Методическая разработка по дифференциации звонких и глухих согласных. Игры и упражнения на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков


Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 91»

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Выполнила воспитатель высш.кв.категории Никитина М.М.

г.Нижнекамск, 2014 Глухой – звонкий» Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных. Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой. Ход игры. Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой— синий, если звонкий — синий с красной окантовкой.

«Наоборот» Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, Ход игры. I вариант. Педагог называет звонкий согласный - ребенок называет парный глухой, и наоборот 2 вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором — парные глухие(каждый ребенок по одному звуку). Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости звонкости. В этом случае ребенок за правильный ответ получает 2 очка вместо одного. За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

«Игра с мячом». Цель: дифференциация звонких и глухих согласных. Оборудование. Мяч. Ход игры. I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю. 2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мячв зрослому. Игра оценивается по количеству правильных ответом в каждом ряду. Комментарий для упедагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

«Тима и Дим». Цель: дифференциация звонких и глухих согласных. Ход игры. Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима. Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...» Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется. Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются. Комментарий для педагога. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Беня — Феня, Клаша- Глаша.

«Чья команда победит?» Цель: дифференциация звонких и глухих согласных. Ход игры. Педагог вызывает шесть детей и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое—со звонкой, например: «Заря» — «Смена», «Динамо» — «Торпедо», «Буревестник» — «Пахтакор» и т. д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Взрослый объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена»—с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не сможет подобрать слово. За каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.

«Кто вернее и быстрее?» Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки. Ход игры. Дети делятся на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Дети каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из моей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их по звонкости (глухости).

«Лото» Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки. Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

«Домино» Цель: развитие умения выделять первый согласный и слове и определять его по глухости (звонкости). Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кукла —флаг, флаг — гуси, гуси —дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова —бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно. Ход игры. Ведущий берет пластинку домино «ваза— кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Дети ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь дети ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

«Магазин – игрушек» Цель: развитие умения выделять первый согласный звук в слове и определять его но глухости (звонкости). Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры. Ведущий раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной». Ребенок берет купленную игрушку на парту, чтобы позже поиграть. Ведущий следит за тем, чтобы все дети правильно и отчетливо проговаривали слова.

«Найди картинке ее домик» Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом —синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным. Ход игры. Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам. Комментарий для педагога: Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом занятии по этой теме.

«Загадки» Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости – глухости. Ход игры. Ведущий загадывает загадку, а дети отгадывают ее, выделяя первый согласный в слове-отгадке и характеризуя ее по глухости-звонкости. Примерный материал:

Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (Бочка.)

Кто по елкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка.) На потолке в уголке Висит сито, Не руками свито. (Паутина) Перед ними синий пруд, Хорошо им будет тут. Прямо с ходу Лезут в воду, Лезут в воду — И плывут. (Гуси.) С неба к нам он прилетел, Покружился, тихо сел, Замерзшую землю В шубу белую одел. (Снег.)

Меня хлопали лопатой, Меня сделали горбатой, Меня били, колотили, Ледяной водой облили И скатились все потом С моего горба гуртом. (Горка.)

Все время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит. (Дятел). Я с полями, с козырьком, С лентой алой и цветком. Я защищаю голову От солнца и от холода. (Панама, шляпа.) Он признался ножу: - Без работы я лежу. Построгай меня дружок, Чтобы я работать мог. (Карандаш)

profhelp.net

Методическая разработка по дифференциации звонких и глухих согласных, ФГОС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

В методической разработке представлен дидактический материал к логопедическим занятиям по дифференциации звонких и глухих согласных. Материал предназначена школьникам 2-3 классов. Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям.  В логопедической практике смешение при письме глухих – звонких звуков встречается довольно часто, что обусловлено нарушением фонематического слуха. Смешения звонких и глухих согласных, не отработанные в достаточной степени в устной речи детей, переходят в специфические ошибки письма. Материал систематизирован и выстроен в определенной последовательности. Разнообразные интересные задания с добавлением, перестановкой, складыванием, исправлением звуков, слогов, слов, зашифрованные задания, ребусы, позволят детям хорошо усвоить различия звуков в речи и букв на письме. Во время занятий используются упражнения развивающие такие психические функции как, внимание, память, мышление.

Цель:

Учить различать парные согласные.

Задачи:

Развитие фонематического слуха.

Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.

Развитие навыка звукового анализа, слогового анализа, грамматического строя речи.

Обогащение словарного запаса.

Развитие связной речи.

    6.Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).Занятия построенные в игровой форме. Использование скороговорок, чистоговорок, приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух.

    На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения.

    Выполнение коррекционных упражнений позволит совершенствовать слухо-произносительную дифференциацию парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнения предлагаются с постепенным усложнением материала. В ней имеется звуковой анализ, слоговой анализ, работа со звуковым рядом, составлением предложений. В разработке есть задания для развития внимания; найти букву, вставить букву вместо цифры, развития мышления; ребусы, кроссворды и т.д., памяти; выучить скороговорки.

    Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. Ребенку не приходится переписывать карточки с заданиями, а лишь вставить букву, записать слова, предложения, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку.

    Всего существует шесть пар согласных звуков.

    Задание: выдели первый звук и соедини картинки между собой по парам

     

     

     

    Различение по схеме (работа с зеркалом)

     

    положение губ

    положение языка

    воздушная струя

     

    звонкий или глухой

     

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ И БУКВ

    1.Чистоговорки:

    Ву-ву-ву – лови сову. Аф-аф-аф – купили шарф.Во-во-во – воет волк. Уф-уф-уф – сядь на пуф.Вы-вы-вы – бегут львы. Оф-оф-оф – поймали сов.

    2.Сравнение звуков по схеме (работа с зеркалом)

    3.Выучи скороговорку

    Сливы - у Клавы, вишни - у Фимы, тыквы - у Вити, фиги - у Димы.

    4. Замени в слове звук [в] на [ф].

    Ваня-

    Вены-

    Ваза-

    Ворс-

    Вон -

    Враки-

    Вата -

    Сова-

     

    5. Назови картинки. Выдели звук п или б . Запиши букву. Определите место звуков п или б в словах:

    6. Определи третий звук в слове и запиши соответствующую букву. Объясни значение слова.

    Пифагор, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка –Пиф, стал, миры, кот, стужа, сон, браво –

    Совы, брод, козы, гора, травы, миска, сутки –Ковш, слова, сады, слоны, сопка, травка, кадушка, крыжовник –

    7. Составь слова из слогов:

    кон, фла;  фор, све, то; ле, те, фон; кла, свё; во, щи, о;  фе, ты, кон;  ка, ри, фаб;  ва, тык;  ли, ваф.

    8. Вставь в слова пропущенную букву п или б

    Коро…а, с…ёкла, …утбол, …олейбол, про…иль, про…ессия, кон…ерт, кон…ета, не…ть, …артук, кла…иши, про…ерка, бу…ет, сло…а, ли…т, пла…ал, шар…ик, жира…ы, …онтан.

    9.Разгадай ребусы

    10. Вставь в слова пропущенную букву п или б

    …ера …арит …асоль. У …али ..иалки. У …еди но…ая …уражка. …абрика …ыпускает много обу… и _ещи …несли … ли…т. … а …густе поспе…ают о…ощи и …рукты. …оют …ьюги … …е…рале. На …асоли и морко…и поя…ились …редители. …ьются …лаги у …орот.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    «Дифференциация звонких и глухих согласных «д» «т», «дь» «ть»

    omedicin.ru

    IV. Работа по теме урока.

    1.Сравнение звуков «т» - «д», «ть», «дь».

    2.Игра «Поймай звук».

    3.Игра с картинками.

    Звуковой анализ.

    4.Игра с раздаточными картинками.

    5.Игра «Измени слово».

    -Дайте характеристику звука «т».

    -Каким символом мы обозначим звук «т»?

    (Учитель ставит символ под портрет Тани).

    -Дайте характеристику звука «д».

    -Как мы обозначим звук «д»?

    (Учитель ставит символ под изображение Даши).

    -Чем отличаются звуки «т» и «д»?

    (Аналогичная работа со звуками «ть», «дь»).-Я буду называть слоги, а вы, если услышите слог со звуком «д», хлопните в ладоши.

    а)та, да, то, ту, ду.

    б)тоска, дорога, ворота, подарок, бандура, автомобиль, рост.

    Также со звуком «дь».

    в)ди, те, дя, тё, тю, дю.

    г) деньги, тема, вести, лебеди, сеть, гвозди.(На столе картинки со звуками «т», «д», «дь», «ть»).

    -Наши гости хотят вас испытать. Они приготовили вам задания. Первое задание: выберите картинку, определите, какой звук есть в слове «т» или «д», «дь» или «ть» и подставьте ее под соответствующий символ.-У ребят есть и маленькие картинки, но они перепутались, помогите им разобраться.

    -Поднимите руку, у кого в названии картинки есть звук «д» .

    -К доске выходят те, у кого звук «д» стоит в начале слова. Назовите свои картинки. … у кого звук «д» стоит в середине слова.

    (Аналогичная работа со звуками «дь»,«т». «ть»).-У ребят есть друг. Он часто на вопросы отвечает: «Не знаю». У него на голове голубая шляпа. Может знаете, кто это?

    (Учитель выставляет портрет Незнайки).

    -Незнайка тоже ходит в школу. Ему дали задание, он не знает, как его выполнить . Ребята рассказали ему, что вы умные, сообразительные. Он просит у вас помощи. Поможете ему?

    -Я буду называть слово со звуком «т», а вы мне со звуком «д».

    Том - …, туп - …, тоска - …, точка - …, тачка - .., вата - …, уточка - …., катушка - …, трава - …

    -Теперь, Я буду называть слова со звуком «ть», а вы со звуком «дь».

    Тело - …, тень - …, Тима - …, зайти - …, найти - …, войти - …, пойти - …, уйти - …, пойти - …, прутик - …

    -Звук «т» согласный, твердый, глухой.-Синими наушниками.

    Звук «д» согласный, твердый, звонкий.

    -Синим колокольчиком.

    -Звук «т» глухой, а звук «д» звонкий.

    Учащиеся хлопают на слог (слово) со звуком «д»; «дь».

    Ученики выставляют картинки в ряд под символами.

    Учащиеся выходят к доске и называют свои картинки.

    -Незнайка.

    Учащиеся заменяют в словах звук «т» на звук «д».

    Учащиеся заменяют в словах звук «ть» на звук «дь».

    Учить сравнивать звуки по звонкости – глухости.

    Развивать фонематическое восприятие.

    Формирование навыка звукового анализа.

    Формирование навыка звукового анализа.

    Учить преобразовывать слова.

    VI. Продолжение работы по теме урока.

    1. Игра «Подбери слово к схеме».

    2.Составление предложений. Произнесение их с разной интонацией.

    .

    (На доске две схемы слов и картинка «катушка».)

    -Незнайка нарисовал две схемы слова и не может понять, какая схема подходит к слову «катушка». Помогите ему.

    -Действительно, подходит эта схема.

    -Сколько гласных звуков в слове. Назовите их по порядку.

    -Сколько твердых согласных в слове? Назовите их.

    -Какой по счету звук «т»? Какой звук перед ним?

    А какой звук после него?

    -А какая схема подойдет к слову «кадушка»?

    (выставить картинку).

    -Почему?

    ( Аналогичная работа со словом «будильник»).

    -Придумайте предложение со словом «будильник» или «катушка».

    -А теперь повторите это предложение с восклицательной интонацией. … с вопросительной интонацией.

    Один ученик выходит к доске и показывает на подходящую схему, а затем называет по порядку звуки в слове «катушка».

    -Три: а, у, а.

    -Четыре: к, т, ш, к.-Третий.

    -Звук «а».

    -Звук «у».

    -К той же самой.-Потому что слова «катушка» и «кадушка» отличаются только одним звуком «т» и «д». В слове «кадушка» звук «д» тоже твердый согласный.

    Дети придумывают, например: Мама взяла катушку ниток. На столе зазвенел будильник.Учащиеся повторяют предложения с разной интонацией.

    Звуко-слоговой анализ слов.

    Составление предложений, развитие интонационной стороны речи.

    «Дифференциация звонких и глухих согласных с использованием дидактических игр». страница 2

    Игра «Собери лукошко», «Укрась дерево».

    Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

    Оборудование. Дерево или лукошко, предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

    Ход игры.

              Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и складывает либо в лукошко, либо вешает яблоки с картинками на дерево. Те картинки, которые не подходят, оставляет на месте. Также можно иметь два лукошка или два дерева.

    Комментарий для педагога: Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на лукошко или дерево прикрепляется соответствующая пара букв.

    Игра «Символы»

    Цель: развитие умения выделять в словах звонкие и глухие звуки.

    Оборудование: Символы звонкого и глухого звука (звонок, перечеркнутый звонок), слова на карточках.

    Ход игры.

    На доску вывешиваются символы звонких и глухих согласных, к доске выходит ученик ему даются карточки со словами и магниты, он должен правильно их распределить.

    Использование словесных игр.

    Важным средством развития речи и мышления учащихся является использование словесных игр, например:

    Глухой – звонкий»

    Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.

    Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

    Ход игры.

              Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой — синий, если звонкий — синий с красной окантовкой.

    Игра «У кого хвост длиннее?»

    Цель: развитие умения  дифференцировать звонкие и глухие согласные,

    Ход игры.

    Необходимо команде учеников написать как можно больше слов на заданный звук.

    Подвижные игры.

    Немаловажную роль в обучении составляют подвижные игры, они также могут применяться во время физминутки на уроке.

    Игра «Тима и Дима».

    Цель: дифференциация  звонких   и   глухих   согласных.

    Ход игры.

              Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира:  одного из них называют Дима, другого Тима.

              Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

             Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.

    Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

    Комментарий для педагога. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Беня — Феня, Клаша- Глаша.

    Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с нарушением интеллекта к учебному предмету. Дидактические игры, а именно игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывают добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот же материал. Дидактические игры, проводимые на уроках русского языка, дают возможность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.

    infourok.ru


    Смотрите также