Игры по морфемике и словообразованию на уроках русского языка. Интересные упражнения по морфемике для начальных классов


Повторение по теме "Морфемика"

Разделы: Русский язык

Тема раздела: словообразование и орфография.

Дидактическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Морфемика» средствами самостоятельной учебной деятельности.

Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации изученного.

Форма урока: путешествие по станциям «Морфемика».

Цели по содержанию:

1. Образовательная:

  • закрепить знания о морфемах слова, включив каждого школьника в совместную деятельность.

2. Развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности и возможности каждого ученика;
  • способствовать формированию основных компетентностей, развитию самостоятельной деятельности, внимания.

3. Воспитательная:

  • воспитывать интерес к слову и ответственность за результаты своего труда.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, конструктивный.

Формы контроля: фронтальный уровень усвоения и овладения учащимися ЗУН, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: дидактический материал на доске, раздаточный материал для учеников.

Продолжительность урока: 45 минут.

План урока:

Блоки Этапы урока Время
1
  • Организационный момент.
  • Актуализация изучения темы.
  • Целеполагание и мотивация.
5 мин.
2 Основная часть: Путешествие по станциям:
  • «Теоретическая».
  • «Практическая».
  • «Сообразительная».
35 мин.
3 Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин.
4 Информация о домашнем задании. 2 мин.

Ход урока

I. Введение в урок.

- Сегодня мы с вами будем повторять сведения, изученные в разделе «Морфемика». Послушайте эпиграф к уроку:

Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!

- А что это за части? (Окончание, корень,приставка, суффикс.)

- Какой термин существует в языкознании для общего названия этих частей? (Морфема.)

- Итак, вспомним, что изучает морфемика? (Это раздел науки о языке, который изучает морфемы, т.е. наименьшие значимые части слова.)

- Сегодня мы должны будем повторить основные сведения о частях слова – морфемах.

Наш урок пройдёт в форме путешествия во владения княжества «Морфемика». В дороге вам пригодятся ваши знания по русскому языку и опыт работы со словом.

Наш маршрут пройдёт по станциям:

  • Теоретическая.
  • Практическая.
  • Сообразительная.

Ваша работа на уроке будет оцениваться в баллах. За правильный ответ и верно выполненное задание вы будете получать жетончики-билетики. (Вывешивается рисунок 1.)

Рисунок 1

Если ответ верный, или задание выполнено правильно, вы получаете красный жетон (3 балла) .

Если ответ требует дополнения, или в задании допущены неточности, жёлтый жетон (2 балла) .

За дополнение к ответу и исправление недочётов своих товарищей вы получите зелёный жетон (это 1 балл) .

Тот, кто наберёт за урок 9 баллов и выше – получает оценку «5».

От 6 до 8 баллов – оценка «4».

Менее 6 баллов – оценка «3».

Надеюсь, что вы получите только хорошие и отличные отметки.

Итак, путешествие начинается. Счастливого пути!

II. Станция «Теоретическая».

(Вывешивается рисунок 2.)

Рисунок 2

Здесь вам предстоит ответить на вопросы и написать терминологический диктант 1.

1. Внимание! Вопросы!

  • С чего начинается морфемный разбор слова? (С выделения окончания.)
  • Для чего служит окончание? (Окончание связывает слова в предложении.)
  • Каков порядок действий при выделении окончания в слове? (Определить, изменяется слово; если да – проспрягать или просклонять; изменяемая часть слова и будет его окончанием.)
  • Какое значение слова заключено в окончании слова? (Грамматическое значение части речи.)
  • Какое грамматическое значение выражает окончание существительных? (Число и падеж.)
  • Какое грамматическое значение выражает окончание прилагательных? (Род, число, падеж.)
  • Какое грамматическое значение выражает окончание глаголов настоящего и будущего времени? (Лицо и число.)
  • У глаголов прошедшего времени? (Род и число.)
  • У каких слов нет окончаний? (У неизменяемых.)
  • Как определить основу слова? (Выделить окончание, вся остальная часть слова будет основой.)
  • Какие морфемы могут входить в основу слова? (Приставки, корень, суффикс.)
  • Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

2. Следующий этап. Терминологический диктант.

- Я даю определение термина, а вы в тетрадях записываете этот термин.

  • Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. (Приставка.)
  • Название морфемы, стоящей после корня и образующей новые слова. (Суффикс.)
  • Слова, имеющие одинаковый корень. (Однокоренные.)
  • Название значимой части слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень.)
  • Как называется часть значимого слова без окончания. (Основа.)
  • Название слов, состоящих из нескольких корней. (Сложные.)

- Проверьте ещё раз записанные слова.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Итак, взаимопроверка. Сверьте написанное с доской, исправьте ошибки, если есть. Вынесите ошибки на поля тетради.

(Открываю термины, записанные на доске.)

- Подведём итоги.

- Поднимите руку, кто правильно написал все слова. Вы получаете красный жетон.

Поднимите руку, кто допустил одну ошибку. Вы получаете жёлтый жетон.

Поднимите руку, кто допустил две ошибки. Вы получаете зелёный жетон.

Ну что ж, молодцы! В теории вы сильны. Проверим ваши знания на практике.

III. Станция «Практическая».

(Вывешивается рисунок 3.)

Рисунок 3

Здесь нам предстоит поработать с текстом.

1-е задание. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Мы на выставке игрушек, которые делали ребята нашей школы для подшефного детского сада.

На самой верхней полке красуются серые слонята с длинными хоботами и широкими, большими ушами, плюшевые медвежата, огромный усатый котище с зелёными глазками-пуговками.

Ниже, на второй полке, стоят синеглазые куклы-голышки, пластилиновый негритёнок в матросском костюме. Застыло по стойке «Смирно!» войско зелёных оловянных солдатиков.

Третья полка занята разными машинами. Здесь автомобильчики, грузовики, катера, яхты, парусники.

Эти детские игрушки сделали умелые руки!

  • Какова тема текста? (Выставка игрушек.)
  • Определите идею текста? (Умелые руки ребят.)
  • Как можно озаглавить этот текст?

2-е задание. Запишем часть текста в тетрадь (диктовка 1-го и 2-го абзацев).

3-е задание. Объясните встретившиеся вам в тексте орфограммы.

Индивидуальное задание. В это время один из учащихся работает у доски. Задание: сделай синтаксический разбор 1-го предложения в тексте, разбери по членам предложения его 1-ую часть.

Образец разбора. Мы на выставке игрушек, которые сделали ребята нашей школы для подшефного детского сада. (Повест., невоскл., сложное, союзное, сложноподч.)

[ _____ ], (которые = _____)

4-е задание. С какими пунктограммами вы работали в тексте?

5-е задание. Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (глазками, пуговками). Выделите эти суффиксы.

  • Какие ещё суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением вы знаете? (Очк, ечк, еньк; например, девочка, реченька.)
  • Найдите в тексте слов, которые обозначают названия детёнышей животных. Выделите в них суффиксы (слонята – ят, медвежата – ат). Какие суффиксы вы выделили?
  • Найдите суффикс в слове котище. Какое значение придаёт этот суффикс всему слову?

6-е задание. Выпишите из текста слова, состав которых соответствует схемам.

(Вывешивается рисунок 4 и 5.)

Рисунок 4

Рисунок 5

- Молодцы! И практическое задание выполнили!

Наше путешествие по княжеству «Морфемика» продолжается.

IV. Станция «Сообразительная».

(Вывешивается рисунок 6.)

Рисунок 6

Здесь мы отдохнём и поиграем.

1. Игра «Четвёртое лишнее».

Задание: выбери однокоренные слова

- Какие слова называются однокоренными? (Имеющие одинаковый корень и общее лексическое значение.)

  • Гора, гореть, горный, горняк. Почему слово «гореть» лишнее?
  • Жалко, жалеть, жалить, жалость. Почему «жалить» лишнее?
  • Водитель, вода, подводник, водяной. Почему « водитель» лишнее?

(Вывешиваются рисунки 7, 8, 9 по мере ответов детей.)

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

2. Игра «Кто больше?»

Кто больше придумает слов за одну минуту. Задание: записать однокоренные слова с корнями.

(Вывешивается рисунок 10 и 11.)

Рисунок 10

Рисунок 11

1 ряд – говор. 2 ряд – голос.

Говор – разговор, говорливый, говорить, поговорка, говорун, разговорчивый, заговаривать, наговор, заговор, приговор.

Голос – голосит, отголосок, голосок, голосочек, голосистый, голосище, проголосил, заголосила, голосистенький, голосовать.

- Поднимите руку те, кто придумали до 5 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали (1-2 ученика). Вы получаете зелёный жетон.

- Поднимите руку, кто придумал от 5 до 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали (1-2 ученика). Вы получаете жёлтый жетон.

- Кто придумал более 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали. Вы получаете красный жетон.

3. Следующее задание – отгадывание шарад.

Напомню, что шарада – это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. По ходу чтения шарады записывайте те слова, которые вам будут нужны и отмечайте в них указанные морфемы.

  • В списке вы мой обнаружите корень. Суффикс в собрании встретите вскоре. В слове рассказ вы приставку найдёте В целом – ко мне на урок попадёте. (Расписание.)
  • Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Всё же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
  • Корень тот же, что в слове причина, приставку ищите в слове собрать, суффикс – в строении. Вместе же то, что вы пишите на уроках русского языка, литературы или дома. (Сочинение.)

V. Подведение итогов.

Путешествие наше по королевству «Морфемика» подошло к концу. Подведём итоги.

- Что мы сегодня повторили?

- Что показалось для вас трудным?

- Что было интересного на уроке?

Сосчитайте количество баллов, которое вы заработали. Напоминаю:

3 балла. 2 балла. 1 балл.

- У кого 9 баллов и выше – оценка «5».

От 8 до 6 баллов – оценка «4».

У кого менее 6 баллов – оценка «3».

- Спасибо вам за работу! Но на этом наше путешествие по княжеству «Морфемика» не заканчивается. Мы продолжим наше знакомство с жителями этого королевства на следующих уроках русского языка.

VI. А сейчас запишите домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»

У вас в тетрадях лежат отпечатанные листки с вопросами, на которые вы должны ответить в сочинении по заданной теме:

  • Что такое морфемика?
  • Какие морфемы я знаю?
  • Что я знаю о корне слова?
  • Что мне известно об основе?
  • Мои знания о приставке.
  • Что я знаю о суффиксе?
  • Для чего нужно изучать морфемику?

Ответив на эти вопросы, вы напишите сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка во 2 классе по теме Морфемы

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦели урока:

- Воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать патриота своей страны; способствовать сплочению классного коллектива;

- Развивать логическое мышление, внимание, обогащать активный словарь, развивать интерес к родному языку;

- Развивать и углублять понятия о морфемах; развивать коммуникативную, лингвистическую и языковую компетенции;

- Создать атмосферу успешности каждому ученику, благоприятный психологический климат и предупреждать утомляемость детей.

Средства обучения:

hello_html_m3a6c7c16.pngРусский язык: 2 класс. Учебник ч.1./ Под ред. С.В.Иванова - М: Вентана-Граф,2010г.;

hello_html_m3a6c7c16.pngМультимедийная презентация к уроку;

hello_html_m3a6c7c16.pngСловари.

Тип урока: комбинированный урок по закреплению и систематизации знаний.

Форма проведения: творческая игра

Ход урока:

  1. Орг. момент

Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем твор­ческую игру по русскому языку. Ее цель — выя­вить знатоков этой темы, а так же посмотреть, что еще плохо усвоено, над чем нам нужно поработать.

  1. Актуализация знаний учащихся

Пусть напутствием для вас станет замечательное сти­хотворение Острового «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

— Извини меня!

Это значит:

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

Это значит:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

Это значит:

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

  1. Создание проблемной ситуации

— Какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Дети: Курочка Ряба — рябая, пестрая.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

Дети: Рябина.

- Почему ее так назвали?

Если дети не объясняют, то учитель показывает им рису­нок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого де­ревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

Ответы детей.

  • Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только но­вые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в слове рябина к корню ряб, что получился новый корень ря­бин. А из него выросли новые слова.

  • Напишите за минуту родственные слова с этим корнем…

  • Какие слова вы записали?

Дети: Рябина, рябинка, рябинушка, рябинный, рябиновый.

Ребята, не всегда происхождение слова так ясно и по­нятно, иногда бывает трудно найти корень в слове. Ведь од­ни слова имеют старинное происхождение, другие пришли к нам из иностранных языков. В этом случае на помощь при­ходят словари. Из них вы можете узнать о происхождении слов.

На уроках русского языка мы с вами уже познакомились со словарями. Какие словари мы уже знаем?

- орфографический – помогает проверить орфограммы в словах;

- толковый – разъясняет значение слов.

А сегодня мы познакомимся еще с одним словарем – словообразовательным.

Учитель показывает детям словообразовательный словарь.

Как вы думаете, для чего служит этот словарь? (для определения того, как образовалось слово, от каких корней, при помощи чего).

  1. Работа с текстом

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

- А как называлась наша страна в стародавние времена?

Дети: Русь.

- А почему назвали так нашу страну? Вспомните, на уроках литературного чтения мы с вами читали рассказ Романовского «Русь». Найдите, пожалуйста, в тексте, как автор объясняет слово Русь?

«Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображе­ний, что оно обозначает, и кто из ученых прав, а кто — нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как при­токов у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды…

Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

- Русью мы светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая…

Русь – светлое место!

Русь – страна света!

Мы с вами должны гордиться, что живём в этой стране.

Ответы детей.

  1. Игра «С какого дерева упали листья?»

Какое явление природы мы наблюдали осенью? (листопад)

Налетел ветер. С двух деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали.

Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие же корни, как у деревьев. Но сначала давайте разделимся на два варианта. Первый вариант собирает листочки с первого дерева, а второй — со второго.

Проверка:

I вариант — водичка, подводный, водянистый, водяной.

II вариант — водитель, поводок, провод, перевод.

Какой корень в этих словах? Если корень одинаковый, почему вы записали их в разные группы? (слова имеют разное лексическое значение: вода и водить)

- Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нем написано? Прочитайте.

Дети: Водопровод.

- С какого дерева этот листик?

Дети: Он может быть и с первого, и со второго дерева.

Дети доказывают свои версии.

6. Конкурс «Кто больше?»

- Из одного корня вырастают кусты и даже целые зарос­ли слов. Вы знакомы с корнем да: дал, продает, отдано. От этого корня можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280. А сейчас вы постараетесь за минуту написать как можно больше родственных слов с корнем... А вот с каким корнем, вы узнаете, отгадав загад­ку:

Лежал, лежал,

А весной в реку побежал.

Дети: Снег.

- Внимание! Начали писать! Выделите корень.

Дети пишут.

- Прочитайте свои слова.

Дети читают.

- Что вы заметили?

Дети: Чередование букв г—ж.

  1. Физминутка

Под песню В.Высотского «Зарядка» дети выполняют упражнения

  1. Игра с приставками и суффиксами

  1. «Колесо приставок»

Мы с вами вспомнили способы словообразования, а теперь давайте при помощи приставок образуем новые слова от слова бежать. Например: бежать… - прибежать…

Дети говорят слова, называют приставки

Скажите, а эти слова имеют одно и то же значение?

2. Игра с суффиксами

- Ребята, я надела увеличительные очки и вижу не кота, а ...

Дети: Котище.

- Не дом, а ...

Дети: Домище.

- Вы знаете, что суффиксы могут придать словам самые разные смысловые оттенки. Какой суффикс в словах коти­ще, домище? На что он указывает?

Дети: Суффикс ищ. Он показывает на то, что предмет очень большой.

Мы увеличили размеры предмета, а теперь давайте его уменьшим:

Был дом, а стал… домик, был кот, а стал… котик

При помощи какого суффикса мы сделали предмет маленьким, приласкали его? (-ик-)

А теперь в тетради запишите слово нос и при помощи суффиксов увеличьте и уменьшите его.

(1 – у доски)

Дети называют получившиеся слова и суффиксы, при помощи которых они образовали слова.

  1. Рефлексия (работа по карточкам)

Задание даётся детям по группам:

1 группа – низкий уровень обученности

2 группа – средний уровень обученности

3 группа – высокий уровень обученности

Карточка № 1

Выдели суффиксы в словах:

Каменщик, переводчик, грузчик, печник, школьник, радист, пианист, испытатель, писатель, учитель, спасатель.

Карточка № 2

С помощью суффиксов –н-, -ов- образуй имена прилагательные и раскрой скобки:

(мороз) день, (клён) лист, (камень) дом, (берёза) сок, (сад) цветок, (вечер) звон, (малина) сироп.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

?

Профессия или род занятий

Футболист, переводчик, дворник, строитель, писатель

-евн-, -евич-, -иничн-, -овн-, -ович-

?

Алексеевна, Алексеевич, Кузьмич, Кузьминична, Владимировна, Владимирович

На выполнение работы детям дается 3-5 минут. Затем проводится проверка.

  1. Инсценировка сказки «Кто главнее и важнее?»

Учитель. Послушайте сказку.

«Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них то­же удивительное и загадочное — суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: опък, енък, знь. Иногда словно сту­чат каблучками: ек, ик, ник, ник. Иногда поют, как птички: чив, лив, чив, лив\ А бывает, будто просят о чем-то: н..., льн... Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но од­нажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставка. Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово вы­играть, это совсем не то, что проиграть! А написать са­мой — это вам не списать у кого-нибудь. И все это благода­ря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие- нибудь слова?

Суффикс. Конечно, нужны, и очень много! (Суффикс выступает вперед.) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффик­сы! Захотим — и деревьев станет меньше. А вот уже и нет никаких деревьев, зато вот оно — сказочное существо, до­брое, волшебное! А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы, суффиксы.

Приставка. Зато если хотят сказать про что-нибудь, что оно очень- очень, ну просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и во­обще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суффикс. А зато суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!

Учитель. Спорили приставки и суффиксы, спорили — чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался — встал меж­ду ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вме­сте, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Учитель. Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, и так и эдак — ничего у них не вышло.

С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, — слева, а вы, суффиксы, — справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я по­дарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок — вот такие: (одевает знак приставки), а у суф­фиксов — совсем другие: (одевает знак суффикса). А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: (одевает себе знак корня).

Учитель. Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

В корне — смысл, но не весь. Главный, но не полный.

Потому приставка есть — Смысл она дополнит. —

Рад я в этом ей помочь, ( После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, — Все равно я всех проворней!

А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?

Дети. Об окончании,

Учитель. А вот спешит к нам и окончание.

И на род укажу, И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

— Вот и сказке конец, а кто слушал...

Дети. Молодец.

  1. Подведение итогов урока

Какие морфемы нам встретились в сказке?

Что такое корень?

Для чего служит приставка? Где она находится?

Для чего служит суффикс? Где он находится?

Для чего служит окончание?

  1. Домашнее задание

Стр 121 Упр 5 – списать, обозначить окончание, корень и суффикс в выделенных словах.

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете — и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а интересным и веселым. Всего доброго!

infourok.ru

Урок занимательной лингвистики по теме "Морфемный анализ слова" ( 4 класс)

В процессе преподавания русского языка актуальной является проблема повышения качества знаний. Путей решения этой проблемы великое множество: использование новейших информационных технологий и разнообразных форм уроков, усиление систематического контроля за усвоением знаний и т.д. Однако, как показывает практика, преподавание языка немыслимо без обратного интереса, интереса учащихся. Сознание ребёнка подвижно и чутко реагирует на элемент занимательности. Он может быть неотъемлемой частью классической формы урока русского языка, а может быть и самостоятельной ведущей моделью. Такую инновационную модель показывает предлагаемый курс « Занимательная лингвистика» в 4 классе.

Данная программа органично дополняет курс русского языка для 4 класса, представленный в учебнике Иванова С. В. «Русский язык. Учебник для 4 класса.» Кроме того она расширяет и обогащает традиционный курс. Наше внимание сконцентрировано на серии усложнённых заданий, которые направлены на развитие ассоциативного мышления, умения логически верно доказывать свою точку зрения, на совершенствование речевой техники и, конечно же, на закрепление теоретических и практических навыков, полученных на уроках русского языка. Тем самым предлагаемая программа подготавливает учащихся к освоению новой теоретической базы языка, изучаемой в 5 классе.

В качестве примера приведу один из уроков курса «Занимательная лингвистика в 4 классе».

План- конспект урока занимательной лингвистики в 4 классе ГБОУ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» имени Иштриковой Т. В.», проведённого учителем начальных классов Петуховой Татьяной Леонидовной

Тема: Морфемный анализ слова

Цели:

  1. познакомить уч-ся с новыми понятиями;

  2. развивать интерес к изучению русского языка;

  3. воспитывать умение убеждать, доказывать, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки со словами, мяч

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Орфографическая разминка.

После организационного момента проводится, как правило орфографическая разминка, которая может включать в себя разные виды игровых заданий, например:

А) Словарная работа: игра «Кто быстрее», во время которой дети повторяют написание словарных слов. Учащиеся получают листочки со словами, в которых пропущены буквы, вставляют буквы, передают листочек следующему. Работа проводится по рядам. Подбор словарных слов может быть различным. Н-р: а… уратн…, а…ея, …хотн..к, ш…се, в..лшебн..к, …кв…рель, …р…мат, г..р..зонт.

Б) Развитие речи: Игра «Раз, два, три-говори», цель которой вспомнить и повторить антонимы. Учитель называет слово, дети подбирают и называют антоним к этому слову. Если не успели подобрать на счёт, то встают и придумывают словосочетание с этим словом или предложение).

Подбор слов может быть различным. Н-р: высокий-….., близкий-…., горе-…., встать-…., узкий-…., лёгкий-…., день-… и т. д.

  1. Подведение к теме.

А) Запись в тетради.

-Вспомним, что такое лингвистика. ( Это наука о языке.)

Морфемика – это раздел лингвистики, который изучает морфемы и морфемный разбор. Учитель обращает внимание уч-ся на новые понятия.

Морфема – значимая часть слова. А что является значимой частью слова?(Дети отвечают и формулируют вывод.)

Морфемный разбор – разбор слова по составу. Сообщается тема урока.

Вывод.

Б) Знакомство с новым понятием.

«Шарада» произошло от французского слова и означает «беседа», «болтовня». Шарада –это загадка, в которой по морфемам или по слогам угадывается слово. Например:

Моя приставка в слове «подоконник»,

А суффикс вы найдёте в слове «школьник»!

Мой корень вы увидите зимой,

А сам я появлюсь весной. ( подснежник) Учащиеся разбирают слово по составу, при этом упоминают о новом понятии – морфемном разборе.

Корень мой найдёте вы в цене,

В описи найдёшь приставку мне

Суффикс мой в «указке» вы встречали.

Вся же в дневнике я и в журнале. ( оценка) Учащиеся разбирают слово по составу, при этом упоминают о новом понятии – морфемном разборе.

В) Угадываем шарады.

Учитель приводит примеры шарад:

Слог первый – вздох глубокий удивленья,

А в двух других находятся соленья.

А в целом насекомое прекрасное,

Ничуть не портящее небо ясное. (Ба-бочка.)

Два первых слога на автомобиле,

А третий слог – местоименье личное.

А целое – боялись и любили

В Египте Древнем аж до неприличия. (Фара-он.)

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мог слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про – пасть.)

Дети устно отгадывают загадки. По окончании работы вновь делается вывод о шарадах.

  1. Тренировочные упражнения.

С целью тренировки в морфемном разборе слов проводятся:

А)игра «Третий лишний» Учитель называет группы слов по3, учащиеся их записывают в тетрадь. Затем отмечают лишнее слово и аргументируют свою точку зрения. Н-р:

Коней, ручей, воробей. ( Лишнее слово «коней», т.к. в нём окончание –ей, а в остальных словах – нулевое. Лишнее слово «воробей», т.к. в нём 3 слога, а в других по 2….)

Словечко, подорожник, закладка.

Интересный, вкусный, прекрасный.

С некоторыми словами выполняется морфемный разбор.

Б) одновременно на интерактивной доске дети распределяют слова по морфемному разбору в нужный столбик таблицы. Работа проводится «цепочкой».

Проверяем работу на ИКТ. Учащиеся делают вывод по морфемному составу разных групп слов.

В) игра «Заказ» ( с мячом), в ходе которой учитель заказывает слово, в котором представлены все части слова. Он кидает мяч тем детям, кто придумал такие слова. Учащиеся называют слова и возвращают мяч учителю, который перекидывает мяч следующему. Игра проводится до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Выигрывает последний.

Г) игра по вопросам на интерактивной доске проводится с целью развития речи.

Учитель открывает шторку на доске и показывает вопрос, дети читают и из разбросанных букв составляют слова, передвигая буквы на доске.

Вытащи из букета садовый и лесной цветок. ( нлраоадзыш)

Найди дом в лесу. (бизобра)

А где спрятались могучее дерево и хлебный злак? ( друожбь)

Какую травку щиплет на лугу доброе животное? (ккловваероре)

Из чего варенье досталось кому – то на съеденье? (мвиушханя)

Стихотворение этого автора мы знаем с детства. (ббачтыроок)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Что такое морфемный разбор слова?

Кто доволен своей работой на уроке?

Литература

1.Александрова Г. В. Занимательный русский язык.- Спб.: Просвещение, 1997

2. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика.- Волгоград: Учитель, 2007

3.Иванченко Е. А. Головоломки.- Харьков: Книжный клуб, 2006

4. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс.- М.: Экзамен, 2009

5. Чеснокова Л.Д. На берегах Лингвинии: занимательный задачник по русскому языку. – М.: Просвещение, 1997

infourok.ru

Занимательная морфемика. - Внеклассная работа по русскому языку - Копилка для учителя

foxworld.ucoz.ru

Занимательная морфемика

 

ЦЕЛЬ: Обобщить знания учащихся о морфемах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки, рисунки, лингвистические сказки о приставке, корне, суффиксе, окончании.

Ход мероприятия:

ВЕД:            Слово делится на части,                       Ах, какое это счастье!                       Может каждый грамотей                       Д елать слово из частей. - Что это за части? (Дети называют: приставка, корень, суффикс, окончание.) На сцену выходят Приставка,  Суффикс,  спорят между собой. Приставка: Я  в слове самая  главная. Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет главный в я, я, я. (Бьет себя в грудь.) (Выходит суффикс. Кричит издалека.) Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные , так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?           (Корень) Корень: (выходит) Да, ребята, я  важна                                  В любом слове непременно                                  Если корня в слове нет .                                  Чепуха мгновенно! Но и другие части слова важны. Почему? (Ответы детей) Приставка: Точно, точно  и каждый выполняет свою роль и знает свое место в слове и подтверждение тому стихотворение. ВЕД:                      На конце любого слова                                Окончанье ищет Вова                                 Изменяемая часть                                С другим, словом держит связь                                Окончанье он найдет,                                Его в рамочку возьмет. Корень:               Перед корнем есть приставка,                               Слитно пишется она,                               И при помощи приставки                               О бразуются слова. Приставка:           После корня он стоит,                               Перед окончанием                               Его я если заменю,                               Другое слово получу.                               Обозначу уголком.                               Называю суффиксом.  Суффикс:             Как-то много лет назад                              П осадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово - слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов.

ВЕД: Пришло время проверить, как наши участники знают состав слова. Корень: Умеют  составлять слова из корня. Суффикс: Умеют составлять слова, используя суффикс. Приставка: Умеют составлять слова, используя приставку. Окончание: И изменять слова ,п рименяя окончание.

ВЕД: Конкурс "Отгадай слово" 1.) Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход . ( р ассказчик) 2.) Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый . ( в ыносливый) 3.)Корень в слове целый, первый суффик с- в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (целинник) 4.) Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка . ( п оручение) 5.) Корень возьмите у слова полагать, приставку - у слова приложение, суффикс - у слова восклицательный, окончание - у слова числительное (прилагательное) 6.) В слове такая же приставка, как в слове полёт,       корень такой же, как в слове дружба,      суффикс такой же, как в слове   артистка . ( п одружка) Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень. Приставка: Но ребята правильно составили слова, а значит+ . Суффикс: А значит, умеют правильно находить приставку, корень, суффикс, окончание. Корень: Да я не об этом! Окончание: А о чем? Корень: А том, что корень нужно всегда выделять правильно, а иначе+ Суффикс: А иначе? Корень: Ребята неправильно выделят и вас. Окончание: А как они могут выделять меня неправильно, ведь я нахожусь в конце слова. Суффикс: А я после корня. Приставка: А я в самом начале. По-моему корень, ты зазнался . ( н адвигаются на Корень; Приставка, Суффикс, Окончание.) ВЕД: Стойте, стойте! Корень действительно прав, а правоту докажут участники. (Например: Слово закатиться. Если родственное слово подбирают закат, то корень будет неправильным; а вот если подбирают однокоренное  откатился, прикатился, то корень будет кат, это и есть правильно.) Приставка :( говорит корню) Так в чем суть? Корень: Ребята, вы знаете ответ?                                                     (родственные слова) Приставка: Вот мы и подошли к следующему заданию турнира. Подобрать родственные слова. Суффикс:  Рога (рожки)  левша (левый)  чертенок (черт)  лиса (лисы)  молодой (молоденький, молод)  удивительно (диво) лесной (лес) летящий (полёт) менять (замена) ленивый (лень) Окончание: И с этим заданием дети справились легко. Хорошо научились они подбирать проверочные слова. Приставка: Скажите нам любители русского языка как можно большой дом превратить в маленький. А теперь превратите топор в рукоятку . ( п ри помощи суффикса)  (После ответа Суффикс показывает рисунки). Суффикс: При помощи чего вы образовали новые слова? (при помощи суффикса) Корень: Пришло время проверить наших капитанов. Ведущий: Для них специальная грамматическая арифметика. Окончание: А что это за грамматическая арифметика? Ведущий: Я буду показывать примеры, а вы должны отгадать, какое слово в них спрятано.

БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА 19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР ЧУДЕСА - А +  НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ

Окончание: Слова можно образовывать из двух слов. Как мы называем эти слова?   (Ответ детей) Проведем блиц-опрос. Я вам вопрос, а вы мне ответ I) Загудел глазастый жук,                         2) Закручу, зажурчу,     Обогнул зелёный луг.                                В небеса улечу.     У дороги смял ковыль                                   (самолет)     И ушел, вздымая пыль (машина)     3) Висит немая, Бранит лентяя    (стенгазета)

                                    4) Весь день поёт,                                      Траву стрижёт.                                     А как ночь придёт,                                     Она спать идёт.                                     А иногда разойдётся                                     И ночью не уймётся . ( т рактор)

5) Из какого полотна не сошьешь рубаху. (железнодорожного). 6) Не турист, а словно птица       По горам взбирается. (скалолаз). 7)  Всем  поможет,      Всех спасет      Человек в халате      Но уколы больше любит      Ставить нам в палате. (медсестра). 8) Стоит красивый сундучок,      Его не тронешь он молчок.     А стоит ручки повертеть,      Он будет говорить и петь .   ( р адиоприемник) 9)  Ты со мною не знаком?     Я живу на дне морском,     Голова и восемь ног,     Вот и весь я -+(осьминог) 10) Мойдодыру я родня,       Отверни, открой меня,        И холодною водою        Живо я тебя умою .     ( в одопровод) Окончание: И с этим заданием вы прекрасно справились. Но у меня к вам еще вопрос, о какой части слова мы с вами еще не поговорили?             (основа) Приставка: А зачем нам нужна основа?              (Ответ детей) Корень: Действительно, основа также важна, как и любая морфема в нашей стране. ВЕД: А наша игра "В стране Морфемике " подошла к концу. Мы с морфемами увидели, что вы великолепно умеете разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, при помощи приставки и суффикса вы умеете образовывать слова, а с окончанием -и зменять слова, составлять из двух слов одно, но сложное. Корень: А еще умеют решать примеры грамматические+ Приставка: Это ты о чем? Корень: Конкурс капитанов. Забыла? ВЕД: А теперь наше жюри подведет итоги дидактической игры. Суффикс: А мы проведем еще испытание для участников. Игра называется кто больше? Приставка: Вам нужно за 2 минуты, составить очень  большое слово и не одно, чтобы в нем было много букв 10-15-25+ Окончание: Я например знаю одно такое слово, предпринимательство. Корень: В этом слове 19 букв, 2 приставки, один корень, 3 суффикса и окончание. А вы сможете? Приставка: Тогда дерзайте. (Дети вспоминают, придумывают слова). По истечение времени жюри оглашает итоги. 

 

Игры по морфемике и словообразованию на уроках русского языка

8."Словесный мяч"

Игра состоит в том,чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В игру можно играть вдвоём. Один "кидает" слово, другой ему в ответ "бросает" проверочное.

9."Кто лучше знает карту?"

Эту игру можно провести при повторении правописания прилагательных с суффиксами -СК-, -К-. В один столбик записать названия известных учащимся государств, а в другой - образованные от них прилагательные.

Венгрия - венгерский, Польша - польский и т.д.

10.Логогрифы

С твёрдым «л» я на стене,

Книги, например, на мне,

Но, как только «л» смягчите,

Сразу в танец превратите.

(полка – полька)

С твёрдым «р» - коллектив певцов,

С мягким – хищный зверёк с ценным мехом

(хор – хорь)

Я по России протекаю,

Я всем известна. Но когда

Ко мне прибавишь букву с краю,

Свое значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда.

(Волга – иволга)

Добавим к ноте букву «М» —

Сразу станет нужен всем:

В нем живет моя семья —

Мама, папа, братик, я!

(до – дом)

Несет меня с трудом старик.

Но если «Ю» прибавишь — вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет.

(ноша – юноша)

11.Шарады Шарада (франц. "беседа”). Первые шарады появились в VI веке, российская история этих затей началась в XVIII веке. Шарада – загадка, в которой задуманное слово разбивается на слоги, а потом эти части и всё слово целиком описываются по отдельности.

* Возьми начало – и в крокет играй Найди антоним слова "рай” В конце союз поставишь, И будет то, что ты читаешь. (Шарада)

* Корень тот же, что и в слове сказка Суффикс тот же, что и в слове извозчик Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

* Корнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс, как и в слове "дневник" Целым же в космос проник. (Спутник)

* Корень мой находится в цене В оценке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

* Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде храниться надёжно, Суффикс в гудении явно услышишь Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)

*

Первый слог мой есть приставка,

Трудная порой для многих.

Слог второй - английский мальчик

Иль синоним слова "битва".

А всё вместе мы на море

Очень часто наблюдаем.

Это лёгкая шарада,

Посидим - и отгадаем. (При-бой)

*

В начале - междометие,

Что вправе стать предлогом.

Затем вид поселения-

Второй и третий слоги.

А слово всё ты там ищи,

Где производят овощи.

А коль обратно прочитаешь,

То цену им тотчас узнаешь. (О-город)

*

Мой первый слог в родстве с водой.

Второй - в соседстве с бородой.

А целое - на море

Иль на речном просторе. (Пар-ус)

*

Первая моя частица

Между числами таится.

Часть виорую ты увидишь,

Только если к людям выйдешь.

Ну а целое найдём

Там, где мы с тобой живём. (Сто-лица)

*

Без танцев первый слог немыслим.

Согласье значит слог второй.

А целое - попа работник,

Из сказки Пушкина герой. (Бал-да)

*

Мой первый слог - вороны крик.

Лицо святого - слог второй.

Я в целом ростом невелик.

Порою - сказочный герой. (Кар-лик)

*

Первый слог мой - мера веса.

Второй - дерево из леса.

А в целом такая картина:

Порода собаки Мальвины. (Пуд-ель)

12.Метаграммы Первую метаграмму (meta – между, gramma – буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале "Ярмарка тщеславия” английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки "Алиса в стране чудес” и "Алиса в Зазеркалье”. Для неё он использовал такие слова: начальное – head (голова), конечное – tail (хвост). Чтобы преобразовать одно существительное в иное, цепочку промежуточных слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой и не нарушают порядок расстановки всех букв, требовалось отыскать. Со звонким – я цветов царица С глухим – лишь капелька водицы. (Роза – роса)

С глухим шипящим – круглый он, как мяч Со звонким – как огонь горяч. (Шар – жар)

Изменив одну букву, превратите химический радиоактивный элемент в грузоподъёмную машину. (уран – кран)

Изменив одну букву, превратите реку в Италии в хищное животное. (Тибр – тигр)

Изменив одну букву, превратите сооружение для ремонта кораблей в породу собак. (док – дог)

Изменив одну букву, превратите инструмент плотника в благородный металл. (долото – золото)

С буквой «г» - деталь для скрепления чего-нибудь путём навинчивания, с буквой «м» - одежда. (гайка – майка)

Со мною связаны навеки

Моря, пруды, озёра, реки.

А если Г на Т заменишь,

Меня на голову наденешь. (Берег - берет)

Я должна открыться перед вами:

Хитрою считаюсь я плутовкой.

Деревом с душистыми цветами

Стану, если С на П заменишь ловко. (Лиса - липа)

Меня обычно составляют,

Готовясь к будущим делам.

Но если Н на Щ сменяют,

То осенью я нужен вам. (План - плащ)

С буквой Щ я небольшой лесок.

Щ на З смените - перед вами

Потрясающей красы цветок,

Только, к сожалению, с шипами. (Роща - роза)

С А завяжем мы его

Где-нибудь для украшения.

С И опять завяжем, но

Для успешного лечения. (Бант - бинт)

13.Лингвистические задачи I. Какое слово вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему? Подорожник Подозрение Подержать II. Какую пару слов вы исключите? Почему? Повар – повариха, ткач – ткачиха, электрик – электричка журналист – журналистка, ученик – ученица, мельник – мельница ростовчанка – ростовчанин, украинец – украинка, машинист – машинистка III. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых а – 2 приставки б – два корня в – 2 суффикса IV. Подобрать синонимы к словам затруднение, граница, предместье, сознаваться, трогать с приставками при – пре-

14.Омонимы – загадки.

*Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)

* В тетради я бываю косая и прямая

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

* Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отверчу

И могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать. (Ключ)

15."Игровой диалог с приставками” - игра имеет коммуникативный характер, способствует развитию речи, рекомендуется к использованию на заключительных уроках по теме "приставка”. "Сказки” дают массу возможностей для творчества детей. Задачи сочинить сказку, ставящаяся перед детьми, даёт возможность учителю полноценно проверить процесс усвоения темы, так как творчество всегда индивидуально. Сказки развивают литературные способности детей, дают возможность учителю осуществить межпредметные связи, показать значимость, полученных в курсе "Словообразование” знаний. Игровой диалог с приставками. Ведущей будет называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову "подключить”, ой, нет, приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В - ! Что вы сделаете? (Включим телевизор) А если я скажу: - Пере -? (Переключим на другую программу) Вы.? (Выключим) Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: - Подо? (Пододвинемся к Вам вместе со стульями) А если я скажу: Ото - ? (Тогда отодвинемся) Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несёт определённый смысл) Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.

16.Отыщите приставки

1. Определите, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД- или ПОДО- и какие вовсе не имеют приставку.

Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.

2. Определите, в каких словах имеется приставка НА-, приставка НАД- и где приставки нет.

Надоить, надоесть, надоконный, надолбить, надоумить, надобность, надорваться, надолго.

multiurok.ru


Смотрите также