Урок русского языка по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласные". 6-й класс. И ы после приставок упражнения 6 класс


Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы Ы И после приставок на согласный"

Урок по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный"

Цель: Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.

Задачи: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;тренировать умение выделять приставки в словах.

Развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.

Прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок формирования (открытия) новых знаний.

Метод: словесный, наглядный, частично-поисковый

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

1.Выпишите слова с пропущенными орфограммами, разделяя их 2 две группы.

Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

Оцените работу соседа по парте По каким признакам распределяли слова?

Ученики: (По специальному правилу и по сильной позиции)

По спец.правилу По сильной позиции

Предполагал солнышко

Жёлто-красным освещают

Рассыпались далекие

Посуду осинового

ковром

2.Словообразовательный анализ.

Безлунная, вырастут, расположение.

Учащиеся разбирают слова по составу и рассказывают об их образовании.

III. Проблемное объяснение нового знания:

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

А в какую группу вы отнесли слово ПОДЫСКАТЬ?

(По сильной позиции= ИЩЕТ)

Хорошо, но как быть со словом разЫскивать? На него тоже падает ударение?

- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

- Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

- Какова задача урока? Научиться это делать

Проанализируйте такие пары слов:

история – предыстория интересный – безынтересныйиграть – отыгрывать

заигрывать – подыгрывать

Выигрывать – разыгрывать

Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Сказать об исключениях МЕЖ СВЕРХ ВЗИМАТЬ

меж – межиздательский

сверх –сверхинтересный

контр –контригра

дез – дезинформация

Это слова с иноязычными приставками. Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

Чтение правила Стр. учебника 91

IV. Первичное закрепление.

1) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание

Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный

3) Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные)

4) Составление словосочетаний.

Учащиеся записывают словосочетания с глаголами.

Сыграть, подыскать, подытожить, разыграть. Разыскать.

5)Объяснительный диктант.

Гаврик и Петя сыграли на пробу одну партию ушками Гаврика, но это еще больше раззадорило Петю.» Гаврик, дай на разживу десяток»,-сказал Петя. Он чуть не плакал. Гаврик сжалился над приятелем и дал ему в долг на отыгрыш две ушки.(По В.Катаеву)

Повторяется правописание приставок, букв ы-и после приставок, постановка знаков препинания в сложных предложениях, при обращении и прямой речи

5) Написать мини-сочинение, используя данные слова:

предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.

V.Домашнее задание.Упражнение 346, правилостр 91

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

1.Попробуйте построить схему или модель правила, которое мы изучили.

Мини-тест

1.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И ?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

infourok.ru

Урок русского языка на тему "Ы-И после приставок" (6 класс)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ « Ы-И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК »

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

знать условия выбора гласных ы - и после приставок;

уметь находить данную орфограмму, письменно объяснять условия выбора данных букв

Образовательные:

  1. формировать умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;

  2. тренировать умение выделять приставки в словах;

Развивающие:

  1. развивать схематическое мышление, зрительное внимание, память, словарный запас, устную и письменную связную речь.

  2. расширить познания детей в истории.

Воспитательные

  1. воспитывать умение работать в команде, в паре, индивидуально;

  2. обогащать духовный мир учеников.

У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ! МЫ ВСЁ СМОЖЕМ! УСПЕХА ВСЕМ!

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ БЛИЦ-ОПРОС «МОЗГОВАЯ АТАКА»

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ РАБОТА С ПЕРФОКАРТАМИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕТРАДЯХ (ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ФИПИ

РАЗДЕЛ «ГРАММАТИКА»)

Р..СТОК ПОЛ..ЖЕНИЕ К..САТЬСЯ

ИЗЛ..ГАТЬ З..РЯ СК..ЧОК

ТВ..РЕНИЕ Р..ВНИНА ПОДГ..РЕЛ

ПОПЛ..ВОК СКЛ..НИЛ ОБМ..КНУЛ

СОБ..РУ БЛ..СТАТЬ ОТД..РИ

ВЫМ..Р ОТТ..РАТЬ СОЧ..ТАНИЕ

ЗАП..РЛИ ЗАЖ..ГАЙ ЗАСТ..ЛИ

ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЦЕПОЧКА» (ФИПИ РАЗДЕЛ «ГРАММАТИКА» ЕГЭ 11 класс)

НАЙДИТЕ НОВОЕ СЛОВО-ИСКЛЮЧЕНИЕ

РАЗ..СКИВАТЬ, БЕЗ..СХОДНЫЙ, ПОД..ЫГРАТЬ, ПОСТ..НДУСТРИАЛЬНЫЙ, СВЕРХ..З..СКАННЫЙ, КОНТР..ГРА, С..ГРАВШИЙ, ПОСТ..МПРЕССИОНИЗМ, ВЗ..СКАНИЕ, БЕЗ..НТЕРЕСНЫЙ, ПРО..ГРЫШ, БЕЗ..НВЕНТАРНЫЙ, БЕЗ..СКУСНЫЙ, ЗА..НТЕРЕСОВАННЫЙ, ПО..СКАТЬ, ВЗ..СКАТЬ, НЕ..ЗВЕСТНЫЙ, С..МИТИРОВАТЬ, ИЗ..СКАТЬ, СВЕРХ..НВИСТИЦИИ, НА..ГРАТЬСЯ, МЕЖ..ГРОВОЙ, ДЕЗ..НФОРМАЦИЯ, ИЗ..МАТЬ, ПРЕД..ЮНЬСКИЙ, ЗА..СКИВАТЬ, ВОЗ..МЕТЬ, ПАН..СЛАМИЗМ, ПРЕД..ДУЩИЙ, ПОД..ТОЖИТЬ, РОЗ..СК, БЕЗ..ГОЛЬНЫЙ, ВЗ..МАТЬ.

КАКУЮ БУКВУ –Ы ИЛИ –И ВЫ СТАВИТЕ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА В СЛОВАХ, ПРИНАДЛЕЖАВШИХ ИЗВЕСТНОМУ АНГЛИЙСКОМУ ПИСАТЕЛЮ ТЕККЕРЕЮ, И ПОЧЕМУ?

«ВОЙНА В ОДИНАКОВОЙ МЕРЕ ОБЛАГАЕТ ДАНЬЮ И МУЖЧИН, И ЖЕНЩИН; НО ТОЛЬКО С ОДНИХ ОНА ВЗ..МАЕТ КРОВЬ, А С ДРУГИХ ВЗ..МАЕТ СЛЁЗЫ»

СОСТАВЬТЕ СО СЛОВОМ «ВЗ..МАТЬ» СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Закрепление.

  1. Объяснительный диктант (в дополнительных тетрадях)

Записать слова и объяснить разницу в написании И или Ы.

До..сторический – пред..стория;

сверх..скусный – без..ыскусный;

на..менование – без..мянный;

до..юньский – пред..юньский;

за..нтересоваться – без..нтересный

2.ЗАДАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА

-Подберите приставку, способную изменить слово.

Варианты приставок: пред-, под-, с-, без-, сверх-

История, играть, иронизировать, идейный, итожить, идущий, искусственный.

РЕФЛЕКСИЯ:

ВЫПОЛНИЛИ МЫ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА?

ВСЁ ЛИ УДАЛОСЬ?

ПОДВЕДИТЕ ИТОГ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Составьте текст, используя слова на изученную орфограмму (до 10 предложений)

2.Давайте попробуем сочинить сказку о нашей орфограмме. Чтобы вам было легче, я предлагаю ее начало:

 

Жили-были буквы Ы и И. Отличались они друг от друга своим характером.

Буква И всегда важничала, считала себя самой известной, интересной, искусной. Она полагала, что все лучшие слова начинаются именно с неё.

А вот буква Ы была скромницей, думала, что она очень неуклюжая и некрасивая, что в русском языке нет слов, начинающихся с буквы Ы.

Однажды в город прибыли…

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

infourok.ru

6 класс. Тема: Буквы Ы – И в корне слова после приставок.

6 класс. Тема: Буквы Ы – И в корне слова после приставок.

Цель:

Повторить правило “ Правописание приставок пре- и при-”;

Повторить написание Ы, И после Ц;

научить опознавать слова, в которых пишутся буквы Ы и И после приставок на согласные

Способствовать формированию навыка использования данного правила на письме.

Оборудование урока: карточки, презентация «Материалы к уроку по теме»

Ход урока:

I. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока.

II. Повторение:

1)Творческий диктант с самопроверкой (трудные случаи написания ПРЕ- и ПРИ-)

Помеха, задерживающая какие-нибудь действия (препятствие)

Такой, который нравится, располагает к себе (привлекательный)

Происшествие, неожиданный случай в жизни приключение)

Влияние, уважение, которым пользуется кто(что)-нибудь (престиж)

Первое представление спектакля(фильма) (премьера)

Преимущественное право, льгота (привилегия)

Простейший, несложный по выполнению, устройству (примитивный)

Ключ-слайд №1

2) Работа с карточками

-Записать пословицы, графически объяснить написание орфограмм, правописание приставок пре- и при-

№1. Не б..льной пр..вередлив – боль. В х..роший год х..рош и пр..плод.

Го.. на го.. не пр..ходит(?)ся. Пр..летели белые мухи. Снегу наду..т – хлеба пр..будет. Ф..враль три ч..са дня пр..бавит

№2. Где кто р..дился, там и пр..годился. Сч..стье не птица, само не пр..летит.Каков пр..вет, таков и ..твет. Правда не со..нце, её ладонью не пр..кроешь. Как пр..шло, так и ушло. Опытному воину река не пр..града.

2). Повторение правила “Буквы Ы, И после Ц”.

– На экране текст (стихотворение).

Ц…пленок в ц…рке выступал,Играл он на ц…мбалах,На мотоц…кле разъезжалИ ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставалМорковь и огурец…И только одного не зналГде И, а где же Ы.

Задание: выписать из стихотворения слова с данной орфограммой Ы – И в таблицу (образец на слайде№2)

в корне

цыпленок(в)цирке(на)цимбалах(на)мотоциклецифр(из)цилиндра

в суффиксе

в словах на -ция в окончании

огурцы

- Распределительный диктант (продолжить заполнение таблицы)

Цикорий, революция, ресницы, акация, циркуль, коллекция, спицы, птицы, сестрицын, операция, синицы.

– Подведение итогов этапа урока.

III. 1.Объяснение новой темы с помощью схемы обобщающего характера. (слайд №3)

Буквы Ы и И в корне после приставок

После русск. ¬ на согл. 1) после ¬ меж- и сверх-

Играть – сыграть, разыграть межинститутский

Искать – подыскать, разыскать сверхинтересный

Исключение: взимать 2) после иноязычных приставок

Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-:

Сыздавна контригра

Сызмальства дезинфекция

3) после приставок на гласный

поиграть

2. Сопоставление материала, данного в схеме с материалом § 32

IV. Закрепление.

1. Объяснительный диктант. Записать слова и объяснить разницу в написании И или Ы.

До..сторический – пред..стория;

сверх..скусный – без..ыскусный;

на..менование – без..мянный;

до..юньский – пред..юньский;

за..нтересоваться – без..нтересный

2.Диктант с взаимопроверкой. Проверка в парах, при затруднении можно пользоваться схемой и материалом § 32 учебника

Пре..дущий, без..дейный, пред..юльский, под..тожить, вз..мать, пред..стория, супер..гра, об..скать, под..маться, небез..звестный, пред..дущий, пред..нфарктный, роз..ск, за..граться, под..тожить, не..звестный, сверх..нтересный, без..нтересный, без..мянный, с..импровизировать.,

3.Игра «Четвёртое лишнее».

Ц..линдр Пр..бавить Про..грыш

Конституц..я Пр..восходный пере..меновать

Мотоц..кл Пр..волжский меж..нститутский

Ц..ганский Пр..шелец от..мённый

V. Проверка и подведение итогов урока.

1. Высказывание на лингвистическую тему.

I рядо правописанииприставокПРЕ- и ПРИ-

 II ряд о правописаниибукв И – Ыпосле Ц

 III рядо правописаниибукв И –Ы после приставокна согласный

2. Объявление оценок.

VI. Домашнее задание. § 32,№ 332, ЗСП-8 повторить . § 31

kopilkaurokov.ru

Урок по русскому языку "Буквы и,ы после приставок" (6 класс)

Буквы и-ы в корне после приставок.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления « Буквы и-ы после приставок»;

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Доброе утро, ребята!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.

  1. Актуализация полученных знаний.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при-, пре-».

Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы пишете только буквы: и или е.

Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приказать, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить.

Самопроверка. СЛАЙД 1-2 (молодцы!).

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока – открыть новые знания. Итак, в добрый путь! СЛАЙД 3.

разыграть-заиграть

- Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

- От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть.

- А теперь посмотрите на слово играть с другими приставками. Слайд 4.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

- Какая проблема возникла? (Почему написание корней стало разным?).

− А почему возникла эта проблема? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы иногда в слове)

− Исходя из возникшей проблемы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки и корня, начинающегося с буквы и).

− Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.

− Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки.)

− Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и в корне после приставок).

− Запишем тему урока в тетрадях. Слайд 5.

IV. Объяснение нового материала (Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения).

1. Учитель: Работаем все с теми же словами. Распределите слова в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите слова с приставками, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения. СЛАЙД 6.

Поиграть, заиграть, доиграть, выиграть – сыграть, подыграть, разыграть,.

- Выделите в словах корни и приставки.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. Чем они отличаются друг от друга?

- Какой вывод можно сделать? (Все приставки в 1 столбике оканчиваются на гласную, здесь гласная И не изменяется на Ы. Все приставки во 2 столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы, а приставки на гласную сохраняет букву и в корне.

-Так ли это? Проверим Вашу версию. В этом нам поможет правило в учебнике.

2. Чтение правила на стр. 147-148 (до исключений).

- Правильно ли мы сформулировали правило?

- Кому не понятно правило? У кого есть вопросы?

3. Учитель: Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ (дочитываем правило до конца).

Вывод, слова с приставками сверх-, меж- и с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

- СЛАЙД 7. Опорные схемы.

4. Физкультминутка (по упр. 338 – если и – то хлопаем, если ы - топаем)

V. Этап закрепления новых знаний и отработки способов действия

  1. Задание: Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Разыгралась вьюга, предыдущий день, назвать всех поименно, отыскать клад, сверхинтересный случай, безымянный палец, поискать в ящике, обыграть в шахматы, дезинфекция помещения, сыграть в футбол.

- У кого возникли вопросы по упражнению?

2. Слайд 8. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ. (4 – 5 предложений). Слайд 8.

VI. Подведение итогов

  1. Опрос.

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

- Итак, какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы? (Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

- А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

(После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- А какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать И? (приставка должна оканчиваться на гласную)

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова? (Да).

  1. Учитель: Ребят, а теперь оцените то, насколько вы поняли эту тему: Слайд 9.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

VII. Домашнее задание. на отметку «4» - упр. 339, на отметку «5» упр. 340. Рубрика ЗСП-8 (всем подготовиться к словарному диктанту). Слайд 10.

infourok.ru

Буквы Ы и И после приставок. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Основные цели:

Образовательные:

1) сформировать умения строить правила написания И-Ы после приставок;

2) сформировать умения применять правило написания И-Ы после приставок;

3) тренировать умение применять правописания И-Ы после приставок;

4) тренировать умение составлять связное высказывание на лингвистическую тему.

Задачи урока:

Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, самостоятельно делать свой выбор, умение работать в коллективе.

Познавательные: формировать умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.

Оборудование: учебник по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, карточки, презентация.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока.

- Обратимся к эпиграфу урока “Знание – сила”.

- Как вы понимаете эту пословицу? В чем сила знаний?

- Сегодня на уроке мы будем открывать новое знание, где оно вам пригодится? (В практике)

Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия.

- Что изучает морфемика, какие морфемы вы знаете? (Морфемика изучает состав слова.Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание) Слайд №3.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что здесь изображено. (На слайде иллюстрация к басне И.А.Крылова “Квартет”).Слайд №4.

- Правильно! А кто вспомнит начало этой басни? (Слайд №5)

- Объясните, пожалуйста, постановку знаков препинания в 1-ом предложении. В чем особенность второго предложения? (Прямая речь)

- Найдите в этом предложении древний союз. “Переведите” его на современный язык. (Коль – если)

- Какие буквы пропущены в выделенных словах? От каких слов и при помощи чего они образованы? (Сыграть – играть, сыскал – искать, при помощи приставок)

- Выполните устно словарный диктант, объясните пропущенные буквы.(Слайд №6)

Без...свестный, сверх...нтересный, роз...грыш, меж...нститутский, с...грать, по...скать.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какие допустили ошибки? После какой морфемы?

- Почему у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю правила, по которому можно определить написание букв И-Ы после приставок)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило написания букв И-Ы после приставок)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буквы И-Ы после приставок) Запись на доске.

- Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.)

- Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.)

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, давайте установим закономерность написания букв И-Ы после приставок, для этого проанализируйте данные ниже примеры и зафиксируйте ваши наблюдения в письменном виде в тетради. (Слайд №7)

Ы И
Безынтересный, подыскать, сыграть, разыскивать, подытожить Сверхизвестный, межинститутский
Проиграть

После выполнения задания учащиеся предлагают свой вариант правила.

- А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте вывод в устной форме, строя фразу следующим образом: “Буква Ы после приставок пишется..., буква И после приставок пишется...”

Буквы Ы -И после приставок(Слайд №8)

Ы И
После приставок на согласные, если корень начинается со звука [и] После приставок сверх-, меж-(исключение)
После приставок на гласные

- Сопоставьте наши выводы с правилом в учебнике (стр. 109).

- Назовите условия написания букв И-Ы после приставок.

- Устно объясните написание слов(слайд №9):

Без...свестный, сверх...нтересный, роз...грыш, меж...нститутский, с...грать, по...скать.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Используя правило “Буквы И-Ы после приставок”, объясните написание следующих слов из упр. 197

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание 1. Спишите словосочетания, обозначая изучаемую орфограмму(Слайд №10).

С...грать на баяне, сверх...звестное произведение, по...скать потерянную вещь, без...мянный палец, раз...скивать преступника.

После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу(Слайд №11).

Ы-И

  • сыграть
  • сверхизвестное
  • безымянный
  • поискать
  • разыскивать

После самопроверки учитель выясняет, где и почему возникли затруднения, проговаривается правило. Ошибки исправляются.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

Дальше задание выполняется самостоятельно, проверку можно провести фронтально.

Задание 2: Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова(Слайд №12).

История, иронизировать, идущий, интеллигентный, исходный, итожить, искусственный.

Задание 3. Составьте текст из нескольких предложений, употребляя слова с изучаемой орфограммой.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- В чем у вас было затруднение?

- Как вы открывали новое знание?

- Какие способы и приемы работы вы использовали на уроке?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

Домашнее задание.

  • Выучить орфограмму № 39(стр.109),
  • Выписать из художественного текста 5 предложений, содержащих слова с изученной орфограммой.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока для 6 класса "Буквы и-ы после приставок"

План-конспект урока по русскому языку.

6 класс.

(по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.)

Темы: Буквы и-ы после приставок.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления « Буквы и-ы после приставок»;

- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма проведения: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, презентация, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе, карта достижений и лист рефлексии.

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Доброе утро, ребята!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.

  1. Проверка домашнего задания.

На протяжении трех последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при-, пре-

Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы на перфокартах пишете только буквы: и или е.

Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приготовить, приказать, преодолеть, прилечь, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить, приглашать, прекратить.

(Самопроверка. Оценки выставляются на лист достижений)

Лист достижений

Фамилия, имя

Работа на перфокартах

Терминологический диктант

Практическая работа

Самостоятельная работа

III. Актуализация знаний. Мотивация.

1. Терминологический диктант по теме « Способы образования слов в русском языке».

(Учитель вразбивку читает определения, ученики записывают названия способов образования и хотя бы один пример – слово, образованное данным способом).

2.Взаимопроверка.

(Оценки выставляются на лист достижений.)

IV. Целеполагание.

То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока – открыть новые знания. То, что мы вспомнили, они вам пригодятся.

Итак, в добрый путь!

разыграть-заиграть

Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть

Запишете слово играть с другими приставками

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Какая проблема возникла?

(Почему написание корней стало разным?)

Исходя из этой проблемы, определите цель нашего исследования.

(Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня -ыгр-, а после других остается неизменным –игр-?

Что влияет на превращение гласных и на ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

V. Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения.

Исследование языкового материала.

Составим план исследования.

1. Определите объект исследования (слова с приставками)

поискать – разыскать, подыскать

неизвестный - безызвестный

доисторический – предыстория

2. Предмет исследования? (буквы и-ы после приставок)

3. Выделите в словах корни и приставки.

4.Распределите приставки в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

ПРИСТАВКИ

ИПрямая со стрелкой 54­­­­­­ ы И

РАЗ - ПО -

ПОД - НЕ -

БЕЗ - ДО -

ПРЕД -

5. Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

6. Какой вывод можно сделать?

(Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза:

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Так ли это? Проверим Вашу версию.

Практическая работа.

Приставки

1. -У вас на партах находится раздаточный материал с заданием в форме таблицы. В первой колонке представлены приставки, во второй - слова на И.

Поработаем сначала только с приставками под цифрой 1.

Задание:

Соедините из первой части приставки и слова, которые могут сочетаться. В пустую колонку №1 запишите 2-3 слова с различными приставками. Выделите в них приставки. Докажите, что все приставки на согласные действительно меняют гласную И в корне на букву Ы.

2.-Проверим полученные слова с приставками из первой части

(Проверка на слайде.

Открыта лишь первая часть. Остальные закрыты.)

Приставки

3.- Какие результаты получили Вы в ходе исследования? Каково главное условие для чудесного превращения и написания Ы после приставки?

(Приставка должна оканчиваться на согласный).

Подтверждаются ли наши предположения? (Да).

-  Попробуем вместе сформулировать целостное научное определение по данной орфограмме.

(После приставки на согласный пишется буква Ы, если корень слова начинается на И).

- Ваше исследование позволило нам сформулировать правило написания Ы и И в корне после приставок.

Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.

4. -Совершим следующий шаг нашего исследования, выясним, какие приставки не подчиняются правилам?

Возьмём русские приставки СВЕРХ- и МЕЖ-. С какими словами в таблице они лучше всего совмещаются? Запишите их.

Сверхидейный, межинститутский.

-Работает ли наше правило?

(Нет. Слова с приставками СВЕРХ-, МЕЖ- относятся к исключениям).

Подведем итог второй части нашего исследования.

-Значит, как должно звучать наше правило?

(После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ-).

5. В таблице на слайде у нас остались ещё две приставки: КОНТР- и ДЕЗ-.

-Встречались ли вам они?

( Это иноязычные приставки).

Вот что сказано о них в словаре иностранных слов:(Слайд ).

КОНТР- контр..., контра... [лат. contraпротив]- приставка, которая содержит противоположное значение того, что выражено во второй части слова: КОНТРИГРА, КОНТРАТАКА)

ДЕЗ-... [фр. dcs... от..., раз...] - приставка, обозначающая уничтожение, удаление чего-л., напр.: дезинфекция.

-Способны ли иностранные приставки КОНТР- и ДЕЗ- изменять букву И в корне на Ы?

Запишите слова.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

- Какую букву написали после приставки?

(И)

Почему?

(Потому что приставка - иноязычная).

(В словах с иноязычными приставками на согласную буква И в корне слова не меняется).

Значит, слова с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

(Проверка на слайде.)

- Проверим полученные слова.

Приставки

ВЫВОД

1.Теперь ответим на главный вопрос:

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок?

(Влияют приставки).

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

( После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- Как будет звучать наше правило? (Слайд ).

После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова?

(Да).

2. Работа с учебником.

Чтение орфограммы.

-Проверьте свои предположения по учебнику. §31, стр.67.

-Ребята, наши исследования совпадают с материалом статьи учебника? Авторы учебника так же думают, как мы? Мы благодарны им, что вселили в нас уверенность.

Итак, чудесные превращения разгаданы. Мы с вами исследователи! Спасибо всем за работу.

VI. Этап закрепления новых знаний и отработки способов действия

Решение орфографической задачи: Ы или И?

Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Чтобы справиться с этим заданием, ЧТО прежде всего надо выделить в слове?

(корень или приставку)

Комментированное письмо:(Слайд ).

Раз…гралась вьюга, пред…дущий день, получить вы…грыш, отыскать клад, сверх…нтересный случай, без…мянный палец, об…грать в шахматы, дез…нфекция помещения, с…грать в футбол.

VII. Этап контроля.

Самостоятельная работа. Задание 43: ы или и? Исправить ошибки в словах.

(Рабочая тетрадь «Русский язык. 6 класс. Е.А.Ефремова.)

(Самопроверка по образцу. Оценки выставляются в лист достижений. Лист сдают учителю).

VIII. Этап рефлексии.

Ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. .Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

IX. Этап информации о домашнем задании.

1. Упр. 153, стр.68 ( ы или и? Письменно объяснить условия употребления этих букв.)

2. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ (4 – 5 предложений).

doc4web.ru

Слова на И

Примеры

1.

ПО -

РАЗ - / РОЗ -

БЕЗ -

ПРЕД -

ВЗ -

ДО -

С -

ИДЕЙНЫЙ

ИГРА

ИСКАТЬ

ИДУЩИЙ

ИНСТИТУТСКИЙ

ИГРАТЬ

ИЗВЕСТНЫЙ

ИТОЖИТЬ

ИМЕННОЙ

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ИСКУСНЫЙ

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1.

2.

СВЕРХ -

МЕЖ -

2.

3.

КОНТР -

ДЕЗ -

3.

Слова на И

Примеры

1

ПО-

РАЗ-/ РОЗ-

БЕЗ-

ПРЕД-

ВЗ-

ДО-

С-

ИДЕЙНЫЙ,

ИГРА,

ИСКАТЬ,

ИДУЩИЙ,

ИНСТИТУТСКИЙ,

ИГРАТЬ,

ИЗВЕСТНЫЙ,

ИТОЖИТЬ,

ИМЕННОЙ,

ИСТОРИЧЕСКИЙ,

ИСКУСНЫЙ,

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1

ПОИСКАТЬ

РАЗЫСКАТЬ

РОЗЫСК-

БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ

ПРЕДЫДУЩИЙ

ВЗЫСКАТЬ

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ

СЫСКАТЬ

2.

2.

3.

3.

Слова на И

Примеры

1

ПО-

РАЗ-/ РОЗ-

БЕЗ-

ПРЕД-

ВЗ-

ДО-

С-

ИДЕЙНЫЙ,

ИГРА,

ИСКАТЬ,

ИДУЩИЙ,

ИНСТИТУТСКИЙ,

ИГРАТЬ,

ИЗВЕСТНЫЙ,

ИТОЖИТЬ,

ИМЕННОЙ,

ИСТОРИЧЕСКИЙ,

ИСКУСНЫЙ,

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1

ПОИСКАТЬ

РАЗЫСКАТЬ

РОЗЫСК-

БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ

ПРЕДЫДУЩИЙ

ВЗЫСКАТЬ

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ

СЫСКАТЬ

2.

СВЕРХ-

МЕЖ-

2.

СВЕРХИДЕЙНЫЙ

МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

3.

КОНТР-

ДЕЗ-

3.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

Урок русского языка по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласные". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • формирование умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;
  • тренировать умение выделять приставки в словах.
  • развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.

Оборудование урока:

  • Мультимедийная установка, экран
  • Демонстрационный материал: опорные схемы
  • Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)
  • электронные образовательные ресурсы по темам «Правописание корней с чередованием» и «Правописание букв Ы-И после приставок на согласные» (материалы из каталога ФЦИОР Министерства образования и науки РФ с сайта fcior.edu.ru).

Урок проводится по учебнику: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс. В 5 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., испр. – М.: МНЕМОЗИНА, 2008.

Задания предлагаются по пособию: И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: МНЕМОЗИНА, 2010.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.

Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений С.И. Львовой.

Тип урока: урок формирования (открытия) новых знаний.

Тема: «Буквы Ы-И после приставок на согласные».

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей.

(организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности, деятельности учащихся по установке задач,созданию условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность).

− Какую тему вы продолжаете изучать в течение последних уроков? («Русская орфография как система правил. Правописание гласных в корне слова»).

− Что изучает орфография? (Правила написания слов).

− Сегодня мы продолжим работать над орфографией и откроем еще одно новое знание. Каким способом можно узнать что-то новое? (С помощью наблюдения, сопоставления и т.п.).

− С чего начнем работу? (С повторения уже изученного материала).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

организовать актуализацию изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, обобщение актуализированных способов действий, самостоятельное выполнение пробного учебного действия и фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании; зафиксировать актуализированные способы действий в речи и в знаках (эталонах).

− Какие орфограммы нам уже известны? (Безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые ударением в корне слова, чередующиеся гласные в корне, согласные (непроизносимые, сомнительные) в корне, гласные после шипящих и т.д. …).

− В каких частях слова может встретиться орфограмма? (В любой.)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С КАРТОЧКАМИ

1 ученик выполняет задание RUSYAZ_2_1_2_1_1_p_006_1.0.2.5.oms (Приложение 4) из каталога электронных образовательных ресурсов по теме «Правописание корней с чередованием» (каталог ФЦИОР Министерства образования и науки РФ с сайта fcior.edu.ru).

РАБОТА С КЛАССОМ

− Посмотрите внимательно на слайд №2 презентации и выполните задания.

Слайды 2 и 3.

Задание выполняется в тетрадях, ученики последовательно комментируют правильное написание и расстановку знаков препинания, затем все проверяется с помощью слайда №3.

ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА.

− Итак, что мы повторили? ( Мы повторили правописание чередующихся гласных в корне слова, безударных гласных, правописание окончаний и т.д.)

− Вы вспомнили многие орфограммы и пунктограммы. Можете ли вы быть уверены в своих знаниях? (Да.)

− Что же проверим ваши знания. Выберите только букву, которую следует записать в корне. (Слайды 4-5).

− Посмотрите, если вы правильно выбрали слова, в корне которых пишется буква А, то можете поставить себе высший балл. Молодцы! (Слайды 6-7).

− А теперь посмотрите на слайд 8. Можете ли вы объяснить написание слов? (Нет, но мы можем понаблюдать за предложенным материалом. ).

− Какова же причина? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы в каждом слове.) (Если вставить букву можем, то не можем объяснить это написание).

III. Выявление места и причины затруднения.

добиться понимания того, где и по какой причине возникло затруднение., соотнести свои действия с данными образцами, выявить и закрепить конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

уточнить, согласовать и сформулировать цель проекта; уточнить тему урока; определить шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

− Какова же цель урока? (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с И).

− Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.

− Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки, оканчивающейся на согласный.)

− Обратите внимание на условия выбора орфограммы. Слайд 9.

(Орфограмма встречается после приставок на согласные).

− Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и после приставок на согласные).

− Запишем тему урока в тетрадях. Слайд 10.

− При объяснении написания букв ы, и в словах разыграть, подыскать, сверхинтересный вы пытались использовать способ рассуждения. Оказалось, что этот способ в данном случае не привел нас к результату. Почему? (Мы не обращали внимания, что орфограмма встречается после приставок на согласные.)

− Сейчас, когда вы акцентировали внимание на условии выбора, каковы будут ваши действия? (Попытаемся использовать прежний способ рассуждения на основе наблюдения.) (Еще раз вернемся к нашим словам.) (Внимательно рассмотрим графические обозначения как условия выбора.) (Попробуем самостоятельно сформулировать правило «Правописание букв ы и и после приставок на согласные».)

− Попробуем сделать вывод. Предлагаю вам сформулировать правило «Правописание букв ы и и после приставок на согласные». Проверим наши выводы. (Слайд 11). А почему в словах спортинвентарь, пединститут пишется буква И? (Это сложносокращенные слова, состоят из 2-х корней).

V. Реализация построенного проекта.

Учащиеся работают над записью опорной схемы правила. По истечении 2-3 минут можно проверить результаты работы и сопоставить с материалами слайда №12.

− Давайте сверим наше правило с правилом в учебнике. Чтение правила в учебнике.

− Мы готовы к выходу из затруднения? (Да.)

− Проверим, как мы справимся с заданием. Выполнение задания RUSYAZ_2_1_2_2_1_p_003_1.0.1.1.oms из каталога электронных образовательных ресурсов по теме «Правописание Ы и И в корне после приставки» (каталог ФЦИОР Министерства образования и науки РФ с сайта fcior.edu.ru).

− Молодцы!

VI. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи фронтально, в парах или группах, самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия и соотнесения работы с образцом для самопроверки.

− Усвоили тему? Попробуйте теперь себя проверить. Перед вами лежит карточка №1. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Время выполнения – 3 минуты.

− Время вышло. Кто выполнил работу, проверьте себя. Оцените свою работу.

− Кто поставил себе «5»? «4»? Молодцы! У кого «3»?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. )

− Я вам предлагаю выполнить разные задания.

- Тем учащимся, которые считают, что не совсем хорошо усвоили сегодняшнюю тему, я предлагаю выполнить задание на карточке №2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы.

− Тем ребятам, которые хорошо усвоили сегодняшнюю тему, предлагаю выполнить упражнение № 28 с измененным заданием. От данных в упражнении слов образуйте однокоренные при помощи указанных приставок, выделите изучаемую орфограмму. Придумайте несколько предложений или небольшой текст, включив в них образованные слова. Время выполнения работы – 10 минут.

− Итак, время работы истекло. Те ребята, которые работали по карточке №2, могут себя проверить по образцу (слайд 15).

− Тех, кто выполнял творческое задание (упражнение №28), мне хотелось бы послушать. Прочитайте, пожалуйста, полученные слова и предложения и объясните, как вы их написали. Если у вас получился текст, прочитайте его, пожалуйста. Учащиеся зачитывают получившиеся у них предложения или текст и объясняют правописание слов с изученной орфограммой.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

(слайд 16)

− Что же мы узнали нового на уроке? (Узнали правило написания букв ы, и после приставок на согласную.)

− Что помогло в этом? (Знание частей слова, умение их выделять, наблюдать и рассуждать).

− Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Д/з: §3; выучить правило на стр. 16; упр. 29 (по учебнику) или упр. 12 (по рабочей тетради).

Приложения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также