Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Коррекция заикания у детей дошкольного возраста упражнения


Игровые технологии в коррекции заикания

Аннотация: игровые технологии успешно применяются на всех этапах коррекции заикания в детском возрасте, направлены на повышение мотивации ребенка в процессе занятия, обеспечивают минимизацию эмоционального напряжения, способствуют улучшению восприятия занимающегося ребенка, усвоению необходимого материала и упражнений.

Ключевые слова: коррекция заикания в детском возрасте, игровые технологии, мотивация ребенка, расслабление, релаксация.

Как избавиться от заиканияИгра является ведущим видом деятельности детского возраста. Играя, ребенок познает окружающий мир в доступной и интересной для себя форме.

Игровые технологии и приемы используются не только в обучении современных детей, но и в логопедической коррекции.

Логопеды, работающие в области коррекции заикания детского возраста, с успехом применяют игровые техники. Речь заикающегося ребенка дизритмична, голос слабый, дыхание поверхностное (ключичное), координация движений и мелкой моторики нуждаются в развитии. Эмоциональный фон снижен или лабилен.

Игра способствует раскрепощению и снятию эмоционального напряжения ребенка с заиканием. Помогает формированию навыков плавной красивой речи.

На этапе обследования используется красочный дидактический материал, с помощью которого ребенок лучше адаптируется в незнакомой обстановке, идет на контакт с логопедом. Для этого используются карточки, картины, игрушки, сказки «на ладошке», сказки из деревянного материала («Репка», «Теремок» и др.)

На этапе коррекции в процессе логопедической работы для повышения интереса к артикуляционной гимнастике, к дыхательным упражнениям и тренировке длинного речевого выдоха используются ватные шарики (давай поиграем в снежок, забьем гол в ворота), свежие фрукты, цветы, листья, ароматный ванильный сахар (давай понюхаем, как пахнет, скажем на выдохе протяжный «Ах!», «Ах, какой душистый сахар!»

При работе над косто-абдоминальным типом дыхания включаем в работу мягкие игрушки, выкладывая их на живот ребенку в положении лежа на ковре. При правильном диафрагмальном дыхании мягкая игрушка поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Мягкий помощник не только помогает контролировать правильность дыхания, но мотивирует к данным упражнениям, способствует уменьшению эмоционального напряжения, которое характерно для детей с заиканием.

Игровые технологии широко применяются и в логоритмических упражнениях, которые направлены на ритмизацию речи заикающегося ребенка. Флажки, мячи с успехом применяются при выполнении упражнений на координацию движений общей моторики и стихотворных текстов.

Например:

Игра с флажками

Флажки в руках, выполняются соответствующие тексту движения руками, ногами, корпусом с произнесением текста на пословном ритме:

Вверх, вниз,Вверх, вниз,В стороны, накрест,В стороны, вниз.И др.На носочки поднимайся,Приседай и выпрямляйся,Кулачками ток, ток, ток.Ножками топ, топ, топ.

С успехом применяются детские музыкальные инструменты к качестве шумового оркеста (бубны, барабаны, колокольчики и др.), способствуя тем самым работе над ритмом мелодии. Например, озвучиваем «Турецкий марш» Моцарта.

Детские ударные инструменты применяются и в логоритмических упражнениях для лучшей координации послогового ритма и движений общей моторики (хлопки в бубен, барабан). Такие упражнения повышают эмоциональный фон детей, мотивацию к занятиям, снятию эмоционального напряжения.

Различные прыжки с ножки на ножку за флажками с произнесением логоритмических текстов, хождение по веревочке («дорожке») способствуют улучшению координации движения и развитию общей моторики в сочетании с паралельной работой над ритмичностью и плавностью речи. Например,

Игра «Вперед за флажком»

Ребенок, прыгая с ноги на ногу, в семь прыжков преодолевает расстояние и выбирает понравившийся флажок.

- Прыг, скок, прыг, скок, вот мой флажок!

Для работы над ритмизацией речи и двигательной активностью хорошо применяются различные инсценировки: «Зайчики», «Тихо, тихо снег идет», «Игра в паровозик».

Речь заикающегося ребенка отличается скудной выразительностью и бедностью интонационной окраски. Для работы над просодической стороной речи при заикании применяются различные диалоги: «Заяц серый, куда бегал?», «Курочка-рябушечка», «Кто живет под потолком?» и многие др.

С этой же целью можно и нужно применять такой игровой прием как сказкотерапию. Это могут быть настольные сказки «на ладошке», сказки из деревянных материалов и др. Таким образом можно работать и над отраженной речью, и над самостоятельной монологовой речью ребенка.

При работе над плавностью речи применяются настольные игры : Лото, Домино, Фишки. Дети с удовольствием играют и озвучивают игру, повторяя плавную речь логопеда.

- Я ставлю домино с машинкой!

- И я ставлю домино с машинкой!

Игровые технологии применимы и в таком разделе логопедической работы с заикающимися детьми как музирование (пение). Логопед настраивает ребят не только на исполнение песни, но и эмоциональное включение в пение. Это необходимо для минимизации эмоционального и мышечного напряжения. Таким образом логопед и дети творчески обыгрывают исполняемую песню. Можно использовать игрушки (елочку, зайчиков, лошадок, зонтики) по время пения. Ребята вместе с логопедом совершают танцевальные и игровые движения под музыку.

С детьми младшего школьного возраста можно разучивать коллективный танец, например, Сиртаке. Коллективные танцевальные движения способствуют развитию чувства ритма, координации движений, умению работать и действовать в команде. Детьми танец воспринимается как своего рода веселая игра и возможность проявить себя в творчестве.

Работа над развитием мелкой моторики тоже не обходится без игровых моментов. Такие речевые упражнения для мелкой моторики как «Мы делили апельсин», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Рыбка» и многие другие способствуют не только сенсомоторному развитию, но и ритмизации речи.

Важность игровых технологий в работе с заикающимися детьми велика. При комплексном подходе они с успехом помогают в коррекции детского логоневроза.

Список используемых источников:

  1. Рождественская Вера Ивановна, Павлова Анна Илларионовна «Игры и упражнения для исправления заикания». – М., 1978, 64 стр.
  2. Волкова Галина Анатольевна «Логоритмическая ритмика». – М., 1985, 291 стр.
  3. Анищенкова Елена Степановна «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников». – М., 2006 – 60 стр.
  4. Архипова Елена Федоровна «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» М., 2007, 224 стр.
  5. Визель Татьяна Григорьевна «Основы нейропсихологии». – М., 2005, 383 стр.

Щепина Л.Н.,логопед

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Коррекция заикания у детей дошкольного возраста: современные методы и программы

Всем доброго дня! А знаете ли вы, что коррекция заикания у дошкольников проводится по разным методикам? То есть если брать конкретный случай, то один вариант лечения может принести быстрый результат, а другой заставит себя ждать. Так какой же метод подходит именно вашему крохе? Сейчас будем выяснять!

коррекция заикания

Содержание статьи

Методы

Любая логопедическая программа разработана с учётом особенностей заикающегося малыша. Точнее, его речевых особенностей. В основном детки с подобными проблемами после нескольких неудачных попыток высказать мнение, начинают стесняться. Причиной тому может стать и коллектив, и семья (Да! Случается, что и в семье находятся желающие посмеяться над проблемой маленького человека!).

Важно преодоление этой стеснительности. Конечно, постепенно. Поэтому, большинство корректирующих занятий начинаются с простейшего, постепенно повышая сложность. К примеру, сначала детки говорят шёпотом, а в конце курса они уже выступают перед публикой!

Всё это изобрели не простые люди. А учёные. Поэтому и название методикам дано по фамилиям этих учёных:

  • Стрельниковой.
  • Мироновой.
  • Волковой.
  • Выгодской, Пелленгер, Успенской.

Существуют и иные курсы для лечения заикания у дошкольников. Но эти признаны самыми эффективными в своей области.

Дыхательные упражнения по Стрельниковой

Сам подзаголовок говорит за суть методики. Автор предлагает комплекс упражнений по дыханию. Одновременно ребёнок должен совершать предлагаемые физические движения. В какой-то степени это можно представить в игровой манере. По отзывам большинству деток нравится такой подход.

Но есть одна особенность: метод комплексный, как и все остальные. Т.е. движемся от простого к сложному. Следующее упражнение не делается без предыдущего. Хотя, в некоторых статьях встречала частичную выборку из этого комплекса. Ну тут уж как скажет ваш врач.

речь у дошкольников

Сезонный подход по Мироновой

Итак, программа состоит из разделов:

  1. Знакомство с окружающей природой.
  2. Развитие речи.
  3. Формирование элементарных математических представлений.
  4. Творчество: лепка, рисование и т.д.

Метод состоит из 4-х курсов. И примечательно, что на каждый курс отводится по сезону.

Сезон первый:

Неторопливый рассказ преподавателя, состоящий из коротких, но ёмких фраз. Подкрепляться это должно картинками. Происходит побуждение к ситуативной речи. Т.е. рассказу того, что ты видишь на данный момент на картинке.

Сезон второй:

Побуждение деток к рассказу по вопросам учителя, а так же без этих вопросов. Тут происходит постепенный переход от ситуативной к контекстной речи, когда рассказ строится на приобретённом опыте. Например, ребёнок повествует, что сегодня было в детском саду. Это логически построенные предложения без опоры на картинки.

Сезон третий:

Контекстная форма преобладает. Возрастает уровень сложности.

Сезон четвёртый:

Детки учатся строить разговор самостоятельно, без подручного материала. Опираются в рассказах только на вопросы логопеда. А иногда обходятся и без них.

Игровой подход по Волковой

Автор полностью убеждён, что только игровые ситуации способны раскрепостить кроху. И, честно говоря, я поддерживаю это направление. Ну как ещё убедишь карапуза позаниматься? Когда моей дочке было 2 годика, она заинтересовалась буквами и цифрами. У нашей бабушки был весь холодильник ими облеплен. Магнитные такие, знаете?

И что бы ни говорили современные педагоги, дескать, ни к чему рано детей учить алфавиту, мне пришлось это делать. Дитя ведь требует! Просто буковки все были цветными, да ещё и к холодильнику цеплялись здорово! Какой малыш в 2 года не заинтересуется таким дивом-дивным?

Так что игровые моменты многое способны решить! Ах, да, простите, заговорилась. Итак, Волкова предлагает ставить сценки из обычной жизни. А кроха будет постепенно переходить от роли второстепенной к главной! Как считаете, повысится его самооценка? Конечно да!

Становление речи по Выгодской, Пеллингер, Успенской

Данная программа тоже построена на игровых элементах. Идём от простого к сложному. Детки учатся расслабляться, затем правильно дышать посредствам коротких ответов. И так, постепенно, подходят к сюжетным сценкам. Сначала дитя управляет ручной куклой. Ведь, когда говоришь за кого-то проще высказаться, верно?

Завершающим этапом является спектакль, где малыш будет играть сам. Ну и, конечно, после такого волнительного момента не забывайте о поощрении для маленького актёра!

методики для детей при заикании

Какую методику выбрать?

Знаете, почему не каждый метод может быть эффективным? На мой взгляд тут несколько факторов:

  • Работа логопеда. Не раз приходилось слышать, что при смене специалиста эффективность занятий повышалась. Раньше дитя и 5 минут не высиживал. А теперь весь урок слушается и занимается с охотой. Да и в речи появляются значительные улучшения.
  • Собственно говоря, сама методика. Возможно, вашему крохе по душе будет какая-то определённая. А по другой он и заниматься не пожелает.
  • Конечно же от формы заикания. Помните, что предлагать всё же должен врач. Пусть он определит вид заболевания, психотип малыша. Попросите его обозначить несколько подходящих программ. А вы уже остановитесь на одной.

Наверняка, ваш врач предложит и дополнительные способы и методы. А, возможно, он как-то их скомбинирует. Дерзайте и пробуйте! Ведь, чем раньше начать работать над исправлением ситуации, тем эффективнее результат.

А теперь расскажите вы, какие программы по устранению заикания знаете? Чем пользовались? Какой эффект? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиком блога. Пока. До новых встреч!

my-happybaby.ru

Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: 7 эффективных упражнений

Доброго дня, дорогие читатели! Скажите, есть ли среди вас те, детки которых выполняют обязательные задания с удовольствием? Например, какие-либо логопедические упражнения при проблемах с речью? Умея разговаривать, ребёнок уже чувствует, что эти упражнения являются обязательными. И это перестаёт нравиться.

логопедические методы устранения заикания

Поэтому, главная задача родителя, заинтересовать малыша. А как это сделать? По средством игр! Сегодня я расскажу про устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.

Содержание статьи

Какие игры способствуют устранению проблемы

А вы как считаете? Знаете такие? Я бы из простого назвала любые успокаивающие: пазлы, рисование и так далее. Но это не совсем правильно. Заикание, это болезнь, с которой нужно бороться эффективно. Поэтому, даже игры тут должны быть особенными.

Цель — сделать так, чтобы дитя не только избавилось от проблемы, но и перестало бояться общаться в коллективе. Самой распространённой стала методика учёных Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., и Успенской Л.П. Они создали целый курс, направленный на устранение заболевания.

Вот что сюда входит:

  • Волшебный сон.
  • Молчанки.
  • Страна коротких ответов.
  • Страна полных ответов.
  • Кукольный театр.
  • Сценки.
  • Заключительные занятия.

Сам курс рассчитан на 3 месяца. Тут есть множество методичек и заданий, помогающих деткам преодолеть проблему.

В сети я встретила и другие методики. Но упражнения в них аналогичны выше перечисленным. Поэтому, вкратце я расскажу о каждой.

Волшебный сон

Что происходит у деток, которые стали заикаться? В первую очередь они ощущают беспокойство. Тело их напрягается, причём всё. Поэтому сначала нужно успокоиться. Воспитатель проводит урок в присутствии психолога.

Деткам читаются небольшие стихи, или рифмы, где описаны действия на расслабление. Например: «Напряженье улетело и расслабилось всё тело...» Детки опускают ручки вниз, тело расслабляется. И в таком духе проходит всё занятие.

Молчанки

На первых этапах лечения у деток принудительно снижают речевую деятельность. Нет, конечно, рот им никто не завязывает. Всё происходит в игровой форме. Наверняка у вашего крохи бывают эпизоды, когда слова из него так и летят. А если просишь помолчать, он начинает говорить ещё сильнее и быстрее.

У заикающегося ребёнка эта быстрота вовсе не нужна. Он и без того рвёт фразы. А тут ещё на скорости... Вообщем, предлагается в игровой форме помолчать. Или иногда проводят дни шёпота. И много отзывов, говорящих о том, что метод реально помогает! Родитель и дитя целый день говорят шёпотом. Это помогает крохе раскрепоститься и слова произносятся чётче, не боясь.

игры на развитие речи при заикании

Страна коротких ответов

Когда малыш заикается, его дыхание сбито. Он говорит часто на вдохе. А надо бы на выдохе и плавно. Именно дышать правильно при разговоре и учит эта игра. Так просто дитя не поймёт, да и не захочет. Сложности его не привлекут, уж поверьте.

А так он будет произносить короткие слова на выдохе. Почему короткие? А с простого начинать надо подобную работу. Пусть так научится. Когда привыкнет, темп речи перестанет сбиваться и дыхание тоже. Он сам заговорит целые предложения, как надо!

Страна полных ответов

А это дополнение к предыдущей игре. Тут надо при правильном дыхании говорить понятные ответы. Т.е. уже фразы, а не короткие словечки. Тренировка, так сказать, перед выступлением!

Конечно, стихотворения никто тут говорить не заставит. Не надо пока это. Цель, чтобы дитя привыкло чётко говорить хороший ответ при правильном дыхании.

Кукольный театр

Очень меня заинтересовала эта игра! Ведь подходит она не только заикающимся, но и деткам, которые стесняются быть в обществе. Заговорить первыми, в силу характера, они не могут. Поэтому нужна помощь.

Малыш управляет ручной куклой, говоря при этом речь. А педагог рассказывает, как правильно надо говорить, но не ребёнку, а кукле. И просит кроху, чтобы тот научил игрушечного персонажа разговаривать правильно.

Это отлично раскрепощает и придаёт уверенности. Дитя просто перестаёт бояться публики!

Сценки

Нет, это не синоним предыдущего упражнения. Это гораздо серьёзнее! Что же, теперь не страшно и выступить перед зрителями самостоятельно, с заученной речью! Причём не одному, а с такими же маленькими актёрами. Вот только играть приходиться взрослых.

Причем сценки довольно просты. Это обычные жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Например, покупки в магазине, поездка в автобусе и т.д. Благодаря подобной тактике происходит преодоление барьера стеснительности. Малыш примеряет роль к жизненным ситуациям, переставая бояться разговаривать на людях.

Заключительные занятия

Малыш много теперь умеет. Не страшно взять роль и поответственней. Например, участие в большом празднике! А зрителями будут, например, родители и другие детишки, а не только логопед. Но к этому выступлению путь очень долог.

Поэтому, так важен комплексный подход. Возможно, что-то из этого вы возьмёте на вооружение и будете применять дома. Только не забудьте, что наряду с этим необходимо выполнять и предписания врача.

Расскажите, какое упражнение понравилось больше всего? Насколько эффективной считаете эту тактику? Возможно, уже применяли для дошкольного возраста? Понравилось? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. Пока. До новых встреч!

my-happybaby.ru

Заикание у детей дошкольного возраста

заикание у детей дошкольного возрастаКрасивая и внятная речь является важным элементом успешной социализации ребенка. Отклонения в произношении часто вызывают насмешки со стороны других детей, приводят к снижению самооценки, нежеланию общаться с окружающими (см. Нарушение речи у детей). Приблизительно к таким же последствиям приводит заикание у детей, причины и лечение которого чаще всего определяют невролог и логопед.

Оглавление [Показать]

Заикание – это болезнь или отклонение?

Изменение ритма, плавности и темпа речи называют заиканием. К этому состоянию приводит судорога мускулов, участвующих в произношении слов. Впервые появляется заикание у детей дошкольного возраста приблизительно в 2–3 года. В этот период происходит активное развитие речи, любые отклонения дают о себе знать.

У девочек лучше развита эмоциональная устойчивость, поэтому такое нарушение речи встречается у них в 4 раза реже, чем у мальчиков. Очень важно как можно раньше выявить начинающееся отклонение и начать лечение, пока не произошло его фиксации.

Причины, симптомы и профилактика дизартрии у детей: рекомендации родителям.

Узнайте, чем отличается олигофрения у детей от задержки психического развития?

Классификация

Заикание делят на 3 формы:

  • органическую;
  • функциональную;
  • смешанную.

Дефекты, возникшие при развитии мозга, приводят к органической форме. Травмы, нейроинфекции нарушают функции, вызывают задержку психического развития (см. Менингит у детей). Такие дети заикаются постоянно, причина – артикуляционные судороги. Если присоединяются невротические реакции, то форма становится смешанной. Только консультация невролога поможет ответить на вопрос, можно ли вылечить заикание у ребенка.

Функциональная форма появляется у детей с особенностями нервной системы, склонным к неврозам, психически ранимым. Часто появляется после психотравмирующей ситуации. Для них характерны судороги дыхательных и голосовых мышц. Дети с таким типом заикания стремятся преодолеть недуг, иногда чрезмерно. Увеличенная речевая нагрузка оказывает отрицательное действие.

По степени тяжести разделяют на 3 формы: легкую, среднюю и тяжелую. На ее определение влияет степень социализации – при легком типе заикания практически незаметны, а при тяжелом общение сильно затруднено. Течение болезни может быть:

  • постоянным, когда симптомы не уменьшаются и беспокоят все время;
  • волнообразным: периоды ухудшения и улучшения чередуют друг друга;
  • рецидивирующее: имптомы в период ремиссии практически исчезают и вновь обостряются под влиянием стресса.

Почему заикание появляется?

Точные причины заикания у детей 3 лет и старше установить тяжело. Обычно имеют место предрасполагающие и провоцирующие факторы. Причинами заикания могут быть:

  1. Родовая травма.
  2. Воздействие токсических веществ в период беременности: курение, алкоголь, профессиональные вредности.
  3. Наследственная предрасположенность.
  4. Травмы головы.
  5. Болезни органов речи.

заикание у детей дошкольного возрастаПровоцирующие факторы:

  1. Социальные причины: недостаток внимания родителей, синдром дефицита внимания, излишняя строгость, перегрузка речью, смена места жительства или детского сада, подражание заикающемуся члену семьи.
  2. Психологические: испуг, ревность и обида, стрессы, эмоциональное напряжение, детские страхи, переучивание с левши на правшу.

Сочетание предрасполагающих и провоцирующих факторов отвечает на вопрос, почему дети заикаются.

Симптомы

Проявления патологии зависят от причины, степени тяжести:

  1. Речевые судороги, которые могут быть клонические, тонические и смешанные. В первом варианте они проявляются повторением первой буквы (к-к-кошка), во втором – появлением паузы в слове (к…ошка).
  2. Изменение дыхания: дети дышат поверхностно, без участия диафрагмы. Постепенно она слабеет и дефект закрепляется.
  3. Нарушение интонации: речь монотонная, невыразительная.
  4. Психосоматические реакции: энурез, потливость, покраснение лица, фобии, нервные тики, резкая смена настроения, гиперактивность.

Способы лечения

Качественная диагностика и обследование определят, как вылечить заикание у детей. Психоневролог установит психологические проблемы, возможные травмирующие ситуации. Обследование мозга, изучение анамнеза позволят выявить органические причины патологии, на которые можно повлиять медикаментозно.

Логопед заикание у детей лечит при помощи специальных упражнений, направленных на формирование ритма, четкости артикуляции речи, избавление от слов-паразитов, которыми заикающиеся дети иногда заполняют паузы.

Как лечить заикание у ребенка 5 лет не отличается от методов, применимых для младших школьников. Используется дыхательная гимнастика, которая тренирует диафрагму и дыхательную мускулатуру.

Существуют специальные компьютерные программы для лечения. Суть заключается в воспроизведении речи с задержкой, которая произносится в микрофон. Дети пытаются подстроиться под собственный голос, происходит синхронизация и заикание устраняется.

Лекарства от заикания у детей относятся к группе ноотропов, успокоительных, которые приводят в уравновешенное состояние нервную систему. Иногда достаточно травяных успокоительных чаев, отваров.

Узнайте, как артикуляционная гимнастика поможет в лечении дизартрии.

Серьезные последствия гипоксии у новорожденных: как избежать патологии.

Что такое транскраниальная микрополяризация головного мозга: проведение процедуры, результаты.

Как помочь: советы родителям

Родители должны знать, как вылечить ребенка от заикания и что нужно сделать, чтобы помочь ему:

  • не нужно перебивать и подгонять во время разговора;
  • многократное повторение слова, на котором он запнулся, может только ухудшить состояние;
  • разговаривать нужно размеренно, спокойным голосом, избегать громких выкриков, резких движений;
  • в семье нужно создать спокойную обстановку;
  • одновременно с вышеперечисленным не должно быть привилегий заикающемуся из-за его состояния;
  • на время лечения нужно отказаться от посещения кружков и секций, массовых мероприятий;
  • полезно соблюдать режим дня;
  • телевизор, компьютерные игры следует максимально ограничить, особенно перед сном;
  • маленьких детей не следует загружать новыми сказками и книжками, читать лучше давно знакомые и небольшие по объему;
  • полезны занятия пением и музыкой, причем необязательно это должны быть уроки с учителем, достаточно просто иногда петь вместе знакомые песенки;
  • за каждый самый небольшой успех нужно хвалить, меньше критиковать;
  • не стоит акцентировать внимание на патологии, разговаривать в присутствии малыша о его заикании.

Лечение заикания длительное, важно не пытаться ускорить процесс, давить на дошкольника, чтобы успеть вылечиться к школе. У некоторых оно постепенно проходит после преодоления юношеского возраста.

.

Заикание — довольно частый недуг, встречающийся у детей дошкольного возраста. Он очень волнует каждого из родителей, которые обнаруживают этот дефект речи у собственного чада. Поначалу детям это не доставляет особого дискомфорта, но уже в детском саду появляются комплексы. По понятным причинам кроха начинает страдать: хуже усваивает новый материал, тяжелее готовится к школе, считает себя неполноценным. Самое ужасное, что эти комплексы могут сопровождать человека в старшем возрасте, и оставаться с ним на протяжении всей жизни.

Почему дети в 3-4 года заикаются: основные причины

Прежде всего, заикание — это неправильная работа нервной системы, тормозящая выполнение функций речевого аппарата. Это заболевание врачи называют логоневрозом. Они разделяют его на два вида — внешний и предрасполагающий.

Предрасполагающее заикание — эта проблема, возникающая в речи, связана с внешними факторами.

  1. Инфекции, которые появились еще при беременности матери и повлияли на неправильное развитие.
  2. Малыш родился недоношенным.
  3. Темперамент малыша. Более эмоциональные дети чаще подвержены заиканию, нежели те, кто имеет флегматичный склад характера.

Внешние причины — это те, которые увеличивают уже имеющееся предрасполагающее заикание.

  • Энцефалит, менингит, и другие болезни, связанные с развитием головного мозга и нервной системы.
  • Ушиб и сотрясение головного мозга также могут влиять на правильность речи.
  • Заболевания, связанные с дыхательными путями, а также отит и сахарный диабет.
  • Болезни, влияющие на общее состояния организма: рахит, простуда, гельминты.
  • Раздражительность, недержание мочи, нервный короткий сон и постоянная нервозность.
  • Резкий испуг, шок от чего-либо (часто бывает от неадекватности родителей или, к примеру, от бросившегося на человека пса).

Логоневроз может возникнуть и у детей из семей, в которых родители прибегают к жестоким наказаниям, побоям и постоянной агрессии, а также где малыши не получают должного ухода.

Также этот недуг появляется от чрезмерного желания окружающих нагрузить кроху занятиями и учебным процессом, которые не соответствуют нормам нагрузки деток.

Редко, но возникновение логоневроза может спровоцировать и радостное событие. Причиной может стать и поведение воспитателя в детском саду. Резкий крик, наказания — всё это ломает хрупкую детскую психику и приводит к тяжелым последствиям.

Как определить заикание на ранних стадиях детей?

Когда заикается взрослый человек, это сразу заметно: он запинается, повторяет слоги, делает ненужные паузы. У детей всё может протекать не так явно и сразу.

Большинство родителей не обращают внимания на первичные симптомы. И это ошибочно. Ведь легче излечить проблему, если она еще не успела укорениться.

Дети в возрасте трех-четырех лет, как правило, проглатывают окончания или первые слоги слов. И речь может быть неразборчивой, а паузы между словами бывают слишком длинные. Эти вещи могут быть нормой, и малыш может их перерасти со временем. Но, может быть, это «первые звоночки» к заиканию?

Это можно понять по ряду признаков

  • Во время пауз в речи, когда на лице ребенка напрягаются мышцы и шея.
  • Во время запинаний малыш топчется с ножки на ножку, сжимая кулачки.
  • С помощью жестов кроха пытается опередить то, что хочет сказать.
  • Часто дети с логоневрозом, несмотря на умение говорить, становятся молчаливыми.
  • Губки ребенка могут подрагивать во время речи, можно также заметить непроизвольное вращение глазных яблок.

Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов. Подобное замыкание в себе происходит в самом начале появления комплексов от собственной неполноценности и чувства неловкости при звуках речи.

Как правильно лечить заикание в раннем возрасте?

Проблему можно и нужно лечить. Этим должны заниматься специалисты: психоневролог, логопед, невролог. Увы, но большинство случаев являются излечимыми. «Волшебной» таблетки от заикания, к сожалению, не существует.

Основные правила при лечении в помощь родителям

  • Старания профессионалов и родителей должны быть совместными.
  • Лучше всего решить проблему до того, как ребенок пойдет в школу. В школьном возрасте будет все намного сложнее.
  • Не следует подгонять малыша в произношении речи, он не должен чувствовать себя «не таким, как все».
  • Нужно относиться к малышу с теплотой, не давать возможности нервничать, разговаривать перед сном.
  • Хвалите кроху за любые успехи. Ребенок всегда должен понимать, что у него есть поддержка и любовь окружающих, несмотря на дефект.

Заикание наблюдается у впечатлительных и ослабленных детей. При первых признаках заикания нужно срочно проконсультироваться у логопеда и психоневролога.

Фотогалерея: Заикание у детей дошкольного возраста

Заикание у маленьких детей

Причиной заикания могут быть:

  • Испуг.
  • Подражание речи заикающегося ребенка.
  • Физические наказания.
  • Неправильное отношение к ребенку, когда ласка сменяется резкостью, грубостью.
  • Постоянное нарушение распорядка дня.
  • Ослабление организма после тяжелой болезни.

Если ребенок заболел заиканием:

  • Нужно на какое-то время перевести ребенка на домашнее воспитание. Ограничить общение с детьми. Временно изолировать от коллектива. Эти рекомендации важно соблюдать в самом начале, как только проявится заикание.
  • Чтобы не дать закрепиться дефекту, ограничьте речевое общение малыша. При этом нужно не нарушать обычных игр и занятий, чтобы установилось душевное и телесное спокойствие.
  • С ребенком нужно говорить тихо, медленнее обычного, но без гнева, спокойно и ласково. Если у ребенка не проходит судорожность, то говорить с ним шепотом, и такого же ответа требовать от него.
  • Нельзя показывать ребенку, что вы беспокоитесь о том, что ребенок заикается. Не произносите слова «заика», «заикание».
  • Просмотр видеофильма или телевизора лучше свести к минимуму или вообще исключить. Раз в неделю выберите ребенку детскую передачу и пусть он ее посмотрит. Не читайте страшных сказок, не нужно его заставлять учить стихи.
  • Ограничьте речь ребенка. Такого можно добиться, если ребенок будет играть в настольные игры, рисовать, лепить, читайте ему знакомые книги. Заикание исчезнет, если ребенок будет меньше разговаривать с заиканием, с ребенком нужно говорить спокойно и неторопливо.
  • Когда ребенок заикается, говорит плохо, нельзя обрывать ребенка и заставлять повторять это слово снова и снова. Не стоит фиксировать внимание малыша на его недостатке. Во время коррекции заикания нельзя ходить в гости к людям, которые нечетко и быстро говорят и самим приглашать их в гости.
  • Не давайте ребенку шоколад, какао, кофе. Нужно исключить все то, что мешает покою ребенка. Только делайте это не с помощью резких запретов, а осторожно, спокойно.
  • Организм ребенка отдыхает во время спокойного и глубокого сна. Сон способствует восстановлению нервных клеток головного мозга. Во сне нервные клетки отдыхают от отрицательных эмоций.
  • Но ребенку нужен и активный отдых. Смена одного занятия на другое и переключение обеспечивает ему отдых. Желательно, чтобы спокойные занятия не вытесняли самостоятельных и подвижных игр.

Заикающимся детям нужно принимать витамины комплекса B. Они поддерживают работоспособность, бодрое состояние, помогают справиться с усталостью. В режиме дня у ребенка должны быть закаливающие процедуры, каждый день нужно бывать на свежем воздухе. Спортивные занятия (лыжи, санки), игры на свежем воздухе, создают ему бодрое настроение, эмоциональный подъем, успокаивают нервную систему. Водные процедуры – купание, душ, обливание, обтирание имеют большое значение для детей. Физические упражнения помогают избавиться от скованности, расторможенности движений, воспитывают собранность и дисциплинированность. Все это оказывает на ребенка положительное влияние, у него вырабатываются правильные речевые навыки. Все эти физические упражнения приобретают для детей лечебное значение.

Рекомендации

  • Многие дети без запинок разговаривают с животными, игрушками, с малышами. Поощряйте это.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок не разговаривал, когда он плачет или на грани истерики. Надо успокоить ребенка, приласкать, отвлечь его.
  • Вас не должно раздражать, что ребенок крутит что-нибудь в руках, снимает напряжение, это отвлекает от речевых трудностей. Дайте ему небольшую игрушку.
  • Не заставляйте ребенка прощаться и здороваться, со временем ребенок усвоит правила хорошего тона. Сначала снимите напряжение, а уже потом обучайте этикету.

Внимательно слушайте ребенка, с уважением относитесь к нему. Хвалите, улыбайтесь. Не стесняйтесь показывать ребенку свою любовь.

В процессе формирования речевой активности может развиваться заикание у детей. Это нарушение речевой функции, которое связано с тем, что у ребенка возникают затруднения в формировании, осмыслении и произношении отдельных звуков, слогов, слов или словосочетаний. Первые признаки заикания у детей возникают в возрасте, когда идет формирование словарного запаса. Это период от 1,5 до 5 лет. В школьном возрасте заикание формируется редко и только под влиянием негативных факторов внешней среды. Моторные нарушения при заикании носят невротический характер и связаны с лабильностью нервной системы малыша. В настоящее время при правильном подходе заикание успешно корректируется, и ребенок получает полную свободу вербального общения со сверстниками и взрослыми людьми. Если вы не будете лечить заикание у детей, то это может негативно сказаться на уровне общего развития, формировании личности и умственных способностей.

Основные причины заикания у детей

Причины заикания у детей связаны с несколькими факторами:

  • определяющий аспект — это ослабленность и лабильность нервной системы малыша;
  • на втором месте стоят стрессовые ситуации, при которых малыш испытывает сильный испуг или волнение;
  • более редко заикание развивается под влиянием информационное перегруженности головного мозга ребенка.

При нарушении физиологического процесса передачи нервного импульса из центров управления речи на речевой связочный аппарат в ротоглотке возникает задержка произношения. Ребенок может на время забыть, какие движения следует сделать для того, чтобы произнести то или иное слово или слог. Первичный симптоматический комплекс формируется внезапно. В ходе занятия или беседы малыш может внезапно замолчать, и отказаться дальше говорить. После этого речь приобретает оттенки заикания. Многократное повторение этого патологического механизма приводит к закреплению навыков заикания при произношении слогов и слов. Для родителей важно своевременно уловить тот момент, когда у ребенка возникли эти проблемы и обратиться за коррекционной помощью к логопеду.

Профилактика заикания у детей

Большое значение имеет профилактика заикания у детей. Она включает в себя:

  • снижение эмоциональной нагрузки на ребенка;
  • правильный распорядок дня;
  • дозированные занятия с малышом;
  • исключение стрессовых ситуаций.

Нельзя на ребенка, который формирует свою речевую функцию кричать. Не рекомендуется в это период читать ему страшные пугающие сказки и давать смотреть телевизор в течение длительных периодов.

При первых же признаках заикания успокойте ребенка, помогите ему выговорить то слово, которое он хотел сказать. Обратитесь за консультацией к врачу.

Как лечить заикание — коррекция речи у ребенка

Коррекция заикания у детей — это сложная длительная работа в содружестве со специалистами. Перед тем как лечить заикание необходимо выработать у себя и окружающих ребенка людей определенное отношение к проблеме. Нужно научиться не замечать особенностей произношения у детей и по возможности в разговоре помогать им проговаривать то или иное слово. Ни в коем случае не высмеивайте малыша и не осуждайте его за задержки речи.

Хорошо помогают специально разработанные методики, которые предлагают заменять обычные разговоры с детьми пением песенок и четверостиший. Избавиться от заикания помогает заучивание и чтение стихов. Но при выборе метода лечения заикания следует ориентироваться по состоянию ребенка и причине, которая вызвала у него эту проблему с произношением. Сделать это сможет только опытный врач.

Как избавиться от заикания психологическими методами

Психологические практики, постоянные занятия со специалистами помогут избавиться от заикания. Делать это необходимо в раннем возрасте. Желательно до момента наступления школьного возраста провести максимальную коррекцию заикания. Это избавит ребенка от насмешек окружающих его детей.

Занятия с психологом помогают избавиться от страхов, которые тормозят проведение нервных импульсов на голосовые связки. Врач выявит причину заикания и мягко её устранит. Такие методы лечения подходят для детей, начиная с 5-летнего возраста.

doctor01.ru


Смотрите также