Тема урока: Упражнения в правописании глагола с частицей "не". Не с глаголами упражнение


Упражнения в правописании глагола с частицей "не"

Конспект урока русского языка в начальной школе

Тема урока: Упражнения в правописании глагола с частицей "не"

Цели урока:

  • Повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах;

  • Закрепить правописание «не» с глаголом

Оборудование урока:

План урока:

I. Организация класса

II. Повторение изученного

III. Сообщение темы урока.

а) Выборочное списывание.

б) Списывание с доски, раскрывая скобки.

в) Письмо по памяти.

IV. Подведение итогов.

Ход урока

  1. Организация класса

-- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Тея Вахтанговна. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. На столе должны быть: учебник, пинал, тетрадь, дневник.

II. Повторение изученного

Сейчас мы с вами проведем необычную, увлекательную работу! Сначала вам надо будет разгадать загадки!

Примечание: ответы записываются в столбик на доске

  1. Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(ручей)

  1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

(весна)

  1. Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ...

( птицы)

Что общего в наших отгадках? Это существительные! Верно. А какие темы вы сейчас проходите? Глагол. Что называется глаголом? Это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета. Приведите примеры. Подберите к нашим существительным, подходящие по смыслу глаголы.

А теперь измените предложение так, что бы в них было отрицание.

- Весна не пришла

- Ручей не бежит

- Птицы не прилетели

Как пишем «не» с глаголами? Отдельно!

III. Сообщение темы урока.

а) Выборочное списывание.

Сегодня на уроке, мы будем закреплять правописание «не» с глаголом. Сейчас я вам буду читать предложения, а вы выписываете только «не» с глаголом.

  • Если хочешь хорошо учится, читай книги, а не смотри весь день телевизор.

Что выписали? Как написали «не» с глаголами?

б) Списывание с доски, раскрывая скобки.

Посмотрите на доску. Здесь записаны русские пословицы. Нужно списать, раскрывая скобки.

- В лес дров (не) возят.

- Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

- Ища себе прибыли, другому (не) желай погибели.

- (Не) хвали в очи, (не) брани за глаза.

Как вы понимаете эти пословицы? Почему так говорят? В какой ситуации так можно сказать?

в) Письмо по памяти.

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Не поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Как написали «не» с глаголом?

IV. Подведение итогов.

- Какая часть речи нам встречалась чаще всего? Глагол. Что называется глаголом? Это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета. Как пишется частица «не» с глаголом? Отдельно.

- Выставление оценок;

- Домашнее задание (упражнение с учебника, номер и страница записываются на доске)

Тема урока: Повторение изученного материала по теме измерение величин.

Цели урока:

  • Закрепить измерение величин сантиметр, миллиметр, километр, час, минута, квадратные величины,

  • Повторить перевод из одной величины в другую,

  • Определение времени по макетам часов, формулы подсчета площади, измерение отрезков,

  • Формировать навыки устного табличного и внетабличного умножения и сложения.

Оборудование урока:

  • Учебник,

  • рабочая тетрадь, доска, карточки с примерами, макеты часов.

План урока

I. Орг.момент

II. Устный счет

III. Постановка темы и цели урока. Основная часть

VI. Обобщение и вывод

V. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок математики. Меня зовут Тея Вахтанговна. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: пенал, учебник, тетрадь?

  1. Устный счет

1. Вставить соответствующий знак:

3*2…3+2

5+5+5+5…5*4

16*2…16+16+16

3*2+2+2…5*2

3+2+2…3+3

2. Найдите значение выражений и замените, где возможно сумму произведений

4+4+2=

5+5+3+5=

3+3+4+3+3+3=

7+7+2=

3. Заменить сложением одинаковых слагаемых или произведением:

8, 10, 12, 16.

Примечание: На доске написаны примеры, учитель вызывает по одному ребенка на каждый пример.

  1. Постановка цели урока. Основная часть.

- На предыдущих уроках вы узнали различные величины, назовите мне их. Время, масса, температура, метр, сантиметр, километр, квадратный километр, квадратный метр, квадратный сантиметр, часы, минуты. Верно. Сегодня мы будем проверять, чему мы научились. Это и будет темой нашего урока. Откройте учебник на странице 46. Найдите упражнение номер один. Прочитайте задание (измерять длину отрезков в сантиметрах и миллиметрах). Прежде, чем мы будем измерять длину отрезков, давайте вспомним, сколько в одном сантиметре миллиметров? 1 см = 10 мм. Помним, что отмерять будем от нуля.

- Прочитайте 2е задание (начерти отрезки длиной 68 мм и 86 мм).

- У вас на столах лежат карточки с примерами. Двое из вас будут решать за доской на оценку, остальные в карточках. А потом результаты проверим.

- Дети измеряют отрезки (63 мм, 51мм, 46мм).

Примечание: Дети в тетради отмеряют отрезки длиной 68 и 86 мм. В это время учитель раздает карточки с заданиями.

- Прочитайте задачу №3 про себя. Теперь вслух.

О ком идет речь в задаче? О туристе. Что известно по условию? Шел 3 часа, за каждый час проходил 4 км. Что надо узнать? Сколько он прошел километров. Как будем составлять краткую запись?

Всего – 3 часа

1ч – 4 км

Прошел - ? км

- Что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Время и сколько км прошел за 1 час. Мы можем сразу дать ответ на вопрос задачи? Да. Каким действием? Умножением. Что на что будем умножать? Количество км за один час на сколько всего часов он прошел. Решение и ответ запишите в тетради.

- На предыдущих уроках вы проходили различные способы нахождения площади. Как разными способами найти площадь прямоугольника, изображенного в учебнике под №4.

S=3+3+3+3+3(Сложить кол-во рядов)

S=5+5+5 (Сложить кол-во столбцов)

S=3?5 (Умножить кол-во рядов на кол-во столбцов)

S=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 (Посчитать кол-во всех клеток)

- Все варианты запишите себе в тетрадь.

- Так как вы все уже большие и познакомились с такой величиной как время, мы с вами будем определять время по часам: я буду показывать время, а вы будете мне говорить сколько это часов и минут.

- Какое время я показываю? 8 часов. Спасибо. Кто еще как думает? 20 часов. Кто согласен с Сашей, а кто с Колей? Как вы думаете, почему оказались правыми оба мальчика? Потому что может быть 8 часов утра и вечера. Верно. А 8 часов вечера – это 20 часов.

Примечание: Учитель показывает на макете 8 часов, 10:20, 3:00, 7.45 и 13.30. Дети отвечают сколько времени будет утром и вечером.

- Прочитайте задачу №6 на стр. 46. про себя. Теперь вслух. Что известно по условию?

Вышел поезд в 9 ч утра и в 13 ч прибыл. Какой вопрос задачи? Сколько времени он был в пути? Как запишем краткую запись?

Вышел в 9ч утра

Пришел в 13ч

t пути - ?ч.

- Как будем узнавать время пути? Из 13-9. А как еще можно узнать с помощью макета часов? Настя, покажи пожалуйста на макете.

- Учитель показывает на макете 8 часов, 10:20, 3:00, 7.45 и 13.30

- Дети отвечают сколько времени будет утром и вечером.

Задание: Лена пришла в школу в половине девятого. Выходя из школы, она посмотрела на часы. Сколько времени лена провела в школе?

  1. Обобщение

-- Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались сегодня на уроке? Закрепляли тему измерение величин, проверяли как хорошо умеем измерять различные величины. Что вам понравилось на уроке, что нет?

  1. Домашнее задани

Тема урока: Всемирное наследие земли

Цели урока:

  • Закрепить тему "прошлое и настоящее глазами эколога";

  • Изучить, всемирное наследие земли;

  • Закрепить всемирное наследие земли

Оборудование урока:

  • Учебник, рабочая тетрадь,

  • карточки с названиями,

  • карта мира, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок по окружающему миру проведу у вас я. Меня зовут Тея Вахтанговна.

  1. Повторение пройденного материала

Сообщение темы урока. Изучение нового ( беседа с детьми)

-- На прошлом уроке вы проходили тему «Прошлое и настоящее глазами эколога». Давайте повторим ее.

1. Почему человеку не удалось покорить при­роду? 2. Отчего возникает и к чему ведёт за­грязнение Океана? 3. В чём причины уничтоже­ния джунглей в жарких странах? Чем это опасно? 4. Почему и как людям приходится бороться с мусором? 5. Приведи примеры международных экологических организаций.

Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение Океана, уничтожение тропических лесов, растущие груды мусора — всё это признаки грозной опасности. Только сообща люди могут вылечить свою планету.

  • Сегодня мы поговорим о том, как человечество стремится сохранить сокровища природы и культуры. Ты узнаешь, что такое Всемирное наследие и Международная Красная книга. Всемирное наследие Земли включает в себя культурное и природное наследие.

  • Наш урок будет необычным. Мы, не выходя из класса, посетим семь чудес света, познакомимся с некоторыми животными из Красной книги, вспомним про наследие России.

Начнем наше путешествие с Африки. И посмотрим небольшой отрывок про великие пирамиды Хеопса. Следующим культурным наследием Африки является храм Абу-Симбел. Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (1388—22 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана. Также в Африке есть и природное наследие.

Национальный парк Серенгети — национальный парк на территории саванны Серенгети, расположенный в Танзании и Кении. Основан в 1940 году в связи с опасностью истребления крупных животных многочисленными охотниками, как местными, так и приезжавшими из других стран. Серенгети является вторым по величине парком в стране после парка Селоус. Саванну покрывает сочная трава, которая прекрасно растет на плодородной почве вулканического происхождения. Есть здесь также саванна с зарослями акации и колючих деревьев, листья которых служат пищей слонам. Там грациозно вышагивают жирафы.

В некоторых местах над равнинами возвышаются гранитные глыбы. Обточенные до гладкости ветром и дождем, они служат превосходными наблюдательными пунктами для львов и леопардов. В быстрых, извилистых реках много бегемотов и крокодилов. А на открытых равнинах можно увидеть пасущихся гну, конгони, топи и многих других антилоп. Есть здесь и зебры, которые, почувствовав жажду, стекаются к водоемам, обрамляя их, словно ожерелье из черно-белых бусин. Газели и импалы с легкостью скачут по равнинам, описывая высоко над землей огромные дуги. Большими стадами африканские буйволы с массивными изогнутыми рогами, мускулистыми туловищами и широкими мордами неспеша щиплют травку.

Серенгети — рай для животных, восхищающий всех побывавших в нем. Но особенная достопримечательность здешних мест — это огромные стада антилоп гну, которых можно назвать одним из величайших чудес в мире дикой природы.

Ценность национального парка состоит в том, что он был создан, чтобы сохранить исчезающие виды животных и растений. Что еще создал человек, чтобы защитить вымирающие виды? Красную книгу. Верно.

«Красная книга» — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные Книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. С национальной Красной книгой России вы уже знакомы. В международную внесены самые редкие виды растений и животных разных стран. Все они могут навсегда исчезнуть с лица земли, если люди не будут принимать мер для их охраны и спасения. Причинение какого-либо вреда растениям и животным, внесенным в международную красную книгу, запрещено. Посмотрите на рисунки. Здесь изображены некоторые виды из международной красной книги. Попробуйте объяснить, почему они оказались под угрозой исчезновения? Что нужно сделать для их спасения?

Водопад Виктóрия (англ. Victoria), водопад на реке Замбези в Южной Африке. Расположен на границе Замбии и Зимбабве. Ширина водопада — примерно 1800 метров, высота — 128 метров. Водопад представляет собой необычайное зрелище — узкую пропасть, в которую падает вода. Виктория — единственный водопад в мире более чем 100 метров в высоту и более километра в длину. Водопад Виктория примерно в два раза выше Ниагарского водопада, и более чем вдвое шире его главной части («Подковы»). Падающая вода образует брызги и туман, которые могут подниматься на высоту 400 метров и выше, и видимы на расстоянии до 50 километров.

Следующим континентом, к которому мы отправимся, будет Южная Америка. Там находится водопады Игуасу. Водопады Игуасу (порт. Iguaçu, исп. Iguazú) — это комплекс водопадов на реке Игуасу, расположенный на границе Бразилии (штат Парана) и Аргентины (области Мисьонес). Название Iguazu (Игуасу) происходит от слов на языке Гуарани y (вода) и guasu (большой). Легенда гласит, что Бог хотел жениться на красивой аборигенке по имени Naipú, но она сбежала со своим возлюбленным на каноэ. В гневе Бог разрезал реку, создав водопады, обрекая влюблённых на вечное падение.

Следующий континент, который мы посетим, будет Северная Америка. Самое знаменитое природное наследие Северной Америки – Большой каньон. И про него мы посмотрим видео фильм.

А культурным наследием в Северной Америке является статуя Свободы. Статуя Свободы находится на острове Свободы, примерно в 3 км на юго-запад от южной оконечности Манхэттена. До 1956 г. остров назывался «остров Бедлоу», хотя в народе его называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

По взаимной договоренности Америка должна была построить пьедестал, а Франция — создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана.

Богиня свободы держит факел в правой руке и табличку в левой. Надпись на табличке гласит («4 июля 1776»), дата подписания Декларации Независимости. Одна нога «Свободы» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 354 ступени до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (в западной географической традиции считают именно семь континентов).

А теперь познакомимся с культурным природным наследием Евразии: Кижи. С особенностями деревянных церквей в Кижах нас познакомят…

Следующим культурным наследием является Великая Китайская Стена. Она одна из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. Ее строили примерно 10 лет, начиная с 220 г. до н.э. Стена со всеми ответвлениями и изгибами примерно равна от 6000 до 6500 км. Один китаец в 1990 году, будто бы прошел по всей длине пешком и определил общую длину в 6700 км. Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Это позволяло маршировать рядом пяти пехотинца или скакать пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет 9 метров. А высота дозорных башен – 12 метров.

Тадж-Маха?л – это памятник, воздвигнутый правителе возлюбленной жене, - неподражаемой и сказочно прекрасной. Строительство Тадж-Маха?ла длилось 22 года, на нем были заняты 20000 рабочих. Когда-то двери в Тадж-Маха?л были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. Воры похитили эти драгоценные предметы и неоднократно пытались вынуть драгоценные камни инкрустации. Но, несмотря на все это мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение.

Про Венецию нам расскажет …

Акро?поль (др.-греч. ?κρ?πολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Вулканы Камчатки. На Камчатке — свыше 160 вулканов, из которых 28 действующих. Самый известный вулкан - Ключевская сопка (Ключевской вулкан) — действующий вулкан на востоке Камчатки, наиболее высокий (4750 м) активный вулкан в мире. Расположен в Ключевской группе вулканов, на расстоянии 60 км от Берингова моря. За 270 лет произошло более 50 сильных извержений.

Озеро Байкал. Про него нам расскажет…

Алтай. Алта?йские го?ры представляют сложную систему самых высоких в Сибири хребтов, разделенных глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Происхождение названия «Алтай» связывают с тюрско-монгольским словом «алтын», обозначающим «золото», «золотой».

И вот мы приблизились ко второй столице России – Санкт-Петербургу. В исторический центр Санкт-Петербурга входят:

1. Адмиралтейство

2. Аничков мост

3. Ботанический сад и музей

4. Военно-исторический музей Артиллерии, Инженерных войск и войск связи

5. Гатчина

6. Горнолыжные курорты Санкт-Петербурга

7. Дворцовая площадь

8. Дворцовый мост

9. Зимний дворец

10. Исаакиевский собор

11. Крейсер Аврора

12. Кунсткамера

13. Летний сад

И вот мы снова вернулись в Москву. Как вы думаете, какое культурное наследие находится в Москве? Кремль.

На доске вывешивается схема. На карту вывешиваются названия культурных и исторических наследий

III . Подведение итогов

Что мы проходили сегодня на уроке? Что нового изучили? Что вам понравилось? Что нет?

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цель урока:

  • создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам;

  • учить анализировать произведение;

  • воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование урока :

  • портрет писателя,

  • «маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки),

  • толковый словарь И.С. Ожегова,

  • выставка произведений М.М. Пришвина,

  • картинка «утка с утятами»

Ход урока

  1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

* Здравствуйте ребята, сегодня урок проведу вам я. Зовут меня Тея Вахтанговна

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника.

Игра «Соответствие»

-Работаем в парах в «маршрутных листах»

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

А.Шибаев

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка

Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан, В.Берестов

В детстве был теленком.

2. Первичное усвоение новых знаний.

-Человек, который путешествует должен быть внимательным, аккуратным и четко выполнять каждое задание.

1. “Игра на внимание”

(Карточки на доске) Чтение всех слов про себя.

разливалось

зашвыряли

Пришвин

путешествие

запылённые

продолжала

- Какое слово можно назвать «лишним»?

– А вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? Узнать хотите? Тогда за дело!

3. Знакомство с творчеством М.М.Пришвина.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

* Узнать о жизни и творчестве писателя

* Познакомиться с новым произведением

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

Вот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский. (Слайд 2)

« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»

-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.

Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.

Биография писателя.

- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.

Работа в группах (На чтение – 1 минута, читают про себя)

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».

Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

-Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:

Вдоль по речке, по водице,

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

( Утка с утятами.)

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке.

(Рассказ подготовленного ученика).

- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».

Первичная проверка понимания

– Сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).

(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)

- Понравился рассказ?

- К какому жанру оно относится?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

1. Подготовительная работа

Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

раз-ли-ва-лось – разливалось

за-швы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т

2. Словарная работа:

При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

( Самостоятельная работа со словарем )

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

  1. Физкультминутка

«Танец маленьких утят»

-- Закрепление изученного материала

1.Подготовительная работа перед выразительным чтением

- Как автор разговаривал с мальчишками?

- С какой интонацией будем читать его слова?

- Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?

2. Выборочное чтение произведения

1 часть – «Жужжащее» чтение (2 абзаца)

- Что делала утка с утятами?

- Опасен ли был их путь?

- Кого опасалась утка?

- Мама всегда беспокоится о своём ребёнке, заботится о нём, оберегает.

2 часть - чтение вслух

- Что стали делать ребята, когда увидели утят?

- Как вела себя уточка?

- Думали ли ребята когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать?

- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.

- Нужны им были эти утята?

- А кто «Я»?

- Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера?

- Что хотел сказать автор этим рассказом?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

3.Деление текста на части и составление плана

(Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике )

План

Утка повела утят к озеру.

Ребята ловили утят.

Приказ взрослого.

Семья продолжает путешествие.

Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.)

Ученики: Писатель, автор, Пришвин М.М.

Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю?

Ученики: Мальчики, ребята

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп.

Объединитесь в группы по цвету маршрутных листов. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа.

Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”.

(Учитель называет отрывок для чтения)

Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”.

(Учитель называет отрывок для чтения)

- Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.)

- Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.)

4.Работа над иллюстрацией.

- Посмотрите на иллюстрацию

- Кто изображен на переднем плане?

- Что они делают?

- Кто изображен на заднем плане?

- Что они делают?

-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

- Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?

- Что его волновало?

- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

- Кто именно?

-А кто нет?

- Почему?

5.Работа с пословицами

- Прочитайте и объясните пословицы

6. Моделирование обложки.

-Покажите на листочках, к какому жанру относится это произведение.

-О ком или о чем это произведение?

5. Обобщение

-Мы побывали в гостях у писателя.

- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

Биография Пришвина.

Произведение.

Тема и жанр произведения

- Добились мы их выполнения?

6. Итог урока

-С творчеством, какого писателя мы познакомились?

-Как называется произведение?

-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?

- К чему нас призывает?

7. Домашнее задании, инструктаж по его выполнению

- пересказ текста

- пересказ от лица писателя

- пересказ от лица мальчиков

infourok.ru

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами и с глаголами, которые без НЕ не употребляются.

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
  • совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
  • развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, карточки для составления алгоритма, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко!

- Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Желаю Вам творческих удач!

Урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".

-Как вы понимаете ее смысл?

(Не стыдно и не вредно знать. Всего знать никто не может, а стыдно не учиться, не открывать для себя новые знания.

Недостаточно только получать знания, надо находить им применение. Если вы чего-то не знаете, не стесняйтесь, спросите, вам объяснят, вы будете знать. Стыдно не учиться, т.е. вы не будете знать ничего никогда. Учиться очень полезно.)

2. Актуализация знаний о глаголе.

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая "самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий".

-Что это за часть речи? (Глагол)

Вспомним все, что мы знаем о глаголе. Составление алгоритма.

(Индивидуальная работа: 2 человека - работают по карточкам.)

  • Глагол - это самостоятельная часть речи.
  • Глагол обозначает действие предмета.
  • Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  • Изменяется по временам.
  • Прошедшее настоящее будущее
  • В прошедшем времени по родам, суффикс - л.
  • Изменяется по числам.
  • В предложении является главным членом - сказуемым.
  • Глаголы украшают, обогащают нашу речь.

Примеры, оценка.

3. Постановка учебной задачи.

-Знаете ли вы, что в русском языке есть части речи "слуги"?

- Как их называют? (служебные части речи)

С некоторыми из них вы уже знакомы.

- Это какие части речи? (предлоги, союзы).

-Какую роль они выполняют? (Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного.)

-Сегодня мы поговорим еще об одной служебной части речи.

Выясним, какой смысловой оттенок она придает. Для этого вы должны разгадать кроссворд.

-Разгадайте слова по горизонтали.

1) Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами (черника)

2) Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений (маляр)

3) Военный человек, воин (солдат)

4) Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни (газета)

5) Желание есть (аппетит)

6) Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (цитата) 

7) Душистый, приятный запах (аромат)

  • черника
  • маляр
  • солдат
  • газета
  • аппетит
  • цитата
  • аромат

-Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица)

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не. Рассмотрим, как она связана с глаголом.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Правописание частицы НЕ с глаголами.

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Расширить и углубить знания о правописании частицы НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

-Предлагаю вам реализовать цели через выполнение различных заданий. Согласны?

5. Работа по теме урока

а) На доске написаны пословицы:

(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

б) Чтение правила в учебнике стр. 207.

-А какое значение придает частица не глаголам? (отрицательное значение).

- Напишите глаголы с частицей НЕ, подчеркнув ее.

НЕ откладывай

НЕ указывают

НЕ хвали

в)

Глаголы, не любя безделья, С частицей пишутся раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, Бывают исключения. Бывает все же, что глагол Совсем без "НЕ" не может! Тогда, куда бы он ни шел, - И "НЕ" с ним вместе тоже.

- Прочитайте слова

навидеть, годовать, волить, доумевать, здоровится, взлюбить

-Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы?

Можно так говорить?

- Как же нам исправить ошибку? (приписать к глаголам не, записать слитно)

- Какое лексическое значение они имеют?

Невзлюбить - не любить.

Нездоровится - болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

г) Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

6. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1.

- Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы, о чем идет речь? (О поведении человека)

Раскройте скобки и подчеркните изучаемую орфограмму).

Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

Лодырю всегда (не)здоровится.

Проверка. Назовите глаголы.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

Оценки.

ФИЗМИНУТКА.

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь.

Упражнение 2.

- А сейчас поиграем. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно -желтая карточка, раздельно -розовая). Работаем по алгоритму.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.

Какое значение придает частица не глаголам? (отрицательное) Молодцы.

Упражнение 3.

- Перед вами на партах лежат листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых людей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек - значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ
1 3
2 -
3 -
4 3
5 1

Индивидуальная работа: 2-ой группе - списать готовый текст, подчеркнуть глаголы с частицей не.

Проверка, оценки.

7. Домашнее задание: продолжая тему о поведении людей, выполните упражнение №270, стр.209, правило.

8. Итог урока

- Наш урок подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Какой алгоритм составили?

Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?

Чтение стихотворения ученицей.

Глаголу нравится ЧИТАТЬ, ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ! Глаголу очень нравится всё делать очень живо... Частица "НЕ" - красавица, но как она ленива! Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ, НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ, Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ, Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО! -Хочу вам пожелать: Не ругайтесь, не деритесь, Не стоните, не дразнитесь, Не кричите, не спешите. Вместе НЕ не напишите!

- Надеюсь, что вы так и поступите.

- И как воспитанные дети, пожелаем нашим гостям слова с частицей не.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок "Не с глаголами"

hello_html_m220315b7.gifhello_html_55cd31a5.gif

5 класс

hello_html_4741aa86.png

Провела: Забелина Н.И.

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить знания о глаголе

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи

  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

  • обеспечить усвоение нового материала с помощью заданий.

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

  • воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи

  • дать самостоятельную мыслительную работу учащихся

  • развивать внимание и память учащихся.

Задачи:

1) отработать умения правильного написания не с глаголами;

2) развивать речь учащихся .

Форма урока: урок – игра, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.

Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Ладыженской Т.А., карточки, тесты, плакат «Не с глаголом», презентация.

Ход    урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.

Подравнялись, стали ровно и ведём себя достойно.

Все подумали о деле и за парту тихо сели.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство. Королю этого королевства пришла телеграмма от одного героя сказки

hello_html_42af0662.jpg

Колобок: Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл. Спасите меня!

Король этого королевства издал указ:

Король: Повелеваю: ребятам выполнить все задания зверей и спасти колобка!

Учитель: Но чтобы спасти колобка, мы с вами должны усвоить и закрепить знания по теме : «НЕ с глаголами» .

3 Актуализация опорных знаний.

Герои сказки «Колобок»

Пришли сегодня на урок.

Каждый задание принёс,

А вместо ответа поставил вопрос.

Обучающиеся: Мы выполним все задания и спасём Колобка.

Колобок: Я - Колобок, сбежал с окошка, деда с бабой огорчил.

Покатился по дорожке, в лапы к Зайцу угодил.

Заяц съесть меня хотел.

Заяц: Если ты решишь заданье, я тебя без наказанья

В путь- дорожку снаряжу и на волю отпущу.

Учитель: Надо быстро Колобка спасать.

Помочь от Зайчишки ему убежать!

Задание Зайца.

Урок математики в 1 классе 2013 год - Разработки уроков - Разработки - Каталог статей - Школа 43 г. Инты

Рассказать о глаголе, используя опорные слова.

1.Глагол- это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

2.Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … .

3.Глаголы изменяются по …

По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем- по … .

4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .

Не забудь привести примеры.

2.Задание классу. Вот перед нами дворец, но все слова в нем заснули. Наша задача оживить все слова в этом дворце.

Упражнение « Оживи картину» (На доске написан текст.)

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

Учитель: Прочитайте текст. Как вы думаете, как его можно оживить?

Ученик: Вставить в каждое предложение глаголы.( На доске записаны слова для справок: наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошел, белеет)

Учитель: Какие слова «оживили» картину?

Ученик: Глаголы: НАСТУПИЛА, УСНУЛА, ПОГАСЛИ, ШУМИТ, КАЧАЮТСЯ, ПОШЕЛ, БЕЛЕЕТ.

Учитель: Почему именно эти слова «оживили» картину?

Ученик: Эти слова обозначают действия.

Учитель: Какой текст вам понравился?

Учитель: Запишите текст в тетрадь.

Учитель: Мы, ребята, помогли колобку уйти от зайчика, но на своём пути опять новое препятствие.

Вот навстречу серый Волк,

В Колобках он знает толк.

Чтобы Волк его не съел,

Колобочек наш запел.

Волк.

С песней, Колобочек, не спеши,

Лучше ты объяснение не с глаголами

Послушать поспеши.

2.Объяснение нового материала. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - отработать умения правильного написания не с глаголами;

Работа с учебником. Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

Кто уже запомнил и может повторить?

Учитель : Предлагаю перенестись на театральные подмостки!

(Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви»

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он , но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф.Кривину)

Учитель: Ребята, скажите, когда мы употребляем частицу НЕ?

Ученик: Частицу НЕ с глаголами мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что мы чего-то не сделали, не делаем, не будем делать или не умеем.

Учитель: Как пишется частица НЕ с глаголом? Что об этом сказано в сказке?

Ученик: Отдельно.

Вывод:

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголом пиши раздельно.

Например: не ходил, не знал.

Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

Чем является не в первом предложении и чем - во втором? ( (Приставкой, частицей).

Чем же будет не в словах негодую, ненавижу?

( Не является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.

Вывод: Пишутся слитно с не глаголы, которые без НЕ не употребляются: Слова исключения:Одно всем твердо нужно знать,Ошибок чтоб не допускать:Неволить, недоумевать,Несдобровать, негодовать,Неистовствовать, ненавидеть,Неможется и невзлюбить.Неймется и глагол невзвидетьБез «не» никак не могут жить.

3.Закрепление нового материала. (У доски)

Словарно-орфографическая работа

Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Недомогать-болеть.

Ненавидеть- испытывать ненависть.

Неволить- принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Задание Волка.

hello_html_773af664.jpg.

Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ!

Повинную голову меч

За двумя зайцами погонишься – ни одного

Слово – не воробей, вылетит –

Кто не работает, тот

Волков бояться – в лес

Семеро одного

Русский солдат преград.

Одна ласточка весны

Под лежачий камень вода

Хвастать – не косить, спина

В чём особенность слов, которые вы видите перед собой? 

ненавидеть

негодовать

недоумевать

недомогать

неистовствовать

Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи.

глагол

существительное

ненавидеть

негодовать

недоумевать

недомогать

неистовствовать

Физкультминутка

Не лениться! Не лениться! На зарядку становиться! Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть. Семь, восемь - лень отбросим.

Учитель: Какой глагол с отрицанием не? Запишите: Не лениться! Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!

Учитель: Вдруг навстречу Косолапый.

Колобочек испугался, на пенёк скорей забрался.

Только начал песню петь, как медведь давай реветь.

Медведь:

Ты не пой мне, Колобок, лучше ты реши, дружок,

Трудное задание.

Ученики : Мы поможем тебе, Колобок. Всё выполним!

Задание Медведя.

hello_html_4b25cf91.jpg

Внимательно прочитайте  и отгадайте загадки. 2.Запишите глаголы, раскрывая скобки. Устно объясните  пропущенные орфограммы.

Б…жит, б…жит, (не)выб…жит. Т…чет, т…чет, (не) выт…чет (река). Всегда во рту, а (не)проглотишь (язык).Сроду он (не)ест, (не)пьет песни звонкие поет. И с урока на урок под…ет свой г…лосок (звонок). Овсом (не)кормят, кнутом (не)гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор)

Вывод:

Учитель:

Вот и лисонька идёт

И такую речь ведёт.

Лиса: Съем тебя я, Колобок, но прежде дам тебе я срок:

Чтоб сумел за пять минут все выполнить, что есть вот тут.

Задание Лисы.

hello_html_18b4dd43.jpg

Тест по теме «ГЛАГОЛ. НЕ с глаголами»

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) нельзя его (не)волить

2) (не)растаял

3) (не)увидел

4) (не)доел кашу

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)удивлялся

2) (не)обидит

3) (не)здороваемся

4) (не)здоровится

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)был в школе

2) (не)узнаешь

3) (не)навидел

4) (не)видишь

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)домогать

2) (не)усвоит

3) (не)доделал

4) (не)заклеить

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)успокоишься

2) шторм (не)истовствует

3) (не)сдержишь слово

4) (не)побежал

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)бояться

2) (не)собрать коллекции

3) (не)торопись в музей

4) (не)взлюбить невозможно

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) о поездке (не)мечтай

2) (не)годовал

3) (не)хочется

4) (не)оставалось времени

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)найти

2) (не)доумевать

3) (не)ищешь

4) (не)испортилась

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)убирать

2) (не)выполнить

3) (не)хватает

4) (не)сдобровать

Начало формы

Итог урока.

Учитель: Что нам нужно было сделать, чтобы помочь Колобку?Конец формы

Ученики: Чтобы спасти колобка, мы должны усвоить и закрепить знания по теме: «НЕ с глаголами» . НЕ с глаголом пишется раздельно! Если глаголы без НЕ НЕ употребляются, – слитно!

hello_html_42af0662.jpg

Колобок благодарит вас за помощь! 

Кто работал - МОЛОДЕЦ!

Оценки за урок ( ученики получают Колобка из цветной бумаги)

Домашнее задание к следующему уроку. Молодцы! Я рада, что вы помогли Колобку и все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками. А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника. Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе "Правописание не с глаголами"

Урок русского языка в 5 а классе

Дата: 16.04.14

Тема: Не с глаголами

Цели: познакомить с правописанием частицы не с глаголами; сформировать навык правописания частицы не с глаголами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

Орфоэпическая пятиминутка.

Списать слова с доски, расставить ударение.

Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

 

III. Объяснение новой темы.

Слово учителя.

- Сегодня, ребята, мы послушаем новую сказку о глаголе и частице НЕ.

 

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и стояла от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Ненавижу! Негодую!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

 

 

Выборочный диктант.

Вставьте частицу не в слова, из которых она исчезла, запишите их в тетради.

 

 

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причесаный ряха,

И за ряхой по травке свежей

Шёл суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

 

Словарная диктовка.

Запишите под диктовку, объясните слитное и раздельное написание частицы не.

Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

 

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

 

Тренировочные упражнения.

Учащиеся выполняют упр. 228, 229 на стр. 83 Рабочей тетради.

 

Вставь пропущенные буквы. Там, где стоит значок*, укажи, какой из вариантов написания ты выбираешь: слитно (С), раздельно (Р) или через дефис (Д).

Полезные советы кота Баюна.

Ну не*умееш... ты себя вести в школе! А правила запомнить нетрудно, их немного. Не*выкрикивай на уроке. Не*сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе ещё пригодят...ся! Не*бей окна, сам потом замёрзне..., и заболее... . Не*дёргай девч...нок за косички, хуже потом будет - списать не*дадут. Не*рви тетрадки, они родителям недёшево обходят…ся.

 

 

Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы с частицей не; 2) глаголы с приставкой не-.

 

(Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.

 

глаголы с частицей не

глаголы с приставкой не-

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

 

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

 

 

 

Работа с учебником.

Учащиеся выполняют упр. 995 на стр. 286 учебника.

 

Домашнее задание.

1. § 94.

2. Упр. 993, 997

Просмотр содержимого документа «Урок русского языка в 5 классе "Правописание не с глаголами" »

Урок русского языка в 5 а классе

Дата: 16.04.14

Тема: Не с глаголами

Цели: познакомить с правописанием частицы не с глаголами; сформировать навык правописания частицы не с глаголами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

Орфоэпическая пятиминутка.

Списать слова с доски, расставить ударение.

Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

III. Объяснение новой темы.

Слово учителя.

- Сегодня, ребята, мы послушаем новую сказку о глаголе и частице НЕ.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и стояла от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Ненавижу! Негодую!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Выборочный диктант.

Вставьте частицу не в слова, из которых она исчезла, запишите их в тетради.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Ей навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причесаный ряха,

И за ряхой по травке свежей

Шёл суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

Работа с учебником

Стр. 226. Чтение правила

Словарная диктовка.

Запишите под диктовку, объясните слитное и раздельное написание частицы не.

Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

Тренировочные упражнения.

Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы с частицей не; 2) глаголы с приставкой не-.

Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.

глаголы с частицей не

глаголы с приставкой не-

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Домашнее задание.

  1. § 78.

  2. Упр. 614

kopilkaurokov.ru

Упражнения в правописании глагола с частицей "не"

Тема урока: Упражнения в правописании глагола с частицей "не"

Конкретные цели урока: Повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах; закрепить правописание «не» с глаголом

Оборудование урока: Учебник Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.

План урока:

I. Организация класса

II. Повторение изученного

III. Сообщение темы урока.

а) Выборочное списывание.

б) Списывание с доски, раскрывая скобки.

в) Запись под диктовку.

г) Письмо по памяти.

IV. Подведение итогов.

Этапы урока

Ход урока

Организация класса

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. На столе должны быть: учебник, пинал, тетрадь, дневник.

Примечание: как оформлены записи № упр, поля и т.д.

Повторение изученного

Сейчас мы с вами проведем необычную, увлекательную работу! Сначала вам надо будет разгадать загадки!

Примечание: ответы записываются в столбик на доске

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(ручей)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

(весна)

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ...

(птицы)

Что общего в наших отгадках? Это существительные! Верно. А какие темы вы сейчас проходите? Глагол. Что называется глаголом? Это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета. Приведите примеры. (…) Подберите к нашим существительным, подходящие по смыслу глаголы.

Весна пришла

Ручей бежит

Птицы прилетели

А теперь измените предложение так, что бы в них было отрицание.

Весна не пришла

Ручей не бежит

Птицы не прилетели

Как пишем «не» с глаголами? Отдельно!

Сообщение темы урока.

а) Выборочное списывание.

Сегодня на уроке, мы будем закреплять правописание «не» с глаголом. Сейчас я вам буду читать предложения, а вы выписываете только «не» с глаголом.

Чтобы не заболеть, не ешь мороженое большими кусками.

Если хочешь хорошо учится, читай книги, а не смотри весь день телевизор.

Чтобы с тобой дружили, нужно не обманывать и не подводить друзей.

Что выписали?

Как написали «не» с глаголами?

б) Списывание с доски, раскрывая скобки.

Примечание: пословицы записаны на доске

Посмотрите на доску. Здесь записаны русские пословицы. Нужно списать, раскрывая скобки.

В лес дров (не) возят.

Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

Ища себе прибыли, другому (не) желай погибели.

(Не) хвали в очи, (не) брани за глаза.

Как вы понимаете эти пословицы? Почему так говорят? В какой ситуации так можно сказать?

в) Запись под диктовку.

Примечание: ответы в разнобой записаны на доске.

Крыльями машет, а улететь не может.

(Не)лает, (не)кусает, а (в)дом (не)пускает

Лежит доска на болоте, (не)сохнет, (не)гнеет, (не)ржавеет.

Что это такое?

г) Письмо по памяти.

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Не поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Кто написал этот отрывок из стихотворения? С.Я. Маршак.

Как написали «не» с глаголом?

Подведение итогов.

Какая часть речи нам встречалась чаще всего? Глагол. Что называется глаголом? Это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета. Как пишется частица «не» с глаголом? Отдельно.

Крыльями машет, а (у)лететь (не)может.

(Не)лает, (не)кусает, а (в)дом (не)пускает

(Про)летает стрела огневая, никто ее (не)поймает.

(Не)спеши языком, спеши делом

(Под)лежачий камень вода (не)течет

 

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ...(птицы)

 

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.(весна)

 

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.(ручей)

 

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.(ручей)

 

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?(солнце)

 

Не солнце, не огонь, а светит.(светлячок)

 

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает?(лето)

 

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет -

Рухнул мост, и щепок нет.(радуга)

 

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.(ягода)

 

Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он не знает.(крот)

 

Снявши голову, по волосам не плачут.

В лес дров ... возят.

Чего … знаешь, о том … говори.

Два медведя в одной берлоге … уживаются.

Ища себе прибыли, другому … желай погибели.

Прежде выстрела … падай. … хвали в очи, … брани за глаза.

infourok.ru


Смотрите также