Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи звук ш


Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи.

Логопедические упражнения накаждый день для выработки четкой речи. Пояснительная записка Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи. Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием. Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными. То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день. Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить. Логопедический массаж 1. Воротниковой зоны 2. Лицевых мышц 3. Губ 4. Языка 5. Мягкого неба Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж. Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз. Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь. Логопедическая гимнастика (Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)Губы: 1. Вытянуть — растянуть. Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть втрубочку, чтобы получился хоботок. 2. Сжать — отпустить. Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить. 3. Сложить рупором. Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор». 4. Покусать верхними зубами нижнюю губу. Инструкция: Нужно сделать так, как я. 5. Покусать нижними зубами верхнюю губу. Инструкция: та же. 2. Язык: 1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания. Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем. Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания. Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара. Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи. Совершать языком круговые движения (облизать губы). 2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе),постепенно продлевая время удержания. Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху». Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания). 3. Цоканье (присасывание языка). Выполняется по подражанию. 4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади). Выполняется по подражанию. 5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см). Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1). 6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж». Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать отпопадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1). 7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой. Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать еготобратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта. Коррекция звукопроизношения 1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками: Вой ветра — УУУ... Плач младенца — УА, УА, УА... Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ... Писк поросенка или мышонка: И, И, И... 2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,утрированное произнесение): Мычание коровы — МУ, МУ, МУ... Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ... Лай собаки: АВ, АВ, АВ... Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА... Кудахтанье курицы — КО, КО, КО... Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА... Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС... Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь... Шуршание листьев: Ш Ш Ш... Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК... Уханье филина — УФ, УФ, УФ... Рычание дикого зверя: РРР... Крик петуха — КУКАРЕКУ... Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы поспособу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать. Слоговые таблицы: Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком. ГУБНЫЕ Прямые MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮМЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ Обратные AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены. ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫ Е Прямые ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ Обратные AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН – ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН – УТ_ЮТ – УД ЮД – УН ЮН – ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН – ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ Прямые КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ Обратные АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ – ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ – УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ – ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ – ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С«Й» Прямые ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА Обратные АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ – ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ – УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ – ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ – СВИСТЯЩИЕ Прямые СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ Обратные АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ СОНОРНЫЕ Прямые РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ Обратные АР ЯР – АЛ ЯЛ – ОР ЁР – ОЛ ЁЛ – УР ЮР – УЛ ЮЛ – ЫР ИР – ЫЛ ИЛ – 4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам). ГУБНЫЕ МАМА – МАША – РОМА – КОМАР МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ СКАМЬЯ ПАПА – ПАЛЕЦ ПЯТКА ПЬЯНИЦАБАБА – БАНЯ – РЫБА БЯКА МОРЕ – МОЛОТ – МОЛОКО МЁД ПОЛЕ – ПОРКА – ПОМОЩЬ ПЁС КОПЬЁ БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО БЬЁТ МУКА – МУЗЫКА – МУРКА МЮСЛИ ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА БУЛКА – БАБУШКА – БУМАГА – БУСЫ БЮСТ – БЮРО МЫ МИЛА – МИР ПЫЖИК – ЛАПЫ ПИЩА – ПИРАТ – ПИСЬМО БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ... БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА ВОРОБЬИ РЫБЬИ КОСТИ ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ TATA ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ – ТЯНЕТ СТАТЬЯ – СВАТЬЯ ДАНЯ – ДАША – ДАТА- – ПОДАРОК – ДАЙ ДЯДЯ – ДЯТЕЛ СУДЬЯ – БАДЬЯ НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ – НИНА – КАРТИНА – МАШИНА НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН ТЕНЬ – ТЕЛО ПЛАТЬЕ ДОМ – ДОСКИ ДЁГОТЬ НОГИ – НОША – НОМЕР – НОРКА НЁС – ПРИНЁС ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ ТУФЛИ – ТУМБА – ТУРОК ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС НУЖНО – НУГА НЮНЯ ТЫЛ – ТЫКВА – РОБОТЫ – ЗАБОТЫ ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ НЫТИК НИНА ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА ГАЛЬКА – ГАЗ ХА – ХА – ХА ХАЛА – ХАМКОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД – ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ ГУБНО- ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С«Й» ВАНЯ – ВАСЯ – ВАРИТ – ВАФЛЯ ВЯЖЕТ – СВЯЗКА ФАНЯ – ФАКЕЛ – СОФА – ГРАФА – ЛАФА ШАР – ШАЛЬ – ДУША ЖАР – ЖАБА – ЖАЛО – КОЖА ЧАС – ЧАД – ЧАДО ЕВА – ЕЛИ – ЕЗДИТ ВОДЫ – ВОЛЯ – ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА – ЁЖИК ШУ ЖУ ЧУЮЛЯ – ЮРИК – ЛЮЛЬКА ВЫ – ВИ – ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) СВИСТЯЩИЕ САЛО – САХАР – САМ – САД – КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК – ЗАЛЫ ЦАПЛЯ – ЦАРЬ – ЦАРИЦА – ДЕВИЦА – СПИЦА СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО – КОЛЬЦО – ЦОКОТ СУ СЮ ЗУБЫ – ЗУБРЫ ЦУКАТ СЫ СИ КОНЦЫ – ДЕВИЦЫ СОНОРЫ – «р», «л» РАМА – РАДОСТЬ – РАКИ – ССОРА РЯБА – РЯСКА – РЯД ЛАПЫ – ЛАДНО – ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА РОМА – РОЗЫ – РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА – ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ РУПОР – РУКИ – РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ – ЛЮСЯ – СЛЮНИ РЫБА – РЫЖИК – РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ – СТОЛИК Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами, имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.), например: АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ

schoolfiles.net

Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

Переведено в эл. вид irinademВизель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.:

В.Секачев, 2005. – 16с. Пояснительная запискаПредлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким готовым материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить.Логопедический массаж1. Воротниковой зоны2. Лицевых мышц3. Губ4. Языка5. Мягкого небаМассаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.Логопедическая гимнастика(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)Губы:1. Вытянуть — растянуть.Инструкция:

Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.2. Сжать — отпустить.Инструкция:

Крепко сжать губы (рот на замок), а затем плавно их распустить.3. Сложить рупором.Инструкция:

Нужно сделать так, как я, чтобы получился рупор.4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.Инструкция:

Нужно сделать так, как я.5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.Инструкция: та же.2. Язык:1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.Инструкция:

Нужно чтобы язык лежал так, как у меня. Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.Способ выполнения:

Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.Совершать языком круговые движения (облизать губы).2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.Инструкция:

Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху.Способ выполнения:

Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).3. Цоканье (присасывание языка).Выполняется по подражанию.4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).Выполняется по подражанию.5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить Д, Д, Д..., удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).Инструкция:

Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка. Для детей это упражнение можно обозначить как Молоток или Забиваем гвозди.Способ выполнения:

При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) Д или ДА, ДА, ДА.... Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между 3 и Ж.Инструкция:

Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как Пчелка.Способ выполнения:

При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.Инструкция:

Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне.Способ выполнения:

При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.Коррекция звукопроизношения1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:Вой ветра — УУУ...Плач младенца — УА, УА, УА...Перекличка, заблудившихся в лесу:

АУ, АУ, АУ...Писк поросенка или мышонка:

И, И, И...2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение):Мычание коровы — МУ, МУ, МУ...Мяуканье кошки:

МЯУ, МЯУ, МЯУ...Лай собаки:

АВ, АВ, АВ...Кваканье лягушки:

КВА, КВА, КВА...Кудахтанье курицы — КО, КО, КО...Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА...Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...;

ПА, ПА, ПА...;

ДУ, ДУ, ДУ...Звук воздушного шарика, который проткнули:

ССС...Звук подлетающего комара:

Зь Зь Зь...Шуршание листьев:

Ш Ш Ш...Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК...Уханье филина — УФ, УФ, УФ...Рычание дикого зверя:

РРР...Крик петуха — КУКАРЕКУ...Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.3. Слоговые таблицы:Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.ГУБНЫЕ

Прямые

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ

МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ

МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ

МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ

Обратные AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ

ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -

УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ

ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Примечание:

Обратные слоги со звонким согласным Б произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены.ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ

ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ

ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ

ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

Обратные AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –

ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –

УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –

ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН – ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ

КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ

КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ

КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ

Обратные АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –

ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –

УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –

ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ – ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С Й

Прямые ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ

ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО

ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ

ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА

Обратные

АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –

ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –

УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –

ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ – СВИСТЯЩИЕ

Прямые

СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА

СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО

СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ

СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ

Обратные

АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ

ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ

УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ

ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ СОНОРЫ

Прямые

РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ

РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ

РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ

РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ

Обратные АР ЯР – АЛ ЯЛ –

ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –

УР ЮР – УЛ ЮЛ –

ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).ГУБНЫЕ

МАМА – МАША – РОМА – КОМАР МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ СКАМЬЯ ПАПА – ПАЛЕЦ ПЯТКА ПЬЯНИЦА БАБА – БАНЯ – РЫБА БЯКА

МОРЕ – МОЛОТ – МОЛОКО МЁД ПОЛЕ – ПОРКА – ПОМОЩЬ ПЁС КОПЬЁ БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО БЬЁТ

МУКА – МУЗЫКА – МУРКА МЮСЛИ ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА БУЛКА – БАБУШКА – БУМАГА – БУСЫ БЮСТ – БЮРО

МЫ МИЛА – МИР ПЫЖИК – ЛАПЫ ПИЩА – ПИРАТ – ПИСЬМО БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ... БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА ВОРОБЬИ РЫБЬИ КОСТИ ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

TATA ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ – ТЯНЕТ СТАТЬЯ – СВАТЬЯ ДАНЯ – ДАША – ДАТА- – ПОДАРОК – ДАЙ ДЯДЯ – ДЯТЕЛ СУДЬЯ – БАДЬЯ НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ – НИНА – КАРТИНА – МАШИНА НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ

ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН ТЕНЬ – ТЕЛО ПЛАТЬЕ ДОМ – ДОСКИ ДЁГОТЬ НОГИ – НОША – НОМЕР – НОРКА НЁС – ПРИНЁС ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ

ТУФЛИ – ТУМБА – ТУРОК ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС НУЖНО – НУГА НЮНЯ

ТЫЛ – ТЫКВА – РОБОТЫ – ЗАБОТЫ ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ НЫТИК НИНА ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА ГАЛЬКА – ГАЗ ХА – ХА – ХА ХАЛА – ХАМ

КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД – ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД

КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С Й

ВАНЯ – ВАСЯ – ВАРИТ – ВАФЛЯ ВЯЖЕТ – СВЯЗКА ФАНЯ – ФАКЕЛ – СОФА – ГРАФА – ЛАФА ШАР – ШАЛЬ – ДУША ЖАР – ЖАБА – ЖАЛО – КОЖА ЧАС – ЧАД – ЧАДО ЕВА – ЕЛИ – ЕЗДИТ

ВОДЫ – ВОЛЯ – ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА – ЁЖИК ШУ ЖУ ЧУ ЮЛЯ – ЮРИК – ЛЮЛЬКА ВЫ – ВИ – ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) СВИСТЯЩИЕ

САЛО – САХАР – САМ – САД – КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК – ЗАЛЫ ЦАПЛЯ – ЦАРЬ – ЦАРИЦА – ДЕВИЦА – СПИЦА

СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО – КОЛЬЦО – ЦОКОТ

СУ СЮ ЗУБЫ – ЗУБРЫ ЦУКАТ

СЫ СИ КОНЦЫ – ДЕВИЦЫ СОНОРЫ – р, л

РАМА – РАДОСТЬ – РАКИ – ССОРА РЯБА – РЯСКА – РЯД ЛАПЫ – ЛАДНО – ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА

РОМА – РОЗЫ – РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА – ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ

РУПОР – РУКИ – РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ – ЛЮСЯ – СЛЮНИ

РЫБА – РЫЖИК – РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ – СТОЛИК

Примечание:

Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами, имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.), например:АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА

АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО

АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ

АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.

freedocs.xyz

Лучшие логопедические стишки и упражнения

100 лучших логопедических стишковна разные буквыЗвук ШЛогопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.

Звук ЛЛогопедический стишок №2

Лунный свет голубойСпать ослу не давал,Сел осел на валунИ зевал и зевал…И случайно осел проглотил вдруг луну,Улыбнулся, вздохнул –И спокойно уснул.

Звук РЛогопедический стишок №3

Злые крысыГрызли крышу,Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежалиИ от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок

Хрюкает спросонок:

Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!– подавайте мне урюк!Поросенок Хрюша,До того, как покушать,Ты возьми-ка мыло,Да умой-ка рыло!

Звуки С ЦЛогопедический стишок №4Забрели к нам в детский садДесять маленьких цыплят.Завела их с улицыПестренькая курица.Миленькая курица, ты ошиблась улицей,Это детский сад.Но не для цыплят!Автор стихов Т. Ляхович

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — КЛогопедический стишок №5СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫСЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П — Б:

ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т — Д:ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

Логопедический стишок №6Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка и не плов -

Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7Любит буква «Р» тигрёнка -

С детства он её рычит.

Любит буква «Р» рыбёшку -

Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8Букву «Р» наш поросёнок

Громко хрюкает с пелёнок.

Буду крепко с ним дружить -

«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р»!

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

Логопедический стишок №13Вчерашний град

Повредил виноград.

Логопедический стишок №14Редиску в окрошку

Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15А в подарке у Марины

Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16Тигр и рысь — родня для киски,

Репа, редька — для редиски.

Логопедический стишок №17Артур на портрете

В бордовом берете.

Логопедический стишок №18У крысы в норке

Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,

Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20Рожь яровая -

Культура зерновая.

Логопедический стишок №21У принцессы у Арины

На кровати три перины.

Логопедический стишок №22Поздравили мы Иру

По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23Папиросы, сигареты

Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24Прорубь в пруду –

Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25Борька наш нырнул бобром,

А вот Ромка — топором.

Логопедический стишок №26Шофёр спозаранку

Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27Кудрявый рыжий Юра

Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28Радиоконструктор

Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29Горячий призыв к народу:

Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30На праздник придём нарядными,

Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31Кроссворды и шарады

Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32Корректировать я рад

Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33Приобрёл Артур

В Европу тур.

Логопедический стишок №34Прохор и Варвара –

Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35Гарантировал повар в трактире

Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36А в руках у детворы

Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37Стар ворон репертуар:

Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38В нашем озере Андрей

Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари –

Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)

Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)

Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41Ананасы на сосне

Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска:

«Поделись сосиской!»

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,

Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей

Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась -

За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)

Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой

Распорядок часовой,

Всё по расписанию, **

По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку

Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины

Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки

Для Алины и для Кольки.

Логопедический стишок №51

С липкой липы липкий мёд

Пчёлка лакомкам даёт.

Логопедический стишок №52

На Земле корабли приземляются,

На Луне луноход прилуняется.

Логопедический стишок №53

Съел Филимон

С улыбкой лимон.

Логопедический стишок №54

Коля и две Оли

В поле лук пололи.

Логопедический стишок №55

В палисаднике у Лили

Лейкой лилии полили.

Логопедический стишок №56

Колючки для верблюда –

Любимое блюдо.

Логопедический стишок №57

Улитка открыла калитку. (Л, Р)

Манят просторы улитку.

Логопедический стишок №58

Улитка – пирамидка (Л, Р)

Ползёт не прытко.

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители – (Л, Р)

Крокодители.

Логопедический стишок №60

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)

Дружно ёлку наряжаем.

Логопедический стишок №61

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)

Самолётов эскадрильи.

Логопедический стишок №62

Ушла гроза за горизонт -

Закрыла Зоя сразу зонт.

Логопедический стишок №63

Наказала коза козла,

Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Логопедический стишок №64

Женя Жанну обожает,

Женя Жанне подражает.

Логопедический стишок №65

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?

— А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Логопедический стишок №66

Женя Жанне удружил:

Жвачку трижды одолжил.

Логопедический стишок №67

Мужа жена

Обожать должна.

Логопедический стишок №68

У Дашиной кошки

В шёрстке блошки.

Логопедический стишок №69

Маша — малышка,

У Маши пустышка.

Логопедический стишок №70Сшили штанишки

Плюшевому мишке.

На штанах кармашки,

На кармашках – пряж[ш]ки.

Логопедический стишок №71Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише, кот сюда спешит!

Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Логопедический стишок №72Шерсть в кудряшках (Ш, Р)

У… барашка.

Логопедический стишок №73В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)

Шестилеток школа ждёт.

Логопедический стишок №74Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)

Чебурашка, мишка, лошадь.

Логопедический стишок №75Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)

Кошка мышку сторожит.

Логопедический стишок №76Я щепки и чурку

Подброшу в печурку.

Логопедический стишок №77Рыбачку вот на крючок

Есть отличный червячок.

Логопедический стишок №78Нас «огорчили»

Перчики чили.

Логопедический стишок №79Плачет Дина, плачет Дина.

В чём причина? В чём причина?

Мамочкину дочку

Ущипнули в щёчку.

Логопедический стишок №80Дал водички на чаёк

Нам журчащий ручеёк.

Логопедический стишок №81Калачи из печи

Очень-очень горячи.

Логопедический стишок №82Необычно, непривычно:

Получил внучок «отлично»!

Логопедический стишок №83Четыре Анюточки

Прокричали суточки.

Прокричали суточки,

Не устав ни чуточки.

Логопедический стишок №84Ученик ворчит беззвучно -

Ах, учителю как скучно.

Логопедический стишок №85

Увеличили зрачки

Очень новые очки.

Логопедический стишок №86

Пчёлка на цветочке,

Цветочек в горшочке.

Цветочки пахучие,

Пчёлка кусучая.

Логопедический стишок №87

Блинчик на тарелочке

Для Любочки девочки.

Логопедический стишок №88На пиджачке значок,

На значке жучок.

Логопедический стишок №89

Сверчок в ночи

Сверчит у печи.

Логопедический стишок №90Грибочки на пенёчке,

Огурчики в бочке.

Логопедический стишок №91На веточке птички,

В лесочке лисички.

Логопедический стишок №92В стаканчике водичка,

В коробочке спичка.

Логопедический стишок №93На ёлочке иголочки,

На булочке корочки.

Логопедический стишок №94Ключики в замочке,

В ботиночке шнурочки.

Логопедический стишок №95Уголёчки в печке,

А песочек в речке.

Логопедический стишок №96

Часики точные,

Яблочки сочные.

Логопедический стишок №97

Мячик прыгучий,

Цветочек пахучий.

Логопедический стишок №98

Тучка мрачная,

Крылечко дачное.

Логопедический стишок №99

Голосочек зычный,

Дружочек закадычный.

Логопедический стишок №100

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)

На крышечке шишечка.

Ручечкой за шишечку

Поднимаем крышечку.

Логопедические упражнения на каждый день

Начнем с гласных: на выдохе- протяжно пропойте гласный звук, если у малыша получилось,- медленно пропойте (на выдохе) два-три слога со звуком, который учитесь говорить,- произнося гласный звук растягивать рот и стягивать губы дудочкой,- высовывайте язык изо рта и пытайтесь кончиком его по очереди достать то до носа то до подбородка,- сворачивайте язык трубочкой во рту, развивая его подвижность,- на выдохе быстро поболтайте языком во рту вверх-вниз, и из стороны в сторону,- пощелкайте язычком во рту, изображая как лошадка цокает копытами.Последние два упражнения очень хорошо помогают ребенку освоить произношение звука "Р". Когда мы произносим его, наши губы приоткрыты и чуть-чуть вытянуты вперед, рот прикрыт (зубы между собой не соприкасаются), язык прижат к нёбу и вибрация ним создаётся за счет сопротивления выдыхаемому воздуху. "Р" – это такой звук, который лучше осваивается в слоге не с гласными, а с согласными буквами.ТР, ПР, ДР, БР – произносите эти звукосочетания почаще, изображая рычание мотора, используйте слова с ними: драка, татра, трактор, театр и другие. Повторяя их малыш быстро освоит правильное произношение звука "р". Если ребенок уже достаточно взрослый повторяйте с ним скороговорки. Занимайтесь с малышом регулярно. Делайте это весело и хвалите малыша, когда он с удовольствием повторяет за вами. Хвалите и ободряйте ребенка во время занятий, даже если не все получается с первого раза. И пусть у вас все будет хорошо!

multiurok.ru


Смотрите также