Урок по химии для 8 класса "Уравнения химических реакций" 2. Химия 8 класс уравнения химических реакций упражнения


Урок по химии для 8 класса "Уравнения химических реакций"

Развернутый план-конспект урока «Уравнения химических реакций».

Учебник: О.С. Габриелян.

Класс: 8

Тема урока: Уравнения химических реакций.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с составлением химических уравнений и расставлением коэффициентов с законом сохранения массы веществ; сформировать у учащихся знание о химическом уравнении, о правиле подбора коэффициентов в уравнениях реакций, о законе сохранения массы веществ; начать формировать умения по составлению химических уравнений и раставлению коэффициентов.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с химическими уравнениями.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Ход урока:

1.Организационный момент (2-3мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое химические уравнения, как правильно их записывать, как расставлять коэффициенты с помощью закона сохранения массы веществ.

2. Повторение пройденного материала (контроль знаний) (10 – 15 мин).

Вариант 1.

  1. В 32г воды растворили 9г нитрата натрия. Определите массовую долю соли в растворе.

  2. Вычислите объём кислорода, который может быть получен из 450 м3 воздуха (н.у.), если объёмная доля кислорода равна 21%.

  3. Вычислите массу воды, которую нужно добавить к 340 г глюкозы для приготовления 15% раствора глюкозы.

  4. Соление огурцов производят 8% раствором хлорида натрия. Вычислите массы соли и воды, которые необходимы для приготовления 1 кг.

  5. Определите, как изменится доля соли в растворе массой 200 г с массовой долей 20%, если к нему добавят 150 г воды.

  6. 240 г раствора соли с массовой долей 18% упарили до 102 г. Какова массовая доля соли в полученном растворе.

Вариант 2.

  1. Вычислите массовую долю вещества в растворе, если в 109г воды растворили 56г соли.

  2. Вычислите объем кислорода, содержащегося в 500 л воздуха при (н.у.), если объёмная доля кислорода равна 0,21.

  3. При выпаривании 50 г раствора получили 13 г соли. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества.

  4. Смешали два раствора: в 400 г первого было растворено 30 г вещества, а второй раствор массой 240 г имел массовую долю 40%. Определите массовую долю полученного вещества.

  5. Смешали 40 г 20% раствора и 300 г раствора с массовой долей 0,4. Определите массовую долю полученного раствора.

  6. Рассчитайте, сколько воды надо добавить к 160 г 20% раствора, чтобы получить 10% раствор.

3. Изучение нового материала (15 - 20 мин.)

Вещества вступают в химические реакции, в результате которых образуется другие вещества. Происходят ли какие – либо изменения с массой вещества в результате реакции? По этому вопросу ученые высказывали различные предположения. В 1756 г., М.В. Ломоносов открывает закон сохранения массы веществ.

Запишем:

Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

Поскольку при химических реакциях атомы не образуются и не разрушаются, а происходит лишь их перегруппировка, то становится очевидным справедливость открытого закона М.В.Ломоносовым.

Откройте учебники на стр.139 – 141 (учитель просит учащихся почитать).

На основании этого закона пишут химические уравнения реакций с помощью химических формул.

Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

По химическому уравнению реакций можно судить о том, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются. При составлении уравнений реакций поступают следующим образом:

  1. В левой части уравнения пишут формулы веществ, вступающих в реакцию, а затем ставят стрелку. При этом нужно помнить, что молекулы простых газообразных веществ почти всегда состоят из двух атомов (O2, h3,Cl2 и т. д.):

Mg + O2 →

P + O2 →

2. В правой части (после стрелки) пишут формулы веществ, образующихся в результате реакции:

Mg + O2 → MgO

P + O2 → P2O5

3. Уравнения реакции составляют на основе закона сохранения массы веществ, т. е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.

Запишем уравнение химической реакции:

C2H6 + O2 → CO2 + h3O

Уравняем число атомов углерода и водорода:

C2H6 + O2 → 2CO2 + 3h3O

Теперь в правой части уравнения реакции 7 атомов кислорода, а в левой только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой O2 коэффициент 3,5 (7:2 = 3,5):

C2H6 + 3,5O2 = 2CO2 + 3h3O

И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:

2C2H6 + 7O2 = 4CO2 + 6h3O

Уравнение уравнено, теперь можно поставить замес-то стрелки знак равно.

Для раставления коэффициентов нужно помнить следующие правила:

  1. Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент, который показывает количество вещества реагирующих и образующихся веществ.

  2. Если в схеме реакции есть формула соли, то вначале уравнивают число ионов, образующих соль.

  3. Если участвующие в реакции вещества содержат водород и кислород, то атомы водорода уравнивают в предпоследнюю очередь, а атомы кислорода в последнюю.

  4. Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то необходимо начинать уравнение с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число.

  1. Первичное закрепление знаний (5-10 минут).

Откройте учебник на стр. 145. найдите упр. 2 и выполните его.

5. Итог урока (2мин).

Сегодня на уроке вы узнали что такое химическое уравнение и как его записывать правильно, а также как расставлять коэффициенты пользуясь законом сохранения массы веществ.

6. Домашнее задание (2 мин.)

§ 27, упр. 3 на стр. 145 (письменно).

infourok.ru

Задания по теме "Уравнения реакций" 8 класс

multiurok.ru

Вариант 1

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Fe+HCl→FeCl2+h3

  2. Nh4→N2+h3

  3. Fe+Cl2→FeCl3

  4. N2+O2→NO

  5. Mg+O2→MgO

Вариант 2

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. h3+N2→Nh4

  2. Ch5+O2→CO2+h3O

  3. Al+Cl2→AlCl3

  4. Zn+O2→ZnO

  5. P+O2→P2O5

Вариант 3

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Cu+S→Cu2S

  2. Ca+O2→CaO

  3. HI→I2+h3

  4. Fe+Cl2→FeCl3

  5. MnO2+h3→h3O+Mn

Вариант 4

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Al+S→Al2S3

  2. C+O2→CO2

  3. P+S→P2S5

  4. Li+O2→LiO

  5. h3O→h3+O2

Вариант 5

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. N2+O2→NO

  2. Ag+S→Ag2S

  3. C2h5+O2→CO2+h3O

  4. Mg+O2→MgO

  5. P+Cl→PCl3

Вариант 6

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Na+Cl2→NaCl

  2. h3S+O2→S+h3O

  3. Zn+HCl→ZnCl2+h3

  4. Al+O2→Al2O3

  5. C+h3→Ch5

Вариант 7

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. CaCO3→CaO+CO2

  2. Al+S→Al2S3

  3. P+O2→P2O5

  4. HgO→Hg+O2

  5. N2+h3→Nh4

Вариант 8

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. CuSO4+Fe→FeSO4+Cu

  2. h3O2→h3O+O2

  3. Cu+O2→CuO

  4. AgCl→Ag+Cl2

  5. KBr+Cl2→Br2+KCl

Вариант 9

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. HBr→Br2+h3

  2. Mg+O2→MgO

  3. Fe+HCl→FeCl2+h3

  4. BaCO3→BaO+CO2

  5. CO+O2→CO2

Вариант 10

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. MgCO3→MgO+CO2

  2. C+O2→CO2

  3. SnO2+C→CO2+Sn

  4. Al+Cl2→AlCl3

  5. Fe(OH)3+HCl→FeCl3+h3O

Вариант 11

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. h3CO3→h3O+CO2

  2. NaNO3→NaNO2+O2

  3. h3O→h3+O2

  4. Mg+O2→MgO

  5. CaCO3→CaO+CO2

Вариант 12

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. KClO3→KCl+O2

  2. NO+O2→NO2

  3. CuCl2+Al→AlCl3+Cu

  4. Cu(NO3)2→CuO+NO2+O2

  5. Fe(OH)2+HCl→FeCl2+h3O

Вариант 13

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. AgBr→Ag+Br2

  2. Na+h3O→NaOH+h3

  3. Fe(OH)2→FeO+h3O

  4. NaOH+HCl→NaCl+h3O

  5. CaO+h3O→Ca(OH)2

Вариант 14

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. CO2+h3O→h3CO3

  2. Al+Fe2O3→Al2O3+Fe

  3. Fe(OH)3→Fe2O3+h3O

  4. Na2SO4+BaCl2→NaCl+BaSO4

  5. CO2+Mg→MgO+C

Вариант 15

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. C+Na2SO4→CO2+Na2S

  2. CO+h3→Ch5+h3O

  3. Si+h3S→SiS2+h3

  4. SiO2+C→Si+CO

  5. h3O+Na→NaOH+h3

Вариант 16

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Mg+CO2→MgO+C

  2. HNO2+h3O2→HNO3+h3O

  3. Fe+S→FeS

  4. MnO2+HCl→MnCl2+Cl2+h3O

  5. Fe+h3O→Fe3O4+h3

Вариант 17

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. C+CO2→CO

  2. Na+h3O→NaOH+h3

  3. BaO+h3O→Ba(OH)2

  4. Si+O2→SiO2

  5. NO2+Mg→MgO+N2

Вариант 18

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. NO2+SO2→SO3+NO

  2. Nh4+Mg→Mg3N+h3

  3. Nh5NO3→N2+O2+h3O

  4. Nh5NO2→N2+h3O

  5. P+HNO3→h4PO4+NO2+h3O

Вариант 19

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. P+O2→P2O5

  2. h3CO3→h3O+CO2

  3. Fe+S→FeS

  4. Fe+CuSO4→Cu+FeSO4

  5. FeCl3+NaOH→Fe(OH)3+NaCl

Вариант 20

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. h3S+O2→SO2+h3O

  2. C4h20+O2→CO2+h3O

  3. CH5N+O2→CO2+h3O+N2

  4. Zn+HCl→ZnCl2+h3

  5. CuOH→Cu2O+h3O

Вариант 21

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Ca+Cl2→CaCl2

  2. Hg+O2→HgO

  3. Na+S→Na2S

  4. Ba+HCl→BaCl2+h3

  5. Cu+S→CuS

Вариант 22

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Al+O2→Al2O3

  2. Cu+O2→CuO

  3. Zn+HCl→ZnCl2+h3

  4. Hg+S→HgS

  5. K+S→K2S

Вариант 23

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Ca+O2→CaO

  2. Li+S→Li2S

  3. Mg+HCl→MgCl2+h3

  4. Fe+HCl→FeCl2+h3

  5. AgBr→Ag+Br2

Вариант 24

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. h3S+O2→SO2+h3O

  2. Ca+Cl2→CaCl2

  3. Ba+HCl→BaCl2+h3

  4. Mg+CO2→MgO+C

  5. BaO+h3O→Ba(OH)2

Вариант 25

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. MgCO3→MgO+CO2

  2. Fe(OH)3+HCl→FeCl3+h3O

  3. KClO3→KCl+O2

  4. h3+O2→h3O

  5. CO2+Mg→MgO+C

Вариант 26

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Fe2O3+CO→CO2+Fe

  2. h3S+O2 →h3O+S

  3. SiO2+Al→Al2O3+Si

  4. h4P+O2→P2O5+h3O

  5. KClO3+S→KCl+SO2

Вариант 27

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. P2O5+C→P+CO

  2. Li+O2→Li2O

  3. Cl2+h3→HCl

  4. Mn2O3+Si→SiO2+Mn

  5. Al+I2→AlI3

Вариант 28

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. h4N+O2→NO+h3O

  2. Al+S→Al2S3

  3. HI→h3+I2

  4. Cr2O3+Al→Al2O3+Cr

  5. Zn+O2→ZnO

Вариант 29

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Al+CuCl2→AlCl3+Cu

  2. HgO→Hg+O2

  3. Mg+O2→MgO

  4. CaCO3→CaO+CO2

  5. Li+O2→Li2O

Вариант 30

Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции.

  1. Ch5→C+h3

  2. NO+O2→NO2

  3. KClO3→KCl+O2

  4. Ag+S→Ag2S

  5. Mn+h3→h3O+Mn

Урок по химии для 8 класса "Уравнения химических реакций" 2

Развернутый план-конспект урока «Уравнения химических реакций».

Учебник: О.С. Габриелян.

Класс: 8

Тема урока: Уравнения химических реакций.

Тип урока: совершенствование знаний и умений.

Образовательные задачи: закрепить знания по составлению химических уравнений и расставлению коэффициентов;

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с химическими уравнениями.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Ход урока:

1.Организационный момент (2-4мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы будем закреплять уравнения химических реакций их написание и раставление коэффициентов.

2. Совершенствование знаний и умений (20 – 35 мин.)

Запишем :

Алгоритм составления уравнения химической реакции.

  1. Запишите формулы (формулу) исходных веществ, соединив их знаком «+» (это левая часть уравнения).

  2. Поставьте стрелку.

  3. Запишите после стрелки формулы (формулу) продуктов реакции (это правая часть уравнения).

  4. Расставьте коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны.

  5. Замените стрелку знаком равенства.

С помощью алгоритма составления уравнений химических реакций, давайте запишем уравнение взаимодействие сульфида железа (ІІ) с кислородом в результате прохождения химической реакции образуется оксид железа (ІІІ) и оксид серы (ІV).

Записываем по алгоритму:

  1. Определяем исходные вещества – это вещества, которые вступили в реакцию: это сульфид железа (ІІ) и кислород, а теперь запишем формулы этих веществ в левой части уравнения:

FeS2 + О2

  1. Ставим стрелку:

FeS2 + О2 →

3. Определяем продукты реакции – это вещества, которые получились в результате прохождения химической реакции: это оксид железа (ІІІ) и оксид серы (ІV), а теперь запишем формулы этих веществ в правой части уравнения:

FeS2 + О2 → Fe2O3 + SO2

4. Расставляем коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны:

2FeS2 + 5,5О2 → Fe2O3 + 4SO2

Теперь в правой части уравнения реакции 11 атомов кислорода, а в левой только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой O2 коэффициент 5,5 (11:2 = 5,5).

И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:

4FeS2 + 11О2 → 2Fe2O3 + 8SO2

5. Заменим стрелку знаком равенства:

4FeS2 + 11О2 = 2Fe2O3 + 8SO2 .

Далее мы будем работать в рабочих тетрадях ( с Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. – 12-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010. – 192с.:ил.) открываем стр. 98 – 99 и выполняем упр. 5 – 7 письменно. (У некоторых учащихся учитель собирает тетради на проверку).

3. Контроль знаний и умений (10 -20 мин).

1. Расставить коэффициенты в уравнения химических реакций:

P + Cl2 = PCl5

Ch5 = C + h3

Na + S = Na2S

HCl + Mg = MgCl2 + h3

ZnSO4 + KOH = K2SO4 + Zn(OH)2

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl

AlCl3 + NaOH = NaCl + Al(OH)3

h3SO4 + Al = Al2(SO4)3 + h3

P2O5 + Na2O = Na3PO4

Al2(SO4)3 + Ba(NO3)2 = Al(NO3)3 + BaSO4

  1. Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам и расставьте коэффициенты:

а) натрий + хлор → хлорид натрия

б) угольная кислота → вода + углекислый газ

в) гидроксид железа (ІІІ) → оксид железа (ІІІ) + вода

г) алюминий + кислород → оксид алюминия (ІІІ)

д) оксид натрия + вода → гидроксид натрия

е) оксид калия + оксид фосфора → фосфат калия.

4. Итог урока (1-3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами научились писать уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях.

5. Домашнее задание (1-3 мин).

§27, упр. 2 (письменно).

infourok.ru

Химия 8 класс. Тема: «Типы химических реакций» | Уроки по Химии

Химия 8 класс. Тема: «Типы химических реакций»

07.10.2014 10327 867

Цель урока: отработать умения и навыки учащихся: расставлять коэффициенты, проверять правильность их расстановки и составлять уравнения реакций; определять тип химической реакции по количеству и составу исходных и образующихся веществ.

 

Форма проведения: индивидуально-групповая форма работы.

 

Оборудование урока:

  1. Жетоны с номерами участников.
  2. Карточки с разноуровневыми заданиями.
  3. Ответы-образцы.
  4. Оценочный бланк.
  5. ТСО.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Проверка ранее изученного материала – 5 мин.
  3. Актуализация опорных знаний – 6 мин (4+2).
  4. Комплексное применение знаний, умений и навыков – 27 мин.

Задание 3-го уровня – 10 мин (8+2).

Задание 2-го уровня – 10 мин (8+2).

Задание 1-го уровня – 7 мин (5+2).

      5.  Подведение итогов – 5 мин.

 

ПРОВЕРКА РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

( Задания записаны на кодоплёнке и проецируются на экран с помощью кодоскопа).

 

    1.Наука, изучающая вещества, их свойства и превращения в другие вещества?                                                                               химия.

    2.О каком явлении идёт речь?

- гниение листьев;                                                                 хим-ое

- кипение воды;                                                                     физ-ое

- высыхание глины;                                                              физ-ое

- появление запаха горелого масла.                                    хим-ое

    3.Какими признаками сопровождаются следующие химические явления?

- гашение извести;                                                                выделение 

                                                                                                тепла

- горение древесины;                                                            выделение 

                                                                                                тепла и

                                                                                                света

- скисание молока;                                                                образование 

                                                                                                осадка

- гашение пищевой соды уксусом.                                      выделение

                                                                                                газа

    4.Что утверждает закон сохранения массы веществ?

Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

    5.Условная запись химической реакции, сделанная с помощью химических формул и символов?                                                           

                                                                                    химическое ур-ние

    6.Назовите формулы веществ-реагентов, веществ-продуктов реакции.

       4 Аl + 3 О2  = 2 Аl2О3    

    7.Назовите формулы веществ правой части уравнения, левой части уравнения.

       CuO + h3SO4 = CuSO4 + h3O

    8. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций.

     1)  h3O + P2O5 = h4PO4

     2)  Al + HCl = AlCl3 + h3

     3)  MnO + O2 = Mn2O3

     9. В каких химических уравнениях неправильно расставлены коэффициенты?

     1)  ZnS + 4 HCl = ZnCl2 + h3S                                         «-»

     2)  2 Fe2O3 + h3 = 2 Fe + 3 h3O                                       «-»

     3)  2 CuS + 3 O2 = 2 CuO + 2 SO2                                    «+»

     10.С помощью какого приёма достигается выполнение закона сохранения массы веществ в уравнениях химических реакций?         

                                                                                          Расстановка                                                                                         

                                                                                     коэффициентов   

 

 

 

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

(Учащиеся воспроизводят опорную схему «Типы химических реакций» на листах, после выполнения задания проверяют себя по образцу и в оценочном бланке группы ставят отметку за 1-ое задание).

 

 

Опорная схема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ  РЕАКЦИЙ»

(по количеству и составу исходных и образовавшихся веществ)

 

 

РЕАКЦИЯ                РЕАКЦИЯ                   РЕАКЦИЯ                     РЕАКЦИЯ

СОЕДИНЕНИЯ         РАЗЛОЖЕНИЯ           ЗАМЕЩЕНИЯ             ОБМЕНА   

 

А + В = АВ                 АВ = А + В              А + ВС = АС + В       АВ + СД = АД + СВ

 

     Примеры:                   Примеры:                  Примеры:                    Примеры:

 

 Пр + Пр = Сл             Сл = Пр + Пр          Пр + Сл = Пр + Сл      Сл + Сл = Сл + Сл

    

 Пр + Сл = Сл              Сл = Пр + Сл

 

 Сл + Сл = Сл              Сл = Сл + Сл

 

 

 

ЗАДАНИЯ 3-ГО УРОВНЯ.

(Учащимся раздают индивидуальные карточки с заданиями, после их выполнения осуществляется взаимопроверка по образцу и ставится отметка в оценочный бланк группы).

 

         Перепишите схемы химических реакций в тетрадь и расставьте

коэффициенты . Подчеркните одной чертой уравнения реакций обмена и  двумя – уравнения реакций замещения.

 

Al + CuCl2 = AlCl3 + Cu                  

LiOH + h3S = Li2S + h3O

Fe(OH)3 = Fe2O3 + h3O

BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

KClO3 = KCl + O2

P + O2 =  P2O5

Na2S + Br2 = NaBr + S

Na2O + HCl = NaCl + h3O

 

2 Al + 3 CuCl2 =  2 AlCl3 + 3 Cu

2 LiOH + h3S = Li2S + 2 h3O

2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 h3O

3 BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

2 KClO3 = 2 KCl + 3 O2

4 P + 5 O2 =  2 P2O5

Na2S + Br2 = 2 NaBr + S

Na2O + 2 HCl = 2 NaCl + h3O

 

         Перепишите схемы химических реакций в тетрадь и расставьте коэффициенты . Подчеркните одной чертой уравнения реакций соединения и  двумя – уравнения реакций разложения.

Al + CuCl2 = AlCl3 + Cu

LiOH + h3S = Li2S + h3O

Fe(OH)3 = Fe2O3 + h3O

BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

KClO3 = KCl + O2

P + O2 =  P2O5

Na2S + Br2 = NaBr + S

Na2O + HCl = NaCl + h3O

 

2 Al + 3 CuCl2 =  2 AlCl3 + 3 Cu

2 LiOH + h3S = Li2S + 2 h3O

2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 h3O

3 BaO + P2O5 = Ba3(PO4)2

2 KClO3 = 2 KCl + 3 O2

4 P + 5 O2 =  2 P2O5

Na2S + Br2 = 2 NaBr + S

Na2O + 2 HCl = 2 NaCl + h3O.

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Химические уравнения

На основании закона сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций. Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул и знаков.

В левой части уравнения записывают формулы или формулу веществ, которые вступили в химическую реакцию. Их называют исходными веществами, между ними знак «плюс», в правой части уравнения записывают формулы или формулу продуктов реакции, т.е. веществ, которые образуются в результате реакции, между ними тоже ставят знак «плюс», а между левой и правой частью уравнения ставят стрелку.

Химическую реакцию можно изобразить молекулярным уравнением. Т.е. молекулярное уравнение – это уравнение, в котором исходные вещества и продукты реакции записаны в виде молекул. Если в результате реакции образуется осадок, то возле него справа ставят стрелку, направленную вниз (↓), а если выделяется газ, то возле него справа ставят стрелку, направленную вверх (↑).

После записи схемы уравнения находят коэффициенты, т.е. цифры, стоящие перед формулами веществ, чтобы число атомов до и после реакции было одинаковым.

Например, запишем уравнение реакции водорода с кислородом. Вначале укажем формулы веществ, вступивших в химическую реакцию – это водород (Н2) и кислород (О2), между ними ставим знак «плюс», в результате реакции образуется вода – Н2О. Между веществами левой и правой части ставим стрелку. Посмотрим, сколько атомов водорода в левой и правой части. Получается два атома водорода до и после реакции, а кислорода до реакции 2 атома, после реакции – один атом. Поэтому в правой части уравнения перед формулой воды ставим коэффициент 2. Но теперь в правой части уравнения стало 4 атома водорода, а в левой только 2. Чтобы уровнять число атомов водорода, необходимо в левой части уравнения перед водородом поставить коэффициент 2. Т.к. мы уровняли число всех атомов в левой и правой части уравнения, то теперь ставим не стрелку, а знак равенства.

Для правильного подбора коэффициентов в уравнении реакции следует выполнять некоторые условия:

·                   Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент. Например, в реакции горения бутана:

С4Н10 + О2 → СО2 + Н2О. Перед формулой СО2 ставим коэффициент 4, т.к. в реакцию вступает 4 атома углерода, перед формулой воды ставим коэффициент 5, т.к. в реакцию вступает 10 атомов водорода. В результате реакции образуется 13 атомов кислорода, а до реакции 2 атома, значит перед формулой кислорода необходимо поставить коэффициент 6,5. А так как, коэффициент показывает не только число атомов, но и молекул, то следует удвоить коэффициент в уравнении. Получается, уравнение будет иметь вид: 2С4Н10 + 13О2 → 8СО2 + 10Н2О.

·                   Если в схеме реакции есть соль, то сначала уравнивают число ионов, образующих соль. Например, в результате реакции фосфорной кислоты и гидроксида кальция образуется соль – фосфат кальция и вода.

Н3РО4 + Са(ОН)2 → Са3(РО4)2 + Н2О. Эта соль состоит из фосфат-ионов с зарядом 3- и ионов кальция с зарядом 2+. Уравняем их число, записав перед формулой фосфорной кислоты коэффициент 2, а перед формулой гидроксида кальция – коэффициент 3.

·                   Если в схеме реакции есть атомы водорода и кислорода, то сначала уравниваются атомы водорода, а только потом кислорода. Из предыдущей схемы видно, что в левой части уравнения 12 атомов водорода, в правой – только 2, значит, перед формулой воды необходимо поставить коэффициент 6. Подсчитаем число атомов кислорода. До реакции их 14, после реакции тоже 14. Поэтому можно вместо стрелки поставить знак равенства.

·                   Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то начинать уравнивание следует с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число. Например, в реакции нитрата бария и сульфата алюминия образуется две соли – сульфат бария и нитрат алюминия. Наибольшее число ионов содержит соль – нитрат алюминия, поэтому сначала нужно уравнять ионы, которыми образована эта соль, т.е. ионы алюминия и нитрат-ионы. Ba(NO3)2 + Al2(SO4)3 → BaSO4 + Al(NO3)3. У алюминия заряд 3+, у нитрат-ионов  – 1-. Поэтому в левой части уравнения перед формулой Ba(NO3)2 ставим коэффициент 3. Перед формулой Al2(SO4)3 нужно поставить коэффициент 1, но он не ставится. Уравниваем остальные ионы. Ионов бария до реакции 3, после реакции 1, поэтому перед формулой BaSO4 ставим коэффициент 3, нитрат-ионов до реакции 6, поэтому в правой части уравнения перед Al(NO3)3 ставим коэффициент 2. Число атомов алюминия до и после реакции одинаково, т.е. 2. Ионов бария и сульфат-ионов до реакции и после реакции одинаково – по 3.

·                   Если число атомов какого-то элемента в одной части схемы уравнения четное, а в другой нечетное, то необходимо перед формулой с нечетным числом атомов поставить коэффициент 2, а затем уровнять число всех атомов. Например, расставим коэффициенты в реакции алюминия с кислородом. Al + O2 → Al2O3. В результате реакции образуется оксид алюминия – Al2O3. Число атомов кислорода до реакции четное, т.е. равно двум, а после реакции нечетное – 3. Поэтому перед формулой оксида алюминия ставим коэффициент 2. В результате у нас стало 6 атомов кислорода после реакции, значит, в левой части уравнения перед формулой кислорода ставим коэффициент 3. Начинаем уравнивать число атомов алюминия до и после реакции. До реакции 1 атом, после реакции – 4. Следовательно, в левой части уравнения перед формулой алюминия ставим коэффициент 4. Теперь число атомов каждого химического элемента в левой и правой части схемы уравнения одинаково, и стрелку следует заменить знаком равенства.

videouroki.net

Открытый урок по химии в 8 классе на тему" Уравнения химических реакций"

Краткосрочный план №1 Четверть: 1 Дата: 14.10.2013. Время: 09.00. – 09.45.

Учитель: Фром О.А. Класс: 8 «Б» Аудитория: 46

Тема: Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы вещества.

Цель: Как разработать алгоритм составления химических уравнений реакций.

Задачи:

1. Сформулировать закон сохранения массы вещества на основе предоставленных ресурсов.

2. Проанализировать химический опыт и дать определение уравнению химической реакции.

3. Используя разработанный алгоритм составить химические уравнения реакций.

Результат

Группа А- консультировать учеников группы В, С, умеет составлять алгоритм .

Группа В- умеет записывать уравнения реакции, применяя закон сохранения массы вещества.

Группа С- при помощи алгоритма умеет записывать реакции.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Оценивание

Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д.

  1. Вводный

Орг. момент

Приветствие учителя. Настрой учащихся на урок.

Учащиеся настраиваются на положительный настрой урока.

Фоногрвма Моцарта «Минутка»

Деление на группы

Деление на пять группы с помощью разноцветных шаров

С помощью одного цвета учащиеся находят членов своих групп

шары

Проверка домашнего задания

На доске хаотично распределены картинки с физическими и химическими явлениями

Распределите

фотографии на физические и химические явления.

Ученик при помощи ручки на интерактивной доске распределяет фото на физические и химические явления

Большой палец

Интерактивная доска

Актуализация знаний

Работа в группе

Учитель на экране показывает кроссворд и задание к нему и дает задание:

Разгадайте кроссворд и определите тему сегодняшнего урока.

Учащиеся разгадывают кроссворд при помощи картинок и вопросов. Определяют тему урока и задачи.

+, - , интересно

2. Основной этап

Изучение закона сохранения массы вещества

Слово учителя: При помощи учебника и раздаточного материала определите значимость ученных в создании закона сохранения массы вещества.

Какие ученые были основателем данного закона?

Каждая группа берет того ученного чье фото изображено на вашем флипчарте.

Учащиеся изучают учебник и и интернет ресурс , составляют флипчарт о своем ученном,

Кулак – пять пальцев

Учебник химия 8 класс стр.40, интернет ресурсы

Составление алгоритма

Ребята обратите внимание на доску. Сейчас вам будет показан ролик, вы

должны после просмотра обсудить опыт в группе и составить алгоритм составления уравнения реакции.

Учашиеся наблюдают за опытом и составляют алгоритм реакции уравнения. Защищаю флипчарт

самооценивание

Видеофрагмент, флипчарт, маркеры.

3. Заключительный этап.

Закрепление

Данная работа будет оценена, но сначала нам надо с вами составить критерии оценки.

Сейчас я вам раздам карточки. Выполните задание. Расставьте коэффициенты применяя закон сохранения массы вещества. После выполнения задания поменяйтесь карточками, и оцени работы друг друга.

Обсуждают и приводят критерии оценивания.

Учащиеся заполняют карточки

Взаимооценивание по критериям

карточки

Рефлексия

Выберите смайлик, который показывает ваше настроение от сегодняшнего урока

Заполните ваши листы самооценки.

Наклеивают смайлики на флипчарт. И оформляют лист по самооценки работы в группе

смайлики

Краткосрочный план №2 Четверть: 1 Дата: 16.10.2013. Время: 08.10. – 08.55.

Учитель: Фром О.А. Класс: 8 «Б» Аудитория: 46

Тема урока: Типы химических реакций.

Цель:. – Как различать основные типы химических реакций.

Задачи:

1. Определить основные признаки типов химических реакций.

2. Проанализировать заполненные таблицы и дать общую характеристику типам химических реакций.

3. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций.

Результат

Группа А- консультирует группы В,С. Умеет сделать вывод о типах реакции.

Группа В- умеет записывать реакции и различать основные их типы. Составлять презентацию и ее защищать.

Группа С- умеет записывать реакции и различать типы химических реакций при помощи сводной таблицы

Этапы урока

Время

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Оценивание

Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д.

  1. Вводный

Орг. момент

Ребята встаньте в круг и давайте пожелаем друг другу хорошего настроения

Учащиеся встают в круг и по цепочке желают друг другу .Учащиеся настраиваются на положительный настрой урока.

Проверка домашнего задания

Сейчас надо выполнить задания, они являются разно уровневые, первый уровень синий где нужно просто поставить коэфициенты по закону сохранения массы вещества, второй зеленый где нужно дописать уравнения реакции и уровнять применяя закон сохранения массы вещества, третий красный , где надо заполнить пропуски и расставить коэффициенты.

Учащиеся выполняют задания в карточках

Оценивание по критериям

Карточки, карты ответов, интерактивная доска

Актуализация знаний

Ответьте на вопрос: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «реакция»? и давайте это запишем на доске.

Так какая сегодня тема урока?

Какие задачи ?

Учащиеся произносят слова которые ассоциируются со словом «Реакция»

Учащиеся определяют тему урока и задачи.

+, - , интересно

Интерактивная доска.

2. Основной этап

Деление на группы

Возьмите любую геометрическую фигуру и сядьте за тот стол где эта фигура лежит в центе.

Учащиеся берут фигуру и распределятся на группы

Геометрические фигуры.

Выполнение опыта и заполнение таблицы.

У вас на столах лежит инструктивная карточка к проведению опыта.

Но сначала давайте вспомним ТБ.

Теперь приступите к заданию. Проделате опыт и определить, какой тип химической реакции ученики должны изучить? Заполнить таблицу определенного типа химической реакции.

Вспоминают ТБ. Проделывают опыт, определяют тип реакции составляют таблицу, защищают флипчарт

Две звезды одно желание

Инструктивные карточки, лабораторное оборудование, флипчарт, маркеры, учебник химии 8 класс

Закончить уравнения химической реакции и определить тип реакции которые вы ведете на доске.

Учащиеся записывают реакции и определяют тип химической реакции.

Поднятая рука

Интерактивная доска

3. Заключительный этап.

Закрепление

Встаньте ребята в два круга, внутренней поворачивается к внешнему лицом к лицу. И задайте друг другу вопросы по теме «Первоначальные химические понятия.»

А теперь подойдите к весам настроения и положите тот смайлик который соответствует вашему мнению по данному заданию.

Учащиеся встают в два круга и задают друг другу вопросы.

Стратегия «Весы настроения»

Рефлексия

Посмотрите на доску и ответьте на следующие вопросы.

  1. Что на уроке было

главным?

  1. Что интересным?

  2. Что нового узнали?

  3. Чему научились

Учащиеся отвечают на вопросы на стикетах и наклеивают их на флипчарт.

Самооценивание

стикеты

Краткосрочный план №3 Четверть: 1 Дата: 21.10.2013. Время: 09.00. – 09.45.

Учитель: Фром О.А. Класс: 8 «Б» Аудитория: 46

Тема урока: Решение задач по уравнению химической реакции.

Цель урока: Как при помощи алгоритма отработать навыки решения задач по уравнениям химической реакции.

Задачи:

1. Разработать алгоритм решения задач по уравнениям реакций используя учебник.

2. научиться решать задачи по алгоритму.

3. Закрепить умения решать задачи по уравнению реакций.

Результат

Группа А – умеют составлять алгоритм, задачпо уровнями , консультируют учеников группы В,С.

Группа С-умеют находить ошибки, решать задачи, составлять задачи.

Группа С – умеют составлять алгоритм при помощи учебника, решать задачи с алгоритмом, состалять задачи типичного характера.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Оценивание

Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д.

  1. Вводный

Орг. момент

Приветствие учителя. Настрой учащихся на урок.

Учащиеся настраиваются на положительный настрой урока.

Проверка домашнего задания

Посмотрите на доску.Из предложенного списка выберите химические явления и поставьте знак «+». Если явление физическое- поставьте знак «-» . После выполнения данного задания обменяйтесь картами ответа и оцените друг друга по критериям которые находятся на доске

Учащиеся заполняют карту ответов, меняются картами и оценивают по критериям

Оценивание по критериям

карты ответов, интерактивная доска

Актуализация знаний

Расшифруйте замаскированный химический элемент. По данному элементу вы будете распределены на группы

- Как вы думаете какая сегодня тема урока.

Учащиеся выполняют задание, делятся на группы и определяют тему урока.

+,-, интересно

Интерактивная доска, карточки.

2. Основной этап

По учебнику составьте алгоритм решения задачи и презентуйте его.

Работают с учебником и на ноутбуке составляют алгоритм.

Кулак, пять пальцев

Учебник 8 класс, ноутбук

3. Заключительный этап.

Закрепление

Вам предложены задачи решите задачу на основе составленного алгоритма.

Учащиеся решают задачи

Две звезды одно желание

Учебник, алгоритм, интерактивная доска.

Рефлексия

Заполните таблицы «ЗХУ»

Заполняют таблицу.

самооценивание

infourok.ru

Уравнение химической реакции. Ч.1. Видеоурок. Химия 8 Класс

Сущность химической реакции с позиции атомно-молекулярной теории заключается в том, что продукты реакции образуются из тех же атомов, которые входили в состав исходных веществ.

Пример 1. При разложении воды образуются простые вещества – водород и кислород (Рис.1.).

Разложение воды под действие электрического тока

Рис. 1. Разложение воды под действие электрического тока

 Запишем формулу исходного вещества воды слева, а формулы продуктов реакции - водорода и кислорода – справа. Между ними поставим стрелку:

Н2О → Н2 + О2

Эта запись является схемой реакции.

Схема реакции показывает только состав исходных веществ и продуктов реакции, но не может полностью отражать сущность реакции. В состав молекулы воды входит один атом кислорода, а в состав простого вещества кислорода входят два атома. Это значит, что не выполняется закон сохранения массы веществ.

Чтобы не было противоречий с законом сохранения массы веществ, нужно уравнять число атомов каждого химического элемента слева и справа от стрелки.

Чтобы образовалась одна молекула кислорода, в реакцию должны вступить две молекулы воды. Поставив коэффициент «2» перед формулой воды. Теперь уравняем количество атомов водорода, поставив коэффициент «2» перед формулой Н2, вместо стрелки поставим знак равенства:

2Н2О = 2Н2 + О2

Эта запись является уравнением химической реакции. В отличие от схемы реакции, уравнение учитывает, что число атомов каждого химического элемента в реакции не меняется.

Цифры, стоящие перед формулой вещества, называются коэффициентами. Коэффициент показывает количество молекул вещества.

Прочитать записанное уравнение можно так: «Из двух молекул воды образуется две молекулы водорода и 1 молекула кислорода».

Алгоритм составления уравнения химической реакции:

1) Записать формулы исходных веществ.

2) Справа от формул исходных веществ (после стрелки) записать формулы продуктов реакции.

3) Расставить коэффициенты.

Пример 2.Составим уравнение реакции горения магния в кислороде (Рис. 2).

Горение магния в кислороде

Рис. 2. Горение магния в кислороде

В результате этой реакции образуется одно вещество – оксид магния. Схема этой реакции:

Mg + O2 → MgO

Расставим коэффициенты. Так как в левой части уравнении два атома кислорода, а в правой – один. Поставим коэффициент «2» перед формулой оксида магния. Теперь атомов магния в правой части стало два, поэтому поставим коэффициент «2» перед формулой магния. Уравнение реакции будет выглядеть следующим образом:

2Mg + O2 = 2MgO

Коэффициенты в уравнении реакции обозначают не только число молекул каждого вещества, но и соотношение количеств веществ, участвующих в реакции. Поэтому уравнение разложение воды можно прочитать еще так: «При разложении каждых двух молей воды образуется 2 моля водорода и 1 моль кислорода».

 

Список рекомендованной литературы

1. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: Часть I. – М.: Школьная Пресса, 2002. (с.49)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 40-41)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§18)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§15)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

3. Тесты по химии (онлайн) (Источник).

4. Chemister.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. с.89 №№ 6,7 из учебника «Химия: 8- класс» (П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005).

2. с. 41 №№ 3,4 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

interneturok.ru


Смотрите также