Развитие мелкой моторики детей 2-3 лет . Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей 2 3 лет


Развитие мелкой моторики детей 2-3 лет 

52804548.jpg

Развиваем мелкую моторику детей 2-3 лет.

     В последние 5–10 лет, согласно наблюдениям, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Из-за большой занятости на работе родители меньше говорят с ними. Дети больше смотрят телевизор, они в меньшей степени делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

     Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

     Что такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Дело в том, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками, и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи.

Развитие тонкой моторики — важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом.

Руки — инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

 Пальчиковый театр

Театр — это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, который подходит для детей старше одного года. Пальчиковые куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, пространственное восприятие, воображение, помогают развивать словарный запас.

Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребенок вырабатывает способность к концентрации внимания.

Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, он тренирует память.

В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление — такие важные понятия как «лево», «право», «низ», «верх», «предыдущий», «следующий» отрабатываются в игровой ненавязчивой форме.

Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности ребенка. Выступая перед публикой, он приобретает уверенность в себе, становится общительным.

      «Пальчиковые игры»

      Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Повторяя движения взрослых, ребенок активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Приведу примеры пальчиковых игр.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ДОЖДИК»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай

На каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучим по столу, изображая дождь

Будет хлеба каравай

Указательным пальцем правой руки загибаем большой палец на левой руке

Будут булки, будут сушки, будут пряники, ватрушки

Перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибаем остальные пальчики на левой руке

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.

Серенький зайка(пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем »ушки», шевелим ими)

По лесочку прыг-прыг,(«подпрыгиваем» кистью руки),

Ушками дрыг-дрыг,(пальцы-«ушки» сгибаем и разгибаем),

По снежочку тык-тык.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Я пеку, пеку, пеку(показываем соответствующие движения)

Деткам всем по пирожку.А для милой мамочки(«катаем» между ладошками круглый предмет)

Испеку два пряничка.Кушай, кушай, мамочка(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)

Вкусные два пряничка.А ребяток позову,(машем кистями рук по направлению к себе)

Пирожками угощу.

ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ «ДОЖДИК»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация речевых центров. Психолог показывает детям тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:

Капай, дождик, веселей.Нам цветочек ты полей!

 

Современные дети нуждаются в предварительном обучении, у них не сразу получается понять принцип действия прищепки, закрепить ее. Так как занятия проводятся в группе из 3–4 воспитанников, каждому ребенку удается освоить данный навык.

ИГРА «БУМАЖНЫЕ СНЕЖКИ»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация мышечного тонуса. Психолог предлагает детям «слепить» снежки из бумаги белого цвета (отлично подходит бумага из обувных коробок типа папиросной). Эту бумагу сначала нужно немного помять, затем «слепить» снежок. Можно устроить веселый «снежный бой».

ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ «ДОЖДИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог раздает детям листы бумаги с нарисованной тучкой и предлагает нарисовать дождик. Сначала малыши уточняют, каким пальчиком, какого цвета краской и т. д. можно это сделать, затем смотрят, как выполняет рисунок психолог. Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией для релаксации «Звуки природы. Дождь».

ПОДЕЛКА «СНЕГОВИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает детям сделать снеговика из ватных дисков. Малыши прикрепляют их на клей, лепят нос и глазки. Рисование сопровождается музыкой, например композицией «Знает каждый снеговик».

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает малышам заранее нарисованные заготовки (стебель и листья тюльпана) и образец. Кистью с жесткой щетинкой он наносит краски на детскую ладошку, помогает сделать отпечаток-«цветочек». Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией «Мама — первое слово».

 

 

    «Моя семья». Цели: развить мелкую моторику рук, речь, интерес к фольклорным произведениям, внимательность, способность сосредотачиваться; научить соотносить слова текста с движениями пальцев.

Взрослый проговаривает слова, поочередно згибает/разгибает пальцы рук.

Этот пальчик ДЕДУШКА.(Загибаем/разгибаем большой палец.)

Этот пальчик БАБУШКА.(Загибаем/разгибаем указательный палец.)

Этот пальчик ПАПОЧКА.(Загибаем/разгибаем средний палец.)

Этот пальчик МАМОЧКА.(Загибаем/разгибаем безымянный палец.)

Этот пальчик Я.(Загибаем/разгибаем мизинец.)

Вот и вся моя семья!(Поднимаем руку и распрямляем все пальцы.)

А теперь всей семьей будем трудиться.(Сжимаем руку в кулак и крутим им.)

«Мы капусту рубим…». Цели: развить мелкую моторику, научить соотносить слова текста с движениями рук. Задача родителей — вслед за педагогом-психологом проговорить слова и выполнить движения руками.

Мы капусту рубим, рубим (ребром ладони одной руки постукиваем по ладони другой руки, затем меняем руки).Мы морковку трем, трем (кулаки трем друг о друга).Мы капусту солим, солим (собираем пальцы в щепотку, «солим» капусту).Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки).

«Как живешь?». Цели: развить мелкую моторику рук, научиться соотносить слова текста с движениями рук. Участники встают в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.

— Как живешь?— Вот так! (Большой палец поднимаем вверх.)

— А плывешь?— Вот так! (Имитируем плавание.)

— Как бежишь?— Вот так! (Перебираем руками, согнутыми в локте.)

— Вдаль глядишь?— Вот так! (Ладонь над бровями, как будто смотрим вдаль.)

— Ждешь обед?— Вот так! (Щеку подпер рукой.)

— Машешь вслед?— Вот так! (Машем рукой.)

— Утром спишь?— Вот так! (Складываем ладони под щечку.)

— А шалишь?— Вот так! (Надуваем щеки и лопаем их указательными пальцами.)

«Самомассаж». 

Цель: стимулировать процесс речевого и умственного развития.

Взрослый произносит текст, сопровождая его определенными действиями. Ребенок повторяет за ним.

— Вы готовы, глазки? (Поглаживаем веки.)— Да!

— Вы готовы, ушки? (Поглаживаем уши.)— Да!

— Вы готовы, ручки? (Поглаживаем кисти рук.)— Да!

— Вы готовы, ножки? (Поглаживаем ноги.)— Да!

— Вы готовы? (Разводим руки в стороны.)— Да!

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Кто там топает по крыше?(Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)

Кап-кап-кап-кап.Чьи шаги всю ночь я слышу?Кап-кап-кап-кап.Я усну теперь едва ли.Кап-кап-кап-кап.Может, дождик подковали?Кап-кап-кап-кап.

РАСТИРАНИЕ «РУЧКИ ГРЕЕМ»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,Мерзнут ручки: ой, ой, ой!Надо ручки нам погреть,Посильнее растереть.

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ (ПОГЛАЖИВАНИЕ) «МУРКА»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения — гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Мурка лапкой носик мыла,Сидя утром у окошка.Мурка моется без мыла,Потому что Мурка — кошка.

 

psychologist-dmdou14.edumsko.ru

Мелкая моторика у детей 2-3 лет и ее развитие

Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Нет, не так. Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с авторучкой, швейной иглой, пинцетом, ножницами. Словом, мелкая моторика — это высококоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно.

Обучиться таким тонким движениям совсем нелегко, об этом знает любой взрослый, который с нуля начинал заниматься плетением вологодского кружева или пайкой микросхем. Что уж говорить о малыше, который за первый свой годик должен был освоить целый пласт новых умений. Перевороты, ползанье, стояние и, наконец, ходьба.

 Основа заложена, пора заняться кропотливыми действиями. Обучившись делать «ладушки» и перекладывать из руки в руку предметы, годовасы вовсю тренируют пинцетный захват, подбирая каждую крошку, упавшую с кухонного стола, разрывают в мельчайшие клочья любую попавшуюся на глаза бумажку.

Еще 365 дней малыш тренируется, чтобы его движения становились все более точными, чтобы полученный результат максимально был близок к желаемому  –неустанно, иногда даже неусыпно. Родители, правда, считают, что он просто играется.

К двум годам исследователь уже поднаторел во многом.

Выбирая игрушку из ряда других – берет ту, на которую нацеливался; может построить из кубиков дом, подправить то, что не понравилось; кладет элемент сортера в соответствующую ему дырочку; кушает (с разной степенью аккуратности) ложечкой, некоторые родители даже доверяют маленькому гурману пользоваться взрослыми столовыми приборами – вилкой и ножом.

Многие детки лихо управляются с деревянными вкладышами, крупными деталями паззлов, конструкторами.

Помощь родителей на этом этапе, в основном,  должна проявиться в том, чтобы предоставить своему сокровищу как можно большую свободу в изучении предметов различных форм, текстур и размеров.

Арсенал навыков естественно растет и сам по себе, но родители могут сделать и собственный вклад в развитие мелкой моторики у детей.

1. Гимнастика и игры для пальчиков – в сопровождении стишков и потешек

 Это самая недорогая и одна из самых древних возможностей развивать своего ребенка .  Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков — отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.

Не знаете текстов? Придумайте сами! Малышу будет приятно и полезно в любом случае.

2. Игрушки из домашнего хозяйства

Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой коробке с рукодельем, не говоря о кухне.

Стоит взять этот исследовательский пыл под контроль, а не ограничивать. Чайная ложечка и изюминки  могут стать настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь освоить точные движения кисти.

Прищепки – это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из прищепок даже собачку.

И подобных удивительных предметов в квартире огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности.

3. Прокалывание дырочек и нанизывание

Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, ягоды рябины или шиповника, принесенные из леса, макарошки, изюм и курагу, взятые на кухне – на ниточку.

Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать цвет, подобрать размер, чередовать большие «рожки»  и маленькие «звездочки», перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая мелкую моторику, но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей, возможностях небанального использования привычных предметов.

4. Рисование

Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту возможность по полной программе. Дайте ребенку предметы для рисования. Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»!

Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать на стенах.

Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками, на бумаге — чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или заляпывать пустое место краской.

5. Игра в «утюжок»

Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а затем разглаживать, будто утюжить.  Для маленьких ладошек здесь много дела: сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет!

6. Лепка

Неважно, пластилин, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно, но сначала придется постараться  найти с ними общий язык.

7. Развивающие игрушки

 Сегодняшним деткам можно позавидовать. Ассортимент всяких шнуровок, сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного размера (важно: чем младше возраст – тем крупнее детали!)- огромен.

Кто-то предпочтет деревянные игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное – качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и любящего родителя, который дает возможность своему ребенку развиваться максимально полно.

Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое значение.

А также элемент речевого развития. И об этом важно помнить, поскольку, чем лучше человечек сможет рассказать о своих нуждах и требованиях окружающим, тем лучше будет понят и принят в ясельках, в саду, а потом – в начальных классах.

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

maminovse.ru

Развитие мелкой моторики у детей

Подробности Автор: Евгения Громова Опубликовано 01 Сентябрь 2016

 

 

Возраст: от 1,5 до 2,5 лет. 

Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Особенно если вы с нетерпением ждете от него первых слов. Ведь развитие мелокой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка.

Одними из самых лучших игр на развитие мелкой моторики детей 1,5 - 2 лет являются игры - Монтессори. Как можно весело и полезно поиграть с малышом в эти игры читайте в статье.

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 10 Май 2016

 

 

 

В этой статье вы найдете более 15 очень полезных и доступных игр на развитие мелкой моторики.

И поверьте - вам не придется долго уговаривать ребенка, чтобы поиграть в них - обычно дети такие игры просто обожают!

Подробности Автор: Виктория Гончарова Опубликовано 07 Октябрь 2015

 

 

 

 

 

Ближе к 3 годам дети все чаще проявляют интерес к шнуровкам, и это - здорово! Ведь игры со шнуровками - это отличный способ развития мелкой моторики у детей!

Специальные детские шнуровки можно купить, а можно сделать... из обычного поля для мозаики...

Как? Об этом читайте в статье.

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 24 Сентябрь 2014

 

 

 

 

Сгибать оригами и складывать бумагу с ребенком 3-5 лет - это просто или сложно? Большинство детей, с которыми я пробовала это делать, испытывали серьезные трудности...

А поможет ли в этом тетрадь KUMON?

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 22 Сентябрь 2014

 

 

 

Игры с ножницами и вырезание - один из самых интересных способов развития пальчиков у детей 3 - 5 лет.

В этой статье я хочу рассказать Вам о пособии, которое поможет вам сделать занятия по вырезанию с ребенком яркими и интересными.

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 30 Январь 2013

Для занятых и любящих мам!

 

Это очень простая игрушка, которую можно сделать за 10-15 минут. Она подойдет для детей от 2 лет - ваш малыш научится застегивать и расстегивать пуговицы, а также потренирует мелкую моторику...

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 09 Январь 2013

 

 

Эта игра развивает моторику, усидчивость и умение концентрировать внимание. К тому же она очень интересная, и, наверняка, не оставит ребенка равнодушным…

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 28 Декабрь 2012

обведи по точкам - пример задания

Задания "обведи по точкам" хорошо развивают мелкую моторику рук ребенка. Но может ли совсем маленький малыш справится с такой сложной для него работой? Может, если задания подобраны с учетом его возраста и способностей. Здесь Вы сможете скачать 5 простых шаблонов, составленных специально для тех детей 3-х лет, которые только учатся соединять точки - все очень просто и доступно!  

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 12 Ноябрь 2012

Развивать детские пальчики очень важно, ведь это оказывает прямое влияние на процесс освоения речи и умственное развитие малыша. В этой статье Вы найдете четыре простых игры с крупой, которые обязательно заинтересуют Вашего ребенка. Итак…

 

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 02 Октябрь 2012

Игры, развивающие мелкую моторику, у малышей 1-2 годаРазвивать пальчики малыша - это так важно! Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук быстрее начинают говорить, а это влечет за собой раннее развитие логики, памяти, мышления.

Развивать мелкую моторику рук у малышей в возрасте 1-2 года не сложно! 

Давайте поиграем в веселые игры, развивающие пальчики, вместе с ребенком.

Подробности - по ссылке "Подробнее".

 

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 07 Сентябрь 2012

Интересная игра на развитие мелкой моторики

И совсем маленькие дети могут проводить серьезные эксперименты с пользой для себя! 

Поиграйте с ребенком в игру для развития мелкой моторики. Эта игра подойдет для малышей от 2 до 3 лет (хотя может заинтересовать и ребенка младше 2-х лет, и детей старше 3-х). Игра интересная и необычная - редко кого из детей она оставит равнодушным.

Подробности Автор: Мимимама Опубликовано 29 Май 2012

Для детей от 1 года до 3 лет.

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. В данной статье речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Приведенные в статье примеры развивающих игр будут интересны для детей от одного года до трех лет.

 

www.igraypodrastay.ru


Смотрите также