Тренажер для мозга N-Back Brain Workshop. N back упражнения


Тренажер для мозга N-Back Brain Workshop – Мастерская самообразования

Возможно, вы уже слышали о работах профессора Мичиганского университета Джона Джонидеса (John Jonides), который исследовал удивительное влияние упражнений N-Back на рабочую (краткосрочную) память человека и т.н. «текучий» интеллект, который определяет нашу способность логически мыслить и находить решения новых проблем.

Потренировать свой мозг с помощью технологии N-Back вы можете прямо сейчас – благодаря бесплатной компьютерной программе Brain Workshop (скачать – здесь, популярное описание эффекта – здесь). С одной стороны, программа работает предельно просто: в ней всего несколько команд. Но, с другой стороны, интуитивно понятным ее интерфейс никак не назовешь. Поэтому я счел необходимым перевести на русский короткую инструкцию по использованию Brain Workshop для тех, у кого трудности с английским.

Dual 1-Back

Лучше всего начать с самого простого режима – Dual 1-Back.

1. Загрузите Brain Workshop.2. Нажмите «пробел» на компьютерной клавиатуре.3. Нажмите клавишу «M» для переключения в ручной режим.4. Нажмите F1 для уменьшения уровня программы до 1.5. Нажмите «пробел», чтобы начать сессию Dual 1-Back. Продолжительность каждой сессии – 1 минута.

Каждые три секунды будет появляться синий квадрат, и это будет сопровождаться озвучиванием буквы.

  • Нажмите на компьютерной клавиатуре клавишу «А», если синий квадрат появится в том же положении, что и 1 ход назад (т.е. квадрат появится в одном и том же положении два раза подряд).
  • Нажмите клавишу «L», если вы услышите ту же букву, которая звучала ход назад (т.е. вы услышите одну и ту же букву два раза подряд).

Слово Dual в названии игры означает, что вам необходимо реагировать на два различных динамических раздражителя: положение квадрата и озвучивание букв. Слово 1-Back означает, что вам нужно помнить, что было ход назад.

Легко выполнить эту задачу, сосредоточившись только на одном раздражителе: на изменении положения квадрата либо на звучащих буквах. Сложно выполнить и то, и другое одновременно.

Dual 2-Back

Программа Brain Workshop стартует в режиме Dual 2-Back по умолчанию. Этот режим значительно сложнее режима Dual 1-Back. Не расстраивайтесь: практикуя это упражнение на пределе ваших возможностей, вы сможете значительно улучшить ваш «текучий» интеллект!

Убедитесь, что игра загружена в режиме Dual 2-Back. Если это не так, используйте кнопки F1 и F2 для регулирования уровня игры (примечание: эти клавиши будут работать только в ручном режиме).

Нажмите «пробел», чтобы начать сессию. На этот раз вы должны помнить положение квадратов и звучание букв не один, а два хода назад.

  • Нажмите клавишу «А», если синий квадрат появится в том же положении, в котором он был два хода назад (т.е. между двумя повторяющимися положениями квадрата было одно случайное).
  • Нажмите клавишу «L», если вы услышите ту же букву, которая звучала два хода назад (т.е. между двумя одинаковыми буквами прозвучит одна случайная).
Dual 2-BackDual 2-Back

Если это упражнение покажется вам слишком сложным, попытайтесь для начала сосредоточиться лишь на одном из сигналов (положении квадрата либо звучании букв).

Предположим, первая буква – «А», вторая – «B». На третьем ходе вновь прозвучала буква «A». Поскольку повторилась буква, которая звучала два хода назад, нажмите на компьютерной клавиатуре клавишу «L». Теперь предположим, что на следующем ходу вновь прозвучит буква «B». Поскольку эта буква тоже звучала два хода назад – снова нажмите клавишу “L”.

Вот еще один пример.Первый ход: звучит буква «C».Второй ход: «R».Третий ход: «T».Четвертый ход: «R».Пятый ход: «Т» (нажмите «L», поскольку буква «T» звучала 2 хода назад).Шестой ход: «Т».Седьмой ход: «S».Восьмой ход: «C».Девятый ход: «S» (нажмите «L», поскольку буква «S» звучала 2 хода назад).

Когда вы отработаете навык реагирования на звуковой раздражитель, попробуйте переключить ваше внимание на позицию квадрата. После некоторой практики попробуйте реагировать на оба раздражителя одновременно.

Так как вы с самого начала перешли на ручной режим, программа не изменит уровень игры автоматически. Нажмите клавишу «M», чтобы выйти из ручного режима. Теперь уровень игры будут корректироваться автоматически, в соответствии с достигнутыми результатами. Так, когда вы достигнете достаточно высоких показателей в Dual 2-Back – вы подниметесь на следующий уровень Dual 3-Back (где нужно будет отслеживать повторение раздражителей, имевших место 3 хода назад). Испытайте себя и стремитесь к достижению самого высокого уровня!

Наилучший способ извлечь выгоду из программы Brain Workshop

Научные исследования показывают линейную корреляцию между временем, в течение которого человек практикует Dual N-Back, и усилением его «текучего» интеллекта. Другими словами, чем больше вы тренируетесь, тем лучше ваша память и сильнее интеллект.

Стремитесь проводить 20 сеансов в день (около 25 минут в общей сложности) 4 или 5 раз в неделю. Индикатор «Sessions Today» в правом верхнем углу программы Brain Workshop предоставляет удобный способ следить за достигнутыми результатами. В оригинальном исследовании участники показали 40% прирост уровня развития «текучего» интеллекта после 19 дней ежедневной практики.

Интенсивное обучение каждый день без перерывов может оказаться не оптимальным: нашему мозгу требуется время, чтобы учиться, адаптироваться и изменять себя. График тренировок по 4–5 дней в неделю представляется самым эффективным.

Самая трудное – придерживаться графика постоянно. Попробуйте скооперироваться с кем-то еще, кто заинтересован в развитии своего интеллекта. Отчитывайтесь друг перед другом, насколько добросовестно вы выполняете свой план и каких результатов добиваетесь.

Некоторые люди благодаря регулярной практике способны достичь уровня 6-, 7- или даже 8-Back, а максимальный уровень, о достижении которого известно на сегодняшний день – 11-Back!

Следующие советы по улучшению собственного здоровья помогут вам достичь оптимальной умственной активности, добиться успехов в профессиональной деятельности и повысить свое благосостояние:

1. Придерживайтесь сбалансированной диеты с большим количеством зелени и нерафинированных продуктов, богатых питательными веществами.2. Побольше спите. Высокое качество сна очень важно для процесса обучения, хорошо сказывается на регенеративных системах вашего тела, повышает настроение и улучшает внимание.3. Регулярные занятия аэробикой улучшают кровоток к мозгу и стимулируют рост нейронов в гиппокампе – структуре мозга, имеющей жизненно важное значение для формирования долгосрочных воспоминаний.4. Уменьшите стресс в вашей жизни. Хронический стресс повышает уровень гормона кортизола, что вызывает множество негативных последствий.5. Наряду с Dual N-Back занимайтесь различными видами ментально-стимулирующей активности.

PS Также вы можете воспользоваться онлайновой версией игры N-Back. Она поддерживает от одного до пяти типов стимулов (звук, позиция, цвет, форма, цифра), обладает более гибкими настройками, чем Brain Workshop, и позволяет сравнить свои результаты с результатами других пользователей в общем рейтинге.

© Юрий Смирнов, Masam.by

masam.by

Задача n-назад | Блог 4brain

Задача n-назад

Мы не откроем вам тайны, если скажем, что любой человек в состоянии самостоятельно предпринимать какие-либо действия для развития своей личности – улучшения различных показателей своей продуктивности и эффективности. Для развития навыков и способностей человека сегодня создано немало всевозможных специализированных методик. К ним можно отнести специальные тесты и игры, упражнения, тренинги, мастер-классы и т.п. При помощи них человек может улучшить, например, навыки чтения, выступления на публике, актёрского и писательского мастерства, творческое, логическое, пространственное мышление и даже коэффициент интеллекта. Все такие упражнения, конечно же, по-своему уникальны и продуктивны. Однако одним из самых интересных, ярких, необычных, популярных и эффективных упражнений подобного характера является упражнение под довольно своеобразным названием «Задача n-назад». По этой причине мы и решили предоставить вам возможность с ней познакомиться, а также пройти онлайн на нашем ресурсе.

Что такое задача n-назад?

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. Не будет лишним напомнить, что по теории интеллекта, разработанной психологом Рэймондом Кэттеллом, интеллект человека условно разделяется на две составляющих:

  • Подвижный интеллект – выражается в способности к логическому мышлению, аналитике и решению задач, вне зависимости от прошлого опыта
  • Кристаллизовавшийся интеллект – выражается в накопленном человеком опыте и его способности к применению уже усвоенных знаний, умений и навыков

Задача n-назад была разработана в 1958 году немецким психологом В. К. Кирхнером.

Суть задачи n-назад

Суть задачи n-назад заключается в том, что испытуемому представляется набор определённых звуковых, визуальных (иногда – других) образов. По ходу решения задачи он должен определить и указать, сколько позиций назад он уже видел или слышал представляемый ему образ, т.е. одну позицию назад, две позиции назад, три позиции назад и т.д. Отсюда и название самой задачи – число «n» обозначает количество позиций, на которые нужно перейти назад для решения.

В качестве простого, но доходчиво объясняющего суть задачи n-назад примера можно взять ряд букв из русского алфавита, которые последовательно представляются испытуемому, и среди которых он должен выбрать те, которые он мог видеть три позиции назад (данная задача будет называться «задачей 3-назад»):

Т Л Х Ц Х С Ц Ц В Л Ц К Л Х Ц В Т Р Х К Ц Х Р (жирным выделены буквы, которые необходимо определить испытуемому).

Или же можно взять набор цифр, которые представляются испытуемому аналогичным образом, но указать он должен уже не те, которые видел три позиции назад, а те, которые видел четыре позиции назад (такая задача будет называться «задачей 4-назад»):

1 3 5 8 1 8 4 5 3 6 4 6 2 8 1 9 7 8 (жирным выделены цифры, которые необходимо определить испытуемому).

Могут быть также различные модификации задач n-назад, которые называются «двойными задачами n-назад», где испытуемому предлагается уже не один, а два набора образов, причём, предлагаются они одновременно. Кроме того, могут быть и тройные задачи n-назад, в которых будут предлагаться уже три набора образов. Затем могут быть задачи с четырьмя наборами и т.д. Несколько из модификаций данной задачи сделали и мы, поэтому вы можете выполнить их онлайн, а также следить за своими успехами в тренировке:

Наборы представляемых испытуемому образов в таких задачах рассчитаны на активизацию различных уровней восприятия, к примеру, первый набор активизирует слуховое восприятие, второй набор – визуальное восприятие, а третий – пространственное мышление. А с целью развития профессиональных навыков нередко используются звуки музыкальных инструментов, различающиеся по частоте, фигуры на шахматной доске, отличающиеся по расположению, фотокарточки различных людей и т.п.

Как уже было сказано, задача n-назад применяется для того, чтобы развить подвижный интеллект человека. Благодаря исследованиям, которые в 2008 году были проведены специалистом по работе мозга Сюзанной Йегги и её коллегами, было установлено, что систематическое выполнение задачи n-назад за достаточно непродолжительный период времени способно в значительной мере повысить способность к концентрации и показатели логического мышления.

Достоверность и корректность полученных Сюзанной Йегги результатов была поставлена под сомнение другим специалистом в данной области – Дэвидом Муди, который заявил, что окончательные измерения были произведены ошибочно. Однако в 2010 году Сюзанна Йегги провела повторное исследование, внеся в него определённые изменения, и подтвердила полученные ранее результаты.

Заключение

Подвижный интеллект, как уже было сказано в начале статьи, воздействует на мышление человека и его способность к решению поступающих новых проблем, вне всякой зависимости от того опыта, который был приобретён им в прошлом. Он имеет огромнейшее значение для огромного спектра умственных процессов и по праву считается одним из наиболее важных факторов, которые воздействуют на способность человека к обучению. Помимо этого, подвижный интеллект непосредственно связан с профессиональной деятельностью, что наиболее отчётливо прослеживается при работе в тяжёлых или сложных условиях.

Из всего того количества имеющихся на сегодняшний день методов и упражнений, предназначенных для тренировки мозга, только задачи n-назад способны спроецировать результаты регулярных тренировок на другие, изначально не задействованные виды умственной активности человека, что, собственно, и показали исследования Сюзанны Йегги. А это, в свою очередь, означает, что человек, который систематически выполняет задачи n-назад, становится умнее по всем параметрам.

Об этом можно с уверенностью судить хотя бы по тем комментариям, которые давали и дают люди, выполняющие задачи n-назад. Вот лишь несколько примеров того, какие изменения были замечены у этих людей:

  • У людей, выполняющих задачи n-назад, в значительной степени улучшаются способности к фокусировке и концентрации внимания;
  • У людей, выполняющих задачи n-назад наблюдается улучшение коммуникативных навыков, например, к поддержанию разговора;
  • Люди, выполняющие задачи n-назад, гораздо легче начинают находить слова для выражения своих мыслей, а также более чётко эти мысли формулируют;
  • У людей, выполняющих задачи n-назад, отмечается улучшение навыка чтения – они начинают гораздо быстрее читать и достаточно глубоко вникают при этом в суть прочитанного;
  • Люди, выполняющие задачи n-назад, становятся более уверенными в себе, у них повышается самооценка и формируется здоровое самовосприятие;
  • Люди, выполняющие задачи n-назад, достигают более высоких результатов в профессиональной сфере деятельности и личной жизни.

Даже этого небольшого количества примеров вполне хватает, чтобы заключить, что задачи n-назад являются предельно эффективными для развития человеком своих способностей и улучшения качества своей жизни. Тем более, решать эти задачи может любой человек, независимо от уровня своих умственных и интеллектуальных способностей, а каждый новый подход будет давать всё более лучшие результаты.

В дополнение ко всему вышесказанному следует отметить, что благодаря развитию современных технологий и, в частности, Интернета, задачи n-назад стали доступны людям не только в специализированных учреждениях, при обращении к высококвалифицированным специалистам или в тематической литературе. Сегодня каждый имеет прекрасную возможность решать задачи n-назад, не выходя из своей квартиры, сидя за столом со своим ноутбуком и попивая сок. Например, двойная задача n-назад нашла свою программную реализацию на самых популярных среди пользователей компьютеров и гаджетов платформ, таких как «Windows», «Linux», «Mac OS», «Android», «Haskell» и другие. Более того, выполнить различные модификации задачи n-назад вы можете онлайн – на нашем сайте – для этого нужно просто перейти по этой ссылке и начать игру.

Любите подобные игры, загадки, головоломки и тесты? Получите неограниченный доступ ко всем интерактивным материалам на сайте, чтобы развиваться эффективнее.

Желаем вам успехов!

4brain.ru

Тренажер для мозга | Brain work shop   s-mind.ru

Brain work shopА что если я вам скажу, что вы можете улучшить свой интеллект, просто играя в игры на своем компьютере и такое развлечение и есть тренажер для мозга.

Результаты исследований ученых из Мичиганского университета, опубликованные в авторитетном научном журнале PNAS, говорят о том, что упражнения, известные под названием Dual N-Back, очень значительно влияют на кратковременную память и подвижный интеллект.

Подвижный интеллект – это способность запоминать и воспринимать все новое. Решать новые задачи, с которыми никогда не сталкивался. Это именно то, что называется «Соображалка» Именно этим интеллектом мы пользуемся при решении тестов IQ. Ранее считалось, что сила этого интеллекта дана от рождения и не поддается тренировкам.

Отзывы пользователей тренажера для мозга Brain workshop подтверждают, что эти упражнения заметно улучшают память, внимание и способность к концентрации, а также помогают ослабить синдромы СДВ/СДВГ. Опытным путем доказано, что наибольшего эффекта можно добиться, занимаясь 4-5 дней в неделю по 20-25 минут

Краткая инструкция Dual N-Back

Игра Dual N-Back основана на одновременном запоминании двух последовательностей. Последовательность произносимых букв и последовательность расположения квадратика на экране монитора. Помимо основных настроек, программа также включает дополнительные игровые режимы Triple N-Back (тройной N-Back) и Arithmetik N-Back (арифметический N-Back).

Начинать тренировки следует с простого уровня Dual 1-Back

1.Запустите программу Brain Workshop.2. Нажмите клавишу Пробел, чтобы войти в Workshop.3. Нажмите клавишу М, чтобы переключиться на ручной режим.4. Нажмите клавишу F1, чтобы снизить уровень N-Back до 1.5. Нажмите клавишу Пробел для начала сеанса Dual 1-Back.

Голубой квадрат на экране будет появляться каждые 3 секунды в сопровождении голоса, произносящего буквы. Если вы не слышите голоса, убедитесь, что звук включен.Если позиция голубого квадратика не меняется по сравнению с предыдущей попыткой (т.е. квадратик появляется дважды в одном месте), нажмите клавишу А.

Если буква, которую вы слышите, не меняется по сравнению с предыдущей попыткой (т.е. вы слышите название одной и той же буквы дважды подряд), жмите клавишу L.

Это задание легко выполнить, если вы концентрируетесь на каком-то одном из стимулов (либо на позиции квадратика, либо на звуке). Сложность задачи состоит в попытке сделать то и другое одновременно.

Dual 2-Back

Тренажер для мозга Brain Workshop по умолчанию начинается с режима Dual 2-Back. Режим Dual 2-Back значительно сложнее по сравнению с режимом Dual 1-Back. Пусть это вас не смущает – изучение и отработка этого упражнения на пределе своих возможностей обязательно улучшит ваш подвижный интеллект!

1.Убедитесь, что вы выбрали именно режим Dual 2-Back. (Если это не так, нажмите клавишу F1 или F2 для выбора уровня N-Back

2. Нажмите клавишу Пробел, чтобы начать сеанс Dual 2-Back.На этот раз вам придется запоминать 2 варианта положения квадратика и звучания буквы, а не один, как прежде.

Если позиция голубого квадратика точно такая же, как за 2 попытки до этого (т.е. квадратик появляется в той же самой позиции, как и за 2 попытки до этого), нажмите клавишу А.

Если буква, которую вы слышите, точно такая же, как за 2 попытки до этого (т.е. вы слышите название той же буквы, что и две попытки назад), нажмите клавишу L.

Пример 1

Brain work shop

Cейчас не обращайте внимания на положение квадратика, а сконцентрируйтесь на буквах, которые вы слышите. Предположим, первая буква «А», вторая буква «В». Далее следует третья попытка, и это снова будет буква «А».Т.к. текущая буква «А» та же самая, что и две попытки назад (т.е. первая буква), вы определяете это соответствие и нажимаете клавишу L. Теперь предположим, что следующая буква «В». Вы снова нажимаете L, т.к. это то же самая буква, что и 2 попытки назад.

Пример 2

Попытка 1: CПопытка 2: RПопытка 3: TПопытка 4: R (та же буква, что и 2 попытки назад)Попытка 5: T (та же буква, что и 2 попытки назад)Попытка 6: TПопытка 7: SПопытка 8: CПопытка 9: S (та же буква, что и 2 попытки назад)

Когда вы наловчитесь узнавать букву, прозвучавшую 2 попытки назад, переключайте свое внимание на положение квадратика. Потом пытайтесь делать это одновременно.

Поскольку в самом начале вы перешли на ручной режим, программа Brain Workshop не будет изменять уровень n-back автоматически. Нажмите клавишу М, чтобы выйти из ручного режима. Теперь уровень n-back будет настраиваться автоматически, тогда вы всегда будете играть на соответствующем вашим способностям уровне.

Как только вы достигаете достаточно большого количества баллов в Dual 2-Back, вы автоматически переходите на следующий уровень - в Dual 3-Back. Испытайте свои способности и постарайтесь достичь максимально возможного количества баллов!

Оптимальное использование программы

Ориентируйтесь на 20 сеансов в день (около 25 минут) 4-5 раз в неделю. Индикатор “Sessions Today” («Сегодняшние сеансы») в правом верхнем углу Brain Workshop – удобная функция для отслеживания ваших достижений в процессе прохождения 20-ти ежедневных сеансов.

Научное исследование игры Dual N-Back показало прямую взаимосвязь между повышением уровня подвижного интеллекта пользователей и временем, проведенным за упражнением в выполнении заданий Dual N-Back. Другими словами, чем больше вы упражняетесь, тем лучше будут ваша память и интеллект.

Участники исследования показали повышение уровня подвижного интеллекта до 40% уже после 19 дней ежедневной практики. Интенсивные ежедневные тренировки не рекомендуются, т.к. мозгу требуется время на обучение, адаптацию и перенастройку. Схема тренировок 4-5 дней в неделю представляется наиболее эффективной.

Самым сложным может оказаться соблюдение определенного регулярного режима тренировок. Свяжитесь с другими людьми, желающими повысить свой интеллект. Постоянно контактируйте с ними, чтобы помогать друг другу соблюдать установленную схему тренировок.

Как уже отмечалось ранее, изучение и практика Dual N-Back на пределе своих возможностей – это то, что поможет вам улучшить подвижный интеллект. Раздвигайте свои возможности день ото дня и пытайтесь достичь максимально возможных результатов. Некоторые пользователи, благодаря регулярной практике, достигают уровней 6-, 7- и даже 8-back, а максимальный уровень – 11- back!

Расширенные настройки brain workshop

Ручной режим

Ручной режим управления создан для управления параметрами, не заданными по умолчанию. Чтобы войти в ручной режим, нажмите английскую «М» (русский «Ь»). После этого можно будет изменить скорость игры, уровень n-back и количество попыток.

В этом режиме n-back уровень не будет изменяться автоматически. Необходимо будет менять его вручную при помощи клавиш F1– F2. Баллы в этом режиме не отображаются на графике.

Статистика

Нажав клавишу «G»,  вы можете просмотреть график вашего изменения среднего уровня n-back.Чтобы перейти к следующему  игровому уровню, необходимо нажать клавишу «N». График отображает средний  n-back уровень за все время. Данные, которые были получены в ручном режиме, на графике не отображаются.

В верхнем правом углу программы отображается средний уровень n-back за последние 20 сеансов. Для того, чтобы посмотреть историю сеанса и средний n-back, нажмите Ctrl+C . История сеанса хранится в папке stats.txt .

Дополнительные режимы игры

Если игры Dual n-back кажутся вам слишком сложными, то нажатием клавиши «С» вы можете выбрать один из двух упрощенных режимов игры:

1. Задание на определение только позиции квадрата на экране.

Нажимаем последовательно  С-0-пробел-пробел . С помощью клавиши «A» определяете совпадение положения квадрата на экране.

2. Задание на определение совпадения звуков.

Нажимаем последовательно  С-1-пробел-пробел . С помощью клавиши «L» определяем совпадение звуков согласно n-back уровня.

Усложненные задания

Triple n-back (тройной n-back)

В этом режиме к стандартным настройкам добавляется цвет. Цветными становятся квадраты. Клавиша «А» - определение местоположения квадрата, «F» - определение цвета квадрата, «L» - определение звуков.

Dual Combination (Смешанный n-back)

S – визуальный сигнал соответствует визуальному

D – визуальный сигнал соответствует аудио сигналу

J – аудио сигнал соответствует визуальному

L – аудио сигнал соответствует аудио сигналу

Triple Combination (тройной комбинированный): добавляется позиция квадрата.

Quadruple Combination (четверной комбинированный): добавляется цвет.

Arithmetic n-back (арифметический n-back):

Складывает, вычитает, умножает или делит числа в соответствии с уровнем n-back, и текущие числа.

«A»  - числа от 0 до 12 появляются в центре экрана. Арифметические действия произносятся вслух программой. Произнесенное арифметическое действие необходимо применить к n-back числу и текущему числу. Результат вводится клавишей «Ввод».

При отрицательном ответе нажмите минус.

При опечатке нажмите «Delite» или «Backspace»

Клавиша «.» соответствует десятичной точке

Dual Arithmetic (Двойной арифметический):

Цифры появляются в определенной позиции на поле. Позиция n-back числа определяется клавишей «А».

Triple Arithmetic – Цвет цифр определяется клавишей «F».

Создатели программы: Brain Workshop  Пол Хоскинс и Джонатан Тумим.

 

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 10.0/10 (1 vote cast)

VN:F [1.9.22_1171]

Тренажер для мозга | Brain workshop, 10.0 out of 10 based on 1 rating

 

s-mind.ru

N-Back training: генеральная и радикальная прокачка мозга.

PreScriptum Это  — ответ на комментарий к статье «Тупеем«

N-Back training: генеральная и радикальная прокачка мозга.

Эту статью, опубликованную на портале «Вечная молодость», по материалам University of Michigan – A brain training exercise that really does work подготовила Евгения Рябцева

На состоявшемся 28 мая 2011г. в Вашингтоне ежегодном конгрессе Ассоциации психологических наук профессор психологии и нейробиологии из университета Мичигана Джон Ионидес (John Jonides) представил новые данные, демонстрирующие, что ежедневное выполнение так называемой n-обратной тренировки в течение 20 минут на протяжении 20 дней значительно улучшает результаты стандартного тестирования на «подвижный интеллект» – способность рассуждать и решать новые проблемы, – являющийся наиболее важным компонентом общего уровня интеллектуального развития. При этом достигнутое улучшение сохраняется в течение трёх месяцев.

В рамках серии исследований с участием более чем 200 детей и молодых людей, проведённых совместно с коллегами из университетов Берна и Тайбэя, группа учёных из университета Мичигана продемонстрировала эффекты различных вариантов n-обратной тренировки.

По словам Ионидеса, n-обратная тренировка прицельно воздействует на важнейшую функцию мозга, известную как рабочая память – способность поддерживать информацию в активном, легкодоступном состоянии, в особенности в отвлекающих и мешающих сосредоточится условиях. Кроме хранения информации рабочая память подразумевает определённые элементы её обработки.

При проведении n-обратной тренировки индивидууму представляют последовательность визуальных и/или звуковых образов (сигналов), после чего его спрашивают, видел/слышал ли он тот или иной образ, для начала, за один до представленного последним. Если индивидуум демонстрирует хорошие результаты, на каждом этапе количество образов между спрашиваемым и последним увеличивают на один. Задание можно выполнять как с одним, так и с двумя типами стимулов одновременно.

В исследовании, результаты которого опубликованы 28 апреля в Proceedings of National Academy of Sciences в статье Walter J. Perrig et al., Improving fluid intelligence with training on working memory, Ионидес и его коллеги продемонстрировали эффективность n-обратной тренировки в улучшении результатов тестирования на подвижный интеллект.

Новые данные свидетельствуют о том, что чем больше тренируется человек, тем более выражен эффект. Более того, оказалось, что использование пространственных образов позволяет добиваться выраженных эффектов при тренировках со значительно более простыми упражнениями, чем требуются для традиционных зрительных или слуховых образов.

Дети, занимавшиеся n-обратными тренировкам в форме видеоигр, демонстрировали не только улучшение показателей подвижного интеллекта, но и способность не поддаваться на провокации, заключавшиеся в предоставлении заманчивой, но неверной информации.

Исследователи также изучили влияние тренировок на физиологию мозга взрослых людей. Они установили, что после тренировок в зонах мозга, активных во время выполнения упражнений, уменьшается количество крови. В то же время, активность кровотока возрастает в регионах мозга, не задействованных в упражнениях.

Они отмечают, что выявленный эффект прямо противоположен влиянию, оказываемому тренировками на мышцы, которые требуют усиления притока крови после активной работы.

На сайте Brain Workshop можно не только получить дополнительную информацию об n-обратной тренировке, но и скачать эту ну ооочень увлекательную игру. Если сомневаетесь, просмотрите ролик с инструкцией. Warcraft отдыхает 🙂

Update 1

Приведу цитату из одной книги, посвящённой ОСам и ВТО:

«… меня не совсем устраивает термин ОС, и вот по какой причине. Что представляет собой осознание? Я понимаю под осознанием простой эффект присутствия себя, возможность ощущать себя живым и воспринимающим. И больше ничего. Попробую пояснить. Например, я смотрю на цветок. Осознание — это понимание того, что я существую и именно я смотрю, а не кто-то другой. Я слушаю музыку… Именно я её слушаю. Таким образом, осознание эквивалентно эффекту присутствия себя. Сознание же «подключается» к осознанию лишь тогда, когда начинаешь вдумываться в услышанные слова, так как именно оно узнаёт и «обрабатывает» слова или когда начинаешь размышлять над увиденным. Что же тогда есть сознание, в отличие от осознания? Вероятно, сознание есть некий эквивалент мышления, и включает в себя: память, логику (с её способностью к рассуждениям), умственно-образные построения. Память же, в процессах мышления, играет главенствующую роль и является своего рода фундаментом сознания.Зададимся простым вопросом: — Может ли существовать сознание без памяти? Представим себе, что мы видим картину и у нас полностью отсутствует память. На картине нарисовано яблоко. Мы видим его, его цвет, размер, но совершенно не понимаем, что это такое. Откуда это взялось? Можно ли его съесть и т. п. Рядом с яблоком мы видим вишенки. Мы, естественно, также не понимаем, что это. Мы лишь видим, что они меньше по размеру и другого цвета. Никаких эмоций вид яблока и вишенок в нас не пробуждает. И мы не можем сказать, нравятся они нам или нет, так как нам не с чем их сравнить, и мы оперируем с ними, как с абстрактными величинами. Естественно, что осознание присутствует, ведь именно мы видим, а не кто-то другой, но присутствует ли образное мышление? Очевидно, нет. Почему? Потому что для того, чтобы образное мышление начало работать, минимум, что необходимо — это запомнить сам образ предмета, чтобы в дальнейшем иметь возможность оперировать с ним. Но запомнить то нечем. Ни оперативной, ни долгосрочной памяти у нас нет! Мы даже мысленно будем не в состоянии передвинуть образ яблока по картине. Логическое мышление тоже отсутствует, по той же причине. Ведь оно использует причинно-следственные связи, опираясь при этом на разнообразные законы, постулаты, теории. Но чтобы опираться, нужно хотя бы их помнить. А помнить нечем — памяти нет. Выходит, что без памяти нет мышления и, как следствие, сознания. Возможно лишь одно осознание».(цит. по: Ю.В.Зенин «Реальная нереальность»)

Update 2

Пользователь Dreamforce пишет:

«Я вот тут на досуге подредактировал вручную конфигурационный файл в N-Back программе, и у меня получилось кое-что, на мой взгляд, поинтереснее, чем то, что предлагается по умолчанию. Впрочем, это уж, как говорится, на вкус и цвет…

Изменил: запуск в полноэкранном режиме, фон чёрный, добавил анимацию, увеличил кол-во попыток по дефолту до 35, аудио по умолчанию corsica-letters. Если на ваш компьютер полностью перенесутся все установки, то это будет ручной (manual mode) 2-Back режим с предъявлением позиции, цвета и по аудиоканалу буквы.

Выход по Esc. Показать/убрать текст во время сессии F8.

Файлик config.ini забираем отсюда, копируем с заменой в папку \brainworkshop\data\. Если захочется потом вернуть «как было», то просто удаляем его и при следующем запуске будет автоматически создан новый файл конфигурации с первоначальными дефолтными установками».

 

По ссылкам ниже:

Программа инсталляции не требует, просто распаковываем и запускаем исполняемый файл brainworkshop.exe. Интерфейс и инструкции на английском.

Существуют версии для линукса и мака! Гугл в помощь!

P.S. Для тех, кто не знает английского, вот вам список самых разных курсов:

P.P.S. Для особо одаренных — инструкции на русском

 

Обратная связь Если захотите дать мне знать о том, что сказанное оказалось ВАЖНЫМ для вас, — реквизиты для обратной связи здесь.

 

www.inwardkungfu.com

DLOG: Тренировка N-назад

За прошедший месяц тренировался систематически игрой N-назад. Пару слов о впечатлении и результатах.

Проведенные тренировки

Инструментом была выбрана программа Brain Workshop. В ней игра по умолчанию — двойной N-back.

В игре используется 9 символов-звуков и 9 позиций, 2.5 секунд появление знака/звука и 0.5 сек пауза. Игра идет адаптивно: ≥ 80% правильных ответов переход на уровень выше, 3 результата < 50% — уровень понижается. Старт каждый день с 2-back. С каждый уровнем длительность ряда увеличивается.

Сначала тренировку проводил по 20 игр в день. Так как уровень был малый, то такое число игр проходило быстро. Но с увеличением уровня продолжительность одной игры возрастает, и вместо 1.5 минуты на игру на 3-back получалось 2:15 на 5-back. Поэтому и не только поэтому после паузы в неделю (вынужденная) число игр в день сократил до 10.

График (который строит программа) следующий:

Maximum Максимальный результат в течение суток по какой-то внутренней формуле. Что-то похожее на (достигнутый уровень)*(процент на уровне). Average Средний результат в течение суток. С расчетом по разным уровням видимо по похожей формуле.

Результаты

В основном улучшились две характеристики: способность держать в оперативной памяти большее число понятий, способность более длительное время находиться в состоянии концентрации внимания.

Сначала держать в памяти позиции/звуки проблематично, быстро теряется внимание и память переходит в никакое состояние. Но после нескольких дней тренировок уже замечается эффект — оно запоминается, и делает это как бы само. Легче становится держать внимание и информацию просто помнишь.

Навык тренируется, и делает это практически постоянно. Взлет и видимая стабильность на графике по-моему результат особенности подсчёта. Так как на ранних этапах происходит некий взлет на случайностях, когда можно например быстро выйти на 6-back и быстро скатиться с него на 4-back. Но со временем идет игра на стабильный выход на 4-back или например 5-back и постепенный подъем % без вылета на предыдущий уровень.

Результаты были заметны и не только в самой игре. В жизни уже было несколько контрастных ситуаций, когда оперативная память была нужна и её уже хватало. Думаю такое полезно для любой интеллектуальной деятельности.

Особенности

На графике не видно, но с течением тренировок были разные состояния, влияющие на результат. Авторы Brain Workshop рекомендуют ряд пунктов, но тут по сну, уровню помех и времени дня тренировок было очень заметно. И из этого очень даже можно сделать вывод о том, когда лучше заниматься интеллектуальной деятельностью.

В самом начале тренировок было много, раза в 2-3 больше, чем за последние две недели. И в начале было заметно, что через какое-то время эффективно играть становилось невозможно. Мозг просто отказывался выдавать значимую производительность. Это как ещё один аргумент в пользу необходимости пауз для умственных разгрузок и оценка её продолжительности.

Интересной особенностью было то, что для игры требовалось всегда быть в тонусе — запоминать, помнить, сравнивать. И поэтому переживать о результате просто некогда, и постоянно необходимо очищать память от предыдущих результатов, что стало естественным процессом. Т.е. мы держим информацию сколько нужно, далее легко от неё избавляемся и готовы для работы со следующей.

Как тренироваться

По субъективным ощущениям. Тренироваться лучше по подходам, непрерывная игра с паузами между в десятки секунд до того, пока результат не станет ухудшаться. Одного подхода в день по-моему достаточно (порядка полчаса).

Очень важно хотеть выбить лучший результат. Играть не на пределе возможностей неэффективно в плане тренировок.

Лучше не рвать подход на части и не тренироваться в уставшем или пред-ночном состоянии.

bsivko.blogspot.ru

Игра Задача 2 назад (2-back). Правила и информация об игре. Развивайте Память занимаясь на BrainApps.ru

Общая информация

В научных исследованиях была показана тесная связь кратковременной памяти и внимания. Именно этот тандем обеспечивает высокую производительность интеллекта, обуславливает возможность удержания нескольких объектов в памяти. Игра «2 назад» - это классический тренажер увеличивающий объем кратковременной или рабочей памяти. Главная его особенность – необходимость относительно длительное время удерживать в памяти несколько объектов (текущую и предыдущую цифру). Дополнительным условием прохождения тренировок становится устойчивость внимания. Для многих людей характерно быстрое изменение внимания, они часто отвлекаются и не могут длительное время концентрироваться на решении определенных задач. Площадка BrainApps собрала для вас лучшие инструменты для саморазвития, что поможет вашему интеллекту оставаться в тонусе и расширять свои возможности.

Как работает?

В современной когнитивной психологии очень популярна теория о развитии подвижности интеллекта при помощи такого навыка, как запоминание. Для этого на практике во время экспериментов успешно была применена техника N-шагов назад. Она заключается в простом повторении чисел, показанных на несколько шагов перед текущим значением. Данная техника прекрасно дополняет известную модель Бэддли Алана, которая определяет кратковременную память, как часть долговременной. Следовательно, умение быстро запоминать и качественно воспроизводить информацию – это ключ к развитию интеллектуальных способностей, улучшению производительности и качества жизни. Занятия на тренажере «2 назад» улучшат когнитивные процессы, происходящие в мозге, улучшат восприятие внешнего мира.

Что дает?

Рабочая (кратковременная) память – это самый быстрый источник информации для мозга. Сюда попадают все данные, необходимые для выполнения текущих задач, бытового и профессионального характера. Для того чтобы обеспечить высокую производительность и оперативную обработку всех запросов мозгом, память находится в состоянии непрерывной записи актуальной и удаления невостребованной информации. Занимаясь с BrainApps, вы получите уникальную возможность улучшить работу самой часто используемой памяти. Вы научитесь концентрироваться на сложных задачах, удерживать свое внимание на требуемых объектах, увеличите объем запоминания. Подобные навыки пригодятся в работе, вы улучшите качество своей жизни, исключив неловкие моменты, связанные с забывчивостью, рассеянностью или невнимательностью.

Правила

Игроку предоставляется последовательность, состоящая из трех цифр. Задача – запомнить ее и сравнить новое значение с предыдущим. Ответ может быть выбран «Да» или «Нет» при помощи клавиш на клавиатуре или указателем мыши. Игра ведется до момента потери всех игровых жизней из-за неправильных ответов или до окончания игрового времени. Тренажер «2 назад» поддерживает адаптивный механизм построения тренировок. Это значит, что чем выше будут ваши результаты, тем сложнее станет игра (уменьшится время запоминания). После нескольких тренировок, мы рекомендуем вам заглянуть в личный кабинет в раздел «Статистика». Там вы сможете получить информацию о способностях, которые развили, о динамике тренировок. Обращайте внимание на сложные для вас тренажеры, старайтесь улучшить прорехи в своих возможностях.

Как придумали

Большинство игр и тестов от сервиса BrainApps разработаны путем улучшения или усовершенствования всемирно известных методик и когнитивных тестов. Игра «2 назад» впервые была применена в 1958 году знаменитым психологом В.К. Кирхнером. Позже, в 2008 году в результате исследований Сюзанна Йегги доказала положительное влияние подобных задач на развитие интеллекта. Мы же постарались создать простую, удобную и способную заинтересовать игру, которая бы стимулировала вновь и вновь заниматься развитием когнитивных функций. Если вам интересно узнать еще больше информации у нас есть отдельная статья про задачи N-назад

brainapps.ru

Zillion - Развитие памяти и мышления

В основе всех сервисов, утилит и приложений для тренировки мозга лежат задачи на внимательность, реакцию, концентрацию, память и т. д., которые учитывают типичные проблемы нашего восприятия и мышления. Все сервисы ведут учет личного рейтинга и прогресса, большинство имеет игровую анимацию и подсказки. Но у разных средств для тренировки мозга есть и свои интересные особенности: виртуальные помощники, лиги и соревнования, специализация на каком-то одном навыке, особые возможности вроде теста на определение возраста мозга или сильная эстетическая составляющая. Выбрать наиболее комфортный сервис для общего развития можно, попробовав разные варианты – недорогие или бесплатные / недешевые, но «пожизненные».

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b

3wCервис для тренировки мозга Lumosity, которым пользуются более 40 млн человек по всему миру

www.lumosity.com

Интересно, что люди приходят на такие сервисы не только за игровой тренировкой своего мозга: некоторые пользователи впервые попали на Lumosity, когда у их родственников обнаружилась болезнь Альцгеймера. Дело в том, что при этом заболевании пациентам необходимо выполнять упражнения для мозга. Ученые считают, положительный эффект основан на том, что при стимуляции мозга задерживается его деградация. То есть возникают новые нейроны и связи между ними, создается так называемый когнитивный резерв. Известное научное наблюдение: чем раньше человек начинает учить иностранные языки, разгадывать кроссворды, упражнять мозг с помощью игровых тренингов, тем ниже вероятность того, что у него возникнут такие «старческие» болезни, как потеря памяти. Доказано, что постоянная тренировка мозга, то есть построение резервных нейронных связей, замедляет процессы старения. Это легко заметить в среде ученых. Молодые ученые – это на самом деле не только 20-30-летние: в научном мире считается, что научная зрелость наступает в возрасте около 70 лет, то есть у исследователя впереди еще более двух десятков по-настоящему «взрослой» научной работы.

На данное время Lumosity используют более 40 млн человек. Благодаря HumanCognitionProject (HCP) Lumosity располагает крупнейшей в мире базой материалов, связанных с темой познания. Эта база данных насчитывает десятки миллионов исследовательских материалов.

На данное время Lumosity используют более 40 млн человек. Благодаря Human Cognition Project (HCP) Lumosity располагает крупнейшей в мире базой материалов, связанных с темой познания. Эта база данных насчитывает десятки миллионов исследовательских материалов.

В Lumos Labу беждены, что мозг можно и нужно прокачивать, и подводят под упражнения Lumosity научную базу – достижения нейронауки. Речь об организованном Lumosity проекте Human Cognition Project (HCP), который исследует способы познания. HCP представляет собой международную коллаборацию исследователей в области нейронауки, учителей, клинических врачей и академических ученых. На своем официальном сайте Lumosity заявляет, что на сегодняшний день располагает крупнейшей в мире базой данных, связанных с темой познания: а это 40 млн исследовательских материалов. Цифра астрономическая, но дело именно в том, что ученые, участвующие в Human Cognition Project, складывают все мировые данные исследований по этой теме в общую базу, а Lumosity использует эти данные для создания и улучшения разнообразных упражнений.

На данное время этот брэйн-тренинг считается первым в мире, поскольку им пользуются более 40 млн человек. Кстати, на официальном сайте есть раздел коммьюнити, где можно почитать истории пользователей. По роду занятий людей, отзывы которых представлены в разделе, легко сориентироваться, кому такие тренинги очень пригодятся и в жизни, и в работе. На самом деле это могут быть почти все люди: бизнесмены, пилоты, фармацевты, танцоры, спортсмены, пожарные, инженеры, музыканты, преподаватели, многодетные мамы, их дети и пожилые родители. В FAQ содержится целый список заболеваний (рассеянный склероз, шизофрения и многие другие), при которых, как предполагают ученые, упражнения Lumosity могут дать положительный эффект в качестве реабилитационного средства. В настоящее время несколько исследователей пытаются понять, насколько этот эффект будет выражен.

Вообще у Lumosity очень сильные научные связи и обоснования: в Lumos Lab есть собственная R&D команда, состоящая из ученых, которые работают в Университете Беркли и Колумбийском университете. На сайте размещено приглашение к сотрудничеству для нейробиологов, есть специальный раздел «Исследования, стоящие за Lumosity», где можно ознакомиться с краткими обзорами тех научных открытий, которые легли в основу игровых упражнений. Там же по ссылке Neuroscience 101 guide можно пройти в образовательный раздел, посвященный нейронауке, и больше узнать о нейропластичности. (Это свойство человеческого мозга, которое заключается в возможности изменяться под действием опыта.)

876Раздел «Наука, стоящая за Lumosity»

Модель монетизации – классическая для бизнеса такого рода: бесплатный период тестирования, затем предложение перейти на абонентскую плату (с гарантией вернуть деньги, если юзеру не понравится), но если вы не переходите, то тренироваться все равно можно на бесплатной основе. Вам даже будут ежедневно приходить напоминания о том, что сегодня неплохо бы позаниматься.

Набор бесплатных упражнений – вполне подходящий для русскоязычного пользователя. Особенно занимательно вот что: почти не имеет значения, какой язык у вас родной, если вы знаете английский даже на совсем среднем уровне. Инструкции доступны для понимания, а интерфейс игровых упражнений интуитивен. В принципе можно играть и не читая правил. Правда, это отразится на персональной статистике за день. В процессе игры автоматика понимает, что вы не сориентировались или поленились почитать правила, и тут же дает подсказки. Упражнения довольно простые для восприятия, но не примитивные, и в какой-то момент ловишь себя на том, что играть становится интересно. Упражнения повторяются довольно редко, поэтому не приедаются, и составлены довольно хитро, поэтому будят здоровый азарт. Возьмем для примера первый попавшийся гейм-тренинг: пользователь выступает в роли кассира. К нему подходят разные люди, представляются и просят дать чай или чизбургер. Нужно понять и запомнить, что кому дать, а затем выдать чек, назвав клиента по имени. И вот тут вы наверняка срезаетесь, потому что все внимание пошло на то, чтобы не перепутать «заказы». Вы стараетесь запоминать, а это оказывается не настолько просто, как может показаться. Ведь хитрые гейм-тренеры из Lumos Lab опираются на данные нейронауки и предусмотрели в играх разные механизмы нашего восприятия.

77

Тренинги кажутся одновременно очень простыми, но при этом не детскими. Их задачи одновременно прозрачны, но юзеру не скучно. Тренируясь на английском, пользователь с другим родным языком получает еще более интересную нагрузку, при этом игра для него одновременно и понятна, и занимательна. Это удачное сочетание свойств дает тренингам Lumosity интересную особенность: наигравшись несколько дней, бросаешь, но уведомления не раздражают, и в итоге хочется вернуться, чтобы поиграть и потренироваться еще немного.

Каждый день пользователю сервиса выдают порцию тренировки и после небольшого онлайн занятия на основании успехов в упражнениях считают, насколько юзер продвинулся. Индивидуальный прогресс демонстрируется в таблице показателей, что, безусловно, – упрощение, рассчитанное на психологический эффект, но почему бы и нет. Сила убежденности в том, что с каждым днем ваши внимательность, логика и скорость реакции становятся лучше, сравнима по эффекту с самой мозговой тренировкой.

Вот что Lumosity говорит о задачах, которые можно решить с помощью брэйн-тренингов:

  • увеличить скорость мышления;
  • поднять самооценку;
  • развить когнитивный контроль;
  • улучшить концентрацию;
  • научиться лучше решать сложные задачи;
  • улучшить запоминание.

Ежедневная сессия занятий состоит из пяти упражнений на память, гибкость, внимание, концентрацию, скорость распознавания и решение проблем. В бесплатном режиме доступны три из них, но играть можно по несколько раз: если вам понравилось предыдущее упражнение или вы плохо справились с задачами в первый раз, можно тут же переиграть. «Замки» с двух остальных занятий снимает выбор одного из четырех тарифных планов: базовый тариф – $14,95 за месяц; годовой тариф (одним платежом) – $6,70 в месяц , тариф на два года (одним платежом) – $4,99 в месяц и пожизненный тариф с единовременным платежом – $299,95. При этом Lumosity придерживается демократичной позиции относительно платежных конфликтов: если пользователь остался недоволен, в течение 30 дней действует гарантия возврата денег.

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b

5Русскоязычный сайт Brainscale с онлайн тренингом мозга под названием задача «n-назад»

http://brainscale.ru

Brainscale – это русскоязычный сайт с онлайн тренингом мозга под названием «задача n-назад» (n-back). Сами задания не русифицированы, но введение сориентирует. Задача n-назад – это упражнение, которое улучшает оперативную («рабочую») память, совершенствует подвижный интеллект, оптимизирует скорость мышления. По теории психолога Рэймонда Кэттелла, интеллект разделяют на подвижный (Fluid Intelligence, Gf) и кристаллизовавшийся (Crystallized Intelligence, Gc). И если кристаллизовавшийся интеллект «заведует» накопленным опытом и способностью использовать усвоенные знания и навыки, то подвижный интеллект лежит в основе нашей способности мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Он считается одним из основных факторов, влияющих на обучаемость человека и прямо связан с профессиональной деятельностью. Практикующие тренировку мозга с помощью задачи n-назад утверждают, что после регулярных занятий становится легче общаться и формулировать, концентрироваться и вникать в прочитанное. Задачу непрерывного выполнения («n-назад») разработал в 1958 году немецкий психолог Кирхнер (W. K. Kirchner). Среди англоязычных источников, посвященных задаче n-back, можно выделить эту страницу.

Правила тренировки изложены на русском на странице помощи Brainscale. Суть методики n-назад в том, что пользователь видит знаки в ячейках матрицы и слышит звуковые сигналы (буквы алфавита). При этом необходимо определить и указать, встречался ли предъявляемый образ на n-позиций назад (1, 2, 3… позиции назад). При совпадении позиции на Brainscale нужно нажимать A» («Ф»), а при совпадении звука – «L» («Д»). После регистрации личные результаты сохраняются в истории профайла.

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b

775 Упражнение «Эффект Струпа» в русскоязычной директории ресурса Brainexer

www.brainexer.com

Brainexer – еще один интересный ресурс для тренировки мозга с русскоязычной директорией. Он более, чем хотелось бы, лаконичен по оформлению тренингов, но хорош по наполнению. Помимо задачи n-назад, здесь есть множество других упражнений: задачи на концентрацию, сортировку, переключение, группы и списки слов, арифметические операции, пропущенные числа, подсчет символов, нахождение пути и др.

Одно из особенно интересных упражнений – «Эффект Струпа». Его суть в том, что из рядов разноцветных слов, у которых перепутаны значения и окраска, необходимо выбрать то, значение которого совпадает с цветом верхнего слова. Звучит жутковато, но сам процесс такой тренировки очень вовлекает. Вдобавок ресурс открыт для предложений по новым упражнениям и проводит еженедельные соревнования, на основании которых определяются места игроков в лигах. В общем, приятное место, хотя многим хочется больше графики, а кому-то нравится именно опция соревнований и склонность сайта к «аскезе».

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b

7Платформа для тренировки мозга и участия в научных исследованиях Quantified Mind

www.quantified-mind.com

Quantified Mind – это чрезвычайно интересная платформа с более чем 20 тестами для разных направлений когнитивного развития:

  • моторные навыки;
  • вербальное обучение;
  • переключение контекста;
  • краткосрочная память;
  • исполнительная функция;
  • время реакции;
  • визуальное восприятие и т. д.

Например, к исполнительным функциям относят планирование и регуляцию сознательных действий. Это интегрирующая функция мозга, которая занимается целенаправленной и систематизированной активностью. Исполнительная функция включается в нестандартных ситуациях, в которых человек не может действовать на одних рефлексах. Физически исполнительной функцией управляют лобные доли. Исполнительную функцию можно тренировать, в частности, посредством упомянутого упражнения «Эффект Струпа» (или «Задание Струпа», «Sproop Task»). Все это к тому, что у используемых упражнений есть конкретные научные обоснования.

Специфика Quantified Mind в том, что пользователи не только тренируют свой мозг, но и участвуют в исследованиях – приступая к тренировкам, они априори согласны с этим. Если вдуматься, то это потрясающе: любой человек, не имеющий никакого отношения к науке, может стать причастным к нейролингвистическим исследованиям и открытиям. Quantified Mind – первая платформа, которая создана специально под задачу повторяющихся измерений.

Единственное, что может «напрячь» пользователя: перед допуском к упражнения, платформа потребует доступ к Google-аккаунту. Субъективно возникают подозрения, что платформа хочет узнать об испытуемых несколько больше, чем просто их показатели в тренировках мозга. Но если для пользователя это не проблема, то можно не принимать нюанс во внимание. Тем более что его с лихвой компенсирует вывешенный на стартовой странице список экспериментов, в которых пользователи могут принять участие.

Основатель Quantified Mind Йонни Доннер о Quantified Mind. Йонни, к слову, занимается исследованиями в Google, что многое объясняет.

Quantified Mind наряду с Lumosity отражает очень интересный тренд – дигитализацию и «мобилизацию» научных исследований, а также вовлечение в нейронауку всех желающих «снять» сильно упрощенный «скан» со своих когнитивных способностей и передать их ученым. Известно, что нейронаука сейчас стоит перед несколькими серьезными проблемами. Парадоксально, но чем точнее инструментарий, тем меньше полученные данные складываются в стройную картину, которая вела бы к созданию новой прорывной теории о мозге и сознании. Возможно, такая относительная онлайн перепись «мозгов» с участием любого из нас пригодится ученым для понимания каких-то важных процессов.

В настоящее время на Quantified Mind можно поучаствовать в интересных экспериментах, изучающих воздействие медитации на отдельных людей, влияние кофе на время реакции и решение задач, влияние секса на продуктивность (мозга). Можно также поделиться самонаблюдениями относительно того, сказывается ли добротный завтрак на вашей активности в течение дня и какое время для вас самое продуктивное. Можно также предложить свой эксперимент, каким бы дурацким он ни казался: например, о том, как людям спится в маске для глаз. Профессорам из команды Quantified Mind все это очень интересно. Классный ресурс, один из лучших.

Quantified Mind наряду с Lumosity отражает очень интересный тренд – дигитализацию и «мобилизацию» научных исследований, а также вовлечение в нейронауку всех желающих.

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b

8Официальный сайт медитативного сервиса Headspace

www.getsomeheadspace.com

Британский сервис для медитации Headspace (буквально «пространство в голове») не предлагает сидеть в позе лотоса и тянуть «Ом» (хотя и против ничего не имеет). Задача Headspace – помочь пользователям успокоиться, очистить мысли, ощутить себя более счастливыми, лучше спать и эффективнее бороться со стрессами. Идея Headspace базируется на данных исследований о том, что способ работы мозга меняется в лучшую сторону с помощью нескольких медитаций в день: значительно улучшается настроение и снижается уровень стресса.

Медитировать помогает «гид» Энди, основатель Headspace Энди Паддикомб. Молодым, комфортным, дружелюбным и немного убаюкивающим голосом он направляет мыслительные движения пользователя и говорит, когда нужно закрыть глаза или глубоко вдохнуть. Энди также умеет деликатно молчать, пока пользователь медитирует, и вообще приятный парень.

Признаться, все это неплохо работает: возникает интересный эффект – ты вроде бы как «должен» уделить время своей медитации, потому что в наушниках слышишь голос Энди, который ведет тебя в течение всего процесса. Большинство из разнонаправленных медитативных программ Headspace – когнитивные, «сердечные», антистрессовые, развивающие креативность и др. – доступны после оплаты одного из тарифов: 3,74 / 4,99 / 8,95 фунтов стерлингов в месяц или 249,85 фунтов стерлингов – навечно. Но проблема даже не в этом, а в том, что только русифицированная версия позволит распробовать возможности Headspace. Не получится расслабиться, отстраниться от мира и медитировать, когда одновременно переводишь. Так что будем ждать русскоязычной версии.

Создатель медитативного сервиса с программами развития когнитивных способностей Headspace Эдди Паддикомб рассказывает на TED, почему всего 10 минут «современной» медитации в день изменят жизнь к лучшему.

Кстати, The New York Times написала, что Энди Паддикомб (Andy Puddicombe) сделал для медитации то же самое, что Джейми Оливер – для кулинарии. В яблочко.

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b  

rtgrОфициальная страница развивающих игр для тренировки мозга Brain Exercisewith Dr. Kawashima

www.namcobandaigames.com

У Namco Bandai Games есть целый спектр развивающих игр для консоли Nintendo DS и мобильных приложений (Windows Phone 7, iPhone, iPad и iPod), которые разработаны по методике известного японского ученого Рюта Кавашима.

RyutaKawashima1

Японский нейрофизиолог, автор книги «Натренируй свой мозг: улучшенный мозг за 60 дней» («Train Your Brain: 60 Days to a Better Brain») и методики улучшения мозговых функций.

Кавашима – признанный во всем мире эксперт по тренировке мозга. В своих исследованиях он обнаружил, что, даже совершая простые математические операции и читая книги вслух, мы существенно улучшаем когнитивные качества своего мозга.

Компания-производитель решила обозначить гейм-тренинги аккуратно: не как научные, а как развлекательные продукты, «вдохновленные» идеями ученого. На этой странице официального сайта Namco Bandai Games можно ознакомиться с продуктами для тренировки мозга, официально одобренными Рюта Кавашима: Brain Exercise with Dr. Kawashima и More Brain Exercise with Dr. Kawashima.

Официальное видео игрового тренинга для мозга Brain Exercise with Dr. Kawashima

Эти игровые тренинги, содержащие многообразные развлекательные упражнения 10 категорий (в том числе паззлы, судоку и мини-игры), позволяют определить возраст конкретно вашего мозга по определенным показателям, работать с развитием разных отделов мозга (теменной, лобной, височных долей), протестировать память, логику и визуальное восприятие, вести учет ежедневного и ежемесячного прогресса. Цель – омоложение мозга, то есть улучшение его способностей и качества нейронных связей. Известно, что эффект от использования этих игровых тренингов тестировался с помощью электроэнцефалографии.

Tohokulab

Одна из особенностей этого софта для упражнения мозга – возможность выбора на свой вкус анимешного ассистента в белом халате: это может быть симпатичный ученый (парень или девушка) или забавная панда. В процессе тренировок периодически появляется с краткими экскурсами в нейронауку и сам автор упражнений – нейрофизиолог Рюта Кавашима. Русскоязычной версии, к сожалению, нет, есть релизы на английском, французском, итальянском, немецком, испанском и японском языках. Но это не слишком важно: средний уровень владения английским – это уже более чем достаточно, поскольку все игровые тренинги для мозга интуитивны.

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b

 9 Сервис для обучения скоростному чтению Spreeder

http://spreeder.com

Сервис для обучения скоростному чтению Spreeder прост, как и многое гениальное. Пользователь копирует в окно загрузки текст, который хочет читать, и нажимает Play – далее автоматика выдает текст на экране по слову, варьируя скорость. На сайте можно найти не только англоязычные статьи по улучшению скорости чтения, но и ссылку на софт для обучения скоростному чтению 7 Speed Reading. Имеет смысл внимательно изучить сайт www.7speedreading.com – там много видео и подробный рассказ о том, как это работает и как отслеживать свой прогресс.

1f448fd85a167bbc092dfe57db63d50b

iphone-drBrain Exercise with Dr. Kawashima для iPhone

windowsphone app dr kawashimaMore Brain Exercise with Dr. Kawashima для Windows Phone

Fit Brains Trainer1Fit Brains Trainer для iPhone

  • Fit Brains Trainer от Vivity Lab – это бесплатное приложение для iPhone скачали уже более 2,5 млн пользователей. Разработчик сообщает, что этот продукт является образовательным приложением номер один в 80 странах мира.

lumosity iphone  Lumosity для iPhone

  • Lumosity для iPhone стоит $79,99 на год.

mzl.vdriyscp.320x480-75  Headspace с версиями для iOS

  • У медитативного сервиса Headspace есть бесплатное мобильное приложение с версиями для iOS и Android.

Иллюстрация обложки: Viaframe

 

zillion.net


Смотрите также