Идеомоторные упражнения примеры упражнений


Пример идеомоторной тренировки. - nlpt

Автор Алексеев Анатолий Васильевич. "Ауто...Гипно...Идео...Моторика" (система АГИМ). Источник - Спортивная психология На фото - области применения идеомоторики Приведу пример из далекого уже 1971 года. То, что я увидел тогда, буквально ошеломило меня и не перестает удивлять до сих пор. Дело было в Душанбе, на олимпийской базе по прыжкам в воду. На так называемом "сухом" трамплине (с которого прыгают не в воду, а в яму, заполненную поролоном) тренировалась мастер спорта, входившая в пятерку лучших в стране. Спортсменка отрабатывала прыжок "из передней стойки два оборота вперед в группировке с разбега". Её тренер, довольно молодой человек, имевший несколько учеников, входивших в сборную команду СССР, сидел, откинувшись на спинку стула, закинув ногу на ногу, и очень спокойно, даже философски-меланхолично говорил после каждого прыжка одну и ту же фразу: "Надя, выноси руки..." Наблюдая со стороны за ходом тренировки, я подсчитал, что это он повторил 22(!) раза, после чего так же очень спокойно произнес: "Надя, пошла к черту...". На этом тренировка закончилась и расстроенная спортсменка, ни сказав ни слова, ушла. Подойдя к тренеру, я назвал себя и между нами произошел короткий разговор:

- Скажите, пожалуйста, почему Надя никак не выполняла Вашего указания?

- Это нужно у нее спросить, - многозначительно усмехнувшись, ответил тренер.

- А можно мне разобраться в чем тут дело? - Пожалуйста! - как бы одаривая высочайшей милостью, ответил он, за что я ему весьма благодарен, так как в те годы нередко на мое предложение оказать ту или иную помощь спортсменам, их наставники отвечали в том плане, что "не лезьте, уж, в душу с разными там психологиями".

Пригласив Надю к себе в номер, я спросил ее: "Скажите, пожалуйста, что такое "выноси руки"? И эта 16-летняя весьма смышленая и приятная девушка объяснила мне, что в момент отталкивания от трамплина кисти рук нужно поднять над собой ("вынести") предельно высоко и лишь после этого начинать "крутку", то есть то вращательное движение вперед, с которого и начинается само сальто.

- А в чем была Ваша ошибка?

- Я поднимала руки лишь до уровня плеч, не выше головы и сразу начинала "крутку".

- Почему же Вы, зная, что нужно делать, не делали этого? - удивился я.

- Не знаю... - растерянно ответила девушка. - Я знаю, что надо делать, но не знаю почему это у меня не получается...

Подобный ответ я слышал потом не раз от многих спортсменов, представлявших самые различные виды спорта - он является весьма характерным при неспособности точно выполнить нужное движение. Итак, запомните эту формулировку - я знаю, что надо делать, но не знаю почему у меня это не получается. А я теперь знаю, почему...

С помощью грузика, подвешенного на нитке к указательному пальцу ведущей руки я проверил у спортсменки качество связей между ее мозгом и мышцами - они оказались вполне удовлетворительными, на хорошую "тройку". Затем объяснил в чем сущность идеомоторных образов и чем они отличаются от зрительных и попросил сделать следующее - стоя с опущенными руками закрыть глаза и идеомоторно представить правильный "вынос" рук, после чего открыть глаза - для меня это будет сигналом, что задание выполнено. Включил секундомер и стал наблюдать за спортсменкой. Прошли три секунды (время, более чем достаточное, чтобы представить правильный "вынос" рук), шесть секунд, десять, а спортсменка все еще не открывала глаз. - В чем дело, Надя? - мягко спросил я. - Не могу представить, - ответила она виновато. Я не поверил, я был поражен! Мне в те годы казалось, что представить можно всё, что угодно, а тем более такое простое движение как "вынос" рук. Опыт повторили. Снова прошло 10 секунд, а глаза по-прежнему оставались закрытыми.

- Простите, - прервал я опыт, - а что Вам видится, что происходит в Вашей голове, когда Вы представляете правильный "вынос" рук?

- Я вижу, что руки поднимаются на уровень плеч, не выше головы, а дальше никак не идут... Но я очень стараюсь их мысленно поднять так, как надо... Не получается... - растерянно ответила девушка.

Так вот где, как говорится, собака зарыта! Многократно (не 22 раза, а по меньшей мере 1222 раза) произведенные неверные движения оставили в памяти спортсменки настолько прочный соответствующий след, что он никак не хотел уступать места правильному мысленному представлению этого элемента спортивной техники. Чтобы выйти из создавшегося положения, мы поступили следующим образом - с помощью правильно выполняемых "выносов" рук начали "пробивать" путь от мышц в мозг. Для этого Надя 10 раз подряд в слегка замедленном темпе и очень точно физически произвела правильный подъем рук, произнося каждый раз слово "вверх!". Выполнив такое задание три раза подряд с перерывами в одну минуту, Надя снова закрыла глаза и попробовала мысленно представить нужное движение в его идеальном варианте. Теперь ее руки в ее мысленном представлении стали подниматься несколько выше, чему она очень удивилась и обрадовалась. В общем, поработав таким образом около 40 минут, мы добились, что спортсменка наконец-то смогла представить правильный "вынос" рук и начала это мысленно делать столько раз подряд и правильно, сколько требовалось. А на следующее утро во время тренировки ее руки как бы сами по себе начали выполнять нужное движение так, как это полагалось!

- А вы оказывается можете работать тренером, - несколько удивленно сделал вывод наставник Нади.

nlpt.livejournal.com

Реферат: Идеомоторная тренировка

ВВЕДЕНИЕ

Многие спортсмены успешно используют метод мысленных повторений движений как процедуру, способствующую ускорению процесса обучения приемам и навыкам, а также как элемент настройки перед выполнением упражнений. Тренеры по спортивной гимнастике, аэробике часто используют данный метод при подготовке спортсменов. Данное эффективное средство спортивной тренировки используется буквально во всех видах спорта. Те спортсмены, которые подружились с идеомоторной тренировкой и видят в ней пользу, как правило, выступают на соревнованиях успешней других.

Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

Актуальность темы состоит в том что идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить "мышечную выносливость", спортивную работоспособности и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках. Идеомоторика так же эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями.

Цель работы исследовать методы идеомоторной тренировки и сенсорной репродукции.

Задачи изучение проблематики метода идеомоторной тренировки в спорте и в регуляции психических состояний.

1. Понятие идеомоторная тренировка

Идеомоторная тренировка- это мысленное представление движений. Одни спортсмены находят, что идеомоторная тренировка полезна, другие, напротив, не только не умеют ее использовать, но и уверены, что она мешает им, отнимает их время. Причиной разочарования таких спортсменов в эффективности ее применения в тренировочном и соревновательном процессе является не сама ее сущность, а лишь неправильное применение данного метода.

Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым подспорьем для подготовки спортсменов, и эту способность необходимо развивать.

Некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. В добавление к мысленному представлению своих движений путем визуальных представлений большинство спортсменов используют и мысленную самооценку кинестетических ощущений, связанных с воспоминанием о выполнении того или иного движения.

Очень важно для спортсмена иметь в своем арсенале способность к развитию и совершенствованию тех ощущений, которые соответствуют выполнению определенной деятельности. А это также отдельный аспект спортивной тренировки. Многие тренеры помогают своим воспитанникам заблаговременно вывести на необходимый уровень напряжение соответствующих мышечных групп. Спортсмены, которым необходимо повысить свою эмоциональную настройку перед выходом на старт, стараются представить себя в ответственных соревновательных ситуациях. Те же спортсмены, кому, наоборот, надо снять излишнее напряжение, стремятся увидеть себя отдыхающими или выполняющими упражнения в спокойных условиях.

Для понимания сущности идеомоторной тренировки нужно определить разницу между мысленным представлением движений и обычным процессом образных представлений человека. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.

Визуальные и кинестетические мысленные представления реальных движений рекомендуется использовать гимнастам, акробатам, поскольку для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия. Мысленное повторение применяется для того, чтобы помочь спортсменам путем воспроизведения зрительных и кинестетических представлений лучше усвоить особенности техники выполнения сложного движения.

Развивая свои способности к образному представлению тех или иных ситуаций, вы через некоторое время обнаружите, что легко можете воспроизводить их в своей памяти. Вместо того, чтобы запоминать группы отдельных образов, а уже потом создавать из них в своем сознании целые картины, вы, напротив, можете видеть сразу полную картину действий в их развитии, а в случае необходимости вычленять из нее отдельные кадры.

Достижению успеха в идеомоторной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий.

Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления. Закономерности:

. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.

. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.

. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.

. При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.

. При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.

. Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.

. Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.

2. Идеомоторная тренировка и настройка к действию

Непосредственная подготовка к спортивному движению несет в основном психологическую направленность. Именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки к движению в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная или техническая.

Выделяется два этапа в непосредственной подготовке к движению. Задача первого этапа сводится к улучшению функциональных возможностей спортсмена и работоспособности организма. На этом этапе используются следующие средства: ходьба, бег, прыжки. Это есть так называемая разминка.

Задачей второго этапа является установление оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью центральной нервной системы.

Для составления индивидуальных идеомоторных программ необходимо знать, какими мыслями должно быть занято сознанием спортсмена. У большинства спортсменов в мыслительной деятельности центральное место занимает представление о предстоящем движении и тактическом действии.

Спортсмены высокой квалификации имеют четкие представления о технике хорошо освоенных движений. В содержание их входят: представления общего контроля движения в целом, пространственные параметры( амплитуда), временные( быстрота), пространственно- временные(темп), силовые( напряжение).

Большая часть спортсменов перед стартом стремятся представить основные моменты предстоящего движения, акцентируют внимание на точности воспроизведения силовых и мышечно- двигательных усилий заданной программы.

3. Принципы идеомоторной тренировки

Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые пришли к убеждению ее необходимости в результате длительных эмпирических поисков. Низкоквалифицированные спортсмены не имеют навыков ее проведения.

Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, индивидуализации. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:

. Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьезного отношения к методу.

. Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.

. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными.

. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.

. Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально- психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют ее чаще и намного эффективнее.

. Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно- двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.

. Принцип вербализации. Проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.

. Принцип дозирования. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания- однократно.

4. Методические рекомендации по идеомоторной тренировке

При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи:

Задача 1- создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать ее в тренировочном процессе.

Средства- беседы. Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике- неправильное или расплывчатое представление о движении. Спортсмены, неумеющие сосредотачивать свое внимание на деталях техники движения, не способны прислушиваться к своему телу. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений.

Средство- анализ тренировочных занятий. Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нем нередко закрепляются ошибки. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать свое состояние.

Средство- анализ специальной разминки. Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют ее суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток.

Средство-сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения. Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно- двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они способствуют оптимальному варианту техники.

Задача 2- научить спортсменов находить в движении основные моменты.

Средство: объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчет спортсмена.

Задача 3- развитие у занимающихся умений вызывать мышечно- двигательные представления и ощущения.

Средства: самоанализ, самоконтроль. Мысленное выполнение упражнений и действий.

Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

5. Цвет и сенсорная репродукция

Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволило использовать цветовые предпочтения в качестве диагностических методов. Нашим сотрудником С. В. Чермяниным в 1982 г. была предложена методика «Контрасты», в основе которой лежат предпочтения сочетаний различных цветов, выражаемые в 10-балльной шкале и характеризующие эмоциональное состояние, а также некоторые «базисные» свойства обследуемых. Получаемые с помощью методики «Контрасты» показатели достоверно и разнонаправленно коррелируют с тревожностью, стрессоустойчивостью, некоторыми вегетативными индексами и показателями межличностного восприятия. Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различных факторов, в то же время у каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности.

В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих пациентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет костюма, галстука и т. д.). В отдельных случаях «социализированные» (и поэтому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении).

При гетерогенных занятиях и заданиях на дом по аутогенной сенсорной репродукции используемые образы необходимо целенаправленно «окрашивать», давая пациентам обоснованные рекомендации. При отсутствии таких рекомендаций пациенты «окрашивают» образы самостоятельно, при этом не всегда адекватно. В этих целях на основании рекомендаций Г. Филинга и К. Ауэра и собственного опыта нами предлагается использовать данные о психоэмоциональном воздействии цвета, приведенные в табл.

С учетом клинико-психологической направленности сюжетная развертка седативного характера, используемая в процессе групповых занятий, приобретает следующий вид (используется на фоне состояния релаксации): «Представьте себе как можно ярче - теплый летний день..., голубое-голубое небо..., неяркое летнее солнце..., слегка розовеющие по краям облака... Вы стоите на ровном бескрайнем поле..., теплой коричневой земли почти не видно - повсюду мягкая зеленая-зеленая трава..., как можно ярче представьте - зеленая-зеленая, до самого горизонта..., невдалеке от Вас зеленеет лес..., сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы...» и т. д. Аналогичные рекомендации даются в заданиях на сенсорную репродукцию при самостоятельных занятиях и при использовании метода внушенных сновидений (см. ниже).

В ряде случаев важно обратить внимание пациентов на целесообразность сознательного выбора цвета одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т. д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. Художественно одаренные личности, тонко и чутко воспринимающие окружающий мир, нередко прибегают к подобным приемам. Так, известный автор детективных романов - Жорж Сименон, - по его признанию, для повышения работоспособности часто надевал по утрам красную пижаму. Красный цвет оказывал на него сильное мобилизующее воздействие: «Мне нередко случалось, не вылезая из красной пижамы, писать вот таким образом по шесть-семь рассказов в день».

Известно также, что еще В. М. Бехтерев использовал цвет в целях усиления психотерапевтического воздействия на эмоциональное состояние своих пациентов. В клинике нервных болезней Военно-медицинской академии до сих пор сохранилась комната, где В. М. Бехтерев проводил сеансы психотерапии. В этой комнате есть выдвижные рамы со стеклами красного и синего цвета.

У больных в состоянии депрессии намного улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном свете и, наоборот, синий свет благотворно действовал при возбуждении.

цвет сенсорный идеомоторный тренировка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:

во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод "проб и ошибок".

Что касается сенсорной репродукции и цвета, при всех спорах о различиях в действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны - у красного цвета, затем у оранжевого и желтого и т. д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) - успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать пациентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет, как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова А.Н. Такая разная психология. - М.: Современник, 2002, 28 с.

. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978, 224с.

. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24с.

. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.

. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 2000, 266 с.

Теги: Идеомоторная тренировка  Реферат  Туризм

dodiplom.ru

Идеомоторная тренировка

Идеомоторная тренировка

Возможно ли повышение силы мышц при мысленном представлении их сокращения?

Под идеомоторной тренировкой (ИТ) понимают мысленное представление движений. Этот метод широко используется в качестве дополнения к спортивным тренировкам. Раньше положительное воздействие ИТ признавалось прежде всего при в тренировке когнитивных способностей[1], но в последние годы большое внимание уделяется исследованиям влияния идеомоторной тренировки на двигательные функции. Результаты этих научных исследований получают большой отклик (в том числе в прессе), т. к. они доказывают, что одно только представление мышечных сокращений повышает сократительную силу мышц.

На веб-сайте Spiegel Online, например, в 2001 г. появилась статья «Ментальная гимнастика — как мысли влияют на рост мышц», в которой рассказывалось об исследовании, проведенном группой Guang Yue[2]. Несмотря на название, Yue и его коллеги не занимались изучением того, может ли ментальная тренировка мышечной силы (представление максимальных сокращений мышц — нем. IMK-тренировка) вызывать гипертрофию мышц и помогать в повышении мышечной массы. Такое вряд ли кто-то мог предполагать. Но в действительности их исследования подтвердили, что при систематической идеомоторной тренировкой может значительно повышаться максимальная сила.

В рамках IMK-тренировки активизируются когнитивные процессы[3]. Удивительным (и, возможно, неожиданным) образом такие процессы способствуют физической адаптации, которая обычно ассоциируется с упражнениями с гантелями и штангой. С другой стороны, рост максимальной силы без физических тренировок — явление, наблюдавшееся учеными и ранее. Ими были описаны явления контралатерального переноса, или эффект пересечения (crossing effekt), при которых пользу от унилатеральной силовой тренировки получает также конечность с противоположной стороны[4].

Воздействие силовой ИТ впервые было подтверждено на примере упражнений на отведение мизинца[5]. Наблюдение тренировок в течение 4 нед. показало, что группа IMK добилась практически такого же повышения изометрической максимальной силы, как и группа, завершившая цикл соответствующих физических силовых тренировок (с максимальными изометрическими сокращениями) — 22,0 против 29,8 %. Если сравнить эти результаты с показателями нетренированной контрольной группы (3,7 %), то повышение силы — колоссальное. Такой эффект наблюдался и при изучении более крупных мышечных групп. Так, например, при исследовании мышц-сгибателей локтевого сустава (13,5 %)[2] и подошвейных сгибателей голеностопного сустава исследователи[6] обнаружили, что после IMK-тренировки максимальный крутящий момент увеличился примерно на 20 %.

В одной из работ, посвященной изучению тренировок студентов с упражнениями с силовым жимом лежа[7], мы также наблюдали значительный, хотя несколько меньший (5,7 %), эффект IMK. Следует заметить, что объем тренировки, т. е. общая продолжительность пятисекундных упражнений мысленного «проигрывания» силы, был относительно небольшим (11 мин по сравнению, например, с 75 мин в вышеописанном исследовании Yue, Cole, 1992). От нетренированных мышц, таких как мышцы, отводящие пальцы, можно ожидать большей степени повышения силы, чем от мышц тренированных, например больших грудных мышц наших студентов. В одной из последующих работ мы также показали, что высокоинтенсивную силовую тренировку (тренировку с нагрузками > 90 % максимальной силы) можно в значительной степени компенсировать IMK-тренировкой[7]. Кроме того, в этом исследовании сравнивались результаты при четырех различных степенях «мысленного» сокращения (75, 50, 25, 0 %). При сравнении показателей после упражнений с высокой долей мысленно «проигрываемых» сокращений мышц (50 или 75 %) было обнаружено практически такое же повышение силы, какое может достигаться только в результате физической тренировки.

Для максимального эффекта IMK-тренировка должна проводиться строго определенным образом, как показано в работе Ranganathan[2]. Участники исследования, одновременно с физическими упражнениями небольшой интенсивности представлявшие себе максимальные сокращения мышц, добились значительного увеличения силы (> 20 %), в то время как только физические упражнения не привели к значимому повышению силы. Очевидно, что эффект IMK-тренировки зависит от определенной методики представления. Поэтому кинестетические представления своих собственных мышечных сокращений приводят к хорошим результатам. С этой точки зрения вышеупомянутая статья из Spiegel-Online также непонятна. Участвующие в эксперименте как раз не получают задания в процессе идеомоторной тренировки думать только о физических упражнениях. Они должны в своем воображении как можно более отчетливо представлять себе, как развивается сила. При этом мысленно «проигрывается» ощущение движения, обусловленное сокращением мышц, а сами мышцы в действительности не напрягаются.

Как можно объяснить такое неоднократно доказанное и достаточно значимое воздействие IMK-тренировок? Максимальная сила — помимо мышечных факторов — сильно зависит от степени произвольной нервно-мышечной активации и, соответственно, процессов активации ЦИС[8]. Поэтому вполне вероятно, что повышение силы в результате идеомоторной тренировки следует понимать как вид оптимизации мышечной активности и, таким образом, адаптацию центральной нервной системы. Такая интерпретация подтверждается и нейрофизиологическими исследованиями, которые обнаруживают повышение сигнала ЭЭГ в определенных областях мозга после идеомоторной тренировки, направленных на развитие силы[9]. Сигнал ЭЭГ понимается в связи с этим как нейронный аналог двигательных сигналов, который определяет степень активации мышц.

Таким образом, принимая во внимание все имеющиеся результаты исследований, на вопрос, поставленный в названии данной статьи, можно ответить положительно. Воздействие IMK-тренировки, доказанное при работе с разными группами мышц, демонстрирует то, что существенного и важного с практической точки зрения роста силы можно достигнуть, и не прибегая к физическим упражнениям. Однако потенциал силы, полученный в результате IMK-тренировки, сравнительно ниже. В настоящее время представляется целесообразным и перспективным развитие и внедрение IMK-тренировок как в профессиональном спорте, так и в спортивной медицине[10].

Об авторе

Mathias Reiser

Доктор Mathias Reiser — ведущий научный сотрудник в области спортивной психологии и кинезиологии в Институте спортивной медицины при университете Юстуса Либиха, Гиссен. Он специализируется на видах моторного контроля и моторного обучения и в особенности на идеомоторной тренировке и вариативности движений.

Читайте также

Источники

  1. ↑ Driskell E., Copper C., Moran A. Does mental practice enhance performance? Journal of Applied Psychology. 1994; 9: 481-492.
  2. ↑ 2,02,12,2 Ranganathan V.K., Kuykendall T., Siemionow V., Yue G.H. Level of mental effort determines training-induced strength increases. Society for Neuroscience. 2002; 32: 768-773.
  3. ↑ Munzert J., Lorey B., ZentgrafK. Cognitive motor processes: The role of motor imagery in the study of motor representations. Brain Research Reviews. 2009; 60: 306-326.
  4. ↑ ShimaN., IshidaK., MorotomeK. et al. Cross education of muscular strength during unilateral resistance training and detraining. European Journal of Applied Physiology. 2002; 86: 287-294.
  5. ↑ YueG., ColeK.J. Strength increases from the motor program: comparison of training with maximal voluntary and imagined muscle contractions. Journal of Neurophysiology. 1992; 67: 1114-1123.
  6. ↑ Zijdewindl., ToeringS. T, BessemB. et al. Effects of imagery motor training on torque production of ankle plantar flexor muscles. Muscle Nerve. 2003; 28: 168-173.
  7. ↑ 7,07,1 Reiser M. Kraffgewinne durch Vorstellung maximaler Mus-kelkontraktionen. Zeitschrift fur Sportpsychologie. 2005; 12: 11-21.
  8. ↑ GtillichA., SchmidtbleicherD. Struktur der Kraftfahigkeiten und ihrer Trainingsmethoden. Deutsche Zeitschrift fur Sportmedizin. 1999; 50: 223-234.
  9. ↑ Ranganathan V.K., SiemionowV., LiuJ.Z. et al. From mental power to muscle power — gaining strength by using the mind. Neuropsychologia. 2004; 42: 944-956.
  10. ↑ Zentgraf K., Lorey B., Reiser M., Munzert J. Bewegungsvor-stellungstraining in der motorischen Rehabilitation. Neurologie 8c Rehabilitation. 2009; 15: 242-248.

sportguardian.ru


Смотрите также