Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Буквы Е - И в корнях с чередованием". Корни с чередованием е и упражнения 5 класс


Урок русского языка в 5 классе по теме:"Правописание и-е в корнях с чередованием"

Цели урока:1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал (алгоритм, магический квадрат, определение слова «записка»),карточка, презентация.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Оргмомент.

2. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие четыре – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

  хсущ. + глагол?

а) Да; б) нет.

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – в.

3. Актуализация знаний.

- Начнем мы нашу работу со следующего обратите внимание на слайд №1, на котором записан ряд глаголов и определите вид этих глаголов (спрашиваю любого, поднявшего руку).

- Правильно, это глаголы несовершенного вида, так как отвечают на вопрос что делать и обозначают на совершающееся действие.

-А теперь вместе с напарником подберите к данным глаголам однокоренные слова, но таким образом, чтобы это были глаголы совершенного вида, т.е. отвечали на какой вопрос? (правильно, что сделать? что сделаю? и др.) Выделите корни в словах.

(Слайд 1).

1.Подберите к данным глаголам однокоренные слова таким образом, чтобы это были глаголы совершенного вида.

2.Выделите корни в словах.

Запирать –

Вытирать –

Замирать –

Расстилать –

Самопроверка.

А сейчас проверьте правильность выполнения задания по карточке-ключу. (На слайде появляются правильные ответы, пары проверяют правильность выполнения).

Запирать – запереть

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Расстилать – расстелить

- Поднимите руки те пары, которые не допустили ошибок.

- Поднимите руки пары, которые допустили одну-две ошибки. В чем заключались ваши ошибки? (отвечает одна пара).

- Если это однокоренные слова, то почему корни у них отличаются?

- Правильно, это корни с чередованием гласных. А какие гласные чередуются? Подчеркните их.

4. Объяснение нового материала.

- Понаблюдайте. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных е-и в данных словах? Попробуйте сформулировать правило.

Слушаю две пары, подвожу итог, если после корня следует суффикс А, значит в корне нужно писать И, а если нет суффикса А – Е. А сейчас для того, чтобы вы лучше запомнили правило, к вам на помощь придет ослик (на слайде изображения ослика). Он нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове собирал в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове соберешь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Читаю стихотворение.

Ослик говорит: «И-а!»Так и ты пиши в словах:Соберу, но собирал,Замереть, но замирал,Затереть, но затирал,Запереть, но запирал,Расстелить, но расстилал,Разжечь, но разжигал,Заблестеть, но заблистал,Выдеру, но выдирал.На приставку не гляди,Крики ослика ищи.

5. Составление опорного конспекта.

В тетрадь выпишите из стихотворения только корни с чередованием. Смотрим образец на доске: -бер- // -бира-

Сравните то, что у вас получилось с ответами на слайде

-бер- // -бира-

-мер- // -мира-

-тер- // -тира-

-пер- // -пира-

-дер- //- дира-

-стел- // -стила-

-жег- // -жига-

-блест- // -блиста-

- Поднимите руки те, кто без ошибок выполнил задание.

6. Работа с учебником (стр. 139):

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

Алгоритм для работы в паре (Слайд).

1.Прочитай правило в учебнике.

2.Расскажи правило напарнику, приведи 2-3 примера.

3.Вместе с напарником отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные.

а) правописание корней с чередованием гласных е-и зависит от наличия или отсутствия суффикса А; (+)

б) чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием е-и, нужно подобрать проверочные слова с ударной гласной в таких же корнях; (-)

в) у всех слов в данном ряду в корне пишется гласная и (-)

ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать

Самопроверка (Слайд).

И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

hello_html_m3de7180d.jpg

6. Тренировочные упражнения.

1) Физминутка.

Если после корня «А»,

В корне будет «И» всегда,

Вот пример, запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

Мама маленьким сестрёнкам

Сшила платье и юбчонку.

Из-за платьев и юбчонки

Перессорились девчонки.

Будем платья примерять,

А девчонок примирять.

Проговаривая стихотворение (текст на слайде), учащиеся повторяют за учителем физические упражнения.

Выпишите из стихотворения слова с чередованием в корне.

Вытер-вытирай. Примирять – примерять – слова с безударной гласной. От каких безударных гласных нужно отличать чередующиеся?

2) Работа у доски.

Учитель диктует словосочетания, ученик записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Уб…рать квартиру. Зап…реть балкон. Нат…рать пол. Прот…реть мебель. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.

Карточка (индивидуально).

Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок. Забл…стеть на солнце. Расст…лить скатерть. Заж…гать свечи. Зам…реть от восхищения.

3) Развитие речи.

- Представь, что завтра у вас дома будет торжество, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому сделать в доме генеральную уборку.

- Найдите в вашей работе словосочетания, которые вы могли бы использовать при составлении записки. Над словами поставьте галочку карандашом.

Используя данные словосочетания, а также информацию из текста «Записка» напиши записку от имени мамы, в которой она просит тебя сделать генеральную уборку в доме.

(Каждому текст и листок формата А4).

«Записка». Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться. Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

- На выполнение этого задания отводится 5 минут, после чего учащиеся читают свою работу, комментируя написание слов с изучаемой орфограммой.

4) Магический квадрат.

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Слова для магического квадрата

1.Выд..рать 2.приб..ру 3.отп..реть 4.нат..рать.

5.Расст..лает 6.бл..стящий 7.заж..гательный 8. отм..рают.

9. Бл..стательный 10. выж..гать 11.взб..решься 12.взб..раться.

13.Прод..раешься 14. расст..лю 15. зам..реть 16.прот..рать

Самопроверка.

1 И

2

3

4 И

5 И

6

7 И

8 И

9 И

10 И

11

12И

13И

14

15

16 И

- Поднимите руки те пары, у которых в квадрате получилась большая буква И.

- Спрашиваю у пар, допустивших ошибки: в каких словах допустили ошибки? Проговорите еще раз правило каждый.

7. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

8. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471.

Тест. Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы: а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является: а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно? а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида? а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются: а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание сущ. + глагол? а) Да; б) нет.

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать? а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.? а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Тест. Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы: а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является: а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно? а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида? а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются: а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание сущ. + глагол? а) Да; б) нет.

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать? а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.? а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушивался.

Алгоритм для работы в паре.

1.Прочитай правило в учебнике.

2.Расскажи правило напарнику, приведи 2-3 примера.

3.Вместе с напарником отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные: а) правописание корней с чередованием гласных е-и зависит от наличия или отсутствия суффикса А;

б) чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием е-и, нужно подобрать проверочные слова с ударной гласной в таких же корнях;

в) у всех слов в данном ряду в корне пишется гласная и: ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать?

Алгоритм для работы в паре.

1.Прочитай правило в учебнике.

2.Расскажи правило напарнику, приведи 2-3 примера.

3.Вместе с напарником отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные: а) правописание корней с чередованием гласных е-и зависит от наличия или отсутствия суффикса А;

б) чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием е-и, нужно подобрать проверочные слова с ударной гласной в таких же корнях;

в) у всех слов в данном ряду в корне пишется гласная и: ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать?

Алгоритм для работы в паре.

1.Прочитай правило в учебнике.

2.Расскажи правило напарнику, приведи 2-3 примера.

3.Вместе с напарником отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные: а) правописание корней с чередованием гласных е-и зависит от наличия или отсутствия суффикса А;

б) чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием е-и, нужно подобрать проверочные слова с ударной гласной в таких же корнях;

в) у всех слов в данном ряду в корне пишется гласная и: ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать?

Алгоритм для работы в паре.

1.Прочитай правило в учебнике.

2.Расскажи правило напарнику, приведи 2-3 примера.

3.Вместе с напарником отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные: а) правописание корней с чередованием гласных е-и зависит от наличия или отсутствия суффикса А;

б) чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием е-и, нужно подобрать проверочные слова с ударной гласной в таких же корнях;

в) у всех слов в данном ряду в корне пишется гласная и: ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать?

Записка - это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться.

Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

Записка - это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться.

Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

Записка - это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться.

Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

Записка - это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться.

Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

Записка - это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться.

Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

Записка - это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться.

Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

5

6

7

8

9

10

11

12

9

10

11

12

13

14

15

16

13

14

15

16

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

5

6

7

8

9

10

11

12

9

10

11

12

13

14

15

16

13

14

15

16

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

5

6

7

8

9

10

11

12

9

10

11

12

13

14

15

16

13

14

15

16

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

5

6

7

8

9

10

11

12

9

10

11

12

13

14

15

16

13

14

15

16

Цели урока:1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал (алгоритм, магический квадрат, определение слова «записка»), карточка, презентация.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Оргмомент.

2. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие четыре – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

  хсущ. + глагол?

а) Да; б) нет.

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – в.

- Начнем мы нашу работу со следующего обратите внимание на слайд №1, на котором записан ряд глаголов и определите вид этих глаголов (спрашиваю любого, поднявшего руку).

- Правильно, это глаголы несовершенного вида, так как отвечают на вопрос что делать и обозначают на совершающееся действие.

-А теперь вместе с напарником подберите к данным глаголам однокоренные слова, но таким образом, чтобы это были глаголы совершенного вида, т.е. отвечали на какой вопрос? (правильно, что сделать? что сделаю? и др.) Выделите корни в словах.

3. Актуализация знаний.

(Слайд 1).

1.Подберите к данным глаголам однокоренные слова таким образом, чтобы это были глаголы совершенного вида.

2.Выделите корни в словах.

Запирать –

Вытирать –

Замирать –

Расстилать –

Самопроверка.

А сейчас проверьте правильность выполнения задания по карточке-ключу. (На слайде появляются правильные ответы, пары проверяют правильность выполнения).

Запирать – запереть

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Расстилать – расстелить

- Поднимите руки те пары, которые не допустили ошибок.

- Поднимите руки пары, которые допустили одну-две ошибки. В чем заключались ваши ошибки? (отвечает одна пара).

- Если это однокоренные слова, то почему корни у них отличаются?

- Правильно, это корни с чередованием гласных. А какие гласные чередуются? Подчеркните их.

4. Объяснение нового материала.

- Понаблюдайте. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных е-и в данных словах? Попробуйте сформулировать правило.

Слушаю две пары, подвожу итог, если после корня следует суффикс А, значит в корне нужно писать И, а если нет суффикса А – Е. А сейчас для того, чтобы вы лучше запомнили правило, к вам на помощь придет ослик (на слайде изображения ослика). Он нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове собирал в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове соберешь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Читаю стихотворение.

Ослик говорит: «И-а!»Так и ты пиши в словах:Соберу, но собирал,Замереть, но замирал,Затереть, но затирал,Запереть, но запирал,Расстелить, но расстилал,Разжечь, но разжигал,Заблестеть, но заблистал,Выдеру, но выдирал.На приставку не гляди,Крики ослика ищи.

5. Составление опорного конспекта.

В тетрадь выпишите из стихотворения только корни с чередованием. Смотрим образец на доске: -бер- // -бира-

Сравните то, что у вас получилось с ответами на слайде

-бер- // -бира-

-мер- // -мира-

-тер- // -тира-

-пер- // -пира-

-дер- //- дира-

-стел- // -стила-

-жег- // -жига-

-блест- // -блиста-

- Поднимите руки те, кто без ошибок выполнил задание.

6. Работа с учебником (стр. 139):

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

Алгоритм для работы в паре (Слайд).

1.Прочитай правило в учебнике.

2.Расскажи правило напарнику, приведи 2-3 примера.

3.Вместе с напарником отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные.

а) правописание корней с чередованием гласных е-и зависит от наличия или отсутствия суффикса А; (+)

б) чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием е-и, нужно подобрать проверочные слова с ударной гласной в таких же корнях; (-)

в) у всех слов в данном ряду в корне пишется гласная и (-)

ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать

Самопроверка (Слайд).

И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

hello_html_m3de7180d.jpg

6. Тренировочные упражнения.

1) Физминутка.

Если после корня «А»,

В корне будет «И» всегда,

Вот пример, запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

Мама маленьким сестрёнкам

Сшила платье и юбчонку.

Из-за платьев и юбчонки

Перессорились девчонки.

Будем платья примерять,

А девчонок примирять.

Проговаривая стихотворение (текст на слайде), учащиеся повторяют за учителем физические упражнения.

Выпишите из стихотворения слова с чередованием в корне.

Вытер-вытирай. Примирять – примерять – слова с безударной гласной. От каких безударных гласных нужно отличать чередующиеся?

2) Работа у доски.

Учитель диктует словосочетания, ученик записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

1.. Творческий диктант: заменить глаголы синонимичными с чередующейся гласной в корне:

Сверкать на солнце – блестеть, подниматься на гору – взбираться, выдергивать сорную траву – выдирать, загораться ярко – зажигаться, закрывать класс – запирать, оцепенеть от страха – замереть, убегать от ребят – удирать.

- Определите вид глагола.

2)Учитель диктует словосочетания, ученик записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Уб..рать квартиру, зап..реть балкон, сн..маем с подоконника, б..решь тряпку, отт..реть пятно, выт..рать пыль, доб..раешься до всех углов, отж..маете тряпку, прот..реть мебель, забл..стеть на солнце, расст..лаем палас, нач..наешь чистить, зам..реть от восхищения.

3) Магический квадрат.

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Слова для магического квадрата

1.Выд..рать 2.приб..ру 3.отп..реть 4.нат..рать.

5.Расст..лает 6.бл..стящий 7.заж..гательный 8. отм..рают.

9. Бл..стательный 10. выж..гать 11.взб..решься 12.взб..раться.

13.Прод..раешься 14. расст..лю 15. зам..реть 16.прот..рать

Самопроверка.

1 И

2

3

4 И

5 И

6

7 И

8 И

9 И

10 И

11

12И

13И

14

15

16 И

- Поднимите руки те пары, у которых в квадрате получилась большая буква И.

- Спрашиваю у пар, допустивших ошибки: в каких словах допустили ошибки? Проговорите еще раз правило каждый.

4) Развитие речи.

Представь, что завтра у вас дома будет торжество, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому сделать в доме генеральную уборку. На основе словосочетаний придумать и записать небольшой текст на тему «Уборка»:

Уборкой комнаты я занимаюсь обычно в субботу.

Сначала я скатываю и выношу на улицу ковер, поливаю цветы.

Потом я мою окна. Вот они уже блестят, сверкают. Теперь я беру чистую мягкую тряпку и вытираю пыль с мебели. Потом приступаю к мытью полов. Воды не жалею, добираюсь до всех углов. Наконец последний раз отжимаю тряпку и вешаю ее сушить. Выбиваю на улице ковер, расстилаю его на чистом полу и облегченно вздыхаю.

- На выполнение этого задания отводится 10 минут, после чего учащиеся читают свою работу, комментируя написание слов с изучаемой орфограммой.

7. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

8. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471, закончить сочинение.

Задачи:

образовательные:

развивающие:

  • развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа.

воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, внимательность друг к другу, доброжелательность, самодисциплину, способность к самоанализу.

Задачи по формированию ОУК:

концентрировать внимание при слушании;

читать осознанно;

извлекать из текста информацию, данную в явном и неявном виде;

выполнять подробный пересказ прочитанного;

формулировать выводы на основе прочитанного;

подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы.

  • развивать умения оформить свои мысли в устный текст точно, ком­пактно, без искажения

при изложении мысли придерживаться определённого плана;

подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

формулировать выводы на основе наблюдений над языковым материалом.

.

Цели урока:1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий; 2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; 3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, рабочая тетрадь, раздаточный материал (алгоритм, тесты, магический квадрат), презентация.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рада вас видеть. С каким настроением пришли на урок? Открывайте тетради, записывайте число, классная работа, а следующую строчку оставьте, ее  запишем позже. Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько заданий.

2. Мини-тест (дифференцированный)

Сейчас мы выполним задание на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие четыре – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

  хсущ. + глагол?

а) Да; б) нет.

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – в.

3. Актуализация знаний.

1) Словарный диктант: коснуться руки, выращивать цветы, излагать программу, касаться осторожно, уложить в секунды, вырастить на балконе.

-Что объединяет глаголы нашего словарного диктанта? (корни с чередованием) Какие гласные чередуются в этих корнях? (а-о). От чего зависит их написание? (от суффикса А).

Сегодня мы продолжим знакомство с чередующимися корнями в глаголах, выясним условие выбора орфограммы, закрепим ее, выполняя различные задания.

2) Постановка проблемной ситуации.

Начнем мы нашу работу со следующего обратите внимание на слайд №1, на котором записан ряд глаголов и определите вид этих глаголов (спрашиваю любого, поднявшего руку).

- Правильно, это глаголы несовершенного вида, так как отвечают на вопрос что делать и обозначают на совершающееся действие. А теперь вместе с напарником подберите к данным глаголам однокоренные слова, но таким образом, чтобы это были глаголы совершенного вида, т.е. отвечали на какой вопрос? (правильно, что сделать? что сделаю? и др.) Выделите корни в словах.

(Слайд 1).

1.Подберите к данным глаголам однокоренные слова таким образом, чтобы это были глаголы совершенного вида.

2.Выделите корни в словах.

Запирать –

Вытирать –

Замирать –

Расстилать –

- Поднимите руки те пары, которые не допустили ошибок.

- Поднимите руки пары, которые допустили одну-две ошибки. В чем заключались ваши ошибки? (отвечает одна пара).

- Если это однокоренные слова, то почему корни у них отличаются?

- Правильно, это корни с чередованием гласных. А какие гласные чередуются? Подчеркните их.

Самопроверка.

А сейчас проверьте правильность выполнения задания по карточке-ключу. (На слайде появляются правильные ответы, пары проверяют правильность выполнения).

Запирать – запереть

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Расстилать – расстелить

4. Объяснение нового материала.

- Понаблюдайте. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных е-и в данных словах? Попробуйте сформулировать правило.

Слушаю две пары, подвожу итог, если после корня следует суффикс А, значит в корне нужно писать И, а если нет суффикса А – Е. А сейчас для того, чтобы вы лучше запомнили правило, к вам на помощь придет ослик (на слайде изображения ослика). Он нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове запирать в корне -пир - пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове запереть пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Читаю стихотворение.

Ослик говорит: «И-а!»Так и ты пиши в словах:Соберу, но собирал,Замереть, но замирал,Затереть, но затирал,Запереть, но запирал,Расстелить, но расстилал,Разжечь, но разжигал,Заблестеть, но заблистал,Выдеру, но выдирал.На приставку не гляди,Крики ослика ищи.

5. Составление опорного конспекта.

В тетрадь выпишите из стихотворения только корни с чередованием. Смотрим образец на доске: -бер- // -бира-

Сравните то, что у вас получилось с ответами на слайде

-бер- // -бира-

-мер- // -мира-

-тер- // -тира-

-пер- // -пира-

-дер- //- дира-

-стел- // -стила-

-жег- // -жига-

-блест- // -блиста-

- Поднимите руки те, кто без ошибок выполнил задание.

6. Работа с учебником (стр. 139):

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

Алгоритм для работы в паре (Слайд).

1.Прочитай правило в учебнике.

2.Расскажи правило напарнику, приведи 2-3 примера.

3.Вместе с напарником отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» - неверные.

а) правописание корней с чередованием гласных е-и зависит от наличия или отсутствия суффикса А; (+)

б) чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием е-и, нужно подобрать проверочные слова с ударной гласной в таких же корнях; (-)

в) у всех слов в данном ряду в корне пишется гласная и (-)

ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать

Самопроверка (Слайд).

И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему: hello_html_m3de7180d.jpg

6. Тренировочные упражнения.

1) Физминутка.

Если после корня «А»,

В корне будет «И» всегда,

Вот пример, запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

Мама маленьким сестрёнкам

Сшила платье и юбчонку.

Из-за платьев и юбчонки

Перессорились девчонки.

Будем платья примерять,

А девчонок примирять.

Проговаривая стихотворение (текст на слайде), учащиеся повторяют за учителем физические упражнения.

Выпишите из стихотворения слова с чередованием в корне.

Вытер-вытирай. Примирять – примерять – слова с безударной гласной. От каких безударных гласных нужно отличать чередующиеся?

2) Работа у доски.

Учитель диктует словосочетания, ученик записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

1.. Творческий диктант: заменить глаголы синонимичными с чередующейся гласной в корне:

Сверкать на солнце – блестеть, подниматься на гору – взбираться, выдергивать сорную траву – выдирать, загораться ярко – зажигаться, закрывать класс – запирать, оцепенеть от страха – замереть, убегать от ребят – удирать.

- Определите вид глагола.

2)Учитель диктует словосочетания, ученик записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Уб..рать квартиру, зап..реть балкон, сн..маем с подоконника, б..решь тряпку, отт..реть пятно, выт..рать пыль, доб..раешься до всех углов, отж..маете тряпку, прот..реть мебель, забл..стеть на солнце, расст..лаем палас, нач..наешь чистить, зам..реть от восхищения.

3) Развитие речи.

Представь, что завтра у вас дома будет торжество, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому сделать в доме генеральную уборку. На основе словосочетаний придумать и записать небольшой текст на тему «Уборка»:

Уборкой комнаты я занимаюсь обычно в субботу.

Сначала я скатываю и выношу на улицу ковер, поливаю цветы.

Потом я мою окна. Вот они уже блестят, сверкают. Теперь я беру чистую мягкую тряпку и вытираю пыль с мебели. Потом приступаю к мытью полов. Воды не жалею, добираюсь до всех углов. Наконец последний раз отжимаю тряпку и вешаю ее сушить. Выбиваю на улице ковер, расстилаю его на чистом полу и облегченно вздыхаю.

7. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило? 3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

8. Домашнее задание: закончить сочинение.

Дополнительное задание. «Магический квадрат».

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Слова для магического квадрата

1.Выд..рать 2.приб..ру 3.отп..реть 4.нат..рать.

5.Расст..лает 6.бл..стящий 7.заж..гательный 8. отм..рают.

9. Бл..стательный 10. выж..гать 11.взб..решься 12.взб..раться.

13.Прод..раешься 14. расст..лю 15. зам..реть 16.прот..рать

Самопроверка.

1 И

2

3

4 И

5 И

6

7 И

8 И

9 И

10 И

11

12И

13И

14

15

16 И

- Поднимите руки те пары, у которых в квадрате получилась большая буква И.

- Спрашиваю у пар, допустивших ошибки: в каких словах допустили ошибки? Проговорите еще раз правило каждый.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Буквы Е

5 класс. Буквы Е – И в корнях с чередованием.

Тема урока. Буквы Е - И в корнях с чередованием.

Цели урока: показать закономерность чередования Е – И в корнях слов; формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания Е –И в корнях с чередованием, объяснять языковые явления.

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией Т.А.Ладыженской, листы учета знаний, и/а доска, сигнальные карточки с буквами О. А, Е, И, раздаточный печатный материал, таблица «Буквы Е–И в корнях с чередующимися гласными».

Ход урока.

Приветственное слово учителя и подготовка тетрадей к работе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Задание 1.

Интерактивная доска. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

Расул Гамзатов.

• Прочитать текст.

• Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор?

(Как надо жизнь прожить.)

• Какой это тип речи?

(Рассуждение).

? На какие правила пропущены гласные в словах?

(Чередующиеся гласные в корнях слов).

? Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?

Демонстрация таблицы.

Индивидуальное задание:

подготовить устное высказывание о чередующихся гласных по таблице.

Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание

(1 человек работает с доской и обозначает орфограмму, остальные записывают слова в тетрадь).

Учитель объявляет учащимся о том, что на уроке будут листы учета знаний, в которые они будут ставить себе баллы за выполненные задания, а в конце урока – подведение итогов.

Задание 2.

Буквенный диктант на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС.

Вставьте в слова пропущенные буквы. Поставьте в тетрадь цифру 1, если в слове пишется О; 2 – пишется А.

Растение, изложение, росток, касание, излагать, выращенный, прикосновение, отрасль.

Самопроверка по и/а доске:

Ответ: 2 1 1 2 2 2 1 2

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2, 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Делаем выводы о чередующихся А и О.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Создание проблемной ситуации. У и/а доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.

Прочитайте записанные на и/а доске слова парами:

Собирать - соберу

Отпирать - отпереть

Задирать - задеру

Вытирать - вытереть

Замирать – замереть

Расстилать – расстелю

Замирать - замереть

Выделите корни. Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)

Подчеркните гласные в них. Что заметили? Как называется такое явление? Гласные чередуются, чередование.

Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Запишите вопрос, на который бы вы хотели получить ответ в ходе сегодняшнего нашего урока? (Узнать, от чего зависит написание гласных Е–И.)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.

Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?

(Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А).

В случае затруднения:

Выделите суффиксы. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных Е или И в данных словах?

Сверим вывод с правилом в учебнике.

Обратите внимание на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.

Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик:

Поручили Незнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик:

В таких корнях, где чередуются И и Е, всё зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,

В корне будет И всегда!

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? Вытирай!

Стихотворение написано на и/а доске. Хоровое проговаривание.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание 3.

Выполняем упражнение на зеленой карточке.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Разб…раешь – разб…рёшь,

прод…раешь – прод…рёшь,

Зам…рает – зам…р,

зап…рает – зап…р,

прот…рал – прот…реть,

бл…стать – бл…стеть,

выж…гал – выж…г,

перест…лать – перест…лить.

Самопроверка: слова написаны на и/а доске

Занесем результаты в оценочный лист.

? Можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении правописания слов с чередованием?

(Нужно знать правило).

Физкультминутка.

Игра «Хлопок». Учитель называет слоава с чередующимися Е и И в корне. Слово с И – хлопок.

Слова для игры: забирать, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Обратить внимание на тему урока и главный вопрос урока. Что мы узнали?

Задание 4.

Выборочный диктант (раздаточный материал).

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Проверка: и/а доска.

Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

0 ош. – 3 б

1, 2 ош. – 2 б

3, 4, 5 ош. – 1 б

> 5 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Задание 5.

Работа с сигнальными карточками (на карточках буквы Е, И).

Задание: поднять карточку, в зависимости от того, какая буква пишется в слове.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Задание 6.

Творческое задание (раздаточный материал).

Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составите памятку с советами.

Например:

1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятка:

1) Используй короткие простые предложения;

2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу.

? Какое местоимение соответствует 2 л. ед. ч.? (Ты).

Набор глаголов с чередующимися корнями:

Собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерёт), растирать (растереть).

Примерные предложения.

1. Вытирай тщательно вымытые руки!

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не втирай в скатерть пролитый суп.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

Поставим оценку за задание:

4–5 предложений – 3 балла

3–2 предложения – 2 балла

1 предложение – 1 балл

Подведем итоги, обратимся к оценочным листам.

Оценка

10–11 баллов - 5

8–9 баллов - 4

7–6 баллов - 3

Меньше 6 баллов - 2

Рефлексия.

Вспомним, какое правило изучали?

Какова была учебная задача? Справились ли с ней?

Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е–И?

Что было трудно?

Что было интересно?

Домашнее задание (написано на закрытой доске).

1. Выучить правило.

2. Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: cобирать, вытирать, застилать, положить и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Е

Урок 15. Буквы е – и в корнях с чередованием

Цель: обучение самостоятельно формулировать правило о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе условий написания орфограммы № 24.

Ход урока. Проверка домашнего задания.

- С каким новым морфологическим признаком глагола вы познакомились на прошлом уроке? Как определяется вид глагола?

-Рассмотрите рисунки в упр. 650. Расскажите, что на них изображено. С чего начались приготовления к путешествию? Глаголы какого вида вы использовали для ответа на этот вопрос? Как началось путешествие? Рассказывая о моменте отплытия, вы используете глаголы (?) вида?

II. ПОВТОРЕНИЕ уже изученных чередующихся корней.

На экране 2 группы слов. * Изл..жение, сл..гаемое, распол..житься, предл..гать; выр..щивать, р..стительность, возр..ст, р..сток, отр..сль. – Вспомните правила и вставьте буквы.

  1. Новый материал. На доске 2 столбика слов.

Соб..ру соб..рать

Зап..реть зап..рать

Сд..ру сд..рать

Выт..реть выт..рать

Зам..реть зам..рать

-Рассмотрите внимательно эти слова. Какую особенность в строении слов второго столбика вы обнаружили? - Суффикс А. – Как вы думаете, какую же букву надо писать в корне этих слов? Как это можно запомнить? Шутка: Ослы кричат: ИА. Сформулируйте правило написания корней с чередованием Е – И.

3. Послушайте шуточное стихотворение (На экране)

Жили-были две подружки, симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки, буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов рады были их принять.

Только нужно было знать, как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались, меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва: «Здесь за корнем суффикс А!»

И без лишней кутерьмы примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит, в корне место Е находит.

До сих пор живут согласно чередующиеся гласные.

- Вернёмся к нашим симпатичным подружкам. «Корни нескольких глаголов рады были их принять». Какие же корни принимают букву И? Почему? Какого вида данные глаголы?

- А в какие корни встаёт буква Е? Есть ли в данных глаголах суффикс А? Какого они вида? Сделайте вывод! Читаем правило в учебнике.

IV. Вставьте недостающие буквы, обозначьте орфограмму графически.

Уб_рать – уб_ру; нат_рать – нат_р; зап_реть – зап_рать; выт_реть – выт_рать.

– Можно ли написание е – и в корнях проверять ударением?

V. Записать предложения, выделить орфограмму № 24.

П о с л о в и ц ы. 1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки собирает. 2. Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. 3. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. 4. Скупой запирает крепко, а потчует редко. 5. Язык без ног, но далеко пробирается.

З а г а д к и. 1. Весной цвету, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не умираю. (Сосна.) 2. По воде идет, крыльями упирается, водой умывается. (Лодка.)

VI. В данные слова вставить пропущенные буквы, определить часть речи:

Неразб..риха, отм..рание, обт..рание, выч..тание, бл..стательный, заж..галка. Вывод, значит, это правило касается не только глаголов.

VII. Объяснительный диктант. Блестеть, блистать, выбирать, запереть, вытирать, выберу, вычитание, зажигательный, зажечь, отмирающий, протереть, добираться, протирать, расстилать, расстелить, умереть.

1. Герасим вбежал в каморку и заперся. (И. Тургенев.) 2. Дорога забирала в горы. (А. Гайдар.) 3. Палящая жара простиралась над степью. (К. Паустовский.) 4. Толкнули Жилина в сарай и заперли дверь. (Л. Толстой.)

- Слышен стук в дверь, входит Незнайка.

- Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понимаю.

- Что случилось, Незнайка?

- Я опаздываю в школу. Этот умник Знайка задал нам такое трудное задание, и я не смог его выполнить.

- Ну, успокойся, покажи нам своё задание.

- Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е-И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я не знаю, как это делать.

(Разворачивает лист (проецируется на доску), на котором написано: Берись дружно – не будет грузно. Всякий избирает друга по своему нраву. Когда у человека есть друг, он всегда может опереться на его плечо.

Незнайка, тебе здорово повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое ты не понял. И они тебе сейчас помогут. (Ребята объясняют Незнайке орфограмму).

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я всё понял. Вы настоящие друзья. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется буква И, если после коня есть суффикс А.

- Ты молодец, Незнайка, и ребята молодцы: так грамотно всё объяснили. Да, ещё одно, почему в 3-м предложении нужна запятая?

Незнайка. Спасибо, ребята, вы настоящие друзья. Пусть теперь Знайка попробует не поставить мне «пять»

- Оставайся с нами, Незнайка, поиграем в «Четвёртое лишнее».

1. Сложить, изложение, налагать, избираю.

2. Растение, росток, отрасль, запереть,

3. Лиса, блестит, осмотреть, глазок.

Самостоятельная работа.

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что может стереть.

Но скажи – если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? С. Маршак.

8. Выборочный диктант.

• Задание. Из диктуемых предложений выписать слова с орфограммой № 24.

  1. Долго Иван-царевич по лесу пробирается. 2. Вывели молодцы коней, стали себе оружие выбирать. 3. Велел старик сыновьям настилать мосты кленовые. 4. Дошел солдат до деревни, постучал в крайнюю избу, дверь отперла старуха. 5. Пока змей глаза протирал, Иван сбил ему три головы. 6. Молодой купец приставил одного брата угли разжигать. 7. На третью ночь собирается в дозор Ванюша. (Из русских народных сказок.). 8. Стоит дуб, вершиной в облака упирается. 9. Вечером соберутся дед Кокованя, сиротка Даренка, кошка Муренка, и весело им. (П. Бажов.)

2. Свободный диктант.

Кладовая бурундука

1. В норке у бурундука комнатки. В одной он живет, в другую убирает запасы на зиму.

2. Вот ранним летним утром выбегает бурундук из норки, взбирается на пенек и начинает умываться. В лучах утреннего солнца блестят черные полоски на его спинке.

3. Пора на работу! Бурундук рыскает по лесу, подбирает почки, орехи и уносит к себе в кладовую. Здесь у него уже много запасов.

4. Наступает зима, замирает жизнь в лесу. Бурундук спокойно засыпает в норке. Иногда он проснется, переберется из комнатки в кладовую, поест и опять спать.

По В. Брагину домашнее задание: упражнение 654.

infourok.ru

Урок русского языка для 5 класса «Буквы Е/И в корнях с чередованием»

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе А

Тема: Буквы И/Е в корнях с чередованием

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предполагаемые результаты урока:

  • Предметные : приобретение и систематизация знаний о правописании гласных Е/И в корнях с чередованием; развитие навыков правописания слов с чередованием И/Е в корне; уметь отличать орфограмму с чередованием от орфограммы проверяемые безударные гласные.

  • Метапредметные:

  • Коммуникативные - осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, организовывать работу в парах;

  • Регулятивные - понимать учебную задачу и планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия;

  • Познавательные - уметь пользоваться справочной литературой;

Упражнение для наблюдения.

замереть - замираю -мер - - - мир-

наберу - набирал - бер - - - бир -

задерет - задирает - дер - - - дир -

вытереть - вытирать - тер - - - тир -

отпереть - отпирать - пер - - - пир -

Вопросы и задания учителя:

Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова однокоренными? Давайте выпишем корни в этих словах. Есть ли отличие в написании? Когда в корне пишется И, а когда Е? От чего это зависит? Как вы думаете, почему некоторые лингвисты называют это правило «орфограмма с девчачьим именем»? Какая морфема командует этим правилом? Попробуйте самостоятельно сформулировать правило.

Расскажите, как применять правило на примере слов в предложении:

Когда старик зап…р дверь на ключ старуха посоветовала ему зап…рать замок на два оборота.

Расскажите, какой знак пропущен в этом предложении, почему он ставится?

Возьмите на заметку!

Суффикс - А - любит командовать не только в словах с сочетанием - ира - , но и в других сочетаниях он тоже требует написания - И- . Откройте учебник и прочитайте правило. Совпадает ли оно с нашей формулировкой? Выпишите корни, о чередование И/Е в которых мы еще не сказали.

- блест - - - блист -а

- стел - - - стил - а

- жег - - - жиг - а

- чет - - - чит -а

Найдите в орфографическом словаре слова «сочетать», « сочетание». Соответствуют ли они правилу? Почему? Запишите слова-исключения в тетрадь.

Упражнение 1.

Подберите к словам пару по образцу. Обозначьте орфограмму. Одинакового ли вида будут получившиеся глаголы? Образец: замер - замираю.

Вымерли, заберу, придерётся, протёр, запер, зажёг, расстелил, заблестеть.

Проверь соседа! Вымерли - вымираю, заберу - забираю, придерётся - придираюсь, протёр - протираю, запер - запираю, зажёг - зажигаю, расстелил - расстилаю, заблестеть - заблистаю.

Упражнение 2.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Вспомните, из каких произведений взяты эти примеры.

  1. На девичник соб…раясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним.

  1. Кто-то терем приб…рал

И хозяев поджидал.

  1. Фарлаф с боязнию глядит;

В тумане ведьма исчезает,

В нём сердце зам…рло, дрожит.

  1. Как наешься ты своей полбы*,

Соб…ри-ка ты с чертей оброк полный.

Кто и что объединяет эти произведения?

Все эти произведения объединены автором - А.С. Пушкиным, и все это сказки ( «Руслан и Людмила» - сказочная поэма)

Может ли кто-то точно объяснить значение слова «полба»? Каким словарем мы должны воспользоваться для того, чтобы узнать не написание слова, а его значение? Один человек, пользуясь толковым словарем в интернете, находит значение слова «полба» и зачитывает его классу.

Упражнение 3.

Сравните слова, объяснив орфограммы и вставив буквы, найдите лишнее слово. Объясните, как вы рассуждали.

Раст…реть, подп…рать, п…ровать, бл…стает.

Упражнение 4.

Придумайте небольшой текст, используя следующие слова: забл…стели, расст…лалась, зам…рает, выб…раю, соб…рём, заж…гаются. Как вы думаете, какая тема лучше всего объединит предложения с такими словами? Прочитайте свои рассказы. Какое правило вам пришлось применить, чтобы написать слова с орфограммой?

Получилось ли у вас выполнить все задачи, поставленные на уроке?

Напиши сочинение - описание объемом 90-150 слов на тему «Красота родного края», используя до 10 слов с изученной орфограммой. Обозначь условия выбора орфограммы.

botana.cc


Смотрите также