Примерные комплексы гимнастики для занятий с детьми второго и третьего года жизни. Комплекс упражнений 2 для детей первого года жизни


Комплексы массажа и гимнастики для детей

Комплексы массажа и гимнастики для детейВ течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка. Для детей от 1 года до 3 лет разработаны свои 3 комплекса упражнений, способствующих развитию движений ребенка.

 

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3 мес.).1. Массаж рук (поглаживание). 2. Массаж ног (поглаживание). 3. Выкладывание на живот - упражнение рефлекторное. 4. Массаж спины (поглаживание). 5. Ползание - упражнение рефлекторное. 6. Массаж живота (поглаживание). 7. Массаж стоп (растирание). 8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное). 9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку - упражнение рефлекторное.

 

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 мес.).1. Массаж рук (поглаживание). 2. Скрещивание рук на груди (упражнение пассивное). 3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание). 4. Поворот со спины на живот вправо - упражнение пассивно-активное. 5. Массаж спины (поглаживание и разминание). 6. Положение «пловца» - упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота (поглаживание и растирание). 8. Массаж стоп (растирание и похлопывание). 9. Упражнения для стоп (рефлекторные). 10. Сгибание и разгибание рук («бокс») - упражнение пассивное. 11. Вибрационный массаж грудной клетки. 12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное.

 

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 мес.).1. Скрещивание рук на груди. 2. Массаж ног. 3. «Скользящие шаги» (имитация велосипедных движений) - упражнение пассивное. 4. Поворот со спины на живот вправо. 5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание). 6. «Парение на животе» - упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота. 8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны - упражнение активное. 9. Массаж стоп. 10. Упражнение для стоп. 11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук). 12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно - упражнение пассивное. 13. «Парение» на спине - упражнение рефлекторное. 14. Вибрационный массаж грудной клетки. 15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное.

 

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 мес.).1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца. 2. «Скользящие шаги» (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно). 3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку. 4. Массаж спины. 5. Ползание. 6. Массаж живота. 7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. 8. Круговые движения руками. 9. Поднятие выпрямленных ног - упражнение пассивное. 10. Напряженное выгибание - упражнение активное. 11. Поворот со спины на живот влево. 12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное. 13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч - упражнение активное.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое в 8 мес. (овладением сидения без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

 

Пятый комплекс (для детей от 10 мес. до 1 года 2 мес.).1. «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами. 2. «Скользящие шаги». 3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону. 4. Массаж спины. 5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами. 6. Наклон туловища и выпрямление. 7. Массаж живота. 8. Поднятие выпрямленных ног до палочки. 9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой. 10. Напряженное выгибание. 11. Приседание при поддержке за руки с кольцами. 12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен. 13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение для упражнений 3, 4, 7, 8, 9 - горизонтальное. Упражнения 11 и 12 выполняются по речевой инструкции.

 

Шестой комплекс (для детей от 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес.).1. Сгибание и разгибание рук с кольцами. Выполняется с помощью взрослого; исходное положение - стоя на полу. 2. Поднятие выпрямленных ног до палочки, лежа на полу. 3. Приседание, стоя на полу. 4. Пролезание через обруч; выполняется лежа на животе. 5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.

 

Седьмой комплекс (для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет).1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т.п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см. 2. Лежа на полу на спине достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени. 3. Проползти под стул, скамейку, палку, обруч и т.д. (прогнуть спину). 4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»). 5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т.п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).

Гимнастика приводится ежедневно, спустя 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Форма одежды - трусы  и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке. Продолжительность занятия 10-12 мин. Для проведения занятия необходимы две веревки или скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т.п.

 

Восьмой комплекс (для детей от 2 до 3 лет).1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки). 2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени. 3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоту 25-30 см (лежащую на стульчике). 4. Перешагивать через кубики, карандаши, расположенные на расстоянии 20-30 см друг от друга. 5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш. 6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину).

Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 мин. Форма одежды - трусы и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике, при открытой форточке (фрамуге). Для занятий необходимы бельевая веревка или скакалка, палка (длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки, мяч.

nashkinder.ru

Комплекс упражнений и массажа для детей первого года жизни.

1,5 – 3 месяца

1. Массаж рук.

2. Массаж ног.

3. Выкладывание на живот.

4. Массаж спины.

5. Массаж живота.

6. Рефлекторные упражнения для стоп.

7. Рефлекторное разгибание позвоночника в положении на животе.

8. Выкладывание на живот.

9. Рефлекторное ползание.

3 – 4 месяца

1. Охватывающие движения руками.

2. Массаж рук.

3. Массаж ног.

4. Поворот на живот при поддержке за правую руку.

5. Положение пловца

6. Положение на спине.

7. Массаж живота.

8. Массаж стоп.

9. Упражнение для стоп.

10. Вибрационный массаж грудной клетки

11. Сгибание и разгибание рук.

12. Поворот на живот при поддержке за левую руку.

4 – 5 месяцев

1. Охватывающие движения руками.

2. Массаж ног.

3. «Скользящие» шаги.

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины.

6. «Парение» на животе.

7. Массаж живота.

8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине.

9. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.

10. Сгибание и разгибание рук.

11. Сгибание и разгибание ног.

12. Массаж грудной клетки.

6 – 10 месяца

1.Охватывающие движения руками или сгибания и разгибания рук.

2. «Скользящие» шаги или сгибание ног.

3. Поворот на животе вправо.

4. Массаж спины.

5. Упражнения для стимулирования ползания.

6. Массаж живота.

7. Присаживание, держась за кольца

8. Круговые движения руками.

9. Поднятие выпрямленных ног.

10. Напряженное выгибание.

11. Поворот на живот.

12. Приподнимание туловища.

10 месяцев – 1 год

1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами).

2. «Скользящие» шаги.

3. Поворот со спины на живот (вправо, влево).

4. Поднимание тела из положения на животе.

5. Массаж спины.

6. Наклоны и выпрямление туловища.

7.Массаж живота.

8. Доставание палочки выпрямленными ногами.

9. Присаживание, держась за кольца.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.

Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу (рис. 251).

Рисунок 251.

Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная —остальными пальцами.

studfiles.net

Комплексы массажа и гимнастики для детей

Детям на протяжении первого года жизни показаны 5 комплексов массажа и гимнастики, которые учитывают все физиологические особенности этого возраста. Для детей 1-3 лет разработаны особые 3 комплекса упражнений, которые способствуют развитию у них движений.

 Первый комплекс (возраст 1,5-3 мес.)

  1. Массаж ручек и ножек (поглаживание).
  2. Рефлекторные упражнения – выкладывание на животик и ползание.
  3. Массаж спины и живота в виде поглаживаний.
  4. Растирание стоп.
  5. Рефлекторное разгибание и сгибание стоп.
  6. Разгибание позвоночника – проводится на левом и правом боку (рефлекторное упражнение).

Комплексы массажа и гимнастики для детей

Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)

  1. Массаж ручек (поглаживание).
  2. Пассивное скрещивание ручек на груди.
  3. Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
  4. Массаж спинки (разминание и поглаживание).
  5. Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
  6. Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
  7. Массаж (растирание и поглаживание) живота.
  8. Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
  9. Рефлекторные упражнения для стоп.
  10. «Бокс»  - пассивное разгибание и сгибание ручек.
  11. Массаж грудной клетки (вибрационный).
  12. Поворот влево со спинки на живот.

Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев).

  1. Скрещивание ручек на груди.
  2. Массаж ножек.
  3. Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения  («скользящие шаги»).
  4. Поворот вправо со спинки на животик.
  5. Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  6. Массаж животика.
  7. Рефлекторное «парение» на животе.
  8. Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  9. Массаж стоп и упражнение для них.
  10. Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  11. Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  12. Рефлекторное «парение» на спине.
  13. Поворот влево со спинки на живот.
  14. Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).

  1. Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
  2. Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
  3. Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
  4. Массаж животика, спинки.
  5. Ползание.
  6. Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
  7. Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
  8. Круговые движения ручками.
  9. Активное упражнение - напряженное выгибание.
  10. Поворот влево со спинки на животик.
  11. Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
  12. Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).

Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).

Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)

  1. Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
  2. «Скользящие шаги».
  3. Массаж спины.
  4. Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
  5. Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
  6. Наклон и выпрямление туловища.
  7. Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
  8. Массаж живота.
  9. Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
  10. Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
  11. Напряженное выгибание.
  12. Круговые движения ручками с кольцами.
  13. Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.

Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.

Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)

  1. Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
  2.  Приседание (ребенок стоит на полу).
  3. Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение - лежа на полу).
  4. Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
  5. Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  1. Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  2. В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  3. Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  4. Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  5. Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  6. Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)

  1. Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
  2. Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
  3. Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
  4. Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
  5. Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
  6. Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.

Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу. Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.

 

www.dunkan-medi.ru

Примерные комплексы гимнастики для занятий с детьми второго и третьего года жизни - Справочник

spravka.komarovskiy.net

Возраст детей.

Название упражнений.

Исходное положение

Для какой мускулатуры

Комплекс 6.

От 1 г. 2 мес. до 1 г. 6 мес.

1. Сгибание и разгибание рук (бокс) с кольцами. Стоя лицом друг к другу (взрослый выполняет вместе с ребенком). Для рук и плечевого 1 пояса.
2. Поднятие выпрямленных ног до палки. Лежа на полу на спине. Для брюшного пресса
3. Наклон туловища с выпрямлением, с фиксацией копен. Стоя на столе. Для спины и ног.
4. Присаживание, держась за палку. Лежа на полу на спине Для рук и плечевого 1 пояса.
1 5. Напряженное прогибание позвоночника (с помощью палки). Лежа на животе на столе. Для плечевого пояса и межлопаточных мышц.
6. Приседание с кольцами. Стоя лицом друг к другу Для ног и стоп.
7. Присаживание самостоятельно с фиксацией колен. Лежа на спине. Для брюшного пресса.
8.Пролезание под гимнастическую скамью (или любое другое препятствие высотой 40 см). Лежа на животе. |Для спины, позвоночника, ног.
9 Ходьба по ребристой поверхности (резиновый коврик, специальный тренажёр для стоп и пр.) Стоя. Для стоп и упражнение в правильной ходьбе.

Комплекс 7.

От 1 г. 6 мес. до 2 лет

1. Круговые движения руками. Взрослый выполняет вместе с ребенком. Для рук и плечевого пояса.
2. Приседание, держась за гимнастическую палку. Стоя. Для брюшного пояса и стоп.
3. Поднятие выпрямленных ног до гимнастической палки. Лежа на спине на полу. Для брюшного пресса стоп.
4. Напряженное прогибание позвочника (с помощью палки). Лежа на животе на столе. Для плечевого пояса и межлопаточных мышц.
5. Присаживание, держась за палку. Лежа на спине на полу. Для рук и плечевого пояса.
6. Пролезание под гимнастическую скамью, любое другое препятствие высотой 40 см. Лежа на животе. Для спины, позвоночника, ног.
7. Присаживание с фиксацией колен и стоп. Лежа на спине на гимнастической скамье. Для брюшного пресса.
8. Ходьба по ребристой поверхности. Стоя. Для профилактики плоскостопия.
9. Перешагивание через препятствия. Стоя. Для воспитания координации движений.

Комплекс 8.

От 2-х до 3-х лет

1. Круговые движения руками или сгибание и разгибание рук.   Для рук и плечевого пояса.
2. Пролезание под гимнастическую скамью. Лежа на животе. Для спины, позвоночника и ног.
3. Приседание, держась за палку. Стоя. Для ног и стоп.
4. Поднятие ног до гимнастической палки. Лежа на спине. Для брюшного пресса и стоп.
5. Ходьба по дорожке шириной 15 см. Стоя. Упражнение в правильной ходьбе.
6. Присаживание, держась за палку. Лежа на спине. Для рук и плечевого пояса.
7. Перешагивание через ряд препятствий на расстояний 40 см друг от друга. Стоя. Для воспитания координации движений.
8. Присаживание с фиксацией стоп. Лежа на спине. Для брюшного пресса.
9. Ходьба по ребристой поверхности. Стоя. Для профилактики и плоскостопия.

Комплексы массажа и гимнастики для здорового недоношенного ребенка первого года жизни

Комплексы массажа и гимнастики для здорового недоношенного ребенка первого года жизни

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2–3 недель

Продолжительность занятий 6–8 минут. Каждое упражнение следует повторить 3–4 раза.

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину в положении на левом и правом боку поочередно.

Рефлекторные упражнения

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев (это вызывает сгибание пальцев стопы).

2. Разгибание стопы. Штриховым движением, большим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу (происходит разгибание стопы).

3. Выкладывание на живот (ребенок при этом, как правило, поднимает или поворачивает голову в сторону). Рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с 30 секунд до 15 минут.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно слегка отодвинуть согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола — вдох, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди — выдох.

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину в положении на левом и правом боку поочередно.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на боку (поочередно на левом и правом). Левой рукой следует придерживать ребенка, а правой захватить его согнутую руку (за локоть), поднять ее кверху — вдох. Затем прижать ее к груди и животу ребенка — выдох.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить большой палец в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторные упражнения

И. п. — ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш должен крепко захватить ваши пальцы в кулачки.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживания наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

2. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка, поддерживая их 2–3 пальцами обеих рук за пятки. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки следует захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев.

2. Разгибание стопы. Штриховым движением, большим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

Пассивные упражнения

1. Необходимо произвести круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом другой рукой нужно придерживать ребенка.

Рефлекторные упражнения

1. Рефлекс опоры. Следует поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная «ходьба». Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, нужно вызвать шаговый рефлекс, направляя движения ребенка к себе или от себя.

3. Выкладывание на живот.

Пассивные упражнения

Каждое упражнение повторить 3–4 раза.

1. И. п. — ребенок лежит на животе. Необходимо произвести поглаживание по направлению от головы к ягодицам — ладонью и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

Следует положить ребенка поочередно на живот и на спину. Показать малышу яркую, звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25–30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок должен поворачивать голову за игрушкой.

Пассивные упражнения

1. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

2. Покачивание в позе «эмбриона».

Дыхательные упражнения

И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно слегка отодвинуть согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди.

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2–3 месяцев

Каждое упражнение повторить 3–4 раза.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует вложить большой палец в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательные упражнения

Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения

1. Хватательный рефлекс. И. п. — ребенок лежит на; пине. Большими пальцами обеих рук следует легко надавить на ладони ребенка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок должен захватить игрушку).

2. Для стоп. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большим пальцем провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. Нужно поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол.

4. Рефлекторная «ходьба». Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, следует направлять движения ребенка к себе или от себя.

Пассивные упражнения

1. Массаж стоп. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка, поддерживая их 2–3 пальцами обеих рук за пятки. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

2. Массаж живота. Следует произвести поглаживание живота по часовой стрелке ладонью одной руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Другая рука должна придерживать ребенка. Затем нужно произвести «встречное» поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно направлять снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, затем наоборот. После этого следует произвести поглаживание косых мышц живота: ладони нужно расположить на заднебоковых поверхностях грудной клетки и охватывающими движениями направлять навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди.

3. Следует произвести повороты ребенка на бок (поочередно на правый и левый).

4. Массаж спины. Нужно произвести поглаживание от головы к ягодицам — ладонью, от ягодиц к голове — тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторные упражнения для мышц спины

1. Необходимо уложить ребенка в наклонном положении грудью на ладонь. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев следует произвести движения в направлении от лопаток к ягодицам и обратно (должно произойти изгибание туловища в форме дуги, открытой кверху).

Пассивные упражнения

1. Выкладывание ребенка на живот с опорой на предплечья.

2. Массаж грудной клетки. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по меж-реберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

3. Выкладывание на мяч. Нужно положить ребенка животом на мяч и медленно покачать.

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте 3–4 месяцев

Каждое упражнение повторяют 3–5 раз.

1. Следует произвести поглаживание рук: большой палец нужно вложить в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

2. Нужно произвести кольцевое растирание: следует вложить большой палец в ладонь ребенка, остальными — придерживать его кисть. Большим и указательным пальцами другой руки обхватить кольцом руку ребенка и, делая растирающие движения, продвигаться от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и наружной поверхности плеча.

3. Закончить поглаживанием.

Дыхательные упражнения

Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения

Развитие хватательной функции руки. Необходимо вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждать его захватить игрушку. Затем слегка потянуть ее к себе.

Пассивные упражнения

1. Следует произвести поглаживание тыльной поверхности стоп ребенка, поддерживая их 2–3 пальцами обеих рук за пятки.

2. Нужно указательным и средним пальцами одной руки захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев.

3. Большим и указательным пальцами обеих рук следует обхватить кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней ее части. Потом необходимо сделать энергичные расходящиеся кольцевые растирания наружной поверхности голени и в три-четыре оборота дойти до колена.

4. Затем нужно произвести растирание наружных мышц бедра.

5. Произвести поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. Сгибание и разгибание. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой жать на подошву у основания пальцев.

Затем штриховым движением большим пальцем провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная «ходьба» по направлению от себя.

Пассивные упражнения

1. Необходимо произвести поглаживание живота (круговое, встречное, по косым мышцам живота).

2. Следует произвести легкое растирание подушечками пальцев живота в круговом направлении (вокруг пупка), по прямым мышцам живота.

3. Нужно произвести пощипывание вокруг пупка. Завершить поглаживанием.

4. Необходимо осуществить повороты со спины на живот: нужно обхватить левой рукой снизу голени ребенка, указательный палец правой вложить в правую ладонь малыша, остальными охватить его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, повернуть его таз вправо. Вслед за этим ребенок должен повернуть голову и плечевой пояс — и вот он уже на животе. Повороты нужно выполнить в обе стороны.

5. Нужно произвести поглаживание спины и ягодиц малыша, затем растирание подушечками пальцев, которое следует завершить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения

1. «Ползание». И. п. — ребенок в положении на животе. Следует приподнять туловище ребенка на 5- 10 см, при этом полусогнутые ноги ребенка должны отталкиваться от ладони взрослого.

2. И. п. — ребенок в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребенок должен отталкиваться от ладони взрослого.

3. Следует произвести отклонение головы малыша назад в положении лежа на животе на весу.

Пассивные упражнения

1. Необходимо произвести поглаживание и ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.

2. Следует произвести выкладывание на мяч (на живот и на спину) и покачивание в различных направлениях.

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте 4–5 месяцев

Каждое упражнение повторить 4–5 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

1. Следует произвести массаж рук: поглаживание; кольцевое растирание; поглаживание.

2. Дыхательные упражнения

Скрещивание рук на груди. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить большой палец в ладони ребенка, остальными придерживать его кисти. Отвести ручки в стороны — вдох, затем скрестить их на груди — выдох.

Пассивные упражнения

1. Массаж ног. Поглаживание; кольцевое растирание; разминание: нужно положить ногу ребенка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая — на заднюю. Одновременно двумя ладонями следует произвести, энергичные разминающие движения, продвигаясь по направлению к бедру.

Другой вариант: щипцеобразное разминание. Тремя пальцами нужно захватить мышцы наружной поверхности голени и, совершая одновременно круговые и поступательные движения, энергично и мягко размять мышцы голени и бедра.

2. Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги.

3. Следует произвести повороты малыша со спины на живот в обе стороны.

4. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание; растирание, разминание длинных мышц спины. Захватите «щипцами» мышцы и, делая одновременно круговые и поступательные движения, продвигайтесь от поясницы к шее. Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, другой фиксируя область таза.

Затем нужно произвести поколачивание или пощипывание ягодиц, поглаживание.

5. «Парение» на животе. И. п. — ребенок лежит на животе. Следует подвести одну ладонь под живот ребенка, ноги удерживать в области голеней «вилочкой».

Затем поднять малыша над столом в горизонтальном положении, при этом его тело образует дугу, открытую кверху.

6. Массаж живота. Следует произвести все виды поглаживание; растирание; пощипывание; поглаживание.

7. «Парение» на спине. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно подвести одну ладонь под спину ребенка, ноги удерживать в области голеней «вилочкой». Затем поднять ребенка над столом в горизонтальном положении, при этом его голова должна отклоняться вперед.

Рефлекторные упражнения

1. Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками.

2. Упражнения на сопротивление: а) отталкивание от руки, б) отталкивание от мяча.

Пассивно-рефлекторные упражнения

И. п.: ребенок лежит на спине. Взрослый должен обхватить голени ребенка спереди, согнув его ноги и прижав ступни к поверхности стола. Нужно попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.

2. Подтанцовывание.

3. Массаж груди. Поглаживание; ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.

4. «Бокс» — сгибание и разгибание рук. Необходимо дать ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживать кисти. Затем нужно сгибать и разгибать руки ребенка попеременно.

Активно-рефлекторные упражнения

Покачивание на мяче: в положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола; в положении на спине в различных направлениях также с отталвиванием стопами от поверхности стола, постепенно увеличивая размах движений.

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте 5–6 месяцев

Каждое упражнение повторить 4–6 раз.

Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

Пассивные упражнения

Комплекс следует начать с массажа рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательные упражнения

Нужно производить скрещивания рук на груди, затем развести ручки ребенка в стороны.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. Следует произвести массаж ног: поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

2. Затем должно следовать одновременное сгибание и разгибание ног.

3. Теперь нужно осуществить попеременное сгибание и разгибание ног обхватив ноги ребенка так, как и в предыдущем упражнении, следует согнуть их поочередно, медленно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.

4. Далее следует произвести поворот со спины на живот.

5. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса и опорой на ладони выпрямленных рук, захват игрушки из положения на животе (упражнение нужно сделать 1 раз).

6. Нужно выполнить массаж спины и ягодиц, который состоит из приемов: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.

7. Потом следует произвести поднимание ребенка за подмышки (из положения лежа на животе) с вставанием малыша на колени и на ноги. При этом нужно, поддерживая ребенка под мышки, скользящим движением слегка «протащить» его по плоскости стола. Затем, продолжая это движение, нескольку приподнять верхнюю половину туловища (при этом бедра и колени должны скользить, касаясь поверхности стола). Ребенок должен самостоятельно встать вначале на одно, затем на второе колено, выпрямиться, встать на стопы. Надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить.

8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание.

9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно дать ребенку обхватить свои указательные пальцы, развести руки на ширину плеч; затем со словами «сядь» и легким подтягиванием за руки побудить ребенка сесть. При этом нужно обратить внимание, если ребенок запрокидывает голову, значит он не готов еще к этому упражнению.

10. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.

11. «Бокс».

12. «Парение» на спине (упражнение нужно сделать 1 раз).

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте 6–9 месяцев

Каждое упражнение повторить 4–6 раз.

Дыхательные упражнения

Комплекс нужно начинать с выполнения скрещивания рук на груди ребенка, затем ручки развести в стороны.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. «Бокс» с кольцами. В ладони ребенка нужно вложить кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой).

2. Следует произвести поворот со спины на живот с придерживанием только за ноги (поочередно вправо и влево). Для этого нужно обхватить голени малыша в нижней трети правой рукой, левой показывать игрушку, которую затем положить слева или справа на расстоянии вытянутых рук ребенка, и предложить достать ее: «достань игрушку», «возьми игрушку».

Активно-рефлекторные упражнения

1. Ребенку следует произвести повороты (без помощи или с незначительной помощью). Движения должны быть поочередными: вправо на бок и на живот и влево. Взрослый при этом должен побуждать малыша словами: «достань игрушку», «повернись на живот».

2. Ползание за игрушкой (с помощью). И. п. — ребенок лежит на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит впереди. Словами «достань игрушку» и сгибая ноги, следует стимулировать ползание малыша.

3. Ползание за игрушкой (без помощи). Нужно предложить взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50–60 см.

4. Поднимание выпрямленных ног (с помощью). И. п. — ребенок лежит на спине. Следует обхватить голени малыша, фиксируя коленные чашечки. Затем поднять выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах. Вернуть в исходное положение.

5. Присаживание: при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч; держась за кольца; при поддержке за одну руку; самостоятельное присаживание.

6. Вставание на ноги с упором. И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый, удерживая ребенка обеими руками под мышки, должен вначале помочь малышу присесть (ноги ребенка должны опираться о живот взрослого), затем поставить малыша на ноги, потом положить ребенка на спину.

7. Приподнимание туловища из положения на животе за выпрямленные руки до положения стоя. И. п. — ребенок лежит на животе. Следует дать малышу обхватить ваши указательные пальцы, остальными придерживать кисти. Нужно отвести руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребенка приблизить к голове на уровне ушей (ребенок должен поднять голову назад-вверх).

8. Упражнение для развития ходьбы. И. п. — ребенок стоит на столе, лицом к взрослому. Стимулирование переступания в возрасте 7 месяцев при поддержке под мышки (1–3 раза), в возрасте 8–9 месяцев — то же самое, но уже при поддержке за кисти обеих рук, за кольца.

9. И. п. — ребенок лежит на животе. Следует уложить ребенка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола (взрослый придерживает ребенка за таз и ноги). При этом ребенок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх (руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед). Движение нужно стимулировать словом, игрушкой, помочь точечным массажем спины (упражнение можно заменить «парением» на животе).

Комплекс упражнений для ребенка в возрасте 9–12 месяцев

Каждое упражнение следует повторить 4–6 раз.

Активные упражнения

Комплекс следует начать с круговых движений малыша руками. Ребенок должен обхватить большие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно отвести руки в стороны, поднять к голове, затем — вперед и вниз (в исходное положение).

2. «Бокс» с кольцами из положения лежа, сидя и стоя.

3. Доставание игрушки. Ребенок должен достать игрушку, которую взрослый держит на высоте вытянутых рук ребенка.

4. Наклон за игрушкой и выпрямление туловища по просьбе взрослого «достань игрушку» (с помощью).

5. Повороты со спины на живот (самостоятельно, по просьбе взрослого).

6. Ползание на четвереньках.

7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Ребенок должен по просьбе достать стопами предмет, находящийся в руках у взрослого.

8. Самостоятельное присаживание. И. п. — ребенок лежит на спине. По просьбе взрослого («садись») малыш должен присесть, затем (по просьбе «ложись») — принять исходное положение.

9. Малыш должен выполнить просьбу взрослого:

— «возьми игрушку со стула» (сначала с и. п. — лежа на животе, затем — на спине):

— достать лежащую на стуле игрушку;

— взять игрушку со стула, передать ее взрослому;

— взять игрушку со стула, стоящего сзади.

10. Приподнимание туловища ребенка за выпрямленные руки (с помощью колец) из и. п.: а) с живота; б) с положения на коленях; в) стоя.

11. Самостоятельное вставание. И. п. — ребенок сидит. По просьбе взрослого «встань» ребенок должен встать, по просьбе «садись» — сесть.

12. В заключение следует помочь малышу походить (при поддержке за кисти обеих рук).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Комплекс гимнастики детям года. Гимнастика для детей. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Гимнастика для детей

Комплексы массажа и гимнастики для детей

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка. Для детей от 1 года до 3 лет разработаны свои 3 комплекса упражнений, способствующих развитию движений ребенка.

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3 мес.).1. Массаж рук (поглаживание). 2. Массаж ног (поглаживание). 3. Выкладывание на живот - упражнение рефлекторное. 4. Массаж спины (поглаживание). 5. Ползание - упражнение рефлекторное. 6. Массаж живота (поглаживание). 7. Массаж стоп (растирание). 8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное). 9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку - упражнение рефлекторное.

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 мес.).1. Массаж рук (поглаживание). 2. Скрещивание рук на груди (упражнение пассивное). 3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание). 4. Поворот со спины на живот вправо - упражнение пассивно-активное. 5. Массаж спины (поглаживание и разминание). 6. Положение пловца - упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота (поглаживание и растирание). 8. Массаж стоп (растирание и похлопывание). 9. Упражнения для стоп (рефлекторные). 10. Сгибание и разгибание рук ( бокс ) - упражнение пассивное. 11. Вибрационный массаж грудной клетки. 12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 мес.).1. Скрещивание рук на груди. 2. Массаж ног. 3. Скользящие шаги (имитация велосипедных движений) - упражнение пассивное. 4. Поворот со спины на живот вправо. 5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание). 6. Парение на животе - упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота. 8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны - упражнение активное. 9. Массаж стоп. 10. Упражнение для стоп. 11. Бокс (сгибание и разгибание рук). 12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно - упражнение пассивное. 13. Парение на спине - упражнение рефлекторное. 14. Вибрационный массаж грудной клетки. 15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 мес.).1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца. 2. Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно). 3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку. 4. Массаж спины. 5. Ползание. 6. Массаж живота. 7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. 8. Круговые движения руками. 9. Поднятие выпрямленных ног - упражнение пассивное. 10. Напряженное выгибание - упражнение активное. 11. Поворот со спины на живот влево. 12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное. 13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч - упражнение активное.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное, кроме упражнения бокс , которое в 8 мес. (овладением сидения без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Пятый комплекс (для детей от 10 мес. до 1 года 2 мес.).1. Бокс (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами. 2. Скользящие шаги . 3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону. 4. Массаж спины. 5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами. 6. Наклон туловища и выпрямление. 7. Массаж живота. 8. Поднятие выпрямленных ног до палочки. 9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой. 10. Напряженное выгибание. 11. Приседание при поддержке за руки с кольцами. 12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен. 13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение для упражнений 3, 4, 7, 8, 9 - горизонтальное. Упражнения 11 и 12 выполняются по речевой инструкции.

Шестой комплекс (для детей от 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес.).1. Сгибание и разгибание рук с кольцами. Выполняется с помощью взрослого; исходное положение - стоя на полу. 2. Поднятие выпрямленных ног до палочки, лежа на полу. 3. Приседание, стоя на полу. 4. Пролезание через обруч; выполняется лежа на животе. 5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.

Седьмой комплекс (для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет).1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т.п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см. 2. Лежа на полу на спине достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени. 3. Проползти под стул, скамейку, палку, обруч и т.д. (прогнуть спину). 4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть ( какие мы большие и маленькие ). 5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т.п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).

Гимнастика приводится ежедневно, спустя 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Форма одежды - трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке. Продолжительность занятия 10-12 мин. Для проведения занятия необходимы две веревки или скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т.п.

Восьмой комплекс (для детей от 2 до 3 лет).1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки). 2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени. 3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоту 25-30 см (лежащую на стульчике). 4. Перешагивать через кубики, карандаши, расположенные на расстоянии 20-30 см друг от друга. 5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш. 6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину).

Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 мин. Форма одежды - трусы и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике, при открытой форточке (фрамуге). Для занятий необходимы бельевая веревка или скакалка, палка (длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки, мяч.

Разрабатываем комплекс гимнастики для детей

О пользе регулярной утренней гимнастики пел еще Владимир Высоцкий в одной из своих популярных песен. Нужно сказать, что лет 30 назад утренняя гимнастика широко пропагандировалась на уровне всех имеющихся в то время масс-медиа, что во многом способствовало ее популярности и как следствие, росту более здорового поколения. Рожденные в 50-е, 60-е годы прошлого века, безусловно, помнят, как из радиоприемника по утрам неслась бодрая музыка и голос «за кадром» громко советовал «встать прямо» и «вытянуть руки вдоль тела».

К сожалению, за прошедшие года ситуация в корне поменялась и сегодня никто не станет навязывать вам гимнастику на государственном уровне. Делать или не делать гимнастику – это ваш личный выбор. И большая половина взрослого населения отказываются от 10-15 минутной утренней зарядки. Действительно, разве могут несколько минут как-то существенно повлиять на наше самочувствие? Оказывается, могут!

Зачем нужна гимнастика?

Упражнения, проводимые после 8 часов ночного покоя, помогают разогнать кровь, вернуть подвижность суставам, другими словами «запустить» организм для дневной работы. А поскольку причиной множества проблем со здоровьем являются те или иные застойные явления в организме, гимнастика является отличной профилактикой. Печально, что многие этого не понимают или не хотят понимать. Но еще хуже, что взрослые не приучают к гимнастике своих детей, в жизни которых движения еще меньше, чем было во времена нашего детства. Современным детям гимнастика просто необходима и об этом следует знать каждой маме и каждому папе.

Но даже те родители, которые в принципе согласны с необходимостью гимнастики, не знают, как именно следует ее проводить? Где найти подходящий комплекс гимнастики для детей? Ведь не станет же малыш выполнять «нудные» на его взгляд упражнения, повторяя за мамой. Мы поможем вам подобрать подходящий комплекс гимнастики для детей, который позволит сделать их бодрее и здоровее.

Чем отличается комплексы утренней гимнастики для детей?

Если речь идет о детях младшего возраста, то проведение с ними утренней гимнастики дело не самое простое. Дети не будут делать то, что им не интересно, поэтому взрослому приходится прибегать к разным ухищрениям, чтобы заинтересовать их в выполнении упражнений комплекса утренней гимнастики для детей.

Для выполнения упражнений могут использоваться различные игрушки, а сам комплекс утренней гимнастики для детей должен сопровождаться речевым дополнением, таким как, песенки, стишки и т.п. Использование музыки способствует развитию чувства ритма, что тоже важно. Сам же комплекс гимнастики для детей направлен на развитие координации движений и других физических показателей. Занятия проводятся в игровой форме.

Гимнастический комплекс для детей раннего возраста

Упражнение 1. Ходьба за воспитателем по кругу.

Упражнение 2. «Вот наши ладошки!». И.П. ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. По просьбе воспитателя дети должны вытянуть руки вперед, а затем опустить.

Упражнение 3. «Прячем ручки». И.П. то же. По просьбе воспитателя, дети приседают, отводят руки назад, а затем встают и возвращают их в исходное положение.

Упражнение 4. «Растем большие». И.П. ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. По просьбе воспитателя дети поднимают руки через стороны вверх и поднимаются на носочках, затем возвращаются в ИП.

Упражнение 5. «Становимся маленькими». И.П. то же. По просьбе воспитателя дети приседают на корточки, складывая руки на коленях, затем поднимаются, вытягивая их вдоль тела.

Упражнение 6. «Как качаются деревья» И.П. то же. По просьбе воспитателя дети поднимают руки вверх, затем наклоняются в одну и другую сторону. Все это сопровождается звуком «шшш», чтобы имитировать шелест листьев. Затем возвращаются в исходное положение.

Упражнение 7. «Руки на коленях». И.П. то же. По просьбе воспитателя дети наклоняются вперед, руки укладывают на колени, затем выпрямляются.

Любой гимнастический комплекс для детей должен заканчиваться ходьбой за воспитателем или непродолжительным бегом. Можно предложить малышам пройтись на носочках.

Как самостоятельно составить комплекс гимнастических упражнений для детей?

Многие родители не прививают ребенку любовь к гимнастке, поскольку не имеют времени на то, чтобы искать подходящие комплексы гимнастических упражнений для детей. Но это совсем не повод, чтобы лишать своего ребенка возможности расти здоровым, ведь комплекс гимнастических упражнений для детей вполне можно разработать самостоятельно. Для этого нужно учитывать определенные моменты.

Прежде всего, комплекс гимнастики для детей должен делиться на три части:

  • Разминка. Длительность разминки составляет от 1 до 3 минут. Для разминки подойдут ходьба на носочках и на полной стопе, бег, прыжки, бег задом наперед и пр.
  • Основной комплекс. Состоит из нескольких упражнений, длительность его составляет 3-5 минут. Выбирать упражнения стоит в соответствии с направлением снизу вверх. То есть первые упражнения должны задействовать верхнюю часть тела, а затем «опускаться» вниз. Всего количество упражнений не должно превышать 3-4 для детей до трех лет. По мере роста ребенка каждый год количество упражнений можно увеличивать на 1-2.
  • Заключительные упражнения. Направлены они на то, чтоб восстановить дыхание и расслабиться. Заминка длится 1-2 минуты. Важно следить, чтобы во время расслабления малыш дышал правильно: вдох через нос, выдох через рот. Сначала этого трудно добиться, но со временем дети учатся дышать именно так.

Для того чтобы привить детям любовь к гимнастике, не стоит исключать и психологический фактор, об этом мы говорили в начале статьи. Малышам нравится, когда по окончанию зарядки, они повторяю за взрослым какую-нибудь речевку. Например, можно произнести следующие слова:

«Пусть к нам в комнату летят все снежинки белые! Нам теперь не холодно – мы все зарядку сделали!»

К трем годам малыш становится вполне самостоятельным. Его мозг в этот период интенсивно развивается, расширяется воображение и совершенствуется память. По словесному описанию, ребенок может уже создать образ и воспроизвести его в движении, рисунке либо игре. Двигательная деятельность малыша в этот период значительно усложняется и чтобы гармонично поддерживать это развитие малыш должен выполнять гимнастические упражнения. Два основных комплекса упражнений гимнастики для детей 3-4 лет, которые необходимо выполнять под руководством взрослых, мы сегодня и рассмотрим.

Комплекс № 1.«Потягушки».Для выполнения данного упражнения руки необходимо поднять вверх, разведя чуть шире плеч и развести пальцы в стороны. Встав на носки нужно потянуться вверх, совершая вдох, а затем расслабить мышцы и вернуться в исходное положение, делая выдох. Упражнение повторить 5 раз.

«Пружинка».В исходном положении – стоя, держа руки по швам, необходимо расслабить мышцы туловища и совершить медленное приседание. Руки при этом вытягиваются вперед, и совершается выдох. Резко выпрямившись, будто разжимающаяся пружинка, нужно вернуться в исходное положение, делая вдох. Повторяется такое упражнение 6 раз.

«Прихлопнуть комара».В исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, а руки на поясе, не отрывая ног от земли необходимо совершить поворот туловища в левую сторону, хлопнув при этом в ладоши чуть выше головы. Вернувшись в исходное положение необходимо совершить поворот в правую сторону, также хлопнув в ладоши. При хлопке нужно делать вдох, а при возврате в исходное положение -выдох. Упражнение повторить 5 раз в каждую сторону.

«Воробушки-попрыгунчики».Упражнение заключается в выполнении 5-7 прыжков, сначала на двух ногах, затем столько же прыжков попеременно, то на левой, то на правой ноге. После этого нужно прыгать на двух ногах, с поворотами в правую, а затем в левую сторону.

«Небольшая прогулка».Малыш должен спокойно ходить в течение 3-4 минут, сначала крадущимися шагами, затем, будто большая летящая птица, мерно размахивающая крыльями, а после, ступая аккуратно, будто переступая лужи, пытаясь не запачкать обувь.

Комплекс № 2.«Ветер качает деревья» .В исходном положении -ноги на ширине плеч, а руки подняты вверх. Необходимо выполнять наклоны корпуса. Сначала выполняется наклон влево, при котором производится вдох, вернуться в исходное положение -выдох, затем вправо -вдох, выпрямиться -выдох. Повторить наклоны в каждую сторону необходимо 5-6 раз.

«Гуси».Поставив ноги на ширину плеч, а руки на пояс, нужно наклоняться вперед, произнося по-гусиному Ш-ш-ш, а затем выпрямиться и вдохнуть. Упражнение повторить 5-6 раз.

«Велосипед».В исходном положении -лежа на спине, выпрямив руки и ноги, нужно выполнять попеременные сгибания ног в коленях, имитируя езду на велосипеде, а затем опустить ноги. Повторяется упражнение 2-3 раза по 30 секунд, чередуясь с дыхательными упражнениями.

«Ласточки».Исходное положение -лежа на спине. Руки вытянуты вверх и лежат свободно. Нужно перевернуться на живот, а затем снова перевернуться на спину. Повторяется такое упражнение 5 раз.

«Мячики».Приняв произвольное исходное положение необходимо выполнять прыжки на месте, прыжки вперед и назад, вправо и влево двумя ногами, а затем поочередно на каждой ноге. Упражнение выполняется 2-3 минуты.

«Шагают ножки».Для выполнения данного упражнения ноги необходимо слегка расставить, а руки опустить. Нужно задорно шагать, высоко поднимая колени и делая взмахи руками в ритме ходьбы. На такое упражнение отводится 2 минуты.

Взрослые должны следить, чтобы малыши выполняли упражнения в соответствии с образцом, особенно если детишкам уже исполнилось 4 года. Необходимо следить за правильным положением тела ребенка, ведь это очень важно для формирования осанки. Добиваться того, чтобы движения малыша обретали размеренный и ритмичный характер, необходимо их многократными повторениями. Чтобы поддержать интерес ребенка к таким упражнениям, желательно организовать музыкальное сопровождение или, проявив фантазию, обыграть эти упражнения небольшим рассказом, в котором малыш, как главный герой, выполнят каждое из упражнений, попадая в различные придуманные ситуации.

Регулярно занимаясь с ребенком физическими упражнениями, вы сможете полноценно развивать детский растущий организм, стимулируя как мозговую активность, так и общую моторику ребенка. Кроме того, регулярная гимнастика позволит укрепить иммунитет, и не допустить многих заболеваний, которым так подвержен детский неокрепший организм. Позаботьтесь о здоровье своих малышей!

Источники: http://nashkinder.ru/141-kompleksy-massazha-i-gimnastiki.html, http://www.wjtoday.ru/razrabatyvaem-kompleks-gimnastiki-dlya-detej/, http://www.ja-zdorov.ru/blog/gimnastika-dlya-detej-3-4-let-poleznye-fizicheskie-uprazhneniya/

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru


Смотрите также