Упражнения по теме «Основные способы цитирования». Какой из способов цитирования не представлен в упражнении


Основные способы цитирования (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;б) косвенная речь;в) предложение с вводными словами;г) отдельные слова или словосочетания.

Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

Упражнение 2.

Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.

1) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2) В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3) Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».

Упражнение 3.

Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.

1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

Упражнение 4.

Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?

1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово...» 2) По справедливому мнению А. Герцена, «...главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём...». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Запишите понравившееся вам высказывание.

Упражнение 5.

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.

Упражнение 6.

Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.

Упражнение 7.

Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.

Упражнение 8.

Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания.

1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).

Упражнение 9.

Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.

1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.

Упражнение 10.

Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).

Упражнение 11.

Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов).

Упражнение 12.

Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.

Тест по теме «Основные способы цитирования»

1. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

1) прямая речь;2) косвенная речь;3) предложение с вводными словами;4) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

1) прямая речь;2) косвенная речь;3) предложение с вводными словами;4) отдельные слова или словосочетание.

3. Укажите способ цитирования.

О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… психологическое богатство русского романа».

1) прямая речь;2) косвенная речь;3) предложение с вводными словами;4) отдельные слова или словосочетание.

4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой

5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

6. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.

1) ставятся кавычки;2) кавычки не ставятся;3) цитата пишется с новой строки;4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора.

7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?

1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».

                                                     Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Основные способы цитирования (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;б) косвенная речь;в) предложение с вводными словами;г) отдельные слова или словосочетания.

Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

Упражнение 2.

Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.

1) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2) В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3) Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».

Упражнение 3.

Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.

1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

Упражнение 4.

Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?

1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово...» 2) По справедливому мнению А. Герцена, «...главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём...». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Запишите понравившееся вам высказывание.

Упражнение 5.

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.

Упражнение 6.

Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.

Упражнение 7.

Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.

Упражнение 8.

Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания.

1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).

Упражнение 9.

Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.

1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.

Упражнение 10.

Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).

Упражнение 11.

Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов).

Упражнение 12.

Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.

Тест по теме «Основные способы цитирования»

1. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

1) прямая речь;2) косвенная речь;3) предложение с вводными словами;4) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

1) прямая речь;2) косвенная речь;3) предложение с вводными словами;4) отдельные слова или словосочетание.

3. Укажите способ цитирования.

О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… психологическое богатство русского романа».

1) прямая речь;2) косвенная речь;3) предложение с вводными словами;4) отдельные слова или словосочетание.

4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой

5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

6. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.

1) ставятся кавычки;2) кавычки не ставятся;3) цитата пишется с новой строки;4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора.

7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?

1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».

                                                     Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Способы цитирования. Упражнения и тест.

Упражнения по теме «Основные способы цитирования» http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/314-osnovnyesposobycitirovaniyaupragneniyaitest.html Упражнение 1. Запишите предложения в той последовательности: а) прямая речь; б) косвенная речь; в) предложение с вводными словами; г) отдельные слова или словосочетания. Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего? 1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает». Упражнение 2. Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов. 1) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2) В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3) Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя». Упражнение 3. Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их. 1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях». Упражнение 4. Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления? 1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово...» 2) По справедливому мнению А. Герцена, «...главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём...». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».Запишите понравившееся вам высказывание. Упражнение 5. Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания. 1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу. Упражнение 6. Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания. 1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов). Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами. Упражнение 7. Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания. 1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны. Упражнение 8. Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания. 1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст). Упражнение 9. Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания. 1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия. Упражнение 10. Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры. 1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова). Упражнение 11. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты. 1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов). Упражнение 12. Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи. Тест по теме «Основные способы цитирования» 1. Укажите способ цитирования. Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности». 1) прямая речь; 2) косвенная речь; 3) предложение с вводными словами; 4) отдельные слова или словосочетание. 2. Укажите способ цитирования. «Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 1) прямая речь; 2) косвенная речь; 3) предложение с вводными словами; 4) отдельные слова или словосочетание. 3. Укажите способ цитирования. О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… психологическое богатство русского романа». 1) прямая речь; 2) косвенная речь; 3) предложение с вводными словами; 4) отдельные слова или словосочетание. 4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов. 1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем». 2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой 5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты. 1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести». 2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас». 3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах». 6. Закончите высказывание. При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк 1) ставятся кавычки; 2) кавычки не ставятся; 3) цитата пишется с новой строки; 4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора. 7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена? 1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства». 2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда». 3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке». 4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить». Ответы: 1. 4) 2. 1) 3. 2) 4. 2) 5. 3) 6. 2). 3) 7. 2)

schoolfiles.net

Карточка с упражнениями по теме `Основные способы цитирования`

Карточка с упражнениями по теме «Основные способы цитирования» Упражнение 1. Запишите предложения в той последовательности: а) прямая речь;б) косвенная речь;в) предложение с вводными словами;г) отдельные слова или словосочетания. Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего? 1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает». Упражнение 2. Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов. 1) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2) В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3) Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя». Упражнение 3. Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их. 1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях». Упражнение 4. Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления? 1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово...» 2) По справедливому мнению А. Герцена, «...главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём...». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог». Запишите понравившееся вам высказывание. Упражнение 5. Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания. 1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу. Упражнение 6. Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания. 1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов). Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами. Упражнение 7. Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания. 1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны. Упражнение 8. Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания. 1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст). Упражнение 9. Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания. 1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия. Упражнение 10. Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры. 1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова). Упражнение 11. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты. 1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов). Упражнение 12. Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.

schoolfiles.net

Цитаты и способы цитирования (§ 220) — Учебник 2017

262. Прочитайте опорный материал. Какие способы цитирования вам известны?

Щ Основные способы цитирования:

—1) прямая речь;

2) косвенная речь;

3) предложение с вводными словами;

4) отдельные слова или словосочетания,

263. 1. Запишите предложения в той последовательности, которая дана в опорном материале на с. 126.

2. Какой из способов цитирования не представлен в упражнении?

Цитата

Иллюстрация

1. Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2. «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3. Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически», 4. По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5. Украинский поэт Т, Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

99л

С% Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуа — ^ ции при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

Объясните подчёркнутые орфограммы.

264. Прочитайте. Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.

1. Н. В, Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2. В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3. Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».

265. Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.

1. Киевскую Русь часто называли «страной городов».

2. Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».

3, «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит были-

На о своём герое Вольге Святославиче. 4. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

266. Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?

1. В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово…» 2. По справедливому мнению А. Герцена, «…главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…».

3. И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4. «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

1. Запишите понравившееся вам высказывание.

2. Составьте синтаксическую схему последнего высказывания.

267. Используя цитирование отдельными словами или словосочетаниями, составьте свои предложения, привлекая материал упр. 266 или художественное произведение, о котором вам хочется рассказать.

Говорить

Писать

Утверждать

Считать

Провозглашать

Убеждать

Подтверждать

Восклицать

Спрашивать

268. Введите данные цитаты в свою речь разными известными вам способами. Включите в предложения глаголы, данные справа. Какие из них нельзя использовать? Почему?

1. Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. {В, Белинский) 2. Человек поднялся над миром всего живого прежде всего

Потому, что горе других стало его личным горем. (Б. Сухо — млинский) 3. Труд будит в человеке творческие силы, (А Н. Толстой)

$ Назовите темы сочинений, эпиграфами к которым могли бы служить данные цитаты. Запишите 2—3 темы и эпиграфы к ним.

©

269. Прочитайте отрывок из статьи о поэте В. Берестове. Определите основную мысль текста. Перескажите его.

Детство и отрочество не только время открытий и ученичества. В эти годы ты собираешь, накапливаешь в душе то тепло, которым окружают, дарят тебя старшие.

Любили тебя без особых причин За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш.

За то, что растёшь.

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.

Береги, не растеряй эту любовь: не за горами время, когда наступит твой черёд делиться ею с теми, кто моложе, слабее тебя.

(С. Богатырёва)

Ф Расскажите, когда цитаты не заключаются в кавычки. Приведите свои примеры. (См. учебник «Русский язык. Теория», §220.)

©

Диалог

Монолог

270. Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.

apple-tour.ru

Подготовка к ОГЭ "Способы цитирования"

Цитаты и способы цитирования

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке.

Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.

Благодаря цитированию, автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.

В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в

точности приводимые чьи-либо слова.

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения изла-

гаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются

в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приво-

дятся не полностью, место пропуска обозначается много-

точием.

Цитаты оформляются следующими способами: 1) предложе-

ниями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

2) предложениями с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,

что «...праздная жизнь не может быть чистою» ; 3) предложе-

ниями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусст-

во должно облагораживать людей» .

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить

мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов,

к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал

об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если

соблюдена стихотворная строка.

infourok.ru

NEDELJA_5_KURS_2

Неделя 5. Основные правила цитирования. Оформление библиографических ссылок.

Цитата – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. При цитировании указывается автор или источник. Широко принято цитирование в научной речи, публицистике, деловой речи. Цитирование подразумевает специальное оформление цитат.

Способы оформления цитат

  1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например: Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

  2. Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках: «Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд)

  3. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи: А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).

Пунктуация при цитировании:

1. Цитаты приводятся в кавычках, показывающих границы чужой речи. Например:

«Обидеть Довлатова легко, а понять – трудно». Эту фразу я слышал от Сережи едва ли не со дня нашего знакомства, и ею же он реагировал на мой первый отзыв о его сочинениях (А. Арьев, История рассказчика).

2. Если цитата вводится с помощью авторской речи, то она оформляется так же, как прямая речь, например: «Только пошляки боятся середины», - написал он (Довлатов. - Прим. авт. сайта) в «Ремесле» (А. Арьев, История рассказчика).

3. Если в цитате есть пропуски, это отмечено многоточием, например: «О. Мандельштам имел основания ещё в 20-е годы написать: «…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века» (Н. Скатов, Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой).

4. Указание на источник, следующий после цитаты, даётся в скобках. Точка ставится после скобок. «Ср. также в письме к Бострому: «Милый папочка, я уезжаю на войну военным корреспондентом от «Русских ведомостей». В случае моей смерти прошу тебя завещать в духовной дочке моей Марьяне, сколько ты можешь. Прошу тебя об этом горячо. Пусть Марьяна не испытывает бедности, до тех пор пока сама не сможет работать. Бедность придавляет человека. Марьяна слишком нервна и нежна, чтобы вынести очень тяжкие испытания в детстве» (Переписка А.Н. Толстого. Т. 1. С. 213).» (А. Варламов, Алексей Толстой).

Если цитата оканчивается не точкой, а многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками.

5. Части фраз, слова или сочетания слов, цитируемые в составе предложения, требуют кавычек. Двоеточие перед ними не ставится. Исключение составляют высказывания со словами фраза, предложение, высказывание, мысль и др. под., например: Согласно версии, изложенной в рассказе Довлатова «Куртка Фернана Леже», знаменитый французский художник завещал своей жене быть «другом всякого сброда» (А. Арьев, История рассказчика).

Упражнение 1.Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетания.

1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

Упражнение 2.Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.

Упражнение 3.Запишите высказывания как цитаты, дополнив от себя словами автора.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

Упражнение 4.Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана у кого ты учился вежливости Он ответил у невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.

Упражнение 5.Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания.

1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).

Упражнение 6.Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов).

studfiles.net


Смотрите также