Космическое воспитание детей. Тема «Растения». Космическое воспитание по монтессори упражнения


Космическое воспитание

Елена Александровна  Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор 9 книг по Монтессори-педагогике, Монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург).

 Мария Монтессори начала разрабатывать принципы «космического воспитания» детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве мира и человечества. Она словно бы подхватила чувства, носившиеся в атмосфере после ужасной войны. Люди кинулись друг к другу, испугавшись прежней оторванности и бессмысленности механического существования. Впервые с изложением своих мыслей о космическом воспитании она выступила в Индии в 1946 году.

Греческий корень «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. «Космическое воспитание» ребенка по Монтессори означает сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Следуя различным «космическим» теориям (теософское учение, традиции русской философии всеединства Вл. Соловьева, идеи К. Э. Циолковского, Н. Федорова, Л.Н. Толстого), Монтессори видит во всем творении «единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих – под влиянием окружения занять в космическом плане должное место». Космическая теория, говорит М. Монтессори, должна включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых. (Цитата взята с сайта Тренинг Монтессори).

Главные задачи  космического  воспитания:

1. Достижение гармонии между природой, человеком и социумом, т. к. люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром.

2. Упорядочить представления детей об окружающем мире. В традиционной педагогике этот раздел носит простое название ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

 

Раздел « Космическое  воспитание» связан с другими разделами программы: «Грамота», «Математика», «Сенсорика». Здесь он часто использует полученные навыки и знания в своей работе.  Эта взаимосвязь способствует:

- упорядочению хаоса окружающего мира в сознании ребёнка;kosm1

- ориентации ребёнка в пространстве и времени;

- расширению кругозора;

- увеличению словарного запаса;

обеспечивает интегрированный подход к обучению, построенный на основе чёткой научной классификации;

- помогает получить знания и жизненный опыт;

- даёт возможность узнать и понять культурные ценности родного народа и народов других стран;

- воспитать высокие моральные качества и умение жить в обществе.

 Специально подготовленное окружение  — это не только дидактические пособия, это специальная развивающая среда для детей.

. С ребенком не ведут продолжительных занудных или напротив очень примитивных бесед об окружающем мире. О его сложности ребенок узнает, попадая в подготовленную среду, маленький островок логики и порядка в мире хаоса, которым кажется ребенку окружающий его мир. В подготовленной среде ребенок впервые соприкасается с важнейшими моментами космического воспитания, которые в дошкольном возрасте откладываются в подсознании ребенка.

Во-первых, это категория пространства. Не только каждый дидактический материал, игрушка, карандаш в группе имеет определенное место, но и ребенок, раскладывая рабочий коврик и садясь на него, приобретает свое личное пространство. Без разрешения никто (даже учитель) не может нарушить это личное пространство ребенка. Распространяя этот принцип на реальный мир, дети со временем понимает, что любой объект  во Вселенной имеет свой ареал обитания, который нельзя нарушать.

Вторая важнейшая категория - это время. Ограниченность по времени свободной работы, а также применение специальных методов, развивает в ребенке ощущение ограниченности времени. Время для дошкольника довольно абстрактное понятие. Научить ребенка понимать последовательность событий гораздо сложнее чем научить понимать который сейчас час по часам. kalendvrem

Третья важная категория это свобода выбора “стимулов для развития”. Она может быть осуществлена в рамках “свободной работы”. Эта форма урока предполагает одновременную индивидуальную работу детей в классе. Как уже говорилось, это свобода не означает вседозволенности ребенка. Монтессори несколько общих ограничений, которые могут быть трансформированы в более простые правила работы в классе. Во-первых, она признает за учителем право выйти из роли наблюдателя и вмешаться, для того чтобы прервать то, что неверно. При этом положительным признается любая деятельность, которая ведет к гармонии, порядку, саморазвитию.

Не нужно бояться воспитывать своих детей глобально, учить с ними языки, путешествовать, давать знания, накопленные предыдущими культурами. Дети прекрасно умеют впитывать, а значит, насытить окружающий мир ребенка чем-то интересным, побуждающим познание, наша святая обязанность.

А тем, кто думает, что ребенку не нужно «раннее развитие», что это может его переутомить, лишить детства, тоже возразим: «Ребенок не учится тогда, когда нам этого хочется или когда мы специальным образом это организуем — он учится всегда, впитывая все подряд, поэтому наша задача не проводить с детьми уроки, а именно разнообразить жизнь, обогатить и показать удивительный мир вокруг».

  

В результате космического воспитания закладывается фундамент личности и тем важнее понять с какими качествами, по мнению Марии Монтессори, ребенок переходит в начальную и среднюю школу. Здесь у детей развиваются следующие качества: ярко выраженная индивидуальность, способность концентрироваться на работе, воля, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, и, наконец, интуиция.

Второй итог космического воспитания - развитие способности ребенка к полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта концентрация настолько абсолютна, что ребенок, увлеченный выбранной им работой, не замечает никаких других раздражителей вокруг себя таких как люди, музыка, шум. По наблюдениям Монтессори: "Ни один учитель не смог бы настоять на такой концентрации внимания. Но, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства"

Третий итог - это тренированная воля ребенка. Воля, по мнению М. Монтессори, подобно всем другим способностям, усиливается и укрепляется благодаря упражнениям. Когда ребенок последовательно выполняет серию скоординированных действий, направленных на достижение результата, когда он достигает некой цели, то "можно сказать, что он беспрерывно упражняет свою волю". Действительно, разве ожидая своей очереди поработать с материалом, аккуратно обходя коврики своих товарищей, ребенок занимается не организацией своей воли, не "приводит возбуждение и торможение в соответствие"

Сильная воля и самоконтроль позволяют сформировать и высокое чувству ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Отметим также трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, которое приобретается детьми. М. Монтессори считает, что эти тенденции генетически заложены в каждом человеке, как космическом субъекте. Монтессори-классе ребенок сам выбирает себе работу и выполняет ее без вмешательства. Наблюдения показали, что дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

Еще одно достижение космического воспитания - развитая интуиция. Во время Монтессори-урока ребенок выбирает один материал, а не другой, но не может объяснить почему. Тем не менее, как считает М. Монтессори, выбор глубоко мотивирован и является формой самовыражения, посредством которой мы можем следить за развитием детей. Ребенок выражает свои потребности яснее выбором, чем словами. По М. Монтессори, эта способность не тоже самое, что сознательное обоснование. Она более похожа на интуицию. Интуиция позволяет ребенку выбирать то, что ему необходимо, может быть легко утеряна. Космическое воспитание позволяет помочь ребенку не потерять эту способность, а значит благодаря ей, в конце концов, приблизить детей к пониманию их космических задач.

И еще один итог космического воспитания - хорошая социальная адаптированность.Обстановка в Монтессори-группе дает ребенку шанс почувствовать себя свободным, независимым, активным членом реального общества в миниатюре. У него есть возможность практиковаться в наивысшем из всех искусств - искусстве сосуществовать в добрых взаимоотношениях с другими людьми. С самого начала малышам преподаются "уроки в такте и учтивости"(206. 52), которые М. Монтессори считает исключительно важными. Поскольку они даются в ходе сензитивного периода фиксации движений тела, то ребенок живо реагирует на них. Весь урок и ежедневно во внеурочных отношениях с другими детьми, с педагогом и другими взрослыми людьми дети имеют возможности применять эти маленькие навыки социальной учтивости до тех пор, пока они не станут привычкой. Как можно заметить, такая привычка является результатом реализации потребностей ребенка в вербальном общении и навыках социального поведения.

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собственных действий к роли научного консультанта.

genmal.ru

Космическое воспитание в системе Монтессори

Д-р Монтессори признавала, что наука и история на свой лад пересказывают одну и ту же историю: о непрерывном формировании вселенной. Космическое воспитание рассказывает эту историю целиком. В свойственной только Монтессори манере практика космического воспитания выявляет глубинные связи между такими предметами как астрономия, химия, география, история, биология и многими другими. Однако, как таковое «изучение» академического предмета, вторично по отношению к главной цели обучения.

В своей книге «Дети вселенной» последователи метода Монтессори Майкл и Д'Нил Даффи красиво резюмируют основную цель космического воспитания: «Этот шестилетний Монтессори-опыт даёт младшим школьникам возможности ощутить свою связь с мирозданием, распознать своё место в нём и понять, какое огромное значение это имеет для дальнейшей жизни».

Чтобы было понятно, какую важную роль играет космическое воспитание в начальных классах Монтессори, мы вкратце ответили на главные вопросы, интересующие родителей, а также привели подходящие цитаты из книги «Дети вселенной: космическое воспитание в начальной школе Монтессори».

Эта достойная книга станет ценным добавлением в библиотеку любого родителя, заботящегося о воспитании.

Что такое космическое воспитание?

Космическое воспитание – это не «учебный план» или набор знаний, а, скорее, способ цельного представления информации, стимулирующий исследования различных направлений, примерно соответствующих традиционным академическим предметам.

«Цель обучения не в том, чтобы сделать из ребёнка ходячую энциклопедию... Все выученные факты теряются на фоне того, насколько богаче становится картина мира ребёнка из-за познания себя и своего места в мироздании».

Космическое воспитание даёт обществу детей, умеющих думать о том, кто они есть как личности, как представители человечества, как граждане страны, как участники планетарной экосистемы и так далее. В конечном счете, оно приводит к мысли о том, что у человечества, возможно, есть «космическая» задача, высший смысл существования, выходящий за рамки потребления и воспроизведения.

«Космическое воспитание существует, чтобы помочь каждому из нас найти космическую задачу – как для человеческого рода, так и для личности. Чтобы её найти, мы должны осознавать себя в контексте. Только зная подоплёку нашего существования во вселенной, наших отношений с другими живыми существами и нашего понимания того, что, несмотря на всё культурное разнообразие, человечество едино, мы сможем ответить на вопрос «Кто я такой?».

Космос

Почему космическое воспитание идеально подходит для детей от 6 до 12?

Мария Монтессори выделяла четыре основных ступени или стадии развития ребёнка. С шести до двенадцати лет ребёнок находится во второй фазе. Основные ключевые характеристики детей в этом периоде развития: усиление внимания к внешнему миру и общению вне семьи, переход от наглядно-образного мышления к абстрактному и обострённый интерес к морали.

Внимание к внешнему миру:

Космическое воспитание отвечает на появившееся у ребёнка осознание того, что окружающие его мир и общество намного больше, чем ему казалось раньше, и предлагает ему всю человеческую историю в тот период его развития, когда он больше всего заинтересован в том, чтобы «выйти в мир» для его изучения.

«Дети на второй ступени развития уже не довольствуются тем, что они могут узнать, находясь дома или в школе, и не хотят сводить все переживания к тому, что происходит у них внутри. Космическое воспитание охватывает широкий круг вопросов, возникающий на этом пути изучения реальности».

От наглядно-образного к абстрактному:

Разработанные, прежде всего, для того, чтобы разбудить детское воображение, «Большие истории» позволяют также совместить чувственный опыт с тренировкой абстрактного мышления. Когда дети продолжают самостоятельно исследовать то, что их заинтересовало на уроке, они открывают для себя такие понятия, как существование закономерностей в жизни (биология), законы природы (физика, химия), основные жизненные потребности человека (культурная география) и множество других.

«Главная роль учителя в том, чтобы рассказать историю, а дальнейшее её изучение – это, в основном, забота ученика... После того как импрессионистский урок закончился, дети вольны исследовать тему настолько глубоко, насколько им будет интересно».

Моральное развитие:

Многие психологи согласны с тем, что в шесть-семь лет дети достигают нового уровня морального развития. На второй ступени ребёнок начинает горячо интересоваться вопросами справедливости, честности, правильного и неправильного – его сознание развивается.

«Особенности детей этого возраста предполагают, что это самое подходящее время для того, чтобы привить первоначальные представления, которые послужат основой для дальнейших поисков смысла жизни. Космическое воспитание помогает младшим школьникам понять тот моральный императив, которого они должны придерживаться в своей жизни».

Космос

Актуально ли сейчас космическое воспитание?

В двадцатом веке Мария Монтессори видела в космическом воспитании способ защитить человечество от угрозы самоуничтожения, вызванной, как тогда казалось, бесконечными войнами и политическими конфликтами. В двадцать первом веке глобальная осведомленность, сотрудничество и мирные переговоры исключительно важны для решения тех проблем, которые Монтессори не могла даже и предсказать. Космическое воспитание помогает подготовить детей успешно справляться с задачами, которые ставит перед ним современная реальность.

«Из-за неоспоримого влияния, которое наш вид оказывает на жизнь планеты, у нас есть моральный долг – космическая задача – заниматься такими проблемами как глобальное потепление, контроль над загрязнением окружающей среды, управление природными ресурсами, прирост населения, влияние промышленного развития, защита исчезающих видов, ответственное использование биотехнологии и другими глобальными проблемами. Сегодня мы едины как народ, как цивилизация, как человечество, настолько, насколько Монтессори не могла себе даже вообразить».

«Детям нужно показывать вселенную, – писала Мария Монтессори в книге «Обучение человеческого потенциала». – Вселенная грандиозна в своём существовании и является ответом на все вопросы». Монтессори своими глазами наблюдала стремление детей понять самих себя, свой мир и место в нём. Её мечтой было, что космическое воспитание поможет детям вырасти в ответственных сыновей и дочерей большой человеческой семьи и привьёт им понимание, этику и самопознание, необходимые для преобразования мира.

Цитируя Даффи: «Космическое воспитание обучает детей распознавать базовые потребности, которые у нас есть, и уважать культурные отличия в том, как мы удовлетворяем эти потребности. Подобное воспитание может привести нас к тому будущему, в котором царит настоящий мир, тот, о котором мечтала Мария Монтессори».

Дж. А. Бейлдер, с благодарностью Ирен Бэйкер и, конечно, Майклу и Д'Нилу Даффи и их замечательной книге.

Опубликовано в 2009 году.

Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина

Читать по теме:

Космическое воспитание детей. Тема «Вода»

mchildren.ru

Космическое воспитание

Елена Александровна  Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор 9 книг по Монтессори-педагогике, Монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург).

 Мария Монтессори начала разрабатывать принципы «космического воспитания» детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве мира и человечества. Она словно бы подхватила чувства, носившиеся в атмосфере после ужасной войны. Люди кинулись друг к другу, испугавшись прежней оторванности и бессмысленности механического существования. Впервые с изложением своих мыслей о космическом воспитании она выступила в Индии в 1946 году.

Греческий корень «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. «Космическое воспитание» ребенка по Монтессори означает сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Следуя различным «космическим» теориям (теософское учение, традиции русской философии всеединства Вл. Соловьева, идеи К. Э. Циолковского, Н. Федорова, Л.Н. Толстого), Монтессори видит во всем творении «единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих – под влиянием окружения занять в космическом плане должное место». Космическая теория, говорит М. Монтессори, должна включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых. (Цитата взята с сайта Тренинг Монтессори).

Главные задачи  космического  воспитания:

1. Достижение гармонии между природой, человеком и социумом, т. к. люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром.

2. Упорядочить представления детей об окружающем мире. В традиционной педагогике этот раздел носит простое название ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

 

Раздел « Космическое  воспитание» связан с другими разделами программы: «Грамота», «Математика», «Сенсорика». Здесь он часто использует полученные навыки и знания в своей работе.  Эта взаимосвязь способствует:

- упорядочению хаоса окружающего мира в сознании ребёнка;kosm1

- ориентации ребёнка в пространстве и времени;

- расширению кругозора;

- увеличению словарного запаса;

обеспечивает интегрированный подход к обучению, построенный на основе чёткой научной классификации;

- помогает получить знания и жизненный опыт;

- даёт возможность узнать и понять культурные ценности родного народа и народов других стран;

- воспитать высокие моральные качества и умение жить в обществе.

 Специально подготовленное окружение  — это не только дидактические пособия, это специальная развивающая среда для детей.

. С ребенком не ведут продолжительных занудных или напротив очень примитивных бесед об окружающем мире. О его сложности ребенок узнает, попадая в подготовленную среду, маленький островок логики и порядка в мире хаоса, которым кажется ребенку окружающий его мир. В подготовленной среде ребенок впервые соприкасается с важнейшими моментами космического воспитания, которые в дошкольном возрасте откладываются в подсознании ребенка.

Во-первых, это категория пространства. Не только каждый дидактический материал, игрушка, карандаш в группе имеет определенное место, но и ребенок, раскладывая рабочий коврик и садясь на него, приобретает свое личное пространство. Без разрешения никто (даже учитель) не может нарушить это личное пространство ребенка. Распространяя этот принцип на реальный мир, дети со временем понимает, что любой объект  во Вселенной имеет свой ареал обитания, который нельзя нарушать.

Вторая важнейшая категория - это время. Ограниченность по времени свободной работы, а также применение специальных методов, развивает в ребенке ощущение ограниченности времени. Время для дошкольника довольно абстрактное понятие. Научить ребенка понимать последовательность событий гораздо сложнее чем научить понимать который сейчас час по часам. kalendvrem

Третья важная категория это свобода выбора “стимулов для развития”. Она может быть осуществлена в рамках “свободной работы”. Эта форма урока предполагает одновременную индивидуальную работу детей в классе. Как уже говорилось, это свобода не означает вседозволенности ребенка. Монтессори несколько общих ограничений, которые могут быть трансформированы в более простые правила работы в классе. Во-первых, она признает за учителем право выйти из роли наблюдателя и вмешаться, для того чтобы прервать то, что неверно. При этом положительным признается любая деятельность, которая ведет к гармонии, порядку, саморазвитию.

Не нужно бояться воспитывать своих детей глобально, учить с ними языки, путешествовать, давать знания, накопленные предыдущими культурами. Дети прекрасно умеют впитывать, а значит, насытить окружающий мир ребенка чем-то интересным, побуждающим познание, наша святая обязанность.

А тем, кто думает, что ребенку не нужно «раннее развитие», что это может его переутомить, лишить детства, тоже возразим: «Ребенок не учится тогда, когда нам этого хочется или когда мы специальным образом это организуем — он учится всегда, впитывая все подряд, поэтому наша задача не проводить с детьми уроки, а именно разнообразить жизнь, обогатить и показать удивительный мир вокруг».

  

В результате космического воспитания закладывается фундамент личности и тем важнее понять с какими качествами, по мнению Марии Монтессори, ребенок переходит в начальную и среднюю школу. Здесь у детей развиваются следующие качества: ярко выраженная индивидуальность, способность концентрироваться на работе, воля, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, и, наконец, интуиция.

Второй итог космического воспитания - развитие способности ребенка к полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта концентрация настолько абсолютна, что ребенок, увлеченный выбранной им работой, не замечает никаких других раздражителей вокруг себя таких как люди, музыка, шум. По наблюдениям Монтессори: "Ни один учитель не смог бы настоять на такой концентрации внимания. Но, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства"

Третий итог - это тренированная воля ребенка. Воля, по мнению М. Монтессори, подобно всем другим способностям, усиливается и укрепляется благодаря упражнениям. Когда ребенок последовательно выполняет серию скоординированных действий, направленных на достижение результата, когда он достигает некой цели, то "можно сказать, что он беспрерывно упражняет свою волю". Действительно, разве ожидая своей очереди поработать с материалом, аккуратно обходя коврики своих товарищей, ребенок занимается не организацией своей воли, не "приводит возбуждение и торможение в соответствие"

Сильная воля и самоконтроль позволяют сформировать и высокое чувству ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Отметим также трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, которое приобретается детьми. М. Монтессори считает, что эти тенденции генетически заложены в каждом человеке, как космическом субъекте. Монтессори-классе ребенок сам выбирает себе работу и выполняет ее без вмешательства. Наблюдения показали, что дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

Еще одно достижение космического воспитания - развитая интуиция. Во время Монтессори-урока ребенок выбирает один материал, а не другой, но не может объяснить почему. Тем не менее, как считает М. Монтессори, выбор глубоко мотивирован и является формой самовыражения, посредством которой мы можем следить за развитием детей. Ребенок выражает свои потребности яснее выбором, чем словами. По М. Монтессори, эта способность не тоже самое, что сознательное обоснование. Она более похожа на интуицию. Интуиция позволяет ребенку выбирать то, что ему необходимо, может быть легко утеряна. Космическое воспитание позволяет помочь ребенку не потерять эту способность, а значит благодаря ей, в конце концов, приблизить детей к пониманию их космических задач.

И еще один итог космического воспитания - хорошая социальная адаптированность.Обстановка в Монтессори-группе дает ребенку шанс почувствовать себя свободным, независимым, активным членом реального общества в миниатюре. У него есть возможность практиковаться в наивысшем из всех искусств - искусстве сосуществовать в добрых взаимоотношениях с другими людьми. С самого начала малышам преподаются "уроки в такте и учтивости"(206. 52), которые М. Монтессори считает исключительно важными. Поскольку они даются в ходе сензитивного периода фиксации движений тела, то ребенок живо реагирует на них. Весь урок и ежедневно во внеурочных отношениях с другими детьми, с педагогом и другими взрослыми людьми дети имеют возможности применять эти маленькие навыки социальной учтивости до тех пор, пока они не станут привычкой. Как можно заметить, такая привычка является результатом реализации потребностей ребенка в вербальном общении и навыках социального поведения.

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собственных действий к роли научного консультанта.

genmal.ru

«Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори»

doshkolnik.ru

Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори»

Космическое воспитание - что за странное название раздела в методике М. Монтессори в нашем детском саду? ( Дети попросту называют его «Космос»). Можно подумать речь идёт о звёздах планетах и спутниках. Не совсем. Нельзя так же сказать, что это природоведение. Центральная идея космического воспитания - познание человека во всём многообразии и сложности, его место в культуре, истории, природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, мой детский сад. Макрокосмос - это тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее всё, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймёт, что развитием необходимо управлять сознательно.

Такова философская основа мета предмета «КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». Среди русских философов, проповедовавших идею «космизма» можно назвать Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского. Этими идеями увлекался и Лев Николаевич Толстой. Мария Монтессори предала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми. Научить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь её, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, необходимо основываться, прежде всего, на том, что бы сохранить и поддержать детское восприятие мира, как единое целое, оставшееся у ребёнка с младенческого возраста. Малыш не хочет ждать, когда ему принесут сведения о животных, растениях, позволят сделать опыты по физике, а про звёзды расскажут в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять- семь лет всё это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, физика, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за поведением кошки и Солнцем. Разумеется, взрослые не в силах ответить на каждый вопрос ребёнка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда ребёнок научиться, в большинстве случаев, обходиться без взрослой опеки и контроля.

Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: педагог рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок, отгадыванием загадок и кроссвордов, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчётом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное значение, так как одна из идей курса- личное проживание смыслов урока. Память о них собственные учебники, рисунки, доклады, модели на полках, афиши спектаклей и выставок.

Презентации в разделе «Космическое воспитание»

Животные разных континентов.

Возраст: 5-7 лет.

Цель: Познакомить детей с различными животными разных континентов. Учить соотносить животное с местом его обитания.

Материал: Карта континентов, животные разных континентов в корзинке, карточки с названиями животных.

Презентация: Педагог предлагает ребёнку познакомиться с новым материалом. На ковре выкладывается большая карта континентов и животные. Педагог обводит один континент по контуру и называет: -Это Евразия. На ней живут: Медведь (педагог находит в корзинке медведя и ставит его на континент, затем ищет надпись «медведь» и подкладывает под фигуркой. заяц, и т.д. Педагог поочерёдно выставляет всех животных проживающих на одном континенте. В конце презентации педагог обводит континент рукой: Эти животные живут на континенте- Евразия.

Примечание: За одну презентацию педагог знакомит детей с животными только одного континента.

Проверка: визуальная, цифры и цвет на фигурке животного должен совпадать с цифрой на подписи к нему.

Планеты солнечной системы.

Возраст: 6-7 лет.

Цель: Знакомство с понятием «Солнечная система», с планетами и их расположением относительно Солнца и Земли.

Материал: Шары различных размеров, шнурки по кол-ву орбит, карточки с названиями планет, проверочная карта.

Презентация: Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладываются все шнурки согласно размеру их диаметра. Затем в центре ставится большой шар «Солнце». А на каждый шнурок «орбиту» выкладывается шарик с соответствующим номером, который есть и на шнурке- «орбите». Затем под каждую «планету» подкладывают надпись с названием планеты. Это - Земля, Это - Марс, Это- Юпитер. Наверху в центе коврика выкладывают надпись «Планеты Солнечной системы»

Примечания: На первой презентации знакомят детей с планетой- Земля и ещё 2 любыми планетами. Затем, на следующих презентациях, прибавляют ещё по две планеты.

Круглый год.

Возраст: 4-5 лет.

Цель упражнения: Изучение категории времени. Цикличность времён года.

Материал: Круг, разделённый на 4 сегмента разного цвета, карточки с названиями времени года и месяцев, деревья в различных «нарядах». Нитка с бусинами по кол-ву дней в году( разделённая на 4 цвета). Сегменты разных цветов по кол-ву месяцев в году.

Описание работы: Ребенок кладёт перед собой поднос с материалом. Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладывается круг, разделённый на 4 сектора, 4 цветов. Затем педагог предлагает ребёнку назвать времена года и показать их на круге, обозначая каждое время года деревом и карточкой с названием времени года.

Затем, педагог выкладывает на каждом секторе времени года, месяц обозначенный треугольником такого же цвета и подкладывает надпись с названием месяца. В конце презентации педагог находит надпись «год» и кладёт её в центе круга.

< Предыдущая Следующая >
 

Педагогическая система монтессори, система воспитания монтессори

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Отличия системы Монтессори

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори — пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Жизненная практика

В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

Сенсорное развитие по системе Монтессори

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Математическое развитие по системе Монтессори

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Космическое воспитание по системе Монтессори

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

www.baby.ru

Читать книгу Школа Монтессори Марии Монтессори : онлайн чтение

Текущая страница: 4 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Безграничные возможности человека

Для нас открылся важный принцип единства методов во всем природном творении. Ясно, что природа следует плану, который одинаков как для атома, так и для планеты. Это выяснилось в 1924 г., когда эмбриолог Chile открыл точки лихорадочной активности, названные физиологическими градиентами: не все в природе начинается синхронно или совершается с одинаковой интенсивностью, но каждое явление происходит в своем собственном темпе, выдерживая независимый курс.

Так и при зарождении жизни на Земле сначала единичные клетки были совершенно похожи на все другие, но затем, благодаря своей активности, они стали выделяться для формирования определенного органа.

Позже появляются циркулирующая и нервная системы, чтобы связать этот орган с другими, схожим образом сотворенными в независимости, но с различными целевыми функциями. Обнаружены следующие основные функции природного плана:

1. Свобода и независимость органов при нескольких возможных путях их развития.

2. Развитие через обособление клеток.

3. Объединение органов циркулирующей системой крови.

4. Прямое сообщение, основанное на нервной системе.

Кровь также состоит из клеток, но ее субстанция – это отказ от выброшенных в нее органических клеток, как от первичных материалов, взятых из внешней среды. Гормоны производятся железами внутренней секреции и выпускаются в поток крови. Они необходимы для стимуляции формирования и роста органов, развитие которых задерживается из-за их недостатка. Один вид гормонов производится щитовидной железой, а другой – печенью. Кровяные клетки, называемые красными тельцами, подобно зверям, поглощают кислород из воздуха и питательные вещества из пищи, доставляя его всем нуждающимся частям организма. Таков механизм обеспечения низших физических потребностей. Затем принимаются во внимание высшие нужды, обеспечивающие наблюдаемое реальное поведение. В интересах этих нужд клетки достигают полного самоотрицания, трансформируя себя для функций природного назначения.

На высших стадиях это не только адаптация к работе, но и неистовая сила, сконцентрированная на чем-то одном, – лишь таким образом достигается специализация. Наконец, контроль нервной системы дает чувствительность и оживляет организм. Неисчислимые волокна, исходящие из мозга, связывают организм с душой. Организм – это не просто коллекция органов. Нервные клетки специализируются в очищении (утонченности, совершенствовании), и никто не может представить себе (почувствовать) одну из них, взявшую на себя функцию превращения крахмала в сахар или борющуюся с микробом. Они сами заключают себя в закрытую коробку, череп, они занимают свое место в управлении телом не по общему распределению. Эмбрион может показать нам абсурдность нашего социального механизма, где одна группа предпочитает подчинять другую просто из-за жажды власти, без соглашения. Природа – это учитель жизни; давайте последуем ее путем!

Короткий экскурс, который мы свершили в историю человеческой цивилизации, показал тот же самый план в действии, т. к. человечество тоже является органическим сообществом, которое уже возникло. Как и органы, разные центры цивилизации лелеялись, чтобы укрепиться в изоляции и далее прийти к контакту. Затем они слились в большие организации или расставались с тем, что у них было ценного, для обогащения грабителей, прежде чем быть уничтоженными. Жестокость и эксплуатация, войны и все формы насилия сыграли свою роль, потому что люди еще не осознали свою человеческую общность и свою миссию в выполнении космического предназначения. Прошло время, когда некоторые расовые группы или нации могли быть цивилизованными, оставляя других рабами или варварами. Настойчивость в осуществлении этих отживших идей может привести только к дальнейшим войнам и саморазрушению.

Как может произойти общее эффективное изменение сознания, если не при помощи учителя; не тирана и не миссионера, но руководителя, необходимого для подрастающего поколения? Современный учитель должен быть студентом-энтузиастом, изучающим биологию и психологию подрастающего ребенка и человека вообще. «Школа» должна означать что-то еще, кроме места для инструкций, где один учит многих со взаимным напряжением, которое приносит мало успеха. Посещение школы повсеместно обязательно, существует повинность на образовательном фронте, мобилизация (сравнимая с призывом, выдвигаемым нацией при острой опасности). Но это не национальный процесс, а гораздо больший, величайший по своей значимости, всеобщий процесс во имя Жизни.

Безмерная власть вверена учителям, которые не могут от нее уклониться. Поскольку физическое здоровье следует принять во внимание первым, давайте рассмотрим, какие реформы необходимы в этом отношении, если учителя намерены выполнять свою священную обязанность.

В школах необходимо вести наблюдение за ростом каждого ребенка, отмечая любые отклонения от нормального развития. Рост является не просто гармоничным увеличением в размере, но и видоизменением (трансформацией). Человек – скульптор самого себя, побуждаемый загадочной внутренней силой к достижению некоторой идеальной, определенной формы. Рост может быть определен как поиск совершенства, данный импульсом жизни. Необходимо, чтобы цивилизация рождала красивых детей. Старомодное изречение гласило, что «красота есть, но поверхностна», и детей отговаривали смотреться в зеркало, это, дескать, имело привкус греховного тщеславия. Но мы заявляем, что школам следует быть институтами содействия красоте, потому что красота – показатель здоровых условий жизни. Хорошие условия вызывают (стимулируют) красоту форм, и частью Монтессори-метода является достижение такой гармонии. Мы рассматриваем красоту с двух точек зрения: во-первых, как наследственную и, во-вторых, как стимулируемую посредством окружающей среды.

Смертность детей в первый год жизни огромна, что совершенно ненормально и происходит вследствие невежества и несовершенных социальных условий, но не по воле Бога! Этот процент уменьшается постепенно к шестилетнему возрасту, достигая и сохраняя нормальный уровень от шести до двенадцати лет. За неестественные ранние смерти-убийства мы все обязаны нести долю ответственности, признавая наши преступления. С двенадцати до восемнадцати лет смертность снова возрастает – это другой опасный период, сопутствующий великим изменениям. Жизнь становится относительно безопасной после восемнадцати лет.

Посмотрите на победившего взрослого между двадцатью четырьмя и тридцатью шестью, способного для продолжения жизни, вместо того, чтобы платить дань смерти! Репродуктивный период продолжается фактически с восемнадцати до сорока двух лет, но сужение этих границ благоприятствует появлению на свет самых энергичных, решительных, сильных личностей, которые живут до старости и добиваются славы. Дети, рожденные родителями слишком молодыми или слишком старыми, часто имеют некоторые отклонения, они слабые или возбудимые по сравнению со здоровыми и счастливыми детьми.

Такова статистика, касающаяся смертности, и можно сказать, что школа не касается смертей. Но каждая смерть – точно катастрофа в ряду других происшествий. Болезнь не всегда сразу приводит к смерти. Но высокая смертность среди детей до шести лет является показателем огромного числа больных детей, так как каждый умерший ребенок должен быть сотым из числа больных детей, частично перенесших болезнь. Когда сопротивление органов преодолено, мы забываем, что на каждого, кто побежден, приходится много других, находящихся на грани такого существования. Таким образом, огромное число детей в наших школах младше шести лет, и особенно с двенадцати до восемнадцати, слабы и предрасположены к болезням – факт, который следует учитывать учителям.

Ошибочно ожидать усиленную работу организма и прогресс во время полового созревания. Следует оказывать снисхождение тем, кто отстает в это время. Жизнь человека – струна. Тронутая в одной части, она вибрирует вся, так что какое-либо происшествие может иметь далеко идущие последствия во взрослой жизни. В детстве же это происшествие может казаться обычным и незначительным – поэтому велика ответственность учителя во время таких болезненных стадий развития.

Педагогическая антропология достигла больших успехов в Европе и в Америке в последнее время. В Италии изучали и обнаруживали обычно дефекты в развитии физической формы. Является ли уродливый человек преступником? Убийца или вор редко отличаются от других детей при рождении, но ситуация такова, что они не могут приспособиться к законам своей страны. Социальные условия воздействуют на тело и сознание, и личность становится ненормальной. Преступник обычно отражает ошибки общества. Очень редко преступниками рождаются, поэтому можно легко вычеркнуть преступность из мира, как только мы поймем это и приложим соответствующие усилия. Физическая форма – воплощение тех обстоятельств, которые производят преступника.

Открыто также, что самое большое число уродств распространено среди душевнобольных, которые редко наследуют умопомешательство. Сегодня существуют миллионы душевнобольных, их количество увеличивается, но, как доказано, не наследственно, и оно уменьшится, если ребенок будет подвергнут научному изучению и за ним будет правильный уход.

Туберкулез – ужасная кара, как и рахит, сердечная болезнь и многие другие телесные уродства. Неверно было бы приписывать их к наследственным. Грудная клетка туберкулезного больного ненормально узкая, но этот дефект может быть исправлен правильными упражнениями в детстве. Изучение бактериологии уменьшило инфекционные заболевания, и пришло время, когда научная забота о детях должна рассматриваться с социальной точки зрения.

Есть определенные физические отклонения, которые, как доказано, являются общими для любого класса людей – богатых и бедных. Интересно то, что сами школы несут ответственность за некоторые из них! Но принимаемые лекарства иногда хуже, чем болезни, – как если бы взрослые начали выправлять детские спины путем подвешивания их за ноги в периоды отдыха. Однако они заставляют детей сидеть большую часть времени со спинами, согнутыми над партой. Подобным образом в конце последнего века стало ясно, что для детей вредно сидеть в закрытых комнатах с плохим освещением, которое вызывает миопию, и лечением стало ношение очков детьми с восьми лет.

Что за ужасная история с ребенком! Сегодня мы можем смеяться над этими средствами, но в конце концов взрослые начали открывать окна, чтобы впустить больше воздуха; с тех же пор панацеей от искривления позвоночника считают перемены – интервалы для выпрямления позвоночника.

Отдых после часовой работы – принцип частого отдыха от работы. Общество с трудом продвигалось к постижению оптимального счастливого образования для детей, слишком много было принесено в жертву цивилизации. Лучшее, что можно было сделать, – это пойти на компромисс, уменьшив часы в инструкции до минимума, выводя из учебного курса грамматику, геометрию и алгебру. Увеличилось свободное время; дети побуждались скорее играть, чем изучать. При этом удивительно, что дети оставались умственно утомленными, несмотря на все эти реформы.

Монтессори-школы доказали, что ребенку необходим цикл работы, для которой он интеллектуально подготовлен; такая разумная работа, работа с интересом не утомляет.

Ребенка не следует деспотически отрывать от нее призывом пойти поиграть. Интерес рождается не мгновенно, и если он создан, у ребенка исчезает ощущение, что он работает, так же как лишается возбуждающего запаха пища, когда человек сыт.

Путем долгого экспериментирования мы пришли к исключению ошибок и овладению ключом, который может отпереть для детей ворота здорового и счастливого образования. От нашего с вами мужества и упорства в их использовании зависит будущее человечества.

Заключение

Человек шагает по тропе жизни, окруженный опасностями со всех сторон! Жизнь есть подлинный фронт битвы. Человек может пройти через него, но может оказаться покалеченным или напуганным страданиями ко времени вступления в мирную фазу жизни, а должен ведь, по идее, стать победившим взрослым. Тогда он попадает под защиту общества, которое занимает место его прежних защитников и обеспечивает его средствами существования и супругом(ой). Теперь они вместе шагают по дороге жизни, стремясь к своему неизвестному уделу, и перед тем, как уйти, они оставят после себя плоды своей любви. На закате жизни они разделяются и уходят в забвение.

Общество считает важным период подъема, когда «строятся монументы» и все награды передаются победителю или имеющему успех. Привилегированные классы находятся под заботой и покровительством общества, несмотря на французскую революцию и другие события. Бедные пока еще не имеют должного к себе уважения и внимания; но всегда остается один класс, совершенно игнорируемый даже среди богатых. Таково детство! Все социальные проблемы связаны с точкой зрения взрослого и его нуждами – жилищный вопрос, безработица, заработная плата, избирательное право и т. д. Гораздо более важны нужды ребенка. Недостаточно обеспечить ребенка пищей, одеждой и кровом; от удовлетворения его духовных нужд зависит прогресс человечества – создание действительно более сильного и лучшего человека.

Социальные проблемы ребенка и взрослого, таким образом, составляют цели, но могут также рассматриваться отдельно, и школа несет ответственность за ребенка. Молодежь повсеместно пополняет ряды в школе, ряды великой армии жизни. Потенциальные возможности культурного человечества будут источником решения каждого социального вопроса, но взрослый «перерос» реформу, и эксперименты с ним неоднократно проваливались. Он слишком ригиден, чтобы посеять в его почву семена для открытия новых человеческих возможностей. Мы сами себя обманываем, говоря о достижении высот в филантропии с нашими жалкими крохами социальной благотворительности. Но даже они скупо выдаются только взрослым. Немного еды, небольшое пособие по безработице, другим – привилегия свободы слова – никакая из этих «панацей» не излечит социальных болезней.

Предположим, что мы учредим в школах те же самые социальные усовершенствования, достижением которых мы так гордимся! Давайте накормим детей, сделаем им площадки для игр, оденем, установим свободу слова (право свободно задавать вопросы учителю). Эти маленькие уступки (реформы) будут началом, но этого недостаточно. Мы поймем, что необходимы более великие средства, мы должны изучить природу человека в первые годы жизни. Затем мы узнаем определенно, что необходимо делать, и мы также узнаем, что средства могут быть гораздо более эффективными в приложении к ребенку, чем к взрослому. Существует, конечно, разница между теми, кто умирает от голода, и теми, кто преуспевает, счастлив и имеет право высказываться, но эта разница недостаточна.

Только с помощью науки и просвещения личности придет мировое благополучие – не путем давания кусочков пищи или лоскутов одежды и даже не благодаря праву участвовать в выборах.

Существует нечто, в чем человечество испытывает основательный недостаток, и это найдется в источнике жизни. Только там можно обнаружить ключ. Предполагается, что посредством этой книги учителя, взяв Монтессори-классы продвинутого типа, предварительно познакомятся с первоначальным курсом, в котором психология играет большую роль при усвоении всего метода. Поэтому здесь нет необходимости напоминать об отношении учителя к детям. В продвинутой Монтессори-педагогике, как и на первоначальной стадии, можно стать Монтессори-учителем, излучать всемогущество и стать радостным наблюдателем.

Если учитель сможет по-настоящему влиться в радость видения всего сущего, рождения и роста, происходящего перед его собственными глазами, и одеть себя в покровы человечности, много наслаждений ожидает его. Их отрицают те, кто исповедует непогрешимость и авторитет перед классом. Такие учителя страдают от иллюзий, будучи далеки от правды.

Они соглашаются, что в детях необходимо развивать волю для пробуждения непринужденного интереса, но утверждают, что их следует строго контролировать и ограничивать. Таково явное противоречие: вы не сможете развивать при помощи подавления (сдерживания).

К несчастью, логика не присуща людям, страдающим иллюзиями. Эти учителя поступают в школу и начинают осуществлять свои противоречивые установки: подавление, приказ, разрушение! Разрушение легко и быстро произвести, простая структура или сложная – любой сделает это! Но как трудно созидать!

Старомодный учитель подсознательно превозносил свои собственные добродетели. Он был «совершенен» в смысле знания того, что следует делать и чего не делать. Перед ним были пустые существа, которые надо было наполнить фактами и сотворить их по своему собственному подобию! Детские души, принадлежащие творению другого, гораздо более великого создателя, принуждали быть похожими на учителя, который решает формировать их по своей модели «добродетели» или наказывает за непослушание. Такой учитель – даже не тиран, поскольку, чтобы стать тираном, требуется ум, согласно историческому прецеденту.

Послушание является не механической, но природной силой социальной взаимосвязи, близко относящейся к воле, даже к ее возвышению. На первый взгляд, это утверждение может удивить, но это правда. Послушание правильной природе – возвышение воли личности, качество в человеческой душе, без которого общество не могло бы существовать. Но послушание без верного самоконтроля, повиновение, которое не является следствием пробужденной и тренированной воли, приносит всем нациям бедствие.

Учитель в таком случае совершает великое самоотречение от власти и авторитета, чтобы стать безмерно богаче от такой своей потери. Он постигает терпение ученого, терпение, которое состоит из живого интереса к наблюдаемому. Ученые также отказываются от того, что люди обычно находят привлекательным, но они почти не испытывают сожаления об этом!

Мы помним о мадам Кюри, которая чувствовала только раздражение, когда какой-либо университет хотел прервать ее работу по радию, чтобы присудить ей почетную степень. Эдисон – один из первых друзей Монтессори-метода – вскоре устал от дерганья светской женой на приемы, в то время как его сердце находилось в лаборатории. Однажды он сорвал свой галстук и парадный костюм, связал их в узел и выбросил в окно, воскликнув: «Туда уходит твой общественный муж!» Снова надел старый халат и комнатные туфли для работы.

Люди не считали за жертву отказ от меньшего ради более значительной и великой радости. Они делали то, что любили более всего, проявляя живой интерес, который изменял и облагораживал их, и учитель, который достигает этой стадии интереса, преобразуется точно так же. Он или она вливаются в счастливую группу людей, которые выбрали дорогу жизни. Твердо, как ученые, они проникают в секреты жизни, и получают награды не только для себя, но и для всех.

К. СумнительныйКосмическое воспитание (в педагогической системе Марии Монтессори)
Что такое космическое воспитание?

Разработка концепции космического воспитания занимала важное место на всех этапах деятельности М. Монтессори, составляла неотъемлемую и органичную часть ее педагогической системы в целом, а с середины 30-х гг. определяла основную направленность ее творческого поиска.

С этого времени концепция космического воспитания выступает как мировоззрение и как своеобразная философия, приобретая для всей педагогической системы М. Монтессори интегрирующее значение. Квинтэссенцией этого мировоззрения становится идея всеобщей, определенной высшим существом, взаимосвязи (плана творения), а также возможность человека (космического субъекта) занимать в этой взаимосвязи определенное место (космическая задача) и даже модифицировать эти взаимосвязи. В то же время появляется и мотив ответственности человека за эти преобразования.

Анализ трактовки М. Монтессори понятия «космическое воспитание», исходя из контекста часто используемых ею терминов «космический план творения», «космическая задача», «космический субъект», позволяет утверждать следующее. Под космическим воспитанием итальянский педагог понимала пробуждение у субъекта индивидуального интереса к общим закономерностям развития мира и выделение в нем звена, которое конкретный индивидуум (в процессе самореализации и построения собственной личности) может осваивать и творчески преобразовывать в соответствии с личными особенностями и способностями.

Тогда космический план творения можно интерпретировать, как определенную высшим разумом (Богом) программу развития и взаимодействия живой и неживой природы; космическую задачу – как место или задачу, отведенную субъекту или объекту в космическом плане, а самого космического субъекта – как наделенное разумом существо, способное творчески преобразовывать окружающую действительность.

Целостное осмысление педагогического наследия М. Монтессори позволяет сделать вывод, что в разные периоды Мария разрабатывала различные аспекты концепции космического воспитания, которые, в конечном счете, оказались систематизированы и синтезированы в ее работах последних лет. С этой точки зрения можно выделить два периода.

Первый можно назвать антрополого-психологическим космизмом. Его временные рамки распространяются до конца 30-х гг. XX в.

Ведущая идея первого этапа периода – это создание условий для саморазвития, заложенного в человеке природой. Иной путь, путь насилия над природой ребенка, ведет к результатам, которые «всегда мелкие, чахлые и кривые», и приводит к тому, что учителя отчаиваются решить эту проблему.

Развивая идеи Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори во имя свободного саморазвития личности предлагает отказаться от насилия над ребенком. Воспитание должно «приходить к нему на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность». В этом состоянии все реакции ребенка становятся более отчетливыми, благодаря чему открывается не только возможность проявления субъектности, но и эффективного наблюдения за ее развитием. Педагог считает, что наблюдение и антропологические измерения физиологических параметров детей имеют смысл только тогда, когда ребенок проявляет спонтанную активность, а, следовательно, и непосредственные психические реакции, которые могут послужить основой для достоверных выводов о закономерностях его физического и психического развития.

Спонтанная активность ребенка, по Монтессори, – это проявление его природной космической сущности, а воспитание – предоставление ребенку материала для строительства его индивидуальности. Психическое развитие ребенка происходит не само по себе, а в результате «его контактов с богатым содержанием окружающей среды». Эти контакты малышу и обеспечивают взрослые, которые создают «обстановку, способствующую сотворению ребенком самого себя».

Подготовленная среда задает культурные рамки, в которых ребенок имеет свободу выбора и возможность непосредственного проявления своей субъектности. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках антрополого-психического космизма (на первом его этапе) решалась проблема поиска разумного компромисса между развитием ребенка как части природы и как части человечества и его культуры. М. Монтессори предлагает путь включения человека в Универсум без подавления его личности через специально созданную подготовленную среду, решая, таким образом, две важнейшие задачи космического воспитания: упорядочивая хаос вокруг ребенка и создавая условия для проявления его субъектности.

Второй этап антрополого-психологического периода характеризуется тем, что Мария Монтессори обращает пристальное внимание на психическую деятельность ребенка, рассматривая его как космический субъект, для которого «не профессор должен применять психологию к детству, а сами дети должны открыть психологию тем, кто их изучает».

М. Монтессори исходила из того, что психика маленького человека – это единое целое, «неделимое на ряд ментальных возможностей, таких как память, мотив, внимание, ассоциативное мышление, каждую из которых можно сознательно тренировать». Отсюда для нее естественен вывод, что если психика связана со всей личностью, то развитие психики и есть развитие личности. Следуя своему правилу наблюдать за ребенком, Мария Монтессори делает некоторые выводы о закономерностях развития детской психики.

В 1935 г. в книге «От детства к юношеству» Монтессори впервые употребляет термин «космический план», наличие которого, считает Монтессори, определяет гармонию Вселенной, «порядок в Универсуме». Монтессори предлагает конкретные рекомендации по разъяснению всеобщей связи живого и неживого во Вселенной: «Универсум – это сама действительность и ответ на все вопросы, так как все составляющие его тела – это связанные между собой части, образующие единство». Наличие вселенских взаимосвязей естественно переносится на Землю. Монтессори считает, что в этой упорядоченности и есть смысл природы.

Порядок – это фактическое доказательство того, что все живое существует, совершая какие-либо действия не только для своего благополучия и жизнеобеспечения, но и для жизнеобеспечения других: «Все низшие и высшие животные имеют свою космическую задачу».

Подтверждение своих идей М. Монтессори находит в эволюционной теории Дарвина. Наличие преемственности и взаимосвязи в развитии видов, обнаруженное ученым, как считает Монтессори, подтверждает наличие единого плана развития всего живого, предначертанного Творцом.

В понимании М. Монтессори человек – «космический агент», пока не осознающий своего предназначения. И необходимо помочь Индивидуальности с рождения «развить все ее скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера, новых и более свободных форм сознания». Только это позволит в полную силу проявить в человеке его «модифицирующее начало».

Во время второго этапа М. Монтессори занята общественной деятельностью. Именно в этот период происходит формирование мотива ответственности в ее концепции космического воспитания. Свои выступления в Лиге Наций Мария Монтессори посвящает не только правам ребенка и педагогическим проблемам, но и проблеме всеобщей ответственности за установление прочного мира, способствующего развитию человечества и выполнению его «космической задачи». Ее активная общественная жизнь, тем не менее, оставляет ей время для дальнейшего осмысления психологических закономерностей развития ребенка. Резко расширяется экспериментальная база для исследований психологических особенностей развития ребенка после шести лет. В мире появляются школы Монтессори, где занятия с детьми ведутся до 14 лет (возраст с 6 до 12 лет Монтессори позже определит как наиболее благоприятный для космического воспитания).

В 1936 г. выходит еще одна книга Монтессори, где сосредоточены ее представления о психологии детства: «Дети – другие». В ней подробно рассмотрены особенности свободного развития ребенка и закономерности формирования его психического и духовного мира, а также высказана мысль о том, что ребенок из-за близости к первоначальной, космической, сущности является проводником и учителем для взрослого, отошедшего от этой первичной космичности.

Рассмотрим, как же решает проблему космического воспитания М. Монтессори на разных этапах развития своей системы.

Методологическая сущность педагогики Марии Монтессори и концепции космического воспитания опирается на четыре базовых понятия. Порядок, определяющий готовность принять космический план, и, как одно из его внутренних проявлений, – дисциплина. Ее оборотной стороной Монтессори считала свободу (позволяющую проявиться субъектности) и творчество (необходимое условие выполнения космической задачи). Монтессори начинает разработку этих понятий в книгах «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» (1922), «Дети – другие» (1936) и развивает эту тему в более поздних работах «Свобода и воспитание» (1939), «Креативный ребенок» (1946).

Как же эти, столь противоречивые понятия укладываются в рамки одной педагогической системы? Самой сложной в психологическом аспекте является соотношение таких категорий космического воспитания, как свобода и дисциплина. Напомним, что свобода, в частности, понималась Монтессори, как независимость и в немалой степени самостоятельность мышления.

Она считает, что творец может быть независимым, не будучи свободным, но не может быть по-настоящему свободным без достижения независимости, то есть способности существования и функционирования без посторонней помощи.

Развитие ребенка рассматривается педагогом, как получение им все большей независимости, а, следовательно, и как все большее раскрытие его субъектности, что способствует приближению к открытию его личностной космической задачи. Родившись, ребенок получает независимость от материнской утробы; научившись ходить, он получает еще одну степень свободы. Мария Монтессори не боится независимости ребенка не только в физических действиях, но и в мышлении и, более того, – стремится к развитию такой независимости.

«Свобода» ребенка – не значит заброшенность. Как раз наоборот: правильное понимание свободы ставит на место наших фантазий реальные нужды детей и ведет к настоящим и действительным заботам о них.

Свобода (как умение самостоятельно и разумно обращаться с предметами окружающего мира и другими людьми; умение, подчиняясь внутренней потребности, делать выбор в сочетании с порядком) определяет для М. Монтессори смысл творчества. Творчество для нее – это, прежде всего, «композиция, конструкция нового из первичного интеллектуального материала». Но для того, чтобы отбирать этот материал, нужно найти его в окружающей среде. Упорядоченность среды, а самое главное – понимание алгоритма этого порядка (существующих взаимозависимостей и взаимосвязей) позволяет с помощью внешних чувств найти все, что необходимо. С другой стороны, даже если существует упорядоченный материал, но к нему нет доступа или отсутствуют навыки обращения с ним, процесс творчества, как понимает его М. Монтессори, невозможен. Благодаря этому через свободу объединяются две важнейшие категории космической педагогики – порядок, как признание наличия космического плана, и творчество, как признание возможности модификации окружающей среды в соответствии с космической задачей субъекта.

Обострение социально-политической обстановки во второй половине 30-х гг., усиливающееся ощущение иррациональности заставляют Монтессори вновь обратиться к религиозным аспектам воспитания. Религиозные переживания она склонна рассматривать, как свойство детской психики, способное сыграть важную роль в воспитании духа. Ее не может не волновать духовное состояние мира, в котором ее система и ее свободно мыслящие дети начинают задыхаться.

iknigi.net

Монтессори упражнения: изучаем растения

Космическом воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Работа с этим разделом включает в себя первые занятия историей, биологией, анатомией, географией… Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самим сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.

В рамках космического воспитания в группах 3–6 часто работают по темам. Вот некоторые идеи, как познакомить детей с темой «Растения».

Работа на кругах и подбор материалов в группе (или дома) по темам:

  • Какие бывают растения: цветы, травы, деревья, кустарники, грибы, мхи, водоросли…
  • Приспособление растений к различным условиям.
  • Значение растений в природе для жизни животных и человека.
  • Рост и развитие растений (семена, цветы, плоды).
  • Экология растений. Красная книга.
  • Возделывание культурных растений: для чего сажают растения и как за ними ухаживают.
  • Уход за комнатными растениями: для чего нужны комнатные растения и как за ними ухаживают.

изучаем растения с малышом

Практические работы и эксперименты по теме

В рамках изучения какой-либо темы ребёнку обычно предлагают ряд практических работ и экспериментов, в ходе которых он сможет сам наблюдать те или иные явления, которые изучает. Вы можете предложить следующее:

  • Уход за комнатными растениями.

Научите ребёнка ухаживать за комнатными растениями: поливать, пересаживать по необходимости. Обратите его внимание на то, что разным растениям нужны различные условия.

ухаживаем за растениями

  • Эксперименты.

Что необходимо растению, чтобы вырасти?

Возьмите семена двух одинаковых растений и посадите в одно время. Предложите ребёнку поливать одно растение каждый день, а другое не поливать вовсе. Понаблюдайте, что произойдёт. Если ребёнок уже умеет писать, можно записать результат.

Проведите аналогичный эксперимент, поставив одно растение у окна, а другое – вдали от солнечного света. Сделайте вывод, что необходимо растению для роста.

Как растения пьют воду?

Предложите ребёнку взять несколько стаканов с водой и окрасить воду при помощи нескольких капель пищевого красителя разных цветов. Поставьте в каждый стакан по цветку (лучше белого цвета). Наблюдайте в течении дня, как вода, поднимаясь по стеблю наверх, окрашивает цветы в разные цвета.

  • Собственный огород.

Для детей будет очень полезным иметь дома много растений. Прекрасно, если у вас есть возможность сделать дома или рядом с домом небольшой огород. Дети любят есть то, что вырастили сами. Они могут ухаживать за огородом, пропалывая, поливая и собирая свой урожай. Если такой возможности нет, можно просто показать ребёнку, как прорастают семена, как вырастить травку.

изучение растений с ребёнком

  • Составление гербариев и коробочек с природными материалами.

С раннего детства на прогулках обращайте внимание ребёнка на разные растения, травы и цветы. Предлагайте собирать растения, сушить и делать гербарии. Собирайте жёлуди, шишки, орехи, семена для коробочки с природными материалами. Вы можете предложить ребёнку разложить материалы на подносе и рассмотреть через лупу.

  • Изучение частей растений.

В Монтессори-группах часто можно найти доски-вкладыши, по которым ребёнок может изучать части растений. Дома вы можете рассмотреть растения из гербария и рассказать ребёнку про части растений. Также можно разрезать некоторые овощи и фрукты и рассмотреть семена.

  • Где растут растения.

Вы можете рассказать ребёнку, что растения могут расти в совершенно разных условиях.

наблюдаем за растениями

Купите два растения: одно, растущее в засушливых зонах, а другое – во влажных. Обратите внимание на внешние отличия и отличия в уходе за растениями.

В рамках проекта вы также можете предлагать различные творческие работы, например, такие:

  • рисование леса и цветов;
  • цветы-оргиами;
  • аппликации из сухих трав и цветов;
  • аранжировка срезанных цветов;
  • создание саше.

Читать по теме:

Космическое воспитание детей. Тема «Животный мир» 

Космическое воспитание детей. Тема «Космос» 

Космическое воспитание детей. Тема «Вода» 

mchildren.ru


Смотрите также