Игры и упражнения на узнавание различение и называние предметов по величине


Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и название цветов

zaeto.ru

страница 1

Приложение № 1

  1. Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и название цветов.
  1. «Какого цвета предмет?»
Реквизит: цветные кружки. Каждый ученик имеет набор цветных кружочков. Учитель называет предмет, овощи, фрукты. Дети должны поднять кружочек того цвета, какой цвет имеет предмет. Например: огурец - дети должны поднять зеленый цвет.
  1. «Определи цвет»
Реквизит: цветные кружочки. Учитель читает стихотворение, выделяя голосом, название цвета, а дети поднимают нужный кружочек. Например:

Красный цвет

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры – красные ребятки.

А. Венгер

Если красный помидор,

То поспел он ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно.

Е. Измайлов

Желтый цвет
Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветке висят,

Желтые листья с деревьев летят.

А. Венгер

Желтый лимон на цыпленка похож,

Только вот ног у него не найдешь.

Желтый цыпленок похож на лимон,

Только растет не на дереве он.

Е. Измайлов

Зеленый цвет
У нас растет зеленый лук,

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг,

А домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет зеленый гном,

В зеленых брюках новых,

Из листиков зеленых.

А. Венгер

В синем море островок

Путь до острова долек.

А на нем растет цветок,

Синий-синий василек.

А. Венгер

Синий цвет
В синем море звезды блещут;

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет

Бочка по морю плывет.

А.С. Пушкин

Оранжевый цвет
Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится

На лисий хвост похожа

Оранжевая тоже.

А. Венгер

Что за мяч оранжевый,

Весело наряженный?

Мячик не резиновый

Мячик апельсиновый.

Е. Измайлов

Учитель может задать дополнительный вопрос: «Какого цвета туча и бочка? Какого цвета волны? Какого цвета морковь?
  1. «Любимая поговорка»
Дети очень любят поговорку, которая легко запоминается и может быть подсказкой расположения цветов в цветовом круге.

Над землею, над водою

Встала радуга дугою.

Семь цветов ты любишь в ней

Как запомнить их верней?

Не забудешь семь цветов

Зная семь волшебных слов.

О. А. Куревина.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!

Первая буква каждого слова обозначает первую букву в названии цвета.

  1. Игры на смешение цветов
1. Учитель читает стихотворение, которое дает детям подсказку какие цвета надо смешать, что бы получился, например, оранжевый цвет.
Если красный цвет добавить

В круг, что желтый был у нас,

А потом его оставить

Высохнуть хотя бы час,

То засветит над домами

Солнце с теплыми лучами.

О.А. Куревина

Голубеют небеса

Сквозь седые облака,

На каштане светят свечи,

Им не нужен только вечер

Для того чтобы гореть,-

Солнце их должно зажечь.

О.А. Куревина

Вопрос: Как получить сизый цвет? Какого цвета каштаны?

(Ответ: розового)

Как получить розовый цвет?

Тише, тише не шумите

И Анюту не будите.

Снится ей волшебный пруд.

А вокруг цветы растут.

Над прудом туман,

Превращает все в обман.

Синий с красным разведите

Цвет тумана получите.

Вопрос: Какой цвет получится при смешении красного и синего цвета?

(Ответ: фиолетовый)

2. Каждый ученик имеет набор цветных карточек. Учитель показывает карточку смешанного цвета и задает вопрос: «Какие цвета надо смешать, что бы получить розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый?». Дети поднимают две карточки нужного цвета.
  1. Игра на определение основных,\
теплых, холодных и дополнительных цветов.
  1. «Цветные карточки»
Реквизит: набор цветных кружочков.Каждый ученик имеет набор цветных кружочков.

Учитель задает вопрос: «Покажите три основных цвета?» (Дети поднимают карточку красного, желтого и синего цвета).

Вопрос: «Покажите теплые цвета?». (Дети поднимают карточки нужного цвета).

Вопрос: «Покажите холодные цвета?». (Дети поднимают карточки нужного цвета).

Вопрос: «Покажите дополнительные цвета?». (Дети поднимают карточки нужного цвета).

страница 1

     

скачать файл

Конспект урока «Различение предметов по форме, величине и размерам» 1 класс

1. ОРГ. MOMЕНТ

1. Проговаривание стихотворения:

Если прозвенел звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, за работу мы возьмёмся

2. Артикуляционная гимнастика

Выполнение упражнений

- «Улыбка»: Тянем губы прямо к ушкам,

Чтоб понравиться лягушкам

- «Трубочка»: Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну

- «Лопатка»: Язычок широкий, гладкий,

И похожий на лопатку.

- «Часики»:

Язычок старается, как маятник качается,

Вправо, влево, вот так, тик-так, тик-так.

3. Упражнение для пальцев рук: «Мячики», «Замочек», «Шарик», «Прогулка», «Пальчики здороваются», «Потирание ладоней»

II. Основная часть

  1. Постановка проблемной ситуации

Мальвина попросила Буратино прийти к ней в гости с треугольным синим флажком. Как вы думаете, выполнил ли он задание Мальвины? Почему? Давайте ему поможем.

  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня будем учиться различать цвет, форму и размер предметов.

  1. Повторение и уточнение названий цветов

Чтение учителем стихотворения, отыскивание уч-ся на парте предметов такого же цвета.

Загорелся красный свет,

Значит всем проезда нет

-Нужно подождать немножко,

Говорит котенку кошка

Вот оранжевый, красивый

Цвет подарит апельсинам,

Мандаринам и хурме

Что еще?.. Расскажешь мне?

Отчего красиво тут?

Одуванчики цветут –

Как желтые цыплятки

У курочки хохлатки

Вот зеленая лягушка

На кувшинке греет брюшко,

Зеленеет в речке ряска,

Ну, не жизнь, а просто сказка!

Море синее без края,

В нём живёт дельфинов стая

Тёмно-синий небосвод -

Звёзды водят хоровод

Коричневая шуба, коричневые уши

Не боится мишка стужи

Любит кушать сладкий мед

Мишка мед у пчел берет

Под стройною березою

Спит поросенок розовый

Он отдохнет, проснется

И солнцу улыбнется.

Ходит бродит серый волк

И зубами щелк да щелк

Гнался волк за серым зайкой

Зуб поранил острой палкой

  1. Коррекционная игра «Четвёртый лишний»

Детям предлагается подумать и назвать предмет, который не подходит к другим по цвету

  1. Коррекционная игра «Воздушные шары»

К каждому шарику надо подобрать ниточку такого же цвета.

  1. Коррекционная игра «Подарки для куклы»

Один уч-ся подбирает подарки зелёного цвета, а второй – розового. Какие предметы остались? Почему?

  1. Работа над понятиями «большой», «маленький» с использованием иллюстративного материала.

  2. Коррекционная игра «Пирамидка»

Задание: собери пирамидку

Цель: Закрепление умения определять и сравнивать величину и цвет предметов.

  1. Физминутка для глаз

Задание: следить глазами за фигурами на экране

  1. Отгадывание загадок по цветовому признаку

Он нам дарит сок томатный,

Вкусный, нежный, ароматный.

Любит солнышко синьор -

Красный спелый ... (помидор)

В Новый год красавица

Всем ребятам нравится.

Шарики, звезда, иголки

У зеленой стройной …(ёлки)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я - старательная ... (белка)

  1. Уточнение названий основных фигур

Чтение учителем стихотворения, называние фигур хором

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде

Треугольное седло.

Есть такой предмет, угольник,

И всё это – треугольник.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил –квадрат.

И стол – квадрат, и стул – квадрат.

И на стене плакат – квадрат.

Квадрат – четыре стороны,

Все стороны его равны.

Это круг, и это круг,

Много есть кругов вокруг.

Солнце круглое и мяч,

Круглый обруч и калач.

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат пришёл и мне сказал:

Ты столько раз его видал!

В ванной зеркало – овал,

Овал и блюдо, и яйцо.

У меня овальное лицо!

Что сейчас увидим мы?Все углы мои прямы,Есть четыре стороны,Но не все они равны.Я четырехугольникКакой? ...(прямоугольник).

  1. Коррекционная игра «Подбери по форме»

Уч-ся надо закрыть фигуры картинками такой же формы.

  1. Коррекционная игра «Назови только те геометрические фигуры, которые есть в путанице»

  1. Коррекционная игра «Назови всё, что не круглое»

  1. Коррекционная игра «Расставь фигуры по местам»

Цель: закрепление умения подбирать фигуры по цвету и форме.

  1. Упражнения в раскрашивании предметов на интерактивной доске

Уч-ся надо:

- выбрать цвет, подходящий для раскрашивания предмета

- определить, на какую фигуру похож предмет

- определить 1 звук в названии предмета и написать соответствующую букву

III. ИТОГ

Правильно ли теперь выполнил задание наш друг Буратино? Он говорит вам спасибо за то, что вы научили его различать цвета и фигуры. Понравился ли вам урок? Какая игра была самая интересная? Устная комментированная оценка работы детей.

Эмоциональный настрой уч-ся на успешное занятие

Спец. кор. упр-я, направленные на развитие и коррек­цию работы органов артикуляции

Спец. кор. упр-я для развития мелкой моторики пальцев рук, элементы суджоктерапии.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнава­нии, введение слов, обозначающих цвет предмета в активный словарь.

Спец. кор. прием для коррекции зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, обобщения)

Спец. кор. прием для коррекции восприятия цвета

Спец. кор. прием, тре­бующий переноса способа обработки информации

Спец. кор. прием для коррекции целостного и зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, синтеза).

Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Спец. кор. упражнение с опорой на слуховой анализатор, коррекция памяти, мышления.

Спец. кор. упр-е с опорой на слуховой и зрительный анализатор. Обогащение словаря.

Спец. кор. приём для коррекции восприятия формы

Спец. кор. прием для коррекции целостного и зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, синтеза).

Спец. кор. прием для коррекции восприятия формы, мышления (на основе операций исключения, обобщения).

Упр-е с опорой на 2 анализатора (зри-тельный, тактильный). Коррекция воспри-ятия, внимания, мышления. Дифферен-цированный подход

Спец. кор. прием, тре­бующий переноса способа обработки информации

Межпредметная связь.

Работа уч-ся поощряет­ся, стимулируется активная работа на уроке.

doc4web.ru

Узнавание и различение предметов - стр.10

Узнавание и различение предметов

Развитие целостного восприятия предмета начинается с узна-вания. Умственно отсталые дети не всегда могут узнать предмет вновой ситуации, выделить его из общего фона. Они испытываюттрудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этотпредмет изображен в необычном ракурсе или в несколько изме-ненной форме. А так как ознакомление с окружающим, обучениеречи, счету ведутся с помощью картинок, то у детей могут сформи-роваться неправильные представления, недостаточно точно отнесен-ные к слову. Вот почему играм на узнавание предметов уделяетсябольшое внимание.

Найди свою игрушку

Цель. Учить узнавать знакомые предметы среди других, раз-вивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.Оборудование. Игрушки по числу детей.Ход игры. Педагог раздает каждому по одной игрушке и пред-

лагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру,помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясатьс мишкой, покатать мяч, разобрать и собрать матрешку и т.п.).Затем просит детей принести игрушку к нему на стол, собираетих, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15—20и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратнои сможет поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети поодному подходят к столу и берут игрушки. Когда останется толькодве игрушки, педагог незаметно подкладывает еще две, чтобы удетей был выбор. При необходимости помогает им вспомнить,какие игрушки у них были («С чем ты играл?», «Что ты катал?»,«Кого ты качала?» и т. п.). Результаты каждого выбора закрепля-ются в слове: «Верно, ты играл с мишкой и нашел своего мишку».Получив свои игрушки, дети играют с ними.

Найди свое место

Цель. Та же.

Оборудование. Игрушки по числу детей.

Ход игры. Дети с игрушками садятся на стулья, поставленныев ряд. По сигналу педагога они разбегаются по комнате, оставивигрушки на стуле и так же по сигналу бегут на свои места, ори-ентируясь на игрушки. Игра повторяется 2—3 раза. По мере осво-ения игры задание усложняется: пока дети бегают, педагог меняетместами игрушки на стульях.

Игрушки идут на праздник

Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по об-разцу, активизировать внимание.

Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки,две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары,отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки ит.п.).

Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает насвоем столе, другой на таком же столе, находящемся на некоторомрасстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на празд-ник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой жемишка, кукле — кукла, зайке — зайка. Помогите им, ребята». Детипо очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке инаходят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами другза другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигаютигрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каж-дый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна детиразбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игруш-ками по комнате.

Что на картинке

Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание.Оборудование. Наборы предметов и парных к ним изобра-жений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др.).

Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы(на 2—3 предмета больше, чем количество участников), вызываетребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее невидели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисованона этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенкадать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выби-рает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех,что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показываеткартинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора.Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает емуисправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Выугадали — на картинке нарисована машина, и Таня принесла ма-шину».

Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшемиз 6—8.

Лото (узнавание предметов по картинке)

Цель. Учить выбирать парные предметы по образцу, развиватьвнимание, интерес к узнаванию и различению предметов, изоб-раженных на картинке.

Оборудование. Карты лото с изображением трех знакомыхдетям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же пред-метов.

Ход игры. Педагог раздает детям карточки лото, а сам под-нимает одну из маленьких карточек и спрашивает: «У кого такаякартинка?» После того как выбор сделан, ребенок получает кар-точку, а педагог называет предмет: «У Вовы ложка, правильно».

При повторных проведениях игры каждому ребенку дают не 1,а по 2—3 карты лото (6—9 картинок).

Запомни и найди

Цель. Продолжать узнавать одинаковые изображения, запоми-нать их и соотносить мысленно в представлении, закреплять зна-ние названий предметов.

Оборудование. То же, чистые листы бумаги или картона.

Ход игры. Принцип организации аналогичен ранее приведен-ным играм. Только педагог, показав маленькую карточку, говорит:«У кого такая?»

Запомни и назови

Цель. Учить соотносить название предмета с его изображе-нием, вспоминать предмет по слову-названию.

Оборудование. То же.

Ход игры. Принцип организации и методика проведения игрыаналогичны играм, предложенным ранее.

Что изменилось

Цель. Учить запоминать предметы и их изображения, распо-ложение предметов и картинок в пространстве, развивать внимание,

воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.

Оборудование. Предметы, игрушки, картинки, экран (сал-фетка), наборное полотно.

Ход игры. 1-й вариант. На столе педагога стоят четырепредмета (например, тарелка, чашка, матрешка, машина). Педагогпросит детей внимательно рассмотреть предметы, закрывает ихсалфеткой или загораживает экраном, отсчитывает до 15, незаметнозабирает, прячет один из предметов, снимает салфетку (экран) испрашивает: «Чего не стало?» При повторном проведении игры ко-личество предметов увеличивается.

2-й вариант. Та же игра проводится с картинками, которыевставляются в наборное полотно и закрываются экраном.

3-й вариант. Игра проводится так же, как и в 1-м варианте,но педагог не прячет игрушки, а меняет их местами. Сняв экран,спрашивает: «Что изменилось?»

4-й вариант. Проводится так же с картинками.

Целостное восприятие предметаи осознание отдельных частей в этом предмете

Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раз-дела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешнийвид предмета может меняться в зависимости от того, с какогоположения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу илисверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужнотакже дать понять, что целый предмет может состоять из отдельныхчастей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но исвою форму, величину, свое определенное место в целом, неиз-менное пространственное расположение. Все это, естественно, вы-'зывает большие трудности у умственно отсталого ребенка.

Поставь правильно

Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разномувыглядеть спереди, сзади, сбоку; продолжать развивать внимание;уточнять представление о предмете.

Оборудование. Объемные предметы, имеющие резко раз-личный вид спереди и сзади или спереди и сбоку (например, такие:дом, у которого спереди дверь, окна и крыльцо, а сзади глухаястена; кукла, слон, шкаф из набора кукольной мебели, автобус,обезьянка, матрешка и др.), бумага, фломастер.

Ход игры. Игра проводится индивидуально или с двумя детьми.Педагог берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком вразных положениях — сначала спереди, потом сзади. Например,рассматривая матрешку спереди, обращает внимание на то, чтовидно лицо, на лице глаза, нос, рот, видны руки и фартук; по-том рассматривает матрешку сзади и отмечает, что лица не видно,На голове платок, фартука тоже не видно, а видны завязки. ЗатемПедагог просит ребенка отвернуться и закрыть глаза, кладетНа стол изображение матрешки или в присутствии ребенка рисует

95

контур матрешки. Ребенок должен обязательно сидеть рядом спедагогом, чтобы рисунок воспринимался с одной точки. Послеэтого ребенок берет матрешку, а педагог предлагает ему поста-вить ее так, как она нарисована. Педагог трижды меняет рисунки,на которых матрешка нарисована в разных ракурсах (спереди исзади), но порядок чередования должен быть различным, чтобыребенок при рассматривании рисунка соотносил его с положениемпредмета.

По этому же принципу проводится игра и с другими предме-тами. По мере освоения игра проводится двумя детьми: один выкла-дывает рисунки, а другой меняет положение предмета. Это побуж-дает детей к самостоятельной оценке результата.

Найди свою половинку

Цель. Та же.

Оборудование. Картинки-половинки, изображающие пред-меты с разных сторон — спереди и сзади (кукла спереди и.та жекукла со спины; мишка спереди и со спины; клоун спереди и соспины; дом спереди и сзади; портфель школьный спереди и сзади;шкаф спереди и сзади; матрешка спереди и сзади; телевизор спередии сзади и др.), целлофановые мешочки, бубен.

s Ход игры (проводится подгруппами из 6 детей). Играющиесидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на боль-шой поднос мешочки с картинками и предлагает каждому взятьпо одному мешочку. По сигналу бубна дети разбегаются покомнате. С окончанием звучания останавливаются, педагог пред-лагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару,чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их.Затем парами садятся на стулья, складывая картинки так,чтобы получилось единое двустороннее изображение.

Чего не хватает

Цель. Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается; уточнять представление о предме-тах, о соотношении частей.

Оборудование. Сборно-разборные игрушки (игрушки, укоторых можно снимать отдельные детали), картинки с изобра-жением предметов, у которых отсутствуют существенные или ха-рактерные детали.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог ставит на стол сборно-разборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемойчасти (например, дом без крыши или машину без колес) и проситсказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спра-шивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруд-нений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеютсяи другие детали. Педагог предлагает кому-либо найти в коробке то,чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает иг-рушку.

2-й вариант. Педагог размещает на доске крупное апплика-

тивное изображение какого-либо предмета, просит внимательнорассмотреть, чего не хватает в изображении, что еще надо наклеить.По мере того как дети называют недостающие части, педагог ихнаклеивает. Когда работа завершена, нужно рассмотреть ее с деть-ми, раскрывая целое и анализируя детали, составляющие этоцелое.

3-й вариант. Педагог раздает детям предметные картинкипо одной на каждого и просит рассмотреть, чего в них не хватает.Затем дети поочередно встают, показывают свои картинки и рас-сказывают, каких деталей не хватает в предметах, изображен-ных на их картинках.

Что это такое

Цель. Активизировать представления о предметах , разви-вать внимание и воображение.

Оборудование. Элементы аппликации — многократноповторенные формы на отдельных листах бумаги, дополнитель-ные элементы, благодаря которым можно превратить основнойэлемент в часть того или иного предмета или осмыслить как целыйпредмет (см. вклейку).

Ход игры. Игра проводится индивидуально или подгруп-пами. В любом случае детям сначала дают образец действия. Надоске полоска бумаги, на которой на определенном расстояниидруг от друга расположены прямоугольники. Педагог берет за-ранее заготовленные прямоугольники меньшего размера и выкла-дывает или наклеивает на первом прямоугольнике окна и двери.Спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Дом». Педагог выклады-вает на втором прямоугольнике голубую полосу и двух рыбок —получает аквариум. Третий прямоугольник превращает в телевизор.К четвертому добавляет два небольших круга и полоску и полу-чает вагон. Затем выкладывается на доме вторая полоса, на ко-торой расположены круги, и уже ребенок (дети) вместе с педаго-гом превращает, например, один круг в мяч, другой — в воздуш-

4 Зак. 2373 А. А. Катаева

ный шар (добавляет полоску — веревочку), следующий — в ябло-ко (добавляет черенок с листочком) и т. п. Детям можно предло-жить и полукруг (зонтик, шляпа, гриб, лодочка с парусом и др.),овал (цыпленок, лимон, рыба и др.), треугольник (крыша дома,шляпа, елка и др.).

2-й вариант. Детям раздают листы бумаги, формы (двумрядом сидящим — разные формы) и ставят подносики с элемен-тами для составления изображения. В процессе работы педагог под-ходит к детям и в случае необходимости помогает им. По окон-чании каждый ребенок называет, какие он придумал и сделал кар-тинки.

3-й вариант. Детям раздают листы бумаги с нарисован-ными формами, карандаши или фломастеры и предлагают приду-мать и дорисовать картинки.

Лото-вкладки

Цель. Продолжать формировать целостный образ предмета,обратить внимание на пространственное расположение деталей ина их соотношение с другими частями целого.

Оборудование. Карты лото с изображениями (предмет-ными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы ивкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещаетсяконтурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы исоответствующие им вкладки могут быть разного размера и раз-ной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоуголь-ные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенныхдруг на друга и образующих необходимую объемность. На однихкартах могут быть вырезаны одна-две части предметов.

Ход игры. Вначале ребенок рассматривает целую карту,заполненную вкладками, по возможности называет изображенныепредметы и ситуацию или показывает те или иные предметы попросьбе педагога. Затем взрослый вынимает 2—3 вкладки, пере-мешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места.Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (пере-путает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальней-шем карты с простым сюжетным изображением заменяются болеесложными, с большим количеством вырезов.

Сделай игрушку

Цель. Та же.

Оборудование. Части предметов: плоскостные — картон-ные, обтянутые материей (поезд—несколько вагонов, колеса;лопата — основание и черенок; дом — два этажа, один с окнами идверью, другой только с окнами и крышей; автобус — корпус иколеса; машина — кузов, кабина и колеса; фигурки мишки, птички,разделенные на составные части). Все детали могут иметь разныеспособы соединения: шнурками, кнопками, пуговицами или крюч-ками.

Ход игры. Педагог предлагает детям сделать себе игрушки

и поиграть с ними. Например, один будет делать машину, а дру-гой — поезд и т. д. Каждому ребенку дает несколько элементовдля своей игрушки и оказывает помощь в соединении частей. Иг-рушки обыгрываются.

Собери целое

Цель. Продолжать уточнять представления о предметах;учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкуюмоторику.

Оборудование. Стандартные сборно-разборные игрушки.

Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2—3 де-тей). Дети сидят вокруг стола педагога, на котором разложенычасти сборно-разборной игрушки и ее изображение. Педагогпоказывает картинку, дети называют предмет, который будут скла-дывать, находят его основные части сначала на картинке, а потомсреди деталей и также называют их. С помощью педагога соеди-няют сначала основные, а затем второстепенные части. Готовуюигрушку обязательно обыгрывают (машину катают, прокатываютв ворота, ставят в гараж или перевозят на ней игрушки).

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ОРИЕНТИРОВКА В НЕМ

Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в пер-вую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу,справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предме-тов и их частей. Когда же мы говорим об ориентировке детей рпространстве, это значит, что ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в этом простран-стве. При этом пространство делится для него на ближнее и даль-нее. Естественно, ориентировка в ближнем пространстве у умствен-но отсталых детей формируется раньше и легче, чем ориентировкав дальнем пространстве.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориенти-ровка в пространстве листа бумаги. С этим связана подготовкак чтению и письму, и умение читать карту, и отражение объемногопространства на плоскости. Основа всех этих умений закладыва-ется в дошкольном возрасте.

Овладеть пространственными представлениями и ориентировкойв пространстве представляет трудности и для нормально развива-ющихся дошкольников. Что же касается умственно отсталых детей,то без специального коррекционного обучения нельзя говорить оформировании пространственных представлений.

Восприятие пространственных отношений междупредметами и их частями

В первую очередь ребенок начинает правильно различать от-ношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Го-ризонтальные положения воспринимаются в целом как положение

100

«рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляетсявосприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (поза-ди), «перед» (впереди). Уточнению восприятия пространственныхотношений способствуют действия с объектами, которые ребенокпроизводит по подражанию взрослому. При этом ребенок как быпрослеживает путь передвижения предмета в пространстве, чтооблегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов.После того как ребенок научится воспринимать и воспроиз-водить пространственное положение предметов по подражаниюдействиям взрослого, можно переходить к играм, в которых нужнодействовать по образцу, т. е. самостоятельно анализировать об-разец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зренияпространственных отношений предметов и их частей. Сначаланужно предлагать детям такие ситуации, с которыми они ужевстречались при подражании, затем схожие, а уже потом новые.При этом важно помнить, чтобы ребенку было интересно, так какпонимание пространственных взаимоотношений предметов и ихчастей для него должно стать не менее значимым, чем знаниеформы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести собственныйчувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это дости-гается тем, что все результаты действий детей в процессе дидак-тических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом исамого ребенка. Проверяются эти представления в процессе вы-полнения речевой инструкции, обозначающей пространственноерасположение предметов. Однако надо помнить, что "речевая ин-струкция дается только тогда, когда ребенок научился правильнодействовать по подражанию и образцу.

Петрушки (клоуны)

Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра-женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызыватьинтерес к пространственному положению предмета, делать егозначимым.

Оборудование. Кукольная мебель (стол, стул, шкаф), дваклоуна или петрушки, две мелкие игрушки.

Ход игры (проводится в виде кукольного театра, в которомучаствуют два клоуна Ловкий и Неловкий. Они прячут друг от другаигрушки и ищут их). На столе у воспитателя кукольная мебель.

Ловкий (ставит утенка на игрушечный стол, медленно фик-сируя движения, и обращается к клоуну). У меня есть утенок, вотсмотри! (Показывает утенка клоуну и детям.) Отвернись, я егоспрячу, а ты найдешь.

Неловкий (отворачивается). Хорошо, я его найду! (Пово-рачивается.) Сейчас найду! (Пытается заглянуть за шкаф, осмат-ривает стул и лезет под стол. Вылезает и обращается к детям.)Нет утенка! Где он?

Дети. На столе!

Неловкий (обращаясь к клоуну). Прячь еще раз. Теперь янайду. (Отворачивается.)

gigabaza.ru


Смотрите также