Простое предложение и его грамматическая основа. Грамматическая основа предложения упражнения


Тема: Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Поурочные планы по русскому языку 11 класс

Тема: Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

24.07.2013 15632 0

 Цели: закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы; воспитание языкового чутья.

 

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица «Способы выражения главных членов предложения».

Ход урока.

I. Лексическая разминка.

Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетание таким образом, чтобы проявились разные значения многозначных слов.

 

Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.

 

II. Проверка домашнего задания.

Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану, составленному дома.

III. Работа по теме урока.

1.      Повторение признаков подлежащего и сказуемого.

Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.

Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.

В тайге темнеет рано.

Сынок, уезжаешь ни с чем?

У него была своя история.

Пыль принес ветер.

·         Что входит в грамматическую основу предложения?

·         Что называется подлежащим?

·         Способы выражения подлежащего.

·         Дайте определение сказуемого.

(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:

1) субъект высказывания;

2) предмет речи;

3) грамматически связано со сказуемым;

4) должно стоять перед сказуемым.)

2. Выполнение упражнения 373.

3. Повторение типов сказуемых.

Используя материал учебника (с. 251), учащиеся вспоминают типы сказуемых.

Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:

1. Как вы намерены действовать?

2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.

3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.

4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.

5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.

IV. Итог урока.

Знакомство со Спецификацией контрольных измерительных материалов  единого государственного экзамена  2010 года по русскому языку.

V.      Домашнее задание.

1. § 73.

2. Упражнение 374.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ)  ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ».  (ЕГЭ. Задание А 8.)

 

     I.              Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

ничего не знал (предложение 3)

он, вероятно, не знал (предложение 3)

он не знал (предложение 3)

выдвинул проект (предложение 5)

(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

  II.              Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

композитор не мог различать (предложение 3)

который не мог различать (предложение 3)

потом выяснилось (предложение 6)

эти два вида слуха (предложение 6)

(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.

 III.            Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?

что приводит (предложение 3)

оно повысилось (предложение 4)

нет движения (предложение 4)

это приводит (предложение 5)

(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.

 IV.            Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2) предложении текста?

фрагменты должны

фрагменты должны войти

все должны войти

войти в реферат

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

    V.            Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?

излучение было (предложение 3)

являются колебание и вращение (предложение 4)

электромагнитные волны излучают (предложение 5)

излучают тела (предложение 5)

(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным. (4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.

 VI.            Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

интуиция и воображение необходимы (предложение 3)

страсть бывает слепой (предложение 4)

это может (предложение 5)

может направить (предложение 5)

(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5) Иногда это может направить на ложный путь исследователя, первоначально натолкнувшегося на новые интересные факты.

VII.            Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

выходит из строя (предложение 2)

никогда не говорит (предложение 4)

как нарушена (предложение 5)

перестало (предложение 5)

(2) Если выходит из строя любой из них, то распадается сразу несколько функциональных систем, в которые он входил как функциональное звено. (4) Поэтому нейропсихолог никогда не говорит: у человека нарушена та или иная функция. (6) Он обязательно выясняет, как она нарушена и что ещё одновременно с этим перестало работать в организме.

VIII.            Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

гибнет в мире несколько видов (предложение 2)

положение угрожающее (предложение 4)

вид млекопитающих исчезает (предложение 4)

уничтожение гораздо более опасно для человечества (предложение 5)

(2) Сейчас ежедневно в мире гибнет в среднем несколько видов животных и растений, и темп этого вымирания нарастает. … (4) Везде положение угрожающее: один вид млекопитающих u1080 исчезает за 3-5 лет, в среднем же мы теряем в год, по-видимому, несколько видов животных и растений. (5) Уничтожение биологического разнообразия гораздо более опасно для человечества, чем даже изменение климата или сокращение озонового слоя.

 IX.            Сколько грамматических основ в предложении?

С утра до вечера на площадях устраивали митинги, ораторы поднимались на балконы и произносили пламенные речи, обращаясь к стоящим внизу; по улицам бесконечным потоком шли демонстранты.

1) одна 2) две 3) три 4) четыре

    X.            Практические задания:

1) Составьте шесть-семь вариантов задания А8, подбирая для этого различные способы выражения грамматической основы.

2) Выделите все грамматические основы в предложениях.

 

Их стали называть пароходо-фрегатами, потому что они по-прежнему сохраняли и парусное оснащение. Теперь паровую машину можно было располагать в глубине корпуса корабля, что повышало её защищённость от вражеского огня. Такое нововведение позволило оснащать паровыми машинами, приводящими в движение гребной винт, и большие линейные корабли. Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность, другим - экспериментировать с целью выявления неизвестных закономерностей. Усилиями множества людей разных стран и времён постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле. Их значительно больше, чем растений. А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. Дело в том, что их проникающая способность, а другими словами, их жёсткость, зависит от энергии их фотонов: фотоны более короткой длины волны проникают глубже. Принято называть излучение длиной волны более 0,1 нм мягким, а остальное – жёстким. Характерной особенностью этой части атмосферы является убывание температуры с высотой в среднем на шесть градусов на километр. В стратосфере в основном сосредоточен озон, который поглощает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, губительно действующего на многие организмы.

 

tak-to-ent.net

А9. Грамматическая основа предложения / Русский на 5

  • Главная
  • А9. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа в

Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: 

Эта пара отлично танцует.

Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: 

Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.

 

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

 

Грамматическая основа в двусоставном предложении

Главный член:

Подлежащее и сказуемое

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:
    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)

    Животные зевают, как и люди.

    Он что-то кричит.

    Больной выздоравливает.

    Присутствующие недоумевают.

    Один зевнёт, и все начинают зевать.

  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

    Мы с братом дерёмся от скуки.

    Пять человек дописывают контрольную.

    Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

    Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

  3. Подлежащее — неопределённая форма глагола

    Зевать невежливо.

    Задаваться – всех смешить.

  4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

Cказуемое и подлежащие

  1. Простое глагольное сказуемое
    • Глагол в личной форме
    • Инфинитив
    • Междометие
    • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
    • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.

    Он прыгает от радости.

    Звонок – он прыгать от радости.

    Пёс цап меня за палец!

    Я жду-жду, а он не идёт.

    Я жду не дождусь его прихода.

    А он возьми да и прийди в этот самый момент.

    Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

    Она только и делает, что ждёт от него звонка.

  2. Составное глагольное сказуемое
    • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола,называющего действие
    • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
    • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

    Я начала готовить утром.

     

    Я не умею готовить, но хочу научиться.

     

     

     

     

    Я была готова к двум.

     

    Понять – значит простить.

  3. Составное именное сказуемое
    Неименная часть:
    • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
    • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
    • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.

    Она балерина. Она была балериной. 

     

    Он оказался вруном.

    Она стала балериной. 

    Она работала дворником.

     

    Именная часть:
    • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
    • Прилагательное в любых формах

    Она была (будет) балериной.

     

    Она умна. (краткая форма)

    Она умная. (полная форма)

    Она умнее всех. (степень сравнения)

Грамматическая основа в односоставном назывном предложении

Главный член:

Подлежащее

И.п. существительного

Ночь. Тишина.

Какой мороз!

 

Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл.2) гл. в форм повелит. накл.

Иду по улице, смотрю по сторонам.

 

Иди сюда!

 

Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл.2) гл. в повелит. накл.3) гл. в форме условн. накл.

Звонят!

 

Пусть звонят.

Если бы мне сказали, я бы запомнила.

 

Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч.2) гл. в форме 3 л. мн.ч.

Слышишь звонок и бежишь открывать.

Так сейчас одеваются.

 

Грамматическая основа в односоставном безличном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.

Смеркается. Меня тошнит.

Смеркалось.

* В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.

 

Не путай:

  1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

    Я буду ждать тебя.

    (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

  2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

    1) Дополнение:

    Я попросила ее подождать.

    Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

    2) Обстоятельство:

    Я вышла на улицу подышать.

    Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

    Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Задание 11. ОГЭ по русскому языку. Грамматическая основа сложного предложения - Теория заданий ОГЭ - Русский язык - Публикации

Скачать материал

 

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.  

Показать ответ Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

  Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал. 

 

 

 

Что нужно знать:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга. Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она.

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием:

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась, Черное море прекрасно;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем. Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным: В каждом из нас есть что-то особенное;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего). 

Пример: Ветер колышет колос. В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь. Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло. Мне дали возможность исправить двойку.

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что это такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении).

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера: Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм):  Довольно бить баклуши! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола: Ветер продолжал завывать. Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола: Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола: Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагола: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать.

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:- Вася начал петь.- Петя попросил Васю

петь тише.В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др.: Небо было хмурым. За окном становилось темно. Солнце на горизонте казалось огромным. Море было синее-синее.

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки: Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Осложнённое СИС = вспомогательный глагол + связка-инфинитив + именная часть

Я хочу стать врачом.

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом) и составного глагольного (хочу стать). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Осложнённое СИС = составное именное микросказуемое + связка-инфинитив + именная часть СИС

Я должен был стать врачом.

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был), составного глагольного (должен был стать) и составного именного (стать врачом).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не.

Я не люблю фатального исхода. От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. (В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал, я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит.

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным.

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются. (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые). 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

dragunkin.ucoz.ru

А9. Грамматическая основа предложения

На этом уроке мы вспомним понятие «грамматическая основа предложения», поговорим о подлежащем и видах (типах) сказуемого, потренируемся в определении грамматической основы предложения. Проведём разбор заданий типа А9 ЕГЭ по русскому языку.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А9. Грамматическая основа предложения

Задание А9 проверяет умение определять грамматическую основу предложения.

Задание А9ЕГЭ представлено в следующей форме:

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

I. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения.

Рис. 1. Грамматическая основа предложения (Источник)

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Пришла весна.

К подлежащему можно задать общий вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: Пришла весна. К сказуемому можно задать общий вопрос: что говорится о предмете речи?

Рис. 2. Виды сказуемого (Источник)

Сказуемое представлено тремя видами (типами) – простое глагольное сказуемое (выражено глаголом в каком-либо наклонении.), составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив) и составное именное (состоит из глагола-связки и именной части).

Рис. 3. Грамматическая основа предложения (Источник)

II. Анализ задания А9

Рассмотрим пример задания А9 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2013 года. Дан текст и несколько сочетаний слов. Предлагается определить, какое из них является грамматической основой в одном из предложений этого текста.

(1)…(2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3) Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5) Промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. стали машины (предложение 5)

2. корабли в упор палили (предложение 2)

3. вывести из строя (предложение 3)

4. матросы старались завладеть (предложение 4)

Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что подлежащее обозначает то, о чём говорится в предложении, и это совершенно не обязательно слово, называющее предмет и отвечающее на вопрос что? Рассмотрим предложение 5: в нём две части, это сложносочинённое предложение. В первой его части речь идёт о промышленной революции или просто о революции, и это слово является подлежащим, а во второй части речь идёт о машинах. Сказуемое же обозначает то, что сообщается о подлежащем. О машинах сообщается, что они стали нововведением. Эта конструкция и является грамматической основой, в которой имеется составное именное сказуемое. Вариант ответа 1 неверен. В предложении 2 речь идёт о кораблях, это подлежащее, а сообщается о них то, что они палили, – это сказуемое. В упор отвечает на вопрос каким образом? и является обстоятельством образа действия, т.е. и второй вариант ответа неверен. В предложении 3 тоже несколько частей. Первая является односоставным безличным предложением, в нём речь идёт о том, что хватало, это сказуемое, а подлежащего в нём нет и не может быть, так как действие, о котором идёт речь, совершается само по себе, его никто не производит, в этом и заключается сущность безличных предложений. Вторая часть чтобы вывести корабль из строя тоже односоставная безличная конструкция. Вывести из строя, т.е. подбить, сломать и т.п., и есть грамматическая основа. Правильным является третий вариант ответа. Для страховки разберём 4-е предложение. Оно тоже является сложным, сложноподчинённым. В первой части его При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы речь идёт о матросах – это подлежащее, а сообщается о них то, что они высаживались – это сказуемое. Во второй же части которые в рукопашной  схватке старались завладеть неприятельским судном есть союзное слово которые. Это подлежащее (оно употреблено вместо слова матросы, эквивалентно ему по смыслу), а сообщается о которых, что они старалисьзавладеть. Это составное глагольное сказуемое.

Ответ: 3.

Выполним задание. Не стоит забывать, что подлежащее отвечает на вопрос О чём идёт речь в предложении? Сказуемое – Что сообщается о подлежащем?

(1) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата. (2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4) При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) Таким образом, компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1. понимается (предложение 5)

2. фрагменты должны войти (предложение 2)

3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)

4. исключение является (предложение 6)

Правильный ответ: №2.

 

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Blinovrus.ru (Источник).

2. 5-ege.ru (Источник).

3. Russkiy-na-5.ru (Источник).

4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

 

Домашнее задание

1. Выполните задание.

Какие слова являются грамматической основой в предложении: Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру.

а. народ выработал

б. выработал культуру

в. за века существования выработал

г. каждый народ выработал

2. Выделите грамматическую основу каждого предложения.

Весна вдруг началась во всей красе своей. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Вдруг населилась земля. Проснулись леса, луга.

Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!

(По Н. Гоголю).

3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 20 предложений различных типов, выделите грамматические основы предложений.

mirror.vsibiri.info

Простое предложение и его грамматическая основа

·                   Сегодня мы вспомним все, что мы знаем о простом предложении.

·                   Обновим в памяти понятия односоставных и неполных предложений.

·                   Систематизируем знания об основе простого предложения.

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Предложения выполняют коммуникативную функцию.

− То есть, мы общаемся при помощи предложений?

− Молодец! Ты все-таки догадался.

Перед нами – три предложения: первое – вопросительное, второе – повествовательное восклицательное, и третье – повествовательное невосклицательное.

Предложение является законченным по смыслу и интонационно.

Так, например, если мы произнесем «Птицы… страны… юг… тумбочка?!» − это будет просто набор слов, так как здесь нет смысловой и интонационной законченности. Но и такая фраза, как «Птицы прилетел южное страной» − не будет являться предложением.  Дело в том, что слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически. «Птицы прилетели из южных стран». Это – предложение.

Каждое предложение имеет грамматическую основу, то есть, основную часть, состоящую из главных членов предложения.

В предложении может быть одна основа,  а может быть больше одной основы.

Я играю на гитаре. Это простое предложение. В нем одна грамматическая основа: я играю.

Я играю на гитаре, а моя сестра рисует. Сложное предложение, потому что в нем две грамматические основы: я играю и сестра рисует.

Грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое.

Рассмотрим простое предложение Дождь идет.

Дождь – подлежащее, то, о чем говорится в предложении.

Идет – сказуемое. Сказуемое обозначает действие и состояние подлежащего.

Рассмотрим главные члены предложения подробнее. Начнем с подлежащего.

Подлежащее – главный член предложения.

Оно отвечает на вопросы кто? что?

Подлежащее обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.

Подлежащее обычно выражается именем существительным в форме именительного падежа.

София улыбнулась. Девушка пошутила.

Обратите внимание: подлежащим может быть как собственное, так и нарицательное имя существительное.

В роли подлежащего также часто выступают местоимения.

Он искал ключи. Что-то еще потерялось.

Наиболее часто подлежащими бывают личные, неопределенные, вопросительные и отрицательные местоимения.

Числительное также может выступать в роли подлежащего.

Трое шли по улице.

Достаточно часто подлежащее выражается неопределенной формой глагола.

Сочинять – великий дар.

Наконец, подлежащее может быть выражено любой субстантивированной, то есть перешедшей в разряд существительных частью речи.

Читающие быстрее развиваются.

В данном случае подлежащее выражено отглагольным прилагательным.

Подлежащие могут также выражаться лексически или синтаксически неделимыми сочетаниями.

Рассмотрим предложение Бабье лето в этом году наступило рано.

Есть большая разница между понятиями «лето» и «бабье лето».

Поэтому подлежащее в этом предложении – бабье лето.

Представим, что во всех приведенных предложениях подлежащим является только одно слово. Посмотрите на них внимательно. Разве может такое быть?

Есть большая разница между понятием дорога и сочетанием железная дорога. В первом предложении подлежащее – железная дорога.

Разве могла прийти на вечеринку куча? Нет, конечно, подлежащее – куча народа.

Какое-то много почему-то улетает весной на юг. Нет, подлежащее – много птиц.

Кто был награжден? Какой-то лучший? Лучший – кто? Подлежащее – лучший из учеников, иначе основа предложения лексически не полна.

Что-то было в его поведении. Что именно? Подлежащее – что-то странное.

Подлежащее в двусоставных предложениях выступает вместе со сказуемым.

Мы помним, что сказуемое поясняет, что делает лицо или предмет или что происходит с лицом или предметом.

Выделяется три типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Так, в предложении Я читаю книгу будет простое глагольное сказуемое – читаю.

В предложении Я начал читать книгу – составное глагольное сказуемое – начал читать.

В предложении Я любитель книг – составное именное сказуемое – любитель книг.

Рассмотрим типы сказуемого подробнее и начнем с простого глагольного сказуемого.

Простое глагольное сказуемое – и правда простое. Потому что в его роли выступает в основном глагол во всех его формах. В том числе и в сложных формах, поэтому нужно быть внимательными.

В роли простого глагольного сказуемого может также выступать все, что по смыслу равняется одному глаголу.

Я поехал бы на экскурсию. Подлежащее – я. Сказуемое – поехал бы. Это форма условного наклонения глагола. То есть, одна форма глагола. Это – простое глагольное сказуемое.

Мы будем повторять орфографию. Будем повторять – сложная форма будущего времени глагола повторять. Так как это одна глагольная форма, то сказуемое – простое глагольное.

Она взяла себя в руки. Взять себя в руки – фразеологизм, который можно заменить одним глаголом: успокоиться. Значит, сказуемое – простое глагольное.

Я пойду узнаю расписание. В таких сочетаниях подразумевается как бы одно цельное, неразрывное действие. Перед нами практически один глагол. Это сказуемое простое глагольное.

Составное глагольное сказуемое запоминается нам тем, что в игру вступают так называемые связки. Действительно, это сказуемое состоит из вспомогательной части, которая выражает грамматическое значение, и инфинитива, который выражает основной смысл сказуемого.

В роли связок могут выступать слова начать, стать, продолжать, закончить, хотеть, мечтать, бояться, пытаться, ненавидеть. И так далее.

Он начал рассказывать о походе. Сказуемое – начал рассказывать. Без инфинитива сказуемое теряет смысл. Это составное глагольное сказуемое.

Я хотел рассмотреть эту картину. Хотел рассмотреть – составное глагольное сказуемое. Без инфинитива нам непонятно, что хотел сделать субъект.

Мы пытались до вас дозвониться. Сказуемое пытались дозвониться – составное глагольное, поскольку без инфинитива теряет смысл. Заметьте, что части составного глагольного сказуемого не всегда стоят вместе, они могут разделяться другими членами предложения.

Он рад с нами познакомиться. Сказуемое – рад познакомиться. В качестве связки иногда выступают не только глаголы, но и краткие формы прилагательных. Сказуемое составное глагольное, потому что без инфинитива теряет смысл. Здесь части сказуемого тоже разделены.

Составное именное сказуемое достаточно легко определить. В нем действительно должно быть имя. Точнее – глагол-связка (который, правда, может отсутствовать) плюс именная часть. При этом значение сказуемого непременно выражается именной частью.

Она стала студенткой. Сказуемое – стала студенткой. Без именной части сказуемое не имеет смысла.

Семью семь – сорок девять. Сказуемое – сорок девять, связка отсутствует.

Это озеро прекрасно. Сказуемое – прекрасно, связка отсутствует.

Её дочь давно замужем. Сказуемое здесь выражено наречием – замужем. Оно составное именное.

Предложения также различаются по составу грамматической основы.

Это значит, что в предложении могут быть и подлежащее, и сказуемое, а может – только подлежащее или только сказуемое.

Солнце светит ярко. Это предложение – двусоставное, поскольку в нем есть подлежащее солнце и сказуемое светит.

Осень. Листопад. Эти предложения – односоставные. В них есть только один главный член, который похож с виду на подлежащее, потому что выражается формой именительного падежа имени существительного.

Холодает. Оденься! Эти предложения – тоже односоставные. Главный член в них похож на сказуемое, поскольку выражается при помощи форм глаголов.

Вспомним то, что мы знаем о типах односоставных предложений.

Определенно-личные предложения. В этих предложениях мы всегда можем определить, кто совершает указанные действия: их совершает конкретная личность.

В такие предложения на место подлежащего можно легко подставить местоимения я, ты, мы, вы.

С детства мечтаю летать. Можно подставить «я». Это определенно-личное предложение.

Пожалуйста, сходи в магазин! Можно подставить «ты».

Через час вернемся из школы. Можно подставить «мы». Это определенно-личное предложение.

Неопределенно-личные предложения, в отличие от определенно-личных, не дают указания на конкретное лицо. Нам непонятно, кто совершает действие.

В неопределенно-личных предложениях на место подлежащего можно подставить «они».

Тебе только что звонили. Кто конкретно звонил? Непонятно. Это неопределенно-личное предложение.

На базаре продают фрукты. Кто продает конкретно? Какие-то «они». Неопределенно-личное предложение.

На полях начали жатву. Кто начал? Неопределенно-личное предложение.

Безличные предложения.

В них вообще нет указания ни на какое лицо. Действие или состояние не зависит ни от каких лиц.

Очень часто в безличные предложения просится в качестве лица какое-то «Оно». Во всяком случае, главные члены в них часто имеют суффикс или окончание «О».

Не так давно рассвело. Действие выполняется само по себе, без участия лица.

Ребятам было весело. Состояние проявилось вне зависимости от лица, это безличное предложение.

Однако главный член в таких предложениях может выражаться, например, и инфинитивом.

Ну как не улыбнуться в ответ? Указание на лицо отсутствует. Предложение безличное.

Назывные предложения выделяются в отдельную группу.

Они просто описывают то, что есть, то есть, сообщают о событии действии.

Главный член в назывном предложении обычно выражается формой именительного падежа существительных или местоимений.

Тучи.

Тихий дождик. Это предложение назывное и распространенное, оно содержит определение.

Вот и осень. Предложение содержит указание. Но оно все равно назывное.

Вспомним также о том, что позиции главных и второстепенных членов предложения могут быть замещёнными и незамещёнными. То есть, в предложении мы можем пропустить один или несколько членов, потому что они понятны нам из контекста.

На заборе сидит крупная ворона. Это предложение полное, в нем замещены все позиции.

На заборе – крупная ворона. Это предложение неполное. В нем пропущено сказуемое.

− Где сидит крупная ворона?

− На заборе.

Второе предложение является неполным, так как в нем незамещёнными будут позиции подлежащего, сказуемого и определения.

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член, необходимый для выражения мысли.

 Очень часто такие предложения проявляются в диалогах:

 − Куда это ты собираешься?

− В кино.

Значение неполного предложения может раскрываться из контекста:

 Мы опоздали на целый час. Ужасно!

Наконец, часто неполной может быть часть сложного предложения:

Девятый класс пишет сочинение, а восьмой – изложение.

videouroki.net

тренировочные задания в форме ОГЭ 2015. Грамматическая основа предложения. 8 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 56»

г. Курска

Тренировочные задания по русскому языку в форме ОГЭ 2015.

Грамматическая основа предложения ( 8 класс).

Составила: Костина Лилия Сергеевна,

учитель русского языка.

Курск 2015

Данные тренировочные задания предназначены для повторения разделов «Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения», «Синтаксический анализ сложного предложения». Выполнение тестовых заданий 8 и 11 в формате ОГЭ поможет восьмиклассникам и девятиклассникам качественно подготовиться к выполнению экзаменационных заданий по синтаксису и пунктуации. Данный материал содержит 5 вариантов проверочных тестовых заданий.

Тренировочные задания по русскому языку в форме ОГЭ 2015.Грамматическая основа предложения. Варианты задания 8, 11.

1 вариант

Выпишите грамматическую основу предложения:

1. Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели.

2. Алиса могла свободно войти в театральный двор.

3. От свежевымытого пола тянуло прохладой.

4. Шесть работ из пачки исчезли.

5. Я вышел посмотреть на цветы.

6. Коров успели вывести вовремя.

7. Но её приласкали.

8. Глаза у них добрые.

9. Детское ликование не остановить.

10. Берись, ребята.

11. С появлением Ларисы многое изменилось.

12. Игрушки, вы ожили?

2 вариант

Выпишите грамматическую основу предложения:

1. И он оделся и пошёл на работу.

2. Но ведь это только начало!

3. Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.

4. Заходите, товарищ лейтенант.

5. Ёлки были меньше Серого Волка.

6. И обоим смешно!

7. Это понимать надо!

8. Неужто он так стар, наш старик?

9. Мы с папой зашли в цветочный магазин.

10. Клумба стала неузнаваемой.

11. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

12. Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

3 вариант

Выпишите грамматическую основу предложения:

1. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика.

2. Произнесёт тост за мир во всём мире.

3. У Мешкова отроду не было внутренних тормозов.

4.Мне уже рассказывали о её сыне.

5. Короткая у него жизнь.

6. Зато без оглядки, в полную силу прожита.

7. Алиса могла свободно войти в театральный двор.

8. Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.

9. И у людей так бывает…

10. Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

11. Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал.

12. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

4 вариант

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1. И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

2.Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

3.Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» - это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

4. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

5.Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.

6. Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься.

7.Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь!

8.Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые.

9.Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.

10.На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

5 вариант

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1.Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.

2.И вдруг я вспомнил, как давным–давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку. И шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…

3.Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

4.Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

5.А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

6.Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

7.Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось.

8.Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

9.Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.

10.Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась.

infourok.ru


Смотрите также