Какое значение спорта способствует привлечению к занятиям физическими упражнениями


Привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом как один из факторов формирования здорового образа жизни

Штовханёв Сергей Николаевич, учитель физической культуры МБОУ СОШ №1

им. А.С.Попова г. Удомли Тверской обл.

2013 г.

Привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом

как один из факторов формирования здорового образа жизни.

Аннотация. Поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни школьников является ведущей задачей современной школы. Основная нагрузка в воспитании бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни ложится на учреждения образования, прежде всего общеобразовательные школы. В статье освещены формы привлечения учащихся к занятиям физической культурой.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ.

Здоровый образ жизни – общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья учащихся. Известно, что здоровье нужно беречь смолоду, поэтому и основная нагрузка в воспитании бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни ложится на учреждения образования, прежде всего общеобразовательные школы.

На уроках физической культуры в МБОУ УСОШ №1 им. А.с. Попова используются формы проведения занятий, направленные на активизацию и повышение интереса учащихся к урокам физической культуры. Наиболее интересные из них для обучающихся – подвижные и спортивные игры. Подвижные игры – это традиционное, наиболее доступное и эффективное средство воздействия на учащихся при их активной помощи. Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоническому развитию детей.

Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме, следовательно, укрепляют здоровье учащихся.

Подвижные и спортивные игры воспитывают волевые качества, формируют положительные черты характера. В соответствии с возрастными особенностями учащихся подвижные и спортивные игры решают различные задачи:

  • В I - IV классах игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью в движениях, свойственных детям этого возраста. Они растут, и одновременно у них развиваются важнейшие системы и функции организма. Такие движения, как бег, ползание, ритмическая ходьба и прыжки дети лучше усваивают в игре. Двигательный опыт детей этого возраста очень мал, поэтому нужно проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами. От простых игр нужно переходить к более сложным, постепенно повышая требования к развитию и совершенствованию координации движения, поведению играющих, проявлению инициативы каждым участником игры. Для проведения большинства игр в 1 - IV классах нужен красочный инвентарь, который легко воспринимается детьми.

  • В V - VII классах используются многие игры, разученные в I - IV классах. В них включаются более разнообразные движения, вводят усложненные препятствия на пути достижения цели. Учащимся V - VII классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявление ловкости и координации, с преодолением препятствий, метанием и ловлей мяча, прыжками и перелезанием. В этом возрасте большее место занимают игры соревновательного характера, такие как пионербол, борьба за мяч, команда быстроногих, перестрелка и др. Ученики в этом возрасте проявляют больший интерес к спортивным играм, поэтому во многие игры можно включать элементы спортивных игр.

В играх детей данного возраста особое место занимают командные игры с мячом и без мяча.

При проведении игр с учащимися V - VII классов учитель физической культуры решает следующие задачи: совершенствование и закрепление в игровой обстановке гимнастических и легкоатлетических движений, элементов ходьбы на лыжах, развитие быстроты бега в сочетании с преодолением различных препятствий; совершенствование навыков в метании и ловле большого и малого мяча; в играх сочетаются сила с ловкостью и быстротой; воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи, творческая активность и умение правильно оценивать пространственные и временные отношения.

  • Для учащихся VIII – XI классов в образовательном процессе по физическому воспитанию мы применяем спортивные игры с включением элементов подвижных игр; используем для повышения двигательной активности старшеклассников игровые и соревновательные методы обучения. У учащихся VIII - IX классов процессы возбуждения и торможения еще не установились, и очень часто возбуждение превалирует над торможением, поэтому общий эмоциональный тонус в играх очень высок, особенно у мальчиков. Это должен учитывать учитель на уроках физической культуры. Чтобы не допускать перевозбуждения, необходимо вовремя пресекать неправильное поведение отдельных играющих в виде: внушения, штрафа, удаления из игры. Иногда очень возбужденных игроков целесообразно переключать на роль помощников учителя или судьи, можно поручать им самим составлять новые правила и варианты игр и самостоятельно проводить их.

В подвижных играх происходит решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в тесной взаимосвязи и единстве. Только в этом случае игра становится действенным средством физического развития и нравственного воспитания учащихся.

Но только на трех уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 – 15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, воспитывают волевые качества, успешно учатся в школе.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются:

  1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

  2. Привить интерес к физической культуре и спорту.

  3. Побудить учащихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

  4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика и развить необходимые физические качества.

  5. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

  6. Привлечь к физическому воспитанию учащихся педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

Решаются данные задачи в нашей школе путем организации объединения дополнительного образования «Крепыш», проведения спортивных мероприятий в рамках Дней Здоровья («Веселые старты на воде», «Зимние забавы»), месячников Здоровья и спорта (посещение боулинга, аквапарка, тренажерного зала, спортивные соревнования), школьных спортивных конкурсов (конкурс спортивных танцев) и соревнований (волейбол, настольный теннис, шашечный турнир). Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных мероприятиях района и занимают призовые места как в личном, так и командном зачете.

Поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни школьников является ведущей задачей современной школы. Следовательно, одним из основных направлений в развитии науки о физическом воспитании детей признано физическое воспитание, направленное на оздоровление учащихся, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни и всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися личной физической культуры. Реализация данной цели связана с решением ряда задач: укрепление здоровья школьников посредством развития физических способностей и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга и т.д. Таким образом, привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом является одним из главных факторов формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.

doc4web.ru

Значение спорта в современном мире.

В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества.Спорт в узком смысле слова — это собственно-соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. Спорт выступает как средство удовлетворения зрелищных запросов человека. Интерес к крупнейшим международным соревнованиям, таким как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, очень велик. За проведением их наблюдает огромное количество людей на всей планете. Эти соревнования представляют собой захватывающее, интересное своей непредсказуемостью зрелище. Наблюдая за выступлениями лучших спортсменов, люди получают ни с чем несравнимое эстетическое удовольствие. Красота тела, изящность, точность, мощность движений при выполнении упражнений гимнасткой, бегуном, баскетболистом или другим высокотехничным спортсменом, доставляют нам не меньшее удовольствии, чем выполнение сложных па танцором. Спорт и искусство в этом похожи.

История возникновения художественной гимнастики является подтверждением этому. Художественная гимнастика — гармоничное сочетание искусства и спорта. Россия — родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан — футбол, для канадцев — хоккей, так для России художественная гимнастика — предмет национальной гордости.Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться — они дети российской идеи. Это сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра. Началось все в 1913 году, когда на Высших курсах П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первые педагоги, преподававшие в этой школе, до прихода в нее имели свой опыт в преподавании разных направлений гимнастики — эстетической, ритмической, танцевальной, а также «свободного танца» Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта. Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году Высшей школе художественного движения Ленинградского государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Художественная гимнастика объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20—30-е годы. В апреле 1941 года был организован и проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, как и всего советского спорта, практически остановилось из-за Великой Отечественной войны. В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. 1980 год стал для художественной гимнастики поворотным.После завершения Олимпийских игр в Москве на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская история художественной гимнастики начинается в 1984 году. В истории отечественного спорта было интересное событие — триумфальные показательные выступления наших гимнасток в 1973 году в США. Сильнейшие гимнастки нашей страны (Л. Турищева, О. Корбут, Т. Лазакович, Л. Богданова, А. Кошель и др.) выступили тогда в восьми крупнейших городах, и везде трибуны лучших спортивных залов, вмещавших, как правило, свыше 12 тыс. человек, были заполнены до отказа. Американские организаторы сами удивлялись такому успеху. Удивлялись тому, как удалось раскачать инертных домоседов, которые обычно предпочитают съесть обед, посмотреть кинофильм, не вылезая из автомашины, посмотреть, наконец, выступления по телевидению. Билетов, тем не менее, не хватало. В магазинах, не предполагавших такой спрос, было раскуплено все гимнастическое снаряжение и инвентарь, в стране стали организовываться «клубы Ольги Корбут». Руководители Федерации США не ошиблись, когда предполагали поднять интерес среди молодежи кэтому не популярному в Америке виду спорта. Успех наших гимнасток был настолько большим, что мэр Чикаго, неудовлетворенный тем, что выступление в этом городе не было запланировано заранее, позвонил в Москву А. Н. Косыгину (бывшему в то время председателем Совета Министров СССР) и договорился о выступлении в Чикаго. Этот пример иллюстрирует большое агитационное значение спорта. Спорт способствует привлечению людей к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим уместно привести высказывание основателя олимпийского движения француза Пьера де Кубертена. Он говорил: «Для того, чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом; для того, чтобы пятьдесят человек занимались спортом, нужно, чтобы двадцать человек специализировались в определенном виде спорта; а для этого нужно, чтобы пять человек показывали выдающиеся спортивные результаты».В последние годы, в связи с увеличением количества международных соревнований с участием национальных команд, значительно повысилось престижное значение спорта (спорт — престиж нации). Спортивные успехи являются важным показателем социально-экономического и культурного развития страны. Американский президент Джон Кеннеди, отмечая важность спорта, говорил, что нередко победа на стадионе повышает дух нации значительно сильнее, чем победа на поле брани.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai

Привлечение подростков в занятия физической культурой и спортом

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Социальным явлением, обеспечивающим поведение детей, подростков и молодежи, является формирование их потребностей интересов. В физической культуре таким явлением можно считать освоение ценностей и знаний, формирование мотивов и потребностей в физическом развитии, отражающие в себе здоровый образ жизни, сформированный собственной личной активностью. Социальная деятельность детей, подростков и молодежи через средства физической культуры способна обеспечить духовно-нравственную деятельность, чему служат сложившиеся практические образцы физической культуры.

Утверждение такой позиции позволяет по иному посмотреть на феномен физической культуры, способный выработать у детей, подростков, молодежи устойчивые психологические установки и ценностные ориентации, позволяющие противостоять приобщению к среде наркоманов и сохранять стойкое отрицательное отношение к наркомании и алкоголизму [15, с.43].

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни, из всего комплекса предлагаемых мер.

В качестве приоритетного направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

Речь идет о создании массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тенденции последних лет показывают, с одной стороны, увеличение количества изданий спортивной тематики и публикаций в печатных СМИ, с другой стороны - снижение количества спортивных передач и трансляций в телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов.

Вопрос о том, как пробудить интерес у подростков к занятием физической культурой и спортом волнует многих людей. Однозначного ответа на этот вопрос не найти. Можно только проанализировать и попробовать разобраться, в чём же причина низкой посещаемости спортивных и кружков и секций.

Можно ссылаться на нехватку спортивных сооружений и квалифицированных специалистов, на сильную загруженность родителей и самих детей, и всё же главная причина не в этом. К примеру, если взять населённые пункты, где нет спортивных сооружений, нет специалистов по физической культуре и спорту, а есть те люди ,которые могут организовать спортивную работу, убедить детей в пользе физических упражнений, именно там и вырастают крепкие и сильные ребята. Огромную роль в приобщении детей к физкультуре и спорту играет личный пример родителей. Если сами родители каждый день восполняют гимнастические упражнения, ведут здоровый образ жизни , приобщены к активному отдыху ,то и дети будут расти здоровыми и крепкими.

Занятия спортом являются важнейшей формой физического развития и воспитания детей. Обычно приобщение их к спорту осуществляется в школе под влиянием преподавателей физкультуры, классных руководителей, учителей-предметников.

Если школьник уже приобщился к какому-то виду спорта, то задача родителей поощрять это увлечение, контролировать его, развивать интерес к спорту, не дать ему угаснуть. Родители должны быть убеждены, что занятия спортом развивают физические возможности организма, дисциплинируют ребенка, благотворно влияют на здоровье, нравственность, учебу и поведение. Только такая убежденность сделает родителей верными друзьями спорта, помощниками детей в их занятиях спортом.

Необходимо вырабатывать привычку к систематическим занятием физическими упражнениями с раннего возраста. В этом и состоит одна из наиболее значимых задач физического воспитания в школе. Необходимо как можно шире вести работу по привлечению к занятиям подростков, так как в старшем школьном возрасте желание заниматься физкультурой резко снижается. Важным подспорьем в воспитании у детей привычки заниматься физкультурой могут стать домашние задания .Большую помощь в этом могут оказать родители, умело помочь своим детям освоить в домашних условиях те или иные упражнения и необходимые навыки самоконтроля. Согласитесь, что повтор одних и тех же упражнений всего 2 раза в неделю никаких положительных результатов дать не может.

Необходимо каждому учащемуся вести дневник самоконтроля, благодаря которому родители могут наблюдать за ростом физического развития ребенка. Большую роль играет подбор упражнений и их дозировка. Если ребёнок попробовал и не смог выполнить упражнение, то часто у него пропадает желание заниматься дальше физкультурой. Родителям и учителю физической культуры необходимо поддержать ребёнка и помочь ему почувствовать себя сильным и ловким, чтобы физическая культура и спорт стали неотъемлемой частью режима дня и прочно вошли в его жизнь.

Необходимо иметь постоянную «обратную» связь с учениками, своевременно применять методы поощрения, подробно разбирать изучаемый материал.

Тренеру необходимо формировать положительные эмоции у учеников. Очень сложно удержать в группе детей и подростков, у которых всё получается сразу и лучше всех. Поэтому необходимо предлагать им более сложные задания, выполняя которые обучаемый должен осуществлять самооценку.

Нашей общей задачей является привлечение как можно большего количества детей к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо выработать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениям, и если мы этого не сделаем, то все планы на счёт здорового подрастающего поколения останутся всего лишь мечтой.

 

 

Глава 2 Практическая часть

2.1 Цели и задачи самостоятельных занятий

Приобщение школьников к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Большое значение имеет формирование у школьников стремления к физическому самосовершенствованию. Приобщение детей в школе к физической культуре – одна из социально-педагогических проблем. В школе, кроме физической культуры, нет такого предмета, который мог бы столь наглядно показать учащимся особенности своего организма, научить методам закаливания, двигательной подготовки. И поэтому, здоровье и учеба учащихся взаимосвязаны и взаимообусловлены. Опыт работы школ показывает, что не всегда учитель обращает на это должное внимание. В результате многие выпускники школ по выходе из-под опеки педагогов, перестают активно заниматься физическими упражнениями, что отрицательно сказывается на их здоровье и двигательную подготовленность.

Надо на только вовлекать учащихся в специально организованные секции, но и активно внедрять физическую культуру и спорт в быт школьников и повышать двигательную активность учащихся.

В современных условиях важной задачей семьи и школы в работе по укреплению здоровья детей, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями в школе и дома. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий

Одна из основных задач физического воспитания в школе — формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Чтобы достичь этой цели, надо решить ряд задач: воспитания у школьников интерес к физической культуре, формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий, содействия внедрению физической культурой в режим. Отношение учащихся к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи должна рассматриваться с двуединой позиции – как личностно значимая и общественно необходимая. Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для учеников насущной потребностью, не превратилась в интерес личности.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения учеников в физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся:

  • состояние материальной спортивной базы,
  • направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий,
  • уровень требований учебной программы,
  • личность преподавателя,
  • состояние здоровья занимающихся,
  • частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Таблица 1

Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих учеников к самостоятельной деятельности, %

Субъективные факторы Класс
Удовлетворение 57.8 50,1 43,5 16,8
Соответствие эстетическим вкусам 51,7 42,3 30,4 21,9
Понимание личной значимости занятий 37,6 24,0 17,5 8,3
Понимание значимости занятий для коллектива 34,0 22,8 14,1 9,6
Понимание общественной значимости занятий 30,9 21,3 12,6 7,4
Духовное обогащение 13,2 10,4 5,6 3,1
Развитие познавательных способностей 12,9 9,8 7,1 6,2

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере учеников от младших классах к старшим. Значимой причиной психологической переориентации учащихся является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности.

Ученики старших классов более критично оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, а также их связь с профессиональной подготовкой.

Тревожным выводом из данной таблицы является недооценка учениками духовного обогащения и развития познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

Формы и содержание самостоятельных занятий

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления.

Первое, это надо заинтересовать ребят. Причём важно разделить по возрасту и непосредственно по интересам (интерес к самому процессу деятельности и интерес к результатам деятельности). В начальной школе большое значение имеет эмоциональная окрашенность упражнений, объяснение.

Постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые учащиеся впоследствии будут осознанно применять для достижения более отдельных целей. Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Например: учитель дает задание, какие упражнения, сколько раз, в какое время, как нужно проделать. Ученику остается следовать данным рекомендациям и выполнять домашнее задание (повторение упражнений и является элементом самостоятельности). Учеников старших классов уже можно ориентировать на результат деятельности.

Цель — конечный результат, достигается на занятиях физической культуры (укрепление здоровья, повышение уровня развития отдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливания, улучшение телосложения). Эффект работы учителя во многом зависит от правильной постановки целей.

Большое значение для успеха деятельности имеет планирование цели по этапам. Необходимо предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств. В дидактике существуют различные подходы при подготовке учащихся к самостоятельным занятиям, например постепенная отработка отдельных действий самостоятельных занятий и затем объединение их в единое целое.

Формы самостоятельных занятий

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются и целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий:

  • утренняя гигиеническая гимнастика,
  • упражнения в течение учебного дня,
  • самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения ото сна.

В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения на выносливость (например, длительный бег до утомления), статического характера, со значительными отягощениями. Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин.) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин. каждые 1-1,5 ч работы оказывают вдвое больший стимулирующий эффект, чем отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений, это важнейший компонент успешной работы по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно.

На первых этапах, когда ребята только начинают осваивать упражнения, необходимо контролировать их знания. И поэтому на уроках в виде коротких вопросов и ответов надо проверять, насколько учащиеся усвоили теоретические положения, например, о развитии двигательных качеств, утренней гимнастике и других заданий.

Проверяя качество формирования двигательных навыков и умения, вначале уделяют основное внимание точности, правильности выполнения упражнения, правильной дозировки, определение места занятий, соблюдать технику безопасности.

После выполнения задания учитель дает школьникам самим оценить свое выполнение или привлекает для оценки других школьников. Самая главная задача учителя — это внедрить утреннюю гимнастику в режим дня учащегося.

Содержание самостоятельных занятий

Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в школах – это ходьба и бег, кросс, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы, занятия на тренажерах.

Ходьба и бег. Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.

Ходьба – естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма.

Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности.

Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку.

При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС. Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки.

Через 8-10 мин. после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно.

Чередование ходьбы с бегом. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, то обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Бег – прекрасное средство тренировки, с помощью которой, можно существенно повысить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепить здоровье. Прежде, чем начать самостоятельно заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр и получить индивидуальные рекомендации у врача и учителя физической культуры.

Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие – темп бега должен быть невысоким и равномерным, бег доставляет удовольствие, “мышечную радость”. Если нагрузка слишком высока и быстро наступает утомление, следует снижать темп или несколько сокращать его продолжительность.

Выносливость — это способность человека длительное время выполнять какую-либо работу. Различаю несколько видов выносливости: скоростную, статическую, силовую.

Школьникам необходимо усвоить общие правила, которые следует соблюдать, развивая выносливость:

  • постепенно увеличивать объём и интенсивность нагрузки;
  • при выполнении упражнений дышать ритмично;
  • не допускать переутомления.

Равномерность — основной метод развития выносливости на самостоятельных занятиях. Общая выносливость это, способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности. Любому школьнику доступен бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, велосипеде, плавание для развития выносливости. При этом напомнить школьникам необходимость соблюдения мер безопасности.

“Дорожки здоровья”. Оздоровительный и тренирующий эффект на “дорожках (тропах) здоровья” обеспечивается комплексным воздействием физических упражнений и природных факторов. Дорожки оборудуются в лесопарках или лесных массивах в условиях пересеченной местности.

Плавание. Плаванием занимаются в летние каникулярные периоды в открытых водоемах, а в остальное время учебного года – в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. ЧСС сразу после преодоления дистанции для возраста 17-30 лет должна быть в пределах 120-150 удар/мин.

При занятиях плаванием необходимо соблюдать следующие правила безопасности: занятия в открытом водоеме проводить группой из 3-5 человек и только на проверенном месте глубиной не более 1 м 20 см; заниматься следует не ранее чем через 1,5-2 ч после приема пищи; запрещается заниматься плаванием при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболеваниях; лучшее время для занятий плаванием – с 10-11 до 13 ч, в жаркую погоду можно заниматься второй раз – с 16 до 18 ч.

Ходьба и бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные занятия можно проводить только на стадионах или в парках в черте населенных пунктов; занятия на местности, отдаленной от населенных пунктов, или в лесу во избежание несчастных случаев не допускаются.

Выезд или выход на тренировки за пределы населенного пункта должен осуществляться группами в 3-5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожений и т.д. Отдельные спортсмены не должны отставать от группы.

Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Максимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1-1,5 ч и более при умеренной интенсивности.

Велосипед. Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благотворно влияющим на нервную систему. Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции.

Ритмическая гимнастика (аэробные танцы). Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, седах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.

Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность.

Гигиена тела способствует нормальной жизнедеятельности организма, улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека.

Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого организма, выполняющий многие функции: она защищает внутреннюю среду организма, выделяет продукты обмена веществ, осуществляет теплорегуляцию.

Все эти функции выполняются в полном объеме только чистой и здоровой кожей.

Гигиена мест занятий. Не допускается наличие в воздухе вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания СО2. Запрещается курение, пол должен быть ровным и нескользким. Температура – 15-18°С, хорошая освещенность.

Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года (на удалении 300-500 м от автодорог и магистралей).

Одежда должна отвечать требованиям специфики занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта.

Летом – майка и трусы, в прохладную погоду – хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Зимой – хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка, при ветре – куртка.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, удобной прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специфические приспособления для занятий тем или иным видом физических упражнений. Важно, чтобы обувь и носки были чистыми и сухими. Зимой – непромокаемая обувь, размер чуть больше обычного. На соревнованиях и в походах следует пользоваться хорошо разношенной обувью.

Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений является важнейшим компонентом успешной работы по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно.

Самоконтроль - это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения.

Задачи самоконтроля.

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

Дневник самоконтроля

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показатели самоконтроля и даты.

Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы, в другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение, результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и др. Самоконтроль необходим всем, но особенно важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов поведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.

Современный урок отмечает хорошая организация самостоятельной деятельности учащегося. Учитель последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля, добиваться формировании культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Показательным для современного эффектного урока, является разнообразие организационных форм, средств, методов и приёмов, используемых учителем. Занятия нельзя строить на раз и навсегда избранному шаблону.

Заключение

В курсовой работе сделан анализ развитию интересов у подростков к физической культуре и спорту.

В первой части сделан теоретический анализ проблемы формирования и развития интересов к физической культуре и спорту у подростков.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Вопрос о том, как пробудить интерес у подростков к занятием физической культурой и спортом волнует многих людей.

Занятия спортом являются важнейшей формой физического развития и воспитания детей. Обычно приобщение их к спорту осуществляется в школе под влиянием преподавателей физкультуры, классных руководителей, учителей-предметников.

Во второй части курсовой работы рассмотрено, как можно привлечь и заинтересовать подростков к самостоятельным занятиям физкцультуры.

В современных условиях важной задачей семьи и школы в работе по укреплению здоровья детей, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями в школе и дома. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.

Одна из основных задач физического воспитания в школе — формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Чтобы достичь этой цели, надо решить ряд задач: воспитания у школьников интерес к физической культуре, формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий, содействия внедрению физической культурой в режим. Отношение учащихся к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем.

 

 

Список использованной литературы

1.О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в российской федерации на 2006 - 2015 годы". … Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7.

2.Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2008.

3.Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009.

4.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М. 2006.

5.Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008.

6.Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11 классов// под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевич – М.: 2010.

7.Лях В.И. Физическая культура. - М., 2008 г.

8.Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – М.: Советский спорт. – 2003.

9.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009.

10.Матвеев А.П. Физическая культура : учебник для учащихся 3-4 классов начальной школы. – М., 2008

11.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с.

12.Морозов А. В. Актуальные проблемы организации физкультурно-спортивной работы с подростками по месту жительства [Текст] / А. В. Морозов, И. А. Цветкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 15-17.

13.Никифоров Ю.Б. Учитесь наслаждаться движениями- М.: Советский спорт, 2009

14.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.

15.Холодов Ж.К., Панов В.П. Папа, мама и я – спортивная семья- Минск -Полымя, 2009

 

⇐ Предыдущая12

mykonspekts.ru


Смотрите также