Лыжный спорт. Опыт работы по обучению детей ходьбе на лыжах. Игровые упражнения в совершенствовании навыков ходьбы на лыжах


Лыжный спорт. Опыт работы по обучению детей ходьбе на лыжах ⋆ Планета Детства

Две курносые подружки

Не отстанут друг от дружки

Обе по снегу бегут

Обе песенки поют

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

Техника ходьбы на лыжах

 ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ.

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с четырехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.

Во время лыжных прогулок и занятий детям приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствия, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.

 ТЕХНИКА ХОДЬБЫ НА ЛЫЖАХ.

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Дети должны овладеть различными способами передвижения вперед, торможения, поворотов, преодоления, подъемов, спусков.

В начале обучения дети должны овладеть такими специфическими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувство снега».

Ступающий шаг. Ребенок вначале испытывает некоторые затруднения от того, что у него на ногах лыжи – он должен привыкнуть к ним. Передвижение ступающим шагом является хорошим средством для развития «чувства лыж», «чувства снега». Передвижение ступающим шагом является своего рода обучением скользящему шагу. Ступающий шаг – это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи прижимается к снегу, туловище несколько наклонено вперед. Руки работают перекрестно: левая рука выносится вперед вместе с правой ногой и наоборот.

Скользящий шаг. Скользящий шаг является основным элементом в технике всех лыжных ходов. При ходьбе этим шагом лыжник отталкивается поочередно то левой, то правой ногой. При отталкивании правой ногой левая сгибается в колене и выносится вперед; на нее полностью переносится тяжесть тела, и происходит скольжение. Туловище наклонено вперед. Затем ребенок отталкивается правой ногой, а скользит на левой ноге. При отталкивании нога выпрямляется в коленном и голеностопном суставах.

Ступающий шаг на лыжах этоПопеременный и двухшажный ход. В каждом действии этим способом выполняется два скользящих шага (правой и левой ногой). В цикле движения ног можно выделить два основных периода: а) скольжение на одной лыже и подготовка к отталкиванию; б) отталкивание. Скольжение начинается с того момента, когда, оттолкнувшись ногой, ребенок отрывает ногу от снега и полностью переносит тяжесть тела на другую лыжу. Свободная нога в этот момент поднята над снегом. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чего она несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах. Туловище наклонено под углом около 450 , отталкивание выполняется сильным, но плавным движением. Выпрямление толчковой ноги производится в коленном и голеностопном суставах. После отталкивания тяжесть тела переносится на другую ногу, толчковая нога и лыжа отрываются от снега. После этого все мышцы расслабляются. Цикл повторяется снова.

Рука для толчка ставится впереди несколько согнутой в локтевом суставе. Палка немного наклонена вперед.

Повороты. Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Различают повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. Поворот переступанием вокруг пяток лыж наиболее постой из всех способов поворотов на месте. Для выполнения поворота ребенок слегка приседает, поднимает над снегом одну из лыж и одноименную палку, переставляет лыжу носком в сторону, не отрывая пятки от снега и переносит палку в ту же сторону. Затем приставляет другую лыжу и переносит к ней вторую палку. Таким же образом , совершается второе, и последующие переступания до тех пор, пока лыжник не повернется до нужного ему направления. Так же выполняется поворот переступанием вокруг носков лыж, но при этом приподнимается только задняя часть одной из лыж, к которой приставляется другая. Поворот махом и прыжками в работе с дошкольниками используется редко.

Подъемы. Подъем «лесенкой» используется на крутых склонах и осуществляется в боковом повороте к склону. Ребенок поднимается вверх по склону приставными шагами.

Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме в гору в прямом направлении в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя: лыжи начинают проскальзывать назад. При подъеме «елочкой» носки лыж разведены и поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали, задние части лыж перекрещиваются, не задевая друг друга при переносе. Руки работают энергично с полным распрямлением их в конце толчка, шаги свободны.

Детям дошкольного возраста более доступен подъем «полуелочкой». При этом одна лыжа становится по прямой, а другая, стоящая выше по склону, ставится под углом по направлению движения носков наружу на внутренние ребра. Спуски можно выполнять из основной, высокой и низкой стоек. Чаще всего применяется лыжниками основная стойка. Положение тела при этом такое: ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суставах, голени наклонены вперед, руки немного согнуты в локтях. Одна нога выдвинута вперед примерно наполовину стопы, тяжесть тела распределяется на обе ноги почти равномерно. Низкая стойка используется на спусках для увеличения скорости: лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед. Ноги стоят на всей ступне, руки вытянуты вперед.

На пологих склонах для отдыха мышц ног или с целью уменьшения скорости спуска применяется высокая стойка. При этом лыжник держится прямо, ноги слегка согнуты в коленных суставах.

Торможение «плугом» используется главным образом на пологих склонах при небольшой скорости. При торможении «плугом» лыжник, смыкая носки лыж, разводит задники, крепко прижимая колени, друг к другу. Лыжи ставятся на внутренние ребра.

Торможение «полуплугом», или упором, очень удобно при спусках с гор наискось. Для торможения «полуплугом» необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, в то время как другая отводится в сторону. Отведенная лыжа ставится на ребро и упирается им в снег. Носки лыж смыкаются, колени сгибаются и несколько сближаются.

Ходьба на лыжахМы с вами рассмотрели технику выполнения упражнений, которые используются в моей работе.

Для каждой возрастной группы детского сада я разработала перспективный план, согласно которому и выстраиваю свои занятия.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:

1. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом.

2. Делать повороты на лыжах переступанием.

3. Развивать умение надевать и снимать лыжи, ставить лыжи на место.

4. Воспитывать интерес к физическим упражнениям на лыжах. Желание пользоваться лыжами в свободное время (на прогулке).

 ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ ХОДЬБЫ НА ЛЫЖЫХ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

1. Передвигаться на лыжах скользящим шагом.

2. Выполнять повороты на месте (налево, направо) переступанием.

3. Подниматься на склон (горку) «лесенкой», «полуелочкой».

4. Ходить на лыжах до 500 метров.

5. Уметь играть в игры на лыжах.

6. Формировать умение правильно выполнять движения, развивать организованность, самостоятельность.

 ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ ХОДЬБЫ НА ЛЫЖАХ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

1. Закреплять умение ходить скользящим шагом.

2. Выполнять повороты на месте и в движении.

3. Подниматься на горку «лесенкой» и спускаться с нее в низкой стойке.

4. Ходить на лыжах в медленном темпе 1-2 км.

5. Уметь играть в игры на лыжах.

6. Воспитывать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

7. Готовить физкультурный инвентарь, убирать на место.

 ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

1. Ходить скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину.

2. Ходить двухшажным ходом с палками.

3. Ходить на лыжах в среднем темпе 600 метров.

4. Выполнять повороты переступанием в движении.

5. Подниматься на горку «лесенкой», «елочкой».

6. Ходить в медленном темпе 2-3 км.

7. Спускаться с горки в низкой, средней и высокой стойках.

8. Пробовать тормозить «плугом».

9. Играть в игры на лыжах.

Также не маловажную роль по обучению ходьбе на лыжах играет и работа с родителями. Я считаю необходимым проводить родительские собрания в группах, на которых обсуждается значимость обучения детей ходьбе на лыжах как всестороннее развитие мышечной системы, укрепление костного аппарата, регулирование обмена веществ, формирование нравственно-волевых качеств. Рекомендации в родительском уголке: «Как подобрать лыжи ребенку? «Как одеть ребенка на лыжную прогулку?» имеют важное практическое значение. День открытых дверей, когда родители посещают прогулки на лыжах и сами в них участвуют оценивает мою деятельность в обучении ходьбе детей на лыжах.

Лыжи — при передвижении на лыжах равномерно вовлекаются в очень интенсивную работу все мышечные группы ног, рук и туловища. Благодаря такому равномерному распределению нагрузки между мышцами хождение на лыжах легче, чем бег такой же интенсивности.

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на дыхание и кровообращение, очень резко увеличиваются легочная вентиляция и газообмен, поэтому ходьбу на лыжах называют «естественной гимнастикой легких». Возрастает сила сокращений сердечной мышцы, однако кровяное давление повышается мало, т. к. кровеносные капилляры в обширных группах работающих у лыжника мышц расширяются, а в расширенных капиллярах уменьшается сопротивление току крови. Мало того, сокращения многочисленных мышц помогают продвижению крови по венам к сердцу, что также облегчает его работу.

Ходьба на лыжах — энергоемкие упражнения. Ходьба на лыжах в морозный день закаливает организм, вырабатывается устойчивость и выносливость к действию холода. Красота зимнего пейзажа благотворно действует на нервную систему.

Ходьба на лыжах укрепляет нервную систему, положительно влияет на дыхательную систему, способствует усиленному расходу калорий и похуданию. Скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения, сохранение правильного положения тела в пространстве увеличивают чувствительность вестибулярного аппарата и его функциональной устойчивости.

 Свежий воздух, созерцание зимнего пейзажа, постоянная смена ландшафта, спокойные и размеренные движения способствуют устранению негативных переживаний, нормализуют и стабилизируют настроение.

Считаю, что правильные организация и методика занятия лыжами обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, поэтому в свою деятельность по физической культуре включаю обучение детей ходьбе на лыжах и рекомендую это своим коллегам.

 Автор: Себякина Надежда Владимировна

педагог дополнительного образования (физическая культура)

МБДОУ детский сад №16 «Уголек», г.Березовский,

Кемеровская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

 

 

planetadetstva.net

Игры на лыжах

Одним из важнейших средств физического воспитания школьни­ков являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации в связи со спе­цификой занятий) игры, игровые упражнения и задания получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психи­ческое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность нагрузки, моторную плотность, интерес школьников и в то же время тормозит развитие утомления.

В процессе игр можно целенаправленно воспитывать такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в дости­жении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой являются незаменимым средством в воспитании морально-волевых качеств у школьников при организации уроков по лыжной подго­товке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключи­тельно важную роль при организации уроков в начальной школе в связи с началом обучения с шести лет. Дети младшего школьного возраста ввиду особенностей развития центральной нервной сис­темы быстро теряют интерес к многократным, однотипным по­вторениям элементов ходов и т.д.

Применение игр очень разнообразно. На уроках лыжной под­готовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техни­ки способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в раз­личные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в про­грамму зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от по­ставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвиже­ния на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения мо­гут быть использованы и для развития физических качеств.

При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в младших классах (особенно при первоначальном обучении) можно исполь­зовать разнообразные игровые упражнения (задания).

Для совершенствования техники скользящего шага целесооб­разно применять следующие игровые упражнения с элементами соревнований:

1. С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки. Упражнение выполняется поочередно на правой и левой лыже (естественно, без потери равновесия). 2. Преодолеть с места или с предварительного разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние. 3. Пройти без палок скользящим шагом заданный отре­зок за наименьшее количество шагов. В зависимости от возраста и подготовленности школьников длина отрезка изменяется от 20 до 40 м. 4. Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной флажками. Расстояние между ориентирами (флажками, ветками) - один полный скользящий шаг. Постепенно с овладением техникой скользящего шага расстояние между ориентирами увеличивается с учетом условий скольжения на данном занятии (уроке).

Совершенствованию техники скользящего шага поможет про­ведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьни­ки на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передви­гаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хоро­шо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуют­ся по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягива­ет одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в ко­манде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не от­пуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овла­девшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенство­вания. В младших классах школьники еще не в состоянии согла­сованно передвигаться в такой колонне.

Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом применяются следующие игры-задания:

  1. Пройти заданный отрезок одновременным бесшажным ходом за наименьшее количество отталкиваний. 2. Пройти заданный от­резок одновременным ходом, отталкиваясь у ориентиров. Условия те же, что и в упражнении для скользящего шага, но учитываются и изучаемый одновременный ход, возраст, пол, и подготовленность школьников. 3. Одновременными ходами пройти участок с воро­тами из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении наклона.

Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чув­ства равновесия и улучшения координации при управлении лы­жами используется передвижение коньковым ходом на равнине и под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).

В младших классах для совершенствования техники скользяще­го шага и элементов попеременного двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыж­ных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу сколь­зящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.

В конце трассы соревнующиеся обходят последний флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным ходом (для учащихся IV классов и старше), или скользящим шагом, или попеременным двухшажным ходом (для младших школьников). Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговаривают­ся. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники сбили флажки или пропустили, они обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с за­данной стороны.

Победителем объявляется команда, закончившая эстафету пер­вой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и искусственных) пре­пятствий. Сложность трассы зависит от возраста и подготовлен­ности школьников и от поставленных задач.

Подобные эстафеты могут проводиться и для развития физиче­ских качеств, в первую очередь быстроты передвижения на лы­жах. В этом случае прокладывается «гладкая» (без препятствий) и прямолинейная лыжня. Эстафета может носить встречный харак­тер. Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с макси­мальной скоростью и на коротких отрезках (в зависимости от возраста), но не более 200-250 м. Для развития других физических качеств (специальной выносливости в старших классах) длина этапов может быть увеличена, прокладывается замкнутая лыжня. Две противоположные длинные стороны (лыжни) прокладывают­ся обязательно параллельно одна другой на расстоянии, завися­щем от возраста учеников. Эти две лыжни соединены между собой короткими (50-150 м) перпендикулярными лыжнями, проложен­ными на равном расстоянии друг от друга.

Количество таких лыжней не меньше числа играющих (лучше в 2-3 раза больше, чем количество школьников).

Если класс большой, учащиеся разбиваются на подгруппы. В каждую подгруппу включаются школьники, примерно равные по силам. Правила игры заключаются в следующем. Школьники медленно передвигаются группой по замкнутой лыжне. Когда подгруппа проходит по одной из длинных сторон, учитель подает сигнал, по которому ученики должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с максимальной скоро­стью пересечь площадку до другой лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму - два и т.д.

Затем игра повторяется: ученики опять медленно идут по кругу и по сигналу вновь бегут поперек площадки. Победитель опреде­ляется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых отрезков, количество повторении (игр) зависят от пола, возраста и подго­товленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали - подгруппы идут одна за другой. Иг­ра способствует развитию двигательной реакции и быстроты пе­редвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков за каждое нарушение добавляется штрафное очко. Равенство сил участников в подгруппе значительно повы­шает соревновательный интерес и дает большой эффект для раз­вития скорости.

Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количест­ву участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участ­ники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказав­шиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигна­лу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» боль­шее число участников. Площадка для игры должна быть достаточ­но просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между парал­лельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально.

Можно использовать и другие варианты игр на развитие быст­роты, например «Кто первый?». На учебной площадке игры, свя­занные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной ра­боте и в различных физкультурно-массовых мероприятиях, напри­мер игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники игры - «охотники» - идут на поиск. «Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.

Можно провести и многие другие игры: «Найди флажок», «Быстрые тройки», «По следам» и др. Лучше все эти игры органи­зовать по выходным дням и в каникулы во время вылазок и про­гулок на лыжах. Кроме того, они должны обязательно включаться в программу зимних праздников.

Для изучения и совершенствования горнолыжной техники, а также для приобретения уверенности при спуске и воспитания чувства равновесия можно использовать следующие игровые за­дания на склоне: 1. Спуститься со склона в низкой стойке как можно дальше. 2. Спуститься с горы вдвоем (втроем), держась за руки. 3. При спуске собрать флажки, расставленные по обе сторо­ны лыжни. 4. При спуске объехать (пропустить между лыж) пред­мет, лежащий на склоне. Начать спуск с узким ведением лыж, объезжая предмет, принять широкую стойку; затем вновь сузить лыжи. 5. Спуститься вдвоем на одних лыжах (партнер стоит сзади вплотную). 6. «Снежный биатлон». При спуске, не останавливаясь, попасть в цель двумя-тремя снежками. 7. При спуске на склоне пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной или из двух палок в виде треугольника (соединены над лыжней петлями). То же, выпрямляясь между воротами.

  1. Спуск со склона на одной лыже (поочередно на правой и левой).

  2. Спускаясь со склона, каждый школьник (без палок) переставля­ет флажки с одной стороны лыжни на другую, и наоборот (кто больше переставит флажков, предварительно расставленных в 0,5 м от лыжни).

Все указанные упражнения выполняются на хорошо укатан­ном, но нежестком склоне, с которого удалены все посторонние предметы (камни, пни и др.). Длина и крутизна склона зависят от возраста и подготовленности школьников. Не менее интересно проходят игры и эстафеты на склонах, где школьники приобре­тают уверенность в преодолении спусков и в выполнении поворо­тов в движении. Можно, например, провести эстафету «Спуск с препятствиями». Крутизна и длина склона подбираются в соот­ветствии с возрастом и подготовленностью участников, главное требование должна быть обеспечена безопасность спуска. На склоне прокладываются параллельные трассы по числу участ­вующих команд (обычно 2-3), но это зависит и от ширины скло­на. На трассе устанавливаются ворота (не более 4-5) из лыжных палок и несколько флажков.

Состав команд зависит от количества учеников (лучше не бо­лее 4-6 человек). Это позволит увеличить количество повторных спусков и избежать длительных простоев. По команде учителя пер­вые номера начинают спуск (без палок) по параллельным трассам, преодолевая ворота и собирая флажки. Лыжник, спустившийся первым, получает наибольшее количество очков, второй - на одно очко меньше и т.д. Каждый участник получает дополнительно по одному очку за каждый поднятый флажок. За сбитые или пропу­щенные ворота снимается по одному очку. Таким образом пооче­редно парами (тройками и т.д.) преодолевают трассы все участ­ники, Команда-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков всеми участниками. На склонах игры проходят более интересно и всегда привлекают школьников. Каждый учи­тель сам сможет подобрать различные по характеру и сложности игры и игровые упражнения в зависимости от задач, пола, возрас­та и подготовленности школьников.

Чаще всего игры и игровые упражнения проводятся с учащи­мися младших и средних классов, но и в старших классах их сле­дует применять, особенно при развитии физических качеств (на­пример, быстроты).

Описание других игр на лыжах и методику их проведения сту­денты могу прочитать в различных изданиях и в учебнике по под­вижным играм.

studfiles.net

Обучение детей 5-7 лет ходьбе на лыжах в условиях ДОУ

Обучение детей 5–7 лет ходьбе на лыжах в условиях ДОУ

. Введение

Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты и в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. В России издавна стар и млад, пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.

Уже в начале нашего столетия передовые педагоги начинают все больше и больше уделять внимание лыжному спорту детей.

Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку. Создание таких условий очевидно преимущество системы самостоятельной спортивной деятельности.

Преимущество зимнего катания на лыжах.

Во-первых, обучение строится на основе спортивных занятий по самым разнообразным направлениям деятельности.

Во-вторых, занятия дошкольного образования обеспечивают: чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений.

В-третьих, общение инструктора и детей в процессе совместной спортивной деятельности на занятиях и досуговых мероприятиях способствует развитию способностей – закрепляют двигательные навыки и умение ходьбы на лыжах, развивают познавательные способности детей, расширяется их кругозор, воспитываются положительные черты характера.

В-четвёртых, игры, праздники, катания на лыжах отдых всей семьей, позволяют педагогу органично создавать ситуацию успеха, а детям – переживать чувства эмоционального благополучия, поддерживая тем самым интерес к лыжному виду спорта и желание вновь достичь хороших результатов.

I. Основная часть

 . В полном комплекте (крепление, палочки, ботинки). В программе детского сада предусматривается «Обучение ходьбе на лыжах». Лыжная подготовка – одно из важнейших средств физического воспитания старших дошкольников. Её организация – трудоемкое и ответственное дело. Немаловажно, чтобы ребенок уже с малых лет умел ходить на лыжах, тогда он может принимать участие в семейных лыжных походах. Нормально развивающемуся крепкому ребенку можно вставать на лыжи с 2-2,5 лет. Но, так как лыжи в детском саду недавно, провожу занятия старшего дошкольного возраста.

Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятий и т.п.).

Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах провела с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, т.е. те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще недостаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводились упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь провела игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость. На физкультурных занятиях особое внимание уделяю упражнениям, укрепляющим мышцы стоп.

Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в гимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамейке, бег с высоким подниманием ног, упражнение со скакалкой и другие.

В этот же подготовительный период дети познакомились с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж.

Работа продолжалась в группе, где мы беседовали, рассматривали картинки о зиме, зимних видах спорта, разбирали положение тела, рук и ног, при ходьбе на лыжах. Сами дети рассказывали, какие у них дома лыжи, где на них катались. Работу с родителями по вопросу одежды я начала заранее.

Пока снегу выпало еще мало, я учила детей надевать лыжи, застегивать ремни, чистить лыжи и ставить их на место.

Во время обучения я распределила детей по способностям (сильные и более слабые) на две группы. С детьми первой группы (более слабые) отрабатывала навыки передвижения на лыжах. Дети второй группы (более сильные) учились спуску с горы и подъему. (Принуждать детей нельзя. У ребенка самого должен возникнуть интерес к конкретной деятельности, тогда и результаты будут лучше.) Я обращала их внимание на то, что лыжи надо ставить внутренним ребром и что они должны быть параллельны друг другу. Если ставить лыжи носками вверх, а пятками вниз, то начнется скольжение. Обучение ходьбе на лыжах я организую на прогулке, когда достаточно снега. (В наших условиях это конец октября – начало ноября). Занятия с детьми старшего дошкольного возраста провожу подгруппой (8-10 детей): первая с инструктором физического воспитания занимается лыжами, вторая в это время катается на санках с горок или играет в снежки, лепит постройки из снега и т.д. Потом подгруппы меняются.

Лучше всего занятия проходят при температуре воздуха -8 -12ºС, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10-12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30мин, в подготовительной – 30-35мин. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку или инструктор проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки – для пятилетних детей) и «След в след» ходьба друг за другом – для детей 6-7 лет и т.д. Пробежка для детей пяти лет – 15сек, для детей 6 лет – 18сек, для детей 7 лет – 20-22сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.

Задачами основной части задания являются обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так дети шести лет ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 метров. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за инструктором, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100 метров для отработки длинного скользящего шага и т.п. В основной части занятия провожу упражнения (ходьба под воротца, Ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, с скольжением и пробежкой). Сюда же входят проведение спусков (крутизна склонов – 15-20º, длина раската 20-30м), подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка» и др.

 

Основной задачей заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа. Длительность таких прогулок на лыжах определяется качеством снега, температурой и влажностью воздуха, силой ветра.

Ребята усвоили и соблюдают правила ходьбы на лыжах: идти, соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции; при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому; скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет; если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Подъем «лесенкой» дети усвоили быстро. При спуске учила тормозить. Сначала осваивали спуск на низкой стойке, затем стоя. Ходьба по учебной лыжне для детей 5-7 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Я, как инструктор, нахожусь в середине круга, по мере необходимости (если дети допускают ошибки) могу показать детям те или другие элементы ходьбы на лыжах. Для развития ритмичной ходьбы на лыжах применяю бубен. Это помогает детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен. Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоны при длине спуска 10-12м. Перед спуском со склона обращаю внимание детей на стойку лыжника, предлагаю ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед. Правильность стойки лыжника проверяю на ровной поверхности, а затем ребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент особенно важно напомнить, что при спуске одна нога на полступни выдвигается вперед, руки сгибаются в локтях. Для полной подачи согнутых коленей вперед можно предложить ребенку ритмично похлопать по коленям. Вначале сама показываю, как надо спускаться, обращаю внимание детей на уверенный спуск их товарищей. Для предупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендую пружинистые покачивания на ногах. Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять упражнения – пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая пятки.

С этой же целью можно использовать игровые моменты при спуске со склонов. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одно подгруппа спускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху склона, во время спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру (позу): «Зайчик» - прижать пальчики (ушки) к голове, «Матрешки» - скрестить руки на груди или одну руку прижать к щеке, «Дозорные» - смотреть вперед в «бинокли» (кулачки) и т.д. Дети, стоящие внизу, должны определить, какую фигуру изображает тот или иной ребенок, кто выполнил фигуру лучше всех, чье задание было самым интересным. Затем они меняются ролями. Игра повторяется снова.

Обучение подъемам здесь так же требует большой подготовительной работы. При подъеме «Лесенкой» надо четко отработать боковые приставные шаги, где лыжи ставятся четко параллельно. А для этого проводим упражнения со зрительными ориентировками (перешагивание 3-5 палок, параллельно лежащих друг другу на расстоянии шага).

Для ощущения переноса веса тела с одной ноги на другую хорошо проводить первые подъемы на «Лесенку-ступеньку», заранее сделанную в снегу. Необходимо следить, чтобы все дети стремились преодолеть подъем, не снимая лыж.

В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. Здесь стремимся к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатисным, ритмичным. На каждом занятии провожу упражнения скольжения по прямой лыжне. С первых занятий большое внимание уделяю правильной посадке лыжника. Я показываю позу лыжника и поясняю: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а смотреть надо прямо».

Дети 5-7 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому провожу задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка» (10-15меторов).

В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.

Для закрепления навыка поворотов с детьми провожу игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т.д.

Постепенно дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.

III. Заключение

Систематической работой с детьми можно добиться хороших результатов.

В конце марта месяца провела открытое занятие на лыжах – малые зимние «Олимпийские игры», где родители познакомились с успехами наших детей.

Подводя итоги проделанной мною работы, нужно отметить, что к концу первой зимы, катаясь на лыжах, дети еще не умели принимать правильное положение, недостаточно согнутая в колене нога не давала возможности сильно отталкиваться при скольжении. Навыки скольжения только начинали формироваться. Самые лучшие результаты были у тех детей (Чеботарева Андрея, Ходаковской Полины, Шаповалова Артема, Жадовец Ульяны), которые уже раньше дома катались на лыжах, и у тех, кто проявлял большой интерес к лыжам, и катались почти ежедневно.

Лыжные прогулки и занятия способствуют воспитанию у детей морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучают преодолевать трудности и препятствия, формируют выдержку, воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Занятия лыжной подготовкой повысили активность детей, у них появилось желание кататься на лыжах в любую погоду.

Хочется обратить внимание на следующее: родители интересуются успехами детей, принимали активное участие: в конкурсе на лучшую фотографию «Зимняя прогулка на лыжах»; в ремонте спортивного лыжного инвентаря; участвуют в проведении занятий.

В заключении хочу подчеркнуть, что лыжные прогулки в лес, способствуют воспитанию у детей любви к природе, пробуждают чувства прекрасного и желания узнать что-то новое, интересное о своем родном крае.

kopilkaurokov.ru

Применение игр на лыжах.

Применение игр на лыжах очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры на лыжах необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут быть использованы и для развития физических качеств.

При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в младших классах (особенно при первоначальном обучении) можно использовать разнообразные игровые упражнения (задания).Для совершенствования техники скользящего шага целесообразно применять следующие игровые упражнения с элементами соревнований:

  • С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки. Упражнение выполняется поочерёдно на правой и левой лыже (естественно, без потери равновесия).

  • Преодолеть с места или с предварительного разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние.

  • Пройти без палок скользящим шагом заданный отрезок за наименьшее количество шагов. В зависимости от возраста и подготовленности школьников длина отрезка изменяется от 20 до 40 м.

  • Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной флажками. Расстояние между ориентирами (флажками, ветками) - один полный скользящий шаг. Постепенно с овладением техникой скользящего шага расстояние между ориентирами увеличивается с учётом условий скольжения на данном занятии (уроке).

Совершенствованию техники скользящего шага поможет проведение игры "Сороконожка на лыжах". Для игры необходимо иметь несколько верёвок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за верёвку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведёт команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без верёвки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперёд, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с верёвкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники ещё не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне.

Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом применяются следующие игры-задания:

  • Пройти заданный отрезок одновременным бесшажным ходом за наименьшее количество отталкиваний.

  • Пройти заданный отрезок одновременным ходом, отталкиваясь у ориентиров. Условия те же, что и в упражнении для скользящего шага, но учитываются и изучаемый одновременный ход, возраст, пол, и подготовленность школьников.

  • Одновременными ходами пройти участок с воротами из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении наклона.

Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чувства равновесия и улучшения координации при управлении лыжами используется передвижение коньковым ходом на равнине и под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).

В младших классах для совершенствования техники скользящего шага и элементов попеременного двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием можно провести соревнование-эстафету "Слалом на равнине". Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы "слалома", 5-6 флажков (лыжных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочерёдно. В конце трассы соревнующиеся обходят последний флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным ходом (для учащихся IV классов и старше), или скользящим шагом, или попеременным двухшажным ходом (для младших школьников). Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговариваются. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники сбили флажки или пропустили, они обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с заданной стороны. Победителем объявляется команда, закончившая эстафету первой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и искусственных) препятствий. Сложность трассы зависит от возраста и подготовленности школьников и от поставленных задач.

Подобные эстафеты могут проводиться и для развития физических качеств, в первую очередь быстроты передвижения на лыжах. В этом случае прокладывается «гладкая» (без препятствий) и прямолинейная лыжня. Эстафета может носить встречный характер. Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с максимальной скоростью и на коротких отрезках (в зависимости от возраста), но не более 200-250 м. Для развития других физических качеств (специальной выносливости в старших классах) длина этапов может быть увеличена, прокладывается замкнутая лыжня. Две противоположные длинные стороны (лыжни) прокладываются обязательно параллельно одна другой на расстоянии, зависящем от возраста учеников. Эти две лыжни соединены между собой короткими (50-150 м) перпендикулярными лыжнями, проложенными на равном расстоянии друг от друга.

Количество таких лыжней не меньше числа играющих (лучше в 2-3 раза больше, чем количество школьников).

Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количеству участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказавшиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» большее число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между параллельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально.

Можно использовать и другие варианты игр на развитие быстроты, например «Кто первый?». На учебной площадке игры, связанные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной работе и в различных физкультурно-массовых мероприятиях, например игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники игры -«охотники» - идут на поиск. «Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.

Можно провести и многие другие игры: «Найди флажок», «Быстрые тройки», «По следам» и др. Для изучения и совершенствования горнолыжной техники, а также для приобретения уверенности при спуске и воспитания чувства равновесия можно использовать следующие игровые задания на склоне:

  • Спуститься со склона в низкой стойке как можно дальше.

  • Спуститься с горы вдвоем (втроем), держась за руки.

  • При спуске собрать флажки, расставленные по обе стороны лыжни.

  • При спуске объехать (пропустить между лыж) предмет, лежащий на склоне. Начать спуск с узким ведением лыж. объезжая предмет, принять широкую стойку; затем вновь сузить лыжи.

  • Спуститься вдвоем на одних лыжах (партнер стоит сзади вплотную).

  • «Снежный биатлон». При спуске, не останавливаясь, попасть в цель двумя-тремя снежками.

  • При спуске на склоне пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной или из двух палок в виде треугольника (соединены над лыжней петлями). То же, выпрямляясь между воротами.

  • Спуск со склона на одной лыже (поочередно на правой и левой).

  • Спускаясь со склона, каждый школьник (без палок) переставляет флажки с одной стороны лыжни на другую, и наоборот (кто больше переставит флажков, предварительно расставленных в 0,5 м от лыжни).

Все указанные упражнения выполняются на хорошо укатанном, но не жёстком склоне, с которого удалены все посторонние предметы (камни, пни и др.). Длина и крутизна склона зависят от возраста и подготовленности школьников. Не менее интересно проходят игры и эстафеты на склонах, где школьники приобретают уверенность в преодолении спусков и в выполнении поворотов в движении. Можно, например, провести эстафету «Спуск с препятствиями». Крутизна и длина склона подбираются в соответствии с возрастом и подготовленностью участников, главное требование - должна быть обеспечена безопасность спуска. На склоне прокладываются параллельные трассы по числу участвующих команд (обычно 2-3), но это зависит и от ширины склона. На трассе устанавливаются ворота (не более 4-5) из лыжных палок и несколько флажков.

Состав команд зависит от количества учеников (лучше не более 4-6 человек). Это позволит увеличить количество повторных спусков и избежать длительных простоев. По команде учителя первые номера начинают спуск (без палок) по параллельным трассам, преодолевая ворота и собирая флажки. Лыжник, спустившийся первым, получает наибольшее количество очков, второй - на одно очко меньше и т.д. Каждый участник получает дополнительно по одному очку за каждый поднятый флажок. За сбитые или пропущенные ворота снимается по одному очку. Таким образом поочередно парами (тройками и т.д.) преодолевают трассы все участники. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков всеми участниками. На склонах игры проходят более интересно и всегда привлекают школьников. Каждый учитель сам сможет подобрать различные по характеру и сложности игры и игровые упражнения в зависимости от задач, пола, возраста и подготовленности школьников.

Чаще всего игры и игровые упражнения проводятся с учащимися младших и средних классов, но и в старших классах их следует применять, особенно при развитии физических качеств (например, быстроты).

Список использованной литературы:

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

infourok.ru

Игровые упражнения и игры на лыжах .

www.openclass.ru

Тема

Мин

Расшифровка

Примечания

I.

Подготовительная часть:

1. Построение.

2. Подготовка и проверка спортивного инвентаря.

3. Разминка на лыжах.

12'

2'

2'

8'

8'

Объявление задачи урока.

Проверка присутствующих.

Инвентарь должен быть готов к занятиям.

Прохождение дистанции 1км.

Лыжными ходами с палками и без.

Кратко, чётко, понятно.

 

 

Темп средний.

II.

Основная часть:

Игры способствующие усвоению совершенствованию техники.

60'

 

 

1. « Кто лучше?»

 

Лыжник должен пройти отрезок 20-50 метров, следя за тем, чтобы скольжение на лыжах было однородным. Тот, кто не делает ошибок, тот не переходит на двухпорное скольжение, получает наибольшее количество баллов. За каждую ошибку снимается балл. Игру можно проводить командами.

Игра проводится на накатанной лыжне.

2. «Скользи дольше»

 

С разгона в 3 шага от стартовой линии одновременным бесшажным ходом, делается не более 4-х отталкиваний руками. На месте остановки после 4-го отталкивания проводится черта. Побеждает тот, кто скользит дольше всех.

Игру можно проводить как индивидуально, так и командой.

3. Повороты.

 

Лыжник с разгона 15-20 метров выполняет поворот переступанием влево (вправо). Оценивается в баллах правильность и быстрота поворота.

Побеждает лыжник, набравший больше всех баллов.

Игры развивающие преимущественно быстроту.

 

4. « Быстрая команда»

 

 

 

 

В каждой команде по 4-6человек. команды выстраиваются на старте в колонну по одному. По сигналу первые номера пробегают размеченный отрезок, огибают флажок, передают эстафету вторым номерам и т.д. Побеждает команда которая раньше заканчивает соревнование.

 

 

 

Игра проводится с  палками и без палок.

5. «Быстрый лыжник»

 

Игра проводится на хорошо накатанных отрезках лыжни 50-100 метров. Все участники разбиваются на группы 3-4 человека каждая по сигналу стартует, стараясь как можно быстрее преодолеть участок. По два лыжника от каждой группы, занявшие Iи IIместа, выходят в следующий забег. Победители забега соревнуются между собой.

Игра проводится с палками и без палок. Только одновременным одношажным ходом, только попеременно двухшажным ходом.

6 «Эстафета с гандикапом»

 

Проводить игру рекомендуется, когда в классе дети имеют различную технику или физическую подготовку. Против сильного техника, проходящего дистанцию целиком, выставляют 2-4 слабых, каждый  из которых пробегает лишь свой участок дистанции.

Разрешается разделить команды на мальчиков и девочек или сделать смешанные команды.

Игры развивающие силу и выносливость:

 

7. «Шире шаг»

 

 

 

 

Игра проводится на лыжне 50-100 метров. Лыжник должен пройти дистанцию по переменным двухшажным ходом без палок сильно отталкиваясь ногами, стараясь идти как можно шире шагом. Побеждает тот , кто сделает меньше шагов на отрезке. Побеждает та команда, участники которой сделали меньше шагов.

 

 

 

 

Игра проводится с палками и без.

8. «Сильнее оттолкнись»

 

На лыжне 50-100 метров лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать как можно меньше отталкиваний до флажка ограничивающего отрезок. Победитель определяется по меньшему числу отталкиваний. Команда победителей - по наименьшей сумме отталкиваний всех членов команды.

Игра проводится с палками и без.

9. «Буксиры»

 

Участники игры распределяются на пары, равные по силам. Каждой паре дается веревка длинной около 6 метров (резиновый бинт). Второй запрягает своего партнера,  по сигналу первого номера буксирует 2-х до флажка. Обозначает поворот, у флажка меняются и возвращаются обратно к линии старта. Побеждает команда , сумевшая раньше пройти дистанцию.

Рекомендуется проводить игру на хорошо накатанной лыжне.

 

III

Заключительная часть:

Построение, подведение итогов, домашнее задание.

3'

Выявление лучших лыжников по итогам игр.

Быстро, четко, и объективно по итогам занятии.

5. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижению на лыжах. Методика обучения передвижению на лыжах

Похожие главы из других работ:

Активное долголетие

2.2. Ходьба на лыжах

Этот вид циклических упражнений используется в северных регионах с соответствующими климатическими условиями и по своему оздоровительному воздействию не уступает бегу. При ходьбе на лыжах, помимо мышц голени и бедра...

Видеоанализ технико-тактического мастерства дзюдоистов (юниоров) при подготовке к отборочным соревнованием

1.1 Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании технико-тактического мастерства

В области физической культуры и спорта термин «базовая» (подготовка, техника и т.д.) нашел свое широкое применение. Слово «база» (от греч. «базис») означает основание, фундамент, основа. Так, физическое воспитание школьников, как отмечает Л.П...

Влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболисток 13-14 лет

1.4 Использование подвижных игр в волейболе

подвижный игра волейбол тренировочный Актуальность .Прессинг большого спорта, новые задачи стоящие перед подготовкой спортсменов, вызывают необходимость более гибкого сочетания применяемых средств и методов...

Влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболисток 13-14 лет

1.5 Использование подвижных игр для технико-тактической подготовки волейболистов

Применение подвижных игр в спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники [10]...

Коммуникационная политика турфирмы

1.5 Роль интернета в совершенствовании коммуникационной политики

Рассмотрим одно из основных направлений реализации продукции турфирм через глобальную сеть Интернет. Internet - это единая сеть...

Методика обучения передвижению на лыжах

1. Значение катания на лыжах для детей дошкольного возраста

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вызывает активные действия крупных мышечных групп. Широкая амплитуда движений...

Методика обучения передвижению на лыжах

3. Виды и способы передвижения на лыжах

Прежде чем начинать обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, необходимо уточнить основные способы передвижения, спусков, подъемов, торможения, поворотов. Правильная техника передвижения на лыжах - это система движений...

Методика совершенствования гибкости бобслеистов 18-26 лет

1.1 Оптимизация построения тренировочного процесса в совершенствовании гибкости

Научная организация процесса планирования подготовки в спорте высших достижений предполагает его оптимизацию - выбор в конкретных условиях наилучших методик, вариантов тренировки, ведущих к высоким спортивным результатам...

Особенности тактических основ Hattrick

4. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИГРОВЫХ ТАКТИК

Система 4-4-2 Наиболее яркие представители: MU, Arsenal, Juventus, Real Madrid, Holland, Brazil Наилучшее использование: Хороша в любой ситуациии в любое время. Диагноз: Лучшая тактика в плане универсальности...

Первоначальное обучение катанию на лыжах

Падения и повороты на лыжах

Уметь падать очень важно. Это самое простое средство регулировать свою скорость, если лыжи вдруг «понесут» вас с нежелательной скоростью. Падать нужно только на бок, широко раскинув руки (рис. 8)...

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости у старших дошкольников

Глава I. Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом

I.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей шести-семи лет На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь в физического и психического развития...

Процесс бронирования гостиничного номера

2. Применение информационных технологий в совершенствовании процесса бронирования

Конкурентное преимущество и даже выживаемость предприятий индустрии гостеприимства зависит от нововведений в области информационных технологий. В настоящее время без таких основных направлений развития информационных технологий...

Разработка экскурсии "Реликвии Эски Кермен"

1.1 Определение темы, цели, заданий экскурсии, формы ее проведения

Подготовка экскурсии предполагает выполнение нескольких этапов работ, основными являются: определение темы, цели, заданий экскурсии, формы ее проведения...

Технологии обслуживания клиентов в ООО "Петра-Восточный"

3.2 Основные направления в совершенствовании деятельности ООО «Петра-Восточный»

В качестве приоритетных направлений по совершенствованию деятельности ООО «Петра-Восточный»...

Физкультурно-спортивные сооружения для детей дошкольного возраста

2. Оборудование детских игровых площадок

Из практики известно, что основой развлечения детей являются разнообразные игры, которые воспитывают и способствуют гармоничному физическому развитию. Оборудование детских площадок, независимо от места их расположения (детсад, парк, сквер...

sport.bobrodobro.ru


Смотрите также