Конспект урока Чередующиеся гласные о,а в корнях кас- - -кос (6 класс). Корни кос кас упражнения


Конспект урока Чередующиеся гласные о,а в корнях кас-

1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети выбирают смайлик, соответствующий его настроению

- Добрый день, ребята! На столах у вас два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Самоопределение. Планирование учебного сотрудничества.

2. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

На доске записаны предложения:

Сияет свет звезды.

Ученик написал изложение.

Ребята обошли заросли растений.

Он причинил ей боль касанием. (Эти же предложения у каждого на карточках).

Он весь съежился от этого прикосновения

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Чтение учащимися предложений. Работа по плану. Выделят главные члены предложения и дополнения. Выделяют корни.

- Прочитайте написанные на доске предложения.

- Выделите корни в словах, являющихся дополнением.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение к постановке целей.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления вывода и первичного закрепления материала

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся объясняют написание орфограмм в словах: звезды, изложение, заросли, растений

- Правильно писать буквы О и А в корнях –кас-, -кос-

- Цель урока

-Спланировать свою деятельность.

1. Как?

2. Применение в тетради.

3. Контроль и оценка.

- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих слов. Объясните их написание.

- Какие орфограммы на правописание гласной в корне слова вы знаете?

- Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях не знакомились? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обсудите в парах.

- Итак, запишите тему урока в тетрадь. (слайд 1)

- Отталкиваясь от темы урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Мы сейчас с вами что сделали, что сформулировали?

- Что нам еще нужно сделать?

Поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Аргументация своего мышления; учет разных мнений.

3. Изучение нового учебного материала.

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети высказывают свои домыслы и предположения (приходят к правильному выводу)

Работа в тетрадях, выделяют графически орфограмму.

Учащиеся самостоятельно составляют схемы

А есть а - О (нет а) или

КАС А - Кос (нет А)

Правописание О или А в корне –кас-/-кос- зависит от суффикса А

Чтение правила.

На урок пришли в наш класс Корень -КОС- и корень –КАС-. Суффикс – А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: -Где Вы, где Вы, корень –КАС-? Не могу я жить без Вас! Если после корня -А-, С корнем –КАС- пиши слова!

Значение слова касаться.

Дотрагиваться до чего-либо или кого-либо.

Иметь отношение к чему-либо.

Затрагивать в разговоре кого- либо

- Давайте попробуем раскрыть тайну правописания слов с корнями _кас-, -кос-.

- работа со словами                                                 

коснуться                         касаться

прикоснуться                  прикасаться

прикосновение                касание

-Посмотрите на слова. Как вы думаете, на какие две группы мы можем их распределить?

- А теперь внимательно посмотрите на слова и подумайте от чего зависит правописание букв О и А в корнях –кас-/-кос-? Составьте графические схемы(слайд 4)

- Сделайте вывод

- А теперь знакомимся с правилом. Орфограмма №26 с. 104 в учебнике

) Вывод

Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Умение излагать свои мысли, формулировать правило. Оказание взаимопомощи, взаимоконтроль. Достижение метепредметных результатов: основы самоконтроля и самооценки. Умение работать в паре.

4. Закрепление учебного материала

Цель: Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащимися; провести коррекцию. Овладение умением применять полученные знания на практике.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа с учебником.

Дети устно объясняют условия выбора данной орфограммы

Выполняют упражнение 184

Физминутка

Выполняют диктант, распределяют слова в два столбика. Оценивают друг друга

1. -Запишите предложения с графическим объяснением выбора букв О-А в словах с корне –КОС-/-КАС-

- Прокомментируйте.

Упражнение 184.

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

           

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

2. Выборочный диктант ( в 1-ую колонку выпишите слова с орфограммой « Проверяемая безударная гласная в корне слова, во 2-ую- слова с орфограммой « Чередующаяся безударная гласная в корне слова») ( проверка по эталону)

Толстая к…са, к…сить траву, к…снулся, к…сательная, соприк…саться, к…сой заяц, к…солапый, пок…сился, к…сарь, к…силка.

-Уч-ся делают вывод об отличии двух орфограмм друг от друга.

Игра «Четвертое - лишнее»

1) Легкое прик...сновение.

2) Неприк...сновенный запас.

3) К…сательная линия.

4) Точки соприк...сновения.

1) Слегка к…саться.

2) Вопрос, к…сающийся нас.

3) Осторожно прик...саться.

4) Соприк…сновение с противником.

Цифровой диктант

КАС-ЛАГ=1

КОС-ЛОЖ=2

К..саться

Отл..жить

Прик..сновение

Прил..гательное

Соприк..саться

Пол..жение

К..снуться

Пол..гать

Прик..снуться

Пол..жить

Упражнение 185 (проверка по эталону)

Слушать и слышать других, быть готовыми корректировать свою точку зрения

Овладение умением наблюдать, анализировать и отстаивать свою точку зрения, выставлять оценки

Овладение умением оценивать правильность учебной задачи.

Достижение метапредметных результатов: правильная оценка чужого ответа

Овладение умением оценивать правильность учебной задачи.

Достижение метапредметных результатов: правильная оценка чужого ответа

5. Подведение итогов

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Дети высказывают свои мысли

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Мне было интересно…

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Кто может сформулировать это правило?

Рефлексия.

- Оцените свою деятельность

Закончите предложения.

Уметь соотносить цели и результаты своей деятельности

Умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

6. Задание на дом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание

Составить рассказ «В походе» с использованием слов с чередующимися гласными в корне, тест

Тип урока: Открытие нового знания.

Технология урока: урок-практикум.

Тема урока: Буквы а и о в корне -кас- и -кос-.

Цель урока: Развитие умения анализировать учебный материал, проводить сравнения и делать вывод при изучении орфографической нормы буквы а – о в корне -кас– /– кос-.

Учащиеся должны знать условия выбора букв О – А в словах с корнем –кос -/-кас-.

Уметь обнаруживать орфограмму «Буквы О – А в корне –кос-/ -кас-.»

Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и о в корне -кас-/-кос-; умение распознавать слова с чередующимися корнями - кас-/-кос-и применять правило их написания; владеть навыками морфемного разбора слов.

Личностные УУД: развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов и изменений в в план и способ действий в случае расхождения с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

Методы: сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения.

Формы работы: самостоятельная работа, работа в парах.

Формы контроля: индивидуальные задания (дифференцированный подход), фронтальный опрос, задания по карточкам.

Средства обучения: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.  - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Раздаточный материал: листы самооценки; карточки с заданиями, презентация.

1.В корне с чередованием -кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если:hello_html_0.gifпосле корня стоит суффикс -а- hello_html_0.gifможно проверить ударением hello_html_0.gifпосле корня нет суффикса -а- 

2.Найдите слово с пропущенной буквой А:hello_html_0.gifк..снулся hello_html_0.gifк..сается hello_html_0.gifприк..снулся 

3.Найдите слово с пропущенной буквой О:hello_html_0.gifприк..сайтесь hello_html_0.gifприк..снитесь hello_html_0.gifне прик..саемся 

4.Найдите слово с чередующейся гласной в корне:hello_html_0.gifк..сой hello_html_0.gifл..зейка hello_html_0.gifк..сить hello_html_0.gifк..саться 

5.Найдите слово с проверяемой гласной в корне:hello_html_0.gifр..стение hello_html_0.gifпол..жить hello_html_0.gifприк..сновение hello_html_0.gifск..сили 

7.В слове СОПРИК..СНУЛСЯ нужно писать букву:hello_html_0.gifО hello_html_0.gifА 

8.В слове ПОК..СИЛСЯ нужно писать чередующуюся гласную О?hello_html_0.gifда hello_html_0.gifнет 

9.В слове К..САТЕЛЬНАЯ нужно писать чередующуюся гласную А?hello_html_0.gifда 

Лист самооценки ученика(-цы) 6 класса ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________

Лист самооценки ученика(-цы) 6 класса ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________

Лист самооценки ученика(-цы) 6 класса ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________

infourok.ru

Урок в 6 классе по теме "Буквы О – А в корне -КОС – КАС-"

Тема урока: Буквы О – А в корне -КОС – КАС-

 

Урок русского языка в 6 классе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок-открытие

Методы: словесные (беседа), наглядные (презентация), практические (упражнения, работа с книгой, проблемно-поисковый метод).

Цель: знакомство уч-ся с условиями выбора букв О-А в корне –КОС-КАС.

Задачи:

  • формировать навык правильной постановки чередующихся гласных о-а в корне –кос-кас;
  • развивать орфографическую зоркость  и навык соотносительного анализа;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Орг. момент ( 1мин)

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». Не забывайте о правильной осанке! Итак, начинаем урок.

Актуализация знаний (3 мин)

- (СЛАЙД 1) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед Вами два столбика слов. Почему на ваш взгляд, мы разделили слова на две группы? (потому что первый столбец – слова с чередующимися гл. в корне, второй – с безуд. гл. в корне слова).

-         - Какие мы знаем корни с чередованием? (корни бир – бер \\ -мир -  - мер - \\ - блист - -блест - \\ лаг – лож-, -раст – - ращ - - рос).

-         Скажите, пожалуйста, а какая морфема по вашему мнению самая главная? (Корень)

-         Я согласна с Вами, что корень – очень важная часть слова. Но тем не менее и другие морфемы не менее важны. Сегодня мы познакомимся с морфемой, от которой зависит корневая гласная.

Объяснение нового материала (10 мин)

-         (СЛАЙД 2) Итак, тема нашего урока «Буквы о и а в корне –кос- и –кас-». Откройте тетради, запишите число «13 октября», «Классная работа».

-         А теперь отложите ручки и послушайте удивительную сказку о двух братьях.

-         (СЛАЙД 3) За тридевять земель, в царстве Русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. (СЛАЙД 4) Прислуживали ей два брата – КОС и КАС. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных (СЛАЙД 5).

Много ли, мало ли прошло времени, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев КОС и КАС, того награжу по-царски». (СЛАЙД 6)

Со всех земель невиданного царства съехались гласные, согласные, суффиксы, корни, приставки, ударение. Ребята, давайте и мы поможем королеве.

(СЛАЙД 7) Перед вами слова с пропущенными буквами.  Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

 Задание: Спиши, вставь пропущенные буквы. Объясни графически.

Р..стение,  предпол..гать,  пол..жение, изб..рать, зам..реть, бл..стательный.

Прик..снуться, прик..саться.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца?  Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

-А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило? (да)

- Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений? (тоже есть чередование гласных в корне, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили).

(СЛАЙД 8) Давайте вернемся к словам «прикоснуться, прикасаться».

И добавим еще два: «прикосновение и касание».

Проведем наблюдение: один человек работает у доски.

-  Запишите эти слова, выделите корни, подчеркните гласную в корне. Если есть суффикс –а- после корня, то выделите его.

- А теперь скажите, что вы заметили? (СЛАЙД 8) От какой морфемы зависит написание гласной в корне?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс –а-,  пишется корень –кас-, а  в словах, в которых после корня нет суффикса  -а- ,  пишется корень –кос-.

- Молодцы. Теперь вы готовы сформулировать правило.

Ученики формулируют правило (В корне – кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс –а-, и буква О, если этого суффикса нет).

- Проверим себя по учебнику  (стр. ____ – чтение правила). 

- А теперь послушайте, чем же закончилась сказка?

Суффикс А оказался самыми шустрыми, слишком уж ему понравились братья КОС и КАС. Он быстро подскочил к брату КАС.  Да так и остался  навсегда с ним.

С тех пор как увидит царица суффикс А, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец КАС. 

Закрепление изученного (СЛАЙД 9) (23 мин)

Если видишь, что за корнем

появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « Кас » пиши всегда.

- А сейчас проведём необычную физкультминутку. Обратите внимание на доску. Перед Вами домики братьев КАС и КОС. Их сейчас нет дома. Я предлагаю Вам угостить их конфетами, положив угощение в окно. Конфеты лежат на парте. На каждой конфете написано слово, Вам надо определить какая гласная пишется в корне и опустить туда конфету. Итак, начинаем с первой парты по очереди (каждый выходит, берет конфету, читает слово, объясняет написание, опускает конфету в домик).

- Молодцы! Справились с этим заданием! А теперь выполним упр. _____ из учебника (1 ученик работает у доски на оценку).

- Доп. задание: распределить слова на 2 столбика (о – а).

Растительный мир, личная неприкосновенность, крошечный росток, правила сложения, лёгкое касание, имя прилагательное, выращивать цветок, трудное положение, выросли деревья, касаться рукой.

- Задание в группе:

«Кто больше?» (кто больше придумает слов с корнями кос и кас). Время пошло.

Обобщение изученного. Рефлексия (7 мин)

Ребята, закрыли учебники. Скажите, пожалуйста:

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?

- Тест на карточках (КАРТОЧКА № 1»).

Тест

Найдите слово с корнем –кас-

А. К..сание.

Б. К..снулся.

В. Прик..сновение.

Г. К..снется.

Найдите слово с корнем –кос-

А. К..сается.

Б. Прик..сался.

В. К..сательная. .

Г. К..снись.

Найдите ряд слов с чередующимися гласными в корне:

А.  Прилагательное, замирать.

Б. Приближаться, наслаждаться.

 

«КАРТОЧКА №2».Вставьте пропущенные слова.

Чтобы выбрать гласную ___ или ____ в корнях ____ - ____, нужно посмотреть, _____есть ли     ________________.

Если ________________, то в корне пишем гласную _____; если ________нет______________, то в корне пишем гласную ____ .

Например:___________________________________

- Оцените свои успехи и напишите их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание. Упр. _____ с. _____

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был(а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был(а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно
Я чувствовал (а) себя комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был(а) успешен (успешна)
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

rusteacher.ru

Конспект урока по русскому языку на тему " Буквы о-а в корнях -кос- -кас-"

Буквы о-а в корне кос-кас.

Цель:

Задачи:

  • Формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне кос-кас;

  • Уметь делать правильный выбор гласных

  • Уметь обозначать условия выбора гласных.

  • Уметь отличать слова с чередующими гласными от слов с проверяемыми гласными

  • Развивать орфографическую зоркость.

  • Развивать логическое мышление.

  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Повернитесь, пожалуйста, друг другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Тринадцатое октября.

Классная работа.

  1. Работа стекстом.

Я вас приглашаю совершить экскурсии в осенний лес.

Прочитайте выразительно отрывок.

Текст.

Золотая осень прик..снулась волшебной палочкой к дерев..ям, и сказочный мир леса забл..стел разноцветными огнями. Я заб..раюсь в лесную глуш.. . Вот на березу садит..ся дятел и тихонько к..сается ствола клювом. С дерева падают и медленно ложатся на землю листья. А вот на лесной полянке р..стёт огромная старая ель. Как чудес..но в лесу ранним осенним утром!

  • Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)

  • Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)

  • Определите тему текста (осень)

  • Какова основная мысль текста? (Как чудесно в лесу ранним осенним утром!)

  • Озаглавьте текст. (Золотая осень)

  • Определите стиль и тип речи. (Художественный, описание)

  • Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?

  • Каково оно? Какое предложение подсказывает это?

Индивидуальное задание: синтаксический разбор предложения С дерева падают и медленно ложатся на землю листья.

  1. Начертите схему первого предложения и объясните.

  1. Выписать слова с пропусками. Графически объяснить.

Прикоснулись

Деревьям

Заблестел

Забираюсь

Глушь

Садится

Касается

Растёт

Чудесно

  1. Объявление новой темы и постановка целей урока.

- Назовите слова с чередующими гласными в корне

- В написании каких слов вы встретили затруднение?

прикоснулась

касается

- Можем ли мы объяснить правописание этих слов?

- Итак, какую же букву писать в этих словах: о или а?

Вот на этот вопрос мы постараемся ответить.

- Какова тема урока?

Буквы о-а в корне кос-кас.

Поставим перед собой цели урока. Чему мы должны научиться?

  • Формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне кос-кас;

  • Уметь делать правильный выбор гласных

  • Уметь обозначать условия выбора гласных.

  • Уметь отличать слова с чередующими гласными от слов с проверяемыми гласными

Итак, приступим к решению проблемы, которая встала перед нами в начале урока.

- Выделите корни в этих словах.

- Являются ли эти слова однокоренными?

- Одинаковая ли в них гласная?

- Как называются такие гласные? (Чередующие)

- Начнём наше исследование.

Распредели слова в две колонки так, чтобы в первой колонке были слова с буквой А в корне, во второй с буквой -О

Касаться, коснуться, касание, касается, коснётся, прикоснулся

-кос-

-кас-

коснуться

касаться

коснётся

касание

прикоснулся

касается

- Выделите корень в этих словах.

- Чем отличаются слова первого столбика от слов второго?

Дети анализируют таблицу и делают вывод

Правописание букв о или а зависит от наличия или отсутствия суффикса а после корня.

Знакомство с правилом:

- Откройте учебник, прочитаем правило. С.64

Постарайтесь выучить. (опрос)

В корне - кос-кас- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс а, и буква о, если этого суффикса нет..

Физминутка. (Релаксация)

Золотая осень принесла нам необычное послание на кленовом листе. Это небольшая рифмовка.

Запомни:

Если после корня –а-,

В корне будет А всегда.

Вот пример тебе, малышка:

Касаюсь дна.

Коснулся крышки!

Тренировочное задание.

Запишите под диктовку с графическим объяснением выбора о-а в корне -кос – кас –

К саться рукой, нежное прик .. сновение, к..сательная линия, к .. сается всех,

к .. снулся руки.

«Волшебный сундучок» Выпишите в один столбик слова с буквой А в корне , в другой – с О в корне.

К..сательная линия, прик..саться к проводу, неприк..сновенный запас, выполнять неук..снительно, прик..снулся к утюгу, неосторожное прик..сновение, к..снулся пальцем, что к..сается меня, слегка к..снулся, соприк..сновение рук, тебя это не к..сается, неприк..саемый, не прик..саться.

Самопроверка

А

К..сательная линия, прик..саться к проводу, что к..сается меня, тебя это не к..сается, неприк..саемый, не прик..саться

О

неприк..сновенный запас, выполнять неук..снительно, прик..снулся к утюгу, неосторожное прик..сновение, к..снулся пальцем, слегка к..снулся, соприк..сновение рук

Необходимо обратить внимание детей на лексическое значение корня

Основные значения корня с чередованием-кос – кас-:

Весло коснулось воды. Крючок касается дна.

(Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь)

Это тебя не касается. Нет ничего, что не касалось бы честных людей.

(Иметь отношение к чему – нибудь или кому – нибудь)

Директор коснулся вопроса о дисциплине.

(Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме)

Физминутка на дыхание.

Ветер

Ветерсверху набежал,

Ветку с дерева сломал:

«В-в-в-в!»

Дул он долго,зло ворчал

И деревья всё качал:

«Ф-ф-ф-ф».

Подул сильный осенний ветер и разбросал все листья в разные стороны, перепутал все слова. Ребята, посмотрите внимательно на эти слова и скажите, можно ли их назвать однокоренными?

Распределите слова по орфограммам (дети по очереди устно объясняют написание слов, ученики выполняют эту работу на интерактивной доске):

Гласные в корне е чередуются

Слова для анализа

Гласные в корне чередуются

косой

костный

коснусь

косичка

касание

косолапый

Тест.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, обозначьте орфограмму

Наш посёлок____ на берегу реки Лух.

Его окрестности удивляют богатой _____.

Кто-то ______отправиться в поход.

Мы аккуратно ______рюкзаки и отправились

по _________ маршруту.

На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.

Справа от нашей стоянки_____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.

Слова для справок: распол..жить, предл..жить, р..стительность, р..сти, предложенный, разросшийся,сл..жить, р..стения.

Вывод по уроку

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

Рефлексия. Выбери условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке.

- Мне всё понятно, я всё усвоил

- У меня есть вопросы

- Мне надо ещё раз всё повторить

Домашнее задание

  1. Выучить правило на с.64

  2. Выполнить на выбор упражнения

  1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, обозначьте орфограмму

Наш посёлок____ на берегу реки Лух.

Его окрестности удивляют богатой _____.

Кто-то ______отправиться в поход.

Мы аккуратно ______рюкзаки и отправились

по _________ маршруту.

На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.

Справа от нашей стоянки_____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.

Слова для справок: распол..жить, предл..жить, р..стительность, р..сти, предложенный, разросшийся,сл..жить, р..стения.

  1. Упражнение 137

  2. Упражнение 139

infourok.ru


Смотрите также