Логопед-А. Логопедические упражнения на звук


Видео и аудио уроки на звук Р

логопед скайп   Видеоролики для постановки звуков предназначены для взрослых с трудностями в произношении звука Р, и для родителей, которые хотели бы научить своих детей правильно произносить звуки. Обращаем Ваше внимание, что если у ребенка не дислалия, а более сложное речевое нарушение – необходимо проконсультироваться с логопедом и изменить план работы. При дизартрии дополнительно к аудио урокам  понадобится артикуляционная гимнастика, чтобы подготовить речевой аппарат к произнесению новых звуков..

  Эти же ролики подходят и взрослым, которые хотели бы исправить себе звукопроизношение – приемы одинаковы.

Многие люди пишут мне о том, что они научились сами или научили своих детей с помощью этих видео уроков. При этом у детей звук довольно часто автоматизируется «сам» - ребенку достаточно пару недель напоминать как по-новому произносить звук, и он спустя месяц уже нормально говорит. Поэтому детям чаще всего бывает достаточно одних видео уроков, без аудио уроков.

 А вот у взрослых все иначе. Поставить правильный звук по видео уроку взрослому человеку намного проще и быстрее. Некоторые так и пишут мне на почту «Ура! Я умею рычать! А говорить не умею. Что делать?» для этого мы и записали аудио уроки по автоматизации звука Р, одних видео уроков, конечно же, мало. У взрослых многолетняя привычка неправильного произнесения звука Р, и требуется большой объём слов, словосочетаний, стихов и т.д., чтобы это исправить. В этих аудио уроках собран большой материал, которого как, показывает моя логопедическая практика достаточно для отработки звука во всех возможных вариантах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудио урок 1

Изолированное произнесение звука Р, сразу после постановки. Слоги прямые, слова с открытыми слогами. Словосочетания.

Если Вы умеете правильно произносить зв Р (вибрируя кончиком языка за верхними зубами), начните его закрепление в открытых слогах, когда слово начинается со звука Р. Это проще всего, т.к. у языка есть возможность подготовиться – подняться к нёбу, а затем уже договорить все слово.

Поначалу произносим звук Р несколько утрированно. Если пытаться сразу произносить Р укороченно, есть вероятность, что новый звук Р «потеряется», т.е. вернется к своему прошлому варианту. В дальнейшем нужно будет ускорить его произношение и возможно повторить начальные уроки еще раз.

В словосочетаниях – пока что произносим слова отдельно друг от друга. Наша цель здесь – произносить несколько слов на одном выдохе.

 

***Если же Вы научились произносить звук Р с поддержкой звука Д, (видео часть 2) т.е. звучит как ДРР, это значит, что мышцы языка еще недостаточно тренированы, чтобы удерживать язык для Р без опорного звука. Тренируйте язык с помощью артикуляционных упражнений и поработайте для начала с уроком №5. После этого, чтобы отделить звук Р от Д,  переходите к уроку №3 (стечения согласных). А дальше по порядку.

 

 

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 2

Звук Р в середине слова, в открытых слогах. Словосочетания. Стихи.

  Продолжаем немного утрировать Р в словах – допустимо произносить слог со звуком Р в середине слова через небольшую паузу: Го-РРа.

 

 Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

 

  Аудио урок 3

Звук Р в стечениях согласных. Слоги, слова, словосочетания.

С некоторыми согласными звук Р сочетается достаточно просто. Чаще всего это согласные, произносимые не кончиком языка, а например, губами. Чтобы легче было произнести сочетание ПР или БР, поставьте заранее язык к нёбу для звука Р, а затем начните произносить Б и практически одновременно Р. Тогда они будут звучать без паузы: БРР, ПРР. Так же с согласными М, В, Ф. Для сочетаний КР, ГР и ХР – попробуйте почувствовать, как движется Ваш язык, когда произносит К : задняя часть языка поднимается высоко к нёбу, а кончик языка опущен вниз. Все, что вам нужно – произнося К, поднять кончик языка к нёбу заранее и после К продвинуть язык, возможно, ближе к зубам для звука Р. Для сочетаний СР и ЗР – Когда мы произносим звуки С иЗ , кончик языка обычно упирается под нижние зубы. В сочетании СР и ЗР нужно быстро переместить язык к небу для Р. Поэтому попробуйте для С и З ставить язык чуть выше, к верхнему краю нижних зубов. На этапе автоматизации – мы тренируемся по-новому произносить не только звук Р, но и все звуки, сопутствующие ему. Их придется произносить чуть выше, ближе к месту произнесения Р – потому что звук Р некуда опускать, язык может правильно вибрировать только на небе.

 Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 4

Звук Р в обратных слогах. Слоги, слова, фразы, стихи.

Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 5

  Сочетания ТР и ДР. Слоги, слова, словосочетания, фразы.

Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

  Аудио урок 6

Слова с двумя звуками Р. Словосочетания, фразы, стихи.

 Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

  Аудио урок 7

Ускоренное произнесение звука Р. Словосочетания. Фразы, стихи.

Как добиться «укорочения» Р? Прежде всего, нужно чтобы Р произносился легко, тогда будет возможно произносить его быстрее. Во-вторых, необходимо увеличить общую скорость произнесения слова. В-третьих, нужно натренировать не только Р, но и гласные и другие согласные, произносить их ближе к месту звука Р.

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 8

  Быстрое произнесение звука Р. Слоги,  Фразы, скороговорки, стихи.

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 9

Начало самостоятельной речи. Изменение словосочетаний. Стечения нескольких согласных в слогах, словах. Стихи.

Чем раньше Вы начнете активно использовать звук Р в свободной речи, в повседневной жизни, тем быстрее Ваш новый звук станет «родным» и, главное, таким же коротким как все остальные звуки.

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 10

  Закрепление быстрого Р в слогах, стихах, текстах и скороговорках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sites.google.com

Логопедические упражнения на звук буквы "р", "л", "ш", "с", "ц"

Женский журнал - Дети от и до - От рождения до школы - Логопедические упражнения на звук «р» и другие

Логопедические упражнения на звук буквы р, л, ш, с, ц

Когда малыш проходит 5-летний рубеж, у него формируется правильное произношение. Конечно, далеко не всегда ситуация безоблачная, но исправить дефекты можно без проблем, если выполнять логопедические упражнения на звук «р». Специалисты утверждают, что не надо бить тревогу по пустякам, но следить за развитием ребенка необходимо.

Выполняем логопедические упражнения, звук «р»

Проводится работа в виде артикуляционной гимнастики. Она не такая уж сложная, чтобы выполнять упражнения, помогая малышу.

Задания направлены на развитие артикуляционного аппарата и на помощь языку, губам, нёбу и челюстям, чтобы правильно формировать звуки. Выполняется работа, направленная на закрепление определенного положения органов артикуляционного аппарата.

Необходимо широко раскрыть рот и сделать вид, будто кончиком языка чистите зубы с внутренней стороны. При этом языком надо делать движения в разные стороны.

Другое упражнение: делаем вид, будто улыбаемся, но так, чтобы была видна нижняя челюсть. Необходимо следить за тем, чтобы кончик языка не был высунут и не загибался, а был у корней зубов верхней челюсти. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижной, а в работе участвует лишь язык.

Еще одно упражнение помогает отрабатывать подвижность языка. Нужно открыть рот и улыбнуться, и словно погладить нёбо кончиком языка. Движения языком надо делать вперед и назад.

Рекомендации: нижняя челюсть и губы неподвижны. Следим за тем, чтобы кончик языка дотрагивался внутренней части верхних зубов. Но язык не должен высовываться изо рта.

Выполняем логопедические упражнения на звук «с», «ц», «з»

Логопедические упражнения на звук буквы р, л, ш, с, ц

Чтобы выполнить логопедические упражнения на звук «ц» и другие звуки из этой категории, необходимо делать так, чтобы вырабатывалась струя воздуха. Следим за тем, чтобы движения языка были точными и сложными. В этом участвует кончик языка, который находится за зубами нижней челюсти. В свою очередь, боковые края языка должны плотно примыкать к коренным зубам верхней челюсти. При этом спинка языка должна приподниматься к альвеолам и образовывать щель. Во время произношения звука «ц» сначала делается смычка, а потом образуется щель.

Упражнение направлено на выработку длительной воздушной струи. Необходимо следить за тем, чтобы губы были вытянуты трубочкой. Надо длительно дуть на ватный шарик и пытаться загнать его в ворота, которые можно сделать из кубиков или любых других предметов.

Рекомендуется следить за тем, чтобы щеки сильно не раздувались, и помочь в этом можно пальцами, придерживая щеки. Загнать шарик нужно с первого выдоха. Не надо допускать, чтобы струя воздуха прерывалась.

Еще одно упражнение помогает выработать умение, при этом надо расслабить мышцы языка, который надо держать распластанным.

Другие упражнения

Не надо подворачивать нижнюю губу и словно натягивать на нижние зубы. Язык должен быть достаточно широким, а его края должны касаться уголков рта.

Надо похлопывать свой язык губами, делая один выдох. Следим за тем, чтобы воздух не задерживался при выдыхании. Контролировать выполнение упражнения можно следующим образом: подносим вату ко рту. Если задание выполняется правильно, то ватка должна отклоняться. Это упражнение помогает вырабатывать направленную воздушную струю.

Выполняем логопедические упражнения на звук «ш»

Для правильного произношения надо сделать так, чтобы органы артикуляции приняли следующее положение: губы должны быть растянуты так, словно вы немного улыбаетесь. При этом рот должен быть немного приоткрыт, а зубы должны быть в 5 мм друг от друга.

Итак, логопедические упражнения, буква «ш». У языка должна быть слегка приподнята широкая основа по отношению к альвеолам. Можно поднимать язык к краю твердого нёба, но не стоит прижимать к нему. По такому желобку должна проходить струя теплого воздуха. Если поднести руку ко рту, то на ладони можно ощутить дуновения. Мягкое нёбо упирается в заднюю часть глотки и немного приподнято.

Постановка шипящих звуков должна начинаться с того, что сначала нужно проработать статику звука. В этом задействованы все органы артикуляции, которые стоят в правильном положении. И после того как будет достигнута цель, можно заниматься отработкой.

Выполняем логопедические упражнения, буква «л»

Цель задания – поставить звук и сделать артикуляцию нормальной в изолированном произношении. Необходимо закрепить связь звука и самой буквы. Необходимо развивать речевую моторику, а также фонематическое восприятие. Формировать все операции синтеза, а также зрительное восприятие и мелкую моторику.

Для упражнения подойдет зеркало, а также фотографии с упражнениями, помогающие в артикуляции. Можно использовать картинки в стихах для помощи в постановке звука и применять сигнальные карточки.

Загрузка...

vselady.ru

Логопедические упражнения на гласные звуки

Логопедические упражнения на гласные звуки

Логопедическое упражнение произнесения звука «А»

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Ой, ладушки, ладушкиИспекли оладушки,На окно поставили (поверните руки ладонями вверх),Остывать заставили (подуйте на ладони).

 

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),ду – ду (дудочка),уа – уа (малыш плачет),ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У!Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5)Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

 

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и  разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

В машине, в машине шофер сидит.Машина, машина идет, гудит:«БИ - БИ»!

 

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком  такую потешку:

Бом – бом, бом – бом!Загорелся кошкин дом.Бежит курица с ведром,Заливает кошкин дом.

 

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Загибаем большой палецЗагибаем указательный палецЗагибаем средний палецЗагибаем безымянный палецЗагибаем мизинецСложили кулачок - Этот пальчик дедушка,- Этот пальчик бабушка,- Этот пальчик папочка,- Этот пальчик мамочка,- Этот пальчик я,- Вот моя семья!

 

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

Мыли, мыли руки с мылом,Мыли теплою водой.Мыли, мыли, мыли, мыли -Бело - набело отмыли!

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.

info-nanny.ru

Постановка звуков «К, Г, Х»

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К’].

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’],

Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’].

Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

 1. «Купили кукушонку капюшон…»

Звуки-то вроде простые, а у ребёнка не получаются! «Тутушка!»- радостно говорит он, увидев высунувшуюся из окошечка часов-ходиков кукушку. «А как она кукует?» — спрашивает мама. «Ту-ту, ту-ту!» — весело отвечает малыш. «По-моему, так гудит поезд, — иронично замечает папа. «Нет, тутушка тутует!» — настаивает ребёнок.

Подобные замены [К], [К’] на [Т], [Т’] («таньти» — коньки, «тино» — кино), [Г], [Г’] на [Д], [Д’] («дуси» — гуси, «дездо» — гнездо), а [Х], [Х’] на [Т], [Т’] («твост»-хвост, «титлый» — хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» — гости, «леб» — хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам. Если этого не происходит, надо либо обратиться к логопеду, либо попытаться справиться с трудностями в домашних условиях с помощью подручных средств.

 

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков — нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, — это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

 

 3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К’] [Г], [Г’] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х’] — образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

 

4. Способы постановки звука [К]

Упражнение «Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»:

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

 

5. Закрепление звука [К] в речи ребёнка

Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….

КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.

КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.

КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.

Посложнее, — в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.

«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.

Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:

«Животные и их детёныши»: кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.

«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.

Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Скороговорки, — это высший пилотаж в произношении любых звуков:

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

Наша река широка, как Ока.Как Ока, широка наша река.Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Коси, коса, пока роса.Роса долой — и нам домой.

Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.

Коли Коля около колли,То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,Идет козел с босой козой,Идет козa с косым козлом,Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько.

 

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

С. Маршак.

 

– Котик-кот, иди к доке,

Расскажи о колоске!

– Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Г. Виеру.

 

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

А. Шибаев.

 

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» — дом, «субы» — зубы, «шук» — жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или [Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, — [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] — [З], [Ш] — [Ж], [Ф] — [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

 

7. Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.

ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.

ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.

ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не  болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком [Г]:

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

(Г. Виеру)

 

Гусь

— Га-га-га! — гогочет гусь.

— Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

(Н. Коётарев)

 

Снегири сидят в снегу:

Сядут в снег – и ни гу-гу.

Зря сычи их стерегут

На заснеженном лугу.

(А. Пудваль)

 

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Веточка качается-

Неплохо получается.

(А. Пудваль)

 

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Свысока смотрит гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Как на горке, на пригоркеСтоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

 8. Способы постановки и автоматизации мягких звуков [К’], [Г’]

Когда звуки [К], [Г] поставлены, их мягкие варианты [К’], [Г’] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня.

КИ-КИ-КИ-…, КЕ-КЕ-КЕ-…, ГУ-ГУ-ГУ-… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого, — к сложному. Самое простое, — звуки в начале слова: КАНАВА, КАМЕНЬ, КЕГЛИ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ.

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:

Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.

Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, — теперь беги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.

 

На звук Кь

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

У мышки-норушки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

Грибочки-волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

На двери – крючочки,

Цепочки, замочки…

(И. Лопухина)

Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память.

 

9. Звуки [Х], [Х’]

Остались не поставленными звуки [Х], [Х’]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К]. Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х]: слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай — попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Чистоговорки с [Х], [Х’]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х], [Х’]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х’]:

Хомячок охрип от крика:

— Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру!

(А. Пудваль)

 

ХохотушкаХохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

(Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста.

(Е. Карельская)

 Хомячок

Хомка, хомка, хомячок —

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

(А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

— Нехороший тот курятник, плохой!..

(В. Суслов)

 

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

 

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

(В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х’]:

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.Муха-горюха села на ухо.

 

 

 

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

viktor45.wordpress.com


Смотрите также