Методические комментарии к открытому уроку по народному танцу 2 класс. Народный танец 2 класс упражнения на середине зала


Конспект занятия по народно-сценическому танцу (с приложением нотного материала)

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств им. Л.А. Старкова»

Конспект занятия по народно-сценическому танцу (с приложением нотного материала)

«Детского образцового ансамбля народного танца «Млада»

подготовила

педагог дополнительного образования

Баталова Елена Николаевна

Концертмейстер

Смирнова Татьяна Николаевна

г. Березники

2014

«Искусство танца не из лёгких. Оно требует подъёма на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии. Пляска и риторики не сторонится, напротив, и ей она причастна, поскольку она стремится к той же цели, что и ораторы: показать людские нравы и страсти…»

Греческий философ Лукиан.

В занятии принимают участие обучающиеся 4 класса.

Возраст обучающихся 9-10 лет.

Цель урока:

Демонстрация учебного процесса по предмету народный танец, подготовка танцевального материала для постановки номера.

Основные задачи урока:

- развитие техники исполнения;

- развитие основных танцевальных движений у «станка» и на середине зала;

- развитие чувства ритма;

План урока:

№ п./п.

Ход урока:

№ п/п

Представленное занятие является частью системы обучения хореографическому искусству в Детском образцовом ансамбле народного танца «Млада» и находится во взаимосвязи с классическим танцем. Урок по народно-сценическому танцу можно просмотреть на странице http://youtu.be/8PgIygb4kv8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экзерсис на середине

Вход в зал и поклон (в характере русского народного танца):

Полуприседания и полные приседания:

Упражнения на развитие подвижности стопы:

Маленькие броски:

Круговые движения ногой по полу:

Дробные выстукивания:

Каблучные упражнения:

Подготовка к «веревочке»:

Зигзаги:

Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк):

Раскрывание ноги на 90*:

Большие броски:

Упражнения на середине зала

Прыжковые движения:

Упражения для рук:

Дробные комбинации:

Вращения:

Комбинация с элементами русского танца «верёвочка»:

Упражнения по диагонали

двойная дробь;

- перескоки;

- удары стопой тройные;

- «Моталочка»;

- «Молоточки» с переступаниями

Танцевальные комбинации на основе итальянского танца «Тарантелла».

Работа руками:

Список используемой литературы

  1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Учеб.пособие для вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002

  2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Танцевальгые движения и комбинации на середине зала: Учеб.пособие для вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

  3. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса: уроки характерного танца/Н.М. Стуколкина. – М.:ВТО, 1972

  4. Думенко А. Нотный сборник для музыкального оформления народного экзерсиса. 4.1. – МСЛХИ: 2005

  5. Хрестоматия народно-сценического танца. Вып.1 - М.: Издательство «Музыка», 1976

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Бриске И.Э. « Класс-концерт по народно-сценическому танцу», DVD, 2008 г.

  2. Тарадина Л.М. «Класс-концерт по народно-сценическому тану», DVD, 2004 г.

  3. www.notarhiv.ru

  4. www.balletmusic.narod.ru

doc4web.ru

Часть урока

Время

1

2

3

4

Вводная часть (организационный момент).

Содержательная часть:

1) Экзерсис у «станка».

2) Упражнения на середине зала на основе русского народного танца

3)упражнения по диагонали.

Показ танцевальных комбинаций на основе итальянского танца «Тарантелла».

Заключительная часть (подведение итогов).

5 минут.

25 минут.

15 минут.

15 минут.

10 минут.

5 минут.

Часть урока.

Содержание.

1

Вводная часть.

Проверка присутствующих в классе, на внешний вид и готовность к уроку. Вход в зал и поклон (в характере русского народного танца).

2

Содержательная часть:

1) Экзерсис у «станка».

Полуприседания и полные приседания: муз. размер 2\4; в русском лирическом характере.

2 полуприседания – 1 - 2 такт.

1 полное приседание – на два такта по открытым позициям ног. Пор-де-бра корпусом вперед и назад на 4 такта.

Упражнения на развитие подвижности стопы : муз. размер 2\4; в белорусском характере.

Маленькие броски: муз. размер 2\4; на материале танца «Смоленский гусачок», в сочетании с сокращенным подъемом.

Круговые движения ногой по полу: муз. размер 2\4, на материале русского народного танца «Рябинушка». Круговые движения по полу носком и пяткой, «Восьмерка». Обязательна работа головы.

Дробные выстукивания: муз.размер 2/4, в русском плясовом характере по выворотной 5п.ног.

Каблучные упражнения : муз. размер 2\4, в русском плясовом характере. Работа в паре.

Подготовка к «веревочке»: муз. размер 2\4, в русском плясовом характере. Добавляется разворот бедра и основной вид «веревочки».

Зигзаги: муз. размер 2\4: музыкальный материал р.н.п. «Крутится, вертится шар голубой…». Зигзаги одинарные: основной вид, с приседанием, с ударом работающей ноги.

Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк): муз.размер 2/4,на материале матросского танца «Яблочко». Основной вид.

Раскрывание ноги на 90*: муз. размер 2\4, в характере русского хоровода. Основной вид.

Большие броски: муз. размер 2\4; в характере русского танца. Основной вид и опусканием ноги на пятку. Одновременное раскрывание руки.

2) Упражнения на середине зала на основе русского народного танца

Прыжковые движения: муз.размер 2/4:

- Sotte по 6 п.н. с раскрывание в открытую позицию.

- «трамплинные прыжки».

Упражения для рук: муз.размер 2/4,

Переводы рук из одного положения в другое, упражнения для кистей рук, в сочетании с переменным шагом.

Дробные комбинации:

- двойной «ключ», дробь по 5 п.н., перескоки тройные с ударом каблуком, перескоки одинарные, притоп;

- комбинация с двойным «ключом», дробь по 5 н.н., двойная дробь;

- двойная дробь с притопом, двойная дробь, переступания на каблуки.

- шаги с каблука с ударом, «ковырялочка» в повороте.

Вращения: муз.размер 2/4,

- на полупальцах,

- на каблуках.

Комбинация с элементами русского танца «верёвочка»: муз.размер 2/4,

одинарная, двойная, с ударом, с выносом на каблук.

3) упражнения по диагонали.

- двойная дробь;

- перескоки;

- удары стопой тройные;

- «Моталочка»;

- «Молоточки» с переступаниями.

3

Показ танцевальных комбинаций на основе итальянского танца «Тарантелла».

- работа руками;

- батман тандю вперед, в сторону в сочетании с перескоками;

- перескоки с наклоном корпуса;

- пике ногой с поворотом на 360* с выносом ноги на каблук.

4

Заключительная часть.

Поклон и уход из зала в характере итальянского танца «Тарантелла».

Открытый урок по народному танцу на тему "Этюд на основе разученных ранее движений у станка и на середине зала"

План-конспект

Урока народно-сценического танца в 3 классе

Хореографического отделения

Филиала ДШИ с. Оленегорск

Преподаватель Трофимова Валентина Павловна

Тема урока: «Этюд на основе разученных ранее движений у станка и на середине зала»

Тип занятия: Комбинированное занятие.

Цель урока: Повторить разученные ранее движения и на их основе разучить танцевальный этюд.

Задачи урока:

Обучающие:

- овладение методикой исполнения комбинированных движений у станка и на середине зала, а также терминологией элементов народного танца;

- умение сопоставлять и сравнивать технику исполнения движений;

- разучить этюд с использованием разученного ранее материала;

Развивающие:

- развить выразительную, точную передачу техники, характера, стиль

исполнения танцевальных элементов;

- формировать нравственные качества личности, развивать навыки межличностного общения в танце через взаимодействие с партнером;

- развивать мыслительную деятельность, мышечное чувство, выносливость.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие;

- привить любовь и устойчивый интерес к народному танцу;

- повышать исполнительский уровень обучающихся, культуру движения.

Вид урока: урок на основе групповой технологии

Образовательные технологии:

- технология развивающего обучения;

- технология обучения в сотрудничестве.

Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной

наглядности, метод диалога, рефлексия.

Средства обучения: Для реализации занятия необходимо помещение - хореографический класс

танцевальная форма, музыкальный центр.

Структура урока

I.Организационный этап (2 мин.)

1. Вход в класс, приветствие обучающихся – поклон.

2. Проверка посещаемости.

II. Мотивация, постановка цели урока (1 мин.)

  1. Сообщение темы и цели занятия.

  2. Вступительная беседа.

III.Актуализация занятий (15 мин.)

  1. Комплекс упражнений для разогрева мышц по кругу.

  2. Упражнения у станка:

- подъем (releve) на п/ пальцы по IV позиции

- приседания (plié) по I, II, V поз.

- выведение ноги на носок (battement tendu) из V поз. с подъемом

пятки опорной ноги

- бросок ноги на 45*(battement tendu jete) из V поз. в комбинации

с «моталочкой»

- круг(1/4) ногой по полу (rond de jamb par terre)

- «веревочка»

- дробь

3. Упражнения на середине зала:

- Проходки : - тройной шаг с выносом ноги вперед – поворот вокруг себя;

- переменный шаг с каблука – бег с захлестом;

- «бегунок»

- хромающий шаг с высоким подниманием колена

- переменный хромающий шаг

- переменный хромающий шаг в паре со сменой мест

- Двойная дробь с продвижением вперед

- Движения в паре: - раскрытие-закрытие, смена мест

- смена мест партнеров двойной дробью, закручивание

партнерши на руку партнера

- до-за-до с шагом левой ноги накрест правой

- до-за-до с броском ноги вперед и «молоточком»

- обход в паре комбинированным шагом, разворот партнера.

IV. Первичное усвоение (10 мин.)

1. Слушание музыки для исполнения этюда (фонограмма и баян)

2. Определение характера музыки, определение танцевального жанра.

3. Соединение разученных элементов в учебный этюд.

V. Закрепление материала (10 мин.)

VI.Рефлексия (2 мин.)

1.Выставление отметок за работу на уроке.

2.Поклон.

infourok.ru

поурочный план урока народно-сценического танца

Поурочный план урока народно-сценического танца.

 

 

возраст учащихся: 10-12 лет (средний школьный возраст) – 3 год, 2 этап обучения.

время урока: 1час 20мин

 

Тема занятия: «Народный танец».

 

Тип занятия: Комбинированное занятие.

 

Цели и задачи занятия:

·         Разучить новую «хлопушку» (работа над мужскими движениями).

·         Повторить и отработать изученные комбинации (экзерсис у станка

и на середине).

·         Развивать умения работать в коллективе.

·         Развивать чувство ритма и понимание музыки.

·         Прививать детям любовь к  народному танцу.

 

Ход занятия:

 

1.Организационная часть: 10 мин.

1.1. вход в класс, приветствие обучающихся - поклон, проверка посещаемости;

1.2. сообщение темы и цели занятия;

1.3.  вступительная беседа;

1.4. просмотр видеоматериала (Танец «Валенки»)    для сравнения качества исполнения;

1.5  игра на сплочение коллектива;

 

2.Практическая часть: 1ч.5мин.

2.1.    Разминка по кругу: 10 мин.

       2.2.   Работа у станка:20 мин.

       2.3.   Работа на середине:20 мин.

     2.4.   Изучение нового движения «Хлопушки»: 12 мин

     2.5    Повторение этюда в характере русского танца: 3 мин

 

3.Заключительная часть. 5 мин.

3.1.  Заключительная беседа (рефлексия).

3.2.  Поклон.

 

Практическая часть (основная)

 (под музыкальное сопровождение воспитанники становятся по кругу и начинают разминку с простых медленных шагов и по нарастанию темпа заканчивают беговыми движениями). Используемые музыкальные произведения: «Утушка луговая», «Калинка», «Трава-муравушка», «Светит месяц», «Русская плясовая».

     2.1.  Разминка по кругу (русские ходы: простой шаг с носка, переменный шаг («акцент ноги вперед», «акцент ноги назад»), академический шаг, припадание с правой ноги, с левой ноги, припадание шаги  сдвоенным ударом с правой и с левой ноги, шаги через пружинку с ударом каблучком, переменный шаг на полупальцах (акцент ноги назад и с подъемом ноги до колена вперед), переменный шаг с каблука, трилистник с притопом (с правой и с левой ноги), трилистник подряд, три шага удар, три шага  сдвоенный удар акцент вниз, шаги с ударами на подскоке, каблучки подряд «горох», бег «ножницы» вперед, назад, три бега на четвертый соскок, три бега на четвертый «молоточек», молоточки подряд с руками.

 

2.2.   Работа у станка:

1) Комбинация demiendgrandplies в характере  русского  танца.

    (муз. сопровождение «Белолица-круглолица», 2/4)

2) Комбинация battmenttendu в характере итальянского танца.

     (муз. сопровождение итальянский танец  «Тарантелла», 2/4)

3) Комбинация battmenttendu  jete в характере кавказского танца.  

  (муз. сопровождение грузинский танец  «Лезгинка», 2/4)

4) Комбинация «дробные выстукивания» в характере кубанского танца.

    (муз. сопровождение кубанская пляска  «Варенька», 2/4)

5) Комбинация «подготовка к веревочке» в характере венгерского танца.

   (муз. сопровождение венгерский танец  «Пантазоо», 2/4)

6) Комбинация «подготовка к чечетке» в характере цыганского танца.

    (муз. сопровождение цыганский танец  «Цыганочка», 2/4)

7) Комбинация relevelent в характере белорусского танца.

   (муз. сопровождение белорусский танец  «Перепелочка», 2/4)

8) Комбинация grandbattementsjete в характере молдавского танца.  

    (муз. сопровождение молдавский танец  «Молдовеняска», 2/4)

 

2.3.            Работа на середине: 

Под музыкальное сопровождение «Вдоль по улице» выход на середину и Portdebras в народном танце.

       Под музыкальное сопровождение в характере Матросского танца «Яблочко» дробные  выстукивания: «ключ» в такт, «ключ» из-за такта. Простая дробь на  месте, тройная дробь на месте и с продвижением вперед, триоли.

        Под музыкальное сопровождение «Русская пляска»: боковое припадание, комбинация веревочки.

        Под музыкальное сопровождение «Светит месяц» вращения на месте, по диагонали.

Под музыкальное сопровождение «Барыня»:  работа над мужскими движениями: присядки по I прямой и  I открытой позициям, с выносом ноги на каблук, с выносом ноги на воздух, «мячик», присядка в разножку во II позицию.

 

2.4.  Изучение нового движения «Хлопушки».

Под музыкальное сопровождение «Коробейники».

1) Показ движения педагогом.

2) Разучивание и отработка нового движения.

 

2.5   Повторение этюда в характере русского танца.

Под музыкальное сопровождение «Уральская плясовая»

 

Анализ урока

 

    На данном  занятии организационная часть урока была  направлена на сплочение коллектива, т.к. в хореографии коллектив - это главное, только работая ансамблем, где один за всех и все за одного, можно достичь высоких результатов.

А для того, чтобы повысить уровень грамотного исполнения у детей, был просмотрен видеоматериал с выступлениями на последнем  мероприятиях, чтоб учащиеся  посмотрели на свое исполнительское мастерство со стороны, и провели устный анализ.

     Основная  часть занятия включала в себя строевые, общеразвивающие упражнения, простейшие виды ходьбы (имитационные движения), бега, танцевальные движения, притопы, переступания, упражнения на внимание, благодаря чему, у учащихся заметно улучшилось настроение, усталость после школьных занятий уже не была видна.

            Во второй, основной части, решались  поставленные на занятии  задачи: повторение экзерсиса у станка, работа на середине, изучение новых движений и комбинаций, а также вращения и работа с мальчиками.

     В третьей заключительной части, занятие  заканчивалось общим построением и кратким подведением итогов. Стоит отметить, что учащиеся довольно  активно участвовали в обсуждениях, находили свои недостатки, говорили о том, как должно быть. В ходе обсуждения учащиеся сами единогласноотметили несколько человек, отличившихся при выполнении упражнений.

Поклон был выполнен именно как хорошее завершение всего происходящего, и как отражение эмоционального настроения учащихся.

   На уроке были использованы  такие методические приёмы как:   групповой и индивидуальный.  При исполнении комбинаций   была видна сплоченность коллектива.     Весь урок был выстроен по принципу  от простого к сложному, с учетом возрастных и  физических особенностей детского организма данного возраста. Именно поэтому, все намеченные цели и задачи данного урока были полностью выполнены.

   

 

 

infourok.ru

Методические комментарии к открытому уроку по народному танцу 2 класс

Методические комментарии к уроку народно-сценического танца

2 год обучения по обще-развивающей программе

преподавателя МБУ ДО «ДШИ» МО «Сенгилеевский район»

филиал р.п. Красный Гуляй М.Н.Федоровой

Дата проведения: 6.04.2017 г.

Место проведения: МБУ ДО « ДШИ»

МО «Сенгилеевский район» филиал р.п. Красный Гуляй

Учебный предмет – «Народно-сценический танец»

Класс – 2

Количество учащихся - 14 чел.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: открытый урок.

Используемые методы: Словесный, объяснительно-показательный, практический, метод соучастия

Цели урока:

Воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.

Ввести детей в мир народно-сценического танца, познакомить детей с его основными элементами

Опираясь на основную цель, закономерно конкретизировать блок задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного потенциала.

Задачи урока:

Обучающие

. Формировать общие навыки культуры.

. Научить детей раскрывать художественный образ танца, эмоционально исполнять элементы танца.

Развивающие

. Развивать у детей чувства ритма, музыкальности.

. Развивать выносливость, целеустремлённость, самостоятельность, эмоциональность, творческие способности.

. Развивать память, внимание, понятие «амплитуды движения»,

умение работать в группе и индивидуально.

Воспитательные

. Через народное творчество формировать интерес к русской танцевальной культуре.

. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Ход урока

Первая часть урока (Подготовительная)

Поклон - Простой шаг – Шаг с ударом - Шаг с каблука – Припадание по 6 позиции - Бег с поднятием ног.

Вторая часть урока (Основная)- элементы народного экзерсиса в сочетании с движениями на середине зала.

Третья часть урока (Заключительная)- Хореографическая постановка «Ромашки для Наташки».

Упражнения у станка: Основные элементы экзерсиса народного танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединённых в определённый музыкальный отрезок и имеющее чётко поставленную точку. Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперёд, в сторону, назад или только в сторону. Построение всех комбинаций придерживается принципа от простого к сложному. Любая комбинация не должна быть громоздкой, продолжительной во времени. Сочетаю комбинации у станка с работой на середине зала. Это позволяет детям переключаться и быть более собранными.

Движения на середине залаУпражнения на середине зала развивают технику ног, гибкость корпуса, пла-стичность рук. В этой части урока проучиваются основные элементы русского народного танца – ковырялочка, верёвочка, моталочка, дроби, присядки, вращения и т.д., в чистом виде и комбинациях. Все комбинации на данном этапе просты и доступны. На уроке стараюсь пробовать разные методы оценки при выполнении комбинаций: девочки исполняют, а мальчики смотрят, оценивают друг друга сами дети. Это позволяет запоминать и исправлять свои ошибки быстрее.

Заключение

Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

·целенаправленность учебного процесса,

·систематичность и регулярность занятий,

·постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,

·строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.

В зависимости от требований современного хореографического искусства образовательная программа периодически пересматривается и пополняется новыми движениями. 

infourok.ru


Смотрите также