое-где ещё видны остатки (не) растаявшего снега.

6.  Он шёл по (не) исхоже...ому насту.

7.  По (не) писа...ому уговору они встречались в одном и том же месте.

8.  (Не) доумевающие детские глаза смотрели на них.

9.  Она казалась героиней какого-то подлинного, а (не) выдума...ого романа.

10.  Письмо (не) доставлено вовремя.

11.  Он взял не просмотре...ый, а только что получе...ый журнал.

12.  Опубликова...ы стихи поэта, (не) дооценённого в свое время.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник). 

    Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями. 

2. Русский язык (Источник). 

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие» 

3. Издательство "Лицей" (Источник). 

    Правописание причастий. Упражнения. 

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н.  19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

mirror.vsibiri.info


Смотрите также