Влияние занятий физической культурой на формирование личности. Какие нравственные и эстетические качества формируются в процессе занятий физическими упражнениями


Эстетическое воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

Эстетическое воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой

Курсовая работа по педагогике

Исполнитель:

Студентка очного отделения 372 группы

Карпова Ольга Александровна

Научный руководитель:

Канд. пед. наук, доцент

Осипова Ирина Сергеевна

Шадринск 2011

Оглавление

Введение .......................................................................................................... 2

Глава 1. Эстетическое воспитание как направление воспитания учащихся….3

1.1. Современная классификация направлений воспитания…………………...4

1.2. Общая характеристика эстетического воспитания учащихся……………5

Выводы по 1 главе………………………………………………………………6

Глава 2. Содержание эстетического воспитания учащихся в процессе занятий физической культурой……………………………………………………………7

2.1. Связь направлений воспитания в процессе физического воспитания……5

2.2. Содержание эстетического воспитания учащихся в процессе занятий физической культурой……………………………………………………………6

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….2

Заключение……………………………………………………………………….5

Список литературы………………………………………………………………5

Приложение………………………………………………………………………..1

Введение

В сфере общего образования эстетическое воспитание играет большое значение. Учитель физической культуры, воздействуя на развитие ребенка посредством физического воспитания, закладывает у него базу для всестороннего развития физических и духовных способностей. Ведь именно дети обладают потенциалом для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости [8].

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что особую актуальность приобретает эстетическая подготовка учащихся в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях [12]. Школьники, получившие эстетическую подготовку, располагает большими возможностями для неуклонного освоения всего многообразия двигательных навыков и умений с точки зрения культуры движений. Его широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявлять себя не только в сфере физической культуры, но и в бытовой, общественной деятельности. Особенность педагогической деятельности заключается в многостороннем преобразовании объекта своего воздействия. То есть учитель по физической культуре постоянно должен развивать у своих воспитанников потребности и способности замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать ее [23].

Многие среднеобразовательные учреждения в системе физического воспитания школьников почти не дают систематической эстетической подготовки и эстетической нагрузки, а потому не несут практической прикладности на всестороннее гармоничное развитие личности школьника [12]. Можно оспаривать категоричность подобного суждения, но никак нельзя не согласиться с тем, что возможности в этом плане далеко не исчерпаны.

Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости оптимизировать процесс эстетического воспитания в системе физического воспитания учащихся, акцентируя внимание на формирование эстетической, двигательной культуры, красоту, эстетического представления и т.д. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна.

На основании вышеизложенного тема курсовой работы была сформулирован следующим образом: «Эстетическое воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой».

Целью нашего исследования является определение возможностей физической культуры в эстетическом воспитании школьников.

Объект – эстетическое воспитание как направление воспитания школьников.

Предмет – средства физической культуры в эстетическом воспитании школьников.

Задачи работы:

1. Раскрыть понятие воспитания и классификацию его направлений.

2. Представить общую характеристику эстетического воспитания учащихся.

3. Определить связь направлений воспитания в процессе физического воспитания.

4. Проанализировать содержание эстетического воспитания учащихся в процессе занятий физической культурой.

Методы : анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, общего заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Эстетическое воспитание как направление воспитания учащихся

1.1. Современная классификация направлений воспитания

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности [16].

Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом [16].

Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, творческого, активного человека.

Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира [16]. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

· развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов

· формирование культуры учебного и трудового процессов

· развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству

· стимулирование интереса к работе с книгой

Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Второе направление воспитательного процесса – гражданское воспитание , понимаемое как конкретная сторона воспитания, связанная с формированием гражданских качеств личности – патриотизма, ответственности перед обществом и государством, готовности к защите Родины, стремлению участвовать в решении государственных дел, социальной активности и т.д. [16].

Цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам [16].

mirznanii.com

Влияние занятий физической культурой на формирование личности

Человек занимаясь физической культурой не только развивает и укрепляет здоровье, но и формирует качеств личности. Физическая культура влияет и на другие стороны жизни: на самостоятельность, на творчество, на индивидуальные черты характера, и на трудовую деятельность. Физическая культура развивает физические качества человека, формирует интеллектуальные способности, обучает самостоятельности, самосовершенствованию и самоконтролю.

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности — нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность и терпимость и т. п. Он развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры [1].

Между работой центральной нервной системой (ЦНС) и работой опорно — двигательного аппарата человека существует тесная связь, поэтому физическая активность имеет значение для нормального течения психических процессов. Функции ЦНС зависит от активности мышц. Импульсы проприорецепторов сигнализирует мозгу о совершаемых движений и нервные клетки повышают тонус коры головного мозга из-за чего возрастает функциональная способность.

Занимаясь физической культурой человек учится регулировать зрительные, осязательные, мышечно-двигательных действий и вестибулярные ощущения, и восприятие, еще развивается мышление, память, воля.

От занятий спортом человек испытывает удовлетворения, чувство радости. А также появляется агрессивность, жестокость и гордость, еще расслабление.

Г.Е. Ступина провела исследование эмоциональных сфер физически подготовленных и неподготовленных людей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состояния позволил выявить то, что высокий уровень агрессивности, фрустрации и ригидности зависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, при повышении уровня развития двигательных качеств с помощью целенаправленных физических упражнений можно способствовать снижению уровня агрессивности, фрустрации и ригидности, что в дальнейшем будет способствовать формированию гармонично развитой личности [2].

Мы провели исследование в школе №8 Елабужского района Р.Т. (6-9 класс), что бы выяснить помогает ли физическая культура, развитию и формированию личности.

Для изучения мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла (16-ти факторный). Условно разделили испытуемых на две группы, те кто усердно занимается спортом, и те кто предпочитает не ходить на урок физической культуры. Результаты особо не отличались учащихся, но результаты по фактору B 2 группа в основном ( 72%) имели высокий интеллект, а первая группа (63%).

Также по фактору С вторая группа имела высокую процентную соотношение (65%), чем первая группа (56%).По фактору G, различих особо нет ( 1 группа- 67%, 2 группа- 65% имеют супер- эго).По фактору N, в 1 группе преобладает дипломатичность 65%, а во второй группе 63% прямолинейность.

Дети занимающие спортом, в основном имеют цель в жизни, стараются достичь хороших результатов. Особенность физической культуры — формирование нравственной, морально-этнической качества личности.

В самосознание личности объектом является сам человек, занимающийся физической культурой. Он должен быть самоуверенным, прислушиваться к самому себе.

Также люди, занимающие физической культурой, формируется волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность.

Спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Видно также, что влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности [3].

Благодаря физической культурой у людей появляется смелость, быстрота, умение не сдаваться и сила.

Таким образом, можно сказать, что физическая культура влияет на формирование личности человека. Физическая культура развивает и формирует самоуверенность, целеустремленность, силу, смелость, упорство, настойчивость и другие.

Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познаёт себя, других людей и окружающий мир. У него активно развиваются инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека. Всесторонне развитая личность быстрее адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности. Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Именно поэтому физическая культура и спорт выступают важнейшим условием разностороннего развития личности [4].

novainfo.ru

Нравственное воспитание на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Принципы воспитания

Воспитание в школе – это определённое, целенаправленное, систематическое воздействие на сознание, чувства и волю учащихся. Физическое воспитание  – неотъемлемая часть в этом процессе.

Говоря о нравственном воспитании в процессе физического воспитания учащихся, следует подчеркнуть, что оно составляет органическую составную часть занятий по физической культуре.

Опыт моей работы показывает, что целенаправленное воспитание способствует более организованному проведению учебных занятий и спортивных тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости  друг от друга.

К основным принципам воспитания относятся следующие.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл этого принципа заключается в ответственности каждого перед коллективом  и коллектива за каждого своего члена. Добиться успеха в воспитании, в том числе физическом, можно, только опираясь на поддержку сплочённого коллектива, на выработанное в коллективе общественное мнение.

Принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Подготовка учащихся к жизни и труду – одна из главных целей физического воспитания. Хорошо воспитанный спортсмен живёт полной жизнью, приносит ползу обществу и сам получает огромное моральное удовлетворение от общения с людьми.

Принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика. Гуманизм педагогики требует внимательного отношения к личности ученика. Вступая в контакт со школьником, учитель должен учитывать его возраст и психику, индивидуальные особенности и интересы, его взаимоотношения с родителями, учителями и товарищами. Для этого педагогу необходимо изучать особенности каждого воспитанника, опираться на полученные знания в работе с ними.

Этот принцип предполагает предъявление к ученику таких требований, для выполнения которых существуют реальные возможности.

Чем больше нравственный опыт школьника, тем более строгие требования должны предъявляться к нему.

Поскольку цели воспитания не остаются неизменными, необходимо всё время совершенствовать и методы воспитания, творчески использовать опыт коллег и рекомендации педагогической литературы. Сами методы воспитания, или способы воздействия, также не остаются  неизменными, а бесконечно варьируются в зависимости от задачи, которую надо решить в данной конкретной ситуации. При этом педагог всё время использует не один какой-либо метод, а всё многообразие методов.

Убеждая, мы воздействуем словом на сознание человека. Однако мало сформировать у школьников определённые взгляды, необходимо воспитать у них чувство долга, ответственности.

Жизненный опыт детей беден. Они не всегда могут оценить собственное поведение, поступки, нуждаются в корректировке своих действий, в их оценке, в одобрение или осуждении. Такую функцию выполняют поощрение и наказание – вспомогательные методы, с помощью которых усиливаются положительные и тормозятся отрицательные побуждения.

Нередко педагогу необходимо вызвать учащихся на определённую деятельность cтимулирующую появление у них определённой черты характера.

К сожалению, ещё немало случаев, когда ученик недоверчиво относится к слову учителя и убеждение не достигает цели, не заставляет школьника задуматься над своим поведением. В этом случае убеждать приходится, главным образом, жизненными примерами, фактами. Наглядно показывающими ошибочность убеждений ребёнка.

Формирование навыков и привычек поведения

Организация жизненного опыта школьников путём планомерного и регулярного выполнения определённых поступков и действий, позволяющая закалить их волю, сформировать положительные привычки и навыки поведения, называются упражнением.

Упражнения – неотъемлемая часть методики нравственного воспитания. Это основной путь формирования твёрдых навыков и привычек. Многократное сознательное выполнение установленного правила вырабатывает привычку – способность к определённому в данных условиях поступку, формирует правильное поведение ученика. Хочется подчеркнуть, что для выработки привычки необходимо именно сознательное выполнение действий. Школьник должен хорошо понимать, почему нужно поступать так, а не иначе. Но и этого мало.

Неуклонная требовательность и контроль за выполнением правил со стороны педагога должны сочетаться с такой же требовательностью остальных преподавателей и родителей.

Если мы хотим добиться, чтобы каждое занятие начиналось с чёткой сдачи рапорта, нужно приучать к этому не только на уроке, но и на дополнительных кружках и спортивных секциях, не зависимо от того кто его проводит – учитель или инструктор. Дело в том, что каждая поблажка в лени и установленного на занятии порядка не только тормозит движение воспитанника вперёд, но и способствует формированию отрицательных черт характера.

Воспитание одной привычки облегчает в дальнейшем формирование других, родственных ей привычек.

Успеха в формировании привычки можно добиться лишь при систематичности упражнений. Стоит педагогу несколько раз разрешить нарушить установленное правило. И многомесячная работа идёт на смарку. Причём второй раз выработать привычку будет значительно труднее.

Формирование новых привычек нередко задерживается наличием отрицательных привычек поведения. Например, ежедневная привычка по несколько часов играть в футбол мешает соблюдать режим дня, тормозит развитие интереса к учебным предметам и другим видам деятельности, в частности к  необходимым для детского возраста занятиям общей физической подготовкой. Для искоренения отрицательной привычки надо прежде всего устранить причины её появления. Так, ежедневные игры в футбол, чаще всего результат отсутствия или несоблюдения режима дня, неумение правильно организовать свой досуг, иногда и отсутствие условий для занятий гимнастикой, плаванием, баскетболом и т.д. Значит, чтобы ребёнок более рационально проводил свободное время, надо ему помочь разработать режим дня, индивидуальный план тренировок и контролировать его соблюдение, создать условия для гармоничного физического и морального развития детского организма.

Особенно ценно упражнение тогда, когда воспитывающая позиция учителя скрыта. Воспитывают как бы не педагог, а умело используемые им обстоятельства жизни школьников или специально создаваемая ситуация.

Ребёнок проходит большую школу жизни в семье, во дворе дома, где он живёт, в классе. Окружающие условия самым непосредственным образом влияют на воспитание мальчика и девочки, но не все при этом выработанные привычки одинаково ценны. И долг учителя – создать на уроке такую обстановку, которая содействует воспитанию полезных привычек. Лучшее средство для этого – правильно поставленное обучение. На неинтересном уроке, где ученики не заняты учением, где не работают на их сознание, на их мышцы, часто нарушается дисциплина.

Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. При этом имеется в виду и непосредственное выполнение физических упражнений, и активизация мыслительной деятельности школьников. Надо добиваться, чтобы ученики из отделения, занимающегося на перекладине.  Не просто ожидали  своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен суметь ответить на вопросы учителя: какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чём их причина? Что надо сделать, чтобы сделать упражнение без ошибки? Ни одну из драгоценных минут урока нельзя расходовать без пользы. Высокая умственная и физическая нагрузка не даёт возможности отвлекаться, нарушать дисциплину, вырабатывает привычку серьёзно относиться к учёбе.

Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке и во всём курсе обучения, а затем настойчиво осуществлять намеченное. Следует добиваться формирования характера школьников путём организации деятельности учащегося, путём загрузки каждого  школьника полезным, интересным и нужным делом.

Упражнение – основной метод воспитания навыков и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых черт характера. Воспитывать волевые качества особенно важно, потому что эти качества – одни из самых существенных сторон личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он слаб духом. Он ничего не добьётся ни в спорте, ни в жизни. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша  может достигнуть высоких результатов благодаря сильному характеру.

Упражнение – основной метод воспитания дисциплинированности. Здесь учителю важно знать основные пути предупреждения нарушения дисциплины, хотя не все они относятся к методу воспитания упражнением.

Высокая требовательность педагога.

К сожалению многие учителя физической культуры пренебрегают мелочами, надеясь, что ребята их  дружеское отношение и не будут нарушать порядок. Это серьёзная ошибка. Если на уроке много дисциплинарных проступков, это значит, что раньше педагог не предъявлял требовательности к этим мелочам: нарушение спортивной формы, опоздание на урок, невыполнение команд. Нельзя допускать пререканий школьников с учителем, повторять по несколько раз свои распоряжения.

Неуклонная требовательность, отсутствие пререканий, стремление добиться каждого своего указания, просьбы, обязательная постановка разумных требований  при глубоком доверии и уважении к ребятам – вот в чём залог успеха.

Отсутствие грубости и назидательности в речи. Грубость учителя возмущает ребят, подрывает его авторитет, даёт повод к серьёзным нарушениям дисциплины.

Прекрасно понимая, что нудное чтение нотаций не может предупредить нарушение дисциплины, исправить поведение школьника, отдельные учителя всё же нередко злоупотребляют многословием.

Нравоучение, особенно во время урока, когда школьники жаждут движения, накаляют обстановку, провоцируют шалость, грубые выходки занимающихся.

Начало урока сразу после звонка, высокая плотность занятий. Великий русский педагог К.А.Ушинский неоднократно отмечал, что безделье на уроке, минуты, когда школьники не заняты делом, наносят большой урон нравственному воспитанию, чем умственному.

Класс должен работать от звонка до звонка, как часовой механизм, иначе уроки будут способствовать формированию таких черт характера, как разгильдяйство, лень, а школьники любое распоряжение будут выполнять после долгих пререканий с учителем.

С увлечением, бодро, энергично вести урок. Энтузиазм заразителен. Увлечённость работой предотвращает нарушение дисциплины. Излишняя же строгость, сердитое лицо учителя вызывают внутреннее сопротивление школьников.

Заботиться в первую очередь о классе в целом, прежде чем оказать помощь одному ученику, обеспечить активную работу всего класса.

Всегда помнить, что школьники очень чутко относятся к оценке их учебного труда. По тому, как учитель оценивает их работу, ребята судят о его принципиальности и справедливости.

Легкомысленное отношение к выставлению оценок (например, вызов сразу шести человек для выполнения вольных упражнений на оценку, когда. Практически, невозможно заметить ошибки каждого ученика) подрывает авторитет учителя, провоцирует нарушение дисциплины. Рассмотренные приёмы предупреждения недисциплинированности облегчают работу учителя. Однако никогда не следует забывать, что высокая культура учителя, его благородные душевные качества оказывают неисгладимое влияние на сознание и поведение учащихся, являются активнейшим стимулятором сознательной дисциплины школьников.

В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии.

В зависимости от материала урока учитель применяет те или иные специальные упражнения для воспитания у учащихся волевых черт характера.  На занятиях по гимнастике это опорные прыжки, соскоки с брусьев и перекладины, упражнения на кольцах.

Прекрасно воспитываются воля и мужество спортсмена в процессе занятий лыжным спортом. Лыжные гонки на разные дистанции требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны и особенно скоростные спуски по склонам – прекрасное средство воспитания у ребят решительности, смелости, мужества.

Для воспитания волевых черт характера полезны и легкоатлетические виды спорта.

Большие возможности для воспитания у спортсменов целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. Игра, пущенная на самотёк, может содействовать проявлению высокомерия и эгоизма.

Уроки физической культуры способствуют формированию у школьников навыков культурного поведения. На уроках и внеклассных занятиях по физической культуре создаются возможности и для воспитания гигиенических привычек, привычки заботится об окружающих, считаться с ними, привычки быть опрятным и подтянутым.

Таким образом, в процессе занятий различными видами спорта формируются привычки волевого поведения, воспитываются волевые качества. Но нам не безразлична направленность волевых качеств  школьника – спортсмена.

Трудно измерить вред, наносимый личности и обществу неправильной постановкой физического воспитания, когда в жизнь входит здоровый, сильный, волевой, но общественно пассивный человек. Главным мотивом деятельности наших спортсменов всегда должно быть чувство общественного долга.

Пример нравственного воспитания

По роду своей работы учителя физической культуры стоят ближе к школьникам, особенно к тем, которые занимаются в спортивных секциях, входят в сборные команды, чем преподаватели других предметов.

Молодёжь любит физическую культуру, ей близки люди спорта. Не случайно часть учащихся своим идеалом считают спортсмена, тренера, учителя физической культуры.

Опытный учитель физической культуры обычно пользуется особым доверием и авторитетом у школьников. К его словам и поступкам относятся особенно внимательно.

Воздействуя на каждого ученика в целом, сам педагог вступает в общение с коллективом как ценная личность. Именно поэтому свое воспитательное воздействие учитель осуществляет не только педагогическими приёмами обучения и воспитания, но и своими личностными качествами, своим поведением.

Положительный пример учителя облегчает воспитание школьников. Чтобы воспитывать личным примером, учитель должен много знать. Он не может замыкаться в рамках своего предмета, должен быть хорошо образованным человеком, много читать, следить за специальной литературой, текущей периодикой.

Практика подсказывает, что многие школьники часто бессознательно подражают внешнему виду тренера, его походке, манере разговаривать, отношению к окружающим и младшим. В частности, очень трудно добиться от школьников ношения единой спортивной формы, если сам преподаватель приходит на занятия в повседневной одежде. Не случайно лучшие учителя обычно выделяются своей подтянутостью, хорошей осанкой, аккуратной одеждой.

Однако ни подтянутость, ни хорошая осанка, ни другие положительные черты педагога не будут перениматься ребятами, если он не заслужил доверия и уважения. Чтобы заслужить любовь и уважение, чтобы эффективно воспитывать своим примером, учитель физической культуры прежде всего должен хорошо знать историю, теорию и практику спорта.

Современный учитель обладает педагогическим тактом. Он требователен к воспитанникам. Но и в то же время внимателен, выдержан, терпелив и справедлив к ним.

Хороший педагог владеет чувством меры, что всегда помогает ему найти нужный тон с детьми. Его, например, не выводят из себя шалости учащихся, их беготня, крики. Он знает, что всё это способствует детскому возрасту, присуще детям.

Для воспитания настоящих коллективистов и в то же время с целью установления правильных отношений с классом очень важно с уважением относиться к детскому коллективу. Педагог собственным примером показывает, что с коллективом надо всегда считаться, что к его мнению надо прислушиваться.

Успеха в воспитании можно добиться только в результате долгой и настойчивой работы. Никогда не следует заранее рассчитывать на быстрый эффект в результате применения какого – либо одного метода или приёма. Ни один приём в отрыве от других методов и приёмов воспитания не может дать положительного результата. Успеха можно  добиться, правильно организовав жизнь и труд воспитанников, применяя все методы и приёмы воспитания в их тесной связи, в дилектическом взаимодействии.

Ошибкой было бы и стремление буквально копировать лучших учителей, успешно применив тот или иной приём. Удача ждёт того, кто изучив передовой опыт, использует его с учётом психологической ситуации, особенностей собственного характера, индивидуальных особенностей школьников и взаимоотношений с ними. Для успешного применения приёма важно знать, кто из учеников, а, может быть, и из учителей, родителей поддерживает объект воздействия и по какой причине, в какую из малых группировок входит ученик и его положение там, на какую поддержку товарищей можно рассчитывать в данной ситуации.

В заключение, следует заметить, что не существует какой-то особой морали спортсмена. Учёбой, спортивными занятиями школьник вносит свой посильный вклад в развитие школьной жизни, в свое собственное развитие. Наиболее важно, чтобы в момент формирования ребёнка, как в личности, рядом с ними находились чуткие родители и педагоги.

Используемая литература:

  1. И.Я.Артамонова «Учусь ходить по земле», М.,1967 г.
  2. Л.Б.Горяинов «Труд спортсмена», М.,1999 г.
  3. А.В.Тарасов «Путь к себе», М., 2003 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.

Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разносторонне­го гармонического развития современного человека, способного овладевать куль­турными ценностями, строить жизнь по законам красоты. Эстетическое восприя­тие явлений окружающего мира характеризуется отражением его в эмоционально-чувственной сфере. Физическая культура представляет для эстетики широкий круг возможностей.

Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, соче­тание четкого ритма и быстроты, наконец эстетика спортивного подвига - все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответ­ствует самым высоким канонам искусства, таковы: художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного спортсмена, в частности средневика, произво­дит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержани-

182

Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

ем высокого темпа.

С другой стороны, часть спортсменов, в частности, из числа учащихся специаль­ных спортивных школ, в силу частых перерывов в планомерной учебе в связи, с уча­стием в различных соревнованиях, не успевает накопить в ходе учебы необходи­мый культурный багаж знаний в области литературы, искусства и др. Даже среди студентов физкультурных вузов, как было выявлено в ряде исследований, отмеча­ются очень низкие (значимо ниже, чем у студентов технических вузов) показатели осведомленности в области художественной литературы, поэзии, изобразительно­го искусства, музыки, архитектуры и др. Это дает основание к утверждению, что в отношении эстетического воспитания, возможности физической культуры явно не реализуются в должной мере. Но и в общеобразовательной школе, и в различных вузах нефизкультурного профиля знания в области культуры и искусства в общем не высоки. Общее состояние эстетической воспитанности современной молодежи дает основание желать лучшего.

Только около 50 % городских учащихся и 30 % выпускников сельских школ выхо­дят с относительно удовлетворительным уровнем эстетического развития. Весьма широкий опрос старших школьников и студентов педагогического вуза показал, что подавляющее большинство из их числа не могут ответить на вопросы о связях фи­зической культуры с эстетическим воспитанием и о возможностях использования средств физической культуры для развития эстетических художественных вкусов, убеждений и привычек поведения в области эстетики.

Напоминание об авторах музыки, применяемой для сопровождения выступле­ния спортсменов - уже один из путей к тому, чтобы формировать у аудитории осно­вы музыкального вкуса. Это значимо, в силу того, что произведения представите­лей современной зарубежной эстрады у молодежи соотносятся с эстетическими вершинами чаще, чем творения Л. Бетховена, И. Баха, В. Моцарта. В таком же ас­пекте может быть рассмотрено устройство различных спортивных праздников с включением музыкального сопровождения и сообщением информации о компози­торах исполняемых мелодий. Вполне доступно и реально, при проявлении заботы об эстетическом воспитании, на многих занятиях по программе физического вос­питания в школе и в вузах некоторые преподаватели используют легкую, мелодич­ную, ритмичную, иногда классическую музыку, по крайней мере, в подготовитель­ной части занятия при разминке и выполнении упражнений для тренировки.

Понятно, что организация музыкального сопровождения не единственный путь включения элементов развития эстетических качеств в процессе занятий физичес­кой культурой.

Большую роль могут сыграть в данном вопросе эстетический вид спортивного зала, спортивного школьного городка, стадиона, площадок. Нередко школы имеют аккуратную спортивную форму одежды для своих спортивных команд. Требования к аккуратности и чистоте одежды занимающихся целесообразны на каждом заня­тии, также как и к внешнему виду преподавателя.

В коридорах порой устанавливаются репродукции картин по спортивным темам, на стадионах стенды с наглядной агитацией, посвященной вопросам физической культуры. Иногда могут демонстрироваться кинофильмы о спорте, сопровождае­мые эстетически выдержанными заключительными кадрами, как, например, об окон­чании Олимпийских игр в Москве. Лучшие учителя физической культуры иногда орга­низовывают экскурсии учащихся из классов-победителей физкультурных меропри­ятий в музеи или коллективное посещение театральных постановок, концертов.

Весьма эффективным, в смысле включения задач эстетического воспитания в область физической культуры, явился опыт некоторых учителей, которые характе-

183 Теория и методика физической культуры

ризовали по ходу выполнения ряда физических упражнений их эстетическую сто­рону, красоту, пластику движений, атакже гармонию развития красоты тела в итоге физических тренировок.

studfiles.net


Смотрите также