Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации. Игры и упражнения на развитие психических процессов


Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации.

ГБПОУ КК ЕПК

Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации.

Выполнила студентка

Группы Ш-31

Сарана Виктория

Г. Ейск, 2016 г.

Оглавление

I.Психические процессы

1.Память. Игры для развития памяти.

А) «Снежный ком»

Б) «Пексессо»

2.Внимание. Игры для развития внимания .

А) «Не пропусти хлопок»

Б) «Путаница»

3.Мышление. Игры для развития мышления.

А) «Картинки-загадки»

Б) «Сочини предложение»

4.Воображение. Игры для развития воображения.

А) «Изобретатель»

Б) «Три краски»

II.Адаптация

Упражнения для адаптации детей.

1. «Здравствуйте».

2.«Новый знакомый».

3. «Подарок». 4.«Необитаемый остров»

5.«Напёрсток»

I.Психические процессы

1.Память – высшая психическая функция. Это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Игры на развитие памяти:

А) «Снежный ком»

Цель: развитие памяти, внимания, мышления.

Играющие по очереди говорят названия предметов или животных (существительные). Когда первый игрок говорит, например слово «дом», второй должен сначала повторить это слово, потом назвать своё. Следующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает своё. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Тогда можно начать игру сначала.

Б) «Пексессо»

Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные — кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…...

2. Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степени его направленности на объект и сосредоточение на нём с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для осуществления определённого акта деятельности или общения.

Игры на развитие внимания:

А) «Не пропусти хлопок»

Все играющие дети садятся в кружок. Каждый игрок кладет свои руки на бедра своим соседям — слева и справа. Выбирают игрока, который начинает игру. Затем, по команде ведущего, первый игрок легко хлопает по бедру соседа, сидящего справа. Получивший хлопок игрок быстро хлопает по бедру первого, а затем хлопает своего соседа, сидящего справа. Следующий игрок «возвращает» хлопок тому, от кого его получил, и хлопает соседа справа и т. д. Получается как бы эстафета  хлопков. По мере развития игры темп ее возрастает. От детей требуют как можно быстрее «вернуть» хлопок и «передать» соседу справа. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется победитель.

Б) «Путаница»

Выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в комнате, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты, а остальные игроки начинают передвигаться относительно друг друга, но не отрывая рук (запутываться). Затем приглашают в комнату водящего. Он должен определить, в каком порядке стояли игроки изначально. Повторяют игру несколько раз, меняя водящего.

3.Мышление-способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Игры на развитие мышления:

А) «Картинки-загадки»

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Б) «Сочини предложение» Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

4.Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Игры на развитие воображения:

А) «Изобретатель»

Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

Б) «Три краски»

Ребёнку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему трудно это сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (с объяснениями).

II.Адаптация

Адапта́ция— процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.

Упражнения для адаптации детей:

1. «Здравствуйте».

Дети сидят в кругу, Ведущий выбирает двух игроков. Звучит музыка, игроки идут вдоль круга с закрытыми глазами и здороваются с ребятами. Затем выбираются 4 человека, и так далее, пока не проиграет вся группа. Обсуждение, какие они были, какие чувства испытали?

2. «Новый знакомый».

Ребята делятся на пары, закрыв глаза, не говоря ни слова, ребята знакомятся, затем борются и мирятся. Действия меняются соответственно музыке. В ходе упражнения происходит развитие аудиального восприятия.

3. «Подарок». Ведущий раздает ребятам по 2 листа бумаги, и просит на каждом листе написать только одно качество, которое он ценит в людях, и скатать эти листы в отдельные трубочки. Затем Ведущий собирает «трубочки» и складывает их в корзину, затем ребята по одному выходят и, выбрав одну «трубочку», прочитав, что в ней написано, «дарит» это качество тому в ком оно есть. Этот подарок подчеркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке.

4. «Необитаемый остров»

Ребята попадают на необитаемый остров. Их главная задача: выжить, сохранить человечество качества, оказать помощь раненым, спастись. В ходе игры ребята решают различные проблемы. Ведущий фиксирует ход игры. Выбор лидера, направленность работы. При необходимости Ведущий направляет работу группы.

5. «Напёрсток» Инструкция: В классе спрятан напёрсток, который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы, залезать под парты, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдёт напёрсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намёками. Он просто должен сесть на своё место и наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдёт напёрсток, в следующий раз прячет его.

infourok.ru

Занятие. Игры на развитие психических процессов

Занятие. Игры на развитие психических процессов.

Более 20-ти лет работаю в школе. Сейчас у меня в классе, где обучаются дети с задержкой психического развития: созревание организма, и развитие психических процессов (мышления, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит у них неравномерно и в замедленном темпе. Остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы и знание должного, нужного, а значит, и познания школьника. Слабо развитая производственная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет нам полноценно осуществлять рутинную и напряженную учебную деятельность - дети устают.

Все эти явления, по моим наблюдениям, не имеют стойкого характера и при индивидуальной помощи взрослого компенсируются. В процессе проведения коррекционной работы мною были решены многие педагогические задачи. Предлагаю некоторые упражнения и игры, которые помогают мне в этом.

Игры па развитие восприятия

1. «Выложи сам». Ребенку дается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить из них изображение.

2. «Магазин ковров». Сделать коврик для куклы. В середине большой квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 4 прямоугольника, справа 4 овала. Когда сделано несколько ковриков, можно играть в магазин и продавать их.

3. «Волшебная палитра». Предлагается нарисовать красками осенние листья, цветы на лугу, восход солнца и т.д.

Упражнения и игры ни внимание

1. Упражнение «Ладонь-кулак». Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.

2. Дается текст, где в каждом слове подчеркивается только первая, только вторая. только третья буква и т.д. (5 раз в неделю.)

3. Лабиринты, поиски различий.

4. Игра «Ищи безостановочно». В течение 5-20 сек найти вокруг как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.

5. Игра «Заметь все». Положить перед ребенком до 10 различных предметов, прикрыть. Приоткрыть их на 10 сек, снова закрыть и предложить перечислить. Приоткрыв снова на 10 сек, попросить перечислить, что за чем лежало. Поменять местам и два предмета, приоткрыть на 10 сек, попросить назвать два предмета, которые переложили.

6. Игра «Запомни порядок». Выстроить в ряд человек 6-7 в произвольном порядке. Водящий за 30 сек запоминает этот рядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.

Игры на развитие памяти

1. «Повтори за мной». Учитель простукивает определенный ритм карандашом по столу (фраза четкая и короткая). Один из детей повторяет фразу.

2. «Запомни движение». Учитель показывает детям движения из трех-четырех действий. Дети должны повторить их в том порядке, потом можно в обратном.

3. «Художник». Выбирается 2 ребенка, остальные смотрят. Один из выбранных детей - «художник», другой - «заказывает» ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматривает заказчика (2 мин), затем отворачивается и памяти описывает его внешность.

Игры па развитие воображения

1. «Волшебное яйцо». Детям раздается шаблон в виде яйца, они обводят его на бумаге и дорисовывают овал так, чтобы получился новый предмет.

2. «Узнай, кто я?» Нужно угадать предмет по устному описанию.

3. «Возьми и передай». Дети стоят в круг и передают друг другу воображаемые: предметы, называя их. Например, Аня передает Наташе «горячий утюг», та боится обжечься.

Игры на развитие мышления и речи

1. «Ну-ка, отгадай!» Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна его отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй группы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой группы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй группы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой группы отвечает: «Да». и т.д. После угадывания предмета группы меняются ролями.

2. «Определим игрушку». Дети при носят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями «он» или «она». Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка

1. «Баба Яга». Дети стоят лицом друг к другу. Учитель просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, учителя), когда они сердятся. (Дети разыгрывают сценки.) Как вас ругают взрослые? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята рассказывают и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, деретесь, боитесь? (Разыгрывается по две-три сценки.)

2. «Три характера». Дети слушают три пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка». Вместе с учителем дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Трое детей выбирают, кто какую, девочку будет изображать, а остальные должны по мимике определить кто из них кто.

infourok.ru

Игры и упражнения на развитие психических процессов

ГБПОУ КК «Ейский полипрофильный колледж»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕСОВ

Подготовила:Студентка ш-21 группыБегларишвили Вероника

Ейск 2017

Память

Диагностика

Методика «Определение типа памяти»

Цель: определение преобладающего типа памяти. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда.Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Игры и упражнения

Всё помню

Цель: развить у ребёнка память и внимание

Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.

Где стереть?

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка

На классной доске или на листе бумаги каждый ребенок должен нарисовать "рожицу". Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например, сначала левый глаз, затем подбородок, волосы...

Внимание

Диагностика «Запомни и расставь точки»

Цель: определение объёма внимания.Описание: ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9 ). Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.Инструкция: «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках. Фиксируемые параметры: t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек. Объём внимания оценивается по 10 – бальной системе:

Игры и упражнения

Найди отличия.

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. НА ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинайте искать»

Срисовывание по клеткам.

Цель: развитие концентрации внимания, объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.Оборудование: чистый лист бумаги в клетку, образец, остро отточенный карандаш.Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам. Будь внимателен.

Мышление

Диагностика

Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.1. Бежать Кричатьа)стоять; б)молчать; в) ползать; г) шуметь; д) звать.2. Паровоз Коньа)вагоны ;б) конюх; в) лошадь; г) овес; д) телега. 3. Нога Глаза)сапог; б) голова; в) очки; г) слезы; д) зрение; е) нос.4. Коровы Деревьяа) стадо; б) лес; в) овцы; г) охотник; д) стая; е) хищник5. Малина Математикаа) ягода; б) книга; в) стол; г) парта; д) тетради; е) мелПорядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 5правильных ответов, о хорошем 4 ответа, о достаточном - 3, о низком - менее чем 2.

Игры и упражнения

«Чёрный ящик»

Цель: развить мышление и воображение у ребенка.

Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

multiurok.ru

Картотека "Игры и упражнения на развитие психических процессов"

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕСОВ

Выполнила студентка Ш-21 группы

Александрова Анна

Преподаватель: Великановская Л.А.

2017 г.

Память

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Виды памяти:

1. Что запоминает (предметы, явления, мысли, движения, чувства)

  • двигательная

  • эмоциональная

  • словестно - логическая

  • обратная память

2. Как запоминает (случайно или непосредствено)

3. Как долго помнит

1.Диагностика "Простые слова"

Цель: определить и закрепить динамику процесса запоминания.

Предлагается ряд из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения. После каждого повторения определяется количество слов ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести.

Для запоминания предлагается на выбор один из следующих наборов слов:

1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свечa, стол.

2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.

3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.

4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.

Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх, то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются, то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

2. Игра "Рисование по памяти"

Цель: развивать кратковременную память.

Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка .

3.Упражнение "Осознание визуального материала"

Цель: развивать зрительную память.

Для этого  упражнения  потребуются листок бумаги, карандаши  и  секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по  памяти  предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Внимание

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте.

Виды внимания:

1. Непроизвольное

  • яркое

  • интересное

  • неожиданное

  • новое

2. Произвольное

  • важное

  • интерес к результату

  • правильные вопросы

  • словестный отчёт

  • определённая деятельность

1. Диагностика "Корректурная проба" (буквенный вариант)

Цель: диагностировать развитие внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.

2. Игра  "Самый внимательный"

Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

3. Упражнение "Найди различия"

Цель: развивать внимание ребёнка..

Найти 7 различий за 10 минут.

Ощущение

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Виды ощущений:

  • обонятельные

  • осязательные

  • слуховые

  • вкусовые

  • зрительные

1. Диагностика "Карандаши"

Цель: диагностировать точность ощущений.

Завяжите ребенку глаза и возьмите в руки два карандаша. Прикасайтесь к различным частям его тела: губам, рукам, ногам, ушам, спине, ступням и другим то одним, то сразу двумя карандашами, прося его угадать, сколько же их он ощущает на теле. В некоторых местах где два, он будет чувствовать только один, и тогда вы потихоньку разводите их в стороны, пока малыш не поймет, что их точно два.

2. Игра "Дорожки"

Цель: развитие осязательных ощущений.

Ход игры : перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила:ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

3. Упражнение "Что за овощ?"

Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.

Для игры понадобятся: различные овощи.

Описание: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.

multiurok.ru

Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации

ГБОУ СПО ЕПК КК

Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации

Подготовила: Ступак Екатерина

Ш-31 группа

Преподаватель: Великановская Л.А.

2016

Содержание:

  1. Психические процессы

1.Память:

А) "Повтори за мной"

Б) " Мы ходили в зоопарк"

2.Внимание:

А) Упражнение "Наблюдательность"

Б) "Обезьянки танцуют"

3.Мышление:

А) "Слова-невидимки"

Б) "Зачеркни лишнее"

4.Воображение:

А) "Творческая ошибка"

Б) "Ты рисуешь – ты и угадывай! "

5.Речь:

А) "Назови ласково"

Б) Картинки-загадки

  1. Адаптация

  • "Тише едешь - дальше будешь"

  • "Быстро по местам! "

  • "Испорченный телефон"

  • " Найди пару "

  • "Животные на спину"

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

"Повтори за мной"

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определённый ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и чёткой. Один из детей повторяет ритм.

Затем ведущий спрашивает детей "Верно ли…?"

Если кто-то считает, что неверно, он предлагает свою версию.

"Мы ходили в зоопарк"

◈ Эту игру можно проводить с группой детей.

Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий

упомянутых ранее зверей.

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.

Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Упражнение "Наблюдательность"

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

"Обезьянки танцуют"

Предложите ребенку или группе детей копировать все ваши движения так же, как это делают обезьянки. И показывайте разные движения: поднимайте руки, хлопайте, приседайте и так далее. Движения чередуйте и постепенно скорость смены движений увеличивайте. Ребёнок должен успевать повторять все движения за Вами.

Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли.

Мышление:

  1. без-образное

  2. визуальное

  3. дискурсивное

  4. комплексное

  5. наглядно-действенное

  6. наглядно-образное

  7. технократическое

  8. теоретическое

  9. продуктивное

  10. практическое

  11. образное

"Слова-невидимки"

Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.

Например, было слово «книга», стало — «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.

Восстанови правильный порядок букв в словах.

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

"Зачеркни лишнее"

Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4—5 слов или чисел.

Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

"Творческая ошибка"

У каждого ребенка есть слова, которые он в детстве (особенно раннем) произносил неправильно, иногда он их помнит, так как родители часто их вспоминают, как забавные. Предложить детям вспомнить их и подумать, что они могли означать в таком произношении?

Пример:

«каклетка» - прыгающая котлетка, «лесапед» - велосипед, состоящий из веток; велосипед, который ездит только по лесу или только по деревьям.

"Ты рисуешь – ты и угадывай! "

Количество игроков: кратное двум

Дополнительно: листы бумаги, карандаши или фломастеры, повязка на глаза

Игроки разбиваются на команды. 1 команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться.

Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Виды речи

Устная речь отличается от письменной речи. Внутренняя речь имеет другой характер, нежели речь внешняя. Речь может быть бодрящей, энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей, наполненной смыслом или эмоциями, яркой и увлекательной - или сдержанной и достойной. Речь может быть разного качества - лучше, когда речь чистая, понятная и логичная.

"Назови ласково"

Количество игроков: любое

Ведущий указывает на игрока и называет предмет, а игрок должен назвать этот предмет ласково. За каждое неправильно сказанное слово игрок отдает фант или сам становится ведущим.

Картинки-загадки

Количество игроков: любое

Дополнительно: предметные картинки

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Адаптация — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.

"Тише едешь - дальше будешь"

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

"Быстро по местам! "

Дети встают в круг (колонну, шеренгу и т.п.). По сигналу водящего : "На прогулку" - все расходятся в разные стороны. По синалу: "По местам!" - все должны вернуться на свои места. Играют 3-4 раза. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Исходные положения могут быть самые разные.

"Испорченный телефон"

Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон».

Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу

"Животные на спину"

Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают «да» или «нет» (например, "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

" Найди пару "

Ребята становятся в круг, по очереди называют свои имена. По сигналу учителя «ПАРА», ребята должны быстро найти пару:

- по имени

- по увлечениям

- любимый цвет

- и.т.д

infourok.ru

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления

Следует отметить, что большинство шестилетних и особенно пятилетних детей с ЗПР не знают

названия цифр. Механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных до 10, не умея

ориентироваться в числовом ряду. В этом они тоже уступают своим сверстникам.

Один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ЗПР – вычислительные

навыки. Большинство детей не умеют считать самостоятельно и не владеют способами предметно –

практической деятельности. Считают с использованием наглядного материала (пальцы, палочки и т.п.) и то с

помощью взрослого.

Чаще чем в норме у них встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических

фигур.

На обучении математике не могут сказаться такие особенности этих детей, как сниженная

познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а

также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, абстрагирования). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что

дети не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном

ракурсе, в перевернутом положении и др.

Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии

запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им

овладеть приемами запоминания. Склонны они и просто механически заучивать материал без его понимания

и рационального применения на практике.

Таким образом, все эти особенности дошкольников, имеющих некоторое отставание в развитии,

вместе с недостаточностью их первоначальных математических знаний и представлений создают

повышенные трудности в овладении ими математикой.

Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение

пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению данного

учебного предмета.

Математическая подготовка детей имеет практическую важность, поскольку человеку в обыденной

жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями. Формирование представлений и

понятий о величине и форме является пропедевтическим периодом и формировании дочисловых

количественных представлений и создание предпосылок для развития представлений о числе и счете.

Поясним этот момент.

Проводимая работа по усвоению понятий о величине и форме помогает детям научиться уверенно

выделять и называть свойства предметов. Например, понятия «длинный» , «короткий» и группировка их по

признакам помогает детям понимать, что некоторые предметы могут быть более длинными или менее

длинными, то существуют длинные и короткие пути, длинные и короткие промежутки времени и т.д.

Сравнивая предметы друг с другом, дети учатся выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой

ряд, построенный по какому – либо определенному признаку (например, длины, ширины, величины, толщины)

и по определенному правилу (например, от длинного к короткому, от большому к маленькому), называют

сериацией по признаку качества. Сериация является одной из предпосылок для формирования понятия о

числе, а именно для образования понятия о порядковом числительном, о числе и счете. В дальнейшем на

уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 больше чем2; 2 больше чем 1, и наоборот.

Основная форма работы по формированию понятий и представлений о величине и форме - обучение

детей на занятиях. Они должны строится с учетом как общедидактических, так и методических,

коррекционных принципов: частая смена видов деятельности, большое количество повторений на

разнообразном материале, перенос усвоенных знаний в новые условия, игровой характер обучения,

организация предметно – практической деятельности каждого ребенка.

Поскольку дошкольники с ЗПР отстают от своих сверстников по уровню развития элементарных

математических знаний и умений, необходим пропедевтический период. Его основная задача – восполнение

пробелов в математическом развитии детей, накопление опыта действий с предметами. Действуя с

uchitelya.com


Смотрите также