Игры и упражнения для развития голоса. Голосовые упражнения для детей


Методическое пособие "Упражнения для развития детского голоса" (5

Упражнения для "раскрепощения" мышц шеи и плечевого пояса

1. Упражнения для мышц плечевого пояса

Выполняется без музыки

1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т.п. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.

2. Упражнения для мышц шеи

Выполняется без музыки

Исходное положение - стоя или сидя, спина и шея прямые.

1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.

2. Наклонить голову вперед - вниз (вдох носом), поднять в исходное положение (выдох ртом), откинуть голову назад (вдох носом), исходное положение (выдох ртом).

3. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

4.Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.

5. Круговые медленные движения головой.

"Пчелка"

Исходное положение: Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты к плечам в локтевых суставах ("маленькие крылышки").

На первое предложение отведение и приведение согнутых рук к туловищу ("пчелка машет крылышками"). На второе предложение поднимать руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

hello_html_m7e39dd89.jpg

"Ёлочка"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч, напряженные руки отведены в стороны - "ёлочка".

В первом периоде выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки при этом находятся в четырех положениях:

- 1 - 4 такты - в стороны - вниз;

- 5 - 8 такты - в стороны;

- 9 - 12 такты - в стороны - вверх;

- 13 - 16 такты - вверх.

В репризе руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, повороты начинаются из положения рук вверх и к последнему такту переходят в исходное положение.

hello_html_m33278600.jpg

"Качели"

Исходное положение: Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Пружинистые приседания, руки при этом свободно качаются вперед-назад. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

hello_html_329fa406.jpg

"Месяц"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

На первое предложение медленно, на каждую фразу поднимать и опускать поочередно руки.

На второе предложение - качание вытянутых вверх рук над головой.

hello_html_584d212d.jpg

"Куница"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

На первое предложение - медленное вращение головой вправо.

На второе предложение - медленное вращение головой влево.

hello_html_14888eda.jpg

Игры и упражнения для развития дыхания

1. "Веселый паровозик"

Детям дается установка: "Чей паровозик дольше проедет?" Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога "паровозик едет": "Чух-чух-чух..." так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого на дольше хватило дыхания.

2. "Воздушные шарики"

Детям предлагается "надуть воздушные шарики" (дыхание короткое через нос). Сначала "надуваем шарик", затем со звуком "тс-с-с..." - "сдуваем", делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

3. "Сердитая муха"

Муха "жужжит над ухом": "Дз-з-з..." на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

4. "На колок"

Держать свое тело в положении "на колок" - это значит как бы "надеть" его на позвоночник. Расслабить мышцы спины, плеч, рук, потом приподнять тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, "надеть" на позвоночник. Дети должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея - свободными.

5. "Свеча"

Поднести ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5 - 2 см; длиной - 7 - 10 см) и дуть на нее (это "свеча") с тем, чтобы "положить пламя свечи" и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

6. "Звукоподражатель"

Воспроизвести звуки природы:

- свистит ветер - ссссссс

- шумит лес - шшшшш

- звенит комар - зззззз

- жужжит пчела - жжжжж

7. "Насос"

1 вариант

У детей в руках "насос". Они накачивают "шину", сопровождая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс!

2 вариант

Дети распределяются по парам. Встают друг против друга. Один будет надувать "резинового человечка" (куклу). Второй - сидит на корточках. Он ненадутый "резиновый человечек" (кукла). Слышен звук насоса - "человечек" поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Когда "человечек" надут до отказа, тогда "выдергивается шланг", и воздух с резким звуком пш! с силой прорывается, а "человечек" возвращается в свое исходное положение.

8. "Дирижер" (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)

Исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Педагог - "дирижер" поднимает руки вверх и считает до трех, дети делают вдох. "Дирижер" держит руки вверху и считает до трех, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук "дирижера" дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.

9. "Быстро - медленно" (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха)

Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро - коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные "с", "ш", "ф".

10. "Попеременное дыхание" (по методу йогов)

Цель этого вида дыхательных упражнений - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

11. "Мороз" (для равномерного выдоха)

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и "отогрелись".

12. Упражнение на сохранение вдоха

После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра "резиновый круг". Этот "резиновый круг" не должен опасть до начала пения, мы просим ребенка сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты ребра.

13. Дыхательная зарядка (из опыта Л. Казарновской)

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 - вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 - задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 - выдох, наклон вперед, опуская руки.

14."Ладошки" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, ладони сведены перед грудью. Вдох - с силой сжимать ладони, одновременно коротко втягивая воздух через нос. Выдох самопроизвольный.

15. "Кошечка" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях. Вдох - выполнить повороты вправо и влево, втягивая воздух через нос. Выдох - возвращаемся в исходное положение, выдыхая через рот.

16. "Ушки" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Вдох - наклон головы вправо, втягивая воздух через рот. Выдох - через рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.

17. "Синьор Помидор" (по М.Л. Лазареву)

Упражнение для развития силы дыхательных мышц.

Исходное положение: Стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены вниз. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выходу воздуха. Руки с силой "выжимают" грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.

18. Силовое дыхание (по М.Л. Лазареву)

Исходное положение: стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряженными руками совершаются вращения по кругу вперед, пока выдох не закончится.

19. Очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы)

Исходное положение: стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.

Артикуляционная гимнастика с музыкой

1. Гимнастика для жевательных мышц

hello_html_698f01be.jpg

1 - 2 такты - два раза открыть рот и закрыть

3 - 4 такты - два раза выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение

5 такт - открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить

6 такт - открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить

7 - 8 такты - движения нижней челюсти вправо и влево

2. Гимнастика для губ

hello_html_m18d3849b.jpg

1 - 8 такты - чередование положений губ в улыбке и трубочкой (выполнить 4 раза)

9 - 12 такты - чередовать оскал верхних и нижних зубов

13 - 14 такты - плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук П

15 такт - верхними зубами покусать нижнюю губу

16 такт - нижними зубами покусать верхнюю губу

18 - 20 такты - круглые губы вытянуть вперед, "рупор", вернуть в исходное положение

3. Гимнастика для языка и губ

hello_html_ca3309.jpg

1 - 4 такты - "Улыбка" - растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в исходное положение (1 раз)

5 - 8 такты - "Забор" - улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы

9 - 12 такты - "Трубочка" - вытянуть губы вперед трубочкой

13 - 16 такты - "Лопатка" - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу

17 - 20 такты - наказать непослушный язычок - чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 - 6 раз, произнося "ПП - ПГГ"

21 - 24 такты - удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте

25 - 28 такты - "Иголочка" - рот широко открыт, показать узенький язычок

29 - 32 такты - наказать язык

hello_html_17480e54.jpg

1 - 4 такты - "Качели" - при открытом рте движение языка вверх - вниз (4 раза)

5 - 8 такты - "Барабанщики" - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д", сначала медленно, потом быстро (в соответствии с ритмическим рисунком)

9 - 12 такты - "Орешек" - узкий кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку с внутренней стороны

13 - 20 такты - "Дощечка" - широкий язык лежит внизу за зубами, рот широко открыт, вернуть язык в исходное положение (2 раза)

21 - 24 такты - "Мартышка" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за нижней губой

25 - 27 такты - "Бульдог" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за верхней губой

29 - 32 такты - "Грибок" - рот широко открыт, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка

33 - 36 такты - "Колесо" - рот закрыт, круговые движения языка внутри рта, справа - налево и наоборот

Артикуляционные сказки

1. "Теремок"

"Хоботок" - вытянуть губы вперед и вращать ими

В доме есть три маленьких круглых окошка

"Окошко" - приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь

"Оскал" - показать зубы на улыбке, зубы разжать при этом

Стены у дома были красивые

"Покрасить стенки" - кончиком языка погладить щеки

Однажды подул очень сильный ветер и стены у домика зашатались вправо - влево, вправо - влево

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике

Движение нижней челюстью вправо - влево

Дверь то открывалась, то закрывалась

Рот открывать и закрывать

Даже труба на крыше закачалась

Хоботок вправо - влево

Вдруг дом рухнул и рассыпался

"Худышка" - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова не смогла сказать от расстройства

Закусить нижнюю губу

Прискакала лягушка - подружка и говорит: "Ква-ква! Пойдем, мышка, в мой домик жить!"

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой

Улыбка

2. "Сказка про гнома"

Язык вверх - вниз

Поел вкусное варенье и побежал гулять

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Перелез через забор

"Забор" - зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

Скатился с горки

"Горка" - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

И вдруг увидел красивую бабочку. Бабочка села ему на нос. Гном поморщился

Нос поморщить

Бабочка и не подумала улетать. Гном попытался сдуть ее с носа

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Так с бабочкой он играл целый день. Наступил вечер. Гном скатился с горки

"Горка"

Перелез через забор

"Забор"

И вернулся в дом. Открыл кран, пустил воду, послушал как она поет свою песенку

С-с-с

Умылся, почистил зубы

"Щетка" - кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Задул на ночь свечу

"Трубочка" - зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке "У"

И лег спать

"Лопатка" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

3. "Маша и медведь"

"Толстячок" - надуть щеки

"Грибок" - прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка - его ножку

На столе чашки стоят.

"Чашечка" - боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

Маша была хозяйственной девочкой. Напекла Маша блинов, сделала много-много лепешек с тонкими краями.

"Лопатка" - пожевать края языка

Вдруг открывается дверь и входит Медведь. Удивился Миша.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел на столе порядок: чашки стоят.

Нахмуриться

"Чашечка"

Блины в тарелке остывают с вареньем

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Медведь улыбнулся и говорит: "Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!"

"Улыбка"

Посадил Машу в санки и повез в деревню

"Санки"

4. "Колобок"

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остывать

"Катушка" - широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык "выкатывается" вперед, затем убирается вглубь рта

Лежит колобок, отдыхает. Решил колобок посмотреть, что же на улице происходит?

Язык перешагивает через зубы

Открыл ставни и свесил ножки на улицу

"Лопата"- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Вдруг, откуда не возьмись, волк бежит. Остановился

"Оскал"

Громким голосом пугает всех. "Колобок, я тебя съем!", - закричал волк пронзительно

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался волк, поводил носом вправо - влево: "вкусно пахнет"

"Хоботок"

Попытался языком до колобка дотянуться; длинный язык у волка, вот-вот дотянется

Вытянуть язык "иголочкой" к носу

А колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп и закрылись

Прикусить язык

Так волку язык и прищемило. Оскалился волк. Завыл волк дурным голосом и бросился бежать, куда глаза глядят

"Оскал"

Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает

"Лопата" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

5. "Делу время, потехе час"

"Иголочка" - сильно потянуть кончик языка вперед

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок

"Лопата" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. "Тук, тук, тук. Тук, тук, тук". Качели получились на славу!

"Молоток" - открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д"

Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краски раздобыли - красную, желтую, зеленую - и покрасили качели

"Маляр" - широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения взад-вперед (от зубов и обратно)

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели - идет индюшка-болтушка.

- Что вы делаете?, - спрашивает

"Индюк" - широким передним краем языка производить вперед-назад движения по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорять темп. Добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл

- На качелях качаемся. Иди, с нами играть будешь

"Улыбка"

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что услышав эти звуки, к ним подошла большая, мудрая лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях

"Лошадка" - цоканье языком

Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно, со скрипом стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз...

"Качели"

Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

"Улыбка"

6. "Сказка про котенка"

"Киска" - широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Затем умылся, облизав свою мордочку, сначала от усов к носу, а потом наоборот

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Взял в лапы зубную щетку, почистил зубки. И пошел искать друга

"Щетка" - широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Шел-шел, шел-шел, по тропинке и по травке, по кочкам и по лужам, видит: грибок растет.

- Грибок, будь моим другом!, - попросил котенок.

- Не могу, я бегать не умею, - грустно сказал грибок

"Грибок" - прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка - его ножку

Побрел котенок дальше. Видит, лошадка скачет

"Лошадка" - цоканье языком

- Тпру-тпру, остановись, лошадка", - громко закричал котенок и потом робко попросил: "Будь моим другом!" Но лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше

"Фырканье" - широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки на раздувались, язык не зажимался зубами

Идет котенок дальше. Увидел сердитого индюка, который ругал своего индюшонка. Котенок испугался и убежал

"Индюк" - широким передним краем языка производить вперед-назад движения по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорять темп. Добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл

Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. "Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе", - подумал котенок и пошел дальше

"Дятел" - кончиком языка стучать за зубами и произносить "д-д-д"

Идет по дорожке. Вдруг видит, щенок сидит и плачет.

- О чем ты плачешь? Давай дружить!, - предложил котенок. Обрадовался щенок, громко залаял и побежал за котенком, весело виляя хвостиком

"Улыбка"

Вокальные упражнения

hello_html_3b9a13b6.jpg

hello_html_15f9aca9.jpg

hello_html_m698938e8.jpg

hello_html_m4f5f93e1.jpg

hello_html_m33ae1604.jpg

hello_html_m695eb8cb.jpg

hello_html_m117413fb.jpg

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - подошли мы к ежу.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра - вышли кони со двора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру - я хожу по двору.

Да-да-да, да-да-да - наступили холода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - я на лыжах иду.

hello_html_m12a2ecbe.jpg

hello_html_1a2c1f33.jpg

hello_html_5f87ab46.jpg

hello_html_4a56631f.jpg

hello_html_1dcb3e7.jpg

hello_html_m368b435e.jpg

hello_html_m430fe705.jpg

hello_html_m1a8cf2bb.jpg

hello_html_m63e08f4.jpg

hello_html_764d9d7f.jpg

hello_html_m427bca00.jpg

hello_html_m641820b7.jpg

hello_html_m7af92d70.jpg

hello_html_37dbb941.jpg

hello_html_2b8f9a89.jpg

hello_html_m2bfd2b1b.jpg

hello_html_m6bc1aec5.jpg

hello_html_3c3816d0.jpg

hello_html_m698e95e8.jpg

Жу-жу-жу, жа-жа-жа - мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча - очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща - ловим щуку и леща.

hello_html_mcca039a.jpg

hello_html_3671383b.jpg

hello_html_m197bc585.jpg

hello_html_6067c6a5.jpg

hello_html_m39c61f7c.jpg

hello_html_m3d50f07b.jpg

hello_html_m364c5b9f.jpg

hello_html_793d37ed.jpg

hello_html_m1cb14786.jpg

hello_html_m3952f954.jpg

Ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Усь-усь-усь - быстро с горки качусь.

Ма-ма-ма - пришла Зимушка-зима.

infourok.ru

Вся логопедия Игры на развитие голоса. Картотека

Развитие голосовой функции — это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

Игра «Протяни звук»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

 

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции ми­микой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а по­том попробовать повторить слова с той же интонацией.

 

Игра «Уложи куклу

Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»

Оборудование: коляска и кукла.

Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос­лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немно­го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Цель игры: развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав­ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас­ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

 

Игра «Вездеход» 

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: рисунок вездехода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

 

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

 

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

 

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

 

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

 

Игра «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:

«Му» — коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

 

Или:

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

 

Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.

 

Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

***

Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)

 Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)

 

Игра «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

 

Игра «Самолет»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

 

Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно­сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

 «Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

 

Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.

 

Игра «Котята»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

 

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.

 

Игра «Жук»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

 

Игра «Ракета»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж­но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

 

Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

 

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

 

Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

 

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).

 

Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

 

Игра «Сказочник»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

 

Игра «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости!

 

Игра «Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:

 

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

 

Игра «Божья коровка»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:

Читая детям стихо­творения, соблюдай­те правильный темп речи, логические ударения и нужную интонацию.

Божья коровка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

 

Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Оборудование: специального  оборудования  не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

 

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

 

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

 Снова в гору едем мы,

 Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

logoped.name

Уроки вокала — Поют Дети

Постановка голоса у детей в игре

Дидактическая игра » Лягушка»

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (ТИНАО)

Дидактическая игра «Колыбельная» (для детей 1-го месяца обучения)

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»,постановка вокального дыхания

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (3-5 лет) (ТИНАО)

Дидактическая игра: «Выпускаем птичек»

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «И»

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (3 -5 лет) (ТИНАО)

Дидактическая игра » Пчёлки»

вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания (вдоха и выдоха в пении )

Дидактическая игра «Ракеты»

вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (ТИНАО)

Дидактическая игра «Коровки»

Вокальная задача: формирование резонативных ощущений в области «маски»Ролик записан на примере младшей группы  Оксаны Родиной Культурного центра «Вдохновение».

Многие педагоги-вокалисты, работающие со взрослыми голосами, распевают своих учеников в начале урока с закрытым ртом. Такой вид упражнений очень полезен для голосового аппарата. Упражнение -«мычание» служит хорошим «разогревом » для голоса, позволяет эффективно решать вокальные задачи без интенсивной нагрузки (плотность смыкания голосовых связок при таком виде пения щадящая ). Пение с закрытым ртом позволяет педагогу налаживать слуховые координации (развивать вокальный слух) ученика). Это связанно с тем, что, при отсутствии артикуляционных задач , ученику легче сконцентрироваться на чистоте интонации. К сожалению, мало педагогов-вокалистов , работающих с детьми,используют этот вид вокальных упражнений на практике, так-как детям скучно петь «без слов». Эта проблема решается в игровых формах. Ниже приведен пример игры «коровки», которая позволит педагогу непринужденно для детей решить поставленные вокальные задачи»

Дидактическая игра «Звери летят»

Вокальная задача: формирование мышечного ощущения высоты звука.Педагог — вокалист Оксана Родина (специализация — постановка голоса у детей) автор уникальных методик по развитию голоса у детей в игровых формах:

«Один из начальных этапов в занятиях вокалом — это формирование у ребенка МЫШЕЧНОГО ощущение высоты звука. Часто, ребенок слышит, что этот звук высокий , а этот низкий, но с воспроизведением заданной высоты часто бывают проблемы. Прежде чем перейти непосредственно к пению, лучше всего ребенку «попробовать» свои мышечные ощущения внетонально, в режиме распевной речи. Это помогает, во первых, почувствовать звучание своего голоса в разных регистрах, а во вторых, плавно подготавливает ребенка, как мышечно, так и эмоционально к мелодическому пению».

(Ролик записан на примере занятий младшей группы  Оксаны Родиной. КЦ «Вдохновение»)

Дидактическая игра скороговорка «Краб»(Активная дикция)

Вокальная задача: Формирование эффективного певческого вдоха, активной дикции в пении.В ролике демонстрируется применение игровых элементов в скороговорочных упражнениях на примере урока Анны Бородиной- 9 лет (4-й год обучения).

Применение скороговорок в качестве речевых , распевно-речевых и мелодических упражнений — распространенная практика у педагогов — вокалистов. Позволяет решить различные вокальные задачи. В первую очередь, улучшить дикционные качества артикуляционного аппарата, так же, на скороговорочном материале эффективно решаются задачи постановки певческого дыхания, формирования вокальной артикуляции и т.д.

Дидактическая игра: «Шарики»

Педагогическая задача: тренировка вокального дыхания

Дидактическая игра «я люблю фрукты»

Педагогическая задача: формирование правильной артикуляции гласного звука «а», интонирование квартового скачка.

В ролике показан пример использования игровых технологий для эффективного формирования начальных навыков пения гласного звука А, тренировки чистоты интонирование квартового скачка в пении.

Дидактическая игра: «Кусака»

Педагогическая задача: формирования вокальной артикуляции звука «А». Ролик записан на примере урока Александры Суворовой (6 лет)

Большинство, как начинающих, так и опытных педагогов начинают развитие голоса, применяя вокальные упражнения с гласным звуком «А». Но не смотря на всю кажущуюся простоту в звукопостановке этой гласной , на мой взгляд, это один из самых сложных и коварных звуков для начинающего певца. Подробнее о постановке голоса с использование гласной «А» в статье «Поём А правильно»

Дидактическая игра АУ

Педагогическая задача — формирование единой вокальной позиции

В ролике показаны игровые технологии постановки вокальной артикуляции гласных звуков А -У. Оксана Родина автор уникальных методических разработок по постановке голоса у детей в игре. Автор методики развития детского голоса с 3 лет «Вокальная азбука». Больше о детском пении вы можете прочесть на сайте childvocal.ru. При том, что все гласные звуки в пении имеют свои артикуляционные особенности, их объединяют и единые черты. Одно из самых трудных сочетаний гласных — это открытый звук А и узкий звук У.

Дидактическая игра: «Машенька на ярмарке»

Педагогическая задача: Формирование единой вокальной позиции

Оксана Родина. Автор уникальных методик по постановке голоса у детей. Подробнее на childvocal.ru Дидактическая игра : «Машенька на ярмарке». Педагогическая задача: формирование единой вокальной позиции.

childvocal.ru

Игры и упражнения для развития голоса

Игры и упражнения для развития голоса

Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.

Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..»

Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

Кошка и котенок

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

...

? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Большой и маленький

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

...

? Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Скажи на ушко

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

...

? Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Передай

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

...

? Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Две машинки

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

...

? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Быстро и медленно

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

...

? Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок (с 3 лет)

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

...

? Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Три медведя (с 3 лет)

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

...

? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Карусели (с 3 лет)

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) —

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

...

? Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Вьюга (с 4 лет)

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

...

? Игра способствует совершенствованию речевого дыхания, слухового внимания, развитию силы голоса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Игры и упражнения для развития голоса - 1000 ИГР, ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - РАЗВИТИЕ РЕЧИ - Каталог файлов

Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.

Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..»

Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

Кошка и котенок

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

 

Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

...

? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Большой и маленький

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

...

? Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Скажи на ушко

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

...

? Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Передай

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

...

? Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Две машинки

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

...

? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Быстро и медленно

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

...

? Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок (с 3 лет)

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

 
...

? Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Три медведя (с 3 лет)

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

...

? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Карусели (с 3 лет)

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) —

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

...

? Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Вьюга (с 4 лет)

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

 
...

? Игра способствует совершенствованию речевого дыхания, слухового внимания, развитию силы голоса.

xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai


Смотрите также