Как научить ребенка быстро читать? Техника быстрого чтения для детей. Как научить ребенка читать быстро и правильно в 3 классе упражнения


как научить ребенка читать быстро. Упражнения.

pokoleniesmart.com > Развитие ребенка > Развитие речи > Как научить ребенка читать быстро и правильно. Методики и рекомендации.

Автор: alamper 24.06.2015

Развитие речи

kak-naychit-chitat-rebenka

Ученики начальных классов не могут похвастать высокой скоростью чтения, хотя учителя тратят много сил, чтобы обучить детей этой технике. В современной школе скорость чтения возводится в ранг необходимости, так как большой объем информации в старших классах требует быстрого схватывания и запоминания основной мысли текста.

Умение выделить квинтэссенцию из любой прочтенной статьи или книги, напрямую зависит от умения бегло читать. Обучать этому надо школьников начальных классов, где скорость чтения вслух составляет 120 знаков в минуту. Так как научить ребенка читать быстро возможно, не прибегая к услугам репетиторов, то родителям понадобятся некоторые методики и упражнения.

Давайте разберемся, какие техники и методы существуют, что бы научить ребенка читать быстро.

Для существенного повышения качества и скорости чтения, родителям школьника нужно регулярно заниматься с ребенком. Занятия должны проводиться только в игровой форме, ежедневно, длительность их может составлять всего несколько минут. Важно не делать из занятий уроков, это должно быть увлекательное совместное времяпровождение, одинаково интересное для родителей и ребенка. Только не надо забывать каждую неделю измерять скорость чтения, и радоваться, отмечать как большой успех, даже малый прогресс.

kak-nauchit-rebenka-razgovarivat

Ваш малыш еще не говорит? Читайте статью как научить ребенка разговаривать Упражнения для развития речи.

Роль отца в воспитании девочки читайте по ссылке. Особенности воспитания девочек.

Занятие №1

В первую очередь, для того чтобы научить ребенка бегло читать, он должен уметь столь же бегло произносить слова. То есть, артикуляционный аппарат малыша должен быть достаточно развитым для произнесения слов различной сложности. Для этого хорошо подходят разные поговорки, слова, не знакомые ребенку и выбранные мамой. Элемент соревнования – главный секрет этой методики. Поговорки сначала печатают на небольших карточках, ребенок их медленно прочитывает, затем старается читать все быстрее. Веселый смех всегда сопровождает эту игру.

Занятие №2

nauchit-chitat

Эту игру можно назвать «Сыщик», так как она основана на поиске особого слова, расположенного среди незнакомого текста. Ребенку предлагается найти задуманное слово за время, определенное взрослыми. Если он находит его быстрее, то ему переходит право загадывать слово одному из родителей. Эта игра, несмотря на простоту, эффективно и быстро ускоряет процесс чтения, так как дети привыкают выхватывать глазами не слоги, а целые слова из полотна текста.

Занятие №3

Игра «найди ошибку» рассчитана на тот же эффект: ребенок следит глазами за текстом, который читает вслух другой участник игры, поджидая, когда соперник намеренно исказит слово. Меняя скорость чтения, намеренно ошибаясь чаще или реже, взрослые могут сделать игру очень увлекательной. Суть методики состоит не только в повышении внимательности ребенка, но и в приучении его к чтению целыми словами, а не слогами, к однократному прочитыванию фраз.

Занятие №4

Узнать главную мысль теста, быстро пробежав его глазами – это очень важно. Игра «Зашифрованное послание» учит детей выделять основную мысль, читать, осознавая содержание. Для этого можно брать небольшие рассказы или истории, размером в полстраницы, и предлагать их читать на максимальной скорости. После прочтения просить максимально точно рассказать смысл текста. Чем больше деталей запомнил ребенок, тем больше размер вознаграждения. Взрослые могут самостоятельно составлять послания, используя простые или сложные слова, печатая их на компьютере, и указывая местонахождение сладкого клада. Эта игра позволяет значительно ускорить быстроту прочтения, без потери основного смысла.

Занятие №5

rebenok-chitaet-knigu-igra

Очень важная игра «Замри», которая тренирует способность ребенка следить за текстом во время чтения и быстро находить нужное место. Основная цель игры – не задумываться о технике чтения, схватывая слова на лету. Ребенку предлагается читать рассказ, по команде закрыть глаза и поднять голову. Через несколько секунд чтение продолжается, и то время, которое было потрачено на поиск нужного места, засчитывается как штрафные очки. Уменьшаясь с каждым раундом, штрафы постепенно становятся все меньше, однако для интереса их можно переводить в различные поручения, как при игре в фанты.

Занятие №6

Учим новые слова! Чтение новых текстов существенно проигрывает в скорости знакомым рассказам. Новые слова, смысл и произношение которых не известны ребенку, становятся камнем преткновения. Ежедневная игра в фанты, где требуется прочитать и объяснить смысл слова, написанного на карточке, значительно повышает уровень образования детей. Для лучшего понимания смысла, и небольшой подсказки, на обратной стороне карточки наклеивают или рисуют изображение-иллюстрацию. Карточки взрослые должны подготовить заранее, а играть лучше всего всей семьей.

Занятие №7

Игра «расшифруй рассказ» состоит в том, что каждый участник игры берет по небольшому, на полстраницы, рассказу и переписывает его, меняя слова в каждом предложении местами. Зашифрованное послание нужно расшифровать, приведя рассказ в исходный вид. Участник, сделавший меньше всего ошибок, выигрывает. Можно составлять рейтинг игроков, отмечая наиболее успешных за неделю или три дня, и награждая их чем-либо вкусным. Эта игра дает возможность взрослым нагрузить ребенка и чтением, и письмом, и работой на внимание, без сопротивления с его стороны и незаметно для него.

Занятие №8

tablichka

Игра «Перископ»: поиск нужной буквы, цифры или картинки на листе при помощи бокового или периферийного зрения. Таблицы Шульте, которые так часто предлагаются для этого, и преследуют ту же цель, состоят только из цифр. Суть игры состоит в обнаружении загаданного изображения, буквы или цифры при помощи только периферийного зрения. Ребенку предлагается лист бумаги с изображениями на нем, расположенными хаотично или в виде таблицы. В центре расположен красный круг, на который и должен смотреть ребенок не отрывая глаз. Взрослый дает задание найти и указать на рисунок, расположенный внизу или вверху листа, справа или слева, описать цвет и особенности изображения. Эта игра развивает способность охватывать глазами сразу весь текст, используя для этого весь спектр обзора.

Занятие №9

Веселая игра, в которой ребенку дается задание читать вслух, а взрослый тем временем, читает тот же текст с небольшим опозданием, или поет любую песню. Сначала дети сбиваются, повторяя слова за другим участником игры, но потом, после нескольких безуспешных попыток, начинают контролировать собственное произношение. На самом деле, игра очень полезна и учит абстрагироваться от окружающих шумовых раздражителей, сосредотачиваясь на смысле текста. Взрослые могут попробовать участвовать в игре в качестве первого чтеца, и не секрет, что в первый раз они также будут сбиваться, что очень повеселит ребенка.

Занятие №10

«Угадай слово» — игра, рассчитанная на развитие интуиции. Дети часто самостоятельно додумывают прочитанное, иногда неправильно, поэтому игра необходима, чтобы развить умение по началу следующего слова понять смысл целой фразы или предложения. Для игры нужны несколько небольших рассказов, в которых имеются предложения со словами, состоящими только из одной первой буквы или слога. Слова во время первой игры должны быть максимально интуитивно понятными, чтобы ребенок не запутался. Последующие игры усложняются, взрослые могут оставлять слова для угадывания с несколькими значениями, что очень веселит детей, если указывается неправильное слово.

diatez-na-shchekakh-u-rebenka-lecheniye

Профилактика и лечение диатеза на щеках у ребенка . Медицинские и народные средства лечения.

Как проявляется гиперактивность у детей читать здесь. Как с ней справляться?

Разница в воспитании мальчиков и девочек http://pokoleniesmart.com/vospitanie/osobennosti_vospitaniya_detei/kak-pravilno-vospitat-malchika.html.

Правила для родителей

pravila-dly-rodile

Во всех играх, связанных со словами и чтением, ребенок намного слабее родителей, поэтому в первое время не рекомендуется показывать постоянно свое превосходство, а делать вид, что некоторые задания не удаются. Детям интересно играть с сильным, но не безупречным партнером, тогда не пропадает интерес к игре, и желание выиграть.

Несмотря на обилие игр, предназначенных для обучения быстрому чтению, родители должны знать, что само ежедневное чтение – это основная тренировка скорости. Не нужно заставлять детей читать, так как это приведет лишь к негативному восприятию книг. Надо, чтобы ребенок любил чтение, и приучать его к книгам с раннего детства.

Чтение вслух перед сном интересных историй, начатое мамой, может продолжиться на самом интересном месте ребенком, взрослые могут мотивировать свое нежелание читать усталостью или желанием просто послушать рассказ. Иногда дети проявляют интерес к чтению «запрещенных» книг, которые «случайно» оказываются на видном месте. Вообще, в воспитании любви к книгам, наиболее показательным является личный пример взрослых.

pokoleniesmart.com

Как научить ребенка быстро читать

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. 

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

Как же все — таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни.Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.

8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12. Артикуляционная гимнастика.Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:Кот лес дом

Котик лесок домик

Котеночек перелесок домишко

18. Чтение «канон».Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением — когда играет музыка.

21. Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

27. Тренируем внимание.Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.

30. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Автор:Ольга Щеголева

lichnorastu.ru

Как научить ребенка быстро и правильно читать?

Быстрое чтение и осмысление прочитанного очень важны для ребенка. Это залог его интеллектуальных успехов в будущем, успеваемости в школе, высокого уровня общего развития. О том, как научить ребенка быстро читать, расскажет сегодня логопед Ольга Лавицкая.

Как научить ребенка быстро читать?

Фото: depositphotos.com

Немного о технике чтения

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя:

  • Смысловую сторону – понимание содержания
  • Техническую сторону – скорость, правильность и выразительность

В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:

  • Способ чтения: слог, слог и слово, слово
  • Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах;
  • Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
  • Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации

В конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. Показатели нормы следующие:

  • к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту;
  • к концу 2-го класса от 50 слов в минуту;
  • к концу 3-го класса от 70 слов в минуту;
  • к концу 4-го класса от 100 слов в минуту.

Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения.

Почему так важно научить ребенка быстро читать?

Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала.

В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.

Основные причины медленной скорости чтения:

  • Низкий уровень оперативной памяти
  • Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости
  • Недостаточная практика
  • Низкий объем оперативного поля зрения
  • Ограниченный словарный запас
  • Наличие регрессии – возвратных движений глаз
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция
  • Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению
  • Отсутствие интереса к процессу чтения

В зависимости от того, что является основной причиной низкой скорости чтения, определяется способ решения проблемы, подбирается наиболее подходящая и эффективная в данном случае методика для того, чтобы научить ребенка быстро читать.

Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению

Решаем проблемы с оперативной памятью

Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может.

Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.

Решаем проблемы с концентрацией внимания

При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения.

Полезно проводить следующие упражнения:

  • Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа;
  • Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни;
  • Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью;
  • Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете;
  • На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы.
  • Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно.

Частота занятий — залог успеха

При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека — мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.

Отрабатывать технику быстрого чтения для детей можно с помощью следующих учебников:

  • Г.Г. Мисаренко «Дидактическое пособие для развития техники чтения»
  • О. Узорова. Г. Нефедова «Быстрое обучение чтению»
  • Л.М. Козырева «Читаем сами, тренируем технику чтения»
  • Г.Г.Мисаренко, Н.Г. Войченко «Учимся читать»
  • Л.Г. Нагаева «Я умею читать! 100 занимательных игр и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться читать быстро и правильно»
  • Т.В. Бокова «Как научиться быстро читать»

Решаем проблемы с объемом оперативного зрения

Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом.

Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка — не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке.

Пополняем словарный запас ребенка

Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.

Боремся с регрессией

Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.

Развиваем артикуляционный аппарат

Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.

Решаем проблему дислексии

Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.

Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:

  • Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
  • С трудом запоминает даже очень короткие стихи
  • Путает порядок следования дней недели, времен года
  • Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
  • Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
  • С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
  • Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
  • Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок

Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:

  • Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
  • Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
  • Дети с задержкой развития устной речи.

Воспитываем интерес к книгам

Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребенку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию. Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

active-mama.com

Как научить детей читать быстро

/800/600/http/schoolmag.com.ua//data/img_full/21.pngУрок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно решать задачи.

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной  способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

Что такое оптимальное чтение?

Это чтение в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена ( со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды.

Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

 Необходимость оптимального чтения  ясна. Эту проблему рассматривают в нескольких аспектах.

Аспект обучения.

Дети с большой скоростью чтения своевременно выполняют домашние задания. Читают не только заданную литературу, но и художественные произведения по своему интересу, журналы.

Аспект развития.

Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

Аспект воспитания.

 Как правило, кто хорошо читает, тот учится хорошо, плохо читает – успеваемость низкая, склонен к правонарушению.

Экономический аспект.

 Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. В США на многих предприятиях не принимаются на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.

Идейно-политический аспект.

Школьнику с низкой скоростью чтения не хватает времени заниматься дополнительно: например, читать прессу… низкая техника чтения не способствует освоению информации.

С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

Видный украинский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-200 слов в минуту.

Возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости  - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать.

Рассмотрим восемь резервов обучения чтению.

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно  это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма – до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

3.Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой), и любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, природоведение, труд начинаю с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают. В режиме жужжащего чтения, карандашиком отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычный урок.

Пять минут за урок. 4 урока в день. 5 дней в неделю. 5× 4×5=100(мин)= 1ч.40 мин.

4. Чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Если ребенок устанет, то можно продолжить читать родителям.

Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекоминдации, то есть просмотр диафильмов перед сном.

6. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит?

Например, ребенок читает  предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего- четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Фидоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение состоит из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв.

Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

7. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко нужно выделить три типа упражнений.

Это такие упражнения:

многократное чтение

чтение в темпе скороговорки

выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. В этом упражнении повышены требование к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.

Упражнение длится не более 30 секунд. Затем предлагается третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети проговаривают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать его в том же повышенном темпе. Его возможность не надолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительности чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование учащихся.

В третьем классе можно проводить самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в тетрадь.

http://igirpet.21416s10.edusite.ru/

vesn.blogspot.ru

Как научить ребенка читать: техника быстрого чтения

Не успели родители научиться пеленать своего кроху, как вот уже настал момент, когда нужно постигать азы чтения. Дети растут молниеносно и молодым родителям необходимо постоянно пополнять сой багаж знаний на самые различные темы воспитания.

как научить ребенка быстро читатьВ данной статье мы предлагаем вашему вниманию ответ на вопрос как научить ребенка быстро читать, какие способы и методики существуют. Итак, начнем по порядку…

Содержание статьи:

Как научить ребенка читать

Для современных родителей предлагается множество методик обучения ребенка чтению. Одни основываются на традиционных принципах, другие – более современные. Но какую же из них выбрать и как научить ребенка читать, что бы этот процесс был интересным и продуктивным? На эти и многие другие вопросы мы постараемся дать ответы в нашей статье.

Перед тем как бросаться в чтение как в омут с головой, нужно четко понимать, почему уметь правильно читать так важно для вашего малыша. В первую очередь это самый надежный и распространенный способ получения информации. Во-вторых, малыш не должен отличаться от своих сверстников и самое главное – правильно обучая чтению, вы можете привить своему чаду на всю жизнь любовь к книгам, а это так важно для развития гармоничной и интеллектуально развитой личности.

Вам может быть интересно: Учим ребенка послушанию

С чего начать

как научить ребенка читать домаОт родителей, бабушек и дедушек мы постоянно слышим, что начинать обучение чтению нужно, конечно же, с алфавита. Не будем оскорблять опыт родственников, но скажем лишь, что познание символов – это скорее конец пути, нежели начало.

А начинать нужно с движения!

Способность малыша воспринимать информацию и учиться, в том числе и чтению, закладывается еще в раннем детстве. Она напрямую зависит от двигательной активности малыша и от его способности ориентироваться в пространстве. Предшествовать чтению могут пение и обучение игре на самых элементарных музыкальных инструментах.

Играйте с сыном или дочкой в мяч, используйте скакалку или «резиночку». Разучивайте мелодии и стихи. Все эти меры станут мощной основой для будущего обучения чтению, процесс будет максимально эффективным и легким.

Правила обучения

В данной главе мы рассмотрим основные правила и рекомендации для родителей и ответим на вопрос как научить ребенка читать быстро и легко, чтобы процесс при этом не сопровождался слезами, истериками и обидами.

  • Начинать рекомендуется с самого раннего возраста, но конечно если ребенку самому это интересно.
  • Во время обучающего процесса всегда оставайтесь в веселом расположении.
  • Уважайте вашего ребенка.
  • Читайте только тогда, когда и вы, и ребенок в хорошем настроении.
  • Умейте остановиться прежде, чем этого попросит малыш.
  • Показывайте материалы быстро.
  • Как можно чаще предлагайте новые материалы.
  • Будьте последовательными.
  • Подготавливайтесь тщательно и заранее.
  • Занимайтесь регулярно, но не долго. Начинайте первые уроки с продолжительностью в 5-10 минут и доводите в дальнейшем до 30 минут, не больше.
  • Очень важно, что бы вы и ваш ребенок чувствовали, что вы отлично провели время
  • Проводите занятие в виде игры

Перед тем, как приступать к технике чтения, конечно, следует выучить алфавит, отличными помощниками в это вам станут кубики. Картинки, изображающие определенные предметы, помогают ассоциативно связывать их с буквами.

Как подготовить ребенка

По каким физиологическим признакам можно понять, что ребенок готов обучаться чтению?

как научить ребенка читать быстро и правильно

  • Малыш умеет в первую очередь говорить, составлять связные предложения или рассказ.
  • Отсутствие логопедических нарушений, по большей мере это касается нарушений ритмичности и мелодики речи.
  • Ребенок правильно ориентируется в пространственных понятиях – вверх, вниз, влево, вправо.
  • Малыш способен распознавать различные звуки не только в начале слова, но и в средине или в конце.

Не знаете, как научить ребенка читать дома? В привычной для карапуза обстановке, вы можете подготовить его, соблюдая следующие рекомендации:

  • Каждый день систематически читайте новые и перечитывайте заново старые сказки и истории.
  • Объясняйте значения непонятных новых слов, которые встречаются в книге.
  • Сопоставляйте сказочные истории с реальными событиями вашей жизни, родственниками и друзьями.
  • В диалогах и информационных рассказах задавайте вопросы, такие как «что произошло потом?» или «ты видел когда-нибудь такое?».

Успешно миновав подготовительный этап, вы можете заметить, что ребенок уже сам проявляет инициативу познавать чтение, не упустите момент и не останавливайтесь.

Как лучше проводить занятия (В виде игры, задания и т.д)

На данный момент существует множество разнообразных способов, как научить ребенка читать быстро и правильно. Это и кубики Зайцева, карточки Домана, шершавые буквы по методике Марии Монтессори, методика Тюленева и многие другие способы. Молодым родителям для начала необходимо детально ознакомиться с каждым из них и выбрать способ обучения, который будет самым оптимальным для их малыша.

Что касается конкретного того, как проводить занятие, то для приятного и эффективного времяпрепровождения соблюдаете следующие правила:

  • Играйте! Обучение дошкольника должно осуществляться исключительно в игровой форме, ненавязчиво и увлекательно.
  • Применяйте разнообразные материалы, пособия и игры.
  • Важно не как долго длилось занятие, а с какой частотой.
  • Указания родителя должны быть короткими, но емкими.
  • Чередуйте учебные упражнения с физической разминкой.
  • Если у ребенка наблюдается нежелание работать, то это сигнал того, что взрослый делает что-то не так.
  • Запаситесь терпением, кроха имеет право на ошибку.
  • Не сравнивайте вашего малыша с другими детьми.
  • Каждый ребенок уникален, найдите такие методы и способы, которые будут удовлетворять индивидуальные особенности вашего дитяти.
  • Никогда не проводите занятия в плохом настроении.

Способы научить ребенка читать бывают самыми разнообразными, но еще раз отметим, что домашние занятия должны приносить удовольствие и интересные впечатления как родителям так и ребенку.

Как научить ребенка читать по слогам

как научить ребенка читать слоги слитноЕсли вы обучаете чтению по слогам, то лучшим помощником в этом случае станет обычный букварь. При помощи этой книги вы легко справитесь с вопросом как научить ребенка читать по слогам. Для начала малыш учится понимать, как складываются буквы в слоги, слоги в слова, а слова в словосочетания и целые предложения.

Первым делом учите открытые гласные А, О, У, Э, Ы. Затем приступайте к твердым согласным – М,Н. Обращайте особое внимание на правильное произношение: не «эм» или «ме», а именно «м». последними на очереди остаются шипящие звуки.

Как научить ребенка читать слоги слитно? Одна из эффективных методик основывается на пении слогов. Дети быстро этому учатся и поют слоги на одном дыхании.

Как научить ребенка читать по английски

Если вы решили начинать обучать своего малыша чтению на английском с нуля, то для начала выучите, хотя бы несколько иностранных слов. Пусть малыш привыкает на слух воспринимать звучание английских слов.

как научить ребенка читать по английски

Также важно, что бы он понимал значение выученных слов. Рекомендуется начинать процесс обучения английскому языку уже после того, как дитя научилось читать на родном, уже будет понимание того, как буквы образуют звуки и складываются в слова. В этом случае обучение пройдет намного быстрее. Как научить ребенка читать по английски более детально рассмотрим далее.

С чего начать

Начинать читать на английском следует с изучения алфавита. Заинтересуйте вашего подопечного интересными игрушками, кубиками, песенками, карточками, рисунками и самыми разнообразными материалами какие только способна придумать ваша фантазия. Чем занимательнее будет занятие, тем лучше запомнится материал. Особое внимание обратите на то, что звуки и буквы это разные понятия, особенно в английском языке.

Подготовка ребенка

Подготовительный процесс, предшествующий началу обучения английскому, аналогичен, как и к родному языку. Смотрите мультфильмы на языке оригинала, читайте самые простые сказки, называйте знакомые ребенку вещи и предметы на английском. Так малыш будет адаптироваться к новому языку, и непосредственно обучение не будет вызывать стрессовых ощущений.

Способы

American and English flags on child's hands. Learning English language concept.Все большей популярностью у родителей начинает пользоваться так называемый способ обучения Фоникс. Как научить ребенка читать по этому методу? Принцип его состоит в том, что дети не учат буквы отдельно от слов, а учат конкретный звук, который формирует слово. Это означает, что буква «s» запоминается не как «эс», а как «с».

Для активного развития мышления ребенка, уделяйте внимание моторике, которая имеет огромное значение для умственного развития. Купите материалы, с которыми малыш сможет работать руками и параллельно учить язык.

Нетрадиционный способ как ответ на вопрос как научить ребенка быстро читать техника чтения. Он эффективно применяется как в обучении чтению родного, так и иностранного языка. Суть его заключается в обратном порядке, то есть процесс познания начинается с целого слова и переходит к буквам. Зачастую этот способ рекомендуется применять для детей 3 лет. На карточках печатаются английские слова, малыш развивает способность ассоциировать виденное слово и слышимые звуки.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка разговаривать

Упражнения на чтение

Упражнений на чтение существует огромное множество, мы же предлагаем вашему вниманию одно из самых простых и понятных. Заключается оно в группировке слов по звукам. Ребенок будет запоминать комбинации букв, читая определенную группу слов.

Вследствие чего закладывается в памяти четкое понимание того, как правильно читать те или иные слова.

say, may, lay, stay, way, pay, play mate,

fate, rate, late, gate game, came, make,

Kate sun, fun, run, gun, cut, but, nut

twice, ice, rice, mice, lice

sit, pit, fit

fine, nine, mine, shine, line

not, spot, lot

gone, done

Чем больше будет малыш читать, тем лучшие успехи он будет достигать в процессе обучения.

Когда можно начинать обучение (Возраст)

когда учить ребенка читать

В предыдущих пунктах мы уже говорили о том, по каким признакам можно определить, что ваше чадо уже готово познавать азы чтения. Повторим еще раз:

  • Говорит предложениями.
  • Развит фонематический слух.
  • Отсутствие логопедических проблем.
  • Нормальная ориентация в пространстве.

Зачастую эти признаки проявляются к пяти годам, но дети абсолютно индивидуальны и родители должны это учитывать, чтобы не пропустить самый подходящий момент, когда они будут максимально восприимчивы к новой информации.

И еще - не будь жадиной и поделись в социальных сетях! :)Это лучшая благодарность для нас…

33devici.ru

Как научить ребенка быстро читать техника чтения и упражнения

Всем привет! А вы знали, что такое скорочтение? Это умение просматривать 500 слов в минуту или больше. Этот невероятно крутой навык, который меняет всю вашу жизнь — дает уникальные возможности. Кстати, многие исторические личности обладали этим навыком и стали благодаря ему знаменитыми. Как же как научить ребенка быстро читать техника чтения очень проста и уникальна. Я собрал 8 лучших упражнений для овладения навыками скорочтения в домашних условиях. Дочитай эту статью до конца и вы узнаете, как прочитывать огромные книги за один день.

Историческая справка

Техника быстрого чтения не нова и она существует уже довольно долгое время. Например, про Ленина говорят, что он мог просматривать 2500 слов в минуту. Он делал это так мимолетно, что его даже спрашивали: «Вы на самом деле читаете или просто перелистываете страницы?» На что он отвечал:»Действительно читаю, осознаю и понимаю». А вот писатель Максим Горький пошел еще дальше. Он разработал свою технику, которая называется «чтение по диагонали», то есть глазами двигался зигзагом. Таким образом, утверждают, что он мог прочитывать до 4 тыс. слов в минуту.

Хорошо известно, что такими навыками обладали следующие личности: Наполеон, Пушкин, Карл Маркс, Франклин Рузвельт.

Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное

Для тех, кто хочет овладеть этим классным навыком, есть набор упражнений. Важно понимать, что недостаточно знать упражнения, ими необходимо заниматься. Время это занимает не так много. Скорее читаете в течение дня вы значительно больше, поэтому возьмите себе за правило, когда вы читаете — использовать эти техники. Это поможет вам отлично подготовиться к экзамену или стать профессионалом в своем деле.  Перейдем от теории к практике.

Как научить ребенка или взрослого читать быстро и правильно

как научить ребенка быстро читать техника чтения

Первым делом сидите ровно, не скручивайтесь, руки положите на стол, а левой рукой возьмитесь за книгу.

Упражнение 1: Учитесь видеть текст блоками, не прочитывайте текст по одному слову, а сразу по несколько слов. Например, вы можете сначала читать по 2 слова, потом по три, четыре и так далее развиваться.

Правило 2: Большинство из нас читает медленно, так как мы проговариваем про себя каждую фразу, поэтому ДЕЛАТЬ ТАК НЕ НУЖНО. Вы просто убиваете время на это самое проговаривание. Вам нужно только понимать, что написано. В качестве упражнения, попробуйте во время чтения считать про себя от 1 до 10 и обратно. Таким образом вы будете понимать текст, а не проговаривать его про себя.  По началу это покажется очень сложным и невыполнимым, но со временем вы научитесь.

Метод штурма: Для этого вам понадобиться секундомер. Берёте книгу, которую вам не очень жалко и разрезаете ее на кусочки. Например, можно разрезать куски по 10 слов, и прочитайте их нормальным темпом, засеките время. Допустим была это 1 минута, а дальше включайте секундомер. У вас должно быть заготовлено большое количество этих самых кусков с различными текстами. Так вот, если вы 1 текст прочитали за 1 минуту, то следующий вы должны уложиться в 59 сек. Далее за 58 с. и так уменьшаем время. Так вы научитесь схватывать моментально суть.

Кстати, говорят, что этот метод был очень популярен среди спецслужб во время второй мировой войны и так удавалось в темпе подготовить аналитиков и разведчиков.

Правило 20 секунд: Берете обычную книгу и читаете ее, но на каждую страницу у вас есть только 20 сек., ставьте таймер и выполняйте задание на каждую последующую стр. Вы должны таким образом прочитать всю книгу, уловить ее суть и осознать, что было написано. Сразу не получится, но развивается это моментом.

Модификация предыдущего: Откройте произведение и положите лист бумаги и в принудительном порядке двигайте это лист вниз, как бы постепенно закрывая текст. Двигать нужно достаточно живо, при этом успевать прочитать, что там написано, пока это не скрылось под бумагой.

Более 50% людей тратит время на то, что они перечитывают один и тот же отрывок. Поэтому, от этого следует избавляться.  Учитесь схватывать на лету.

Помощь глазам: Когда вы только тренируетесь скорочтению, вам достаточно сложно искать ключевые точки в тексте, поэтому двигайте пальцем. Расположите его слева от листа и идите сверху вниз.  Так, новичку гораздо проще сориентироваться, где он сейчас находится и как двигаться дальше.

Последнее упражнение: Возьмите любую книгу, откройте последнюю страницу и попросите вашего друга выбрать на этой странице одно слово. Оно может находиться где угодно, и ваша задача будет, как пуля отыскать. Старайтесь все по-быстрому выполнять и ставить рекорды.

На этом у меня все, надеюсь эти навыки помогут научить вашего ребенка быстрому чтению, А если вы взрослый, то дерзайте. Пишите в комментариях, что вы думаете об этом. Нужно ли это в наше время или можно без этого обойтись?

С Уважением, Илья!

Автор публикации

не в сети 1 месяц

admin

Комментарии: 43Публикации: 140Регистрация: 16-09-2015

groovytime.ru

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? В данной статье Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

____________________________

Содержание:

1. Как быстро должен научиться читать ребенок?2. Почему обучение быстрому чтению дается не всем?3. Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

ВидеоРекомендуем прочитать

____________________________

Наверх

читает книгу

Как быстро должен научиться читать ребенок?

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Наверх

Почему обучение быстрому чтению дается не всем?

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может).

Внимание – главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае – обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

вдвоем читаютПричина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия – так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина № 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Наверх

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

В таком случае, как научиться быстро читать ребенку? Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного:

• Обучение быстрому чтению: шаг первый.

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

• Обучение быстрому чтению: шаг второй.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

показывает малышу

• Обучение быстрому чтению: шаг третий.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном.

Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

• Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

• Обучение быстрому чтению: шаг пятый.

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

одевает очки

• Обучение быстрому чтению: шаг шестой.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы:

  • 1. глаза читают текст,
  • 2. в мозг идет сигнал,
  • 3. подготавливаются органы речи,
  • 4. текст проговаривается вслух,
  • 5. уши воспринимают,
  • 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным.

При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» – совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

• Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.

Игры с ударением.

сидит на полуКак уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста – главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением.

Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

• Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

смеется

• Обучение быстрому чтению: шаг девятый.

Жужжащее чтение.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать – она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

• Обучение быстрому чтению: шаг десятый.

Развивайте зоркость.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

• Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.

Развивайте сообразительность.

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру:

  • 1. кот – рот,
  • 2. кот – кит,
  • 3. лес – вес,
  • 4. лес - лещ.

Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

на поляне

• Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой.

Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

• Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее.

• Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.

Развивайте антиципацию – так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово.

Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

с собакой

• Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

• Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.

Сосредоточение.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

• Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.

Наращивайте слова.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

как научиться читать

собирает кубики

• Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.

Чтение «канон».

Научиться быстро читать можно с помощью следующего упражнения: два человека читают один и тот же текст, но только второй читает его с опозданием на несколько слов – три-четыре слова. Нужно не сбиться.

• Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.

Чтение в сопровождении.

Пусть Ваш ребенок научиться читать со звуковым сопровождением. Для этого просто включите музыку, для начала без слов, потом усложняйте, организовывая чтение под песни.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.

Простукивание ритма.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

ритм и чтение

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.

Поиск.

Ребенку нужно на максимальной скорости читать текст, находя ответы на какие-то вопросы. Такое упражнение научит его находить главное в тексте.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Семейные игры.

Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.

Чтение согласных.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных – подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.

складываниеСкладывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.

Чтение с выражением.

Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее.

Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.

Тренируем внимание.

Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.

очередьОчередь.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова – абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.

Ролевое чтение.

Предложите ребенку читать рассказ в ролях, то есть каждого героя с разной интонацией. К примеру, слова волка – грубо и громко, зайки – тихо и тоненьким голоском.

• Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов.

• Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

поиск

• Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово – тот победитель. Поощрительные призы – приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

• Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.

Таблицы Шульте.

По сути – эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача – в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений.

Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным.

системностьОбязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой.

Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие.

Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало. И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.

Наверх

И еще немного о том, как научиться быстро читать:

Наверх

ladyvenus.ru


Смотрите также