Физическая культура и спорт в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов. На что направлены физические упражнения студентов в режиме дня


Глава 6.Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента

Здоровье как самостоятельное понятие имеет вполне определенное содержание. Это полное физическое и пси­хи­чес­кое благополучие.

Всестороннее физическое развитие и дви­га­тель­ная подготовленность, являющиеся элементами физического совершенства человека, обеспечивают возможность приспособления к ок­ру­жа­ющим условиям, высокую работоспособность и нор­маль­ное протекание жизненно важных функций в лю­бом возрасте.

Стремление к фи­зи­чес­ко­му совершенству не только желательно, но и не­об­хо­ди­мо современному человеку. Конечно, не все могут стать рекордсменами мира, олимпийскими чемпионами. Но физическое развитие, совершенство означает не только красоту телосложения, но и здо­ровье, и вы­со­кую работоспособность, и ров­ное хорошее настроение.

Когда говорят о дви­га­тель­ных способностях человека, прежде всего имеют в виду такие качества, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гиб­кость. Без достаточного их развития нельзя рассчитывать на сколько-ни­будь серьезный успех ни в тру­де, ни в спор­те.

Решив заняться физическим совершенствованием, сначала необходимо определить цель своих занятий.

Исходя из различной целевой направленности, формируются и спе­ци­фи­чес­кие задачи процесса подготовки. Так, для всестороннего физического развития необходимо:

● дос­тичь гармоничного развития мускулатуры тела и со­от­ветству­ющей силы мышц;

● при­об­рес­ти выносливость общего характера;

● по­вы­сить быстроту выполнения разнообразных движений, усовершенствовать общие скоростные способности;

● уве­ли­чить подвижность всех (по возможности) суставов, эластичность мышц;

● улуч­шить ловкость в са­мых разнообразных (бытовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и слож­ные движения;

● на­учить­ся выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Наряду с ши­ро­ким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных занятий физической культурой решающее значение должны иметь самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Формы и содержание самостоятельных занятий

Основная цель самостоятельных занятий студентов – оптимизация учебной и тру­до­вой деятельности с по­мощью физических упражнений, способствующих сохранению здоровья и ра­бо­тос­по­соб­нос­ти в про­фес­сио­наль­ной деятельности.

Задачи самостоятельных занятий – повышение умственной работоспособности, оптимизация психических и фи­зи­оло­ги­чес­ких процессов, предупреждение заболеваний, связанных с ги­по­ди­на­мией и пси­хо­эмо­цио­наль­ным стрессом.

Основные формы самостоятельных занятий представлены на рис. 8.

Рис. 8. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями

Утренняягимнастикавключает в се­бя комплекс упражнений на все группы мышц: упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, а так­же водные процедуры с эле­мен­та­ми закаливания. Отмечено, что утренняя гимнастика не только ускоряет «пробуждение» всех органов и тка­ней, но и зна­чи­тель­но активизирует всю последующую деятельность организма в те­че­ние рабочего дня.

Физкультминутка– упражнения в те­че­ние учебного дня, которые выполняются самостоятельно в пе­ре­ры­вах между учебными занятиями для снятия напряжения, предупреждения наступающего утомления, что способствует поддержанию высокой работоспособности в те­че­ние длительного времени. На рис. 9 представлен примерный комплекс упражнений физкультминутки.

Рис. 9. Примерный комплекс упражнений физкультминутки

Упражнение 1.Ис­ход­ное положение (и. п.) – сидя на стуле, руки на коленях, пальцы сцеплены (рис. 9,а). На счет «раз» – ноги выпрямить, руки вверх, ладонями наружу, потянуться, сделать вдох (рис. 9,б).На счет «два» – и. п. – выдох (повторить 4–6 раз).

Упражнение 2. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе (рис. 9,в). На счет «раз» – правая рука вверх с нак­ло­ном влево – выдох (рис. 9,г). На счет «два» – и. п. – вдох. На счет «три-че­ты­ре» то же повторить в дру­гую сторону. Упражнение повторить 4–6 раз.

Упражнение 3.И. п. – сидя на крае стула, руки на поясе, ноги выпрямлены (рис. 9,д). На счет «раз» – согнуть левую ногу (или обе ноги), обхватив колено руками, сделать выдох (рис. 9,е). На счет «два» – и. п. – вдох. Упражнение повторить 4–6 раз.

Физкультурнаяпауза– это своего рода активный отдых, механизм которого заключается в пе­рек­лю­че­нии с де­ятель­нос­ти одних нервных центров, утомляющихся при работе, на деятельность других центров, связанных с ре­гу­ля­цией движений при физических упражнениях. Важное значение физические упражнения имеют для студентов, пребывающих в не­под­виж­ном или малоподвижном состоянии в те­че­ние учебного дня.

Самостоятельныетренировочныезанятияотносятся к большим формам. Структура самостоятельного занятия строится по общепринятой методике и сос­то­ит из разминки, задача которой – постепенная функциональная подготовка организма к наг­руз­кам, основной части, где реализуется главная задача занятия – укрепление опорно-дви­га­тель­но­го аппарата, развитие сердечно-со­су­дис­той и ды­ха­тель­ной систем, закаливания организма, заключительной части, во время которой организм приводится в оп­ти­маль­ное состояние – снижается возбуждение сердечно-со­су­дис­той, дыхательной, нервной систем.

Самостоятельные тренировочные занятия должны носить постоянный характер в ре­жи­ме дня студента, продолжаться не менее 1–1,5 ч и про­хо­дить как минимум 2–3 ра­за в не­де­лю.

К ос­нов­ным средствам самостоятельных занятий относятся следующие.

Легкоатлетическиеупражнения: бег, прыжки, метания, вспомогательные и под­го­то­ви­тель­ные упражнения, охватывающие практически весь спектр воздействий, необходимых для того, чтобы стать сильным, выносливым, гибким, ловким, быстрым. Все эти движения естественны, просты в вы­пол­не­нии и дос­туп­ны при любом уровне подготовленности.

Плавание,ходьба на лыжахспособствуют разностороннему физическому развитию человека, укреплению его мышечной, дыхательной, сердечно-со­су­дис­той, нервной систем, оказывают закаливающий эффект. В про­цес­се занятий этими видами спорта наряду с вос­пи­та­ни­ем физических качеств формируются жизненно необходимые двигательные навыки.

Гимнастическиеупражненияразвивают и со­вер­шенству­ют практически все двигательные способности, координацию движений, равновесие как функцию вестибулярного аппарата.

Ритмическаягимнастика– это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быс­тром темпе, определяемом современной музыкой. Она позволяет успешно использовать технические средства: телевизор, магнитофон, проигрыватель. Особенностью ритмической гимнастики является непрерывность движений под музыку в раз­ных темпах; про­дол­жи­тель­нос­ть занятий – от 10–15 до 45–60 мин. В комплек­сы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела.

Упражнения ритмической гимнастики воздействуют на опорно-дви­га­тель­ный аппарат, сердечно-со­су­дис­тую и ды­ха­тель­ную системы, способствуют формированию походки, правильной осанки, культуры движений.

Атлетическаягимнастика– это система физических упражнений, развивающих силу, в со­че­та­нии с раз­нос­то­рон­ней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.

Она включает в ос­нов­ном общеразвивающие упражнения с ган­те­ля­ми, гирями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, эспандерами, а так­же упражнения без предметов, упражнения на гимнастической стенке, канатах, кольцах и дру­гих снарядах.

Атлетическая гимнастика полезна женщинам. С ее помощью укрепляются опорно-дви­га­тель­ная и мы­шеч­ная системы. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и та­зо­во­го дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.

Спортивныеи под­виж­ныеигрыимеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и по­ло­жи­тель­ные эмоции, они тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и фи­зи­чес­кую работоспособность. Коллективные действия в иг­ре воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе.

Самыми распространенными формами самостоятельных занятий являются прогулки на свежем воздухе и по­хо­ды выходного дня. Прогулки и по­хо­ды бывают пешеходные, велосипедные, автомобильные, лыжные, водные, железнодорожные и ком­би­ни­ро­ван­ные (когда часть пути совершается пешком и часть – тем или иным видом транспорта). Длительное пребывание на свежем воздухе, особенно при походах с ноч­ле­гом под открытым небом и в па­лат­ках, способствует закаливанию организма.

studfiles.net

Физическая культура и спорт в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов.

Особенности бюджета времени студентов.

Перед ВУЗами поставлены задачи по интенсификации и экономизации процесса обучения, которые должны обеспечивать достаточно быстрое протекание учебного процесса с разумным и экономичным использованием сил и возможностей студентов, наиболее целесообразным отбором необходимого учебного материала, реализацией приемов и методов самостоятельной работы без перегрузки и переутомления, с сохранением высокого уровня работоспособности при постоянном и неослабном развитии интереса к изучению науки и овладению специальной подготовкой. Такие условия могут быть обеспечены только комплексом социальных, педагогических, оздоровительных и организационных мероприятий. Их реализация сопряжена с познанием особенностей использования бюджета времени, с организацией режима учебного труда, быта и отдыха студентов.

Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка работой, включая и самоподготовку, в различных ВУЗах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин. Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьиативна и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий – 8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в ВУЗе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа, или в среднем 11 часов в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившись правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.

Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Важно полноценно использовать это время для гармонического развития духовных и физических сил, воспитания общественной активности, не допускать его бесцельных трат.

Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Ритмичная организация всей жизнедеятельности (режима учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительных мероприятий) обеспечивает экономичное расходование нервной энергии, снижает нервно-психическую напряженность.

Между тем, обследование студентов показало, что 60% студентов приступают к самоподготовке в поздние вечерние часы. Работа в это время требует повышенных затрат энергии, что отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала.

У многих студентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежитии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%, не ужинают 16% и около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%, закаливающие процедуры – 0,8%. Очень мало студенты бывают на свежем воздухе. В период экзаменов буквально «затворниками» становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день. Негативное взаимодействие рассмотренных выше факторов, наблюдающееся на протяжении всех лет обучения, может привести к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, нервных заболеваний.

Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование социального здоровья студентов, наибольшее значение имеют режим сна – 24-30%, питание – 10-16%, занятия физической культурой и спортом – 15-30%.

Условия высокой продуктивности учебного труда студентов.

Правильное чередование труда и отдыха, а также смены одних форм труда другими является одним из основных условий продуктивности работы.

Очень важно чередовать работу и отдых в течение учебно-трудового дня. Отдых необходим для сохранения работоспособности, чтобы не допустить глубокого развития утомления. Это условие находит отражение и в приобщении к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеучебное время.

Направленность использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения в ВУЗе.

Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения умственной работоспособности.

Различают отдых пассивный (сон) и активный, связанный с двигательной деятельностью. Смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где соответствующим образом организованные физические нагрузки до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни.

Существуют разнообразные формы использования двигательной деятельности в активном отдыхе: в режиме учебно-трудового дня – утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, учебные (обязательные и факультативные) и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию, занятия на учебных практиках; в свободное от учебных занятий время – в выходные дни (туристические походы, прогулки, спортивные соревнования и другие мероприятия), в студенческих оздоровительных лагерях, в студенческих строительных отрядах.

Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.

Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в период зачетно-экзаменационных сессий, могут создать у студентов нервно-эмоциональное напряжение, которое при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с оптимизацией режима учебного труда и отдыха, могут привести к нарушению психики человека.

Экзаменационная ситуация характерна известной неопределенностью исхода, что делает ее сильным эмоциональным фактором. В то же время экзамены являются определенным стимулом к увеличению объема и продолжительности работы, к интенсификации учебного труда, к мобилизации всех сил организма.

У многих студентов в это время проявляются отрицательные эмоции – неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и т.д.

Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится активный отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

В этих условиях занятия физическими упражнениями приобретают новое значение – как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нервной активности через движение является наиболее эффективной. Систематическая физическая тренировка повышает устойчивость к отрицательным факторам зачетно-экзаменационного периода. Регулярные занятия физической культурой и спортом, не прерываемые в экзамены, помогают студентам лучше организовать здоровый образ жизни, во многом предотвращая наступление состояния переутомления.

Методические основы использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения.

Использование средств физической культуры в процессе выполнения учебно-трудовой деятельности.

В процессе умственной деятельности студентов основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения.

Физкультурная пауза – это организованное выполнение физических упражнений в режиме учебного дня, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления и способствующее поддержанию высоко работоспособности без перенапряжения. Исследования показывают, что использование 5-10 минутных физкультурных пауз оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности студентов, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физкультурную паузу следует проводить после 4 часов учебных занятий (10 минут) в периоды, когда близятся или проявляются первые признаки утомления. Необходимо учитывать, что снижение работоспособности тем больше, чем сложнее изучаемый материал и младше курс обучения.

При продолжительной напряженной умственной работе, сопровождаемой эмоциональным напряжением, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными сокращениями отдельным мышечных групп, небольших по массе (например, сгибателей или разгибателей пальцев рук, мимической мускулатуры лица и т.п.).

Учебные и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию в режиме учебно-трудовой деятельности.

В период зачетно-экзаменационных сессий организация занятий и использование физических упражнений имеют свою специфику. Прежде всего они должны быть неотъемлемой частью организации здорового образа жизни и вместе с ежедневной утренней гимнастикой, пребыванием на свежем воздухе до 1,5 часов в день, с правильной организацией сна и питания содействовать успешному подведению итогов учебного труда.

С этой целью занятия (индивидуальные и групповые) можно проводить два раза в неделю, преимущественно на свежем воздухе. В процессе занятий желательно использовать упражнения на расслабление после упражнений статического характера, в интервалах отдыха между повторениями, в заключение занятий. Следует учитывать и благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и т.д.) умеренной интенсивности. Этот эффект тем выше, чем больше мышечных систем вовлекается в активную деятельность. После экзамена с целью ускорения восстановительных процессов и снятия нервного напряжения полезно выполнение умеренных циклических нагрузок до потоотделения.

Игровые виды спорта, а также виды, связанные с единоборством, при прочих равных условиях, предъявляют более высокие требования к психике, нежели другие виды спорта. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их быстрой оценки и организации соответствующих действий, осуществляемых в условиях дефицита времени. Поэтому высокое психическое напряжение, сопутствующее таким занятиям, снижает умственную работоспособность. Вместе с тем непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют работоспособность. Положительное последствие занятий физическими упражнениями и спортом в большей мере проявляется в том случае, когда содержание используемых упражнений достаточно разнообразно и они не носят монотонного характера.

Таким образом, направленность занятий и использование физических упражнений в зачетно-экзаменационный период можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом – как поддерживающую уровень двигательной подготовленности (тренированности).

Использование средств физической культуры и спорта в свободное время.

Здоровый образ жизни подразумевает ежедневное выполнение комплекса двигательных действий и гигиенических мероприятий, обеспечивающих как необходимую дозу двигательной активности, так и возможности полноценного выполнения учебно-трудовых и общественных функций.

Каждый день должен начинаться с утренней гимнастики (зарядки), выполнение которой в течение 20-30 минут и более на воздухе является существенным резервом совершенствования двигательной и функциональной сферы организма.

Учитывая недостаточное пребывание на воздухе, желательно путь от места жительства к месту учебы и обратно выполнять пешком. Трудовой день студентам также желательно завершать перед сном 20-30-минутной прогулкой.

В целом следует учесть, что занятия физическими упражнениями целесообразны в любое время дня с учетом интенсивности, объема и характера, используемых упражнений, текущего состояния организма и взаимодействия влияния этих факторов на учебно-трудовую деятельность студентов. «Дробное» использование физических упражнений в режиме дня не менее эффективно, чем проведение их в один прием. В занятиях необходимо стремиться к тому, чтобы вовлечь в движение все основные мышечные группы до появления ощущения их приятной нагруженности.

В выходной, свободный от учебных занятий день должен быть в большей мере насыщен оздоровительно-физкультурными занятиями и спортивными мероприятиями, чем другие дни. Особенно полезны загородные прогулки, однодневные походы и другие индивидуальные и коллективные мероприятия, организуемые на свежем воздухе, за городом.

Использование средств физической культуры и спорта в оздоровительно-спортивных лагерях.

Создаются в ВУЗах с целью обеспечения условий для организации активного отдыха, укрепления здоровья, совершенствования физической подготовки на основе комплекса ГТО и спортивного мастерства студентов, приобщения их к общественному полезному труду. Лагерь позволяет широко внедрять в режим дня физическую культуру, спорт и туризм и на этой основе значительно улучшать работу по физическому воспитанию студентов в период каникул и осуществлять оздоровительно-спортивную деятельность в неразрывной связи с нравственным и идейно-политическим воспитанием студенческой молодежи.

Расположение таких лагерей на природе, возможность комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических и естественных факторов внешней среды) обеспечивают их высокий оздоровительный и закаливающий эффект. Пребывание в лагере способствует ускорению восстановительных процессов после напряженных экзаменационных сессий, обеспечивает повышенную работоспособность к началу очередного семестра и года.

Вместе с тем следует учитывать, что в лагере ежедневно проводятся разнообразные физкультурные и спортивные мероприятия, общая продолжительность которых составляет в среднем 4-5 часов в день.

Тренировочные занятия должны быть продолжены в ВУЗе или самостоятельно.

Использование средств физической культуры и спорта в студенческих строительных отрядах.

В распорядке дня студенческих строительных отрядов средства физического воспитания используются для активного отдыха, организации здорового быта, спортивного совершенствования и воспитания студентов. В режим дня входят организованная утренняя гимнастика, физкультурные паузы в процессе труда, тренировочные занятия, массовые физкультурные и спортивные мероприятия после завершения трудового дня и в выходные дни. Проведение всех мероприятий силами студенческого актива повышает его методические и организаторские умения в физическом воспитании.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа в студенческих общежитиях.

Организация и проведение массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в студенческих общежитиях предусматривает решение следующих задач:

- укрепление здоровья и повышение уровня физического развития студентов, проживающих в общежитии, путем вовлечения их в физкультурно-оздоровительные мероприятия;

- ориентацию активного отдыха и досуга студентов; воспитание у студентов прочной привычки систематических занятий утренней гигиенической гимнастикой, другими формами физических упражнений, спортом и туризмом; подготовку студентов к выполнению требований и норм комплекса ГТО, повышение уровня их спортивного мастерства;

- подготовку спортивного актива и привлечение его к конкретной работе в качестве физкультурных организаторов, общественных инструкторов и тренеров, спортивных судей.

Оздоровительная, физкультурная и спортивная работа в общежитиях ВУЗов должна носить массовый характер и проводится в доступных формах, обеспечивающих привлечение к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях всех студентов.

Вывод

Физическая культура служит важнейшим фактором становле­ния активной жизненной позиции. Занятия оздоровительной физической культурой положительно влияют как на организм человека, так и на формирование личности человека в целом.

Физическая культура играет значительную роль в подготовке будущего специалиста, так как работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

Физическая культура и спорт средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Правильная организация умственной работы и отдыха – важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами.

Физическая культура часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

studfiles.net

Физическая культур1

studfiles.net

Физическая культура

Что является основным показателем физического совершенства человека? здоровье Какие физические упражнения наиболее эффективны в оздоровительной тренировке? циклические Где и когда состоялись первые Олимпийские Игры современности? в Афинах 1896 г. Что не относится к важнейшим факторам обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов? духовно-нравственная деятельность студентов Что из перечисленного относится к объективным данным самоконтроля? масса тела Какое высказывание о роли физической культуры в укреплении и сохранении здоровья сформулировано неверно? физические упражнения не способствуют продлению творческой активности человека Как называются реакции, совершающиеся в бескислородной среде? анаэробные реакции Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия? физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания и направлено на физическое совершенствование, а трудовое двигательное действие ¾ в соответствии с закономерностями производства и направлено на предмет труда В какую группу входят следующие факторы риска нерациональное питание, стрессовые ситуации, чрезвычайно высокий уровень урбанизации? образ жизни Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся? принцип динамичности Кто считается основателем международного студенческого спортивного движения? Жак Птиаж Какая разновидность производственной гимнастики выполняется до начала работы с целью активизации деятельности организма и сокращения времени врабатывания в начальном периоде рабочего дня? вводная гимнастика Каково основное значение витаминов для организма? регулируют реакции обмена веществ Как называется способность человека перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки? ловкость Что отражает функциональная подготовленность? состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т. е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем) Как быстро с возрастом теряется гибкость? быстрее других физических качеств Что такое производственная гимнастика? физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний Какие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение? все перечисленные факторы Что практикуют в качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по профессионально-прикладной физической подготовке? соревнования в профессионально-прикладных упражнениях Какое зачетное требование, предъявляемое к студентам по физической культуре, сформулировано неверно? посещение не менее 50% занятий Где и когда был основан первый студенческий спортивный клуб? в университете г. Берна в 1816 году В каких видах спорта ярко выражено целостно-акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности? в профессионально-прикладных видах спорта После подъема на 4-й этаж ваш пульс составил 105 уд/мин. Каково состояние вашей сердечно-сосудистой системы? хорошее К группе каких методов физического воспитания относятся игровой и соревновательный методы? к методам частично регламентированного упражнения Когда и где состоялась первая Всемирная летняя Универсиада? в 1959 году в Турине Какова основная цель врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов вузов? содействие максимальному использованию средств и методов физической культуры и спорта для укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей организма для достижения ими высоких спортивных результатов Соответствует ли изменение физической работоспособности студентов в течение учебной недели динамике их умственной работоспособности? да, соответствует Какие функции физической культуры направлены на организацию содержательного досуга, а также на предупреждение утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма? рекреативные и оздоровительно-реабилитационные Что такое абсолютная сила мышц человека? сила мышц, необходимая для преодоления максимального сопротивления (пружины динамометра или веса штанги) Что не относится к основным причинам, вызывающим трудности при переходе на вузовские формы обучения (по данным опроса студентов первокурсников)? необходимость налаживать межличностные отношения Какой пункт итоговой аттестации по учебному предмету «Физическая культура» сформулирован неверно? студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической подготовке (не ниже «хорошо»), предусмотренных в последнем семестре К каким методам физического воспитания относятся методы строго регламентированного упражнения и методы частично регламентированного упражнения? к практическим методам Что в комплексе ритмической гимнастики относится к упражнениям вводной части? ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движения рук и головы, выпады, наклоны, приседания Что включает в себя специальная физическая подготовка? воспитание физических качеств, обеспечивающее развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности К какой группе профессий относятся рабочие-станочники? к профессиям, связанным со всевозможными станками, механическими приспособлениями и инструментами Какова норма потребления белков в день для взрослого человека? 80-100 г Что собой представляет изометрическая физкультминутка? физические упражнения, включающие в себя упражнения в самосопротивлении и напряжении отдельных мышечных групп в положении сидя Какой минимальный перерыв рекомендуется делать между окончанием занятий физическими упражнениями и приемом пищи? 20-30 минут Что такое оздоровительная тренировка? система физических упражнений, направленных на повышение физического состояния до безопасного уровня, гарантирующего здоровье Что является целью самоконтроля? самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям гуманитарных и подобных профессий? первый вариант ППФП Что из перечисленного не относится к социально обусловленным факторам физического состояния человека? наследственность Какая общественная организация в масштабах России занимается развитием и управлением студенческого спорта? Российский студенческий спортивный союз (РССС) Разделение каких разновидностей спорта в настоящее время очень условно? олимпийского и профессионального спорта К какой группе профессий относятся следующие из них инженеры, врачи, техники, программисты, научные работники, операторы, преподаватели? к профессиям, связанным с умственным трудом Что из перечисленного не относится к видам производственной физической культуры (ПФК) во внерабочее время? занятие массовым спортом Что не относится к показателям физического совершенства? деловая активность Как называется комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения? физические способности Что такое массовый спорт (спорт для всех)? регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства Какой вид спорта не является собственно-прикладным для готовящихся стать профессиональными водителями автотранспорта? планерный спорт Какой симптом наблюдается при I степени переутомления, когда временами ощущается тяжесть в голове? вегетативные сдвиги С чем должна быть тесно связана профессионально-прикладная физическая подготовка? с общей физической подготовкой (ОФП) Что из перечисленного относится к субъективным данным самоконтроля? самочувствие Какого вида педагогического контроля не существует? контроля над техникой упражнений Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека? влияют отрицательно Какой симптом наблюдается при обычной нагрузке II степени переутомления? появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке Какой спорт по-другому называют зрелищно-коммерческим? профессиональный спорт На каком этапе обучения формируется двигательный навык? при совершенствовании движения Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей? 40-50 сек С чем неразрывно связаны природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека? с вопросами экологического характера Что такое физическое воспитание? педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания Какие волокна мышц обладают более быстрой сократительной способностью? белые волокна Что образуется при окислении углеводов и жиров? углекислый газ и вода Почему кости детей более эластичны и упруги? в них преобладают органические вещества Что из перечисленного не относится к «малым формам» занятий физическими упражнениями в режиме учебного труда студентов? оздоровительная гимнастика Началом чего послужили курсы шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы студентом юридического факультета в Санкт-Петербургском университете И. В. Лебедевым? началом систематического физического воспитания студентов в России Что является важнейшей специфической функцией физической культуры? создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также развития волевых и физических качеств занимающихся? в основной Какие виды спорта являются собственно-прикладными для военнослужащих и оперативных работников органов МВД? ряд прикладных спортивных многоборий и единоборств Какой вид мышечной силы человека характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза? абсолютная сила Что из перечисленного не относится к формам оздоровительно-реабилитационного направления в нашей стране? занятия массовым спортом Что такое спорт? составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека Чем характеризуется метод изокинетических усилий? постоянной скоростью движения Основной определяющей чертой какого метода физического воспитания является сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение? соревновательного метода Какой учет тренировочной нагрузки позволяет анализировать показатели тренировочных занятий? текущий учет Как называется привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения? осанка Что такое моторная плотность урока (занятия)? отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к общему времени занятий Какое воздействие на организм студентов оказывает вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности? сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга, что снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность Сколько мышц насчитывается у человека? около 600 Когда рекомендуется объявлять отбой студентов в оздоровительном спортивном лагере? в 22.30 Что такое утомление? функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности Какая фаза аэробных упражнений направлена на то, чтобы, во-первых, размять и разогреть мышцы спины и конечностей, во-вторых, вызвать некоторое учащение ЧСС так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе? разминка Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы? да В какое учебное отделение распределяются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе? в спортивное отделение Как называется система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т. п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем? аэробика К каким факторам, влияющим на работоспособность человека, относятся степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.? к факторам физического характера Что такое диагностика состояния организма человека? процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании Разница в пульсе при ортостатической пробе составила 10 уд/мин. О чем это свидетельствует? о хорошей физической тренированности Что такое здоровье человека (по определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения)? состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов Что относится к скрытым трудностям обучения в вузе? обстоятельства студенческой жизни, кажущиеся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект Что такое физическое упражнение? двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями Какое значение спорта способствует привлечению к занятиям физическими упражнениями? агитационное значение спорта Какой показатель является наиболее интегральным показателем физического здоровья здорового человека? максимальное потребление кислорода (МПК) Что такое организм? единая, целостная, сложно устроенная, саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей Когда появились первые оздоровительные лагеря? в 1956-1957 гг. К какой группе упражнений на развитие ловкости относятся акробатические упражнения (по классификации А. А. Тер-Ованесяна)? к упражнениям, предъявляющим высокие требования к координации и точности движений Какая форма грудной клетки чаще всего наблюдается у спортсменов? цилиндрическая К каким факторам, влияющим на работоспособность человека, относятся самочувствие, настроение и мотивация? к факторам психического характера Что является основным средством физического воспитания? физическое упражнение Что из перечисленного не является составной частью двигательной активности человека? физическая активность, осуществляемая в процессе научно-исследовательской деятельности Какое направление системы оздоровительной физической культуры представляет собой отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения)? оздоровительно-рекреативная физическая культура Как называется разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным бегом (без пауз и остановок для объяснения упражнений)? ритмическая гимнастика Какова типичная динамика умственной работоспособности студентов в течение учебной недели? понедельник ¾ врабатывание; вторник, среда, четверг ¾ период высокой и устойчивой работоспособности; пятница, суббота ¾ снижение работоспособности Какой принцип обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовывать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функцию? принцип оздоровительной направленности Что такое должная величина МПК (ДМПК)? средние значения нормы для данного возраста и пола Какова основная функция гигиенической физической культуры? оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха Какой методический принцип физического воспитания предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий? принцип доступности и индивидуализации Для какой группы студентов с целью проведения практических занятий по физической культуре и спорту создано специальное отделение? для студентов, отнесенных по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу с учетом пола и характера заболеваний Как называется система врачебных мероприятий, направленных на укрепление здоровья спортсменов, длительное сохранение их высокой спортивной работоспособности, на предупреждение и выявление ранних признаков нарушений в состоянии здоровья, перетренированности и перенапряжения? диспансерное наблюдение Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям тех профессий, где значение ППФП очень велико (например, в подготовке летного состава в авиации, подводников, космонавтов и т. п.)? третий вариант ППФП Когда рекомендуется объявлять подъем студентов в оздоровительном спортивном лагере? в 6.30 Что является целью физического воспитания в вузе? содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов Какое направление оздоровительной физической культуры применяется для восстановления функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм? спортивно-реабилитационная физическая культура Представители какой группы профессий поднимают за смену несколько тонн условного груза в положении стоя, прилагая очень большие физические усилия? профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, с большими энергетическими затратами Кто не имеет права участвовать в Универсиадах? абитуриенты Какова наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде? активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями Какой осмотр при оценке физического развития дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку? внешний осмотр (соматоскопия) Что из перечисленного не является функцией питания? двигательная функция Наступление какого утомления не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые накапливаясь, могут приводить человека к заболеваниям? наступление нервного (умственного) утомления Что такое брадикардия? редкий пульс На что направлены физические упражнения студентов в режиме дня? на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание Что собой представляют дополнительные врачебные обследования? обследования, которые проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при интенсивных систематических тренировках Какой вид адаптации не имеет особого значения для становления личности специалиста? филогенетическая адаптация Каким этапом в обучении движениям является разучивание? вторым этапом Как называют людей, у которых пик работоспособности приходится на утренние часы? «жаворонками» В соответствии с каким принципом происходит выбор средств физического воспитания и регулирование физических нагрузок? в соответствии с принципом оздоровительной направленности Какой спорт представляет собой на сегодняшний день единственную модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека? спорт высших достижений Что такое гомеостаз? совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.) Влияет ли уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе на состояние их здоровья? да Что из перечисленного не участвует в соединении костей скелета между собой? сосуды Что понимают под техникой двигательного действия? наиболее целесообразный способ управления движениями Какой формы самостоятельных занятий по физической культуре не существует? вечерней гигиенической гимнастики Какой тип осанки считается нормальным? прямой Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт? коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий На каком расстоянии нужно располагать книгу при чтении? 25 см Что считается основной формой организации систематических занятий по физическому воспитанию? урочная форма Какой должна быть мощность тренировочной нагрузки (в % к максимальному уровню физической работоспособности) в оздоровительной тренировке? 50-70% от максимальной физической работоспособности Что из перечисленного не относится к основным физиологическим показателям, которые необходимо учитывать при оценке степени тяжести труда? температура тела Для соблюдения какого методического принципа физического воспитания преподаватель должен «...довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения»? принципа сознательности и активности Как называется отделение для проведения практических занятий по физической культуре и спорту для студентов с ослабленным здоровьем и со слабым физическим развитием? подготовительное отделение Что такое физическое развитие? закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания Какая фаза изменения работоспособности студента в течение учебного дня характеризуется постепенным повышением работоспособности и образованием рабочей доминанты? врабатывание Что называется физкультурной паузой? комплекс из 7-8 гимнастических упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 минут с целью срочного активного отдыха, предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине? относительная сила мышц Как называется количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха? жизненная емкость легких В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся? в подготовительной Какой принцип не входит в основу отечественной системы физического воспитания? принцип научности Признаками какого типа сложения человека являются короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура? гиперстенического типа У кого из спортсменов зарегистрированы самые высокие показатели максимального потребления кислорода (МПК)? у представителей циклических видов спорта ¾ мастеров международного класса, находящихся в момент исследования в состоянии наилучшей спортивной формы Что такое физическое совершенство? процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей Какой спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни? массовый спорт Что имеет важнейшее значение для рационального построения профессионально-прикладной физической подготовки? обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки Какой эффект должен достигаться при решении любых специальных задач физического воспитания? оздоровительный эффект Физиологической основой какого методического принципа физического воспитания является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы)? принципа систематичности К какой группе профессий относятся следующие из них каменщик, грузчик, лесоруб, кузнец, формовщик? к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом, с большими энергетическими затратами На сколько групп можно условно разделить профессии по видам труда? на 4 группы Как называются упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности или в экстремальных условиях, вероятных в ней? общеприкладные упражнения Что является одним из обязательных условий при занятиях физической культурой и спортом? тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся Какой метод развития выносливости в основном направлен на повышение функциональных возможностей сердца и является небезопасным для организма? интервальный метод тренировки Какой эффект является важным социально-психологическим феноменом в спорте? эффект соперничества Для какого рода деятельности характерна малая мышечная нагрузка, работа в сидячем положении, реже ¾ стоя, и большое нервно-мышечное напряжение? для профессий, связанных с умственным трудом На сколько, по данным научных исследований, в настоящее время зависит здоровье человека от деятельности медицинских учреждений? на 10-15% Сколько калорий необходимо потреблять в течение рабочего дня (8-10 ч) мужчине, занимающемуся умственным и физическим трудом? 118 г белков, 56 г жиров, 500 г углеводов (около 3000 ккал.) Что из перечисленного не относится к системам дыхательной гимнастики? аэробные упражнения К. Купера Как называется специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функции организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин? оздоровительно-реабилитационная физическая культура В какие периоды в течение учебного года у студентов происходит максимальное снижение умственной и физической работоспособности? в период экзаменов (в 1 и 2 полугодиях) Как называются комплексы специальных гимнастических упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, или связанное с ним время с целью повышения общей и специфической работоспособности при производственно-трудовой деятельности, а также с профилактической, восстановительной и компесаторно-корригирующей целью? производственная гимнастика Как называется система физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма? шейпинг Что из перечисленного не относится к основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным эффектом? ритмичный бег Какой спорт по-другому называют олимпийским? спорт высших достижений Как называются физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний? производственная гимнастика Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения? влияет положительно Сколько раз в неделю рекомендуется проводить самостоятельные тренировочные занятия индивидуально или в группе? 3-4 раза в неделю От чего существенно зависит результативность многих видов профессионального труда? от специальной физической подготовленности На чем в основном базируется методика профессионально-прикладной физической подготовки? на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания Какие по форме упражнения используют в процессе профессионально-прикладной физической подготовки для воспитания общей выносливости? аэробный бег и другие упражнения циклического характера В какой части самостоятельного тренировочного занятия изучаются спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развитие волевых и физических качеств? в основной части Когда в нашей стране начала формироваться профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)? в 30-е гг. ХХ в. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады (летние и зимние)? один раз в два года (каждый нечетный год) Как называется программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме к вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп? калланетика Через какой промежуток времени после начала учебы в течение учебного дня у студентов проявляется оптимальная (устойчивая) умственная работоспособность? 1,5-3,0 ч Какое утверждение о средствах достижения безопасного уровня здоровья сформулировано неверно? эффективные средства в объеме учебной программы вполне позволяют достичь безопасного уровня здоровья Какова цель профессионально-прикладной физической подготовки? достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности Что такое физическая подготовка? направленный процесс развития физических качеств, необходимых для успешной спортивной деятельности Какие наиболее значимые ценностные ориентации студентов младших курсов выявились в ходе одного из социологических исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций современной молодежи в области физической культуры и здорового образа жизни? наличие хороших и верных друзей; здоровье; любовь Какая ткань тела потребляет значительно больше кислорода по сравнению с другими? мозговая ткань Что используется в качестве энергетического материала при состоянии покоя и выполнении длительной малоинтенсивной физической работы? жиры Что из перечисленного не относится к объективным признакам переутомления? повышение сопротивляемости организма инфекциям Какой раздел программы по физическому воспитанию студентов не имеет отношения к учебному материалу? научно-исследовательский Какой метод является наиболее эффективным в оздоровительной тренировке? дистанционный равномерный метод Роль каких методических принципов значительно возрастает в оздоровительно-реабилитационной физической культуре? принципов индивидуализации и постепенного повышения нагрузок Что происходит с состоянием здоровья студентов от поколения к поколению по показателям эмоциональных и вегетативных нарушений? оно в основном ухудшается Какой подход чаще всего выражен в комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики? аналитический подход Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы? во второй половине дня Что такое плотность урока? отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) Какое активное физическое упражнение не относится к упражнениям в виде естественных движений? упражнение, выполняемое на тренажерном устройстве Что является основной формой врачебного контроля? врачебные обследования С какой целью проводится педагогический контроль? чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий Как отличаются расходы энергии в покое у тренированных и нетренированных людей? общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10% (15%) К представителям каких профессий можно отнести студентов по характеру проявления психофизических качеств? к представителям профессий, чей труд вызывает постоянное умственное напряжение и требует длительного внимания Что такое «мертвая точка»? временное снижение работоспособности Сколько веса всех мышц приходится на нижние конечности? более 50% Что такое физическая культура? часть общей культуры общества, отражающая способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности Какая страна стала первой страной, организовавшей ассоциацию студенческого спорта в 1905 году? США Что означает социально-психологическая адаптация для становления личности специалиста? интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения Какая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения? дидактическая адаптация Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности? не менее 1200-1300 ккал. в сутки Как изменяются объективные показатели функционального состояния человека в условиях соревновательной обстановки? ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20-30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение Что из перечисленного не является отличительной чертой соревновательной деятельности? соревновательная деятельность характеризуется повышенным уровнем риска Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)? спорт, который предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях Какой общественный орган руководит международным студенческим спортивным движением? Международная федерация университетского спорта (FISU) К какой группе профессий относятся рабочие конвейеров и автоматических линий? к профессиям, связанным с легкими однообразными движениями Какая форма врачебного контроля позволяет составить представления о правильности и эффективности проведенных занятий физической культурой и спортом? повторные (ежегодные) врачебные обследования К какой группе физических способностей относятся силовые способности? к мышечной силе Какой метод оценки физического развития основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой; эта связь может быть положительной, когда при увеличении, например роста, увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого? метод корреляции В каком году Москва принимала Всемирную летнюю Универсиаду? в 1973 году Какой контроль в процессе физического воспитания направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на систему организма человека посредством физических упражнений? врачебный контроль Что такое общая физическая подготовка? процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека Что понимают под быстротой человека? способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени Что понимается под двигательной активностью (ДА) человека? сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности Занятия в каких группах имеют целью укрепить защитные свойства организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов и условий производства, повысить уровень общей подготовленности, противодействовать появлению преждевременных признаков старения? в группах здоровья Какой метод развития силовых способностей основан на стандартном стимулировании мышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела? ударный метод В какое время студенту следует проводить вечернюю работу? в период с 17 до 23 часов Как называется состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности? гипокинезия Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей? до 90 сек и более Известно, что занятия физическими упражнениями способствуют формированию определенных свойств личности. Какой из приведенных ниже видов спорта в большей степени формирует настойчивость? бег на длинные дистанции (циклический вид спорта) Для реализации какого методического принципа физического воспитания на практике применяются показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы; видеофильмы; звуковая и световая сигнализация? принципа наглядности Каково соотношение двигательной активности и умственной работоспособности, интеллекта? отставание детей в физическом развитии, как правило, сопровождается задержками психического развития Какая физкультминутка проводится в середине третьей лекции и может быть использована вместо физкультурной паузы, если та по какой-то причине не проводится? физкультминутка общего воздействия Какие оздоровительные мероприятия направлены на широкое привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности? массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия При использовании какой методики для обеспечения определенного уровня суточной двигательной активности (СДА) фиксируется продолжительность конкретного вида деятельности и отдыха, чередование физических нагрузок разной интенсивности и отдых? хронометража Какой принцип при определении содержания работы в разных учебных отделениях является основным при организации физического воспитания в вузе? дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу К какому виду мускулатуры относятся скелетные мышцы? к поперечно-полосатой мускулатуре Что из перечисленного не предполагает здорового образа жизни? минимальная физическая нагрузка Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки? комбинированный Что понимают под выносливостью человека? способность успешно выполнять движения, несмотря на наступающее утомление Какая задача профессионально-прикладной физической подготовки приобретает особое значение тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т. д.)? повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья Какое значение спорта способствуют приобщению занимающихся к интересам коллектива, воспитанию духовных качеств (самообладание, воля, самоорганизация и пр.), стимулируют эмоциональную активность? воспитательное значение спорта Какова продолжительность работы в зоне умеренной мощности? 50 мин и более При каком режиме работы мышц длина мышцы увеличивается? при уступающем режиме работы мышц Что не относится к субъективным факторам, отражающимся на психофизическом состоянии студентов? величина учебной нагрузки Какой вид силовых способностей человека проявляется при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе? скоростно-силовые силовые способности Как называется система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения? аквааэробика Какой формы врачебного контроля не существует? контрольного обследования Какой вид спорта может отрицательно повлиять на формирование осанки? езда на велосипеде Какой вариант сочетания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и общей физической подготовки (ОФП), предлагаемый В. И. Ильиничем, является промежуточным и применим к тем профессиям, где условно роль ОФП и ППФП примерно равны? второй вариант Какое значение спорта способствует развитию интереса к крупнейшим международным соревнованиям, особенно к Олимпийским Играм, которые транслируются по телевидению? спорт как средство удовлетворения зрелищных запросов человека Что является главным источником энергии в организме? углеводы Сколько мышц в теле человека? примерно 600 Что из перечисленного не составляет массу тела? кожный покров

Роль физических упражнений в режиме дня студентов

Российская  Федерация

Московская финансово  юридическая академия

 

 

Реферат

по дисциплине:

 «Физическая культура»

 

На тему:

«Роль физических упражнений в режиме дня студентов»

 

 

 

                                               

 

 Выполнила: Калдарова С.М.

                                                     Группа: БУЗ 8881

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Режим дня………………………………………………………………………..3

2. Гигиена умственного труда……………………………………………..6

3. Правильное питание………………………………………………………..9

4. Сон, здоровье, работоспособность……………………………….14

5. Привычки и здоровье студента……………………………………..16

6. Физическая культура в обеспечении здоровья студентов………………………………………………………………………….. 21

Список использованной литературы………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала-живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

В своем реферате я попытаюсь  раскрыть основные положения здорового  образа жизни студентов, а также  покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении  здоровья студентов.

1.Режим дня

Четкое выполнение хотя бы в течение  нескольких не-дель заранее продуманного и разумно составленного рас-порядка дня поможет студенту выработать у себя дина-мический стереотип. Его физиологическая основа -- фор-мирование в коре больших полушарий определенной по-следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Организация рационального режима дня должна про-водиться с учетом особенностей работы конкретного выс-шего учебного заведения (расписания занятии), опти-мального использования имеющихся  условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и  био-ритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологиче-ские часы -- счетчики времени, согласно которым орга-низм периодически и в определенных параметрах изме-няет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня  к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура  воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмо-сферное давление, интенсивность космического излуче-ния. Эти природные явления в процессе эволюции чело-века способствовали выработке соответствующих адап-тационных изменений в физиологических функциях. Науке известно до 100 таких п.-шепешш. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16---20 ч, и понижа-ется ночью.

Например, у большинства людей  наименьшая био-электрическая активность головного мозга фиксируется в 2--4 часа ночи. Это является одной из причин увеличе-ния числа ошибок при умственном труде поздним вече-ром и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать своп организм большим (ргзпчсским нагрузкам. Капил-ляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у че-ловека высокая физическая работоспособность), а суже-ны -- в 2 ч ночи.

 

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температу-ра тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая--в 17--18 ч. Суточные ритмы отличаются вы-сокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерно-сти, человек может правильнее построить свой режим дня.Следует также учитывать, что далеко не у всех лю-дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче-ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела-ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска-чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.Однако с помощью волевых усилий человек в состоя-нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включают-ся мощные адаптивные механизмы организма.Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

В табл. 1 и 2 предлагается приблизительный распо-рядок дня для студентов, занимающихся в разные смены.

Таблица 1

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

Время суток, ч

Элементы  режима дня

7.00--7.05   Подъем, уборка постели

7.05--7.15   Утренняя гимнастика

7.15--7.20   Умывание, закаляющие процедуры

7.20--7.45   Завтрак

7.45—8.00     Ходьба пешком в институт

8.00--13.30   Учебные занятия

13.30--14.30    Обед, прогулка на свежем воздухе

14.30--15.00   Послеобеденный отдых

15.00--16.30   Самоподготовка

16.30--18,30  Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3--5 раз в неделю)

 

18.30--19.30   Ужин, отдых

19.30--21.00   Самоподготовка

21.00--22.50   Прогулка, культурно-развлекательная про-грамм

23.00   Отбой 

Таблица 2

Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

Время суток, ч

Элементы  режима дня 

8.00--8.05   Подъем, уборка постели

8.05--8.55  Утренняя зарядка повышенной трудности (бег, гимнастика на свежем воздухе)

8.55--9.00   Умывание, закаливающие процедуры

9.05--9.30   Завтрак

9.30--11,30  Самоподготовка

11.30--13.00   Занятия в спортивной секции (3--5 раз в неделю)

13.00--13.55   Обед, прогулки на свежем воздухе

14.00--19.00   Учебные занятия

19.00--20.00   Прогулка на свежем воздухе, ужин

20.00--21.30   Культурно-развлекательная программа

21.30--22.30   Самоподготовка

22.30--23.25   Чтение, прогулка на свежем воздухе, под-готовка ко сну

23.30   Отбой 

Помимо разумного распорядка дня  я считаю нужным выделить следую-щие составные части рационального образа жизни сту-дента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правиль-ное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек. Эти части будут рассмотрены подробнее далее в данном реферате.

 

 

2. Гигиена умственного труда

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится  легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со-беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ-ционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда  операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто-рение пройденного  материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод  иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло-гические механизмы мозга работают с большим напря-жением. Эффективно подобная деятельность может про-должаться 1,5--2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста-рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз-мов, осуществляющих процессы мышления и запомина-ния.

Знание приведенной классификации  должно помочь студентам правильно  организовать свой учебный труд. Специалисты  по гигиене умственного труда  считают, что при оперативном  мышлении целесообразно делать пере-рывы через 1,5--2 ч, а при третьем виде умственной дея-тельности -- через 40--50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. По-этому 5--10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умст-венной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму  полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса  гимнастических упражнений. Научными ис-следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного тру-да оказывают физические факторы внешней среды. Уста-новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18--22°, а относительная влажность--50--70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе-ратурой 25--27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу-дистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как  уже отмечалось, отлича-ются особенно интенсивным энергетическим обменом.

 

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении  с нормальным содержанием кис-лорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли уста-новить, что уже после первой лекции содержание диокси-да углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15--0,45 %, т. е. увеличивается в 5--15 раз по сравне-нию с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных за-лах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличива-ется окисляемость воздуха, возрастает концентрация ам-миака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости  проветривать ауди-тории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие  шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40--50 дБ. По данным гигиены  труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние орга-низма, превышение этого показателя снижает трудоспо-собность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об исполь-зовании музыки в процессе умственного труда. Венгер-ский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негром-кой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздейст-вие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая  мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казан-ском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исход-ный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию--проверке пре-подавателем их знаний по иностранному языку с простав-лением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в те-чение 2,5--3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действо-вала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по-низилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восста-навливался уровень эмоционального состояния.

Гигиена умственного труда предъявляет  требования и к одежде. Важно, чтобы  она свободно облегала тело, во-ротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосу-ды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто прихо-дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну-той спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется поз-воночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75--80°) и при-поднятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за пра-вильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку  для книги. Вместо подставки можно  использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и осла-бит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие реко-мендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно-го сна, так н после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя  индивидуальный ритм работы. Оптимальным  ученый считает равномерный, средний  темп. Утомляет неритмичность и  чрезмерная скорость умственного  труда. При этом быстрее наступа-ет утомление.

stud24.ru


Смотрите также