Специальные упражнения при бронхиальной астме. Лфк при бронхиальной астме комплекс упражнений в картинках


ЛФК для детей при бронхиальной астме

ЛФК для детей при бронхиальной астме

 Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако "прямая" наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности. Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания - бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется  не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При "влажной" бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Диагностика бронхиальной астмы у детей

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы — спирали Куршмана или кристаллы Шарко—Лейдена — обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых. При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами: а) растирание сухим полотенцемб) комфортный душв) своевременная смена нательного и постельного бельяг) контрастное обливаниед) массаж лицае) растирание подошв догорячаж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгкихз) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура, потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия. Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит: -  улучшение и нормализация бронхиальной проходимости-  улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева-  улучшение и нормализация внешнего дыхания-  улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта-  увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры-  десенсибилизация организма ребёнка-  нормализация основных нервных процессов-  предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата-  повышение неспецифической сопротивляемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки5) корригирующие упражнения6) упражнения для мышц живота.Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков "О", "А", "У", "И", чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков "Д", "З", "Р", "Г" с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине  с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и "звуковая гимнастика", упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения  в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием  занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 - руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 - наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 - вернуться в и.п. (естественный вдох).3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 - наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад - в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).5. И. П. – упор лёжа. 1 - упор присев (мощный выдох). 2 - толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 - подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 - подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №21. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить "с-с". Повторить 4-5 раз.2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 - повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук "м-м". Повторить 4-5 раз.3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 - поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 - руки опустить вниз.3 - плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 -  вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук "ф-ф". Повторить 3-4 раза.4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 - поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 - медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук "с-с". Повторить 4-5 раз.5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 - поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 - медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 - медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить "у-у-ух" до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 - руки с мячом к груди (вдох). 3-4 - толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха "б-р-у-ух". Сделать 5-6 бросков.7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 - руки вверх за голову (вдох). 3-4 - бросок мяча вперёд с громким произнесением "ж-ж-о-х". Повторить 5-6 раз.8. Ходьба на месте - 1 минута.9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №31. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 - руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: "м-м-м". Повторить 4-5 раз.2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 - руки вперёд (вдох). 2-3 - наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: "з-з-з". Повторить 3-4 раза.3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.1 - вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 2 - вернуться в и.п. – вдох. 3 - наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 4 - и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 - вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: "п-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 - вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) - выдох. 2 - вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: "б-а-х-х". Повторить 3-4 раза.6. И. П. – основная стойка. 1 - подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: "ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.7. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 - медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: "о-х-х-х". Повторить 8-10 раз.8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос - 1,5 минуты.9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос  - 1 минута.10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 - руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 - медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 - вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: "ф-ф-ф".Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:1) Упражнение "Маятник"И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 - ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох.2) Упражнение "Тачка"И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

ЛФК для детей при пневмонии

ЛФК для детей до года

ЛФК при плоскостопии у детей

ЛФК при косолапости у детей

Ревматизм у детей, заболевание ревматизмом

lfk-gimnastika.com

Специальные упражнения при бронхиальной астме

Период приступа

При появлении предвестников приступа астмы больному необходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей. Расслабление этих мышц улучшает состояние больного ребенка, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проводимости.

Больного следует предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4–5 секунд) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Межприступный период

В межприступный период ребенок должен овладеть поверхностным дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так и динамическим дыхательным упражнениям.

Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Широко используется "звуковая гимнастика", состоящая из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики делают "закрытый стон" – "ммм" и очистительный выдох – "пфф". При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

По силе воздушной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики – выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха – более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

"Звуковая гимнастика" способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы; путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты, при помощи создания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При "звуковой гимнастике" делают вдох через нос (1–2 секунды), паузу (1 секунда), активный выдох через рот (2–4 секунды), паузу (4–6 секунд).

Кроме "звуковой гимнастики, для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления – мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек.

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный выдох в течение 3–4 секунды и фиксируют паузу 3–4 секунды. Частота дыхания должна соответствовать 6–8 в минуту. Тренировки проводят постоянно, не менее 3 часов в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2–3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 секунд и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К. П. Бутейко может давать некоторый лечебный эффект у ряда детей, больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3 больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.

Дыхание по методике А. Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.

Методика произвольного снижения минутного объема дыхания (по В. В. Гневушеву): в начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают термином "дыхательный интервал". Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения минутного объема дыхания.

При обучении произвольному снижению МОД необходимо делать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизвольный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.

При тренировке дыхательный интервал должен последовательно составлять 2:4 – 3:4 – 4:4 – 6:4 – 8:3. В результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.

Тренировку в ходьбе начинают с выработки у ребенка навыка управления дыханием. На первых занятиях необходимо отработать следующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движении и уменьшением числа остановок.

studfiles.net

Лфк комплекс упражнений при бронхиальной астме — Аллергия

Эффекты лечебной гимнастики

Врачи рекомендуют!

Иммунологи бьют ТРЕВОГУ! Согласно официальным данным, безобидная, на первый взгляд, аллергия ежегодно уносит МИЛЛИОНЫ жизней. Причина такой ужасной статистики - ПАРАЗИТЫ, кишащие внутри организма! В первую очередь в зоне риска находятся люди, страдающие...

Читать далее »

 

Применение физических упражнений способствует:

  • укреплению дыхательных мышц,
  • уменьшению закупорки бронхов,
  • самоочищению дыхательных путей,
  • сохранению эластичности легочной ткани,
  • профилактике эмфиземы,
  • улучшению проходимости бронхов.

Для достижения стойких результатов гимнастику необходимо выполнять ежедневно.

Общие правила выполнения упражнений

  • Физические занятия практикуют только вне обострений бронхиальной астмы.
  • Тренировки лучше проводить в комнате с открытым окном.
  • Противопоказана ЛФК при астматическом статусе, дыхательной недостаточности 3-й степени, одышке более 25 дыханий в минуту.
  • При тяжелых формах болезни перед началом тренировки принимают назначенные врачом бронходилататоры.
  • Гимнастику полезно сочетать с лечебной ходьбой или плаванием.

Методика ЛФК

Чтобы повышение физической активности не спровоцировало приступ астмы, нагрузку увеличивают постепенно – от занятия к занятию.

Начинают гимнастику с так называемого вводного периода, во время которого выполняются простейшие упражнения и происходит обучение технике правильного дыхания. Через 5 дней переходят к основному комплексу, направленному на интенсивную тренировку дыхательной мускулатуры. Упражнения основного комплекса продолжают выполнять в течение всей жизни.

Дыхание во время гимнастики должно быть спокойным. Фазы вдох-выдох рекомендуется регулировать при помощи счета.

Вводный комплекс

  1. Сесть на стул, плотно прислонившись к спинке. На счет 1–2 сделать вдох через нос, на 3–4 выдохнуть через рот, приоткрытый щелочкой. Число повторов – 3–6.
  2. На счет 1–2 сделать вдох и поднять вверх одну руку. На 3–4 выдохнуть, опустить руку. На счет 5–6 задержать дыхание. Выполнить упражнение с другой рукой. Повторить 3–6 раз.
  3. Подвинуться на край стула. Руки положить на колени ладонями вверх. Сгибать и разгибать кисти и стопы одновременно. Число повторов – 9–12.
  4. Снова придвинуться к спинке стула. На счет 1–2 сделать вдох, на 3–6 – выдох, на 7 – зажать нос и задержать дыхание. Число повторов – 4–6.
  5. Прижать ладони к груди. Откашляться несильными толчками 2–3 раза.
  6. Упереться руками в колени, туловище слегка наклонить вперед. На счет 1–2 вдохнуть через нос, на 3–6 – выдохнуть через рот «щелочкой». Число повторов – 4–6.
  7. Подвинуться на край стула. Кисти поставить на плечевые суставы. На выдохе медленно крутить локтями вперед, на вдохе – назад. И так 4–6 раз.
  8. Опустить руки по швам. На вдохе поднимать плечи, на выдохе опускать. Сделать 4–6 раз.
  9. На вдохе обе руки поднимать наверх, на выдохе, проговаривая длительный звук «ш-ш», опускать вниз. Выполнить 4–6 раз. (С голосовых связок вибрация передается на бронхи, что способствует их расслаблению.)
  10. Руки положить на колени. На счет 1 сделать вдох, на 2–6 переплести руки в замок перед грудью и сделать выдох, произнося протяжный звук «ж-ж».
  11. Руки по швам. На счет 1 поднять обе руки вверх. На 2–4 опустить вниз со звуком «пф-ф».
  12. Откинуться на спинку стула, расслабить конечности. Сидеть так 1–2 минуты.

Основной комплекс

  1. лфк при астме_основнойСесть, оперевшись на спинку стула. На счет 1–2 сделать обычный вдох, на 3–4 – полный выдох, на 5–6 – зажать нос, задержав дыхание. Число повторов – 8–10.
  2. Прижать руки к груди. Откашляться 3–4 раза короткими толчками.
  3. Сидя на стуле, выполнять диафрагмальное дыхание: на вдохе максимально выпячивать мышцы живота вперед, на выдохе – втягивать. Делать упражнение в течение 1 минуты.
  4. Делать обычные неглубокие вдохи. На выдохах максимально долго произносить звуки «а», «о». Повторить 2–3 раза.
  5. На счет 1–2 сделать вдох и поднять плечи, на 3 – выдохнуть, на 4–6 расслабиться. Повторить 4–5 раз.
  6. На счет 1 вдохнуть и поднять обе руки вверх, на 2–8 – выдохнуть и опустить руки, произнеся длительное «ха». Выполнить 4–5 раз.
  7. На счет 1 – вдох, развести руки в стороны. На счет 2 – согнуть ногу. На 3–6 – выдохнуть и подтянуть ее руками к груди. На 7–10 откашляться. Сделать 2–4 раза.
  8. Положить руки на колени, слегка наклониться вперед. Выполнять диафрагмальное дыхание в течение 1,5 минут.
  9. Положить кисти на плечи. На счет 1–2 поворачиваться в правую сторону, на 3–4 – в левую. Выполнить 5–6 раз.
  10. На счет 1–2 вдохнуть, заложив руки в подмышки. На 3–4 выдохнуть и наклониться вперед, притянув кисти к стопам. На 5–8 расслабиться и вернуться в исходное положение.
  11. Выполнять диафрагмальное дыхание на протяжении 1,5 минут.
  12. На счет 1–2 поставить руки на плечи. На 3–4 выдохнуть и наклониться вправо, коснувшись правой рукой пола. На 5–6 занять исходную позицию. Выполнить упражнение в каждую сторону 5–6 раз.
  13. Руки согнуть в локтях, прижать сжатые кулаки к плечам. На счет 1 сделать вдох, на 2 выдохнуть и повернуться влево, разогнув при этом правую руку. Повторить по 5–10 раз в каждую сторону.
  14. Выполнять диафрагмальное дыхание 1–1,5 минуты.
  15. Упереться руками в стул, выпрямить ноги. Имитировать езду на велосипеде как можно дольше.
  16. Положить ладони на нижнюю часть груди. На счет 1–3 сделать выдох и наклониться вперед, на 4–6 – вдох и вернуться в исходную позицию.
  17. Сидя на краю стула, имитировать ногами ходьбу в течение 30–60 сек.
  18. На счет 1 – вдох, согнуть руки в локтях. На счет 2 – выдох и расслабиться.
  19. Откинувшись на спинку стула, спокойно дышать в течение 1 минуты.

Еще о лечении бронхиальной астмы и методах борьбы с ней в программе «Жить здорово!»:

otolaryngologist.ru

Здоровье

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ

И. Н. МАКАРОВА, кандидат медицинских наук,В. Г. ЧЕРНЫЙ, кандидат медицинских наук

Нарушение дыхания во время приступа бронхиальной астмы происходит из-за остро возникающего сужения просвета бронхов вследствие спазма их гладкой мускулатуры, закупорки их вязкой слизью, которая в избыточном количестве выделяется в этот период отечной и набухшей слизистой оболочкой.

Воздух сравнительно легко входит в легкие, а выходит с затруднением, в результате возникает острое вздутие легких. Но и вне приступа наблюдается нарушение дыхания, что обусловлено спазмом дыхательной скелетной мускулатуры.

Специалисты выяснили: если мышцы плечевого пояса, грудной клетки, спины, живота напряжены, напряжена и гладкая мускулатура бронхов; если, наоборот, расслаблены — расслаблена и она.

Именно поэтому после выполнения самомассажа и упражнений, особенно на расслабление мышц, бронхи расширяются, облегчается дыхание, свободнее откашливается мокрота.

Кроме того, в момент расслабления мышц снижается сопротивление току крови в сосудах рук, ног, туловища, внутренних органов и тем самым облегчается работа сердца.

САМОМАССАЖ

ЛФК, самомассаж и лечебная гимнастика при бронхиальной астме

Занятия лучше начать с самомассажа. Продолжительность его вначале 6 минут, через три-четыре недели — 10-15 минут.

Проветрите комнату, примите удобное положение, полулежа на кровати или тахте, подложив под спину и голову 2-3 подушки. Максимально расслабьте мышцы, руки свободно лежат вдоль туловища.

САМОМАССАЖ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Женщины делают самомассаж, обходя молочную железу.

Ладонь правой кисти положить на нижний край грудной клетки слева от грудины.

Произвести легкие прямолинейные поглаживания в сторону свободно лежащей левой руки, постепенно продвигаясь вверх до ключицы. Повторить 2-3 раза.

Затем в том же направлении основанием ладони с незначительным легким нажимом (рисунок 1) произвести круговые растирания. Повторить 2-3 раза.

То же на другой стороне.

Слегка развести пальцы правой руки и, согнув, установить в межреберные промежутки внизу слева от грудины. Постепенно продвигая руку вверх, произвести прямолинейные растирания межреберных промежутков.

Затем по этим же направлениям произвести круговые растирания, совершая пальцами вращательные движения (рисунок 2).

То же на другой стороне.

Ладони положить на нижнюю часть грудной клетки. Вдохнуть; выдыхая, надавить на грудную клетку, помогая выдоху (рисунок 3). Повторить 2-3 раза.

Лечь на две подушки, согнуть ноги в коленях, максимально расслабить мышцы живота.

Захватить около грудины справа и слева между большим и остальными пальцами нижний край грудной клетки (реберную дугу). Продвигая руки в стороны от грудины, произвести прямолинейное растирание (рисунок 4). Повторить 5-6 раз.

Ладони положить на верхнюю часть живота. Во время вдоха живот выпячивается. Во время выдоха опускается, помочь этому движению, надавливая ладонями. Повторить 2-3 раза.

САМОМАССАЖ ГРУДИНЫ

Легкое растирание грудины выполняют кончиками пальцев обеих рук мелкими возвратными движениями прямолинейно снизу вверх и сверху вниз (рисунок 5). Затем делают круговые растирания грудины в тех же направлениях.

После этого массируется область соединения ребер с грудиной. Установив кончики пальцев правой руки у основания грудины слева, произвести легкие вращательные движения, передвигая руку от нижнего края грудины вверх до ключицы и затем под ключицей (рисунок 6).

Этот прием следует чередовать с поглаживанием. Повторить 3-4 раза.

То же на другой стороне.

САМОМАССАЖ ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ШЕИ

Слегка отклонить голову назад. Ладонью правой руки произвести на левой половине передней поверхности шеи 3-4 поглаживания от края нижней челюсти до ключицы, а затем 3-4 — с легким нажимом (рисунок 7).

То же левой рукой на правой половине передней поверхности шеи.

На боковой поверхности шеи делают более легкое поглаживание, так как здесь расположены сонная артерия и яремные вены.

Подбородок приподнять, голову повернуть влево. Кончиками пальцев правой руки на левой стороне произвести прямолинейные мелкие растирания боковой поверхности шеи по ходу грудино-ключичнососцевидной мышцы в направлении от мочки уха к грудине (рисунок 8).

Повторить 2-3 раза, затем в том же направлении выполнить 2-3 круговых растирания.

То же на другой стороне.

Еще раз подчеркиваем: растирания передней и особенно боковой поверхности шеи выполняются легко и осторожно.

Отдохнуть 5-10 минут и приступить к лечебной гимнастике.

Через 3-4 недели после того, как вы хорошо освоите методику и технику самомассажа и будете затрачивать меньше усилий на его выполнение, можно добавить массаж грудной мышцы (только для мужчин!) и задней поверхности шеи.

САМОМАССАЖ ЗАДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ШЕИ

Сесть на стул, локти на стол, слегка запрокинуть голову назад, кисти рук за голову.

Кончиками пальцев произвести легкие круговые движения в направлении от мочки правого и левого уха к затылочному бугру (рисунок 9).

Сесть прямо, голову слегка наклонить вперед. Произвести поглаживание пальцами обеих рук от затылка по направлению к плечевым суставам — 3-4 раза поверхностно и 3-4 раза с легким нажимом (рисунок 10).

САМОМАССАЖ ГРУДНОЙ МЫШЦЫ (делают только мужчины).

Сесть на стул, положить левую ногу на правую, а левую руку — на бедро, слегка наклониться вперед. По возможности расслабить грудные мышцы.

Продвигая ладонь правой кисти от нижнего края левой половины груди вверх к подмышечной впадине, произвести поглаживание. Затем в том же положении основанием ладони с легким нажимом сделать выжимание.

То же на другой стороне.

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

ЛФК, самомассаж и лечебная гимнастика при бронхиальной астме

Страдающим бронхиальной астмой прежде всего следует научиться расслаблять мышцы. Для этого надо принять удобное положение: полусидя в кровати или на стуле, ближе к его краю, опершись о спинку.

Начинают с упражнений на расслабление (1,2,3,4,5), заканчивают дыхательными (7,8,9,10,11).

Вначале их выполняют, не углубляя вдоха и выдоха, со временем все более удлиняют выдох, по существу не усиливая его. Как это делать?

Очень медленно и спокойно выдыхать через слегка сомкнутые губы: представьте себе, что вы дуете на пламя свечи так, чтобы не погасить его.

По мере овладения таким дыханием можно удлинять вдох и углублять выдох (но не форсировать, иначе может произойти спазм гладкой мускулатуры бронхов).

Большую роль в улучшении вентиляции легких играет и диафрагмальное дыхание. Развить силу и подвижность диафрагмы помогут упражнения с участием мышц передней брюшной стенки.

Сидя на стуле

1. Прислониться к спинке стула, ноги на ширине плеч, полусогнуты, руки на коленях. По возможности более полно расслабить мышцы. Не отрывая пятки от пола, приподнять носки, затем «уронить». Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.

2. Приподнять согнутую в колене ногу сантиметров на 10-15, «уронить». То же другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 3-6 раз.

3. Приподнять согнутую в локте руку, «уронить». То же другой рукой. Дыхание произвольное (рисунок I). Повторить 3-6 раз.

4. Сесть прямо, не прислоняясь к спинке стула, наклониться вправо и, как маятником, покачать 8-10 раз правой рукой, встряхнуть ее и расслабленно оставить опущенной вдоль туловища. Дыхание произвольное. То же другой рукой.

5. Поднять вверх голову, посмотреть на потолок — вдох, расслабленно «уронить» ее на грудь — выдох. Повторить 2-4 раза.

Прислониться к спинке стула, посидеть расслабленно в течение 30-60 секунд. Дыхание произвольное, спокойное.

6. Поочередно выпрямлять ноги в коленном суставе, стопы скользят по полу. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

7. Сесть на край стула, опираясь о его спинку. Одна рука на груди, другая — на животе. Диафрагмальное дыхание: вдох — выпятить живот, выдох — втянуть. Повторить 3-6 раз. Это упражнение полезо выполнять 3-4 раза в день.

8. Слегка развести руки в стнороны — вдох, обнять себя, прижать подбородок к груди — медленный выдох через сомкнутые трубочкой губы (рисунок II). Повторить 5-8 раз. Затем расслабленно покачать руками, отдохнуть.

9. Развести руки в стороны — вдох, подтянуть руками колено к груди, наклонить голову, — медленно выдыхая, произнести звук ж-ж-ж-ж-ж. То же другой ногой. Повторить каждой 5-8 раз.

Расслабиться, спокойно отдохнуть в течение 20-30 секунд.

10. Сесть прямо, не прислоняясь к спинке стула, кисти к плечам — вдох. Медленно выдыхая, произнести звук з-з-з-з, сделать 2-4 круговых движения локтями вперед (рисунок III). Расслабленно «уронить» руки, отдохнуть. Повторить 4-8 раз.

11. Поднять руки вверх, посмотреть на них — вдох; слегка наклониться вперед, скользя руками по передней поверхности ног, — медленный выдох. Повторить 4-6 раз.

Повторить упражнение 7 (диафрагмальное дыхание). Затем отдохнуть, спокойно подышать.

Первые две недели заниматься лечебной гимнастикой следует раз в день, а потом — два раза, утром и во вторую половину дня, до еды или через 1,5-2 часа после нее.

Темп упражнений равномерный, медленный. Сразу же после занятий пульс не должен превышать исходный более чем на 10-12 ударов в минуту.

В комплекс включены в основном упражнения на расслабление и дыхательные. Его могут выполнять все больные бронхиальной астмой, в том числе недавно перенесшие обострение.

Если упражнения в положении сидя выполняются легко, не возникает одышка, а пульс после занятий учащается менее чем на 8 ударов в минуту, то упражнения №№ 8, 9, 10 и 11 можно делать стоя.

Страдающим бронхиальной астмой очень полезны прогулки на свежем воздухе. Во время ходьбы углубляйте дыхание, делайте вначале на один шаг вдох, а выдох — на два.

Ежедневная тренировка позволит постепенно добиться углубления вдоха и выдоха.

Со временем, через 7-10 дней (не спешите форсировать!), вдох можно будет делать на 2 шага, выдох — на 4.

Еще через 7-10 дней вдох — на 3 шага, выдох — на 6, затем примерно через такой же срок вдох — на 4 шага, выдох — на 8.

Если этот ритм дыхания легко переносится, можно попробовать делать вдох на 5 шагов, выдох — на 10 шагов.

Рисунки П. БЕНДЕЛЯ

Бронхиальная астма сегодня ► ► ►

Современные возможности медикаментозного лечения бронхиальной астмы достаточно велики: созданы препараты, расслабляющие мускулатуру бронхов, устраняющие аллергическое воспаление, разжижающие мокроту.

Врачи еще несколько десятилетий назад могли только мечтать о таком арсенале противоастматических средств. И тем не менее в наши дни все больше становится пациентов, которым не всегда легко помочь, даже используя самые новые препараты. Подробнее >>>

По материалам журнала «Здоровье» 03.1980 г.

Астма бронхиальная

АСТМА БРОНХИАЛЬНАЯ (греч. asthma — одышка, удушье) — заболевание, выражающееся периодически наступающими приступами удушья, имеющими различную силу и продолжительность (от нескольких часов до нескольких дней).

Возникновение приступа обусловлено спазмом мелких бронхов, набуханием их слизистой оболочки и закупоркой их выделяемой в изобилии слизью.

Как правило, приступ астмы бронхиальной возникает внезапно, большей частью ночью.

Больной испытывает затруднение в выдыхании воздуха, грудная клетка раздувается, появляется тягостное ощущение удушья; он сидит в постели, свесив ноги, или вскакивает, ищет удобную позу, подбегает к окну, с жадностью вдыхает свежий воздух.

Кроме таких выраженных приступов, с внезапным началом и концом, может быть еще так называемое астматическое состояние (затяжная астма), когда проходят часы и дни, а ожидаемого разрешения приступа не наступает, продолжаются свистящие хрипы, выделение мокроты затруднено; больной не спит всю ночь; различные, ранее помогавшие средства или не действуют или приносят лишь слабое облегчение. Подробнее >>>

zdorov.liferus.ru

Влияние ЛФК на организм больного с бронхиальной астмой

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

Режимы лечебной физкультуры

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

Комплекс упражнений (подготовительный режим)

Проводится сидя на стуле.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Вдох: руки в стороны. Выдох: подтянуть колени к животу с помощью рук.
  3. Вдох: отвести в сторону правую руку и ногу. Выдох: исходное положение. Повторить слева.
  4. Вдох: поднять плечи, голову повернуть в сторону. Выдох: исходное положение.
  5. Вдох: прогнуться, соединив лопатки. Выдох: подтянуть колени к животу.
  6. Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «ш».
  7. Вдох: руки на коленях. Выдох: произносить звук «ж».
  8. Руки поднять перед грудью, пальцы соединить «в замок». Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «пфф».

Соотношение фаз дыхания регулируется с помощью счета: 1,2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох, 7, 8 – пауза. Продолжительность выдоха должна составлять до 30 – 40 секунд.

Комплекс упражнений (подготовительный режим)

Исходное положение – сидя.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. Вдох: развести колени. Выдох: исходное положение.
  3. Руки на поясе. Вдох: повороты туловища в сторону. Выдох: исходное положение.
  4. Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «ха».
  5. Поза «кучер на козлах» (предплечья лежат на коленях, глаза закрыты, мышцы расслаблены).
  6. Движения, имитирующие греблю на байдарке, с поворотами туловища в стороны (можно использовать гимнастическую палку).

Исходное положение – стоя.

  1. Вдох: руки поднять вверх через стороны, подняться на носки. Выдох: опустить руки вниз через стороны, качнуться с носка на пятку.
  2. Вдох: наклон в сторону, рука скользит по бедру. Выдох: исходное положение.
  3. Руки перед грудью «в замок». Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «уфф».
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, активными движениями руками.

В тренировочном режиме 3 – 4 раза в неделю проводятся физические тренировки: бег, плавание, занятия на велотренажере в течение 20 – 30 минут. После такой тренировки необходимо провести дыхательную гимнастику соответственно приведенным выше комплексам упражнений.

ingalin.ru

ЛФК для детей при бронхиальной астме

 Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако «прямая» наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности. Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания — бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется  не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При «влажной» бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

lfk-gimnastika.com

Что представляет собой бронхиальная астма?

Это заболевание вызывает развитие воспаления в бронхах. Появляется отёк слизистого слоя, в котором возникает мокрота, вызывающая спазмы мышц. В результате происходит сжатие бронхов и осложнения в дыхании, сильный кашель, приступы удушья.

ВАЖНО! Среди причин появления бронхиальной астмы выделяются: аллергия на шерсть или пыльцу, пыль, наследственность, лекарства.

Астма не возникает вследствие инфекций. Для её лечения не используют антибиотики, а применяют специальные лекарства. Бронхи реагируют на каждый возбудитель, которыми являются: табачный дым, порошок или пыль, острые запахи, холод. Они могут спровоцировать приступ или сильный кашель. Дети и молодёжь наиболее расположены к бронхиальной астме, но она может возникнуть у любого человека.

Задачи лечебной физкультуры

Часто врачи и сами пациенты недооценивают влияние лечебной физкультуры в процессе лечения. Применение современных и дорогих лекарств без физической нагрузки неспособно полностью восстановить организм. Со временем может произойти ухудшение состояния здоровья и развитие более серьёзных заболеваний.

ВАЖНО! Лечебная физкультура полезна всем без исключения пациентам. Нет ограничений по половым признакам, возрасту, стадии болезни. Бронхиальная астма способна доставить много неприятностей и её лечение следует проводить незамедлительно.

У оздоровительных мероприятий следующие цели:

  • восстановление самостоятельного дыхания;
  • улучшение работы грудной клетки;
  • предотвращение дальнейшего развития бронхиальной астмы;
  • нормализация кровообращения;
  • повышение скорости вывода из бронхов образовавшейся мокроты;
  • повышение выносливости и физической силы организма;
  • проработка психологического состояния;
  • уменьшение симптомов бронхиальной астмы.

С целью повышения работоспособности мышц дыхательной системы, разработано несколько видов упражнений.

Действия лечебной физкультуры

Лечение выполняется между приступами при нормализации состояния организма.

  1. Упражнения восстанавливают частоту дыхания.
  2. Звуковая гимнастика способна предотвратить развитие эмфиземы, и улучшить обмен веществ. Во время работы мышц в организме происходит умеренный выброс адреналина.
  3. Появляется нагрузка на мышцы, задействованные в процессе дыхания, что предотвращает возникновение болезни. Можно остановить развитие бронхиальной астмы на начальной стадии.
  4. Программа упражнений составляется для каждого пациента отдельно в зависимости от его состояния здоровья и степени развития болезни.
  5. В комплекс часто включаются лечебная физкультура и дыхание одновременно.

Выполнение программы

Не следует спешить и стараться за короткий срок выполнить как можно больше упражнений. Скорость может спровоцировать появление приступа, и качество выполнения упражнений оставит желать лучшего. На начальных стадиях бронхиальной астмы необходимо начинать с небольшого количества упражнений лечебной физкультуры и постепенно переходить к более сложным упражнениям и со временем повышать нагрузку на организм.

ВАЖНО! Первые несколько дней больной проходит подготовительный курс физкультуры, который подводит его к выполнению основной части лечения.

Дыхательные упражнения позволяют наполнить организм кислородом, укрепить бронхи и очистить их от скоплений слизи, восстановить кровообращение. Лечебную физкультуру рекомендуется выполнять на свежем воздухе или в проветриваемой комнате.

У упражнений имеются противопоказания. Несоблюдение этих рекомендаций может осложнить бронхиальную астму:

  • появление обострения;
  • во время инфекций дыхательных путей;
  • холодная погода (если упражнения выполняются на улице).

Подготовительный курс лечебной физкультуры:

  1. Сидя на стуле держа спину ровно необходимо сделать глубокий вдох через нос. Выдох осуществляется через рот. Необходимо сделать от 5 до 10 вдохов.
  2. Начальное положение то же. Во время вдоха поднимается рука с задержкой дыхания на несколько секунд, после чего с выдохом она опускается.
  3. Сидя на стуле руки опущены на колени. Выполняется круговое движение кистями рук и стопами. В каждую сторону нужно сделать 10 вращений.
  4. Прижавшись к спинке стула или кресла, выполняется несколько глубоких вдохов с задержкой дыхания на 5 секунд. Выполняется 8 подходов.
  5. Нажав на грудь с применением небольшого усилия, происходит покашливание. Нужно покашлять 5 – 8 раз.

 

Основные мероприятия лечебной физкультуры

Они помогут справиться с бронхиальной астмой, если качественно их выполнить.

  1. Стоя выполняется вдох, при котором происходит наклон вперёд. С выдохом тело возвращается в изначальное положение. Выполняется 5 – 10 повторов.
  2. Стоя, прижав руки к телу, делается вдох носом. В это время руки поднимаются и касаются плеч. Выдох возвращает руки в первое положение. Количество повторов 4 – 15 раз.
  3. Происходит вдох через нос с выставлением живота вперёд. Выдох сопровождается втягиванием живота в себя. Всё продолжается 1 – 2 минуты.
  4. Стоя с прижатыми руками к туловищу происходит глубокий вдох с одновременным подъёмом колена к груди. Нужно постараться довести колено как можно ближе к груди, если это не получается, то на максимально возможную высоту. С выдохом нога опускается на прежнее место. Количество повторений 5 – 7 раз для каждой ноги.
  5. В том же положении во время вдоха происходит наклон вбок со скольжением руки вдоль тела. Выдох, возврат в начальное положение. Выполняется 5 – 10 повторений.
  6. Лёжа на кровати, колено подтягивается к груди с глубоким и медленным вдохом через рот. Выдыхая носом, нога возвращается в первоначальное положение. Число повторений 4 – 8 для каждой ноги.
  7. Стоя на носках, руки разводятся в стороны. С глубоким вдохом руки скрещиваются на груди, ударяя ладонями по лопаткам. Руки возвращаются в начальное положение одновременно с вдохом.

Во время дыхания можно произносить различные звуки. Упражнение может сопровождаться длительным произнесением букв: е, о, у. В основной программе лечебной физкультуры это буквы: с, р, з. На завершающем этапе: ж, х. Звук произносится около 5 секунд с увеличением времени до 1 минуты. Эти упражнения повторяются 3 раза в день по 5 минут, с перерывами в 20 секунд между звуками.

Положительные свойства йоги при бронхиальной астме

Йога отлично влияет на оздоровление организма при бронхиальной астме. Она способна улучшить состояние больного, развить гибкость суставов не только при астме, но и при других заболеваниях. Рекомендуется заниматься йогой и при бронхиальной астме. Упражнения позволяют избавиться от многих симптомов, а некоторые ослабить. Йога позволяет поднять настроение, улучшить физическое состояние больного.

В неё входят дыхательные упражнения и растяжка. После прохождения курса йоги больной научиться правильно дышать и расслаблять все группы мышц.

ВАЖНО! После занятий йогой при бронхиальной астме, через несколько месяцев появятся видимые улучшения. Многие больные замечают восстановление дыхания, улучшения состояния здоровья, исчезновение многих симптомов астмы.

Эффективность лечебной физкультуры возрастёт, если начать её применение на начальной стадии болезни. Быстрая ходьба, медленный бег, дыхательные упражнения отлично совмещаются с медикаментозным лечением. Правильно составленная программа упражнений позволит сократить возникновение приступов и предотвратит ухудшение состояния бронхиальной астмы.

bronhial.ru

allergiya5.ru


Смотрите также