Задания для интеллектуального развития дошкольников (рабочие тетради). Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста


Задания для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Игра для ребенка – это естественное состояние, в котором проходит его жизнь до периода взросления. Она выполняет много функций: с ее помощью познается мир, ребенок учится общаться в социуме, развивается интеллектуально.

Для того чтобы она достигала своих целей, необходимо создание соответствующей  атмосферы и условий, в соответствии с возрастными особенностями:

— Эмоционально благоприятная и приятная обстановка.

— Простые и понятные правила игр.

— Добровольное участие.

Дошкольный период – самое благоприятное время для восприятия новой информации и ее анализа. Психологическая особенность возраста заключается в том, что дети выделяют только самые яркие и запоминающиеся признаки предметов и явлений и не удостаивает вниманием то, что им не бросается в глаза. Часто получается так, что яркими бывают второстепенные предметы и явления, а главное проходит мимо.

Таким образом, исходя из возрастных и психологических особенностей дошкольников, воспитателям и родителям необходимо правильно оформить приоритеты: предъявить их в ярком, запоминающемся образе, чтобы на них было обращено внимание и осталось в памяти.

Что способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста?

мальчик со счетамиИнтеллектуальное развитие дошкольников требует помощи взрослых и применения методов и средств, которые будут ему способствовать. Так как известно, что наиболее эффективно работает в решении этого вопроса игра, то именно ее необходимо задействовать для совершенствования интеллектуальных способностей.

В этой области родителям не стоит напрягаться и придумывать, чем занять свое чадо. Существуют целые системы дидактических материалов как для коллективного участия, так и для индивидуального выполнения. Они разработаны на научной основе, исходя из особенностей возраста и с целью не только чем-то занять подрастающее поколение, но и подготовить его к школе.

К числу таких методов стоит отнести очень эффективный вид интеллектуального творчества – выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Пусть родителей не пугает школьная терминология. К скучным школьным тетрадям эти задания не имеют никакого отношения. Эти занятия не будут скучными, они увлекут и дошкольника, и родителей и точно останутся в памяти полезным грузом знаний. Цели, которые преследовали авторы при составлении заданий:

  • Развитие абстрактного и логического мышления.
  • Развитие способностей и творческого потенциала.
  • Обучение анализу, сопоставлению, умению принимать самостоятельные решения.

Для выполнения интеллектуальных упражнений понадобятся цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы и голова, которая будет решать веселые, но очень умные задачки. На сайте представлено более десятка рабочих тетрадей, с различными играми и упражнениями для развития памяти у дошкольников, также внимания, мышления и других процессов познания. Игры можно проводить  в группе и индивидуально. Пособия можно использовать для занятий в дошкольных учреждениях и с родителями дома.

Каждая рабочая тетрадь содержит материалы, преследующие цель совершенствования определенных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников:

  • Подготовка рук к письму.
  • Тренировка мелкой моторики.
  • Получение базовых математических знаний.
  • Формирование творческого начала.
  • Развитие внимания у дошкольников.

Коллективное выполнение заданий, придание этому процессу соревновательного характера активизирует ребят, создает стимул для того, чтобы выполнять упражнения правильно. Невозможно переоценить значение таких занятий совместно с родителями. Когда обучаясь в школе или во взрослой жизни, дети становятся предметом гордости своей семьи, это будет значить, что усилия родителей в дошкольном возрасте не были потрачены напрасно.

ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО СЕМЬИ(4 шаблона, формат A3)

 

50 ПАЗЛОВ ДЛЯ РЕБЯТ

 

ИГРА «НАЙДИ ТЕНЬ КАРТИНКИ

 

ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»(на развитие внимания детей)

 

КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАЛИСЬ НА КАРТИНКЕ (задания на развитие зрительного внимания дошкольников)

 

ДОРИСУЙ САМ И РАСКРАСЬ

 

ЗАКРАСЬ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНКИ ОДНОГО ЦВЕТА

 

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ — РАСКРАСЬ ОТГАДКУ

 

ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 1)

 

ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 2)

 

ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 3)

Сборник игр и упражнений для развития у старших дошкольников внимания, мышления, памяти и других познавательных процессов.Игры предназначены для проведения как групповых, так и индивидуальных занятий с дошкольниками.Он идеально подойдет как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, которые занимаются с детьми дома.

 

РАСКРАСЬ, ВЫРЕЖЬ, СЛОЖИ ФИГУРУ

Ребёнку необходимо, глядя на пример в верхней части страницы, сложить предложенную фигурку, раскрасить её части, сложить (можно наклеить на чистый лист бумаги).Ребёнок поймет из каких частей состоит целое, как эти части взаиморасположены, научится подбирать целое по цвету.

 

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ

В этих заданиях ребенку нужно составить картинку, предварительно разрезанную на определенное количество частей.

 

СЛОЖИ РИСУНОК

Нужно вырезать части рисунка и собрать целое.

 

СОБЕРИ КАРТИНКУ

Взрослому необходимо раскрасить картинку,разрезать её на части, предложить ребёнку собрать картинку.

 

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Книга научит ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.Ребёнок узнает что такое: «за», «в», перед», «под», «над», «выше», «ниже» и т.д.

 

ЛАБИРИНТЫ ДЕТСКИЕ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ

 

РАСПЕЧАТАТЬ ДЕТСКИЕ ЛАБИРИНТЫ

 

РАСКРАСЬ ПО ЗНАЧКАМ

 

РАСКРАСЬ ПО ОБРАЗЦУ

Ещё больше зданий по интеллектуальному развитию дошкольников смотрите в архиве электронного журнала «Кораблик»: https://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html

vscolu.ru

«Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через игру с предметными картинками»

Международная научно-практическая конференция

«Региональные аспекты инновационного развития культурно-образовательной и социально-экономической сферы в современных условиях»

МБДОУ «Детский сад №32 «Росинка» г. Выборга

«Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через игру с предметными картинками»

Ушакова Инна Николаевна педагог-психолог

Соломина Ольга Владимировна воспитательhello_html_230db7c2.jpg

hello_html_7f3a9564.jpg

hello_html_m72973b51.jpg

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через игру с предметными картинками

Ушакова Инна Николаевна педагог-психолог

Соломина Ольга Владимировна

воспитатель первой категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 32 "Росинка"

Развитие ребенка дошкольника происходит в игре: развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь ребенка, расширяется кругозор, происходит моделирование разнообразных жизненных ситуаций, из которых ребенок учится находить выход.

Невозможно переоценить роль игры в жизни ребенка. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания. Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребёнка. Значение игры Альберт Эйнштейн оценивал следующим образом: «Теоретическая физика-это детские игрушки по сравнению с игрой». Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Мы работаем над развитием логического мышления детей, над развитием познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Дети получают возможность применять свои знания, умения и навыки в реальной для них и эмоционально насыщенной игровой деятельности. Так происходит по-настоящему равноправное общение взрослого и ребёнка, в результате которого ребёнок учится «работать» в коллективе, самостоятельно находит выход из затруднительных ситуаций, проявлять сочувствие и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Мы познакомимвас с играми, в которые можно играть везде. Эти игры помогут превратить минуты бесполезного времяпровождения в полезные и приятные. Игры не занимают много места и времени и не требуют специальной подготовки.

Картотека игр предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Она включает в себя 25 предметных картинок и 25 заданий, которые направлены на развитие познавательной сферы дошкольника, активизацию и обогащение словарного запаса, развитие познавательного интереса.

Содержание картинок может периодически меняться. Для удобства работы и универсальности использования на обратной стороне каждой картинки находиться магнит и липучка, которые дают возможность использовать материал в разных плоскостях. Игры можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

Может быть использована воспитателями, психологами, логопедами, гувернерами и родителями.

Набор предметных картинок:

Тарелка, ваза, кружка, банан, торт, сушки, кошка, собака, корова, рубашка, пижама, кресло, одеяло, хлеб, линейка, арбуз, карандаш, лимон, книжка, тетрадь, огурец, яблоко, помидор, морковь, шорты.

Цели:

  • развитие логического и образного мышления

  • развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

  • активизация словарного запаса

  • умение обобщать по определенным признакам

  • закрепление знаний об окружающем мире

  • развитие пространственной координации

  • развитие зрительной и слуховой памяти

Перечень игр:

«Четвертый лишний» (3-7лет)

«Прятки» (3-7 лет)

«Фокусы» (4-7 лет)

«Из чего сделано?» (5-7 лет)

«Поезд» (6-7 лет)

«Загадки» (3-7 лет)

«Живое-неживое» (3-4 года)

«Съедобное-несъедобное» (3-4 года)

«Геометрия в картинках» (3-7 лет)

«Лабиринт» (5-7 лет)

«Всё по полочкам» (4-7 лет)

«Картинка на звук» (5-7 лет)

«Один-много» (4-7 лет)

«Назови ласково» (4-7 лет)

«Изобретатель» (6-7 лет)

«Логическая пара» (5-7 лет)

«Шифровальщик» (6-7 лет)

«Сказка из картинок» (5-7 лет)

«Координаты» (5-7 лет)

«Бабушкин сундук» (4-7 лет)

«Магазин» (4-7 лет)

«Рисунок в воздухе» (5-7 лет)

«Кто в домике?» (3-7 лет)

«Соседи» (3-7 лет)

«Отгадай предмет по его частям» (5-7 лет)

Примеры игр:

Цель: развитие логического мышления, активизация словарного запаса, творческого воображения.

Каждая картинка – это «вагончик». Все картинки делятся поровну на всех участников. Вагончики нужно «скрепить», объясняя логическую связь между картинками.

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.

Картинки выкладываются в пять рядов. Взрослый говорит детям с какой картинки лабиринт начинается. Далее педагог диктует, куда нужно переводить взгляд и на сколько шагов (вверх-вниз-вправо-влево).

Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку. Игра начинается со слов: «Бабушка в сундук положила…». Ребенок повторяет все предыдущие предметы, а затем называет свой и т.д.

hello_html_309a1953.png

Игра «Логическая пара»

Игра «Соседи»

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение; 1991. – 64с.

  4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение,1985.

infourok.ru

Детский сад №1 с.Пригородное - Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

ds1prigorod.ucoz.ru

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

Проблема умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения всегда была и остаётся одной из самых актуальных. Умственное развитие дошкольника - важная составная часть его общего психического развития, подготовки к обучению в школе и ко всей будущей жизни. Умственные способности - это психологические качества, определяющие лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования для решения различных задач. Важно не только, какими знаниями овладел ребёнок к поступлению в школу, но и то, готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы в изобразительной деятельности, конструировании, сочинении и т.д.

Основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

Замещение – это использование условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Сначала замещение возникает в игре, например, стульчик становится автомобилем, кубик - мылом, лист бумаги синего цвета – озером, палочка – градусником, ложкой и др. Затем и сам ребёнок, беря на себя роль, изображает другого человека- маму, папу, доктора, моряка и т.д.

Игровое замещение в дальнейшем ведёт к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию значения слов, выделяющих важные, существенные признаки предметов и явлений.

Но для решения умственной задачи недостаточно понимания обозначений отдельных предметов. Любая задача требует анализа её условий, выделения отношений между объектами. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объёме или на плоскости).

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Выполнение специальных заданий под руководством взрослых, дидактические игры и упражнения существенно повышают уровень развития умственных способностей ребёнка. Решающую роль в выполнении специальных заданий играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определённой цели.

Задания можно разделить на следующие группы:

  • На замещение предмета;
  • На анализ строения предмета;
  • На выделение пространственных отношений;
  • На использование логических отношений;
  • На создание новых образов.

При проведении игр важно, особенно на первых этапах, положительно оценивать все ответы, которые хоть как - то свидетельствуют о самостоятельности ребёнка. Требования к качеству ответов нужно повышать постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей. Задания нужно давать в игровой форме или предлагать в виде интересных упражнений. Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Все игры и упражнения могут проводиться неоднократно в зависимости от желания детей.

 

Упражнение «Разноцветные кусочки»

Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.Материал: небольшие кусочки ткани с одинаковыми рисунками, с мелкими рисунками, похожими по цвету, например: синий с мелкими цветочками, темно-синий с мелкими кружочками.

 

Инструкция: «Найди одинаковые кусочки ткани, их может быть 2, 3 или 4 кусочка». Либо: коврик и заплатка.

Упражнение «Жемчужные фигурки»

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики.

Материал: куски проволоки средней толщины, на 1 конце проволоки маленький кусочек ластика, бусины разного размера.

Инструкция: «Согни проволоку в фигурку и надень на неё бусины».

Вначале занятия педагог может выполнить с ребенком несколько «базовых» форм, например: цифру восемь, цветок, листочек.

«Исключение лишнего»

Цель: развитие мыслительных операций – обобщения, классификации, сравнения, развитие логики, знание обобщающих слов.

«Исключи лишнее» (на предметных картинках, примеры из бытовой жизни)

-что не может стоять в шкафу?

-что не может лежать в холодильнике?

-что не может лежать в коробке с игрушками?

-чего не оденет девочка?

-что на столе лишнее, чего мы не можем съесть?

-что не может лежать в тарелке, чего мы не можем съесть?

-что не будет есть кошка, чем мы не будем её кормить?

-какой продукт не сладкий?

-развези по магазинам одежду, игрушки, еду

-расставь в магазине по полкам: овощи, фрукты, молочные продукты.

Узнавание предметов по заданным признакам

Назови предмет, про который можно сказать:

  • желтый, продолговатый, кислый;
  • продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

  • пушистый, ходит, мяукает;
  • гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

  • высоким или низким;
  • холодным или горячим;
  • твердым или жидким;
  • узким или широким.

Назовите общие признаки:

  • яблока и арбуза;
  • кошки и собаки;
  • стола и стула;
  • ели и сосны;
  • голубя и дятла;
  • ромашки и гвоздики.

Логические задачи:

  • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
  • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
  • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
  • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

  • ночник, торшер, свеча;
  • слива, яблоко, персик;
  • брюки, шорты, юбка;
  • корова, лошадь, лев;
  • елка, береза, сосна;
  • картофель, морковь, огурец;
  • петух, гусь, воробей;
  • коза, свинья, корова.

 

  Подготовила воспитатель: Минаева Е.Н.

 

Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.

doshkolnik.ru

Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на современном этапе существенно изменились подходы к проблеме воспитания и обучения дошкольников. Активно ведется поиск эффективных средств, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности, средств развития детей. Акцентируется внимание на развитие познавательных особенностей, познавательной деятельности в единстве с формированием системы знаний, средств и способов умственного развития дошкольников. Одним из средств умственного развития, является игра. Играми нового типа, являются развивающие игры.

Цель.

Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.

Задачи.

  1. Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Поэтапное освоение игр детьми.
  3. Проверка результатов (диагностика).

Теоретическая часть.

 

Скачать конспект

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ работа по развитию умственных способностей детей

Строится на:

  1. Уважении личности ребенка.
  2. Реализации программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
  3. Так же необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования:
  4. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  5. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
  6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  7. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  8. Сотрудничество детского сада с семьей.

Содержание программы — познавательное развитие. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознание; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных особенностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Одним из средств умственного развития детей является игра. В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра – один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре проявляются все стороны личности: познавательные, социальные и другие; формируются психические процессы: память, восприятие, внимание, воображение, мышление. Обучение через игру для самых маленьких способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает не умственно, не физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к математике с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний.

Эту проблему исследовали Б.П. Никитин, З.М. Богуславская, З.А. Михайлова, В.В. Воскобович, и другие. В их работах подтверждено мнение, что развитие способностей надо развивать как можно раньше, и главное, что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком. Нужны игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс и создающий свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими являются развивающие игры. Развивающие игры стали популярны в связи с реорганизации всей системы образования, когда игра стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Развивающие математические игры, согласно общей классификации игр, предложенной П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым, относятся к интеллектуальным, результативным, абстрактным. Они характеризуются большой умственной активностью, являются интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве средства обучения детей. К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающим и доступной ребенку-дошкольнику деятельности исследователи относят обычно следующее:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона и пластика, деталей из конструктора.
  2. Задачи даются в разной форме в виде модели, плоского рисунка в изометрии чертежа, письменной или устной инструкции.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей от доступных 2-3летнему малышу до непосильных взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
  6. Ребенку не объясняется способ и порядок решения задач. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам и реальной деятельности.
  7. Не требуется, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а в виде рисунка, узора, сооружения из кубиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
  9. Развивающие игры позволяют составлять новые варианты заданий, придумывать новые игры.
  10. Главная особенность развивающих игр – в них удалось объединить принцип от простого к сложному с принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Благодаря таким универсальным качествам развивающих игр на современном этапе возрос интерес к их использованию. З.А. Михайлова предложила следующую классификацию:

  1. Логико-математические игры и упражнения, целью которых является моделирование математического содержания в наглядной форме и развитие логических операций ( «Блоки Дьенеша»).
  2. Развивающие игры, целью которых является умственных и творческих способностей (игры Б.П. Никитина: «Кирпичики», «План и карта», «Сложи узор» и другие).
  3. Игры на моделирование, цель которых – обработка пространственного ориентирования. Игры В.В. Воскобовича «Геоконт», «Прозрачная цифра» и другие.
  4. Математические развлечения, цель которых – развитие интереса к умственной деятельности, создание пробных ситуаций (кроссворды, головоломки, игры на передвижение «4 по 4»), на преобразование: «Колумбово яйцо», «Танграмм»

Обобщенный анализ исследований и разработок позволил выделить педагогические условия развивающих игр:

  1. Совместная деятельность детей и взрослых: взрослые рядом с ребенком как товарищи.
  2. Система постоянно усложняющихся развивающих заданий в каждой игре.
  3. Создание благоприятной атмосферы.
  4. Организация предметно – развивающей среды.
  5. Вариативность игровых упражнений с развивающим материалом.

В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематического рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур и т.д. Ребенку в процессе игры удобно осуществлять как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата. Развивающая игра способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

Технологическая часть.

Из огромного многообразия игр в своей работе я использовала небольшое их количество. Одна из них «Логические блоки Дьенеша»:

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или». Используя блоки можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Т.к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Все игры можно разделить на 3группы:

  1. Цель: развивать умения выявлять и абстрагировать свойства от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе.
  2. Цель: умение оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и сравнивать).
  3. Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям.

Начинать работу следует с установления на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. После этого необходимо организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Важно не передерживать ребенка на определенной ступени, а также не давать преждевременно очень сложные игры и упражнения, иначе интерес к занятиям исчезает.

Предыдущий выпуск показал, что использование данных игр позитивно повлияло на развитие логического мышления детей из диагностических данных виден хороший уровень подготовки детей к школе. Игры использовались в совместной, самостоятельной деятельности и индивидуальной работе. Хочется отметить, что интерес к играм у детей не угасал, были попытки придумать свои игры и упражнения. Кроме «Блоков Дьенеша» использовались: палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина, В.В. Воскобовича, А.А. Столяра и др.

Т.е. систематически используя весь этот материал можно превратить знакомство с математическими представлениями в увлекательное интеллектуальное путешествие.

Итоги освоения содержания образовательной области познание.

Достижения ребенка:

  1. Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности с использованием математического содержания (в ситуациях, играх, экспериментировании).
  2. Способен к произвольным действиям в познавательных играх, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.
  3. Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения.
  4. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах математической деятельности.
  5. Овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия.
  6. Интересуется развивающими играми на преобразование (трансформацию, трансфигурацию), занимательными и логическими задачами, видоизменением геометрических фигур, например, созданием витражей из разных форм на основе какой-либо закономерности.
  7. Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.
  8. Самостоятелен в выборе игр и материалов, поиске способов решения познавательных задач.
  9. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности: придумывает новые варианты игр, сюжеты, силуэты, простые логических задачи, выдвигает гипотезы.

Вызывает озабоченность:

  1. У ребенка снижена активность в познавательной деятельности математического содержания.
  2. В ходе решения познавательных задач в поисковой деятельности пассивен, высказывает неадекватные предположения, отказывается от дальнейшего поиска решения.
  3. В действиях по образцу и правилу допускает ошибки, требуется помощь педагога.
  4. Часто допускает неточности в сравнении, упорядочивании и группировке по признакам, результата не получает.
  5. Интересуется только простыми развивающими играми, играет в основном один, нет интереса к общению со сверстниками по поводу познавательной деятельности.

Анализ результатов проводится по следующим показаниям:

  1. Овладение практическими действиями свойств отношений по форме, величине, количеству, массе, на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном, элементарном логическом уровнях).
  2. Освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать.
  3. Освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых (как буду делать): измерения, деление целого на части, увеличение и уменьшение по размеру чисел и т.д.
  4. Проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, экспериментирования, творчества.

Приложение.

Результаты диагностики развития детей по математике.

< Предыдущая Следующая >
 

Интеллектуальное развитие дошкольников — практические советы специалистов

Наиболее важную роль в программе подготовки детей старшего дошкольного возраста играет их творческое и интеллектуальное воспитание. Дошкольный возраст – это наиболее благодатное время для формирования и воспитания эстетической и целеустремленной личности. Необходимые базовые знания, заложенные родителями в раннем возрасте, окажут неоспоримую поддержку и в процессе обучения, и в дальнейшей жизни. Исходя из этого, каждый родитель должен четко понимать серьезность роли умственного развития в жизни крохи, и не перекладывать его полностью на учителей и педагогов.

Интеллект – это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. На формировании характера ребенка отражается каждое новое услышанное слово, полученное ощущение, увиденное явление.

Творческие способности – это индивидуальные черты, присущие каждой личности и влияющие на качество выполнения любых творческих заданий.

Программа формирования творческих способностей

В каждом новорожденном заложен неплохой художественный потенциал, особенности дальнейшего усовершенствования которого ложатся на плечи родителям и воспитателям детских садов. Дошкольный возраст, это самый лучший период для воспитания в детях развитой эстетической личности, а также умения видеть и ценить красоту окружающего мира.

Эстетические способности человека определяются целым рядом его особенностей и навыков.

  • Способность придумывать максимальное количество нестандартных идей за короткое время;
  • Умение применять знания, полученные в результате выполнения одних задач, при решении других;
  • Умение воспринимать окружающую реальность целиком;
  • Способность памяти воспроизводить необходимую информацию в нужный момент;
  • Тяга к экспериментам.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать заключение, что для формирования творческих способностей в первую очередь необходимо развивать у ребенка воображение, креативное мышление и художественный потенциал.

Методы и средства для быстрого и максимального раскрытия творческих возможностей, заключают в себе определенные условия и программы, следуя которым дети и родители смогут легко достигнуть положительных результатов.

  • Физические занятия с малышом играют важную роль в его развитии, и начинать их необходимо с первых месяцев его жизни.
  • Окружайте ребенка игрушками, немного опережающими его потребности. Их конструктивные особенности будут подталкивать кроху к быстрому становлению креативного мышления и воображения.
  • Предоставьте чаду свободу в выборе видов деятельности. Не навязывайте ему свое мнение, пусть он сам определится какое занятие приходится ему по душе.
  • Во время выполнения обучающей программы оказывайте сыну или дочке посильную, но не чрезмерную помощь, и не подсказывайте им в тех случаях, когда они в состоянии сами додуматься до верного решения.

В семье и детском образовательном учреждении должна сохраняться теплая и дружеская атмосфера. Родители и педагоги должны всячески побуждать детей к занятиям творчеством, поощрять их за это и утешать в случае неудач.

Особенности интеллектуального развития

Умственное развитие дошкольника можно условно разделить на несколько этапов, соответствующих возрасту ребенка. Главный период в формировании интеллекта у крохи начинается в первые месяцы его жизни, и обусловлен изучением окружающего мира и получением новых эмоций и знаний. Уже в это время у чада закладываются зачатки аналитического мышления и накапливается первый приобретенный опыт. Чем больше опыта наберется кроха в начале своего жизненного пути, тем активнее будет его эстетическое развитие и воспитание.

умный ребенок

Следующий этап интеллектуального становления выпадает на более осознанный возраст ребенка. Двухгодовалый малыш с интересом наблюдает за происходящим вокруг себя и с удовольствием применяет приобретенный ранее опыт, для достижения новых целей. В этот период кроха много экспериментирует, он активен и любознателен, а задача и роль родителей всеми возможными средствами поощрять его стремления и особенности.

Третий период развития умственных способностей проходит в непростых условиях первого возрастного кризиса 3-х лет. На данном этапе развитие ребенка идет семимильными шагами, он познает окружающий мир, учится сопоставлять увиденное и услышанное с накопленными ранее знаниями, и даже способен делать свои первые самостоятельные выводы. Он очень любознателен и постоянно задает взрослым различные вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Первостепенная миссия родителей и педагогов удовлетворять и вознаграждать всяческие проявления детской любознательности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен четвертый период, который отличается не только формированием интеллекта у ребенка, но и развитием его коммуникативных особенностей.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

Роль игр и занятий в формировании интеллектуальных и творческих способностей

В настоящее время в сфере дошкольного образования существует большое количество методик и программ, направленных на эстетическое воспитание детей. Но одной из важных составляющих художественного и интеллектуального воспитания является игра. Начиная занятия с малышом достаточно повторять два-три упражнения, тогда кроха не запутается в правилах, а ваши уроки дадут быстрый положительный результат.

  • Назовите любой предмет и предложите вашему чаду придумать к этому слову хорошие и плохие ассоциации. Например, «зима», хорошие ассоциации – снег, Новый Год, санки, лыжи, плохие – скользко, можно упасть, холодно.
  • Завяжите крохе глаза и дайте ему в руки любой знакомый предмет, с помощью тактильных ощущений он должен догадаться, что держит и рассказать на память как выглядит этот предмет, и перечислить его особенности и характеристики.
  • Даже совсем небольшим деткам будут весьма интересны занятия лепкой. Купите специальные наборы «Теста для лепки» включающие всевозможные формочки, стеки и доски. Разрешите малышу фантазировать и творить, немного помогая ему в этом.
  • Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры и предложите ему проявить фантазию и превратить их во что-то совершенно новое, дорисовав и раскрасив на свое усмотрение.
  • Во время прогулки предложите сыну или дочке поиграть, придумывая противоположности к загаданным вами словам. Например, «сладкий» — «кислый», «сухой» — «мокрый».

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста

Заинтересуйте ребенка различными игровыми программами с использование дидактического материала: карточек, лото, детского домино, мозаики.

  • Покажите дитю картинку с изображением нескольких различных предметов, один из которых повторяется два раза. Задача ребенка отыскать два одинаковых.
  • Предложите ему карточку, на которой изображено нескольких предметов, 4-5 из которых одинаковые, а один существенно отличается. Предложите найти его.
  • Изобразите на картинке дом без окон или дверей, велосипед без колес, или дерево без листьев, предложите чаду найти недостающие детали и дорисовать их самостоятельно.
  • Разложите на столе несколько предметов и предложите малышу запомнить их расположение, затем он отворачивается, а вы, тем временем, либо убираете одну из них, либо добавляете, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, он должен догадаться какие изменения произошли на столе.

Воспитывая ребенка необходимо уделять внимание не только физическому или умственному развитию, но и воспитывать в нем разностороннюю личность, и пускай из него не выйдет великого художника или музыканта, со временем он превратится в гармонично развитого человека, способного найти творческий подход к любой жизненной ситуации.

rebenokrazvit.ru


Смотрите также