Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация. На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений потому что


Тема 2.5. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Задание 131. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения. 1.На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что… 2.Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется… 3.Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует… 4.В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для… 42 5.Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть… 6.Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке… 7.На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как… 8.Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как… 9.При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как… Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

Задание 132. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности. У мальчика преобладает … внимание. Память …, с трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает …. Задание 133. Какие возрастные особенности и какого познавательного процесса нужно учитывать, организуя решение следующей задачи в 1 классе? На дереве сидели птички. Сначала улетело 3 снегиря, а потом ещё 2 синички. Сколько птиц улетело?

Задание 134. Какая наглядность при изучении взаимосвязей явлений лучше: красочная яркая цветная или чёрно-белая, схематичная? Объясните это с точки зрения развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.[6]

Задание 135. Определите возраст Антона. Какие признаки помогли вам это сделать? Антон непоседлив. Всё, что ему интересно воспринимает со вниманием. Когда решает задачу, то всегда представляет картину, которая описана в задаче, а только потом выбирает действие. Настроение преобладает приподнятое. По его поведению сразу можно установить его темперамент - сангвинический. Живо реагирует на появление нового наглядного пособия, но выделить главное может лишь под руководством учителя. В учёбе, главным образом, привлекает желание получать хорошие отметки.

Задание 136. Оцените правильность организации работы, с точки зрения особенностей учебной деятельности младших школьников. Учитель говорит: - Решите самостоятельно примеры №3 стр. 78. (Дети решают.) - Теперь проверим. (Дети называют ответы.)

Задание 137. Оцените правильность организации работы, с точки зрения особенностей учебной деятельности младших школьников. Учитель говорит: -Кто справился с заданием? Давайте проверим. (Ребёнок называет ответ.) - Объясни, как ты сделал. - Правильно ли рассуждал Миша? У кого такой же ответ?

Задание 138. Прочитайте. Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать: - Как называется эта буква…? Что здесь написано? Девочка молчит. - Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - и мама уходит со своим делом на кухню. 43 Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет. - Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать. Оцените организацию домашней работы первоклассницы. Дайте совет матери Тани по организации помощи девочке в учёбе. При формулировании советов учитывайте особенности учебной деятельности первоклассников.

Задание 139. Закончите предложения. 1.В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является … 2.Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что … 3.Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием … 4.Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются … 5.Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются … 6.Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с … 7.Внимание на протяжении всего возраста преобладает … 8.Восприятие младших школьников характеризуется … 9.Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память. 10.В младшем школьном возрасте мышление … 11.Характерная черта развития воли - это … 12.Ребёнок считает, что друг - это тот, кто: а) в 1-2 классе …, б) в 3-4 классе … 13.Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует … 14.Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

Задание 140. Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. На уроке трудового обучения. - Выйдите со своими поделками ребята первого ряда, - говорит учитель. - Посмотрите, - обращается учитель к классу, - чья поделка вам понравилась. Почему? При ответе пользуйтесь критериями оценки, которые записаны на доске. Дети отвечают. - Какую отметку поставим? Почему? Учитель соглашается или не соглашается с мнением детей, высказывая своё мнение привлечением критериев отметки записанных на доске.

Задание 141. Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Идёт урок русского языка. - Выполните упражнение №45. (Упражнение такое: «Спишите, вставляя пропущенные буквы. Л. сточки, засв.стел, д.ска, л.нейка.) После того, как дети справились, учитель говорит: - Давайте проверим. Ученик: Вставил букву «и». Учитель: Молодец! Дальше. Проверка упражнения продолжилась подобным образом. После проверки учитель сказал: - Повторим правило проверки безударных гласных. Дети рассказывают правило. - Подберите однокоренные слова к слову «дерево». 44 Ученики отвечают. - Какое из них будет поверочным.

Задание 142. Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Урок природоведения. Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как зимуют разные животные. А зачем нам это знать? Ученики отвечают. Далее идёт беседа и рассказ учителя по теме урока. Дети читают текст учебника. После этого организуется беседа: - Что же вы узнали о том, как зимуют птицы? Звери? Насекомые? - Зачем же это нам было нужно знать? - Ответьте в парах друг другу на вопросы после параграфа учебника. - Кто смог ответить на все вопросы без помощи? Кто затруднялся? Какие выводы вы для себя сделали после ответов на вопросы?

Задание 143. Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?» У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему не справедлив, придирается. Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе? Почему возникла такая ситуация? Как объяснить ребёнку такую ситуацию?

Задание 144. Для формирования самооценки в младшем школьном возрасте может быть использован метод сравнения успехов ученика с успехами других учащихся, а так же метод сравнения успехов ученика с его предыдущими успехами. Дайте оценку применения каждого метода. Какие психологические последствия их применения?

studfiles.net

Игра на уроках в начальной школе

Игра на уроках в начальной школе. Торгашева Тамара Федоровна, заслуженный учитель России, учитель нач.кл. школы ГБОУ №341 г. Санкт-Петербурга

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вот задача первоначального обучения». К. Д. Ушинский     Урок немыслим без игры. Самое главное, что благодаря игре, учитель имеет возможность учесть индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний учащихся.Использование игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности познавательного интереса детей, активного деятельного отношения к учебному процессу, а также для снижения технических и физических перегрузок младших школьников. Тот, кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Конечно, да. Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, сказки, творчества. В младших классах школы одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности учащихся, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Дети очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система. Значит, не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они еще не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться для них причиной горьких слез. У детей повышается утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У учащихся этого возраста неустойчивое внимание, поэтому надо заинтересовывать их интересным материалом, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят то. Что интересно. Ориентация учителя на игру как способ обучения и форму организации деятельности учащихся поможет сделать его труд радостным. Дети разного уровня подготовки, разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включаются в игру. Использование игры позволяет в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует появлению устойчивого познавательного интереса к учебному предмету. Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры-развлечения; вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые задания, заставляя его напряженно мыслить. Ребенку можно помочь, если упростить материал игры. Напомнить последовательность выполнение заданий или сократить объем мыслительных операций. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Все дидактические игры предполагают выявление победителей. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов. Без этого интерес угасает, теряется игровая задача. Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывать чувство коллективизма. В. А. Сухомлинский ратовал за то. Чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы. Многим учителям удается вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах ребят во время занятий, наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражении лиц детей, когда у них вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить. Благодаря такому общему подъему, дети начинают смотреть на учителя открыто, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Игра помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Именно с помощью игры развивается творческое воображение, образное мышление, снижает утомляемость у детей. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразить. – которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез. Решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь. Способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом детям свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать». В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателям рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Однако в методике проведения игр имеются некоторые недостатки: 1). Игра на деле оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий. 2). Не подводятся результаты игры, в связи с чем она теряет одно из своих привлекательных свойств – выявление победителя или победителей. 3). Игра выпадает из общих целей урока, не содействует их реализации. Игра в начальной школе требует тонкой и точной инструментовки со стороны учителя, осторожного с ней обращения. Некоторые учителя искусственно, наигранно и чрезмерно наивно пытаются слишком часто использовать Незнайку или Буратино, считая их и средством, и формой обучения, а дети порой не верят ни учителю, ни проказам героев. Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Упускается при этом из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную деятельность, делают ее более интересной. Большое значение в организации работы с детьми, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сильных логических операций приобретает игра. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками, должны быть подготовлены и дозированы, чтобы игра не была утомительной, либо вообще недоступной. Отрабатывая игровые правила, необходимо организовать их количество 2-3 условиями. Роль учителя остается значительной всем протяжении игры. Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения учителя к течению игры, от заинтересованности в ее результатах Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества учителя с классом, с каждым из учеников. Многие учителя прилагают немало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным для всех учеников и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель помогает им в процессе игровой ситуации. Именно игра помогает сделать эту помощь скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.

    Литература: 1). Григорьев Г. Д. «Игровая деятельность на уроках в начальной школе» 2). Л. А. Паладий «Игровой момент на уроке» 3). С. А. Трибушная «Учимся играя» 4). Н. Е. Щуркова «Игровой момент на уроке» 5). Н. А. Пасечник «Ученье без мученья»

ext.spb.ru

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация :: SYL.ru

Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте. О том, как сегодня применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе, мы расскажем в нашей статье.

Охрана здоровья - приоритет

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.

Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку.

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма.

здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровый ученик – успешный ученик

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний.

Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Создать условия для здоровой учёбы

Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

  • Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания.
  • Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
  • Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка.
  • Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности.

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей.

здоровьесберегающие технологии в начальной школе по фгос

Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах

Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение.

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.

Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

урок со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе

Физкультура – урок важный

Содержание первоначальных представлений, формирование навыков и умений, относящихся к здоровому образу жизни, распределено по разным образовательным областям, но важнейшую роль играют всё-таки уроки физической культуры. Этот предмет учит детей организовывать режим дня, выполнять утреннюю зарядку, проводить оздоровительные мероприятия, подвижные игры, а также наблюдать за своим состоянием, контролировать физические нагрузки.

Педагог, преподающий физическую культуру, формирует у школьников представление о том, какую роль играет двигательная активность и занятия спортом для сохранения и укрепления физического, социального и психологического здоровья. Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни.

Знакомясь с видами спорта и подвижными играми, дети начинают осознавать, что это не только развивает их физически, но и вызывает эмоциональный отклик, а кроме того, командная игра способствует успешной социализации.

Педагог может больше, чем врач

Снижение детской утомляемости на уроках отмечено всеми учителями, применяющими здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС НОО сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.

Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы.

Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

  • Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.
  • Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности.
  • Использование разнообразных методов и форм обучения.
  • Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.
  • Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
  • Разумное использование наглядности.
  • Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.
  • Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
  • Стимулирование положительной мотивации к обучению.
  • Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

 здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Основные принципы

Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым:

  • «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы.
  • Приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.
  • Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.
  • Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник.
  • Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.
  • Учителя, психологи и доктора должны действовать совместно, как единый механизм влияния на развитие ребёнка.
  • Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы.
  • Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление.
  • Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.

Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока:

  • направленные на соблюдение гигиенических требований;
  • организующие рациональную физическую активность;
  • другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

От того, как организован образовательный процесс, зависит многое. Если нагрузка и виды деятельности распределены рационально, то у детей достаточно длительное время сохраняется на высоком уровне умственная работоспособность. Но кроме этого, большое значение имеет соблюдение гигиенических условий. Приведём основные критерии, которым должны соответствовать уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.

В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы самомассажа. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.

В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее. На утомляемость школьников влияют продолжительность занятий одним видом деятельности и частота их сменяемости. Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание.

Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.

В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Например, это может быть не только словесный рассказ учителя или рассматривание наглядных материалов (в том числе использование аудио- и видеопросмотра), но и самостоятельная работа. Кроме того, необходимо включать в урок практические методы. От чередования перечисленных элементов также зависит сохранение работоспособности школьников. Отдельным моментом является использование технических средств обучения. Они должны применяться в соответствии с указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью. Учитель, подбирая материал для прослушивания или просмотра, продумывает и его цель, и дальнейшую работу. Например, просмотр обучающего фильма может вызвать обсуждение содержания, размышления по заданной теме, вопросы к детям и к учителю от обучающихся.

В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. Урок со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество. А также активностью и заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.

уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе

Второй блок: организуем обучение и физическую активность

Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно - значит неутомительно!

Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую!

У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психи­ческих функций между двумя полушариями.

Дети, у которых преимущественно работает левое полушарие, отличаются словесно-логическим воплощением познавательных процессов, такие ученики легко воспринимают абстрактные понятия, легко делают обобщения и выводы.

Школьники с доминированием правого полушария больше используют конкретно-образное мышление, часто включают воображение, придумывают, сочиняют, легко справляются с творческими заданиями.

Есть и третий тип школьников, у которых нет какого-то одного ярко выраженного характерного признака, их полушарии работают в равных долях.

Кроме этих особенностей, у детей отличаются и каналы восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое.

Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.

Момент третий: учет зоны работоспособности.

В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.

Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и тем самым способствовует здоровьесбережению.

здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность.

Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:

  • игровые технологии;
  • обучающие интерактивные программы;
  • оригинальные задания и задачи;
  • введение в урок отступлений.

Создание благоприятного психологического климата на уроке:

  • доброжелательный стиль общения;
  • увлекательная беседа;
  • интерес к каждому мнению;
  • тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
  • стимулирование к самостоятельной деятельности;
  • тонкий юмор.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Если ребёнок со школьных лет усвоит как норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей жизни он будет вести здоровый образ жизни.

Применение личностно-ориентированного подхода.

виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Задача школы – сохранить и укрепить здоровье

Обобщая всё вышеизложенное, ещё раз отметим, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

www.syl.ru

Рекомендуемая литература

1. Ефимова Г., Новлянская З. Почему дети фантазируют // Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. – С. 275-279.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. – С. 349-448.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2000. – С. 163-235.

4. Немов Р. С. Психология. Том 2. Психология образования – М., 2000 – С. 80-100.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2001. – С. 301-423.

6. Самоукина Н. В. Симбиотические отношения между матерью и ребенком // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 67-81.

7. Сидоренков А. В., Вишневкина М. Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 37-47.

8. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 49-57.

9. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990. – С. 52-63, 67-72.

10. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. – С. 271-288.

Задание№3

1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Изучение методом наблюдения процесс общения младших школьников со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности.

3. Письменно закончите каждое предложение, развив или пояснив мысль, заложенную в его 1-й части.

I. На уроках физкультуры в младших классах требуется частая смена заданий и упражнений, потому что …

II. Формулировки заданий и упражнений должны быть краткими, конкретными, так как …

III. Одним из ведущих принципов обучения младших школьников новым физическим упражнениям является принцип наглядности, что объясняется …

IV. При изучении новых упражнений важно также соблюдение принципа систематичности и последовательности, психологически грамотное повторение, то есть …

V. Младшие школьники очень эмоциональны, поэтому …

VI. Первоклассники склонны к фантазированию, поэтому, продумывая содержание урока, целесообразно предусмотреть …

VII. Волевые проявления младших школьников еще очень слабы, поэтому на уроках физкультуры …

VIII. В период обучения в начальной школе наряду с совершенствованием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления интенсивно развивается и абстрактное мышление, в связи с чем учителю необходимо …

IX. Одним из недостатков восприятия младших школьников является неумение выделить существенное в воспринимаемом объекте (физическом упражнении), поэтому учитель …

X. На уроках в начальной школе целесообразно как можно шире использовать игровой и соревновательный методы, что отвечает таким особенностям младших школьников, как …

XI. Для младших школьников очень значима оценка учителя, которая должна применяться психологически грамотно, то есть…

XII. В начальной школе очень велик авторитет учителя, что можно использовать для …

4. Используя книгу Чистяковой М. И. «Психогимнастика», подберите 5 игр и упражнений на развитие психомоторики у младших школьников из приведенных в. М., 1990, с. 52-74.

Рекомендуемая литература

1. Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для развития раскрепощённости в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 45-57.

2. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника. // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 51-58.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. – С. 457-547.

4. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984. – С. 39-45.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2000. – С. 249-321.

6. Немов Р. С. Психология. Том 2. Психология образования. – М., 2000. – С. 106-110, 171-179.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с.

8. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М., 1988. – С. 12-24.

9. Психология / Под ред. В. М. Мельникова. – М., 1987. – С. 139-145.

10. Психическое развитие младших школьников / Под ред. Л. М. Давыдова. – М., 1990. – С. 69-96.

11. Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 47-56.

12. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990. – С. 52-74.

Задание№4

1. Изучение литературы по теме занятия.

2. Подготовка докладов на темы: проблемы социализации современных подростков; подростковая агрессивность, её причины и профилактика.

3. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, – к физиологическим, социальным или интеллектуальным?

А. Четырнадцатилетний Игорь прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съёживаться и краснеть, когда родители просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.

Б. Пятнадцатилетняя Лена пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили её вымыть посуду. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остаётся времени для себя!».

В. Теперь, когда Олегу исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьёй в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.

Г. Бедняга Пётр! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «даёт петуха».

Д. С тех пор как Оле стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определённой наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу быть “белой вороной”.

3. Проанализируйте следующие три портрета в соответствии со схемой возрастных особенностей подростков. В том случае, когда портрет не имеет всех характеристик, содержащихся в схеме, надо достроить его. По портрету прогнозировать дальнейшее (в VIII, IX и X классах) развитие подростка и оптимальные пути воздействия на него педагогов, в частности педагога физического воспитания.

Схема анализа возрастных особенностей подростка:

уровень физического развития, характер развития (конфликтный – спокойный), место школы в жизни подростка, общественная активность, общение с одноклассниками и статус в классе, взрослость подростка (её содержание и проявление), отношение к взрослым и со взрослыми, место физической культуры в жизни ученика. Прогнозируется дальнейшее развитие подростка.

Портреты подростков.

ВИТЯ. В Vклассе большинство девочек и мальчиков очень выросли, Витя и ещё три мальчика совсем не изменились. Дома Витя многое делал сам. Ему была предоставлена самостоятельность в учении. В распределении времени, выборе занятий и друзей. Учился средне, уроки готовил от случая к случаю. С восторгом и увлечением говорил Витя о старшем брате, подражал ему. Всегда подчёркивал его силу и рост. И не случайно: как раз этого ему недоставало. Перечисляя важные и полезные учебные предметы в школе, прежде всего называл физкультуру: «Она для развития нужна».

Витя всегда хотел руководить, был уверен в своей правоте, идеи и предложения товарищей казались ему хуже собственных. Обычно он за всё брался, а выполнял плохо. В то же время он очень хотел, чтобы всё делалось именно так, как он предложил.

Витя всегда рассказывал либо о прошлом, либо о том, что с ним случилось не в школе. Рассказы не были просто выдумкой, но в них было стремление доказать свои достоинства, геройство, желание заинтересовать товарищей. Рассказы были полем его деятельности, известным способом самоутверждения и своеобразной компенсацией неуспеха в учении.

Витя очень чутко реагировал на действительные или только кажущиеся ему ущемления его достоинства, всегда раздражался и обижался, если его нарочно и даже нечаянно толкали. Сдачу давал только слабым или девочкам. Он очень обижался на критические замечания взрослых, особенно высказанные публично. Замечания и наказания переживал как личную обиду, оскорбление, унижение.

К концу учебного года Витя становился всё более ранимым, обидчивым, упрямым, временами был непослушен, приставал к слабым ребятам, демонстративно грубил, говорил басом, гоготал, ходил вразвалку, держался нарочито солидно, пыжился, старался во всём оригинальничать, острил по каждому поводу, гримасничал и кривлялся, стал курить, разговаривать о выпивке.

ИРА. Ученица VII класса, 15 лет. Девочка хорошо физически развита (выше многих мальчиков в классе), выглядит девушкой, миловидна, раскована. Своей внешности Ира всегда уделяла много внимания и времени. Она могла часами вертеться перед зеркалом, хотела быть одетой хорошо и обязательно по моде. Лучше всех девочек класса играла в баскетбол, волейбол и танцевала. Училась Ира неплохо, но любимых предметов не было. Читала очень мало. Дома за книги и уроки по доброй воле не садилась.

Общение с товарищами всегда занимало в жизни Иры большое место. Постепенно оно вытеснило все остальные дела. С V класса начались «вечеринки» на квартирах у одноклассников. Мать пыталась противодействовать этому, но наталкивалась на настойчивость и упрямство дочери, которая настаивала на своём праве распоряжаться свободным временем по-своему. В семье часто возникали ссоры. Уже в IV классе Ира пользовалась у мальчиков большим успехом и знала об этом. Были у неё друзья из параллельного класса и во дворе. Ира сама проявляла к мальчикам интерес. С девочками Ира не дружила, они её не интересовали.

В VII классе отношения Иры с мальчиками, отношение к себе и своей внешности превратились в важную сторону её жизни. Она уже имела в отношениях с мальчиками своеобразный опыт полуигривого-полуромантического характера.

ПЕТЯ. Ученик V класса, первый помощник матери (учительницы начальных классов), её защитник от отца-пьяницы. Жизнь дома, несмотря на тяжёлую обстановку и различные обязанности, не тяготила его.

Школа, учение, общение с товарищами занимали в жизни Пети также большое место. Все предметы Петя считал интересными, в том числе и физкультуру. Хотел хорошо учиться, с радостью говорил о любой хорошей отметке, а двойки его огорчали до слёз. За уроки садился без принуждения, иногда заучивал материал, не понимая его. Круг умений и практических знаний у Пети был шире, чем учебных.

Петя любил играть в шашки, волейбол, футбол, выпиливать и фотографировать. Читал книги про путешественников, особенно любил читать исторические романы. Дома, когда было время, смотрел телевизор. Он всегда следил за программой передач, сообщал об этом ребятам. Соревноваться с Петей в знании названий ансамблей было трудно.

Развитие дружеских отношений Пети с товарищами зависело не только от совпадения интересов и любимых занятий, но, главным образом, от наличия у них качеств хорошего товарища: преданности другу, равенства в отношениях, уважения, взаимной помощи. В отношениях с товарищами Петя был независим, не поддавался влиянию. Никого не копировал. Предъявляемые им требования к товарищам не расходились с его собственным поведением. Он был справедлив, принципиален в оценках и высказываниях. На руководство ребятами он не претендовал. В VI классе у Пети начался процесс «кристаллизации» определённых требований к качествам собственной личности, и он стал заниматься самовоспитанием.

studfiles.net

Кризис прихода ребенка в школу и становление учебной деятельности

Тема 10. Познавательное развитие ребенка. Последовательные стадии развития А. Валлона. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Готовность детей к обучению в школе

Цель:охарактеризовать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, научиться различать этапы развития познавательных процессов, анализировать особенности развития речи дошкольника; раскрыть сущность понятия психологической готовности к школьному обучению, научиться делать характеристику интеллектуальной, личностной и волевой готовности и применять полученные знания для определения уровня готовности ребенка к школе.

Основные понятия: сенсорные эталоны, внутренняя речь, детские фантазии, контекстная речь, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, непроизвольность психических процессов, произвольность психических процессов, ситуативная речь, словотворчество, творческое воображение; волевая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность к школе, «школьная зрелость». Вопросы к занятию:

1. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками.

2. Виды действий восприятия и последовательность их формирования.

3. Развитие ориентировки в пространстве и времени.

4. Восприятие рисунка: основные этапы.

5. Процессы памяти и внимание на протяжении дошкольного возраста.

6. Стадии познавательного развития ребенка в теории А. Валлона.

7. Поэтапное формирование умственных действий в теории П.Я. Гальперина.

8. Характер обобщений дошкольника.

9. Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной).

10. Диагностика готовности ребенка к школе.

Практические задания:

Задание 1.Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада детям старшей группы.

1. Коля - ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует.

2. Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается. Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова.

Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз успешности

обучения.

Задание 2.Прочитайте.

Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремиться к этому. И мы не поощряем. Считаем, что он и так будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает.

Определите, какие компоненты психологической готовности к школе не учитывают родители. Предложите вариант беседы с родителями, чтобы помочь им подготовить ребёнка к школе.

Задание 3.Прочитайте.

Таня в детском саду считалась умной девочкой. Родители с гордостью показывали все её рисунки. Она рано научилась читать и писать. А в школе всё стало не так. Не хвалят, часто делают замечания, учитель недоволен её успехами.

Назовите возможные причины такого отношения Тани к школе. Что можно посоветовать родителям Тани?

Тема 11. Психическое развитие личности в младшем школьном возрасте.

Кризис прихода ребенка в школу и становление учебной деятельности

Цель: раскрыть особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте, изучить познавательную сферу ребенка младшего школьного возраста, понять сущность произвольности и осознанности познавательных процессов в младшем школьном возрасте, охарактеризовать учебную деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, осознать структуру учебной деятельности и показать связь учебной деятельности и психического развития ребенка.

Основные понятия: мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, уровень притязания, чувство компетентности, наглядно-образное мышление, смысловая память, теоретический тип мышления, контроль, мотивация, мотивы учения, рефлексия, учебная деятельность, учебная задача, учебные операции, отметка, оценка.

Вопросы к занятию:

1. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Семья как важный фактор социализации ребенка.

2. Роль общения в развитии личности младшего школьника. Усвоение норм и форм поведения. Проявление моральных качеств личности в общении.

3. Развитие саморегуляции, самодостаточности ребенка как проблема.

4. Особенности памяти. Развитие внимания в младшем школьном возрасте.

5. Наглядно-образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

6. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников.

7. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности: учебная мотивация, учебные действия, действия контроля, действия оценки, учебная цель (задача), навыки и умения.

8. Проблема оценки деятельности школьника. Оценка и отметка.

9. Неспособность к учению как проблема.

Практические задания:

Задание 1.Закончите предложения.

1. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

2. Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …

3. Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

4. Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …

5. Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются …

6. Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

7. Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

8. Восприятие младших школьников характеризуется …

9. Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и …память.

10. В младшем школьном возрасте мышление …

11. Характерная черта развития воли - это …

12. Ребёнок считает, что друг - это тот, кто: а) в 1-2 классе …, б) в 3-4 классе …

13. Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …

14. Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

Задание 2.Из приведенных высказываний отберите те, которые можно отнести к «научению», «учению», «обучению», «учебной деятельности».

1. Крысы способны научиться безошибочно пробегать по лабиринту, открывать клетку, приближаться при появлении одних стимулов и убегать при появлении других.

2. Когда И. П. Павлов изучал слюноотделение, он заметил, что спустя несколько дней после начала опытов у собак начинала выделяться слюна еще до того, как пищу клали им в миску.

3. Уже в первые недели жизни младенец способен подражать выражению лица взрослого.

4. В процессе учения приобретаются и закрепляются (или изменяются наличные) способы деятельности индивида, результатом чего становятся элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).

5. Обучаясь, мы усваиваем информацию о значимых свойствах мира, необходимую для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса — знания).

6. В учении происходит освоение приемов и операций, из которых складываются разные виды идеальной и практической деятельности (продукт — навыки).

7. В учении осуществляется овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт — умения).

8. Учитель управляет процессом усвоения знаний.

9. Для человеческого общества характерна совместная деятельность, в ходе которой один из участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого.

10. Студенты учатся в вузе ради интереса, ради получения диплома, из-за престижа, чтобы остаться в городе, чтобы не служить в армии, чтобы выполнить желание родителей и т.д.

11. Школьник не знал, почему бывают приливы. На уроке ему это объяснили, дома он повторил материал по учебнику, и теперь знает.

12. Человек не умел кататься на коньках. Тренер объяснил ему, как это делается, он потренировался, и у него получается.

13. Каждое общество организует сеть учреждений, в которых осуществляется передача подрастающим поколениям определенных знаний, умений, навыков.

14. Участвуя в различных видах деятельности, накапливая опыт действий с различными предметами, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, человек стихийно осваивает множество знаний и умений.

15. На основе проб, подражания, советов окружающих, чтения специальных пособий мы приобретаем множество навыков, например, фотографирования, работы с компьютером, ходьбы на лыжах, ремонта электроприборов, пользования косметикой, шитья, вязания и т.д.

16. Перед поездкой за границу человек посещал курсы интенсивного освоения иностранного языка.

17. Школьник не понял материал из объяснения преподавателя и дома, чувствуя, что завтра его обязательно спросят, просто заучил его наизусть.

18. Перед экзаменом на вождение автомобиля студент несколько раз вслух объяснял себе, как заводится автомобиль, как делаются повороты, обгоны, как проезжать перекрестки и т.д.

Задание 3. Заполните схему:

 

 

Структура учебной деятельности включает:

Мотивы - Учебные задачи - Учебные действия - Действия контроля - Действия оценки -

Задание 4.Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.

1. На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…

2. Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…

3. Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…

4. В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…

5. Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться

6. грамотно, то есть…

7. Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…

8. На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…

9. Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…

10. При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…

11. Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

Задание 5.Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности.

У мальчика преобладает … внимание. Память …, с трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….

Задание 6.Какие возрастные особенности и какого познавательного процесса нужно учитывать, организуя решение следующей задачи в 1 классе?

На дереве сидели птички. Сначала улетело 3 снегиря, а потом ещё 2 синички. Сколько птиц улетело?

Задание 7.Какая наглядность при изучении взаимосвязей явлений лучше: красочная яркая цветная или чёрно-белая, схематичная? Объясните это с точки зрения развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Задание 8.Определите возраст Антона. Какие признаки помогли вам это сделать?

Антон непоседлив. Всё, что ему интересно воспринимает со вниманием. Когда решает задачу, то всегда представляет картину, которая описана в задаче, а только потом выбирает действие. Настроение преобладает приподнятое. По его поведению сразу можно установить его темперамент - сангвинический. Живо реагирует на появление нового наглядного пособия, но выделить главное может лишь под руководством учителя. В учёбе, главным образом, привлекает желание получать хорошие отметки.

Задание 9.Оцените правильность организации работы, с точки зрения

особенностей учебной деятельности младших школьников.

Учитель говорит:

- Решите самостоятельно примеры №3 стр. 78. (Дети решают.)

- Теперь проверим. (Дети называют ответы.)

Задание 10.Оцените правильность организации работы, с точки зрения

особенностей учебной деятельности младших школьников.

Учитель говорит:

- Кто справился с заданием? Давайте проверим. (Ребёнок называет ответ.)

- Объясни, как ты сделал.

- Правильно ли рассуждал Миша? У кого такой же ответ?

Задание 11.Прочитайте.

Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:

- Как называется эта буква…? Что здесь написано?

- Девочка молчит.

- Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - и мама уходит со своим делом на кухню.

Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет.

- Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать.

Оцените организацию домашней работы первоклассницы. Дайте совет матери Тани по организации помощи девочке в учёбе. При формулировании советов учитывайте особенности учебной деятельности первоклассников.

Задание 12.Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

На уроке трудового обучения.

- Выйдите со своими поделками ребята первого ряда, - говорит учитель.

- Посмотрите, - обращается учитель к классу, - чья поделка вам понравилась. Почему?

При ответе пользуйтесь критериями оценки, которые записаны на доске.

Дети отвечают.

- Какую отметку поставим? Почему?

Учитель соглашается или не соглашается с мнением детей, высказывая своё мнение с привлечением критериев отметки записанных на доске.

Задание 13.Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Идёт урок русского языка.

- Выполните упражнение №45. (Упражнение такое: «Спишите, вставляя пропущенные буквы. Л…сточки, засв…стел, д…ска, л…нейка.)

После того, как дети справились, учитель говорит:

- Давайте проверим.

Ученик: Вставил букву «и».

Учитель: Молодец! Дальше.

Проверка упражнения продолжилась подобным образом. После проверки учитель сказал:

- Повторим правило проверки безударных гласных.

Дети рассказывают правило.

- Подберите однокоренные слова к слову «дерево».

Ученики отвечают.

- Какое из них будет поверочным.

Задание 14.Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Урок природоведения.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как зимуют разные животные. А зачем нам это знать?

Ученики отвечают. Далее идёт беседа и рассказ учителя по теме урока. Дети читают текст учебника. После этого организуется беседа:

- Что же вы узнали о том, как зимуют птицы? Звери? Насекомые?

- Зачем же это нам было нужно знать?

- Ответьте в парах друг другу на вопросы после параграфа учебника.

- Кто смог ответить на все вопросы без помощи? Кто затруднялся? Какие выводы вы для себя сделали после ответов на вопросы?

Задание 15.Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку

спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?» У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему не справедлив, придирается.

Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе? Почему возникла такая ситуация? Как объяснить ребёнку такую ситуацию?

Задание 16.Для формирования самооценки в младшем школьном возрасте может быть использован метод сравнения успехов ученика с успехами других учащихся, а также метод сравнения успехов ученика с его предыдущими успехами.

Дайте оценку применения каждого метода. Какие психологические последствия их применения?

Задание 17. Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в школе? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?

«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.

- Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать, - говорит она, не отрываясь от «Ласточки». Голос у нее сухой и отчетливый, будто она диктует диктант.

Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племяннице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и попрекают меня, зачем я непохож на Марусю. Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида. Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце концов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, мальчишеским голосом:

- Хочешь играть в путешествия?

Я ответил:

- Еще бы!

Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:

- В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то.

А потом сказала:

- Повтори.

Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать — значило для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся окончательно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством» (Чуковский К.И. Серебряный герб. Киев, 1985. С. 187).

Основная литература:

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. - М., 2011.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2012.

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

2. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова A.M. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - Воронеж, 1998.

3. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование. - 1997. - № 2. - С. 36—41.

4. Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое исследование/Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996.

6. Репкин Н., Репкина Г., Заика Е. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 13-24.

 

stydopedia.ru

Смирнова е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - м.: Издательский центр «Академия», 2000.

  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 34 – 117.

  • Карпова С.Н., Труве Э.Н. Психология речевого развития ребенка / под ред. Боярчук В. К. – Ростов, 1987.

  • Кравцова Б.Б. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

  • Мухина В.С. Детская психология. М.,1998. – 448 с.

  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. С.292-299.

  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989

Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов

в связи с ее видами и содержанием

Содержание

самостоятельной работы

Вид С.Р.

Форма контроля

Обязат.

Дополн.

Работа с учебным материалом

(конспекты лекций, уч.пособия)

2

Устное собеседование, оценка работы на семинаре

Подготовка докладов/презентаций

1

Доклад, презентация

написание рефератов

Реферат

написание эссе

Проверка эссе

Задания по самопроверке

(вопросы, задачи, тесты)

1

Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование

Составление таблицы

Проверка заполненной таблицы

Конспектирование

1

Проверка конспекта

Диагностическое исследование

1

Трудоёмкость в часах по видам СРС

4

2

Общая трудоёмкость (ак. час.)

6

Семинар 3. Психология младшего школьника

Цель: углубить и закрепить знания об особенностях и закономерностях развития младшего школьника.

Ключевые понятия: готовность к школе, учебная деятельность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника, произвольность, рефлексия, внутренний план действий, самоконтроль.

План:

  1. Показатели готовности к школе.

  2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

  3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.

  4. Особенности познавательных процессов.

Семинар 4. Психология младшего школьника

План:

  1. Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте.

  2. Особенности взаимоотношений младшего школьника со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками.

  3. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи.

Задания для самостоятельной работы студентов

Темы докладов и рефератов:

1. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения.

  • Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации детей и подростков – М.: Педагогика, 1972

  • Венгер А.Л. Готов ли ребенок к школе? – М.: Просвещение, 1994

  • Венгер А.Л., Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

Тема для эссе:

Трудности первых дней пребывания ребенка в школе.

Вопросы и задания:

1. Что такое ведущая деятельность? Перечислите основные виды ведущей деятельности в детских возрастах и младшем школьном возрасте.

2. В чём заключается произвольность психических процессов и поведения?

3. Как возникает и реализуется внутренний план действий?

4. Как реализуется взаимодействие в системе «учитель-ученик» у младшего школьника?

5. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников?

6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка?

7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах?

8. Закончите предложение:

  • В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

  • Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …

  • Новообразованием младшего школьного возраста является….

  • Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

  • Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …

  • Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются

  • Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

  • Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

  • Восприятие младших школьников характеризуется …

  • Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.

  • По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии

  • Характерная черта развития воли - это …

  • Ребёнок считает, что друг - это тот, кто:

в 1-2 классе …,

в 3-4 классе …

  • Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …

  • Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

9. Установите аналогию:

Дошкольный возраст – анализирующее восприятие

Младший школьный возраст - …

10. Верно – не верно:

А – В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие.

Б – Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание.

11. Исключите лишнее:

  • мотивы учения

  • учебная задача

  • рефлексия

  • действие контроля

  • действие оценки

12. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности.

У мальчика преобладает … внимание. Память …, развивается в двух направлениях …… и осмысленности. С трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Преобладает … внимание. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….

Оценивая себя и сверстников ориентируется на оценки……

13. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.

  • На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…

  • Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…

  • Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…

  • В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…

  • Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть…

  • Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…

  • На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…

  • Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…

  • При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…

  • Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

Список литературы:

Основной ‑ рекомендуемые учебники:

  1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

  2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. – М. : Академия, 2002 - 456 с.

Дополнительный

    1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. – С. 284-291.

    2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 352с.

    3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.

    4. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

    5. Общение и формирование личности школьника / под ред. А.А. Бодалева, Р.Л Кричевского. – М.,1997. – С. 17- 40, 55-70, 109-118.

studfiles.net


Смотрите также