Программа коррекционно-развивающих занятий с использование техники маскотерапии. Маскотерапия упражнения методики с детьми


МАСКОТЕРАПИЯ

Созависимость сродни состоянию "потери собственного лица".Применяя маскотерапию, мы подводим созависимого к осознанию маски,которая соответствует лицу зависимого, и открываем человеку его лицо.

Созависимость – явление, которое впервые было обнаружено при взаимодействии тех, кто зависит от алкоголизма (зависимый) и поведением тех, кто заботится о них (спасители, они же со-зависимые).

Некоторое время спустя обратили внимание на сходство созависимых из семей алкоголиков с теми, кто просто заботится о людях, страдающих психическими расстройствами. В настоящее время практически все, кто так или иначе проявляет заботу о другом считаются созависимыми.

Поведение созависимых проявляется в сверх опеке, взятии на себя полной ответственности за финансовое и эмоциональное благополучие другого, лжи и сокрытии от окружающих негативных последствий поведения зависимого, с целью продолжать оставаться в отношениях с ним. В долгосрочной перспективе спасители становятся полностью ответственными за своих партнеров, а их собственное психическое и физическое здоровье распадается. Часто у «любителей помогать» есть серьезные проблемы с самоконтролем.

Размышляя над этой проблемой, невольно приходит мысль, что созависимость сродни состоянию "потери собственного лица" человека. Применяя маскотерапию в данному случае, мы получаем нужный результат - подводим его к осознанию маски, которая соответствует лицу зависимого, и открываем человеку его лицо.

«Созависимость – эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее у человека в результате длительного следования установкам, которые препятствуют открытому выражению чувств и прямому обсуждению личных и межличностных проблем».«Созависимый – индивид, который на реакцию употребления кем-то из близкого окружения наркотиков или алкоголя приобрел неэффективные модели поведения».«Созависимый – тот, кто позволил поведению другого человека влиять на свое собственное, и кто одержим контролем поведения этого человека».

Возвращаясь к своему лицу, личность осознает чужеродность установок, открывает свои потребности, чувства и проблемы.

Сложно доказать, является ли созависимость заболеванием или это более широкое явление современной культуры. Но все специалисты сходятся во мнении, что созависимость может сделать человека больным и способствует тому, что люди вокруг его остаются больными.

С точки зрения маскотерапии, созависимость - синоним обезличенности, которая свойственна людям массовой культуры. Придать всем участникам массовой культуры собственное лицо невозможно. Маскотерапия и не ставит таких задач. Но отдельным личностям - возможно.

Как люди становятся созависимыми?

Вырастая в дисфункциональных семьях, человек обучается созависимому поведению в детстве, через подчинение и подражание зависимым родителям или членам семьи. Дети алкоголиков чаще всего обладают созависимыми установками и моделями поведения, но, в общем, любое длительное подчинение родителю или члену семьи с зависимым или психическим расстройством может привести к развитию созависимости.

Длительные отношения с зависимым и во взрослой жизни могут породить созависимость.Элементы созависимости развиваются в человеке через воспитание и образование только тогда, когда «жертвенность» в списке добродетелей превосходит личные интересы, а мысли и заботы о других ставятся выше интересов развития собственной личности.Поведение созависимого – это вид вынужденной адаптации, целью которой является удовлетворение некоторых своих потребностей через заботу о том, кто не в состоянии позаботиться о себе сам. По мере того как роль спасителя прогрессирует, созависимый забывает о своих собственных потребностях и проблемах. В результате, даже если происходит физический разрыв с зависимым человеком, созависимые переносят стиль своей адаптации на будущие отношения.

Каковы характеристики созависимого?

Собран внушительный список характеристик созависимого поведения. Его можно разделить по группам: забота, низкое чувство собственного достоинства, подавление, навязчивость, контроль, отрицание, зависимость, неуспешная коммуникация, размытые границы, отсутствие доверия, сексуальные проблемы и другое.Созависимый как правило: Считает себя ответственными за других – за их чувства, мысли, поступки, решения, желания, потребности, хорошее самочувствие, отсутствие хорошего самочувствия, окончательную судьбу... Чувствует себя «вынужденным» помогать другому решать его проблемы (предлагает непрошенные советы, делает умозаключения вместо партнера или пытается «угадать» чувства другого). Не умеет говорить «нет», и чтобы угодить партнеру, делает то, что не хочет делать, или делает больше чем должен делать, или делает за других то, что они могут сделать сами. Легко выражает негодование по поводу несправедливости, совершенной по отношению к другому, но не способен отстаивать свои собственные права. Привязан к нуждающимся в помощи людям. Часто испытывает злость и гнев, чувствует себя непринятым и использованным. Чувствует себя жертвой или марионеткой. Воспитывается в проблемной семье. Винит себя во всем, в чем только можно. Отклоняет комплименты и похвалу. Всегда считает себя «недостаточно хорошим». Боится отвержения. Все принимает на личный счет. Боится неудач и ошибок. Считает, что все должен делать идеально и правильно. Считает свою жизнь никчемной. Ценит себя только когда помогает другим. Верит, что не достоин счастья. Постоянно пытается доказать другим, что он «достаточно хорош». Избегает осознания своих мыслей и чувств. Ригиден. Стремится к тотальному контролю. Теряет сон из-за проблем или поведения других людей. Тревожен. Любит указывать другим на их ошибки. Концентрирует всю свою энергию на других людях и их проблемах. Боится позволить другому быть таким, какой он есть, боится позволить событиям естественно происходить. Пытается контролировать события и людей с помощью беспомощности, чувства вины, принуждения, советов, манипулирования и доминирования. Всегда делает вид что «все хорошо» и «ничего не происходит». Становится трудоголиком. Тратит деньги компульсивно. Не ощущает целостность с самими собой. Чувствует фрустрацию, когда теряет что-то или кого-то, от которого «зависит» его счастье. Не чувствует любовь и поддержку родителей. Не любит себя. Отчаянно ищет любовь и принятие. Избегает неприятных чувств в отношениях. Теряет интерес к собственной жизни, когда влюбляется.Не говорит то, что имеет ввиду и не имеет ввиду то, что говорит.Не говорит открыто о своих потребностях.Тщательно взвешивает каждое слово, чтобы достичь желаемого эффекта.Говорит о других, избегает говорить о себе, своих проблемах, чувствах и мыслях.Лжет, чтобы «спасти» других.Извиняется когда надо и не надо.Позволяет другим причинять себе боль.Верит, что он не будет терпеть определенное поведение другого, но терпит до последнего, и впоследствии делает то, что, как он полагал, никогда бы не сделал.Не доверяет своим чувствам.Не доверяет своим решениям.Не доверяет другим людям.Считает, что бог, рок, судьба предали его.Чувствует боль и ненависть, привык замещать вину и стыд гневомЧасто много плачет, впадает в депрессию, переедает, болеет.Соглашается на секс, чтобы получить поддержку и заботу, а не потому что испытывает сексуальное желание.Скован в постели и не говорит партнеру, что ему нравится, а что – нет.Слишком ответственен.Слишком безответственен.Облачается в рясу жертвы и мученика, жертвует своим счастьем ради других по причинам, которые не требуют жертв.Не способен веселиться и быть спонтанным.Стыдится себя, семьи, личных проблем и проблем в отношениях.Становится жестоким.Становится серьезно эмоционально, психически и физически больным.Страдает пищевыми расстройствами.Становится зависимым от алкоголя и других химических стимуляторов.Специалисты полагают, что созависимое поведение разрушительно и приводит к отношениям, которые не работают. Созависимые бессознательно выбирают себе проблемных партнеров, такие отношения помогают им чувствовать себя «псевдо хорошо» и создают у них иллюзию нужности и осмысленной жизни.

---

Часть текста взята из сайта -masterskayarosta.ru/theoretical-base/148-codependence/.

www.skravchenko.ru

Программа коррекционно-развивающих занятий с использование техники маскотерапии. — me-po.ru

Программа коррекционно-развивающих занятий с использование техники маскотерапии.

Цели программы:

Развитие навыков эмпатии и рефлексии у дошкольников. Формирование позитивного внутреннего образа у дошкольников. Развитие навыков общения.

Задачи программы:

Обучение дошкольников умению распознавать эмоции других людей, свои собственные эмоции. Обучение дошкольников умению видеть свои сильные стороны, принимать их и развивать. Обучение дошкольников навыкам эффективного, искреннего общения.

Целевая аудитория:

Программа расчитана на занятия с детьми старшей и подготовительной группы.

Актуальность программы.

Одной из основных и самых ранних возрастных задач при созревании психики дошкольника является появление и развитие навыков эмоционального общения с окружением. Что подразумевается под этим термином? Во-первых, это навык распознавания эмоций окружающих его людей, а во-вторых навык понимания, восприятия собственных эмоций и переживаний. На основе этого закладывается важнейшее человеческое качество эмпатия – умение понимать и сопереживать другим людям.

Данная задача на сегодняшний момент развития современного общества нисколько не потеряла своей актуальности, а, может быть, ее актуальность только возросла. Современные дети, как это ни грустно, разучились общаться и друг с другом, и с родителями – зачастую общение, непосредственное общение с человеком, им заменяют «гаджеты». Сейчас абсолютно не является редкостью увидеть картину, когда ребенок, который еще толком не научился говорить, уже уверенно пользуется «гаджетами», но при этом у него возникают огромные проблемы в установлении позитивных контактов с окружением. Данная картина вызывает беспокойство не только у родителей, которые не знают, как отучить ребенка от зависимости к «гаджетам», но и у специалистов, которые наблюдают рост аутоподобных проявлений в поведении современных детей.

В связи с этим встает актуальная проблема научить ребенка эмоциональным взаимодействиям, умению распознавать эмоции и внутренние состояния как свои, так и окружающих людей. На первый взгляд это может звучать парадоксально – ведь эмоциональные взаимодействия в онтогенезе человека проявляются и начинают развиваться еще на первом году жизни. Но факт остается фактом – эмоциональная жизнь современного человека все более обедняется, что приводит к необходимости именно обучать детей эмоциям!

Опыт работы психолога в детском саду естественно подсказывает, что наиболее плодотворными методами для решения этой задачи могут быть методы арт-терапии. На сегодняшний день методов и методик арт-терапии существует достаточно много.

В арт-терапии очень много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия (танцевальная терапия), песочная терапия, фототерапия, изотерапия, метафорические ассоциативные карты, маскотерапия.

Для указанных целей программы весьма эффективна техника маскотерапии. В работе с этой техникой за теоритическую основу был взят портретный метод Г. Назлояна. В нем устанавливаются ряд постулатов, которые могут быть успешно применены в работе по развитию и коррекции эмоциональности дошкольников. Г. Назлоян указывает, что одним из значимых симптомов большинства психических заболеваний является аутизация больного, проявляющаяся в нарушении контактов, как с окружением, так и с самим собой (нарушение внутреннего диалога). Таким образом, для сохранения психического здоровья человека, прежде всего, необходимо развивать навыки общения, а эта задача весьма актуальна в дошкольном возрасте. Автор также указывает на еще один симптом психических заболеваний, нарушение процессов самоидентефикации у больных, когда человек перестает понимать свои состояния и самого себя. И опять встает задача по развитию эмпатии и рефлекии у детей для сохранения их психического здоровья. Для решения поставленных проблем и задач Г. Назлоян использует портретный метод: терапевт лепит портрет клиента, а затем и клиент сам начинает лепить собственный портрет. Все это действо происходит в зеркальной комнате. Таким образом, создается ситуация, когда клиент, пациент, переносит свои болезненные переживания на свой портрет, как бы освобождаясь от них. Проводя подобные занятия многократно, клиент освобождается от болезненных переживаний, начинает лучше себя понимать, самоидентефицироваться (причем в буквальном смысле, через работу с портретом и зеркалом). Кроме этого, в занятиях с пациентами используется техника ритмопластики, когда клиент, повторяя движения танца за тренером, танцуя вместе с тренером, выходит из своего замкнутого «кокона», начинает продуктивно общаться.

Данная методика, будучи переработана под условия детского сада, может помочь решить достаточно много проблем как по развитию эмоциональной сферы детей, так и по ее коррекции.

Ход осуществления программы.

Программа представляет из себя серию из 10 занятий.

Первое занятие.Игра «Маскарад (маска для себя)».

Дети изготавливают маски для себя («сегодня я такой»).Шаблоны масок заготавливаются детям заранее, а в игре они их раскрашивают и надевают. Но только этим игра не заканчивается, детям предлагается угадывать настроение той или иной маски, а также они пытаются объяснить, почему маска, по их мнению, изображает именно это настроение. С целью коррекции эмоционального состояния, детям дается возможность позитивно скорректировать, сделанные ими маски (дети как бы сами себе создают маски «силы»). После игры все маски дети уносят с собой.

Второе-четвертое занятие. Игра «Маскарад».

Игра «Маскарад», в которой дети изготавливают маски для своих друзей («я вижу тебя таким»). Игра позволяет научить детей более тонко распознавать чужие эмоции. Шаблоны масок заготавливаются детям заранее, а в игре они их раскрашивают и дарят друзьям. Детям предлагается угадывать настроение той или иной маски, а также объяснить, почему маска, по их мнению, изображает именно это настроение. С целью коррекции эмоционального состояния, а также с целью избежать взаимных обид, детям дается возможность позитивно скорректировать, подаренные им маски (дети как бы сами себе создают маски «силы»). После игры все маски дети уносят с собой.

Пятое-седьмое занятие. Игра «Угадай маску».

В начале занятия участники готовят маски для всех участников (на обратной стороне маски подписывается, кому именно предназначена маска). Их выкладывают в круг. А затем каждый из участников по очереди пытается найти именно свою маску, объясняя, почему он делает именно этот выбор. Выигрывает тот, кто делает меньше всего попыток.

Восьмое-девятое занятие. Игра «Боди-арт».

Данная игра проводится только с разрешения родителей, и после того, как группа детей, участвующих на занятиях, стала сплоченной. В этой игре дети рисуют маски на лицах друг другу. Все это делается в «зеркальной» комнате, чтобы участникам игры было хорошо видно собственные маски. После того как все маски нарисованы, участники рассказывают что они чувствуют в своей маске, помогает она им или мешает, что хотелось бы изменить в ней (при желании, в конце игры они имеют возможность подкорректировать маску). Также создатели маски рассказывают, почему им захотелось нарисовать для этого человека именно эту маску. Одним из вариантов завершения игры может являться фотосессия.

Десятое занятие. Игра «Маска силы».

Дети делают для себя маски, которые бы символизировали для них те качества, которых им, по их мнению, не достает. Маски после занятий дети уносят с собой.

По окончанию всех этапов работы проводится мониторинг эффективности реализации программы.

мониторинг навыков общения – методики Урунтаевой, Афонькиной «ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ».

me-po.ru

Маскотерапия лечение страхов | Здоровая жизнь

Маскотерапия – лечение страхов и нервных расстройств.

Несколько взаимосвязанных психотерапевтических технологий объединенных вместе получили название маскотерапия. В клинике Rehab Family практикуется маскотерапия по методу Г. М. Назлояна. Этот метод психологического воздействия рассматривает человека, прежде всего как личность. Предполагается, что адаптироваться в социальной среде ему мешают различные психологические проблемы:

  • внутриличностные конфликты;
  • нарушения самоидентификации;
  • патологическое одиночество.

Маскотерапия — это лечение страхов, нервных расстройств, тревог, которая  позволяет гармонизировать отношения между социальным образом и своим внутренним «Я».

Реальность и подсознание перестают конфликтовать. Пациент начинает вступать во внутренний диалог с самим собой. Затем находит контакт с окружающим миром, потерянное самосознание восстанавливается.

Маскотерапия отлично помогает при следующих тревожных симптомах:
  • навязчивое чувство, что человек теряет самого себя;
  • ощущение реальности искажается, место в жизни потеряно;
  • если себя либо других людей пациент воспринимает неадекватно;
  • личная, семейная, профессиональная, общественная жизнь, все то, что составляет основу материального мира, представляет для человека огромную проблему.
  • человек перестает взаимодействовать с самим собой и с окружающими миром;
  • отрицание своего существования достигает такого уровня, что быть человеком противоположного пола и носить другое имя предпочтительнее, чем оставаться самим собой.
                                            В чем заключается лечение?

Суть маскотерапии заключается в применении объемного изображения лица пациента. Благодаря тому, что используют скульптурный портрет, пациент может полностью отождествлять себя с ним. Тогда как живопись и графика не дают нужного эффекта.

Мнение психотерапевта не навязано пациенту в категоричной форме. Взаимоотношения доктора и пациента основаны на равенстве и доверии. Маска – это третий участник процесса. Переживания пациента носят эмоциональный и рациональный характер. Во время терапии врач направляет эмоции и переживания в нужное русло.

                  Макотерапия избавляет от серьезных заболеваний.

В наше время приходится бороться с обесцениванием личности, отсутствием ее самоидентификации. Лечить возникшие на этой почве психологические проблемы, и даже психические расстройства можно при помощи маскотерапии. Этот метод позволяет пациенту употреблять меньше лекарственных средств психотропного действия.

                                                Групповая маскотерапия.

Лечебный процесс происходит с открытыми дверями, родственники тоже могут присутствовать. Их роль важна для отождествления пациента с его скульптурой. Также в этом помогает мнение других участников терапии, которая проводится групповым путем.

Маскотерапия применяется для лечения:
  • неврозов;
  • депрессий;
  • химической зависимости.
                       Процесс лечения с помощью маскотерапии.

Первый сеанс длится в течение 1-2 часов. Пациенту выдают скульптурный пластилин, и он начинает моделировать свое лицо. А оно, как известно отражение души человека. Всего 3-4 сеанса позволяют улучшить эмоциональный фон. Пациент делает первые шаги к восстановлению своего «Я».

В наше время используют маскотерапию, которая была усовершенствована специалистами. Теперь лечение по этому методу должно обязательно проходить через определенные этапы:

  1. Животный. На этом уровне пациент пытается вылепить яйцо. Это начало, его появление на свет. Наблюдая за пациентом, врач видит, как тот пытается отразить переживания раннего детского возраста. Например, перинатальные и родовые травмы. Если его психическое расстройство имеет тяжелую форму, слепить яйцо у него не получится.
  2. Общечеловеческий. То, что лепит пациент, напоминает простейшие скульптуры, изготавливаемые древними людьми.
  3. Родовой. Пластилин в руках пациента приобретает черты какого-либо пола. Человек с нарушениями в психосексуальной сфере не может выразить это в скульптуре.
  4. Семейный. На этом этапе человек идентифицирует себя с родственниками. Их черты проступают на пластилине.
  5. Индивидуальный. Это последняя стадия. Человек открывает свое лицо, в душе наступает благополучие.

Пациент проходит все этапы от маленького яйца до портрета в натуральную величину. Осуществлять переход к следующей ступени можно только после полного завершения предыдущего. Причем портрет, полученный на каждом этапе, не уничтожается.

Главное – это не то, как качественно воссоздал человек свой портрет. Важнейшее значение имеет, какие ассоциации возникли у него во время работы. Это могут быть образы или личности знакомые пациенту: знаменитые актеры, родственники, любимый человек (чаще у женщин).

В процессе реабилитации человек начинает осознавать, по своему ли сценарию он живет. Бывает в основе проблем человека лежат такие же нерешенные вопросы, как и у его ближайшего родственника. Осознав это, пациент хочет сам управлять своей судьбой, это помогает ему избавиться от прошлого.

Чем больше становится сходство портрета с оригиналом, тем больше тот, кто его создает, привязывается к нему. Начинает испытывать нежные чувства к своему двойнику. Видит в его чертах особенности своего лица. Понимать свои проблемы и принимать самого себя становится легче. Наступает катарсис – очищение души.

После этого пациент расстается со своим врачом. Болезнь вместе с автопортретом остается в клинике. Маскотерапия помогает справиться с серьезными психологическими проблемами через познание самого себя.

Что такое маскотерапия?

Понравилась статья? Нажмите на самую красивую кнопку!

 

Loading…

 

neoglavnom.com

Маскотерапия – эффективное средство развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика

Что может быть чудеснее театра!Он был вчера, сегодня, будет завтра,С детьми как только маски надеваем,–Мы сразу в чудо-сказку попадаем.

Телевидение, компьютер прочно вошли в жизнь взрослых и детей 21 века. Быстрый ритм современной жизни все больше приводит к потере интереса к чтению, литературе, искусству, игре, живому общению. Все это является частью причин ухудшающихся показателей здоровья детей, поступающих в ДОУ и заставляет педагогов подбирать различные программы, технологии, способные противостоять могуществу Техники. Работая с детьми с патологией зрения это актуально вдвойне, ведь нарушение зрения является причиной возникновения ряда трудностей и нарушений в развитии детей. Артпедагогика в сочетании с арттехнологиями это способ оказать неповторимое воздействие на ребенка с нарушением зрения. В частности театротерапия занимает среди них достойное место.

Опыт педагогической работы указывает на то, что все дети дошкольного возраста любят театр, он способен надолго врезаться в человеческую память, войти в жизнь и сделать ее интереснее, духовно богаче,  здоровей. Что же мы педагоги, воспитывающие детей с патологией зрения, можем рассказать о театре?

Театр это:

  • искусство, пришедшее к нам через толщу тысячелетий, и каждый раз оно притягивает к себе;
  • всегда праздник, привносящий радость в повседневность;
  • тайна, при которой происходят превращения в самых разных персонажей. Глядя на картонные домики, деревья, искусственные цветы и декорации дети хотят и умеют верить в то, что это правда;
  • со-творчество, со-дружество, со-участие. Зритель, не только смотрит, развлекается в театре, но и слушает, чувствует, мыслит.
  • польза, которая дарит радость человеческого общения. Каждая такая встреча рождает у них  массу вопросов. 
  • взрыв эмоций, проявление детской доброты, жажды справедливости.

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. В детском саду «Семицветик» работает несколько видов театра:

  • театр картинок;
  • фланелеграф;
  • настольный театр;
  • театр рукавичек;
  • театр игрушек;
  • театр Би-ба-бо;
  • кукольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • перчаточный театр;
  • театр масок.

Кроме того сшиты костюмы; изготовлены ширмы, декорации; собрана аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы». Это театры, в которых дети с проблемами зрения выступают в роли арттерапевтов – артистов. Зрителями являются не только дети нашей группы, но и всего детского сада, а также родители, выпускники. В ходе театротерапии решается ряд важных задач:

Диагностические:

  • получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка;
  • узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие,
  • выявить проблемы, подлежащие коррекции.

Воспитательные:

  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
  • воспитывать коммуникативные качества, побуждать детей к активному общению;
  • Способствовать социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
  • Обеспечение благоприятного течения адаптации в детском саду;

Коррекционные:

  • совершенствовать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции;
  • развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику;
  • развивать навыки речи; интонационную выразительность;
  • учить использовать неречевые средства общения;
  • формировать эмоционально– мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

Развивающие:

  • дать детям знания об искусстве и  культуре;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
  • учить сочетать речь и движения, пополнять словарь лексикой;

Понятие театротерапия включает в себя:

  • Куклотерапию
  • Имаготерапию
  • Маскотерапию

Все три вида театротерапии дают положительную динамику в качественном развитии воображения, произвольного внимания, коррекции психо-эмоционального состояния детей с нарушением зрения, а также способствуют развитию многих компонентов личности. Мне хочется поделиться опытом работы с маской. Маскотерапия – это наиболее мягкий метод контакта с особыми проблемами детей с нарушением зрения.

«Ребёнок – это сто масок, сто ролей способного актёра, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей». Януш КорчакХочется сказать о некотором преимуществе маскотерапии перед другими формами арттерапии:

  • каждый ребенок с нарушением зрения независимо от своего возраста может участвовать в игре, которая не требует от него каких-либо способностей к изодеятельности, умению музицировать, двигаться;
  • маска яркая, очень мобильная, эстетичная, легкая и доступная в обращении, не требует отдельного помещения для хранения;
  • маска позволяет преодолеть комплексы, скрыть смущение, неуверенность, неумение работать с  мимикой;
  • маска является мощным средством сближения детей и взрослых. В театре живут три творца – автор, актеры и зрители. Все пришедшие на спектакль такие разные по интересам, темпераменту, настроениям  превращаются в одно целое – называемое зрительный зал.
  • маска – это способ свободного самовыражения, поддерживает желание экспериментировать, раскрывать возможность ребенка, проявлять личную инициативу творчества;
  • маска вызывает положительные эмоции, хорошее настроение  у детей с нарушением зрения, которое полезно для глаз  больше чем обычным детям;
  • маски могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников с нарушением зрения, корректируют их поведение.

Игры с маской пользуются неизменной любовью у детей. Однако в начале учебного года, во время адаптационного периода, нередко бывает так, что при знакомстве с театральными масками некоторые из детей не проявляют желания, отказываются от участия в играх, упражнениях, не могут преодолеть барьер, который им мешает. Мы стараемся поддерживать любой интерес к маскам, замечаем все находки, новые эмоции, интонации. Рассказываем о творческой удаче детям группы, родителям, педагогам детского сада. Пусть ребенок гордится, любит свое новое творчество. Очень важно, чтобы у ребенка закреплялась ситуация успеха. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. И тогда дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы масок, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Маска – сильное, но не навязчивое педагогическое средство. Тематика и содержание  игр с маской не ограничены и могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Особенность маскотерапии в том, что не ребенок отбирается на определенную роль, а маска подбирается к ребенку с нарушенным зрением для коррекции, терапии. Стеснительные тогда раскрепощаются, проявляют выдумку, фантазию, находчивость. «Торопыжки» приучаются действовать размеренно, вдумчиво, агрессивные учатся переживать, оценивают свои выступления и других детей.

По своей организации маскотерапия может проводиться в разных формах: индивидуальной (использование пересказа; переход рассказа в заранее запланированный диалог, импровизационный диалог по заданной ситуации;групповой (драматизация, инсценирование, при которой ребенок выступает в образе персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа).

В коллекции масок театра «Семицветик» есть герои народных, авторских, экологических сказок, рассказов, рекомендованных Программой воспитания и обучения под ред. Васильевой, любимые герои детей из мультфильмов, маски Богатыря, Мудрой Совы, маски с различными видами эмоций. Маски помогают увидеть детям, что, например заяц бывает разным –  хвастливым, трусливым или обиженным. Они познакомиться с легкомысленным и шаловливым Незнайкой, жадными медвежатами, умной собачкой Соней и другими героями. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, дети иногда принимают и присваивают свойственные ему черты или наоборот быстрее видят недостатки в отрицательном герое. Новый образ, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. Ведь речь детей с нарушением зрения имеет некоторые специфические особенности: бедный запас слов; употребление слов неадекватно ситуации; затруднение в выборе подходящего определения, отсутствие за словом живого образа. Здесь же многократно входя в роль, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.

В играх с масками дети свободно могут меняться ролями, и тогда каждый может прочувствовать не только своего персонажа, но и других, с другими качествами, характерами и поведением. Проявляя изобретательность и фантазию, ребенок может добавлять детали, придумывать новый образ, формирование зрительных образов, как мы знаем, у детей с нарушением зрения протекает своеобразно. Индивидуальная работа с каждым ребенком  дает очевидные  результаты.

Часто дети выступают в роли изготовителей масок, что для детей с патологией зрения очень полезно, так как это также развивает зрительное восприятие, мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление. Ребенок может сам определять степень своего сотрудничества со взрослым, он может помогать, а может просто наблюдать за деятельностью педагога или родителя. Экспериментирование с различными материалами обогащает знание ребенка об их свойствах, возможностях применения. Появляются новые способы действия с материалом, закрепляются цвет, форма, размер, фактура. Маски нашего театра яркие, выразительные, насыщенных цветов это стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем способствует закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

Ребенку доставляет удовольствие не только работа по созданию маски, но и рассказ о ней, о задуманном образе. Маска несет информацию еще до того как ребенок ее начал озвучивать. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение. Игры с маской не только развивают внимание в целом, но и помогают научиться следить за ней: маска должна все время занимать правильное положение, не заваливаться ни назад, ни вперед, «реагировать» на других, так как при этом развивается зрительно моторная координация. Зачастую ситуации, которые при чтении сказок вопросов не вызывают, после знакомства с масками пробуждают желание спросить. Наглядность театрального искусства рождает потребность в общении. Использование маски в работе с детьми помогает сформировать навыки, которые в последствии будут являться основой для последующего обучения в школе.

Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации, что очень важно для детей с патологией зрения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки, зрительной гимнастики как обязательной части любого занятия. Благодаря применению масок, в занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности. Они позволяет влиять на ход занятия. Мы их также проводим не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня, во всех видах деятельности нашего сада. В традиции детского сада давно и с любовью вошли «Театральные гостиные», проведение в марте Дня Театра, в которых каждая из масок может стать участником новой сказки! «Актёры» и «актрисы» разные по характеру, интересам, дизайну, материалу формируют у детей определённые умения и навыки, стимулируют детское творчество, обладают целительной силой. Игры с маской хороши еще тем, что очень гибко, плавно, ненавязчиво присоединяется  терапия классической и современной музыкой.

Содержание занятий маскотерапией включает в себя:

  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Ритмические минутки, зрительные гимнастики
  • Упражнения на развитие выразительной пантомимы;
  • Театральные этюды, игры-импровизации;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Инсценирование мини-диалогов, потешек, стихов, рассказов, сказок;
  • Упражнения для развития зрительно-моторной координации;
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Хочется отметить, как бережно дети относятся к маскам, следят за их сохранностью, ведь большинство из коллекции придуманы, продуманы и выполнены с душой руками детей в детском саду и дома. Маски  уникальны и неповторимы, созданы специально, по мере необходимости, потребности педагогов и ребенка! Они стали мощным стимулятором активности и социализации детей с нарушением зрения. Детям кажется, что они учатся быть артистами,  учатся разыгрывать небольшие сценки, а наша задача заключалась в том, чтобы помочь через игру скорректировать имеющиеся проблемы общения, повлиять на развитие речевых, коммуникативных навыков, обогатить социальный опыт ощущений, чувств и эмоций, познакомить с богатейшим материалом словесного творчества народа.

Таким образом, создание масок помимо диагностического и воспитательного может иметь положительное коррекционное значение. Маска – это маленький универсальный витамин радости, который помогает детям комфортно общаться в детском саду со сверстниками и взрослыми.

Список использованных источников:

  1. Комарова Т.П.Логопедические игры и упражнения для детей с нарушением зрения. – М.: Астель, 2008.
  2. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения. – М.: Экзамен, 2004.
  3. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  5. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.. / Под ред. Шипицыной Л.М. – СПб.: Речь, 2005. 
  7. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

АРТ- терапия.

Направления АРТ-терапии –это изотерапия, вокалотерапия, игротерапия, драматерапия, песочной терапия, маскотерапия, куклотерапия, сказкотерапия.

  Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.

Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями.

Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество.

Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество.

Таким образом, достигаются цели:

- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

и, как следствие трех предыдущих

– повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

 

Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои детские страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга).

Арт-терапия, как нам видится, - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. Многие психические и физические процессы делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром.

Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Впоследствии дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое участники уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Принципы занятий арт-терапией

Наверное, каждому было бы интересно одним глазком заглянуть в арт-терапевтическую группу во время занятий. Что это такое? Как проходят занятия? Как арт-терапевт помогает детям раскрыться? Какие принципы исповедует он в своей работе? Мы отметим некоторые, важнейшие из них:

 

Направления арт-терапии в нашем центре.

Изотерапия

Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин «арт-терапия» был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и в больницах психического здоровья. Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

 

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Методы изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. Далее большое влияние в развитии изотерапии выразили психотерапевты гуманистической направленности.

Методы изотерапии включают пассивную форму — использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.

Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет малышу возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.

В изотерарии применяют самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна. Как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.

Изотерапия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает выразить свободно свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов.

Изотерапия в работе с детьми широко применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и неврозов, поскольку рисуя, малыш болезненно соприкасается с некоторыми неприятными, пугающими, травмирующими образами.

Одной из методик изотерапии является проективный рисунок. Эта методика выполняет диагностическую и психокоррекционную функцию. Ее используют, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка выступает выявление и осознание трудновербализуемых переживаний и проблем. Направляя и управляя тематикой рисунков, добиваются переключения внимания, концентрации на значимых конкретных проблемах. Проективное рисование позволяет интерпретировать эмоциональные проблемы и диагностировать затруднения в общении. Эта методика работает с чувствами, которые человек не осознает. Темы рисования могут быть самые разнообразные, например, «личное прошлое и настоящее», «жизненные ситуации в которых я ощущаю себя неуверенно», «мой день», «кем я мечтаю стать», страх, «что мне дала группа» и так далее.

Изотерапия для дошкольников

 

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать, о чем думает малыш, чего он стесняется, что ему снится.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не способны анализировать поступки окружающих, а также делать выводы. Они быстро в семье становятся зависимыми от напряжённой ситуации и ночных кошмаров. А направление арт-терапии через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

Изотерапия успешно применяется в работе с детьми, у которых отмечаются нарушения слуха и речи, задержка умственного развития, аутизм. Дошкольники, имеющие патологию нервной системы, благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами, педагогами, врачами и включаются с энтузиазмом в процесс психокоррекции.

Занятия изотерапией раскрывают потенциал малыша, вдохновляют и открывают новые возможности. Игровые занятия по рисованию проводят, как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Изотерапия включает несколько направлений:

— личный рисунок, позволяющий выразить свое «Я» и его анализ;

— использование художественных готовых произведений.

На занятиях по изотерапии взрослый предлагает малышу создать рисунок на заданную или произвольную тему. Во время рисования специалист внимательно следит за детскими эмоциями художника, интересуется, что малыш испытывает, а также чувствует во время рисования. После рисования ребенок дает описание, что он изобразил. Этот этап заключается в обучении анализу происходящего, а также самостоятельного оценивания своей проблемы. При этом малыш развивает выразительность речи и образное мышление. Потом специалист даёт свою интерпретацию рисунка, основанную на научных практиках, а также разбирает вместе с подопечным его художественную работу. Все рисунки после занятий обязательно сохраняются. На следующих сеансах при необходимости их сравнивают с новыми работами для оценивания развития ситуации. Этим методом эффективно заниматься курсом по несколько занятий, поскольку изотерапия в комплексе помогает быстрее добиться желаемого результата, а именно решает проблемы и учит смотреть на мир позитивно.

Изотерапия для дошкольников включает многообразные арт-терапевтические формы работы с детьми. Особое внимание уделяется проблеме разрешения и переживания страхов. Страхи выступают неотъемлемой частью каждого индивида. При определенных моментах страхи разрастаются и захватывают все человеческое существо целиком. Избегание страхов – это неконструктивный выход из ситуации. Страхи теряют свою силу, когда индивид смотрит им в лицо. Избавление от страхов представляет сложность для взрослого человека, а для ребенка выступает вдвойне сложным процессом. На помощь в таких случаях приходит изотерапия, позволяющая безболезненным способом вывести на физический план переживания, страхи, которые лежат глубоко в сознании.

При проведении изотерапии огромное значение приобретает творческий акт, а также внутренний мир творца, который выявляется в результате рисования. Психологи поощряют участников в спонтанности выражения своих внутренних переживаний на бумаге или холсте, не беспокоясь о художественном достоинстве рисунка.

 

По мнению Гольдштейна, творчество выступает одним из способов в преодолении страха, которое возникает из-за внутреннего конфликта человека, мешающего реализовать себя, как личность. Творческие личности лучше концентрируются, свою силу умело распределяют при преодолении препятствий и решении внешних и внутренних конфликтов. Основной источник деятельности человека, по мнению Маслоу, кроется в непрерывном стремлении к самовыражению и самоактуализации, однако эти проявления отмечаются у здоровых людей. У личностей невротического склада эта потребность зачастую нарушена, поэтому искусство выступает эффективным способом ее восстановления.

Некоторые исследователи относят рисование к средству снятия напряжения. Это происходит по причине возвращения к примитивным формам функционирования, а также удовлетворения бессознательных желаний. Художественное произведение вытесняет содержание комплексов из сознания и устраняет переживания отрицательных эмоций. Эта особенность приобретает большую значимость для тех, кому сложно выговориться, а вот через творчество выразить свои фантазии гораздо легче. Фантазии, изображенные на бумаге, зачастую облегчают и ускоряют вербализацию переживаний. В процессе изотерапии понижается защита, которая отмечается при привычном вербальном контакте, поэтому больному реальнее оценить свои нарушения. Рисование снимает барьер «эго-цензуры», который затрудняет выражение словесных, конфликтных, бессознательных элементов. Творчество позволяет открыть путь к бессознательному выражению фантазий и идей, которые отмечаются в значимой для пациента форме. Одна из техник изотерапии использует зарисовку сновидений, а также возникающих во сне чувств. Важно при анализе рисунков учитывать непосредственное воздействие на организм линий, цветов, форм. В Японии и Китае издавна в лечении нервных потрясений используется рисование иероглифов. Выяснилось, что при этом индивид полностью расслабляется и у него заметно понижается частота пульса.

Цели изотерапии:

 

Игротерапия

Для ребенка играть так же естественно, как дышать - дети всегда готовы начать новую игротерапия для детей игру, придумать её самостоятельно или последовать за выдумкой подсказавшего интересный сюжет взрослого.

Но игровая деятельность может быть не только отличным досугом и легким способом обучения дошкольников, игра может лечить.

Еще в начале прошлого века ведущие психологи мира заговорили о том, что при помощи игры можно скорректировать различные психологические проблемы, преодолеть отставание в интеллектуальном развитии, справиться с ограничением физических возможностей. Подобный эффект связан с тем, что во время игры ребенок практически всегда позитивно эмоционально настроен, открыт, он не воспринимает подобное занятие как нечто неприятное и могущее ему повредить.

Создание специализированного курса игротерапии – прерогатива детского психолога, однако даже специалисты отмечают, что игра оказывает на ребенка большее воздействие, если в ней принимает участие не незнакомый ему человек, а мама или папа.

Не стоит считать, что игротерапия – это что-то, связанное с психиатрией и поэтому она необходима только единицам. Игротерапия способна активизировать формирование познавательной активности и стимулировать речевую деятельность, игры под руководством взрослого тренируют произвольность различных процессов в психике ребенка и позволяют усовершенствовать волевую и эмоциональную сферу. Играя, малыш проходит очень важную стадию социализации, что позволяет преодолеть многие коммуникативные проблемы ребенка.

Каждый день наши дети сталкиваются с самыми разными стрессами – это могут быть конфликты со сверстниками в детском саду или в школе, напряженная обстановка в семье, переезд или длительная болезнь и многое другое. Часто малыш даже сам не отдает себе отчета в том, что находится в состоянии нервного перенапряжения. Со стороны же родители могут видеть только зримые проявления: стал хуже учиться, сделался драчливым и раздражительным или наоборот замкнутым.

Чем младше ребенок, тем сложнее определить источник, вызвавший такие изменения в поведении, и тогда на помощь приходит игра. Охотнее всего дети участвуют в традиционных ролевых играх, или, иными словами, Вам понадобятся куклы или фигурки зверят. Теперь предложите ребенку выбрать действующих персонажей, их выбор будет объясняться событиями, которые, по Вашим предположениям, более всего беспокоят ребенка. Это могут быть мама и папа, кукла и её друзья или подруги и т.п.

Роль родителей в этой игре должна быть активной, Вы как бы подхватываете инициативу у ребенка и предлагаете ему свои варианты развития игрового сюжета, при этом внимательно наблюдая за его реакцией. Эффективность преодоления проблемы через игру состоит в том, что игровой процесс воздействует на все органы чувств, поэтому важно оказывать малышу максимальную психологическую поддержку, самому постараться на этот момент взглянуть на проблемную ситуацию его глазами.

 

Выстраивая и неоднократно проигрывая схожие ситуации, Вы сможете не только найти причину стресса, но и попытаться её сгладить, помочь ребенку правильно её осмыслить, посмотреть на возникшую у него проблему со стороны, найти из неё выход. Важно, чтобы все игры цикла были взаимосвязаны, их объединяли единые персонажи или темы, тогда ребенку будет гораздо легче преодолеть свои проблемы в поведении и общении.

Самые простые игры хорошо известные нам с детства и доступные даже крохам могут стать отличным способом для малышей сбросить накопившиеся отрицательные эмоции и преодолеть страхи, наладить отношения с родителями и правильно вести себя в коллективе, стать гибче в эмоциональных проявлениях и научиться принимать решения.

Бороться со страхами помогают такие классические игры как «Привидение», «Мыши и совы» и подобные салочки, где ребенок сначала убегает от грозного водящего (выступает в роли жертвы своего страха, фиксирует и осознает его), а затем, после того как его осалили, сам выступает в роли отрицательного героя, тем самым преодолевая пугающие переживания.

Скорректировать агрессивное поведение крохи 2-3 лет можно, предложив ему, покидаться мягкими подушками, обязательно закончив игру объятьями и объявлением мира. Подобную функцию выполняет игра «Добрые и злые кошки»: предложите малышу становиться попеременно, то злой кошкой, которая фыркает и царапает воздух лапками, то ласковым котеночком, который мяукает и хочет, чтобы его погладили. А чтобы ребенку было проще начинать игру, можно подать ему пример и показать кошек самому. Подобная забава поднимет настроение не только самому малышу, но и проводящим игру родителям.

Деткам дошкольного возраста можно предложить для снятия нервного напряжения игру, разработанную М.Панфиловой, отечественным психологом, специализирующимся на коррекционной игровой деятельности детей. Игра называется «Ругаемся фруктами и овощами», играть лучше всего в паре. Каждый из играющих с грозным лицом и интонацией «обзывает» другого, только вместо обидных слов он должен сказать название какого-нибудь овоща, фрукта, ягоды и т.п.

Элементы театрализации вообще очень важны для воздействия при помощи игры, выделяется даже особый вид игротерапии – театральная. Для неё подойдут любые виды создания постановки от кукольного и пальчикового театра до спектакля с настоящими актерами. Игра на сцене позволяет вытеснить негативные эмоции, посмотреть на различные события со стороны, кроме этого театральная игротерапия эффективно помогает преодолеть проблемы и скованность в общении, страх перед публичными выступлениями, а родные и друзья наверняка воспримут на ура даже несложные сценки в исполнении домашнего театра.

Вокалотерапия

Голос – это индивидуальный инструмент человека, с помощью которого мы извлекаем неповторимые звуки, выражаем эмоции, общаемся. Умение управлять своим голосом, позволяет человеку избавляться от внутреннего напряжения, самовыражаться и одновременно оказывать благотворное воздействие на весь организм.

Вокалотерапия: лечебная вибрация.

 

Вокалотерапия – научное название метода, который подразумевает лечение собственным голосом. В первую очередь, чтобы заниматься вокалотерапией, необходимо освоить правильное дыхание.

Пение же само по себе становится дыхательной гимнастикой. Воздух, поступающий в организм в нужном количестве, обеспечивает органы кислородом и позволяет им функционировать правильно.Чаще всего человек дышит верхней и средней частью грудной клетки, что ведет к гипервентиляции и далее к проблемам с дыхательными путями и сердечным дисфункциям.Благодаря пению можно научиться дышать нижней частью грудной клетки – на это затрачивается меньше энергии, кроме того, в органах создается здоровая вибрация.

Вокалотерапия популярна во всем мире, но вопреки распространенному мнению такой метод используется не только для улучшения настроения, но и для лечения серьезных психических расстройств – страхов, неврозов, депрессивных состояний, а также для лечения дыхательных путей и головных болей.

Наш голос звучит по-разному в зависимости от нашего физического состояния, это связано с тем, что даже наши органы начинают иначе звучать при болезни, ведь на самом деле около 60-80% звуковых вибраций нашего голоса поглощаются внутри – нашими органами, а наружу выходит всего 20-40%.

Считается, что будущим мамам полезно петь как для собственного здоровья, так и для малышей, находящихся в утробе матери. Французский акушер Мишель Оден устраивал для беременных женщин занятия вокалом – будущие матери пели хором а капелла, используя специально разработанные несложные упражнения по вокалу.В результате в клинике, где работал французский акушер, на свет появились здоровые, жизнелюбивые и крепкие дети.

Что и как петь?

Считается, что отдельные звуки способны воздействовать на здоровье определенных органов, вызывая в них вибрацию.

Так, например, с помощью распевания гласной «А» можно снять спазмы или облегчить сердечные боли. Звук «И» помогает лечить лор-заболевания, стимулирует деятельность сердца и лечит насморк. Оживить поджелудочную железу поможет напевание гласной «О». А длительное «У» улучшит дыхание, окажет позитивное влияние на половые органы мужчин и женщин.

Для усиления лечебного эффекта можно также использовать звукосочетания, например при высоком давлении пробуйте петь «ОМ», при сердечных болях воспользуйтесь целебными сочетаниями «АЙ» и «ПА».

Люди довольно часто используют в жизни междометия — оханье, аханье и уханье. Оказывается, все эти звукосочетания помогают избавиться от негативных эмоций и освободить организм от отработанных веществ. Кстати, если вам больно, не старайтесь сдерживать стоны и крики, звуки в таком случае работают как болеутоляющие.

При выполнении упражнений вокалотерапии можно также работать с интенсивностью, высотой, частотой произносимых звуков. Поскольку при напевании большая часть вибрации остается в наших внутренних органах, попробуйте прикладывать руку к больному органу, пытайтесь прочувствовать вибрацию и представить себя здоровым, бодрым и активным.

 

Не бойтесь импровизировать и получайте удовольствие от несложной работы со своим голосом. Ведь пение —один из самых приятных и безболезненных методов современной медицины.

Куклотерапия, Сказкотерапия

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

- психодраме,

- игротерапии,

- сказкотерапии,

- арт-терапии.

Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Участники надевают на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа "Добрый день" или "Который час?".

Кроме "кукольного театра" в терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. Например, используется методика создания плоскостной куклы. Из плотного картона вырезается "кукла" олицетворяющая, к примеру, страх клиента. Затем она подвешивается на тонкую верёвочку или нитку и человек получает возможность управлять своим страхом.

 

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками

Драматерапия

Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия. Данное направление использует силу искусства в рамках терапевтического процесса для получения доступа к латентным исцеляющим ресурсам в работе с клиентами. В творческом самовыражении клиента отражается как причина, так и природа психического расстройства, а также оно способствует реинтеграции и диссоциативных состояний клиента. Оно способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной самости, испытывающей страдания.

Сферы применения драматерапии:

- Межличностные и внутриличностные проблемы,

- Семейная и детско-родительская терапия,

- Оргконсультирование,

- Развитие креативности в определённой профессии,

- Пограничные расстройства,

- Психосоматика.

Исторически театр создавался как терапевтическое действие (теория катарсиса Аристотеля). Он всегда вызывает очень сильные эмоции у людей. В конце XIX века стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции.

Несмотря на то, что в основе драматерапии лежит творческая игра, процесс драматерапии не является поверхностным или несерьёзным. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно и точно, что даёт возможность вспоминать и переживать иначе определённые жизненные события, посмотреть на них другими глазами.

В отличие от психодрамы здесь играется что угодно и чья угодно жизнь. Может проигрываться какая-то определённая задача (как это сделать), а могут разбираться глубинные экзистенциальные вопросы, затрагивающие смыл нашего бытия, предназначения.

Задачи, которые решаются драматерапией:

- осознание своих телесных и поведенческих моделей,

- развитие спонтанности и импровизационности,

- развитие и совершенствование способности к "режиссуре" собственной жизни,

- возможность "переиграть" жизненные сценарии и паттерны,

- развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной),

- расширение репертуара поведенческих моделей,

- возможность стать иным (развитие множественности личности),

- возможность вернуться в прошлое и заглянуть в будущее.

Процесс драматерапии — это не "срочный ремонт", это тонкая и эмпатическая работа с клиентом, и также как и физическое исцеление требует определённого времени. Однако эта работа доставляет огромное удовольствие.

Используя волшебную силу искусства, драматерапя расширяет наше сознание, диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые более креативные способы взаимодействия с миром.

Маскотерапия

Лицо человека — это своеобразная "визитная карточка", которую он предъявляет миру. "Лицо" и "личность" — эти слова не случайно являются однокоренными. Ведь на наших лицах эстампами времени запечатлены все те "черты и резы", которыми в избытке снабжает человека его прошлое. К сожалению, зачастую индивидуум забывает о том, каково в действительности его истинное лицо, предпочитая прятаться за искусственно созданными личинами. К счастью, метод маскотерапии позволяет пролить свет на подлинную природу каждого из нас и наладить гармоничное взаимодействие с персональной внутренней Самостью.

Пока мы лиц не обрели

Известно, что направление арт-терапии (в сферу которой традиционно включается и маскотерапия в том числе) начало активно развиваться ещё с подачи великого Галена, рекомендовавшего жаждущим исцеления пациентам прибегать к художественному творчеству. Впоследствии, уже в XX веке арт-терапию стали успешно применять в своей профессиональной деятельности врач Адриан Хилл и психолог Карл Густав Юнг. Именно они заронили в плодородную почву арт-терапии зерно идеи, гласящей: "В любом скульптурном материале творящий ищет своё собственное лицо…"

Сам же метод маскотерапии считается относительно молодым: создан он был около 20 лет назад психиатром Гагиком Назлояном, в настоящее время возглавляющим московский институт маскотерапии. Благодаря ученику Назлояна Сергею Кравченко, данный метод успешно используется для индивидуальной и групповой психодиагностики и психотерапии.

У зеркала два лица

Примечательно, что в рамках метода маскотерапии зачастую применяются техники психосинтеза, символдрамы, а также телесно-ориентированной терапии. Последнее совершенно не случайно. Ведь в процессе взаимодействия с тем или иным человеком мы в первую очередь "считываем" адресуемые нам невербальные телесные микросигналы, реализуемые в том числе и посредством мимики. Лицо подчас является своеобразным "проектором" посланий тела. А если тело зажато тисками социальных условностей и психологических травм, это накладывает свой отпечаток и на "личину". В результате лицо превращается в некую презентационную маску, совокупность представлений о том, какими мы должны выглядеть — но не о том, какими мы являемся на самом деле. Метод маскотерапии даёт возможность посмотреть со стороны на эту маску, познакомиться с ней ближе — и сделать выводы относительно того, какой личная субъективность может казаться зрителям театра моей души, в каком свете Я могу представать перед Другими.

Сорвать с болезни маску

Помимо этого, маскотерапия даёт возможность для отшлифовки уже имеющейся системы знаков, состояний, и отношений, в совокупности являющей наше истинное Лицо. Создавая с помощью скульптурного пластилина те или иные маски, образы, и формы, человек, обретая самоидентификацию, обретает вместе с ней и возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации. Не случайно создатель метода маскотерапии в своё время утверждал: "Чем реалистичнее изображение лица, тем совершеннее восприятие мира и своего Я".

Одной из самых ужасающих проблем современной культуры является тотальная обезличенность. В нашей повседневной жизни это приводит к стиранию индивидуальности и утрате многих значимых ориентиров. Однако, личность, невзирая на тяготы и беды существования, всегда стремится к обретению Лица — как бы мучительно это порой не было (ведь не случайно автопортрет создаётся художником в наиболее сложные для него годы). Ибо благодаря маскотерапии на горизонтах нашего существования проступают яркими красками новые яркие смыслы.

kirsanova_e_s.a2b2.ru

Арт терапия

Арт-терапия для детей

Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Как работают арт-терапевты

Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Как помогает изотерапия

Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это рисование или изотерапия. Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в борьбе с обнаруженными страхами и комплексами.

Если ребенок проявляет интерес к рисованию, то родителям можно начинать учить его самостоятельно, а потом отдать на занятия в художественную студию, где навыки ребенка будут развивать дальше.

Все переживания ребенка, которые он не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в изображении цвета, характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а грамотный специалист ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов. Процесс избавления малыша от страхов будет наглядно отражаться в его последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

Чем полезна психотерапевтическая лепка

Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Специалистами по арт-терапии разработана одна из самых интересных для ребенка и полезных для лечения его психического здоровья методика – маскотерапия. Сам малыш или врач лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Арт-терапевт объясняет малышу, что теперь все плохое ушло из него и осталось в этой маске, и теперь про нее нужно просто забыть, оставив ее навсегда брошенной в кабинете врача.

Как помогают звуки и танцы

Музыкотерапевты – психотерапевты, работающие со звуками и музыкой, пока еще встречаются в нашей стране достаточно редко, однако постепенно эта профессия все-таки набирает популярность. Музыка помогает ребенку снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем малыша.

Во время музыкальных психотерапевтических занятий врач объясняет малышу базовые понятия из музыки в виде игровых образов. Арт-терапевт рассказывает детям о волшебной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия, король Ритм и так далее. Такие занятия не только дают детям необходимые базовые навыки, но и позволяют им отвлечься от проблем в реальном мире.

Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов малыши учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение и увеличивает их подвижность.

Чем полезен песок для детей

Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Как помогает театр

Еще одним направлением арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Чем полезна сказкотерапия

Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями сказкотерапии являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

Виктория Грицук

www.ya-roditel.ru


Смотрите также