Урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»,. Мягкий знак после шипящих 4 класс упражнения


Урок русского языка в 4 классе по русскому языку по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Регулятивные:

саморегуляция.

Этап закрепления знаний и способов действий.

(продолжение)

 3. Работа с учебником. (Групповая работа)

Упр. 1, стр.80

Работа по группам на карточках

1 гр. Найти в строке лишнее слово, выбрать из упражнения подобные слова и объяснить написание слов.

Могуч, ключ, колюч, пригож.

2гр. Определить, как связаны между собой слова, выбрать из упражнения подобные слова и объяснить написание слов.

Несешь, спешишь, прилечь.

3гр. Найти в строке лишнее слово, выбрать из упражнения подобные слова и объяснить написание слов.

Много задач, прочь, дочь, печь.

4гр. Определить, как связаны между собой слова, выбрать из упражнения подобные слова и объяснить написание слов.

Свеж, пригож, дремуч.

Реч…, пахуч…, замуж…, клеиш…,(материал) линюч…, мяч…,невмоч…,(много) рощ…,дышиш…,горюч…,настеж….не плач…

У кого все правильно,возьмите по 1 фишке.

4. Работа в паре.

Записали в тетради Упражнение 2.Что нужно сделать?

 Задание. Спиши, заменяя транскрипцию буквенной записью.

Проверка парной работы. Дети зачитывают только слова с пояснениями.

5.Дифференцированная работа

Разноуровневые задания.

На столах карточки.

Выберите себе тот вариант, который вам по силам. Запишите в тетрадь данное слово и образуйте от него слово нужной части речи с шипящим на конце. Не ошибитесь в правописании ь!

Карточка зеленого цвета - 1 уровень, карточка оранжевого цвета - 2 уровень, карточка желтого цвета- 3 уровень и розового цвета- 4 уровень.

1в. Тихий – (тишь)

Ножевой – (нож)

Чаща - (чащ)

2в. Свежий – (свеж)

Тягучий – (тягуч)

Блестеть (блестящ)

Сберегать – (сберечь)

Верить – (веришь)

Смазка – (смажь)

Отмахиваться – (наотмашь)

Скачки – (вскачь)

Не терпится – (невтерпёж)

Проверка.

Слова, какой части речи у вас получились?

(Ученик называет, дети оценивают хлопками, на экране появляются слайды с правильными ответами).

У кого все правильно, возьмите фишки

Организация учащихся на применение полученных знаний; построение проекта выхода из затруднений.

Работа в группах.

Исключение лишнего слова и подбор подобных слов.

Классификация слов по общим признакам.

Взаимоконтроль.

Взаимооценка с помощью сигнальных карточек.

Работа в в парах.

Заменяют транскрипцию буквенной записью.

Творческая работа

Дифференцированная работа.

Проверка

Регулятивные: прогнозирование, коррекция.

Познавательные:

общеучебные – умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия;

логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Этап обобщения и систематизации знаний.

6. Самостоятельная работа

Тест

Запишите, пожалуйста, в тетради 6 раз ь знак.

На доске слова, если надо писать ь знак – оставляете, если не нужен –вычеркиваете.

Поднимите руки, кто думает, что справится на «5» А кто думает, что на 4. Почему?

7. Самопроверка.

У кого несоответствие с оценкой?

Организация деятельности по применению знаний.

Обобщение.

Осуществление самопроверки.

infourok.ru

Урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»,

Технологическая карта

Урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»,

Тип урока – ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели:

ПРЕДМЕТНЫЕ: - подведение учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак.

- формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце

Познавательные УУД

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать

Регулятивные УУД

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

- выдвигать гипотезу

- устанавливать причинно-следственные связи

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в пар

Структурные этапы

Цель

Содержание

Формы организации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

1.

Организационный

Подготовка к уроку русского языка

На рабочем месте учащихся учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Коллективная

Контролирует весь класс, по степени готовности начинает урок

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок, всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадки?

Стоят около своего рабочего места, проверяют, всё ли готово к уроку

2.

Мотивационный

Почему, зачем и как будем работать на уроке

Чтение эпиграфа к уроку

Фронтальная

- Как будем работать на уроке, нам подскажет эпиграф

Чтение эпиграфа

Эпиграф

«Внимательно слушай-и все услышишь. Внимательно смотри-и все увидишь. Думай – и все поймешь.»

3.

Чистописание

Выработка каллиграфического письма

Письмо букв ч, щ, ш, ж, сочетание из этих букв чщ, шж

-Послушайте внимательно четверостишие и ответьте на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?»

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотой я дружу,

На «отлично» напишу!» (шипящие согласные звуки)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назови их. [ ч’ ] [ щ’ ] [ ш ] [ ж ]

-Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. (ч, щ, ш, ж)

Индивидуальная, фронтальная.

Контролирует работу класса, конкретных учащихся, обращает внимание на ошибки, следит за посадкой.

- Чем интересны звуки, которые обозначают данные буквы?

-По которому принципу объединены буквы в пары?

Анализирует собственное написание букв, буквосочетаний, соотнося с образцами художника

Обозначают шипящие буквы

чщ обозначают мягкие звуки

шж обозначают твердые звуки

Строчные буквы ч, щ, ш, ж, буквосочетания с верхним соединением чщ, шж.

4.

Актуализация знаний

Повторить имеющиеся знания учащихся об имени сущ., о роли ь знака в словах

1.Повторение знаний об имени существительном, как части речи

2.Группировка имен сущ.(одуш. неодуш.; по родам, по числам)

Фронтальная, работа в группах по 4 чел

- Какую тему изучаем?

- Что такое имя сущ.?

-Назовите постоянные признаки имени сущ.

-Назовите непостоянные признаки имени сущ.

-Прочитайте слова, записанные на доске.

Разделите на группы, признак выберите сами.

Контролирует работу класса, анализирует получающуюся у детей классификацию

- Имя существительное.

- Части речи, которая отвечает на вопросы Кто?, Что?, обозначает предмет.

Имена сущ. бывают одушевленные и неодушевленные, ж.р., м.р., ср.р.,

Число, падеж

Чтение слов

Группируют слова , выбирая один из признаков

Каждая группа объясняет свою группировку.

Осень, деревья, больница, строитель,

Тюльпаны, ночь, платье, мальчик

5.

Проблемная ситуация

«столкнуть знание учащихся с их незнанием»

Сгруппировать слова, учитывая роль мягкого знака

Работа в малой группе (по 4 чел)

- Что общего в написании данных имен сущ.?

Давайте вспомним роль Ь в словах, каким он может быть?

Разделите на группы Ь показатель мягкости, Ь – разделительный.

Контролирует работу класса

Во всех словах пишется Ь

Смягчающим и разделительным

Группируют слова.

Появляется карточка фиксирующая затруднение детей

?! ночь

6.

Целеполагание

Сформулировать цель урока

Цель: узнать, какую роль выполнят Ь.

коллективная

Направляет мысли детей, помогает грамотно построить высказывания

Формулируют цель урока.

7.

Проблемный вопрос

«Столкнуть знания обучающихся с их незнанием»

Сравнение написания слов. Луч, ночь, помощь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж.

фронтальная

Во всех ли словах пишется Ь?

Какой возникает вопрос?

Ь пишется не во всех словах.

- Почему в одних словах пишется Ь, а в других нет?

В каких именах существительных надо писать Ь, а в каких нет?

Луч, ночь, помощь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж.

Появляется карточка, фиксирующая затруднения детей.

8.

Открытие нового знания

1.Исследовательская работа

Учащиеся выполняют задания, используя алгоритм исследования.

  1. Определите род имен сущ

  2. Запишите слова, распределив в группы по родам.

  3. Чем отличается написание слов первой группы от слов второй группы?

  4. Сделайте вывод.

  5. Изобразите правило в виде схемы для удобного запоминания.

2. Чтение правила по учебнику

Работа в группах

-Я предлагаю вам вновь поработать в группах и провести исследовательскую работу.

Контролирует правильность выполнения.

Самостоятельная работа в группах

Работают по алгоритму исследования

Наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Группы представляют результаты своей работы

Схемы детей

Ж.р.-Ь

М.р.-Ь

9.

Физкультминутка

Физкультминутка

Потрудились-отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаем-выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящими на конце. Если это имя сущ. женского рода-приседают девочки, а если мужского рода-приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь. Нож, товарищ, ложь.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

10.

Закрепление

Закрепить полученные знания

Выполнение упражнений

1.Игра Угадай-ка»

2.Дифференцированнные задания (трехуровневые)

Самопроверка по образу на доске.

В парах, фронтальная

Читаю имена существительные с шипящими на конце

Контролирует правильность выполнения

Учащиеся сигнализируют правописание слов при помощи сигнальных карточек.

11.

Итог урока

Подвести итог урока

- Ответили ли мы на поставленный вопрос.

-Какова роль Ь?

-В каких существительных после шипящих пишется Ь, а в каких не пишется.

Какая тема нашего урока? Правописание Ь в конце имен существительных после шипящих.

фронтальная

Направляет беседу с учащимися на подведение итогов.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

12.

Рефлексия

Определить свой уровень знаний

Учащиеся на «Линеечке успешности», как ими понят новый материал.

Индивидуальная

Определяют степень успешности своей работы на уроке

Контролирует процесс

infourok.ru

Конспект урока в 4 классе «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи»

ТЕМА: «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи»

Цели:

Обобщить знания учащихся о правилах написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода, сущ. мн. числа, стоящих в форме род. падежа; глаголов 2 лица ед. числа; в глаголах неопределённой формы; кратких имен прилагательных;

Задачи:

 проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию мягкого знака после шипящих у разных частей речи;

сформировать умение  применять правила на практике.

развитие орфографической зоркости, умение анализировать и делать     выводы.

повышение интереса к учебному процессу, формирование активного участия в процессе обучения, умение давать самооценку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимание к родному языку, воспитание нравственных качеств.

  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

- О чём мы говорили вчера на уроке русского языка? (О роли Ь в русском языке)

Какую роль (функцию) выполняет мягкий знак в русском языке?

  1. Разделительный.

  2. Показатель мягкости.

  3. Грамматическую функцию.

  1. Чистописание:

Посмотрите, на доске записаны слова: лось, ульи, моль, дичь.

Что общего во всех словах? Какую роль выполняет Ь в каждом из слов? Сегодня мы будем писать две буквы. Эти буквы обозначают в данных словах твёрдые согласные звуки. Назовите их. (л, м) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1. Определение темы урока. Целеполагание.

Определите, какое слово здесь лишнее. (На доске на карточках слова)

помощь идёшь могуч беречь пруд ночь

-Какое слово лишнее? (пруд)

-Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова – с шипящей на конце слова).

О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих). Поднимите руку, кто знает правила правописания Ь знака на конце слов после шипящих. Значит, сегодня мы обобщим наши знания.

- Какие же цели для себя вы можете поставить? (У-… Р-… О-… К-…)

4. Работа по теме урока

- Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими словами? (определить части речи, составить предложения)

-На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь после шипящих в сущ.жен.рода, Ь в глаголах, в кратких прилагат.) Дополните кр.прилаг.

помощь

ночь

идёшь

беречь

могуч

Объясняют правила правописания Ь после шипящих. Какого случая в данных словах нет? (Сущ. мн.ч. в Р.п)

  1. Работа в парах. Дополните данную таблицу словами из предложений. Презентация

На рассвете ветерок лёгок и све[ш].

Перед нами встал лес тёмен и дрему[ч’].

Сказочный сила[ч’] могу[ч’]. Он помог царевичу сбере[ч’] волшебный ме[ч’].

Ты не знае[ш], кто открыл окна?

- Как мы должны рассуждать, чтобы определить, нужно ли писать Ь на конце после шипящих? (сначала определяем часть речи)

5. Физкультминутка Давайте отдохнем и поиграем.

-Я называю слово, если Ь пишется, то хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма не соответствует теме -стойте.

infourok.ru

Урок русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак после шипящих"

Урок русского языка 4 кл. (прогр.2100)

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Цели:

- развитие умения находить орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце существительных;

- дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1-3 классах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

ч ш щ ж

Что общего у этих букв? (шипящие)

ча ши ща жи

шило, чайник, роща, шоссе, жираф

Что общего у этих слов? (существительное)

Какое слово лишнее, почему? (несклоняемое – не изменяется по падежам.

Определите склонение им. сущ.

Составьте с одним из слов предложение.

Запись предложения по периметру класса (или перепутать слова на доске):

Жизнь дана на добрые дела.

Как понимаете поговорку?

Подпишите части речи.

  1. Орфографическая минутка.

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Вставить пропущенные орфограммы (найти и обозначить).

Запись по памяти. Проверка.

Назовите слово с мягким знаком. (вьюжный)

Какую роль играет в слове? (разделительный )

Какую роль ещё играет Ь? (смягчает согласный)

  1. Работа по теме урока.

Слова прикреплять на доску по ходу ответов.

Назовите одним словом:

1)Устройство ввода информации в компьютер (мышь)

2)Любитель зимнего плавания (морж)

3)Человек, который играет на скрипке (скрипач)

4)Одеваем в дождливую погоду (плащ)

Чем похожи эти слова? (Сущ-ые с шипящей на конце.)

Какое слово лишнее, почему?

Определите склонение им. сущ-го МЫШЬ.

Определите склонение им сущ. без Ь

Очём пойдёт речь на уроке?

Назовите тему урока. Какую цель поставим перед собой?

Чему должны научиться на уроке?

-Какую роль играет Ь?

Прочитаем правило на карточке.

В русском языке мягкий знак употребляется в трёх случаях:

  1. Для обозначения мягкости согласного звука на письме;

  2. Как разделительный;

  3. Как показатель определённой грамматической формы слова (например, формы рода).

Какой вывод можно сделать, в каких случаях мы пишем Ь у существительных, оканчивающихся на щипящую согласную?

Закрепим полученное знание правилом в учебнике стр 4.

  1. Работа по учебнику.

Упр.173 выполняем кол-но под руководством учителя.

Упр.174 выполняем самостоятельно. (три ученика у доски). Проверка.

  1. Словарная работа.

Камыш-высокое водяное или болотное растение из семейства осоковых.

Однокоренные слова: камышовый, камышинка. Множ. число: камыши.

В зарослях камыша спряталась утка с утятами.

Разобрать по членам предложения. (Один уч-ся у доски, предл-ие записано на обороте доски).

Морфологический разбор: камыша – (чего?), н.ф. камыш, сущ., неодуш., м.р., 2-е скл.,в ед.ч., в Р.п., второст. член предложения.

  1. Закрепление полученных знаний.

  1. Собрать слова по периметру класса, разделив их в два столбика.

Рожь, нож, мышь, ландыш, вещь, товарищ, речь, обруч, меч, печь, камыш, течь, шалаш, ткач, пляж, мощь, гараж, дочь.

  1. Рефлексия.

  1. Итог.

- Когда пишется Ь после шипящих на конце существительных?

- Для чего он употребляется?

Домашнее задание.

Правило с. 4 наиз., с 44 №81 дид. матер.

infourok.ru

Урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Цели:

  1. Открыть с детьми новое знание о роли Ь – показатель женского рода имени существительного.
  2. Развивать умение находить орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»;

Тип урока: открытие нового знания.

Учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Средства обучения:

При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО Smart Notebook 10,7: титульный лист.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Рисунок 1

Задание. Слова доч, плач, лож, стриж,мыш, камыш, дич, чиж,ноч, клич, дрож, брош, помощ, печ вставьте в две группы. После выполнения работы кликаем check, в неправильно поставленных словах появляется красная галочка. Кликаем Solve, появляется правильная группировка слов.

Учитель: Что интересного вы увидели в этих словах?

Ученики: У некоторых слов есть мягкий знак, у некоторых – нет.

Учитель: Есть еще сходство?

Ученики: Все слова заканчиваются шипящими звуками.

Учитель: Как вы думаете, почему вы допустили ошибку?

Ученики: Мы не знаем правило.

Учитель: Как назовем проблему урока?

Ученики: Когда ставить ь после шипящих.

Учитель: Значит, тема урока?

Ученики: Ь после шипящих на конце имен существительных.

III. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Учитель: Посмотрите слова. Какие у вас появились гипотезы о правописании мягкого знака?

Ученики: В одушевленных словах дочь, дичь Ь пишется.

Учитель: Вы согласны с этим мнением?

Ученики: Нет. Чиж – одушевленный, но там нет Ь.

Учитель: Еще есть гипотезы?

Ученики: Ь пишется после ч, а после ж не пишется.

Учитель: А вы согласны с этой гипотезой?

Ученики: Нет. В слове плач Ь не пишется.

Учитель: Другие мнения есть?

(Дети молчат.)

Учитель: Что можно сказать о роде существительных?

Ученики: Некоторые слова женского рода, а некоторые – мужского.

Учитель: Какие слова женского рода?

Ученики: Дочь, дичь, ложь, ночь, дрожь, брошь, помощь, печь.

Учитель: А какие мужского рода?

Ученики: Плач, стриж, камыш, чиж, клич.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: В словах женского рода Ь пишется, а в словах мужского рода не пишется.

Учитель: Открываем страницу 109 учебника и сверяем правило. Выполнение задания к упражнению №174.

IV. Новое знание: Ь показатель определенной грамматической формы слова (формы женского рода).

Учитель:  Какими бывают ь ?

Ученики: Смягчающим и разделительным.

Выполнение фонетического разбора слов рожь, луч. Слайд 2. Кликни вопросительный знак – выйдет задание. Кликни бордовый прямоугольник - проверка разбора рожь, желтый прямоугольник – проверка разбора слова луч.

проверьте работу: рожь – 1 слог, р – звонкий ,твердый согласный; о – ударный гласный; ж – звонкий, твердый согласный; луч – 1 слог; л – звонкий, твердый согласный; у – ударный гласный; ч – глухой, мягкий согласный.

Учитель: Почему в слове рожь ж твердый, хотя есть Ь?

Ученики: Ж всегда твердый.

Учитель: Почему в слове луч ч мягкий, хотя нет мягкого знака?

Ученики: Ч всегда мягкий.

Учитель: На что указывает Ь в слове рожь?

Ученики: На женский род.

Рисунок 2

Рисунок 3

Появляется следующий слайд, где написано обобщающее правило.

В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях:

  1. Для обозначения мягкости согласного звука на письме.
  2. Как разделительный.
  3. Как показатель определенной грамматической формы слова (например, формы рода).

Упражнение № 175. Запишите данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительное женского рода.

V. Физкультурная минутка.

VI. Первичное закрепление.

Появляется следующий слайд.

Рисунок 4

Появляется следующий слайд.

Задание. Определить склонение существительных дочь, мышь. Просклонять эти слова. Проверка появляется когда кличем синий прямоугольник.

Рисунок 5

Упражнение №176.

VII. Итог урока. Рефлексия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»,

Технологическая карта

Урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»,

Тип урока – ОНЗ (открытие новых знаний)

Структурные этапы

Цель

Содержание

Формы организации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

1.

Организационный

Подготовка к уроку русского языка

На рабочем месте учащихся учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Коллективная

Контролирует весь класс, по степени готовности начинает урок

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок, всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадки?

Стоят около своего рабочего места, проверяют, всё ли готово к уроку

2.

Мотивационный

Почему, зачем и как будем работать на уроке

Чтение эпиграфа к уроку

Фронтальная

- Как будем работать на уроке, нам подскажет эпиграф

Чтение эпиграфа

Эпиграф

«Внимательно слушай-и все услышишь. Внимательно смотри-и все увидишь. Думай – и все поймешь.»

3.

Чистописание

Выработка каллиграфического письма

Письмо букв ч, щ, ш, ж, сочетание из этих букв чщ, шж

-Послушайте внимательно четверостишие и ответьте на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?»

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотой я дружу,

На «отлично» напишу!» (шипящие согласные звуки)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назови их. [ ч’ ] [ щ’ ] [ ш ] [ ж ]

-Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. (ч, щ, ш, ж)

Индивидуальная, фронтальная.

Контролирует работу класса, конкретных учащихся, обращает внимание на ошибки, следит за посадкой.

- Чем интересны звуки, которые обозначают данные буквы?

-По которому принципу объединены буквы в пары?

Анализирует собственное написание букв, буквосочетаний, соотнося с образцами художника

Обозначают шипящие буквы

чщ обозначают мягкие звуки

шж обозначают твердые звуки

Строчные буквы ч, щ, ш, ж, буквосочетания с верхним соединением чщ, шж.

4.

Актуализация знаний

Повторить имеющиеся знания учащихся об имени сущ., о роли ь знака в словах

1.Повторение знаний об имени существительном, как части речи

2.Группировка имен сущ.(одуш. неодуш.; по родам, по числам)

Фронтальная, работа в группах по 4 чел

- Какую тему изучаем?

- Что такое имя сущ.?

-Назовите постоянные признаки имени сущ.

-Назовите непостоянные признаки имени сущ.

-Прочитайте слова, записанные на доске.

Разделите на группы, признак выберите сами.

Контролирует работу класса, анализирует получающуюся у детей классификацию

- Имя существительное.

- Части речи, которая отвечает на вопросы Кто?, Что?, обозначает предмет.

Имена сущ. бывают одушевленные и неодушевленные, ж.р., м.р., ср.р.,

Число, падеж

Чтение слов

Группируют слова , выбирая один из признаков

Каждая группа объясняет свою группировку.

Осень, деревья, больница, строитель,

Тюльпаны, ночь, платье, мальчик

5.

Проблемная ситуация

«столкнуть знание учащихся с их незнанием»

Сгруппировать слова, учитывая роль мягкого знака

Работа в малой группе (по 4 чел)

- Что общего в написании данных имен сущ.?

Давайте вспомним роль Ь в словах, каким он может быть?

Разделите на группы Ь показатель мягкости, Ь – разделительный.

Контролирует работу класса

Во всех словах пишется Ь

Смягчающим и разделительным

Группируют слова.

Появляется карточка фиксирующая затруднение детей

?! ночь

6.

Целеполагание

Сформулировать цель урока

Цель: узнать, какую роль выполнят Ь.

коллективная

Направляет мысли детей, помогает грамотно построить высказывания

Формулируют цель урока.

7.

Проблемный вопрос

«Столкнуть знания обучающихся с их незнанием»

Сравнение написания слов. Луч, ночь, помощь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж.

фронтальная

Во всех ли словах пишется Ь?

Какой возникает вопрос?

Ь пишется не во всех словах.

- Почему в одних словах пишется Ь, а в других нет?

В каких именах существительных надо писать Ь, а в каких нет?

Луч, ночь, помощь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж.

Появляется карточка, фиксирующая затруднения детей.

8.

Открытие нового знания

1.Исследовательская работа

Учащиеся выполняют задания, используя алгоритм исследования.

  1. Определите род имен сущ

  2. Запишите слова, распределив в группы по родам.

  3. Чем отличается написание слов первой группы от слов второй группы?

  4. Сделайте вывод.

  5. Изобразите правило в виде схемы для удобного запоминания.

2. Чтение правила по учебнику

Работа в группах

-Я предлагаю вам вновь поработать в группах и провести исследовательскую работу.

Контролирует правильность выполнения.

Самостоятельная работа в группах

Работают по алгоритму исследования

Наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Группы представляют результаты своей работы

Схемы детей

Ж.р.-Ь

М.р.-Ь

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 4 классе «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной»

Красненского района Белгородской области

Конспект урока русского языка в 4 классе

«Мягкий знак на конце слов после шипящих»

подготовила

учитель начальных классов

Афанасова Валентина Ивановна

с. Красное 2014 год

Тема. Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Цели:

Предметные:

организовать деятельность учащихся по закреплению написания слов разных частей речи с шипящей на конце.

Метапредметные:

познавательные: умение применять орфограммы при написании мягкого знака в словах после шипящих разных частей речи;

регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки;

коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип урока: учебное занятие по закреплению изученного материала.

Оборудование:

1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, таблицы;

2) для каждого ученика – учебник, учебные принадлежности, карточки для дифференцированной работы, сигнальные карточки, таблицы самооценки;

3) для работы в группе – карточки со словами.

План урока

1. Чистописание

Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится чаще других:

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое…Кто это – гном?

Шшш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком шуршит тишина.

- Какой звук встречается чаще других?

- Дайте ему характеристику.

- Какой буквой он обозначается на письме?

Записать буквы Ш ш.

- Какая буква похожа по написанию на букву ш?

Записать Щ щ.

-Что объединяет эти буквы?

-Найдите на карточках, развешанных по классу, буквы, которые вы отнесли бы в одну группу к эти буквам. (Ж Ч)

- Записать их в тетрадь.

Подчеркнуть написание, которое вам не понравилось. Оценить по шкале.

Письмо соединений: шь щь жь чь

Записать слова с доски: пом…щь, б…речь, наст…жь, м…гуч. Вставить пропущенные буквы, определить части речи.

- Чем похожи и чем различаются эти слова?

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга. Оцените на лестнице успеха.

- Как вы думаете, зачем мы повторили написание букв, обозначающих шипящие звуки? Кто определит тему урока?(Слайд 3)

- Какую задачу поставим?

- Какие цели?

У - учиться правильно писать мягкий знак после шипящих.

Р - развивать внимание, орфографическую зоркость.

О – организовывать свою деятельность.

К – контролировать свою работу и работу своих товарищей.

Список использованной литературы

1. Русский язык: 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / С.В.Иванов - М. : Вентана-Граф, 2013.

2. Русский язык: 4 класс : поурочные планы по учебнику С.В.Иванова / авт.-сост. С.А.Привалова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2011.

doc4web.ru

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, писать!

(Слайд2) Замечательные слова о русском языке сказал К.Г.Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем открывать тайны русского языка. Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, познавательным, успехов вам и удачи.

Разминка для пальчиков «Покормим птиц».

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные: самоопределение.

2.Подготовка к работе на основном этапе.

- Сегодня на уроке работаем с листами самооценки. Красный – отлично, желтый – хорошо, зеленый – надо повторить.

Вид задания

Оценка

Чистописание

Работа в группе

Работа в паре

Работа по вариантам Упр.1, с. 80

Дифференцированная работа по карточкам.

За урок

Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Подведение к озвучиванию темы урока.

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений.

Самоооценка.

Взаимооценка.

Самооценка.

Определение темы урока.

Постановка задачи и целей.

Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Этап закрепления знаний и способов действий.

1. Работа в группах. Подобрать слова, которые можно отнести в одну группу к выделенному слову.

1 группа: сторож, ключ, вещь, полночь, удач, хорош.

2 группа: несешь, спрячь, прилечь, спешишь, нет туч, колюч.

3 группа: вскачь, сплошь, невтерпёж, прочь, много задач, свеж.

2. Проверка работы в группах.

Слова прикрепляются к доске по группам. Один ученик объясняет выбор слов. Делает вывод.

- Все ли слова были использованы? Прикрепите на доску оставшиеся.

- Я считаю, что их можно объединить в одну группу. Как думаете вы?

Распределение оставшихся слов по группам. А теперь сделаем вывод.(Слайд 4)

- Как не ошибиться в правописании ь на конце слов после шипящих?

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить орфограмму.

Организация учащихся на закрепление изученного материала; построение проекта выхода из затруднений.

Создание проблемной ситуации.

Работа в группах.

Классификация слов по общим признакам.

Взаимоконтроль.

Взаимооценка с помощью сигнальных карточек.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Физкультминутка.

А теперь я предлагаю вам поиграть в необычный хоккей. Нужно «забить» в ворота шайбу. (На цветных кружочках написаны слова с шипящими на конце). Проверка.

Если шайба «забита» верно - хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Организация отдыха детей

Выполнение заданий.

Регулятивные:

саморегуляция.

5. Этап закрепления знаний и способов действий.

1. Творческая работа.

Работа в парах. Выбрать карточку с заданием. Составить предложение, употребив слово с шипящей на конце.

2. Проверка творческой работы.

3.Самостоятельная работа по карточкам. (По выбору)

Карточка №1

Спиши, вставь пропущенные буквы.

На рассвете ветер легок и свеж… .Перед нами встал лес тёмен и дремуч… . сказочный силач… могу… . Он помог царевичу сбереч… волшебный меч… . Ты не знаеш…, кто открыл окна настеж… .

Карточка №2

Запиши слова в три столбика.

Сущ. Краткие прилаг. Глагол

Трескуч…, говоришь…, свеж…, похож…, плащ…, молодёж…,зайдёш…, мыш…, певуч…, морж…, помо…, играеш….

Организация учащихся на применение полученных знаний; построение проекта выхода из затруднений.

Работа в парах. Составление предложений.

Чтение составленных предложений.

Взаимооценка.

Дифференцированная работа.

Самопроверка.

Самооценка.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция.

Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Разминка для глаз.

Электронная физминутка

Регулятивные: саморегуляция.

7.Этап обобщения и систематизации знаний.

1. Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант. Выписать слова с ь.

2 вариант. Выписать слова без ь.

Ноч…, невмоч…, гараж…, пряч…, много дач…, дич…, пригож…, мощ…, замуж…, напроч…, из груш…, маж…, горяч…, плащ… .

2. Обменяться тетрадями, проверить работу.

1. Определите слово с мягким знаком.

А) Нож…

В) Много встреч...

С) Реч…

D) Он пригож…

Е) Камыш…

2.Определите слово с мягким знаком.

А) С…ел

В) Под…езд

С) Суб…ект

D) Бул…он

Е) Двух…ярусный

3. Определите слово с мягким знаком.

А) Тиш…

В) Из груш...

С) Багаж…

D) Он хорош…

Е) Плащ…

4.Определите слово с мягким знаком.

А) Об…ект

В) Ин…екция

С) Трёх…ярусный

D) Под…езд

Е) Павил…он

5.Определите слово без мягкого знака.

А) Вещ…

В) Рож...

С) Много училищ…

D) Доч…

Е) Танцуеш…

6.Определите слово без мягкого знака.

А) Навзнич…

В) Тиш...

С) Багаж…

D) Доч…

Е) Моеш…

4. Самопроверка. (Слайд 7)

Организация деятельности по применению знаний.

Обобщение.

Осуществление самопроверки.

Выполнение тестов.

Самооценка

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод)

8. Этап информации о домашнем задании.

1.Учебник. Упр. 2, с. 81.

2.Составит и записать текст, используя слова с шипящими на конце. (Слайд 8)

Организация деятельности по применению знаний.

Регулятивные:

умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы.

9.Рефлексия деятельности (итог урока).

- Чему учились на уроке?

(Слайд 9)

Продолжите:

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

Оцените свою деятельность на уроке с помощью цветных кружочков. Красный – отлично, желтый – хорошо, зеленый – надо повторить. (Дети прикрепляют кружочки на доску)

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.


Смотрите также