Спортивно-бальный танец - красивый и полезный вид спорта. Хореография для бальных танцев упражнения


Ольга Ершова о спортивной хореографии для танцоров

В бальные танцы берут всех желающих в любом возрасте. Но когда пройдены первые ступени спортивного начального класса, у танцоров и родителей возникает вопрос, почему результаты не радуют, а развитие останавливается? Если тело танцора не подготовлено, не растянуто, не разработаны суставы, стопы, не поставлены руки, то можно взять миллион индивидуальных занятий у самых именитых тренеров, но это не гарантирует хороший результат.

Тело должно быть подготовленным. Мягкие мышцы и сухожилия, мышечная сила, координация, - у кого-то эти данные есть от природы. Обычно таких детей в спорте отбирают в олимпийский резерв или в профессиональные балетные хореографические школы. В спортивных бальных танцах телом танцора надо постоянно серьезно заниматься, и на помощь приходит спортивная хореография.

Уже много лет добиться желаемой цели танцорам помогает Ольга Викторовна Ершова – кандидат педагогических наук, известный хореограф в танцевальном спорте, руководитель танцевально-хореографического центра. В танцевально-хореографическом центре Ольги Ершовой занимаются как чемпионы, так и те танцоры, которые стоят в самом начале долгого интересного пути к победам и свершениям. Диапазон занимающихся - от взрослых, профессионалов, танцоров из Pro-Am до детей из N-класса. Для всех танцоров разработаны специализированные программы в зависимости от возраста и физических возможностей.

Спортивная хореография равнозначна медицине, поэтому в танцевально-хореографическом центре работают только профессионалы своего дела.

Танцевально-Хореографический центр Ольги Ершовой

Адрес: г.Москва, ул. Валовая 19А, метро Павелецкая, Серпуховская. Телефоны: +7 (499) 235-44-00, +7 (925) 514-61-74 Сайт: www.ershova.ru

В начале танцевального сезона Ольга Викторовна ответила на самые волнующие вопросы о спортивной хореографии для танцоров.

- В чем заключается отличие спортивной хореографии от классической?

- Когда мы произносим слово "хореография", невольно вспоминается балет, "Лебединое озеро", станок и пуанты. Но балет является лишь классическим жанром хореографии, а в спортивно-бальных танцах есть своя хореография , основанная на технике исполнения и составления танцевальных схем и композиций.

Спортивная хореография – это программы и комплексы хореографических упражнений, направленные на улучшение спортивных результатов в художественных видах спорта, таких как: фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, синхронное плавание, спортивный рок-н-ролл, акробатика, спортивно-бальные танцы и т.д. Без занятий хореографией невозможно представить современный спортивный бальный танец.

- Как занятия с танцевальным тренером и спортивным хореографом дополняют друг друга?

- Если задача тренера – поставить танцевально-спортивную вариацию, соответствующую спортивным правилам, наработать базу, дать динамику, найти индивидуальность пары, развить артистизм и эмоциональность, подготовить к выступлениям на турнирах и конкурсах, то задача спортивного хореографа – несколько иная. Это, прежде всего, самая "грязная" работа: научить спортсменов вытягивать стопы, втягивать колени, правильно работать мышцами своего тела. Растянуть сухожилия и связки для "шпагатов", махов и высоких "киков". Держать баланс на определённых точках стопы и контролировать свой позвоночник. Чувствовать каждую "клеточку" своего организма, знать анатомию, эффективно использовать возможности человеческого тела.

Спортивный хореограф работает, прежде всего, на улучшение спортивного результата танцоров и престиж тренера.

- Расскажите, пожалуйста, о программах, разработанных специально для исполнителей спортивных бальных танцев.

- В спортивные бальные танцы я пришла, уже имея опыт работы артисткой балета и хореографом в сборной России по художественной гимнастике. Поэтому спортивные задачи и требования были для меня приоритетными. После изучения требований к технике латиноамериканских и европейских танцев мной были разработаны авторские локальные и комплексные программы для разновозрастных категорий спортсменов в спортивно-бальных танцах: локальные и общие. Уже много лет эти программы привносят положительный результат в танцевальном спорте всем занимающимся в нашем центре, который мы за уютную атмосферу называем "Танцевальный салон Ольги Ершовой".

Локальные программы – это комплексы упражнений на одну группу мышц, и решающие конкретную проблему танцовщиков: растяжка, постановка корпуса, рук, ног, разработка колен, работа над балансом, над техникой вращений и т.д. Упражнения на увеличение или замедления роста танцора и многое другое, что я не буду озвучивать, потому что это наши профессиональные секреты.

Общие (комплексные) программы, которые направлены на общее развитие: силовой тренинг, партерная и корректирующая гимнастика, адаптированный тренаж у станка для стандарта, основы афроджаза и модерна для латины. И, конечно, еще много интересного.

Выбор хореографической программы зависит, в первую очередь от пожеланий и рекомендаций ведущего тренера танцоров, от пожеланий родителей или по итогам тестирования.

- С какого возраста надо заниматься хореографией исполнителям спортивных бальных танцев?

- Чем раньше танцор начнёт заниматься хореографией – тем лучше и быстрее будет получен результат. К сожалению, с возрастом человеческое тело имеет свойство "закрепощаться", и во многих видах спорта стараются "растянуть" спортсмена, поставить прыжок, "толчковость" (скорость), разработать по максимуму суставы и т.п. – до гормональной перестройки.

К нам приходят спортсмены с регалиями, танцующие по взрослой категории, любители из Pro-Am, профессионалы. Тренинг человеческому телу нужен постоянно. Родители приводят детей различного возраста, и "Начинашек" и "Юниоров»", и "Молодежь".

Заниматься спортивной хореографией надо постоянно. И начинать тогда, когда сами танцоры или их родители понимают, что для улучшения спортивно-бального танца необходима помощь хореографа.

- В вашем танцевально-хореографическом центре занимаются только танцевальные пары или по отдельности? Есть ли групповые занятия?

- Наш девиз - это индивидуальный подход к каждому ученику! У нас занимаются по одному, в паре ( и не обязательно спортивной). Это может быть 2 девочки или 2 мальчика, или брат с сестрой. Так же вдвоем или вчетвером, но обязательно определяется программа хореографии, чтобы она подходила всем. Конечно же, заниматься в паре или в маленькой группе дешевле. Поэтому мы всегда спрашиваем наших учеников о возможности присоеденения.

- Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда тренеры запрещают занятия с преподавателями классической хореографии, действующими артистами балета, почему?

- Я могу понять такого тренера. Школа Большого театра - это классическая хореография, то есть – балет. Классическим экзерсисом у станка бальникам заниматься категорически запрещено, так как балетные упражнения развивают чрезмерную выворотность тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, закрепощают мышечный корсет, что противоречит спортивно-бальной технике. Экзерсис должен быть адаптирован для спортивно-бальных танцев, так как в балетных упражнениях много полезного для баланса, эластичности мышц и сухожилий. Но их нужно грамотно отбирать и составлять комбинации элементов, не противоречащих требованиям латиноамериканских и европейских танцев. В нашем центре разработана такая программа, которая даёт очень хороший результат.

- Насколько можно доверять хореографу? Ведь в спортивно-танцевальных клубах их много.

- Когда у вас болит горло, вы идёте к ЛОР-специалисту, а не к стоматологу! И у хореографов есть своя специализация. Кто-то преподает балет, народно-сценический или историко-бытовой танец, джаз-модерн, хип-хоп или контемпори. Спортивный хореограф должен досконально знать специфику данного вида спорта и владеть профессиональными навыками. Многие тренеры приглашают хореографов в клубы, но спрашивают ли они у этих специалистов понимание спортивно-бальной специфики? Я не знаю!

К нам часто приводят детей, испорченных людьми без специального образования, но которые назвали себя, по непонятной мне причине, "хореографами". Чрезмерно выворотные ноги, чрезмерно зажатое тело – это то, что мы видим у танцоров после занятий псевдохореографией.

В нашем центре работают педагоги с высшим специальным образованием. Бывшие танцоры, имеющие теоретический и практический опыт работы с бальниками, изучавшие анатомию, биомеханику, психологию, педагогику и методологию преподавания именно спортивной хореографии. Это команда хореографов, которая понимает специфику танцевального спорта, знает, как составить хореографическую программу для танцоров.

Изначально я беседую с тренерами и родителями, тестирую пару или отдельного исполнителя. И только потом совместно мы определяем приоритетную программу.

- Кто из известных танцоров у Вас занимался?

Очень сложно ответить на этот вопрос. Почти 20 лет я преподаю хореографию в танцевальном спорте и горжусь, что за эти годы огромное количество танцоров, в разное время, прошли "через мои руки".

Кто-то из "звезд" уже закончил свою танцевальную карьеру, кто-то танцует за рубежом, кто-то стал тренером, например: Елена Дурдина, Михаил Спорыхин, Максим Кожевников, Елена Хворова, Мария Тзаптшвили, Елизавета Дивак-Никовская, Андрей Боровский, Мария Секистова, Андрей Киселев, Юлия Рогозина, Андрей Просвирнин, Светлана Пантелеева, Виктория Рудковская, Иван Крылов, Александр Ванчугин, Наталья Николаева, Филипп Брыков, Денис Донской, Сергей Сапрыкин, Екатерина Ваганова, Меги Бакрадзе, Арина Наумова и многие другие.

Зная и понимая качество наших методик, тренеры посылают к нам своих учеников, и мы успешно сотрудничаем. Ни в коем случае, мы не дублируем работу тренера, а помогаем на благо танцоров, имя тренера и их клубов.

Из взрослых номинаций и профессионалов у меня занимались: Оксана Скрипник, Виталий Пантелеев, Андрей Чекмарев, Юрий Лиоли, Дарья Глухова, Федор Исаев и Анна Зудилина, Антон Лам-Вири, Никита Павлов, Ульяна Максимкина, Анна Ильина, Егор Петров и Анна Аргун, Андрей Чумаченко, Екатерина и Анна Исакович, Владислав Колесников, Карина Задоян и Дмитрий Семьешкин, Елена Клепикова, Елена Фунтикова, Евгений Смирнов, Сергей Рожков, Артем Бронников, Елизавета Умрихина и Владимир Неленсон…

Из сегодняшней молодежи: Дмитрий Кулебакин, Елизавета Савенко, Дарья Шпигель, Дмитрий и Варвара Малаховы. Из юниоров: Петр Коваль и Арина Колосова, Данила Борискин и Елизавета Ульянова, Архип Тучков и Элеонора Метелица, Данила Журавлев и Диана Хмельницкая, Андрей Соколов и Кристина Кавтарадзе, Елисей Шевченко и Анастасия Градова, Кирилл Осетров.

Это самый сложный вопрос, на который невозможно ответить однозначно и перечислить всех, кто у нас занимался и тем более, занимается! Я люблю и обожаю всех своих учеников! Вы это знаете. Простите, те, кого я здесь не указала. Некоторых сознательно, потому что понимаю конфиденциальность ваших занятий.

В танцевальном мире о нашем центре знают все. Мы находимся вблизи метро Павелецкая или Серпуховская. Кроме хореографии у нас есть очень интересные занятия для родителей. Параллельно с уроками детей, многие мамы или папы, чтобы не "сидеть на диванчике" ходят на занятия по корректирующей гимнастике.

Для мам у нас есть разработанные программы по коррекции фигуры и веса, подтяжке мышц, приобретения пластики. Основанные на балетной хореографии, партерной гимнастике и функциональных фитнесс-упражнений. Для пап - упражнения для здоровья позвоночника, и спортивная гимнастика для приобретения физической формы на основе фитнеса.

У нас всегда работает доктор, специалист по массажу, врач, который корректирует зажимы мышц, как у детей, так и у взрослых, знающий специфику спортивно-бальных танцев, прошедший ординатуру по травматологии.

А после занятий хореографией или массажа можно позагорать в солярии, за которым мы очень внимательно следим, понимая, что загар для танцоров очень важен. Мы меняем лампы в срок, чтобы они не вредили организму танцоров. Сейчас у нас специальные лампы для выработки естественного загара и витамина Д в организме человека.

- Что нужно для того чтобы начать занятия хореографией в вашем центре?

- Прежде всего, желание самого танцора и понимание родителей, а также рекомендации тренеров. Нужно иметь цель и желание трудиться. Осознание того, что будет нелегко, а во время растяжки может быть и больно, но спортивная хореография – залог улучшения танцевальных результатов.

Танцевально-Хореографический центр Ольги Ершовой

Адрес: г.Москва, ул. Валовая 19А, метро Павелецкая, Серпуховская. Телефоны: +7 (499) 235-44-00, +7 (925) 514-61-74 Сайт: www.ershova.ru

dancesport.ru

Методическая разработка «Улучшение танцевания европейской программы спортивных бальных танцев»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

        

Методическая разработка

 

«Улучшение танцевания европейской программы спортивных бальных танцев»

подготовила Ладыгина Екатерина Николаевна,

педагог дополнительного образования.

г. Елизово 2013 г.

Содержание

Содержание                                                                                                   стр 2

Введение                                                                                                        стр 3

Глава 1. «Критерии оценки танцевальных пар»                                        стр 5

Глава 2. «Улучшение позиции корпуса, линий        корпуса»                       стр 9

Глава 3. «Улучшение движения»                                                                стр 15

Заключение                                                                                                    стр 18

Педагогическая диагностическая карта                                                      стр 19

Список использованных источников                                                          стр 20

Введение

Данная методическая разработка была создана в тот момент, когда я почувствовала, что в «закромах» накопилось много из того, чем можно поделиться с коллегами.

        Разработка состоит из двух глав. Первая глава включает в себя сведения о критериях оценки танцевальных пар на соревнованиях. В последующих главах речь идёт о методах по улучшению наиболее «сложных» для контроля аспектов; во второй главе подробно рассматривается позиция в паре (линии корпуса), в третьей главе я делюсь своим опытом в улучшении аспекта движения. Выбор именно этих аспектов актуален, так как они представляют наибольшую сложность для грамотного исполнения.

Цель написания методической разработки – поделиться  с коллегами опытом по улучшению танцевания европейской программы танцев в целом. И, в частности,  улучшение линий корпуса и движения.

Задача – расширить информационный багаж педагогов в преподавании танцев европейской программы.

Область применения данной методической разработки довольно широка. Её могут использовать не только педагоги спортивного бального танца, но и педагоги – хореографы, так как основные принципы постановки корпуса и движения схожи. Также упражнения, помещённые в методической разработке, могут быть использованы самими учащимися старшего возраста для улучшения понимания критерий оценки на соревнованиях, а также для самостоятельного контроля над своими линиями и движением.

        В заключении прописаны ожидаемые результаты.

        Освоение материала можно проконтролировать с помощью диагностической карты, которая дана в приложении.  

        В конце методической разработки можно найти список используемой литературы и литературы, рекомендуемой для изучения проблем по данной теме. 

Глава 1. Критерии оценки танцевальных пар.

Так как бальные танцы это не только вид искусства, но ещё и вид спорта, то, как и в любом другом виде спорта, танцевальные пары выступают на соревнования, конкурсах, турнирах, то есть соревнуются в своих возрастных и квалификационных категориях. Так же как и в других видах спорта, в бальных танцах существуют свои критерии оценивания соревнующихся.  

Критериев, по которым судья мог бы оценивать, слишком много, чтобы подробно рассматривать каждый в тот отрезок времени, что отведён для выступления, тем более что, по крайней мере, шесть пар судятся одновременно. Поэтому, судья полагается на общее впечатление, которое оставляет пара. Опытный судья видит оцениваемый танец комплексно и может быстро оценить все факторы. Официальная брошюра Союза Танцевального Спорта России выделяет следующие компоненты критерии оценки танцевальных пар: MM (ДМ) – движение под музыку, PB (ПБ) – позиция, баланс, координация, QM (КД) – качество движения, PA (ПА) – партнёрство, CP (ХП) – хореография и презентация[1].

РИТМ (движение под музыку) — Попадание в темп – имеется ввиду совпадение основного танцевального акцента (более ярко выраженного движения) с музыкальным акцентом (более ярко выраженным звуком в музыке).

Судья обязан поставить последнее место в туре, паре танцующей не в музыку или закончившей танцевать раньше, чем закончила звучать мелодия. (выписка из обязанностей судьи).

Таким образом, если пара танцует не в музыку или закончила танцевать раньше чем закончила звучать мелодия, то в данном туре она вообще не рассматривается (хотя иногда возникает ситуация конкурса среди пар танцующих не в музыку). Если пара не танцует в такт с музыкой, никакое мастерство в любом другом аспекте не может это скрыть или компенсировать. Музыка — это главный критерий!

ПОЗИЦИЯ В ПАРЕ (линии корпуса) — под этим мы подразумеваем длину и растяжение тела от носка до головы. Красивые и хорошо выполненные линии, прямо или косвенно увеличивают объём фигур. Правильное неподвижное положение рук, устанавливаемое в закрытых танцах. Линия рук партнёров должна быть прямой от локтя до локтя. Руки должны образовывать своего рода овал, который при изменении объёма рамки должен сохранять форму для того, чтобы партнёры оставались в правильной позиции друг относительно друга, не вываливались. Пара должна быть красивой. Хорошая позиция придаёт паре изящество и лёгкость, улучшает баланс, облегчает ведение и позволяет партнеру держать контакт, особенно в свинговых танцах. Результат соревнования часто зависит от правильной осанки. Отсюда старая пословица, “Постоянная работа над осанкой – залог совершенствования”. Дистанция между партнёрами должна быть достаточной для того, чтобы партнёры не мешали друг другу. При этом не следует забывать, что при слишком большой дистанции партнёрам будет сложно находить баланс — танец потеряет лёгкость. Шейп — это ещё один аспект оценки. Шейп нужен для того, чтоб шикарно показать партнёршу зрителям и судьям (например в классической для пасодобля фигуре «плащ» или после пивотов в танго — примеров куча). Шейп достигается различными способами. В стандарте шейп достигается растяжением партнерши вверх и вправо от партнёра.

БАЛАНС, КООРДИНАЦИЯ — Существует два вида баланса — нейтральный и центральный. При центральном балансе вес тела равномерно распределён на обе ноги. При нейтральном — вес тела на одной ноге. Весь танец — это переход из нейтрального баланса в центральный и наоборот. Если пара не находится в состоянии равновесия, танец становится тяжелым, ломаются линии, в конце концов можно просто упасть.

ДВИЖЕНИЕ – непрерывность, плавность, размах. Для каждого танца конкретные правила. Качество, техника движения: работа споты, колена — скользящее движение (как будто на лыжах) стопы по полу в фокстроте даёт плавность; намеренный подъём стопы в танго подчёркивает стаккато; правильная работа колен придаёт румбе некоторую «модность», а натяжение носков — это не поддержка ноги, а увеличение длины линии. Использование этих четырех приёмов и правильная работа стопы опорной ноги позволяют добиться мощного и быстрого шага.

ПАРТНЁРСТВО (ведение) — Ведение применяется для изменения направления движения ведомого, а взаимодействие для увеличения функциональных возможностей в паре. И хотя это могут быть очень похожие действия, смысл, вкладываемый в них разный. Если партнер (а он чаще это делает) ведет даму, то он указывает направление дальнейшего перемещения, но при этом дама двигается сама. Если же партнер хочет, чтобы дама сделала нечто необычное (например: пошла быстрее и т.п.) или дама нуждается в помощи партнера, то тогда применяется взаимодействие. Ведение и взаимодействие зависят от многих факторов. Партнёрша должна быть лёгкой. При неправильном ведении лёгкости достичь невозможно. Каждый человек индивидуален, поэтому изучение партнёра — долгая и тяжелая, но весьма нужная работа. Достичь полного взаимопонимания удаётся крайне редко (такие пары становятся великими), чаще партнёры просто подстраиваются друг под друга.

ХОРЕОГРАФИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ – «классность» композиции, степень сложности. Нужно, чтобы композиция легко читалась на паркете. Использование разрешённых элементов и фигур для исполнения.  Представление — пара танцует эмоционально, показывая зрителям их отношение к музыке, или, стиснув зубы, с умным выражением лица пытаются не забыть композицию? Энергия — Энергия танца захватывает зрителей. Но энергия должна быть управляемой. Например, мощное движение весьма полезно в вальсе и фокстроте, но только если оно достигается за счёт свинга, а не только длиной шага. Движения должны соответствовать музыке. Например, в медленном вальсе накопление энергии происходит за счёт снижения между счётами «три» и «раз». А высвобождение энергии на счёт «раз» должно быть управляемым (дабы не проскочить счёт два) и поддерживаться при вырастании на “два” и “три”. То же самое и в остальных танцах. Floorcraft — “Видение паркета” в это понятие входит не только умение уходить от столкновения, но и умение танцевать без остановок в окружении других пар, когда, кажется, что идти уже некуда. Здесь и проявляется станцованность пары – партнёр должен выбирать правильные направления и вести партнёршу, а та, в свою очередь, должна понимать, что от неё хочет партнёр в той или иной ситуации. Стиль пары — как пара смотрится вместе, костюмы, поведение на паркете. Это тоже далеко не самый последний критерий оценки[2].

Глава 2. «Улучшение позиции корпуса, линий        корпуса»

         В своей методической разработке я хочу более подробно остановится на двух критериях. Первый – постановка корпуса (линии корпуса), второй – движение. Так как я вижу, что танцевальным парам коллектива эти аспекты даются сложнее всего. Как улучшить качество именно по этим двум направлениям. Линии рук, линии ног, линии шеи – то есть то, что в конечном итоге создаёт красивую картинку на конкурсе, которую мы видим в первую очередь. Линия рук в паре находится в неподвижном состоянии. Во время танца мы часто видим, что пара переходя в какие – либо променадные или контрпроменадные позиции, например фоллевэй слип-пивот и т.д. ломает эту линию. Для того, чтобы этого избежать нужно донести до учащегося, что при переходе из позиции в позицию имеет место процесс амортизации, который  осуществляется за счёт центрального блока корпуса[3], он наименее жёсткий, наиболее гибкий, подвижный. Если посмотреть описание простейшей фигуры медленного вальса – правого поворота, то мы найдём, что уже там происходит постоянное скручивание во время выполнения движения. И эти скручивания внутри корпуса очень часто ведут к тому, что верхняя линия деформируется. Поэтому нужно придумать какой-то тренаж, который позволял бы контролировать эту верхнюю линию и создавать бы эффектную картинку во время танца.

Для решения этого вопроса был разработан ряд упражнений, которые способствуют наработке навыков, постановке корпуса, рук как индивидуально, так и в паре, а затем улучшения этой позиции. Используя эти упражнения, я пытаюсь воздействовать на эмоции, чувства ребёнка. Для объяснения пытаюсь подобрать примеры, сравнения, ассоциации, которые могли бы помочь ребёнку понять, что от него требуют и воплотить в практику, а так же стараюсь привлечь к этому процессу их самих.

Условно эти упражнения можно разделить на две группы: ассоциативные и практические. Ассоциации, приводимые в этих упражнениях, способствуют пониманию особенно детей младшего возраста.

Одним из очень действенных ассоциативных упражнений является предложить детям в парах посоревноваться и определить «чья шея длиннее» или предлагается представить себя жирафиками, которые тянут свои шейки. Дети сразу стараются вытянутся. Это замечательный пример ассоциации для детей 5-7 лет, которые только начинают «притрагиваться» к исполнению бальных танцев.

При постановке рук самой первой проблемой является научить детей хотя бы просто держать руки в горизонтальной плоскости, не расслабляя и не опуская. Один из способов помочь начинающему танцору научиться правильно удерживать руки – это привязать на середину плеча надутый воздушный шарик, причём так, чтобы шарик почти касался корпуса, то есть занимал почти всё место от предплечья до корпуса. И объяснить, что складывать руки на шарик нельзя. Дети очень стараются сохранить шарик, не лопнув его.

Ещё одним способом для развития правильной постановке рук является использование гимнастических палок. Этот приём помогает при индивидуальной работе, особенно партнёров. При изучении фигур помогает им почувствовать, как они должны действовать, чтобы вести партнёршу в танце. Обязательным условием упражнения с гимнастическими палками является то, что палка должна быть всё время в определённом положении и на определённом расстоянии перед корпусом и всё время параллельно корпусу. Упражнения с гимнастическими палками можно использовать двояко; либо поставить прямые ладошки с отведёнными наверх большими пальцами, так чтобы был небольшой уголок, чтобы сохранялась небольшая дуга от ключицы к пальцам. И тогда, если палочку положить на руку в районе локтя, то она скатывается и упирается в большой палец, и предложить обучающемуся сохранять такое положение рук во время исполнения всей композиции или какого-либо отдельного элемента. Другой способ – это предложить держать гимнастическую палку в ладонях. Здесь добавочным действием является указание на то, что обучающемуся нужно держать палку не сжимая ладони в кулаки, а растягивая локти. И за счёт этого движения, по закону рычага, ладони сдвигаются. Таким образом, палка удерживается. Это способствует правильной постановке рук и к тому же, когда ребёнок начинает растягивать локти, он поневоле начинает удерживать правильную постановку корпуса, даже не задумываясь об этом.

Логическим продолжением этого тренинга является ещё одно упражнение для правильной постановке рук. Партнёр и партнёрша стоят лицом к лицу с соединёнными руками.  Один из партнёров пытается сжать ладони, растягивая локти, а второй стремится их удержать. Это упражнение хорошо ещё тем, что здесь используется соревновательный момент.

После того как начинающие танцоры научились держать руки в основной стойке, нужно переходить к объяснению, что такое взаимодействие в паре и что значит чувствовать друг друга в паре. Для этого я использую следующие упражнения. Упражнение на взаимодействие: партнёрам предлагается встать напротив друг друга на длину вытянутых рук. После этого я предлагаю учащимся сгибая локти перенести весна подушечки и выполнить что-то наподобие отжиманий. Опираясь друг на друга ладонями, они должны сохранить равновесие и не упасть. С помощью этого упражнения они начинают чувствовать вес друг друга и контролировать движение своё и партнёра.

Логическим продолжением и усложнением предыдущего является следующее упражнение на взаимодействие. Упражнение заключается в том, что партнёры стоят так же как и в предыдущем упражнении, лицом друг к другу, касаясь ладонями. Одному из партнёров предлагается закрыть глаза, а второй пытается двигаться в различных направлениях, выполняя различные движения (спуски, подъёмы, развороты, шаги назад, в сторону и т.д.), а партнёр пытается почувствовать эти движения и выполнить вместе с «водящим». Потом роли меняются. Такое взаимодействие в паре помогает наработать упругость рук и взаимное ведение. Упражнение можно выполнять как под музыку, так и без неё. Но, перед тем как предлагать подобные упражнения для выполнения учащимся, их надо проинструктировать по технике безопасности, во избежание падений или столкновений с другими парами.

        Далее я предлагаю упражнения для обучающихся, которые уже имеют некоторый танцевальный опыт.

        Упражнение 1. Партнёры стоят в закрытой лицевой позиции. На счёт раз поворачиваем голову в променадную позицию (верхний блок), далее на счёт два поворачиваем ноги (нижний блок), верхний удерживаем максимально строго, на счёт три одновременно поворачиваем и верхний и нижний, удерживая локтевую линию. Чтобы обучающиеся лучше поняли принцип исполнения этого упражнения, я объясняю его с помощью подручного средства. Это пирамидка из трёх детских кубиках на стержне. Подобные примеры задействуют эмоционально-ассоциативное мышление обучающихся, тем самым развивая его. Задача перед обучающимися состоит в том, чтобы максимально строго в неподвижности удерживать верхний блок, при этом, приводя в движение верхний блок (голову) и нижний блок (ноги) с помощью этого упражнения на занятии наглядно видно кто из обучающихся  справляется, а кто нет.

        Далее на этом пути можно сделать более сложные упражнения, которые будут выполнять обучающиеся более подготовленные. Цель усложнения состоит в том, чтобы максимально приблизиться к конкурсной обстановке, к тем вариациям, которые им приходится исполнять во время конкурса. И уметь решать задачу выдерживания красивых линий в корпусе, руках, в шеи. Потом это упражнение можно добавить виском, затем чтобы ввести более сложное координированное движение, и таким образом отслеживать ту же самую задачу, то есть держать верхние линии. Потеря верхней линии происходит прежде всего тогда, когда меняется позиция в корпусе, когда возникают свеи (наклоны).  

        Упражнение 2. Повороты корпуса на 45 градусов. Для разбора работы скрутки корпуса.  Исходное положение – ноги вместе. Руки в стороны «крестик». На «раз» корпус поворачивается вправо на 45 градусов. На «два» ноги «догоняют» корпус. На «три» ноги «опережают корпус». На «четыре» корпус «догоняет» ноги. Далее процесс повторяется с самого начала. Во время исполнения танца постоянно происходит такой эффект перекручивания и раскручивания корпусом. Во время танца мы постоянно наблюдаем такое действие с положительным эффектом. Потому что оно несёт в себе определённую энергию и чем опытнее танцоры, там больше они его используют во время танца.

        Очень часто мы видим такую проблему в парах, когда левое плечо партнёра отведено назад, а левая рука оказывается на «территории» партнёрши. Эту ситуацию можно исправить с помощью обычной тканевой салфетки. Два ассистента держат салфетку на уровни верхней линии пары. Сначала партнёрша строит свою стойку перед этой салфеткой. Контактирует с ней своей правой рукой и корпусом, находясь как бы на «своей территории». Затем партнёр становится с другой стороны салфетки и строит свою стойку относительно центральной разделительной плоскости. Таким образом, мы видим, что партнёрша находится на своей «территории», партнёр – на своей. Потом ассистенты убирают салфетку, пара закрывает руки для позиции «в паре». Используя этот приём можно сразу понять «забирается» ли партнёр на «территорию» партнёрши или нет. Такой приём используется для контроля линий.

        Для отработки этих линий можно использовать следующий метод. Для этого пригодится скакалка. Мы предлагаем партнёру взять один конец скакалки в замок сомкнутых рук (правой партнёрши и левой партнёра), далее растягивая скакалку, мы наблюдаем ту самую центральную линию. Второй конец скакалки нужно установить на противоположных руках между локтей. И затем, выполняя провисания скакалки, мы можем увидеть, куда она падает. Выполняя провисания можно увидеть симметрична ли пара, кто в какой области стоит и т.д. очень часто мы видим, что партнёры заваливаются на территорию партнёрши. Для наработки этого упражнения нужно закрепить скакалку на локтях и предложить паре протанцевать свою вариацию со скакалкой. Периодически можно подходить и проверять, как располагается скакалка относительно общего центра. Причём стоит предложить подобное упражнение одной паре, как все остальные тут же хотят также потанцевать со скакалочкой.  

Глава 2. ««Улучшение движения»

        Под движением понимается перемещение с большим размахом, с большой амплитудой и нужно стремиться этот размах, амплитуду усиливать. Граница этого движения в следующем: нужно, чтобы движение оставалось музыкальным, оно должно быть контролируемым по балансу. И если есть нарушение этих параметров, то движение нужно ограничивать.

        Понятие свинга, неразрывно связано с движением. Мы все знаем, что свинг – это маятник, качели, размах и т.д. Основной свинг – свинг центра тяжести. Отсутствие свинга делает движение равномерным, максимально сглаженным. Как мы можем использовать факторы, которые проявляются в свинговом движении, чтобы пара на площадке выглядела более динамично, скоростно, а, соответственно, конкурентноспособно? При равномерном движении скорость средняя и она соответственно меньше, чем максимальная скорость при свинговом характере передвижения. При свинговом характере движения скорость меняется по синусойде от нулевого своего значения до максимума. Для судьи на соревнованиях более заметно движение, которое имеет скоростную характеристику, при этом мы точно также вписываемся в музыку. Более того, движение свинговое более музыкальное, потому что звук это то же самое колебание. И звук и музыка построены в ритмическом характере, поэтому сама музыка несёт в себе свинговый характер. И естественно, когда танец этому соответствует, то он (танец) становится более музыкальным.

        Второй свинг – свинг в бедре. Третий свинг – это скручивание. Четвёртый – наклон.

        Свей – это статическое положение, но оно происходит в результате динамического движения – это не что иное, как ещё один маятник. Проиллюстрировать такое действие можно с помощью линейки и магнитного шарика.

        Есть несколько моделей, с помощью которых можно проиллюстрировать свинг. Хороший пример иллюстрации использования свинга это «если велосипедист двигается по кругу и держит велосипед прямо, он, конечно же, свалится»  поэтому если мы двигаемся, а потом делаем приставку, мы можем удержать баланс только с помощью наклона. И этот наклон мы создаём в свинговой манере. Проиллюстрировать основную манеру свинга можно с помощью полукольца и шарика. Шарик зависает наверху, разгоняется, получает самую большую скорость в нижней точке, потом тормозится. Если пара будет танцевать с использованием основного свинга, то она будет показывать самое рациональное движение, так как колебательные движения это самые рациональные движения, также оно более музыкально и более заметно для судьи.

        Эти утверждения можно проверить на таком примере. Нужно поставить  две пары на небольшом расстоянии друг от друга. Сначала предлагаем парам выполнять движение в равномерной манере исполняя, например, четвертной поворот медленного вальса. Потом, не прерывая движения, паре поменьше предложить использовать свинг. А второй паре продолжать танцевать равномерно. Но при использовании свинга становится труднее держать баланс, но зато пара выигрывает в движении, и, соответственно, смотрится более интересной и более выигрышной на площадке по критерию «движение». После выполнения этого упражнения нужно спросить у остальных обучающихся, что они увидели. Обычно они отвечают, что движение увеличилось, что движение стало более музыкальным, что пара выглядит заметнее. Причём свинг предлагается сделать той паре, которая меньше по габаритам, по мощности т.д.

        Другой наглядный пример потери движения это когда пара делает спуск перед шагом и задерживается в нижней точке, не продолжая перемещаться дальше, так как свинг перестаёт носить непрерывный характер. Для наглядной иллюстрации можно использовать ступенчатую конструкция, например детские кубики, поставленные один на другой в виде ступенек. Когда шарик начинает скатываться по ступенькам, мы видим, что движение менее интенсивное. Потому что происходит потеря движения на этапах остановки шарика. Так же мы можем использовать свинг бедра, чтобы ускорить вращение тела. Свинг очень важная часть танцевания Европейской программы танцев, исключая танго. Другое название танцев Европейской  программы – свинговые танцы.

        

Заключение

        Подводя итоги, хочется сказать, что описанные выше приёмы позволят парам или сольным исполнителям стать более успешными на конкурсах, добиться лёгкости танцевания, лёгкости, воздушности движения, исполнения композиции, позволят развить контроль над телом при переходе из одной танцевальной позиции в другую. А у педагогов будет ещё пара-тройка примеров для объяснения таких наиболее сложных для понимания и исполнения аспектов.

Список использованных источников

1 Видео-материал «IX Национальный Конгресс тренеров и судей ФТСР»

2 Интернет – ресурс  «Виктория dance. Центр танца и фитнеса». http://www.viktoria-dance.com/osnovnye-kriterii-sudejstva.html 

3 Официальная брошюра «Положение о спортивных судьях Союза танцевального спорта России 2012 год». http://www.rusdsu.ru/upload/iblock/30c/30cd0158f5e8e8191a027e628059f845.doc 

4 Официальный сайт Союза Танцевального Спорта России. www.rusdsu.ru

[1] Официальная брошюра СТСР. Положение о спортивных судьях Союза танцевального спорта России от 29 июня 2012 года.  

[3] Условно корпус можно поделить на три блока: верхний - голова, центральный -от плеч вниз до талии, нижний – бёдра и ноги.

nsportal.ru

Спортивно-бальный танец - красивый и полезный вид спорта

Спортивно-бальный танец — невероятно красивое искусство, которое пользуется огромной популярностью в современном мире. И если еще несколько лет назад найти танцевальную секцию для взрослых было проблемой, то сегодня практически каждый большой фитнес-центр предлагает собственную программу обучения. Так что представляет собой этот спорт? Где лучше всего заниматься танцами? Каких успехов можно достичь? Эти вопросы интересуют многих.

Спортивно-бальный танец: что это такое?

спортивно бальный танец

На самом деле под таким вот сложным термином скрываются всем известные бальные танцы, начиная с классического медленного вальса и заканчивая страстной и эмоциональной румбой. Сегодня спортивно-бальный танец пользуется огромным спросом. Ведь все знают о том, что регулярные занятия спортом хорошо сказываются на состоянии здоровья. И если пробежка по утрам или рутинные силовые упражнения со временем могут наскучить, то танцы — это тот вид спорта, который остается интересным всегда. Ведь это не просто физические нагрузки, но также и полноценное искусство передачи эмоций, которое позволяет научиться в совершенстве владеть собственным телом.

И прежде чем вы решите приступать к занятиям, стоит отметить, что на сегодняшний день существует две основных программы танцев.

Как выглядит европейская программа спортивно-бальных танцев?

конкурс спортивных бальных танцев

В эту программу входят всем известные пять танцев — это медленный вальс, медленный фокстрот, танго, венский вальс и квикстеп. В свое время именно эти танцы служили способом массового развлечения, но с появлением более быстрых, энергичных видов популярность классических разновидностей начала резко падать.

Но сегодня европейские бальные танцы получили второе дыхание. Занятия подобным видом спорта помогут улучшить осанку и сделать движения более грациозными. Кроме того, за последние несколько лет классические разновидности танцев были несколько модернизированы.

Латиноамериканская программа

спортивно бальные танцы соревнования

Ни для кого не секрет, что латиноамериканские танцы чрезвычайно эмоциональные, страстные и, по сравнению с европейскими, намного более вольные и энергичные. В эту программу входят такие танцы, как ча-ча-ча, джайв, самба, пасодобль и румба. Кстати, в этом танце двигается практически все тело, да и ритм музыки очень быстрый. Такие занятия помогут привести тело в тонус, укрепить мышцы и увеличить гибкость.

Стоит ли заниматься танцами на дому?

Да, танцевальные занятия в домашних условиях имеют свои преимущества. Найти материал для тренировок несложно — танцевальные программы продаются на дисках, да и в интернете их полно. Кажется, все просто — смотри и повторяй. Не придется оплачивать абонемент в клубе, да и не будет необходимости изменять свой привычный рабочий график. Ведь самому заниматься можно в любое время суток.

С другой стороны, есть и некоторые недостатки. Ведь рядом с вами не будет опытного специалиста, который покажет, как правильно нужно делать то или иное движение. Рядом не будет людей, которые преследуют ту же цель, что и вы, и готовы оказать моральную поддержку. И, конечно же, не стоит забывать о том, что это парные танцы, для которых необходим партнер. Да и на турнир по спортивным бальным танцам вы вряд ли попадете. Поэтому если у вас есть деньги и возможность заниматься вне дома — отправляйтесь в клуб или фитнес-центр.

Клуб спортивных бальных танцев: преимущества групповых занятий

турнир по спортивно бальным танцам

Практически в каждом большом фитнес-центре есть специальные танцевальные программы, основной целью которых является коррекция фигуры и улучшение самочувствия. Кроме того, в вашем городе наверняка найдется подходящая студия спортивного бального танца.

В первую очередь необходимо подобрать подходящую группу, например, по возрасту, состоянию здоровья и т. д. — с этим вам должен помочь тренер. Кстати, учитель также является немаловажной частью тренировок, так как от его умения, внимания и напористости будет зависеть окончательный результат.

Групповые занятия предусматривают тренировки в группе по 4-12 человек, конечно же, с партнером. Безусловно, регулярные занятия помогут не только решить массу проблем с физическим здоровьем, но также найти новых друзей и расширить круг общения. К чему еще стремиться человеку, обожающему спортивно-бальные танцы? Соревнования и победа в них — это то, что становится замечательной мотивацией и обеспечивает наличие азарта и желания тренироваться больше.

Принято считать, что в турнирах могут участвовать только профессиональные танцоры. На самом деле сегодня проводятся соревнования для людей разного уровня подготовки, начиная с новичков-любителей и заканчивая настоящими профессионалами. Конечно же, участие в турнире повлечет за собой дополнительные расходы. Например, вам нужно будет выплатить вступительный взнос. Кроме того, понадобится красивый костюм и обувь для бальных танцев, которые стоят не так уж и дешево. А если вы твердо намерены победить, то, возможно, придется брать дополнительные индивидуальные занятия. Тем не менее победа в конкурсе, пусть даже и любительском, все равно будет приятной.

Какая одежда нужна для занятий?

спортивные и бальные танцы

Конечно же, спортивно-бальный танец невозможно представить себе без соответствующей одежды. Более того, именно от нее и зависит качество тренировок. Ведь если одежда или обувь неудобная, то двигаться намного сложнее, а иногда и опаснее.

Начать покупку тренировочного «обмундирования», пожалуй, стоит с обуви. Ведь ни для кого не секрет, что танцовщицы на паркете выступают в туфлях на каблуке. И ваша повседневная обувь здесь не подойдет — попытка танцевать в обычной обуви может закончиться сильным растяжением или даже вывихом. Если вы собираетесь заниматься по латиноамериканской программе, то выбирайте босоножки с легко гнущейся подошвой и коротким супинатором. А вот туфли для классического бального танца должны хорошо фиксировать палец и пятку. Такую обувь можно приобрести в специальных магазинах. Но она вам может и не понадобиться — для любительских тренировок подойдут и удобные кроссовки.

Что же касается тренировочной одежды, то здесь одно-единственное правило — она должна быть удобной. Поэтому лучше всего танцевать в эластичных лосинах или спортивных брюках. Кстати, некоторые женщины предпочитают покупать специальные тренировочные платья.

Красивая одежда понадобится лишь в том случае, если вы собираетесь на конкурс спортивных бальных танцев. Ведь здесь судьи отдельно оценивают не только мастерство, но и наряды танцоров. С помощью правильно подобранного костюма можно создать соответствующий танцу образ. Если вы изучаете европейское направление, то форма одежды здесь строга — женщины выступают в длинных платьях с зауженной талией и перчатках до локтей, а мужчины танцуют в темных фраках.

А вот требования к латиноамериканскому стилю более свободны, ведь эти танцы всегда страстные и вызывающие — женщины облачаются в обтягивающие короткие платья, а мужчины выступают в специальных боди и брюках.

Спортивно-бальные танцы для похудения — это эффективно?

клуб спортивных бальных танцев

В современном мире существует множество способов избавиться от лишнего веса. А поскольку танцы являются спортивной тренировкой, то, конечно же, с их помощью можно усовершенствовать фигуру. Ведь во время занятий танцами организм тратит огромное количество энергии.

Кроме того, танцы укрепляют мышцы ног, рук, пресса и спины, убирая лишние сантиметры и, более того, подтягивая кожу и придавая телу тонус. Конечно же, для того чтобы избавиться от избыточного веса в сжатые сроки, необходимы интенсивные тренировки. Специалисты рекомендуют заниматься по полтора часа 3-4 раза в неделю. А еще стоит подкорректировать систему питания. Строгие диеты в данном случае противопоказаны, ведь организму требуется энергия и силы для тренировок. Но вот количество жира и легкоусвояемых углеводов (сахар) стоит ограничить.

Польза и вред спортивного танца

соревнования по спортивным бальным танцам

На самом деле спортивно-бальный танец поможет решить массу проблем - как физических, так и психологических. Для начала стоит отметить, что регулярные тренировки укрепляют мышцы, увеличивают выносливость и прибавляют силы. Кроме того, танцевальная аэробика позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему. С помощью танцев можно избавиться от массы проблем, включая различные искривления позвоночника, улучшить осанку, сделать мышцы более эластичными, а движения грациозными. И, конечно же, танцы — это замечательное и веселое времяпрепровождение, которое улучшает настроение, повышает самооценку и делает вас звездой на танцевальной площадке.

Что же касается вреда, то он, конечно же, имеется. Травмы, растяжения, деформация суставов — это то, к чему могут привести регулярные изнуряющие тренировки. С другой стороны, подобные «побочные эффекты» чаще всего встречаются у профессиональных танцоров, которые безвылазно работают в спортзале, регулярно посещают соревнования по спортивным бальным танцам и строят спортивную карьеру. А вот любительские тренировки под наблюдением опытного тренера грозят лишь болью в мышцах, и то лишь в первые несколько недель.

Существуют ли противопоказания к тренировкам?

Безусловно, спортивные и бальные танцы под силу далеко не каждому. И, да, есть некоторые противопоказания. В частности, занятия нельзя проводить с людьми, недавно пережившими оперативное вмешательство или серьезную травму. К относительным противопоказаниям относятся любые хронические заболевания, а также нарушения в работе сердца и сосудистой системы, болезни суставов.

Но эти противопоказания не зря называют относительными, так как занятия все-таки возможны. Например, бальными танцами занимаются даже пожилые люди, но здесь нужно точно определить уровень разрешенной нагрузки, а проводить занятия может только опытный тренер. Кстати, тренировки стоит отложить при любых воспалительных и инфекционных заболеваниях — в данном случае лучше дождаться полного выздоровления.

fb.ru


Смотрите также