Коррекционно-развивающее занятие для детей с задержкой психического развития. Коррекционно развивающие упражнения для детей с зпр


Коррекционно-развивающее занятие для детей с задержкой психического развития

Раздел: Школьная психологическая служба

Цели:

Коррекция и развитие психических процессов памяти, внимания, мышления.

Стабилизация психо-эмоционального состояния.

Задачи:

Развитие умственных способностей.

Развитие мелкой моторики и координации движений.

Активирование сил ребенка на преодоление трудностей.

Создание эмоционально-положительного настроя на процесс обучения.

Материалы: набор цветных квадратов размером 4х4 см – одноцветных – 4 цвета, двухцветных, разделенных по диагонали (рис.1), каждого вида по 16 штук.

Рис. 1

Образцы узоров для составления (рис.2).

Рис. 2

Таблица с изображением девяти любых предметов.

Магнитофон, запись спокойной инструментальной музыки.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Все стоят в кругу. Каждый ребенок говорит: “Я - …. (имя). Здравствуйте!”. Стоящие в кругу, отвечают: “Здравствуй, … (имя ребенка)”.

Игра создает эмоционально положительный настрой на начало занятия.

2. Разминка.

Массаж пальчиков: подушечкой большого пальца правой руки помассировать подушечки пальцев левой руки надавливающими круговыми движениями. Поддерживать массируемый пальчик с тыльной стороны указательным и средним пальцами. То же проделать левой рукой.

Кулак-кольцо: пальцы правой руки сжать в кулак. Большой и указательный палец левой руки, сомкнувшись, образуют кольцо. Остальные пальцы левой руки растопырены. По сигналу ведущего дети меняют позицию рук: правая – кольцо, левая кулак. Повторить несколько раз ускоряя темп. Руки во время упражнения держать на уровне груди, согнутыми в локтях.

3. Развитие внимания и краковременной памяти.

Детям демонстрируется таблица с изображением девяти предметов. Время демонстрации 1 минуты. Затем таблица убирается, а дети должны записать за 3 минуты те предметы, которые запомнили. После этого таблица снова выставляется для сравнения результатов.

По мере развития, задание можно усложнять, сокращая время на запоминание, увеличивая количество предметов, усложняя предметы, заменяя предметы знаками.

4. Развитие конструктивной деятельности.

1 этап – Ребенку предлагают образец узора (рис.2)

2 этап – Ребенок должен сосчитать сколько квадратов, какого вида и расцветки (рис.1) нужно ему для выполнения работы.

3 этап – Получив квадраты по заказу, ребенок должен собрать заданный узор. Если задание не получается, необходимо выявить ошибку, в случае необходимости, предложите ему помощь.

5. Двигательно-релаксационное упражнение “Подсолнух”.

Под звуки медленной легкой мелодии дети “прорастают из маленькой семечки до большого растения”.

“В землю посадили семечко”

Дети сидят на корточках, обхватив колени руками, опустив голову.

“Прошел дождик, пригрело солнышко, семечка набухла, пригрелась и из нее начал расти маленький росток”.

Дети медленно поднимают голову, выпрямляют спину.

“Росток пробился из земли, увидел небо и солнышко и потянулся к нему”

Дети медленно поднимаются, держа сложенные ладошки над головой, вытягивают руки вверх.

“Росток вырос большим, расцвел и стал подсолнухом, который всегда поворачивается за солнышком”.

Ладошки раскрываются, образуя цветок и дети медленно кружатся под музыку.

6. Прощание.

Дети гладят друг друга по ладошкам, говоря: “До свидания …. (имя)”

Герт Наталья Ивановна

педагог-психолог, МОУ "Школа-интернат для детей-сирот им. Ф.Э. Дзержинского", г. Лесосибирск Адрес для контактов: 662544, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы, 39

studfiles.net

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР

Коррекционно-развивающее занятие в 1 классе

«У Слоненка День рождения!»

Цель и задачи:

- развитие психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образной памяти (зрительной, слуховой, тактильной), восприятия сенсорных эталонов (форма, цвет), наглядно-образного мышления;

- развитие мелкой моторики;

- воспитание положительной мотивации к занятиям через игровые формы его проведения;

- сплочение детского коллектива.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный день – у одного сказочного героя День рождения. Давайте узнаем у кого? Прочитайте слоги, соберите слово по цифрам, и вы узнаете, к кому мы сегодня отправимся в гости.

нок

2

1

3

нок

1

2

3

Дети рассматривают рисунок с изображением слонёнка на интерактивной доске.

  1. Основная часть

1.Упражнение на развитие мышления (классификация).

В день рождения дарят подарки. Слоненок получил много подарков. Мама подарила Слонёнку посуду. Папа подарил учебные принадлежности. Бабушка подарила игрушки. Дети выбирают предметные картинки по тематическим группам. Посуда – чайник, ложка, кастрюля, тарелка, бокал. Учебные принадлежности – портфель, линейка, краски, тетрадь. Игрушки – машинка, кубики, юла, мяч.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

В день рождения к Слонёнку друг за другом шли зверята.

Первый – кролик ловкий

Принес Слонёнку он морковку!

Второй – лиса-соседка

Со сладенькой конфеткой!

Третий был волчонок,

Мёда прикатил бочонок!

Четвёртой белочка была,

Она грибочки принесла!

Пятой с яблоками в кадке

Появилась здесь лошадка!

Дети рассматривают по порядку картинки животных на интерактивной доске.

Далее проводится работа с предметным рядом.

- Кто пришел первый?

- Кто пришел третий, второй, четвертый, последний?

- Кто пришёл за кроликом, лисой, белочкой?

Послушайте стихотворение ещё раз и запомните, какие подарки принесли зверята. Дети называют подарки.

Вот как много угощенья –

Вкусным будет день рождения!!!

3. Упражнение на развитие зрительной памяти.

Когда зверята собираются вместе, они очень любят играть в прятки. И сейчас они будут прятаться, а вы их искать. Прятаться они будут за разноцветные квадратики.

Лиса спряталась за желтый квадрат, потому что она любит сыр, а он желтого цвета.

Кролик спрятался за оранжевый квадрат, потому что он любит морковку, а она оранжевого цвета.

Лошадка спряталась за зелёный квадрат, потому что она любит траву, а она зеленого цвета.

Белка спряталась за коричневый квадрат, потому что она любит орешки, а они коричневого цвета.

Волчонок спрятался за красный квадрат, потому что он любит мясо, а оно красного цвета.

А теперь найдите зверят. Кто спрятался за желтый квадрат и т.д.?

4. Динамическое упражнение (Это тоже я могу!).

Ребята, Слоненок очень любит подвижные игры и упражнения. Давайте покажем Слоненку, как мы умеем разучивать такие упражнения.

- Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти?

- Руки вверх я подниму.

- Это тоже я могу!

- Вправо – влево разведу.

- Это тоже я могу!

- И, как птица, полечу.

- Это тоже я могу!

infourok.ru

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР

Возрастная группа: 3 класс.

Цели:

1. Содействовать развитию и коррекции  интеллектуальных способностей: пространственного  представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над  усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.

2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.

3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование:

персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.

Дидактический (раздаточный) материал:

карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный  настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)

Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку»)  приговаривая:

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятье начинать.

II. Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?

1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)

- А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)

- Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.

- Вот и  мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.

- Перед  встречей с феями надо хорошо подготовиться.

2. Гимнастика (О.А. Холодова)

а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)

- Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.

б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)

- А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.

в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.

- Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.

III. Основная часть.

- Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и  скульптор.  Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.

1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)

- Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.

- Молодцы, вы настоящие скульпторы.

- Если вы родились в феврале, то ваша фея – Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.

2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания,  развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)

Пель  +  мера  –  ра  +  ни =__________ пельмени

Пи + роша – ша + гид – д =__________пироги

Бак – ак + улоп – п + чкы – ы + и =___________булочки

Тева – ва + ф + тем – м + ли =______________тефтели

- Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы  отличные  кулинары.

- Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница – Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея  предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».

3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)

(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).

- Если вы появились в апреле, то ваша подруга – фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.

4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)

- Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:

-Молодцы, вы настоящие модельеры.

- Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?

5. Развивающая  игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)

- Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)

Деревья над морем от ветра качались.

Две птички случайно в ветвях (повстречались)

Она хороша, как картинка.

Он тёмный, с узором на (спинке)

И небо темнело - гроза (надвигалась)

 И птички, обнявшись, укрылись в листве,

А дождик стучал по зелёной (траве)

- Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.

- Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле.  Это – Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте – она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)

6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)

- Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.

За двумя зайцами погонишься                а дома лучше

Сделал дело                                           от того и наберёшься

Скажи мне кто твой друг                         не вынешь рыбку из пруда

В гостях хорошо                                     ни одного не поймаешь

С кем поведёшься                                  а товарища выручай

Без труда                                                и я скажу кто ты

Не спеши языком                                    а лень портит

Когда я ем                                               торопись делом

Как аукнется                                            гуляй смело

Труд человека кормит                              то не вырубишь топором

Сам пропадай                                          так и откликнется

Что написано пером                                 я глух и нем

7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская,  развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)

- У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:

-  с латышской:

Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь

(без труда не вынешь рыбку из пруда)

- с армянской:

Осталось дело до завтра – считай, что застряло

 (сделал дело - гуляй смело)

- с белорусской:

Языком молоть – не дрова колоть.

(не спеши языком – торопись делом)

- с украинской:

В гостях хорошо есть, пить, а дома – спать.

(в гостях хорошо, а дома лучше)

- Следующая фея - Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.

8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)

- Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)

1 вариант

А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)

А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)

Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4  (солнышко)

2 вариант

Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9  (песня)

В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)

Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

Б

А

Э

А

О

Я

У

Б

У

Ы

Ш

В

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

Г

И

С

А

Е

П

Ъ

Л

П

Т

Х

Д

Х

Д

З

М

Л

З

Г

К

Б

О

Е

В

Л

Т

Л

Г

Ж

Э

Л

К

З

Ж

Г

В

З

Ж

Й

У

Д

М

Ж

К

З

Ю

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

И

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

К

С

Ч

Ф

Т

У

Р

Е

Х

Ь

Н

 

-Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.

- Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию - из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.

9. Упражнение - медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация  психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)

В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики  складывают руки над головой, изображая бутоны).

Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).

Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.

Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место

- Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию,  продолжим знакомиться с феями.

- Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши  феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.

10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей.  Композиция из бумаги «Солнышко добра»

- Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)

- У каждого из вас получилось солнышко добра.

- Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.

11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)

- Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).

- Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.

-  Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.

- А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.

IV. Итог. Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)

1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)

- Вы хотите поделиться своей добротой с окружающими? (Да)

- Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

- Молодцы! До новых встреч, до свидания.

logoprof.ru

Коррекционно-развивающие упражнения для детей с ЗПР на уроках математики

Коррекционно-развивающие упражнения для детей с ЗПР на уроках математики

Важнейшим структурным элементом учебной деятельности является мотивационный. Мотивационный компонент составляют потребности, мотивы и интересы личности, то есть всё, что позволяет активно включаться в деятельность. У детей с ЗПР отмечается отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах. Динамика их мотивов выражается в относительном постоянстве преобладания игровых мотивов и возрастании доли широких социальных мотивов (желание избегать неудачи и неприятности, стремление зарабатывать деньги) и усилении влияния отрицательных мотивов. Сильным мотивом для многих детей с интеллектуальной недостаточностью с 1-го класса становится мотивация избегания неуспеха или наказания. Этот мотив создаёт отрицательный фон учебной деятельности. Опыт неудач и снижение уровня самооценки приводят к тому, что ученики уже не фиксируют внимание на отдельных школьных успехах, не проявляют настойчивого желания получить высокую отметку. Следствием этого является то, что многие школьники выражают нежелание посещать школу. Как избежать этого? Как помочь детям не потерять интерес к школе? На своих уроках я пытаюсь утомительное обучение превратить в радость познания. Поэтому в каждый урок я включаю специальные упражнения, которые с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации у детей, а с другой стороны положительно влияют на развитие психических процессов. Потому как обучение детей с ЗПР должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности.

В курсе математики 3-го класса (коррекционной школы VII вида) изучаются темы “Многозначные числа” и “Зависимость между величинами: скорость, время, путь (расстояние)”, которые представлены в разделе “Многозначные числа” (на изучение этой темы отводится 12 часов). Для этих уроков я предлагаю использовать следующие развивающие упражнения:

Многозначные числа

1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.

- Какое слово у вас получилось? (миллион)

- Читаем это слово хором по слогам.

- Читаем хором с ударением.

- Читаем хором “как говорим”.

- Какая орфограмма в этом слове?

- Это слово словарное, его написание нужно запомнить.

2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

- Какие фигуры вы запомнили?

- На какой фигуре располагалась каждая цифра?

- Каким цветом была каждая фигура?

Составим из данных цифр многозначное число.

- Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное)

- Почему? (так как имеется всего 4 цифры)

Составьте.

- Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.)

Попутно происходит объяснение поместного значения цифр в числах учеников.

3. Упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.

Расшифровать и запомнить зашифрованные многозначные числа.

- Скольки значные числа у вас должны получиться?

- Почему?

Ключ к шифру:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

м

в

е

к

о

с

и

п

т

Время выполнения 35 – 45 секунд.

- Какие числа у вас получились?

Далее можно предложить учащимся дать характеристику каждому числу, а затем сравнить эти числа.

4. Упражнение на развитие распределения внимания и зрительной памяти.

Предлагаются цифры записанные на плакате следующим образом:

Запомнить цифры, записанные синим цветом. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

- Какие цифры вы запомнили?

- Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (пятизначное)

- Почему? (так как у нас всего 5 цифр)

Составьте наименьшее пятизначное число.

- Какое число у вас получилось?

- Почему для получения наименьшего числа вы расставили цифры именно в этом порядке?

Дайте характеристику этому числу.

Составьте наибольшее пятизначное число.

- Какое число у вас получилось?

- Почему для получения наибольшего числа вы использовали именно этот порядок цифр?

Дайте характеристику этому числу.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние при равномерном прямолинейном движении

1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.

Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

а

в

е

и

к

м

н

о

р

с

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

947879ть

1825я

8099т7я632

- Какие слова у вас получились? (скорость, время, расстояние)

- Читаем все 3 слова хором по слогам.

- Читаем хором с ударением.

- Читаем хором “как говорим”.

Уточнение значения каждого слова.

Далее можно открыть на доске тему урока и предложить ученикам прочитать.

- Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? (Выявление зависимости между данными величинами.)

2. Упражнение на развитие мышления, усложненное запоминанием.

Узнать слова (подсказка: в словах пропущены гласные). Запомнить их. Время для запоминания 20 – 30 секунд

скрсть

лжнк

двглс

рсстн

пршл

- Какие слова вы узнали и запомнили? (скорость, лыжник, двигался, расстояние, прошёл)

Предлагаются числа: 18, 3. Составьте используя данные числа и разгаданные слова задачу на движение.

kopilkaurokov.ru

развивающее занятие для детей с ЗПР

Для учащихся 4 класса с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Учимся внимательно слушать»

Тарасова Наталья Васильевна

Педагог - психолог

МБОУ Вареновская СОШ Неклиновского района

Ростовской области

Конспект занятия

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

1. Организационный момент.

- Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся!

Приветствуют учителя и друг друга.

Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения)

2. Разминка.

Ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций.

Отстучать ритм.

Послушай, запомни и повтори.

  1. /___//,

  2. ///____/;

  3. /__/___/,

  4. ////____/.

Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм.

Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность).

3. Вызов

- за каждое правильно выполненное задание вы будете получать по «уму» (жетон). кто больше всех наберет, хотите узнать?

- Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает карточку с изображением уха.)

Следующие карточки - глаза, мозг

- Мы будем учиться слушать, внимательно смотреть и запоминать.

Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем:

- Да!

- Слушать.

- Видеть

- Запоминать.

Повышается мотивация к учебной деятельности.

Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД).

4. Основная часть.

Интеллектуальная разминка упражнение «Исключение понятий» Задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

- Молодцы!

Отвечают на вопросы короткими и полными ответами

Используется «мозговой штурм», формируется развитие процессов обобщения и отвлечения, происходит коррекция инертности мышления, формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД)

«Что звучит?»

Инструкция: Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите.

Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога.

Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность)

Положительная оценка результатов деятельности

формирует уверенность в себе.

«Игра со словами»

--- Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.

Дети на индивидуальных карточках выполняют задания и дают правильные ответы (рукав, велосипед, ружье, мальчик, логическое, мышление)

Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).

5. Подведение итога.

Учитель, указывая на карточки, показанные в начале занятия, спрашивает:

– Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать?

infourok.ru

Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития "Занятие 2"

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Актуальность занятий.

Начало обучения детей в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика реализации занятий:

Требования:

  1. Занятия должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение,  разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

  2. Методическая особенность ведения занятия – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение и чувства.

  3. Важное условие реализации занятий – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 45 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР, учащиеся 7-10 лет.

Занятие №2.

Цель:

  • развитие чувства единства, сплоченности;

  • повышение уверенности в себе;

  • развитие тактильного восприятия;

  • развитие восприятия, воображения, речи;

Материал:

  • клубок ниток;

  • альбомы и карандаши;

  • магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года».

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята!  Рада вас видеть!

Упражнение 1.

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек.  Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…

Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Обсуждение игры:

  • Понравилось вам играть?

  • Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

  • Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

Упражнение 2.

Следующая игра называется «Спина к спине».

Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу. Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.

Обсуждение:

Упражнение 3.

Беседа об осени.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).

Вопросы для обсуждения:

  • Что ещё бывает осенью?

  • Какие слова можно подобрать к слову «осень»? ( «дождливая» - почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему?)

Упражнение 4.

Наше следующее упражнение называется «Дерево».

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…

Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…

Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.

Обсуждение.

  • Какие деревья у вас получились?

  • У кого получилось сильное дерево?

  • Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?

  • Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?

Упражнение 5.

Слушаем музыку.

      Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.

Упражнение 6.

Рефлексия.

Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».

А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

Обсуждение:

  • Кому было трудно выполнять это задание?

  • Приятно было вам слушать о себе похвалу?

  • Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?

Давайте чаще говорить друг другу приятное!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

infourok.ru


Смотрите также