Комплексы упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников. Комплекс упражнений для самомассажа в детском саду


Комплекс упражнений для массажа и самомассажа в детском саду Массаж пальцев карандашами

Приложение 4.

Комплекс упражнений  для массажа и самомассажа  в детском саду 

Массаж пальцев карандашами 

Известно, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже сгибании и разгибании пальцев самый примитивный массаж, заключающийся в  годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. В этой разработке вы найдете эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа карандашом.

Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами,  помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. 

Проведите беседу с детьми:

  В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур,

штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты  пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!  «Утюжок» Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.  Карандаш я покачу. Вправо-влево – как хочу! 

«Добывание огня» Положи карандаш на одну ладошку и накрой его другой.  Прокатывай его между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй это сделать сразу с двумя карандашами. 

«Пианино» Сильно прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиками пальцев. 

«Скольжение» Держи пальцами длинный карандаш так, как ты обычно его  держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигай по карандашу вверх вниз.  «По карандашу скольжу – съехать вниз скорей спешу» 

«Волчок»

Вращай карандаш двумя пальцами сначала одной руки, потом другой. Попробуй сделать тоже большим и средним пальцами.

«По столу круги катаю. Карандаш не выпускаю» 

«Горка» Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш одной рукой. Пусть он скатится вниз по твоей руке, как с горки. 

«Подъёмный кран» Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его,  подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.  «Карандашик поднимаю. Крепко пальцем прижимаю» 

«Вертолёт» Возьми тонкий карандашик тремя пальцами. Покрути его.  Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта!  «Отправляется в полет. Наш красавец вертолёт!» 

«Эстафета»-передача карандаша поочерёдно каждому пальчику.Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи и передай  указательному пальцу левой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш другим пальцам. 

«Прятки» - сжимание карандаша в ладошках. Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке правой руки, спрячь. А теперь спрячь в левой руке: « Карандашик посжимай (ю) и ладошку поменяй (ю)» 

«Ладошка» Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша:  «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко»  http://kurs.znate.ru/pars_docs/refs/147/146917/146917_html_m77888afc.jpg 

Массаж и самомассаж рук 

Простейший беспредметный массаж — это сгибание - разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Массаж с предметами и приспособлениями

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным). 

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения. 

  

для здоровья детей 

Массаж грецкими орехами. 

  С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно  иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.  

1.       Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2.       Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки. 

3.       Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья. 

4.       Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки. 

5.       Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно. 

6.       Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин. 

7.       Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть. 

http://mdoy18.caduk.ru/images/clip_image004.png 

Комплексы по самомассажу и массажу  Растирание ладони

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,  Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!  Надо ручки нам погреть,  Посильнее растереть. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо. Добываем мы огонь,  Взяли палочку в ладонь.  Сильно палочку покрутим –  И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,  Колобок – румяный бок.  Будем сильно тесто мять,  Будем няне (маме) помогать. 

Растирание пальцев

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

«Крепко пальчики сожмём,  После резко разожмём» -

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,  Искры, пламя выбиваю!» «Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу. Закружилась мельница,  Быстро мука мелется.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза

Мы точили карандаш,  Мы вертели карандаш.  Мы точилку раскрутили,  Острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть, Будем мы его точить.  Раз, два, три, четыре,  Острый ножик наточили. 

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. 

Пилим, пилим мы бревно,  Очень толстое оно.  Надо сильно постараться,  И терпения набраться.

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Вот все пальцы на виду!  Бух! – теперь их не найду»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

«Ручкой ручку поддержу,  Сильно ею потрясу» 

Массаж спины  «Дятел»  Дятел жил в дупле пустом,  Дуб долбил, как долотом,  

 (дети похлопывают ладонями по спине впереди стоящего)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! 

Долбит дятел крепкий сук,    (поколачивают пальцами) 

Клювом, клювом он стучит, 

дятел ствол уже долбит  (постукивают кулачками) 

Дятел в дуб всё тук да тук... 

Дуб скрипит: «что там за стук?  (постукивают рёбрами ладоней)

Дятел клювом постучал, постучал и замолчал,

Потому что он устал,    (поглаживают ладонями) 

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше -      

Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг другу по спине.

Бом! Бом! Бом!      

 По весёлой звонкой крыше -            

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите -            Постукивание  пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -              Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте. …

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше -    

 Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом! 

Массаж спины  

«Паровоз»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,      Похлопывание по спине

Стоять на месте не хочу!                 ладонями. Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу!    Поворот на 180, Стоять на мете не хочу!              поколачивание кулачками. Колёсами стучу, стучу,               Поворот на 180, Колёсами стучу, стучу,              постукивание пальцами.

Колёсами стучу, стучу,            Поворот на 180,

Садись скорее, прокачу!     поглаживание ладонями.

Чу, чу, чу!                            Лёгкое поглаживание пальцами.

         

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки рядышком сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять

Не забудь: массаж для ушек с другом сделать.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять.

Не забудь: массаж для щёчек с другом сделать  Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке. Делать 1раз. На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять.

Не забудь: массаж такой с другом сделать. 

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги по лбу. Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

И не забудь: массаж такой с другом сделать.

Указательными пальцами рисуем круги вокруг глаз. Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять

И не забудь: массаж такой с другом сделать.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 5-6раз. Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять

И не забудь: массаж для носа с другом сделать.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 5 раз. 

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Так закончили массаж озорные мишки.

Стихотворения для массажа пальчиков:

Перебираем каждый пальчик у ребенка, сначала на одной руке, потом на другой.

Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:

«Этот пальчик – дедушка»,

Переходим к указательному, делаем тоже самое и говорим:

«Этот пальчик – бабушка»

И дальше по порядку:

«Этот пальчик – мама, этот пальчик – папа,

А этот (массируем мизинец) пальчик – называем ребёнка»

Проделываем так со второй рукой. 

«Этот пальчик»  Этот пальчик в лес пошел, (массируем большой палец)  Этот пальчик гриб нашел, (массируем указательный палец)  Этот пальчик чистить стал, (массируем средний палец)

Этот пальчик жарить стал, (массируем безымянный пальчик)

Ну а этот взял и съел! (массируем мизинец) 

«Этот пальчик Удалец»  Этот пальчик большой- (массируем большой палец)

Удалец молодой.

Этот пальчик указательный, (массируем указательный палец)

Любознательный, внимательный.

Этот пальчик средний – (массируем средний палец)

Не злой и не вредный.

Этот пальчик безымянный – (массируем безымянный пальчик

Звать его так очень странно.

А этот – мизинец – (массируем мизинец)

Большой ленивец.

Растите, мои пальчики, (погладим ладошки обеих рук)

Растите скорей!

Рисовать, играть всем вместе

Будет веселей!

Массаж «Вышли детки погулять»

Погладим ладошки обеих рук, затем перебираем каждый пальчик сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:

Вышли детки погулять,

Стали детки всех считать:

Раз – телёнок,

Два –козлёнок,

Три задиристый – утёнок,

А четыре – пёс Барбос,

Пять – пушистый кот Матрос 

Список используемой литературы:  1.Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика : методика работы

с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова ; под науч. ред. профессора Г. А. Волковой. СПб. : Каро, 2005. – 176. – Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

«Что? Где?». – С. 58–65.

2. Е. Валюжинич, Н.Зрюева «Увлекательная моторика, или Наши энергичные пальчики» Издательство «Лада», Москва 2010

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Комплексы упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – «ДЕТСКИЙ САД № 170 «АНТОШКА» Комплексы упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников Разработала: воспитатель I квалификационной категории Олеся Алексеевна Миселёва Барнаул 2016 Содержание Введение………………………………………………………………………………...3 Пояснительная записка………………………………………………………………...4 Комплексы упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников…………..6 Массаж рук……………………………………………………………………….……..6 Массаж пальцев…………………………………………………………………..…….8 Массаж ног………………………………………………………………………….....11 Массаж стоп………………………………………………………………………...…12 Массаж головы………………………………………………………………………...13 Массаж ушей………………………………………………………………………..…14 Массаж лица……………………………………………………………………...……15 Массаж спины………………………………………………………………..………..17 Методическая основа………………………………………………………………....19 Введение Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте воспитанники без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Пояснительная записка Главная цель проведения массажа и самомассажа - создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Задачи: Побуждать детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью. Сформировать привычку к здоровому образу жизни. Способствовать привитию навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д. При проведении массажа рекомендуется обращать внимание детей на то, что не нужно надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для дошкольников 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи. Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительную способность и работоспособность мышц массируемой руки, а также эластичность суставов и мышц. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга, в том числе и речеслуховые, поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на кору головного мозга, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарные интеграторы, работа полушарий. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память(словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная), зрительно – моторная координация, а также развитие речевой сферы. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы. Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду. Комплексы упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников Массаж рук № Текст Действия дошкольников 1 «Ай, тари, тари, тари.» Ай, тари, тари, тари, куплю Маше янтари. Останутся деньги, куплю Маше серьги. Останутся пятаки, куплю Маше башмаки. Останутся грошки, куплю Маше ложки. Останутся полушки, куплю Маше подушки. Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого, проговаривая весь текст.

Разогретыми руками греют горло. 2 «Божья коровка» Божья коровушка, полети на облачко, Принеси нам с неба, чтобы были летом в огороде бобы, в лесу ягоды, грибы, в роднике водица, в поле пшеница. Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке. Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку. 3 «Мыло» Каждый день я мыло мою, под горячею водою И в ладонях поутру, сильно, сильно мыло тру. Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись! Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.

Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки. 4 «Улитка» Домик едет по травинке, объезжает все росинки. Это улитка ползет, домик на себе везет. Вот подул ветерок, закачался листок и опять по тропинке медленно ползет улитка. Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу. «Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу. Поколачивают кулачками. Поглаживают руки ладонями. Затем массажируют другую руку. 5 «Строим дом» Тук-тук молотком, строит дядя тыква дом Молоточки по гвоздочкам застучали, И гвоздочки в доски быстро забивали, строим крышу и крыльцо- получилось хорошо. Вот идет маляр с ведром, он покрасит новый дом. Постукивают кулачками одной рукой другую от кисти к плечу. Постукивают пальчиками. Растирают кулачком.

Поглаживают ладонью. При повторении массажируют другую руку. 6 «Растирание» Чьи руки зимою всех рук горячей? Они не у тех, кто сидел у печей, А только у тех, а только у тех, Кто крепко сжимал обжигающий снег. И крепости строил на снежной горе, И снежную бабу лепил во дворе. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга. На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами). 7 «Поглаживание» Во дворе у Толика маленькие кролики. По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов, И едят морковку кролики из рук. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти. Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями. Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста. 8 «Лиса» Утром Лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала — Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлепала немножко. Стала гладить ручки, ножки И бока совсем немножко. Ну, красавица-Лиса! До чего же хороша! Движения выполняются соответственно тексту. Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д. Красуясь, выполнять полуобороты, корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину. 9 «Добываем огонь» Взяли палочку в ладонь Будем добывать огонь, Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем. Каждому понадобится отшлифованная деревянная палочка, для детей младшего и среднего возраста палочки лежат на виду, для старших детей палочки спрятаны, их сначала надо найти; энергично крутим палочку между ладонями, чтобы стало горячо Массаж пальцев № Текст Действия дошкольников 1 «Знаем, знаем да-да-да» Знаем, знаем да-да-да, где ты прячешься вода! Выходи водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку, посмелей, будем умываться веселей. Поочередно массажируют каждый палец.

Энергично растирают ладони и кисти рук. 2 «Цветы»

Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: розы, маки, ноготки, астры пестрые цветки, георгины и левкой. Выбираешь ты какой? Сжимают и разжимают кулачки. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца. Протягивают ладошки вперед. 3 «Блины»

Мы блинов напекли: первый дали зайке, зайке - попрыгайке. А второй лисенке, рыженькой сестричке. Третий дали мишке, бурому братишке. Блин четвертый – котику, котику с усами. Пятый блин поджарили и съедим мы сами. Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца. 4 «Прогулка» Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный, И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный Избалованный он самый. А мизинчик хоть и мал… Очень ловок и удал! Соединяют поочередно пальцы от мизинца Хлопают в ладоши Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне (от большого к мизинцу поочередно на каждой руке). Интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их. 5 «Самомассаж подушечек пальцев» Дети любят всех зверей: (большой палец) Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец) Пеликанов, журавлей, (средний палец) Бегемотов, соболей, (безымянный палец) Голубей и глухарей, (мизинец) И клестов, и снегирей, (большой палец) Любят горного козла, (указательный палец) Обезьянку и осла, (средний палец) Дикобраза и ежа, (безымянный палец) Черепаху и ужа (мизинец). Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук. 6 «Самомассаж фаланг пальцев» Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг – огород! На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки. 7 «Массаж (самомассаж) подушечек пальцев» Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге. «Видно очень мало сил я на зиму накопил»,- Так подумал и пошел он на поиск диких пчел. Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук. 8 «Щелчки» Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук: - Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук? - А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук! Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук. 9 «Соединение одноименных пальцев» На базар ходили мы, много груш там и хурмы. Есть лимоны, апельсины. Дыни, сливы, мандарины. Но купили мы арбуз – это самый лучший груз. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноименных пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз». 10 «Самомассаж с прищепками» Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. - Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие. 11 «Пальцеходы» Пальцы, как, пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем до весны, Чтобы не снились голодные сны? Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательные и средние пальцы ребенка «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги. 12 «Клювы» Клювов длиннее Не видывал я, Чем клювы у цапли И журавля. Ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки. 13 «Китайские шары» Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка. Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2 строчки – смена рук. Массаж ног № Текст Действия дошкольников 1 «Молоток» Туки-токи, туки-токи, застучали молоточки. Туки-туки-туки-точки, застучали молоточки. Туки-ток, туки-ток, так стучит молоток. Похлопывают ноги ладонями снизу вверх. Поколачивают кулачками Поглаживают ладонями. Похлопывают ладонями от лодыжек к бедрам. Растирают ребрами ладоней. Растирают кулачками. Поглаживают ладонями. 2 «Акула»

Нам акула каракула нипочём, нипочём. Мы акулу каракулу, Кирпичом, кирпичом Мы акулу каракулу кулаком, кулаком. Мы акулу каракулу каблуком, каблуком. Испугалася акула и со страху утонула. Поколачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам. Постукивают ребрами ладоней. Растирают кулачками. Постукивают пальчиками. Растирают ладонями. Поглаживают. 3 «Тук, тук, тук, тук» Тук, тук, тук, тук, раздался в доме стук. Мы капусту нарубили, перетерли, посолили. И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке. Молодцы, все быстро съели. Ждут нас теплые постели. Потирают стопу.

Разминают пальцы стопы.

Поглаживают стопу. 4 «Божьи коровки» Божьей коровки папа идёт. Следом за папой мама идёт. За мамой следом детишки идут. Следом за ними малышки бредут. Красные юбочки носят они, Юбочки с чёрными точечками. На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. Сидя, гладить ноги с верху до низу Разминать их. Похлопать их ладошками «Шагать» пальчиками Поколачиваем кулачками Постукиваем пальчиками Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы. Массаж стоп № Текст Действия дошкольников 1 «Баю-баю-баиньки» Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки наденем на ноженьки, пустим по дороженьке. Будет ваш сынок ходить, новые валенки носить. Сидя на стуле одну ногу кладут на другую.

Потирают стопы ладонями.

Разминают пальцы стопы. 2 «Тук, тук, тук, тук» Тук, тук, тук, тук, раздался в доме стук. Мы капусту нарубили, перетерли, посолили. И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке. Молодцы, все быстро съели. Ждут нас теплые постели. Потирают стопу.

Разминают пальцы стопы.

Поглаживают стопу. 3 «Молоточки»

Застучали в мастерской, молоточки снова. Починить мы башмачки каждому готовы. Тук-тук-тук, тук-тук-тук всюду слышен перестук. Нам в работе нет тоски: наши молоточки забивают в каблучки тонкие гвоздочки. Сил сапожник не жалей, доставай колодки. И посадим мы на клей новые подметки. Энергично проводят всеми пальцами руки по стопе. Как бы царапая в направлении от пальца к пятке.

Поглаживают стопы. 4 «Козленок» Козлик быстро поскакал И нечаянно упал Подвернул козленок ножку Сел и плачет на дорожке Я скажу вам всем известно Без игры не интересно Надо козлику играть И с козлятами скакать Сначала дети младшего и среднего возраста подпрыгивают на месте, дети старшего возраста переступают не отрывая носков от пола на месте, затем младшие садятся на пол и поглаживают ноги ладонями от стопы вверх, старшие выполняют растирание из положения стоя, после поочерёдно вытягивают вперёд то одну, то другую ногу и вращают ступнями в стороны, младшие при помощи рук. В конце выполняют подскоки на месте. Массаж головы № Текст Действия дошкольников 1 «Ёжик»

На комод забрался ежик У него не видно ножек. У него, такого злючки, Не причесаны колючки: И никак не разберёшь- Щетка это или ёж? Круговой массаж черепа. Правая ладонь поглаживает правый висок, перемещается к затылочку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу. 2 «Мойдодыр» Тут и мыло подскочило, И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, и кусала как оса. А от бешеной мочалки, Я помчался как от палки, А она за мною мчится, И кусает как волчица. Круговой массаж черепа. Правая ладонь поглаживает правый висок, перемещается к затылочку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу. 3 «Барашек» Нет, барашек, ты не прав! Не показывай свой нрав. Гребешок скорей возьми И кудряшки расчеши. Поглаживают мягкими движениями рук в направлении от лба к затылку. 4 «Ёжик» На пенёк уселся Ёжик У ежа не видно ножек И совсем не разберешь Это щетка или ёж После подвижной игры младший и средний возраст выполняют поглаживающие движения двумя руками ото лба к затылку, затем перебирают пальцами по бокам от основания черепа к макушке; старшие легко надавливая на кожу пальцами правой и левой руки поглаживают виски, перемещаясь сначала ко лбу, потом к затылку, после чего средними пальцами делают точечный массаж у основания черепа Массаж ушей № Текст Действия дошкольников 1 Чтобы ушки не болели, разомнем мы их скорее: вот сгибаем, отпускаем и опять все повторяем. Козелок мы разомнем, по уху пальчиком ведем. И ладошкой прижимаем, сильно-сильно растираем. Пальцами мягко разминают ушную раковину. Пальцами сгибают ухо и отпускают. Большими и указательными пальцами растираем козелок. Ладонями энергично растирают уши. 2 «Муха»

Муха-горюха, села на ухо. Сидела, сидела, никуда не летела Жужжала, жужжала, ухо чесала. Песню пела «за-за-за» И по уху поползла. Посидела, посидела, дальше полетела. Загибают вперед ушную раковину, прижимают, отпускают, ощущая в ушах хлопок.

Кончиками большого и указательного пальца тянут вниз за обе мочки ушей 4 раза. Всеми пальцами массируют ушную раковину. 3 «Тили-бом»

Тили, тили, тили – бом! Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, сделай заиньке компресс. Загибаем ушную раковину. Оттягиваем мочки вниз и в стороны. Массируют козелок. Растирают ладонями уши. Поглаживают ушки ладошками. 4 «Игра с ушками» Раз, два, три, четыре, пять – Будем с вами мы играть. Есть у ушка бугорок Под названьем «козелок». Напротив ушко мы помнём И опять считать начнём. Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть. Сверху в ушке ямка есть, Нужно ямку растереть. Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть. Ушкам отдыхать пора, Массаж лица № Текст Действия дошкольников 1 «Воробей»

Сел на ветку воробей, И качается на ней. Раз, два, три, четыре, пять. Неохота улетать. Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх. Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения. 2 «Умывалочка»

Надо, надо нам помыться Где тут чистая водица? Кран откроем ш-ш-ш, Ручки моем – ш-ш-ш. Щечку, шейку мы потрем И водичкою обольем. Хлопают в ладоши. Делают вращательные движения кистями. Растирают ладоши друг о друга. Энергично поглаживают щеки и шею движениями сверху вниз. Мягко поглаживают ладонями лицо. 3 «Неболейка»

Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком. Вилку пальчиками сделай, Массируй ушки ты умело. Знаем, знаем да-да-да. Нам простуда не страшна. Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз. Указательным пальцем растирают крылья носа. Прикладывают ко лбу ладони и растирают его круговыми движениями в стороны вместе.

Раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами. 4 «Солнышко»

Солнце утром рано встало, Всех ребятишек приласкало: гладит грудку, гладит шейку, гладит носик, гладит лоб, гладит ушки, гладит ручки, загорают дети. Вот! Потирают ладони друг о друга. Поднимают руки вверх, потягиваются. Массируют грудь круговыми движениями. Поглаживают шейку. Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа. Проводят пальцами по лбу от середины к вискам. Растирают уши. Растирают ладошки. Поднимают руки вверх. 5 «Улитка»

От крыльца до калитки, три часа ползли улитки. Три часа ползли подружки, на себе таща избушки. Трут указательные пальцы Массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх по 10-20 раз. 6 «Летели утки» Летели утки Над лесной опушкой. Задели ели Самую макушку. И долго елка Ветками качала. А не начать ли нам массаж сначала? Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз Так же легко провести 6 раз по щекам Указательными пальцами массировать крылья носа Повторить Массаж спины № Текст Действия дошкольников 1 «Как на пишущей машинке» Как на пишущей машинке, Две хорошенькие свинки, Все постукивают, все похрюкивают, туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка Поколачивают кулачками. Постукивают пальчиками и поглаживают ладонями. 2 «Барабан»

- Бам! Бам! Что за гам? Так шуметь не стыдно вам? - дядя Барабан, мы так стучали Что перебудили целый свет. Где-то пять копеек потеряли- Не купить теперь конфет. Бам, Бам! стыд и срам! Я конфет сам вам дам. Постукивают кулачками. Похлопывают ладошками. Постукивают пальчиками. Поглаживают ладошкой. Затем меняются местами. 3 «Комары»

Мой приятель Василий Петров Никогда не кусал комаров, Комары же об этом не знали, И Петрова часто кусали: «Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь, Я Петрова не боюсь. Буду я его кусать, буду я его щипать» Эй, Валерий, убегай, Комаров не догоняй. Дети встают друг за другом. Растирают спины ладонями. Легко постукивают пальчиками. Легко пощипывают.

Поколачивают кулачками. Поглаживают ладонями. Затем меняются местами. 4 «Суп» Чики-чики-чики-ща! Вот капуста для борща, покрошу картошки, свеколки, морковки, полголовки лучку, да зубок чесночку, чики-чок, чики-чок- и готов борщичок. Похлопывают ладонями. Постукивают ребрами ладоней. Поколачивают кулачками. Похлопывают ладонями. 5 «Кап на туче ночевал» Кап на туче ночевал, И по небу кочевал. Вдруг ударил бах-бах- Кап со страху шах-шарах. По оврагам, по мостам,

По корягам по кустам Осмотрелся на заре. Видит - вишня во дворе: Прыг на ветку озорник Тронешь – кап за воротник Постукивают пальчиками. Легко поколачивают кулачками. Растирают спины ребрами ладоней. Поглаживают ладонями спину. Легко «пробегаются» по спине пальчиками. 6 «Дождик» Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! - Дома, дома посидите - Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом! А уйду — тогда гуляйте... Бом... Бом... Бом. Движения выполняются в направлении сверху вниз. Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам. Постукивают пальчиками. Легко постукивают кулачками. Растирают ребрами ладоней («пилят»). Кладут ладони на плечи ребе н ка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи. Поглаживают спину мягкими движениями ладоней. Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж. 7 «Веселый дождик» Дождик вышел на прогулку Кап, кап, кап, Побежал по переулку Кап, кап, кап, Дети дома посидите Кап, кап, кап, И гулять не выходите Кап, кап, кап Вот, когда уйду, тога Выходите все сюда. Дети встают в круг друг за другом, так, чтобы было удобно выполнять манипуляции на спине впереди стоящего. Сначала похлопывают ладошками, потом постукивают пальцами, поколачивают кулачками, в конце поглаживают 8 «Два веселых гуся» Два веселых гуся Вышли на лужок Травку щипали Весело кричали Га-га-га, га-га-га После п/и «Найди себе пару», двое детей делают массаж спины друг другу по очереди, массаж выполняется одновременно двумя руками, дети младшей и средней группы просто тыкают пальчикам, дети старшей и подготовительной группы выполняют прищипы, что позволяет «массажисту», помимо мелкой моторики, развивать координацию движений. С последними словами дети меняются местами Методическая основа Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». - Волгоград: Учитель, 2007. Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет». - Москва: 2009. «Современные пути оздоровления дошкольников». - М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - №6, 2002. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: nsportal.ru.

educontest.net

Детский самомассаж — физинструктор.ру

Даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в процесс игрового самомассажа, нередко проявляют творчество, предлагая новые движения, варианты исполнения упражнений, при этом получают элементарные представления о собственном здоровье, акупунктуре, возможности укрепить здоровье всего лишь прикосновением рук.Детский самомассаж своей простотой и доступностью, возможностью органично включать его в различные виды деятельности, через свободное выражение эмоций способствует укреплению физического и психического здоровья детей.

Самомассаж дошкольников сопровождается веселыми стихами, призванными обыграть массажные движения, яркими образами, вызывающими интерес детей, позволяющими раскрепоститься, не задумываясь о терапевтическом эффекте упражнений.

Смотрите также

Детские физминутки — здоровьесберегающие технологииПрофилактика плоскостопия — здоровьесберегающие технологииРелаксация на физкультурных занятиях — здоровьесберегающие технологии

Использование детского самомассажа на физкультурных занятиях

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях и диагностике физического развития детей, я пришла к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, иди легко надавливая на части тела, в направлении от периферии к центру.

Приемы массажа

  • надавливание
  • поглаживание
  • постукивание
  • разминание
  • растирание
  • прищипывание

Ожидаемые результаты применения массажа

Образовательное направление

  • усвоение правил выполнения самомассажа
  • владение простейшими проемами самомассажа

Оздоровительное направление

  • улучшение кровообращения
  • улучшение обменных процессов
  • укрепление свода стопы
  • положительное влияние на центральную нервную систему

Воспитательное направление

  • побуждение активности
  • развитие творческих способностей
  • развитие положительных эмоций

Простейшие виды самомассажа

Массаж стоп

  • сжимание и разжимание пальцев ног
  • ходьба по массажным коврикам
  • ходьба по ребристым дорожкам
  • ходьба на носках, на пятках

Массаж пальцев и ладоней

  • вытягивание каждого пальца с легким надавливанием
  • легкое растирание каждого пальца без скручивания (как бы надевая колечко)
  • различная пальчиковая гимнастика
  • растирание ладоней
  • хлопки в ладоши

Массаж рук

  • поглаживание рук от кистей к плечам
  • постукивание рук от кистей к плечам
  • растирание предплечий

Массаж ног

  • поглаживание от стопы к бедру
  • похлопывание от стопы к бедру

Массаж спины

  • при помощи гимнастической палки
  • используя дружескую помощь

Массаж тела

  • пощипывания за бока
  • поглаживание живота легкими круговыми движениями по часовой стрелке
  • поглаживание центральной линии груди движениями снизу вверх

Массаж головы

  • поглаживание головы руками сверху вниз

! Массаж лица на физкультурных занятиях недопустим, так как руки детей могут быть не чистыми.

Самомассаж на физкультурных занятиях

Массаж рук, пальцев

Цель: научить детей самостоятельно согревать руки в холодное время года, снимать напряжение рук и пальцев, способствовать улучшению кровообращения, развивать мелкую моторику.Самомассаж «Добываем огонь»Каждому понадобится отшлифованная деревянная палочка, для детей младшего и среднего возраста палочки лежат на виду, для старших детей палочки спрятаны, их сначала надо найти; энергично крутим палочку между ладонями, чтобы стало горячоВзяли палочку в ладоньБудем добывать огонь,Сильно палочку покрутим –И огонь себе добудем.Самомассаж «Мы погреем наши ручки»Младший и средний возраст просто растирают ладони, чтобы стало горячо, старший возраст начинают растирать ладони с мизинцев, постепенно включая все пальцы, затем растирают ладони, чтоб было горячо, затем разводят ладони, стараясь почувствовать между ними «теплый шар»Ой-ё-ёй, ой-ё-ёй!Как же холодно зимой,Чтобы нам не заболетьНадо ручки растеретьСамомассаж «Колобок»Младший и средний возраст имитируют движения в плоскости, старшие дети начинают в плоскости, заканчивают кончиками пальцев, как будто колобок между ладонями, несколько раз меняя направление движенияТесто в руки мы возьмемИ катать его начнемПолучился КолобокКолобок – румяный бок

Самомассаж «Очень весело живем»Проводится в конце физкультурного занятия; руки подняты вверхКрепко кулачки сожмем,А потом их разожмемРазожмем и сожмемОчень весело живем!Самомассаж «Наши ручки отдохнут»Проводится после упражнений в метании, лазании по гимнастической стенке; поддерживая в запястье одну руку другой, слегка ее потрястиОх, устали наши ручкиРучку ручкой мы возьмемЧтобы ручки отдохнулиРучкой ручку потрясемСамомассаж «Где же ручки»Проводится после упражнений в ползании, лазании; вытянуть руки вперед, поднять вверх и свободно «бросить» внизВот, какие ваши ручкиВсе ладошки на видуА теперь вы ручки бросьтеИх искать сейчас пойду

Массаж головы

Цель: научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращенияСамомассаж «Ежик»После подвижной игры младший и средний возраст выполняют поглаживающие движения двумя руками ото лба к затылку, затем перебирают пальцами по бокам от основания черепа к макушке; старшие легко надавливая на кожу пальцами правой и левой руки поглаживают виски, перемещаясь сначала ко лбу, потом к затылку, после чего средними пальцами делают точечный массаж у основания черепаНа пенёк уселся ЁжикУ ежа не видно ножекИ совсем не разберешьЭто щетка или ёж

Массаж спины

Цель: расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение, оказывать помощь друзьямСамомассаж «Веселый дождик»Дети встают в круг друг за другом, так, чтобы было удобно выполнять манипуляции на спине впереди стоящего. Сначала похлопывают ладошками, потом постукивают пальцами, поколачивают кулачками, в конце поглаживаютДождик вышел на прогулкуКап, кап, кап,Побежал по переулкуКап, кап, кап,Дети дома посидитеКап, кап, кап,И гулять не выходитеКап, кап, капВот, когда уйду, тогаВыходите все сюда.Самомассаж «Два веселых гуся»После подвижной игры «Найди себе пару», двое детей делают массаж спины друг другу по очереди, массаж выполняется одновременно двумя руками, дети младшей и средней группы просто тыкают пальчикам, дети старшей и подготовительной группы выполняют прищипы, что позволяет «массажисту», помимо мелкой моторики, развивать координацию движений.Два веселых гусяВышли на лужокТравку щипалиВесело кричалиГа-га-га, га-га-гаС последними словами дети меняются местамиСамомассаж «Черепаха»Выполняется в парах, сначала легкое похлопывание ладонями по спине сверху вниз, потом энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

Шла купаться черепахаИ кусала всех со страха:Кусь-кусь-кусь,кусьНикого я не боюсь.С этими словами быстро повернуться и испугать партнёра «У!» и медленные вибрирующие движения кистями рук.Изобразить испугПоменяться местами

Самомассаж «Про лягушат»Выполняется из построения в круг, сначала похлопывание ладонями по спине вверх и вниз,затем пощипывание рук от локтевых суставов к плечам, после легкое постукивание кулачками по спине, в конце замирают, изображая крышу над головой.Дождик, дождикПуще, пуще,Будет праздник у лягушек,Грянул громБом-бом!Все лягушки быстро в дом.

Массаж стоп

Цель: осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять свод стопы, улучшать кровообращение, развивать мелкую моторику пальцев.Самомассаж «Козленок»

Сначала дети младшего и среднего возраста подпрыгивают на месте, дети старшего возраста переступают не отрывая носков от пола на месте, затем младшие садятся на пол и поглаживают ноги ладонями от стопы вверх, старшие выполняют растирание из положения стоя, после поочерёдно вытягивают вперёд то одну, то другую ногу и вращают ступнями в стороны, младшие при помощи рук. В конце выполняют подскоки на месте.

Козлик быстро поскакалИ нечаянно упалПодвернул козленок ножкуСел и плачет на дорожкеЯ скажу вам всем известноБез игры не интересноНадо козлику игратьИ с козлятами скакать

Комплексный самомассаж

Цель: усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, усилить кровообращение, улучшить обмен веществСамомассаж «Петушок»Дети строятся в круг, выполняют предложенные поглаживающие движения, в младшем и среднем возрасте повторяют за инструктором по физкультуре, в старшем- самостоятельно.

Мы слепили петушкаНе раскрашен он покаКраски яркие возьмемИ раскрашивать начнем.Золотым раскрасим гребеньЖелтым крылья и животКрасным спинку мы раскрасимВстав друг к другу в оборотВот дошло до ножек делоБудем красить ножки смелоА теперь нам надо хвостРазукрасить в семь полосВсе старались, не ленилисьВот какие получилисьУ ребяток петушкиЗолотые гребешки.

fizinstruktor.ru


Смотрите также